Научная статья на тему 'Специфика личностной самоорганизации студентов, включенных в исследовательскую деятельность'

Специфика личностной самоорганизации студентов, включенных в исследовательскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
257
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / RESEARCH ACTIVITY / SELF-ORGANIZATION OF PERSONALITY / VALUE ORIENTATIONS / PERSONAL PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пахмутова Марина Анатольевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей самоорганизации студентов, занимающихся исследовательской деятельностью. Установлено, что ядро ценностных ориентаций студентов-исследователей включает большое разнообразие ценностей-целей и средств их достижения. Особую значимость представляют выявленные различия между студентами-исследователями и студентами-неисследователями на уровне деятельности (способностей к коррекции и волевым усилиям), а также на уровне личностных характеристик (экстраверсии, открытости и нейротизма).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS INVOLVED IN RESEARCH ACTIVITY

The article deals with the results of empirical study of the peculiarities of self-organization of students engaged in research activities. It is confirmed that the kernel of value orientations of students who undertake research work includes great diversity of value goals and means of achieving. The distinction between the students who undertake research work and the students who don’t is of particular significance at the level of activity (the ability to correct and willpower) and also at the level of personal peculiarities (extraversion, openness and neurotism).

Текст научной работы на тему «Специфика личностной самоорганизации студентов, включенных в исследовательскую деятельность»

УДК [159.923.5]

СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

SPECIFICITY OF SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS INVOLVED

IN RESEARCH ACTIVITY

М. А. Пахмутова

M. A. Pakhmutova

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»,

г. Санкт-Петербург

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей самоорганизации студентов, занимающихся исследовательской деятельностью. Установлено, что ядро ценностных ориентаций студентов-исследователей включает большое разнообразие ценностей-целей и средств их достижения. Особую значимость представляют выявленные различия между студентами-исследователями и студентами-неисследователями на уровне деятельности (способностей к коррекции и волевым усилиям), а также на уровне личностных характеристик (экстраверсии, открытости и нейротизма).

Abstract. The article deals with the results of empirical study of the peculiarities of self-organization of students engaged in research activities. It is confirmed that the kernel of value orientations of students who undertake research work includes great diversity of value goals and means of achieving. The distinction between the students who undertake research work and the students who don't is of particular significance at the level of activity (the ability to correct and willpower) and also at the level of personal peculiarities (extraversion, openness and neurotism).

Ключевые слова: исследовательская деятельность, самоорганизация личности, ценностные ориентации, личностные характеристики.

Keywords: research activity, self-organization of personality, value orientations, personal peculiarities.

Актуальность исследуемой проблемы. В психологии современный этап изучения самоорганизации личности характеризуется охватом самых различных аспектов данной проблемы, с одной стороны, и неопределенностью понятийного аппарата, включающего термины, заимствованные из естественных наук, с другой. При этом существует противоречие между пониманием самоорганизации как способности к организации человеком собственной деятельности и как совокупности связей между подструктурами личности.

Интерес психологов и педагогов к самоорганизации зарождался в работах 1970-х годов, связанных преимущественно либо с вопросами эффективного самоуправления личности, либо с проблемами саморегуляции психической деятельности. Н. М. Пейсахов отмечал разницу между самоуправлением, которое связано с постановкой целей самим субъектом деятельности и общения, с предвидением отдаленных результатов и саморегуляцией, относящейся к жизнедеятельности и характеризующейся принятием поставлен-

ных извне целей [6, 5]. Таким образом, изучение «самопроцессов» было нацелено на выявление их структуры. Так, Ю. А. Цагарелли в своем исследовании отнес к структуре саморегуляции самооценку, самоконтроль, самокоррекцию и самонастройку [10, 385]. Позже в данную структуру В. И. Моросанова включила планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость и самостоятельность [5]. В свою очередь, Н. М. Пейсахов самоконтроль и коррекцию ввел в структуру способности самоуправления. Многие из этих компонентов вошли в современную модель самоорганизации личности А. Д. Ишкова. Разрабатывая голографическую модель самоорганизации, он включил в нее следующие компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекцию и волевые усилия.

Несмотря на попытки исследователей прийти к единому мнению в вопросе природы, структуры и динамики процесса самоорганизации личности, в настоящее время в психологии наблюдается разнородность подходов к определению этого понятия. С одной стороны, как отмечает Л. В. Фалеева, «самоорганизация - это деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя» [8, 271]. С другой стороны, нельзя отрицать интегральную характеристику самоорганизации как совокупности природных и социально приобретенных свойств, воплощенных в осознаваемых особенностях воли, интеллекта, мотивов [3]. Следует говорить о разных аспектах одного и того же процесса упорядочения взаимосвязей между различными сферами личности, результат которого проявляется как в сознании человека, так и в его деятельности.

Самоорганизация не просто связана с деятельностью человека, а влияет на нее, равно как и деятельность влияет на развитие компонентов личностной самоорганизации. Говоря о деятельности как факторе развития человека, мы обращаемся к понятию «субъект деятельности» [1]. Как субъект деятельности человек проявляет себя в окружающем мире. Личность при этом является некой имплицитной подсистемой, внутренним миром человека. Тем не менее, именно внутри личности зарождается то содержание, на основе которого функционирует субъект деятельности. Можно сказать, личность первична, так как развитие способностей человека зависит от его личностных свойств и от мотивов деятельности, которые относятся именно к системе личности.

Личность студента испытывает на себе влияние новой среды - образовательной среды высшего учебного заведения. Исследовательская деятельность студентов как вид учебной деятельности представляет собой условие развития их личности. Ее особенности, такие как ситуация неопределенности, отсутствие правильного решения, единство творчества и рационализма и пр., способствуют развитию уровня самоорганизации как на уровне личности, так и на уровне субъекта деятельности.

Развитие личности студентов разворачивается одновременно в двух плоскостях: развитие личности и развитие субъекта деятельности (профессионала). Поэтому так остро ставится сегодня вопрос об интеграции концепций личностного развития и профессионального становления учащихся высших учебных заведений [2, 30]. Самоорганизация человека также разворачивается в двух плоскостях: самоорганизация личности и самоорганизация субъекта деятельности.

Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что в психологии назрела необходимость не только уточнения самого понятия «самоорганизация личности», но и выявления эмпирическим путем свойств этого явления как на уровне личности, так и на уровне деятельности.

Материал и методика исследований. Целью работы было установление связи между исследовательской деятельностью студентов и особенностями их самоорганизации. Объект исследования - личностная самоорганизация студентов. Предмет исследования -влияние исследовательской деятельности студентов на самоорганизацию личности. В экспериментальной работе принимали участие студенты четвертого курса, обучающиеся по техническим и гуманитарным специальностям в Марийском государственном техническом университете (148 человек). Гипотеза исследования состоит в том, что студенты, осуществляющие исследовательскую деятельность с разной интенсивностью, будут различаться по особенностям самоорганизации личности и самоорганизации деятельности.

Для выявления уровня самоорганизации использовался опросник «Диагностика особенностей самоорганизации-39» (ДОС-39) (разработанный А. Д. Ишковым на базе голографической модели самоорганизации) [4, 306], который позволяет определить не только общий уровень самоорганизации, но также особенности всех ее компонентов. Структуру личностных свойств мы исследовали с помощью «Пятифакторного личностного опросника» (Р. МакКрэй, П. Коста) [9], который позволяет оценить выраженность каждого из пяти факторов (экстраверсия, привязанность, самоконтроль, нейротизм, открытость). Также мы включили в исследование методику «Ценностные ориентации» (М. Рокич) [7], с помощью которой можно раскрыть структурные и содержательные характеристики ценностной иерархии личности. Анкета «Особенности взаимосвязи исследовательской деятельности с личностными характеристиками» (14 вопросов) была направлена на определение степени включенности студентов в исследовательскую деятельность и собственно отношения учащихся к ней. По результатам анализа ответов на вопросы анкеты студенты были разделены на три группы (по степени их участия в исследовательской деятельности на протяжении разных этапов обучения):

1) студенты-исследователи, т. е. студенты, которые интересовались проведением исследований как в школе, так и в университете. Они активно, по собственной инициативе участвуют в разнообразных формах учебно-исследовательской деятельности (научных конференциях, научной деятельности лабораторий), а также осуществляют самостоятельные исследования. К исследовательской деятельности такие студенты относятся положительно, и, как правило, их исследования выходят за рамки основной образовательной программы (42 человека - 28 %);

2) студенты - потенциальные исследователи, т. е. студенты, которые занимались исследовательской деятельностью в школе, но в университете их исследовательская активность снизилась. К учебно-исследовательской деятельности они в основном относятся нейтрально, у некоторых проведение исследований хотя и вызывает интерес, но инициатива участия в научных мероприятиях исходит всегда от преподавателя (руководителя исследовательской работы). Такие студенты проводят исследования только под руководством преподавателя и в рамках образовательной программы (47 человек - 32 %);

3) студенты-неисследователи, т. е. студенты, которые осуществляли исследовательскую деятельность в младших и средних классах школы, но в студенческом возрасте потеряли к исследованиям интерес. Такие студенты относятся к учебно-исследовательской деятельности отрицательно, многие из них практически не взаимодействуют с преподавателями. Учебно-исследовательская деятельность этой группы студентов осуществляется только в рамках учебной программы, если исследования необходимы для прохождения дисциплины (59 человек - 40 %).

В качестве методов статистического анализа использовались: одномерный дисперсионный анализ, иерархический кластерный анализ и корреляционный анализ.

Результаты исследований и их обсуждение. Сравнив три группы методом дисперсионного анализа, мы выявили статистически значимые различия по следующим компонентам самоорганизации: целеполаганию (р=0,016), самоконтролю (р=0,043), коррекции (р=0,000001), волевым усилиям (р=0,002) и общему уровню самоорганизации (р=0,0007). По результатам апостериорных сравнений средние статистически значимые различия были получены по шкалам «Целеполагание» и «Самоконтроль» между группами студентов-неисследователей и студентов - потенциальных исследователей (р<0,05). А также значимыми оказались различия по шкалам «Коррекция», «Волевые усилия» и «Общий уровень самоорганизации» между группами студентов-неисследователей и студентов-исследователей (р<0,01) (табл. 1). Значимых различий между студентами-исследователями и неопределившимися студентами обнаружено не было.

Таблица 1

Средний показатель по компонентам самоорганизации в группах студентов-исследователей, студентов-неисследователей и студентов - потенциальных исследователей

Шкала Студенты-исследователи Студенты-неисследователи Студенты -потенциальные исследователи

Целеполагание 5,06 (*) 6,00 (*)

Самоконтроль 4,66 (*) 5,93(*)

Коррекция 7,28 (**) 4,52 (**)

Волевые усилия 6,19 (**) 4,75 (**)

Общий уровень самоорганизации 5,88 (**) 4,87 (**)

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01.

Из данных таблицы следует, что различия в основном наблюдаются между группами студентов-неисследователей и студентов - потенциальных исследователей. Вероятно, отсутствие значимых различий между студентами-исследователями и студентами - потенциальными исследователями связано с тем, что в каждой из этих групп учащиеся, хотя и в разной степени, имели отношение к проведению исследований, в то время как в группу неисследователей попали студенты, которые практически не занимались исследованиями. Далее было проведено сравнение тех же групп студентов по шкалам методики «Пятифакторный личностный опросник». В результате дисперсионного анализа были выявлены следующие статистически значимые различия:

1) показатели по шкале «Экстраверсия» более выражены в группе студентов-исследователей, чем в группе студентов-неисследователей (р=0,047);

2) показатели по шкале «Нейротизм» более выражены в группе студентов-неисследователей, чем в группе студентов-исследователей (р=0,012);

3) показатели по шкале «Открытость» более выражены в группе студентов-исследователей, чем в группе студентов-неисследователей (р=0,0003).

Значимые различия по личностным характеристикам, как и различия по компонентам самоорганизации, проявились между студентами-исследователями и студентами-неисследователями, что можно объяснить разной степенью включенности учащихся в проведение исследований.

Самоорганизация должна проявляться не только на уровне деятельности, но и на уровне внутренних связей между личностными характеристиками и другими подструкту-

рами личностной системы. Как процесс и как интегральная характеристика самоорганизация основывается на совокупности целей (жизненных целей, целей деятельности и т. д.), а цели личности связаны, прежде всего, с ее ценностной структурой. Для подтверждения данного высказывания нами было проведено корреляционное сравнение показателей шкал «Пятифакторного личностного опросника» с результатами методики «Ценностные ориентации» в группах студентов-исследователей и студентов-неисследователей (табл. 2, 3).

Таблица 2

Корреляционные связи между личностными характеристиками и ценностными ориентациями

в группе студентов-исследователей

Шкала Терминальные ценности Коэффициент корреляции Инструментальные ценности Коэффициент корреляции

Экстраверсия Развлечения 0,37 Независимость -0,44*

Счастливая семейная жизнь -0,37

Свобода 0,34

Привязанность Счастливая семейная жизнь -0,36 Непримиримость к недостаткам 0,52**

Счастье других -0,33 Воспитанность -0,34

Рационализм 0,34

Самоконтроль Интересная работа -0,32 Непримиримость к недостаткам 0,31

Нейротизм Общественное призвание -0,35

Наличие верных друзей 0,32

Открытость Счастливая семейная жизнь -0,31 Воспитанность -0,40*

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01.

Таблица 3

Корреляционные связи между личностными характеристиками и ценностными ориентациями

в группе студентов-неисследователей

Шкала Терминальные ценности Коэффициент корреляции Инструментальные ценности Коэффициент корреляции

Экстраверсия Честность 0,32

Независимость -0,27

Привязанность Счастливая семейная жизнь -0,35* Самоконтроль 0,36*

Здоровье 0,26 Чуткость -0,30

Воспитанность -0,26

Самоконтроль Развлечения 0,35* Самоконтроль 0,35*

Общественное призвание -0,28 Чуткость -0,33

Аккуратность -0,32

Нейротизм Эффективность в делах 0,31

Рационализм 0,30

Твердая воля 0,29

Терпимость -0,27

Примечание: * - р<0,05.

По результатам, представленным в таблицах, видно, что корреляционные связи в группе студентов-исследователей более тесные, чем в группе студентов-неисследователей. Кроме того, в группе студентов-исследователей связи образованы большим количеством личностных характеристик и ценностных ориентаций. Можно предположить, что значимые связи являются проявлением личностной самоорганизации как интегративной характеристики, поэтому строение этих связей различается в группах, отличающихся по компонентам самоорганизации.

Анализируя структуру ценностных ориентаций студентов методом корреляционного анализа, мы выявили группу ценностей, которые характеризуются наибольшим числом статистически значимых связей с другими ценностями. Такие ценности являются «центром» ценностной структуры, так как можно предположить, что изменение ранга данных ценностей может отразиться на всей иерархии.

В группе студентов-исследователей «центральными» ценностями оказались материально обеспеченная жизнь, непримиримость к недостаткам в себе и других, счастливая семейная жизнь, исполнительность (дисциплинированность). В основном «центральные» ценности связаны с ценностями-целями (табл. 4), при этом связи, касающиеся такой ценности, как «свобода», характеризуются наиболее высоким коэффициентом корреляции.

Таблица 4

Корреляционные связи между «центральными» и другими ценностями в группе студентов-исследователей

Материальная обеспеченность Непримиримость к недостаткам Счастливая семейная жизнь Исполнительность

Интересная работа 0,36 Воспитанность (хорошие манеры) -0,59 ** Красота природы и искусства -0,47 * Ответственность (чувство долга) 0,44 *

Красота природы и искусства -0,41 * Здоровье -0,35 Любовь (духовная и физическая) 0,57 ** Смелость взглядов -0,41 *

Познание -0,37 Красота природы и искусства 0,41 * Познание -0,36 Терпимость -0,34

Развитие -0,37 Любовь (духовная и физическая) -0,31 Свобода -0,58 ** Продуктивная жизнь -0,46 *

Творчество -0,40 * Развлечения 0,32 Воспитанность (хорошие манеры) 0,33 Развлечения 0,35

Высокие запросы 0,37 Свобода 0,59 ** Непримиримость к недостаткам -0,33 Счастье других -0,35

Жизнерадостность (чувство юмора) -0,35 Счастливая семейная жизнь -0,33

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01.

«Центральными» ценностями в группе студентов-неисследователей оказались следующие ценности: честность (правдивость, искренность), чуткость (заботливость) и счастливая семейная жизнь (табл. 5).

Таблица 5

Корреляционные связи между «центральными» ценностями и другими ценностями в группе студентов-неисследователей

Честность Чуткость Счастливая семейная жизнь Продуктивная жизнь

Высокие запросы -0,50 ** Непримиримость к недостаткам -0,36 * Любовь 0,26 Свобода -0,31

Непримиримость к недостаткам -0,49 ** Рационализм -0,33 Познание -0,32 Уверенность в себе -0,29

Ответственность (чувство долга) 0,26 Смелость взглядов -0,30 Рационализм -0,39 * Жизненная мудрость -0,32

Чуткость 0,48 ** Честность 0,48 ** Терпимость 0,27 Красота природы и искусства -0,29

Терпимость 0,36 * Здоровье -0,30 Широта взглядов -0,29 Непримиримость к недостаткам 0,26

Любовь 0,28 Любовь 0,37 * Чуткость 0,50 ** Широта взглядов 0,26

Призвание 0,27 Познание -0,28

Развлечения -0,34 * Счастливая семейная жизнь 0,50 **

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01.

В отличие от студентов-исследователей в ценностной структуре студентов-неисследователей связи образуют ценности-средства, причем наиболее тесные связи формируются вокруг ценности «чуткость». Можно предположить, что личностные характеристики и ценностные ориентации студентов-исследователей связаны с целями, что и способствует более высокому уровню развития компонентов самоорганизации. В то же время подобные связи между личностными характеристиками и ценностями в группе студентов-неисследователей образуются в меньшей степени и, кроме того, вокруг ценностей, которые способствуют достижению целей, но целями не являются.

Резюме. Показатели по компонентам самоорганизации (способности к коррекции и волевым усилиям) в группе студентов-неисследователей значимо ниже, чем в группах студентов-исследователей и студентов - потенциальных исследователей. Однако в группе исследователей наблюдается значительно большее разнообразие терминальных ценностей, коррелирующих с личностными характеристиками, среди которых присутствуют свобода, интересная работа, счастье других, в отличие от группы неисследователей. Центральные ценности, имеющие наибольшее число связей, в группе студентов-исследователей представлены одновременно ценностью-целью и ценностью-средством (материально обеспеченная жизнь и непримиримость к недостаткам), а в группе студентов-неисследователей таковыми являются инструментальные ценности (честность и чуткость). Скорее всего, это связано с ориентацией студентов-исследователей на жизненные цели, в то время как студенты-неисследователи ориентированы на способы достижения целей. Личностные характеристики студентов-исследователей связаны с «центральными» ценностями, а через них - со всей ценностной структурой. Однако в группе студентов-неисследователей отсутствуют связи с похожей организацией. Таким образом, можно

предположить, что самоорганизация личности проявляется не только в деятельности, но и в упорядоченности взаимосвязей между различными сферами личности. Полученные различия позволяют говорить, что образование таких взаимосвязей зависит от специфики исследовательской деятельности учащихся, которая отражается на развитии человека как личности и как субъекта деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 288 с.

2. Бордовская, Н. В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема / Н. В. Бордовская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2012. - № 145. - С. 28-43.

3. Костромина, С. Н. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности / С. Н. Костромина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12 : Психология. Социология. Педагогика. - 2010. - № 4. - С. 153-160.

4. Милорадова, Н. Г. Психология и педагогика : учебник / Н. Г. Милорадова. - М. : Гардарики, 2005. - 335 с.

5. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В. И. Моросанова. - М. : Наука, 1998. - 192 с.

6. Пейсахов, Н. М. Закономерности динамики психических явлений / Н. М. Пейсахов. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1984. - 234 с.

7. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д. Я. Райгородский. -Самара : Бахрах-М, 2004. - 672 с.

8. Фалеева, Л. В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий / Л. В. Фалеева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 266-274.

9. Хромов, А. Б. Пятифакторный опросник личности : учебно-методическое пособие / А. Б. Хромов. - Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2000. - 23 с.

10. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03 / Ю. А. Цагарелли. - Казань, 1989. - 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.