ональным измерением. Его специфика в том, что оно предполагает субъективную смену «хозяина» чувства - антипатия и симпатия в собственный адрес приписываются другим людям вообще. Это - «пересаженное внутрь» отношение других.
Уровень по шкале «ожидаемое отношение других» у воспитанников колонии выше, чем у студентов колледжа. Получившие наказание за совершенное преступление воспитанники колонии считают, что искупили свою вину перед обществом и вправе рассчитывать на понимание со стороны окружающих, а возможно, и на прощение.
Таким образом, существуют разнообразные взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис девиантного поведения. Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, затрудняет социальную и психологическую адаптацию индивида. Педагогический фактор проявляется в дефектах школьного и семейного воспитания. Психологический фактор раскрывает неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окруже-
нием в семье, на улице, в коллективе и проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическому воздействию семьи, школы, общественности, к саморегулированию своего поведения. Социальный фактор определяется социальными, экономическими, политическими и другими условиями существования общества.
По мнению большинства психологов и социологов, наиболее продуктивным считается социально-личностный подход, основанный на использовании принципа дополнительности как взаимодействия ситуативных и трансситуативных (личностных) факторов, объединяющих биологические, психологические и социальные причины девиаций. Причем детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей (С.А. Белокобыльская, В.П. Емельянов, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан)8. Данное положение было также подтверждено результатами нашего исследования.
Примечания
1 ШнейдерЛ.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2007. С. 19.
2 См.: КлейбергЮ.А. Психология девиантного поведения. М., 2001. С. 16.
3 См.: КонИ.С. Психология ранней юности. М.,1989. С. 252.
4 Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. М., 2007. С. 38.
5 См.: Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2003. С. 174.
6 Указ соч. С. 175.
7 Там же. С. 228.
8 См.: Клейберг Ю.А. Указ. соч. С. 49.
УДК 159.9:316.6
Т. В. БЕСКОВА
Институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета E-mail: [email protected]
Взаимосвязь ценностных ориентаций и установок в любви у мужчин с разным семейным статусом
В статье приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению межфункциональных связей между ценностными ориентациями и установками в любви у мужчин, состоящих и не состоящих в браке; изучается структура ценностных ориентаций в данных группах; выделяются общие и частные системообразующие ценности, а также рассматриваются особенности установок в любви в данных выборках.
Ключевые слова: ценностные ориентации, структура ценностей, стили любви, установки в любви, семейный статус.
© Т.В. Бескова, 2009
T.V. BESKOVA
Intercommunication of the Value Orientations and Love Orientations of Males with Different Family Status
The article contains the results of empirical research in revealing of inter-functional communications between the value orientations and love orientations of married and unmarried mans; explores the structures of the value orientations in the above-mentioned groups; points out the general and the particular system forming values; examines the peculiarities of love orientations in such excerpts.
Key words: value orientations, structure of the values, love styles, love orientations, family status.
Многочисленные исследования ценностных ориентаций свидетельствуют о том, что они являются важнейшим компонентом структуры личности. Именно в них аккумулируются весь жизненный опыт, накопленный личностью в процессе ее развития, все следы внешнего воздействия со стороны природы и общества. Усваиваемые в ходе формирования личности ценностные представления служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение.
В психологической литературе уделяется пристальное внимание выявлению межфункциональных связей ценностных ориентаций с другимисоциально-психологическимихарак-теристиками личности. Однако исследований, посвященных взаимосвязи ценностных ориентаций с таким социально-психологическим феноменом, как «любовь», не обнаруживается. Вероятно, их отсутствие можно объяснить тем, что любовь представляет собой исключительно сложный объект психологического анализа. Несмотря на значимость переживания любви с точки зрения развития личности, данное психологическое явление остается мало изученным. Ее интимный характер, малодоступность для изучения неизбежно приводят к фрагментарности наших знаний об этом явлении. Тем не менее можно сказать, что понятие «любовь» репрезентирует для большинства людей определенную психологическую реальность, не смешиваясь с другими близкими понятиями.
Изучение взаимосвязи ценностных ори-ентаций и установок в любви у мужчин с разным семейным статусом и определило цель нашего исследования.
Для изучения ценностных ориентаций в качестве методического инструментария использовалась методика Рокича (список терминальных и инструментальных ценностей), для изучения установок любви - «Шкала установок любви» (адаптирована из Hendrick & Hendrick, 1992)1. Статистическая обработка
результатов исследования производилась при помощи ^критерия Стьюдента и корреляционного анализа.
В исследовании приняло участие 87 мужчин, из них 43 не состоящих в браке и 44 -состоящих в браке. Возрастной диапазон неженатых мужчин составил от 17 до 42 лет (средний возраст - 29 лет), женатых от 20 до 59 лет (средний возраст - 33,6 года).
Обратимся к иерархиям терминальных ценностей неженатых и женатых мужчин (табл.1).
Коэффициент дифференциации ценностей мужчин, не состоящих в браке, несколько ниже (Я = 10,72), чем дифференцирован-ность ценностей мужчин, состоящих в браке (Я = 11,41). Это говорит о том, что ранги ценностей женатых мужчин в выборке более сходны, чем у неженатых.
При анализе иерархий терминальных ценностей в исследуемых группах представляется возможным выделить универсальные ценности, т.е. не зависящие от семейного статуса респондентов. К ним относятся «здоровье», «любовь», «наличие хороших и верных друзей». В то же время существуют и частные ценности. Так, среди ведущих ценностей неженатых мужчин таковыми являются «жизненная мудрость» и «интересная работа», а женатых - «счастливая семейная жизнь» и «материально обеспеченная жизнь». Также выделяются общие ценности, находящиеся в «основании» иерархических структур -«творчество», «красота природы и искусства», «счастье других», «развлечения».
В целом, в выборках наблюдается достаточно большое количество различий рангов (6 из 18). Статистически значимые различия обнаружены по ценностям «жизненная мудрость» (Г = 2,91, р < 0,01), «наличие хороших и верных друзей» (Г = 2,54, р < 0,05), «познание» (Г = 2,16, р < 0,05), «любовь» (Г = 2,25, р < 0,05), «материально обеспеченная жизнь» (Г = 2,4, р < 0,05) и «счастливая семейная жизнь» (Г = 5,3, р < 0,001). Первые три ценности являются более значимыми для неженатых
Таблица 1
Иерархии терминальных ценностей неженатых и женатых мужчин
Терминальные ценности Неженатые Женатые Разрыв
средний балл ранг средний балл ранг
Активная жизнь 7,95 6 8,41 7 - 0,46
Жизненная мудрость 6,44 3 9,45 8 - 3,01
Здоровье 3,79 1 3,14 1 0,65
Интересная работа 7,28 5 7,5 6 - 0,22
Красота природы 12,95 16 14,5 17 - 1,55
Любовь 6,67 4 4,73 2 1,94
Материально обеспеченная жизнь 8,42 7 6,02 4 2,4
Друзья 4,72 2 6,5 5 - 1,78
Признание 9,05 8 10,43 11 - 1,38
Познание 10 11 11,82 14 - 1,82
Продуктивная жизнь 11,19 13 10,77 12 0,42
Развитие 11,84 14 11,7 13 0,14
Развлечения 12,88 15 13,34 15 - 0,46
Свобода 9,91 10 10,2 10 - 0,29
Семья 10,05 12 5,18 3 4,87
Счастье других 13,53 17 13,66 16 - 0,13
Творчество 14,51 18 14,55 18 - 0,04
Уверенность в себе 9,67 9 9,66 9 0,01
мужчин, а ценности «любовь», «материально обеспеченная жизнь» и «счастливая семейная жизнь» наиболее значимы для состоящих в браке.
Рассмотрим структуру ценностей мужчин, состоящих и не состоящих в браке. Наибольшая плеяда ценностей обнаружена у неженатых мужчин (рис. 1).
Ядро ценностной структуры в данном случае образует «счастливая семейная жизнь» (32% статистически значимых связей), но стоит отметить, что из шести связей лишь две являются положительными - с ценностями «любовь» (г = 0,38) и «наличие хороших и верных друзей» (г = 0,3), которые,
(У
Рис. 1. Ядерные компоненты структуры терминальных ценностей мужчин, не состоящих в браке:
1 - активная деятельная жизнь; 2 - жизненная мудрость; 5 - красота природы и искусства; 6 - любовь; 8 - наличие хороших и верных друзей; 12 - развитие; 15 - счастливая семейная жизнь
в свою очередь, не связаны между собой. Остальные же четыре связи отрицательные («активная деятельная жизнь» (г = - 0,49), «жизненная мудрость» (г = - 0,39), «красота природы и искусства» (г = - 0,35), «развитие» (г = - 0,34)). Второе место по количеству связей принадлежит ценности «жизненная мудрость» (19%), которая связана с ценностью «счастливая семейная жизнь» отрицательной связью (г = - 0,39). Можно сказать, что ядро структуры занимают два класса ценностей -межличностных отношений и собственного совершенствования, - но они отчасти противопоставляются друг другу, что можно назвать обратной связью. Таким образом, выявление действительно значимого центра затрудняется в связи с тем, что структура ценностей мужчин, не состоящих в браке, построена по принципу обратной связи.
Число корреляционных связей между терминальными ценностями у мужчин, состоящих в браке, значительно меньше, наибольшее число имеют «здоровье» и «свобода» (по 3). Так, ценность «здоровье» связана положительной связью с ценностью «любовь» (г = 0,3) и отрицательными - с ценностями «общественное признание» (г = - 0,3), «творчество» (г = - 0,35). В то же время две последние между собой статистически значимых связей не имеют. Что касается связей с ценностью «свобода», то все они имеют отрица-
тельный характер - «наличие хороших и верных друзей» (г = - 0,435), «интересная работа» (г = - 0,39), «счастье других» (г = - 0,31). И так же, как и в предыдущем случае, эти ценности не связаны между собой. Это позволяет нам говорить о слабости структуры и несогласованности ценностей женатых мужчин. Можно отметить, что ценности «продуктивная жизнь» и «развитие» у мужчин, состоящих в браке, не имеют ни одной корреляционной связи, тогда как у неженатых мужчин последняя является системообразующей. Интересным является и тот факт, что у данной группы респондентов отсутствует связь между ценностями «счастливая семейная жизнь» и «любовь».
Рассмотрим иерархию инструментальных ценностей мужчин, состоящих и не состоящих в браке (табл. 2.).
В иерархиях ценностей отчетливо прослеживается тенденция к меньшей диф-ференцированности и, соответственно, размытости инструментальных ценностей неженатых мужчин. Так, коэффициент дифференциации в этой выборке (Я = 7) значительно ниже, чем у женатых (Я = 9,78). Таким образом, ранги инструментальных ценностей женатых мужчин (так же как и терминальных) более сходны, чем в выборке неженатых. Тем не менее отчетливо обнаруживается иерархия ценностей - вершина, средняя часть и основание, которые имеют
как общие, так и вариативные ценностные ориентации. К общим универсальным ценностям, находящимся на вершине иерархии, относятся «воспитанность» и «ответственность». Но в то же время обнаружены и существенные различия в ведущих инструментальных ценностях мужчин с разным семейным статусом. Если неженатые мужчины среди приоритетных ценностей называют «образованность», «аккуратность» и «смелость», то женатые - «жизнерадостность», «честность» и «независимость». Общими (инвариантными) ценностями, находящимися в основании иерархической структуры, являются ценности «высокие запросы», «непримиримость» и «эффективность в делах». Статистически значимые различия рангов обнаружены лишь по двум ценностным ори-ентациям - «высокие запросы» (£ = 3,03, р < 0,01) и «терпимость» ^ = 2,7, р < 0,01). Первая ценность является более значимой для мужчин, не состоящих в браке, а вторая («терпимость») - для мужчин, состоящих браке. Таким образом, неженатые мужчины имеют более высокие притязания и столь же высокие требования к жизни, а женатые более терпимы к мнению других и больше умеют прощать людям их ошибки.
Другая картина вырисовывается в результате корреляционного анализа. Что касается структуры инструментальных ценностей
Таблица 2
Иерархии инструментальных ценностей неженатых и женатых мужчин
Терминальные ценности Неженатые Женатые Разрыв
средний балл ранг средний балл ранг
Аккуратность 7,49 3 8,05 6 - 0,56
Воспитанность 7,05 1 5,95 1 1,1
Высокие запросы 12,5 17 15,73 18 - 3,23
Жизнерадостность 7,98 6 6,59 2 1,39
Исполнительность 9,35 11 8,89 8 0,46
Независимость 8,37 7 7,93 5 0,44
Непримиримость 14,05 18 12,8 17 1,25
Образованность 7,33 2 8,95 9-10 - 1,62
Ответственность 7,74 4 7,27 3 0,47
Рационализм 8,72 8 10,34 13 - 1,62
Самоконтроль 10,84 13 8,45 7 2,39
Смелость 7,93 5 9,64 11 - 1,71
Твердая воля 9,07 9 10,66 15 - 1,59
Терпимость 11,14 15 8,95 9-10 2,19
Широта взглядов 10,74 12 12,14 16 - 1,4
Честность 9,26 10 7,39 4 1,87
Эффективность в делах 11 14 10,61 14 0,39
Чуткость 11,79 16 10 12 1,79
Рис. 2. Ядерные компоненты структуры инструментальных ценностей мужчин:
а) неженатые мужчины; а) женатые мужчины; 4 - жизнерадостность; 6 - независимость; 7 - непримиримость; 8 - образованность; 9 - ответственность; 11 - самоконтроль; 15 - широта взглядов; 16 - честность; 17 - эффективность в
делах; 18 - чуткость
мужчин, состоящих и не состоящих в браке (рис. 2), то они отличаются как числом статистически значимых связей, так и качественным содержанием.
В структуре ценностных ориентаций неженатых и женатых мужчин системообразующими являются различные инструментальные ценности. В первой группе наибольшее количество корреляционных связей, которые охватывают 25% высокозначимых связей первого порядка, принадлежит ценности «честность». Она положительно коррелирует с ценностями «эффективность в делах» (г = 0,58), «чуткость» (г = 0,36), «широта взглядов» (г = 0,32), а отрицательно - с ценностями «непримиримость» (г = - 0,51), «жизнерадостность» (г = - 0,35).
В структуре же ценностей женатых мужчин системообразующей является ценность «чуткость» (24% связей первого порядка), но она положительно связана лишь с ценностью «честность», остальные связи с ней имеют отрицательный характер - «самоконтроль» (г = - 0,5), «независимость» (г = - 0,33), «ответственность» (г = - 0,3). Можно отметить, что количество положительных корреляционных связей между инструментальными ценностями у мужчин, не состоящих в браке, составляет 34% от общего числа, тогда как в выборке женатых мужчин этот процент гораздо ниже (14%). В данном случае основное количество приходится на связи обратной зависимости. Таким образом, при выявлении значимого центра в структуре инструментальных ценностей мужчин, состоящих в браке, мы сталкиваемся с той же трудностью, что
и при анализе структуры терминальных ценностей, построенных по принципу «обратной связи».
Рассматривая установки любви в двух группах респондентов (рис.3), мы наблюдаем практически полное наложение графиков и отсутствие каких-либо статистически значимых различий.
У респондентов из рассматриваемых групп первое место принадлежит установке (стилю) любви «агапе» - альтруистической, бескорыстной любви-самоотдачи. Это любовь человека, готового на самопожертвование. Этот стиль - сочетание Эроса и Сторге. Такой любовник чувствует обязанность заботиться о своей возлюбленной как о человеке в чем-то нуждающемся. В отношениях этого типа больше духовности, чем физической близости. В то же время Ю.Б. Рюриков, анализируя труды Дж.А. Ли, описавшего виды любви, отмечает, что любовь «агапе» в настоящее время - редкость. Из 112 канадцев и англичан только у 7% были ее признаки. Она чаще бывает женской2. Приведенные результаты противоречат полученным нами. В нашем случае достаточно высокий процент мужчин выбрал этот стиль любовных отношений (51% неженатых и 48% женатых мужчин). Возможно, при выборе данной установки происходит подмена понятия «истинная самоотдача» понятием «кажущаяся самоотдача». Представляется естественным тот факт, что человеку, находящемуся в любовных отношениях, всегда приходится чем-то жертвовать (свободным временем, развлечениями, общением с друзьями и др.) и что-то отдавать (зарплату и
др.). Это, возможно, и приводит его к мысли, что его любовь полна самоотречения, он готов пожертвовать ради нее своим чувством, не требуя никакой ответной жертвы. Второе место как у неженатых, так и у женатых мужчин занимает стиль любви «эрос» (страстная физическая любовь-влечение), третье - любовь «сторге» (теплая и надежная, спокойная любовь-дружба, «любовь без жара и глупостей»), четвертое - любовь «людус» (гедонистическая любовь-игра, которая допускает измену и не отличается особой глубиной чувств). Самые же низкие показатели в двух выборках относятся к стилям любви «прагма» (рассудочная любовь, легко поддающаяся контролю и расчету) и «мания» (любовь-одержимость, иррациональная, связанная с зависимостью).
Несмотря на то что значимых различий в установках любви мужчин с разным семейным статусом обнаружено не было, в структуре установок эти различия выявляются. Так, у неженатых мужчин «эрос» положительно коррелирует с любовью «сторге» (г = 0,39), а «людус» - отрицательно со стилем «агапе» (г = - 0,3). В стилях любви мужчин, состоящих в браке, таких связей в 2 раза больше и все они положительные. Как и в предыдущем случае, существует связь между «эрос» и «сторге», но она является более тесной (г = 0,54). Кроме того, обнаружены корреляционные связи между «эрос» и «агапе» (г = 0,56), «сторге» и «агапе» (г = 0,61), «прагма» и «мания» (г = 0,35).
Таким образом, в обеих выборках любовь в стиле «эрос» имеет положительную связь со «сторге», несмотря на то что они
диаметрально противоположны друг другу: если первый стиль основан на физическом влечении, на страсти, то второй - в большей степени не любовь-чувство, а любовь-отношение, любовь-дружба. Возможно, это объясняется тем, что мужчины, независимо от своего семейного статуса, ищут в любви одновременно и страсть, и дружбу. В остальных же случаях взаимосвязь между стилями любви у неженатых и женатых мужчин различна. Отрицательная корреляция между стилями любви «людус» и «агапе» в выборке мужчин, не состоящих в браке, предполагает, что любовь, основанная на альтруизме и самоотдаче, исключает измену и поверхностные отношения. В выборке женатых мужчин эта связь присутствует лишь на уровне тенденции. Но в этой группе респондентов присутствуют три связи между стилями любви, которые не обнаружены в группе мужчин, не состоящих в браке. Наиболее тесной является связь между «сторге» и «агапе», что является вполне объяснимым, так как любовь «агапе» - это сочетание «эроса» и «сторге». Любовь-»агапе» во многом похожа на «сторге»: в ней так же важны душевное единение, терпение, привязанность. Связь «эрос» и «агапе» также вполне ожидаемая (душевностью «агапе» напоминает «сторге», а силой и накалом больше похожа на «эрос»). Связь же стилей любви «прагма» и «мания» весьма противоречива: если «прагма» - это достаточно холодный расчет, при котором партнер выбирается с невероятной тщательностью, то «мания» -одержимость, где чувства однозначно превалируют над разумом. Возможно, мужчины, состоящие в браке, таким образом компен-
33,5 28,5 23,5 18,5 13,5 8,5
27,5 25 3 28,7
X .. 20 1 А и 27,9
26,4 V 24,3 \ Ч 16 4 16,4//
■ 18,3 .— ' ^ 17 5
15,9 '
Женатые мужчины
Неженатые мужчины
Эрос Людус Сторге Прагма Мания Агапе
Рис. 3. Установки любви мужчин, не состоящих и состоящих в браке
сируют нехватку страсти, желая одновременно держать свои чувства под контролем. Также можно предположить, что объекты, на которые направлены два взаимоисключающих стиля любви, являются разными (любовь к жене - «прагма», любовь к другой женщине, реальной или воображаемой, - «мания»).
Корреляционное исследование ценностных ориентаций и установок любви позволило выявить те глубинные связи между ними, которые проецируют поведенческие аспекты личности. Взаимосвязь установок любви и различных видов ценностей (терминальных и инструментальных) у мужчин общей выборки не одинакова (13,9% и 14,8%). Количество взаимосвязей установок любви и терминальных ценностей у неженатых мужчин составляет 5,6%, у женатых - 8,3%. Что касается установок любви и инструментальных ценностей, то здесь, напротив, большее число взаимосвязей обнаруживается у мужчин, не состоящих в браке (9,3%) (у женатых мужчин - 5,6%). Несмотря на небольшое количество связей, представляются интересными их анализ, а также сравнение в группах мужчин с разным семейным статусом.
В выборке мужчин, не состоящих в браке, по две взаимосвязи имеют ценности-цели «свобода» и «красота природы и искусства». «Свобода» положительно коррелирует со стилями любви «эрос» (г = 0,31) и «агапе» (г = 0,31), а вторая ценность («красота природы и искусства») - с «прагма» (г = 0,31) и «агапе» (г = 0,32). Положительные связи также выявлены между ценностью «материально обеспеченная жизнь» и стилем любви «людус» (г = 0,3) и ценностью «здоровье» и «агапе» (г = 0,32). Несмотря на некоторую разрозненность межфункциональных связей, возможно, именно альтруистическая любовь, имеющая три взаимосвязи с ценностями-целями, является фактором, объединяющим ценности «свобода» (как самостоятельность и независимость в поступках), «здоровье» (физическое и духовное) и «красота природы и искусства».
В группе женатых мужчин число связей терминальных ценностей и установок в любви несколько больше, но лишь 33,3% от общего числа значимых связей имеют положительный характер, тогда как в выборке неженатых мужчин все связи положительные. Также в данной группе структура межфункциональных связей еще более разрозненна и в основном представлена парными корреля-
циями. Лишь ценность «любовь» выступает в качестве значимой для выбора стилей любви «сторге» (г = - 0,3) и «агапе» (г = - 0,31), но обе эти связи отрицательные. По одной связи имеют семь терминальных ценностей: «активная жизнь» - «мания» (г = 0,3); «жизненная мудрость» - «агапе» (г = - 0,32); «материально обеспеченная жизнь» - «агапе» (г = 0,31); «наличие хороших и верных друзей» - «мания» (г = - 0,35); «развлечения» - «людус» (г = - 0,36); «счастье других» - «сторге» (г = - 0,3); «творчество» - «сторге» (г = 0,3). Можно предположить, что для женатых мужчин любовь-дружба и любовь-самоотречение не являются определяющими в понимании истинной любви, т.е. ни спокойная любовь-отношения («сторге»), ни альтруистическая любовь («агапе») не соотносятся с их представлениями о любви. И это несмотря на то, что в данной выборке стиль «агапе» был выбран большинством мужчин (48%).
Рассматривая инструментальные ценности мужчин, не состоящих в браке, выделяют три ценности, имеющие по две взаимосвязи с установками любви: «независимость» положительно коррелирует со стилями любви «мания» (г = 0,34) и «агапе» (г = 0,4); «аккуратность» имеет отрицательные взаимосвязи со стилями «эрос» (г = - 0,34) и «агапе» (г = - 0,31), а ценность «чуткость» отрицательно взаимосвязана со стилями «сторге» (г = - 0,31) и «прагма» (г = - 0,31). Ценности («воспитанность», «исполнительность», «образованность», «честность») имеют по одной корреляционной связи.
Что касается взаимосвязей инструментальных ценностей и установок любви в группе мужчин, состоящих в браке, то стоит отметить, что все связи обнаружены между различными ценностями, но с одной и той же установкой любви («людус»). Так, с этим стилем связаны «непримиримость» (г = - 0,49), «смелость» (г = - 0,38), «независимость» (г = - 0,34), «терпимость» (г = 0,32), «ответственность» (г = - 0,3), «эффективность в делах» (г = 0,3). Таким образом, в данном случае определяющим фактором является не ценность, а некое любовное поведение. Можно предположить, что склонность женатого мужчины к изменам, к поверхностности чувств, к игре в любовь и является определяющим фактором для выбора им ценностей-средств.
Подведем некоторые итоги.
Ценностные ориентации мужчин с разным семейным статусом имеют как черты
сходства, так и различия. Среди терминальных ценностей общими являются «здоровье», «любовь», «наличие хороших и верных друзей». Различие состоит в том, что вершину иерархий терминальных ценностей у мужчин, не состоящих в браке, образуют работа и мудрость, достигаемая жизненным опытом, а у женатых - семья и ее материальный достаток. К инвариантным инструментальным ценностям относятся «воспитанность» и «ответственность»; к вариативным - «широта знаний», «смелость в отстаивании своих взглядов» и «чистоплотность» (у неженатых мужчин), «чувство юмора», «искренность» и «независимость» (у неженатых мужчин). Ранги терминальных и инструментальных ценностей женатых мужчин в выборке более сходны, чем у неженатых.
Ядро структуры терминальных ценностей мужчин, не состоящих в браке, образует ценность «счастливая семейная жизнь», но выявление действительно значимого центра затруднено в связи с тем, что структура построена по принципу «обратной связи». У мужчин, состоящих в браке, из-за слабости структуры и несогласованности ценностей ядерные компоненты выделить невозможно.
В зависимости от семейного статуса мужчин обнаружены и различия в систематизирующих инструментальных ценностях.
Установки любви у мужчин, не состоящих и состоящих в браке, не отличаются между собой, однако присутствуют различия в структуре данных установок.
Взаимосвязь установок любви и различных видов ценностей у мужчин неодинакова: количество взаимосвязей с терминальными ценностями больше у женатых мужчин, а с инструментальными - у неженатых. В группе женатых мужчин фактором, объединяющим терминальные ценности «свобода», «здоровье» и «красота природы и искусства», является альтруистическая любовь. В группе мужчин, состоящих в браке, спокойная любовь-отношения («сторге») и альтруистическая любовь («агапе») не соотносятся с их представлениями о «настоящей» любви. В этой же группе респондентов все межфункциональные связи с инструментальными ценностями выявлены со стилем любви «людус», что позволяет предположить, что склонность женатого мужчины к изменам, к поверхностности чувств и является определяющим фактором для выбора им ценностей-средств.
Примечания
1 Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб., 2002. С. 345-346.
2 Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви. М., 1990. С. 144.
УДК 159.994.4:331
И.В. МАЛЫШЕВ
Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]
Ценностно-мотивационный компонент развития синдрома эмоционального выгорания в экстремальных условиях профессиональной деятельности
В статье рассматривается ценностно-мотивационная сфера личности «выгорающих» специалистов (в том числе и будущих), взаимодействующих в экстремальных условиях. Приводятся результаты исследования, раскрывающие влияние ценностно-мотивационного компонента личности на формирование синдрома эмоционального выгорания и значимость социально-психологических факторов.
Ключевые слова: ценностно-мотивационный компонент личности, синдром эмоционального выгорания, привлекательные и доступные ценности, представители экстремальных профессий, ценности социального плана.
© И.В. Малышев, 2009