Научная статья на тему 'Взаимосвязь ценностных ориентаций и установок в любви у мужчин с разным семейным статусом'

Взаимосвязь ценностных ориентаций и установок в любви у мужчин с разным семейным статусом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
842
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТРУКТУРА ЦЕННОСТЕЙ / СТИЛИ ЛЮБВИ / УСТАНОВКИ В ЛЮБВИ / СЕМЕЙНЫЙ СТАТУС / VALUE ORIENTATIONS / THE STRUCTURES OF THE VALUES / LOVE STYLES / LOVE ORIENTATIONS / FAMILY STATUS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бескова Татьяна Викторовна

В статье приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению межфункциональных связей между ценностными ориентациями и установками в любви у мужчин состоящих и не состоящих в браке; изучаются структуры ценностных ориентаций в данных группах; выделяются общие и частные системообразующие ценности; а также рассматриваются особенности установок в любви в данных выборках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intercommunication of the Value Orientations and Love Orientations of males with different family status

The article contains the results of empirical research in revealing of inter-functional communications between the value orientations and love orientations of married and unmarried males; explores the structures of the value orientations in the above-mentioned groups; points out the general and the particular system forming values; examines the peculiarities of love orientations in such excerpts.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь ценностных ориентаций и установок в любви у мужчин с разным семейным статусом»

ональным измерением. Его специфика в том, что оно предполагает субъективную смену «хозяина» чувства - антипатия и симпатия в собственный адрес приписываются другим людям вообще. Это - «пересаженное внутрь» отношение других.

Уровень по шкале «ожидаемое отношение других» у воспитанников колонии выше, чем у студентов колледжа. Получившие наказание за совершенное преступление воспитанники колонии считают, что искупили свою вину перед обществом и вправе рассчитывать на понимание со стороны окружающих, а возможно, и на прощение.

Таким образом, существуют разнообразные взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис девиантного поведения. Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, затрудняет социальную и психологическую адаптацию индивида. Педагогический фактор проявляется в дефектах школьного и семейного воспитания. Психологический фактор раскрывает неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окруже-

нием в семье, на улице, в коллективе и проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическому воздействию семьи, школы, общественности, к саморегулированию своего поведения. Социальный фактор определяется социальными, экономическими, политическими и другими условиями существования общества.

По мнению большинства психологов и социологов, наиболее продуктивным считается социально-личностный подход, основанный на использовании принципа дополнительности как взаимодействия ситуативных и трансситуативных (личностных) факторов, объединяющих биологические, психологические и социальные причины девиаций. Причем детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей (С.А. Белокобыльская, В.П. Емельянов, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан)8. Данное положение было также подтверждено результатами нашего исследования.

Примечания

1 ШнейдерЛ.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2007. С. 19.

2 См.: КлейбергЮ.А. Психология девиантного поведения. М., 2001. С. 16.

3 См.: КонИ.С. Психология ранней юности. М.,1989. С. 252.

4 Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. М., 2007. С. 38.

5 См.: Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2003. С. 174.

6 Указ соч. С. 175.

7 Там же. С. 228.

8 См.: Клейберг Ю.А. Указ. соч. С. 49.

УДК 159.9:316.6

Т. В. БЕСКОВА

Институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета E-mail: beskova-t@yandex.ru

Взаимосвязь ценностных ориентаций и установок в любви у мужчин с разным семейным статусом

В статье приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению межфункциональных связей между ценностными ориентациями и установками в любви у мужчин, состоящих и не состоящих в браке; изучается структура ценностных ориентаций в данных группах; выделяются общие и частные системообразующие ценности, а также рассматриваются особенности установок в любви в данных выборках.

Ключевые слова: ценностные ориентации, структура ценностей, стили любви, установки в любви, семейный статус.

© Т.В. Бескова, 2009

T.V. BESKOVA

Intercommunication of the Value Orientations and Love Orientations of Males with Different Family Status

The article contains the results of empirical research in revealing of inter-functional communications between the value orientations and love orientations of married and unmarried mans; explores the structures of the value orientations in the above-mentioned groups; points out the general and the particular system forming values; examines the peculiarities of love orientations in such excerpts.

Key words: value orientations, structure of the values, love styles, love orientations, family status.

Многочисленные исследования ценностных ориентаций свидетельствуют о том, что они являются важнейшим компонентом структуры личности. Именно в них аккумулируются весь жизненный опыт, накопленный личностью в процессе ее развития, все следы внешнего воздействия со стороны природы и общества. Усваиваемые в ходе формирования личности ценностные представления служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение.

В психологической литературе уделяется пристальное внимание выявлению межфункциональных связей ценностных ориентаций с другимисоциально-психологическимихарак-теристиками личности. Однако исследований, посвященных взаимосвязи ценностных ориентаций с таким социально-психологическим феноменом, как «любовь», не обнаруживается. Вероятно, их отсутствие можно объяснить тем, что любовь представляет собой исключительно сложный объект психологического анализа. Несмотря на значимость переживания любви с точки зрения развития личности, данное психологическое явление остается мало изученным. Ее интимный характер, малодоступность для изучения неизбежно приводят к фрагментарности наших знаний об этом явлении. Тем не менее можно сказать, что понятие «любовь» репрезентирует для большинства людей определенную психологическую реальность, не смешиваясь с другими близкими понятиями.

Изучение взаимосвязи ценностных ори-ентаций и установок в любви у мужчин с разным семейным статусом и определило цель нашего исследования.

Для изучения ценностных ориентаций в качестве методического инструментария использовалась методика Рокича (список терминальных и инструментальных ценностей), для изучения установок любви - «Шкала установок любви» (адаптирована из Hendrick & Hendrick, 1992)1. Статистическая обработка

результатов исследования производилась при помощи ^критерия Стьюдента и корреляционного анализа.

В исследовании приняло участие 87 мужчин, из них 43 не состоящих в браке и 44 -состоящих в браке. Возрастной диапазон неженатых мужчин составил от 17 до 42 лет (средний возраст - 29 лет), женатых от 20 до 59 лет (средний возраст - 33,6 года).

Обратимся к иерархиям терминальных ценностей неженатых и женатых мужчин (табл.1).

Коэффициент дифференциации ценностей мужчин, не состоящих в браке, несколько ниже (Я = 10,72), чем дифференцирован-ность ценностей мужчин, состоящих в браке (Я = 11,41). Это говорит о том, что ранги ценностей женатых мужчин в выборке более сходны, чем у неженатых.

При анализе иерархий терминальных ценностей в исследуемых группах представляется возможным выделить универсальные ценности, т.е. не зависящие от семейного статуса респондентов. К ним относятся «здоровье», «любовь», «наличие хороших и верных друзей». В то же время существуют и частные ценности. Так, среди ведущих ценностей неженатых мужчин таковыми являются «жизненная мудрость» и «интересная работа», а женатых - «счастливая семейная жизнь» и «материально обеспеченная жизнь». Также выделяются общие ценности, находящиеся в «основании» иерархических структур -«творчество», «красота природы и искусства», «счастье других», «развлечения».

В целом, в выборках наблюдается достаточно большое количество различий рангов (6 из 18). Статистически значимые различия обнаружены по ценностям «жизненная мудрость» (Г = 2,91, р < 0,01), «наличие хороших и верных друзей» (Г = 2,54, р < 0,05), «познание» (Г = 2,16, р < 0,05), «любовь» (Г = 2,25, р < 0,05), «материально обеспеченная жизнь» (Г = 2,4, р < 0,05) и «счастливая семейная жизнь» (Г = 5,3, р < 0,001). Первые три ценности являются более значимыми для неженатых

Таблица 1

Иерархии терминальных ценностей неженатых и женатых мужчин

Терминальные ценности Неженатые Женатые Разрыв

средний балл ранг средний балл ранг

Активная жизнь 7,95 6 8,41 7 - 0,46

Жизненная мудрость 6,44 3 9,45 8 - 3,01

Здоровье 3,79 1 3,14 1 0,65

Интересная работа 7,28 5 7,5 6 - 0,22

Красота природы 12,95 16 14,5 17 - 1,55

Любовь 6,67 4 4,73 2 1,94

Материально обеспеченная жизнь 8,42 7 6,02 4 2,4

Друзья 4,72 2 6,5 5 - 1,78

Признание 9,05 8 10,43 11 - 1,38

Познание 10 11 11,82 14 - 1,82

Продуктивная жизнь 11,19 13 10,77 12 0,42

Развитие 11,84 14 11,7 13 0,14

Развлечения 12,88 15 13,34 15 - 0,46

Свобода 9,91 10 10,2 10 - 0,29

Семья 10,05 12 5,18 3 4,87

Счастье других 13,53 17 13,66 16 - 0,13

Творчество 14,51 18 14,55 18 - 0,04

Уверенность в себе 9,67 9 9,66 9 0,01

мужчин, а ценности «любовь», «материально обеспеченная жизнь» и «счастливая семейная жизнь» наиболее значимы для состоящих в браке.

Рассмотрим структуру ценностей мужчин, состоящих и не состоящих в браке. Наибольшая плеяда ценностей обнаружена у неженатых мужчин (рис. 1).

Ядро ценностной структуры в данном случае образует «счастливая семейная жизнь» (32% статистически значимых связей), но стоит отметить, что из шести связей лишь две являются положительными - с ценностями «любовь» (г = 0,38) и «наличие хороших и верных друзей» (г = 0,3), которые,

Рис. 1. Ядерные компоненты структуры терминальных ценностей мужчин, не состоящих в браке:

1 - активная деятельная жизнь; 2 - жизненная мудрость; 5 - красота природы и искусства; 6 - любовь; 8 - наличие хороших и верных друзей; 12 - развитие; 15 - счастливая семейная жизнь

в свою очередь, не связаны между собой. Остальные же четыре связи отрицательные («активная деятельная жизнь» (г = - 0,49), «жизненная мудрость» (г = - 0,39), «красота природы и искусства» (г = - 0,35), «развитие» (г = - 0,34)). Второе место по количеству связей принадлежит ценности «жизненная мудрость» (19%), которая связана с ценностью «счастливая семейная жизнь» отрицательной связью (г = - 0,39). Можно сказать, что ядро структуры занимают два класса ценностей -межличностных отношений и собственного совершенствования, - но они отчасти противопоставляются друг другу, что можно назвать обратной связью. Таким образом, выявление действительно значимого центра затрудняется в связи с тем, что структура ценностей мужчин, не состоящих в браке, построена по принципу обратной связи.

Число корреляционных связей между терминальными ценностями у мужчин, состоящих в браке, значительно меньше, наибольшее число имеют «здоровье» и «свобода» (по 3). Так, ценность «здоровье» связана положительной связью с ценностью «любовь» (г = 0,3) и отрицательными - с ценностями «общественное признание» (г = - 0,3), «творчество» (г = - 0,35). В то же время две последние между собой статистически значимых связей не имеют. Что касается связей с ценностью «свобода», то все они имеют отрица-

тельный характер - «наличие хороших и верных друзей» (г = - 0,435), «интересная работа» (г = - 0,39), «счастье других» (г = - 0,31). И так же, как и в предыдущем случае, эти ценности не связаны между собой. Это позволяет нам говорить о слабости структуры и несогласованности ценностей женатых мужчин. Можно отметить, что ценности «продуктивная жизнь» и «развитие» у мужчин, состоящих в браке, не имеют ни одной корреляционной связи, тогда как у неженатых мужчин последняя является системообразующей. Интересным является и тот факт, что у данной группы респондентов отсутствует связь между ценностями «счастливая семейная жизнь» и «любовь».

Рассмотрим иерархию инструментальных ценностей мужчин, состоящих и не состоящих в браке (табл. 2.).

В иерархиях ценностей отчетливо прослеживается тенденция к меньшей диф-ференцированности и, соответственно, размытости инструментальных ценностей неженатых мужчин. Так, коэффициент дифференциации в этой выборке (Я = 7) значительно ниже, чем у женатых (Я = 9,78). Таким образом, ранги инструментальных ценностей женатых мужчин (так же как и терминальных) более сходны, чем в выборке неженатых. Тем не менее отчетливо обнаруживается иерархия ценностей - вершина, средняя часть и основание, которые имеют

как общие, так и вариативные ценностные ориентации. К общим универсальным ценностям, находящимся на вершине иерархии, относятся «воспитанность» и «ответственность». Но в то же время обнаружены и существенные различия в ведущих инструментальных ценностях мужчин с разным семейным статусом. Если неженатые мужчины среди приоритетных ценностей называют «образованность», «аккуратность» и «смелость», то женатые - «жизнерадостность», «честность» и «независимость». Общими (инвариантными) ценностями, находящимися в основании иерархической структуры, являются ценности «высокие запросы», «непримиримость» и «эффективность в делах». Статистически значимые различия рангов обнаружены лишь по двум ценностным ори-ентациям - «высокие запросы» (£ = 3,03, р < 0,01) и «терпимость» ^ = 2,7, р < 0,01). Первая ценность является более значимой для мужчин, не состоящих в браке, а вторая («терпимость») - для мужчин, состоящих браке. Таким образом, неженатые мужчины имеют более высокие притязания и столь же высокие требования к жизни, а женатые более терпимы к мнению других и больше умеют прощать людям их ошибки.

Другая картина вырисовывается в результате корреляционного анализа. Что касается структуры инструментальных ценностей

Таблица 2

Иерархии инструментальных ценностей неженатых и женатых мужчин

Терминальные ценности Неженатые Женатые Разрыв

средний балл ранг средний балл ранг

Аккуратность 7,49 3 8,05 6 - 0,56

Воспитанность 7,05 1 5,95 1 1,1

Высокие запросы 12,5 17 15,73 18 - 3,23

Жизнерадостность 7,98 6 6,59 2 1,39

Исполнительность 9,35 11 8,89 8 0,46

Независимость 8,37 7 7,93 5 0,44

Непримиримость 14,05 18 12,8 17 1,25

Образованность 7,33 2 8,95 9-10 - 1,62

Ответственность 7,74 4 7,27 3 0,47

Рационализм 8,72 8 10,34 13 - 1,62

Самоконтроль 10,84 13 8,45 7 2,39

Смелость 7,93 5 9,64 11 - 1,71

Твердая воля 9,07 9 10,66 15 - 1,59

Терпимость 11,14 15 8,95 9-10 2,19

Широта взглядов 10,74 12 12,14 16 - 1,4

Честность 9,26 10 7,39 4 1,87

Эффективность в делах 11 14 10,61 14 0,39

Чуткость 11,79 16 10 12 1,79

Рис. 2. Ядерные компоненты структуры инструментальных ценностей мужчин:

а) неженатые мужчины; а) женатые мужчины; 4 - жизнерадостность; 6 - независимость; 7 - непримиримость; 8 - образованность; 9 - ответственность; 11 - самоконтроль; 15 - широта взглядов; 16 - честность; 17 - эффективность в

делах; 18 - чуткость

мужчин, состоящих и не состоящих в браке (рис. 2), то они отличаются как числом статистически значимых связей, так и качественным содержанием.

В структуре ценностных ориентаций неженатых и женатых мужчин системообразующими являются различные инструментальные ценности. В первой группе наибольшее количество корреляционных связей, которые охватывают 25% высокозначимых связей первого порядка, принадлежит ценности «честность». Она положительно коррелирует с ценностями «эффективность в делах» (г = 0,58), «чуткость» (г = 0,36), «широта взглядов» (г = 0,32), а отрицательно - с ценностями «непримиримость» (г = - 0,51), «жизнерадостность» (г = - 0,35).

В структуре же ценностей женатых мужчин системообразующей является ценность «чуткость» (24% связей первого порядка), но она положительно связана лишь с ценностью «честность», остальные связи с ней имеют отрицательный характер - «самоконтроль» (г = - 0,5), «независимость» (г = - 0,33), «ответственность» (г = - 0,3). Можно отметить, что количество положительных корреляционных связей между инструментальными ценностями у мужчин, не состоящих в браке, составляет 34% от общего числа, тогда как в выборке женатых мужчин этот процент гораздо ниже (14%). В данном случае основное количество приходится на связи обратной зависимости. Таким образом, при выявлении значимого центра в структуре инструментальных ценностей мужчин, состоящих в браке, мы сталкиваемся с той же трудностью, что

и при анализе структуры терминальных ценностей, построенных по принципу «обратной связи».

Рассматривая установки любви в двух группах респондентов (рис.3), мы наблюдаем практически полное наложение графиков и отсутствие каких-либо статистически значимых различий.

У респондентов из рассматриваемых групп первое место принадлежит установке (стилю) любви «агапе» - альтруистической, бескорыстной любви-самоотдачи. Это любовь человека, готового на самопожертвование. Этот стиль - сочетание Эроса и Сторге. Такой любовник чувствует обязанность заботиться о своей возлюбленной как о человеке в чем-то нуждающемся. В отношениях этого типа больше духовности, чем физической близости. В то же время Ю.Б. Рюриков, анализируя труды Дж.А. Ли, описавшего виды любви, отмечает, что любовь «агапе» в настоящее время - редкость. Из 112 канадцев и англичан только у 7% были ее признаки. Она чаще бывает женской2. Приведенные результаты противоречат полученным нами. В нашем случае достаточно высокий процент мужчин выбрал этот стиль любовных отношений (51% неженатых и 48% женатых мужчин). Возможно, при выборе данной установки происходит подмена понятия «истинная самоотдача» понятием «кажущаяся самоотдача». Представляется естественным тот факт, что человеку, находящемуся в любовных отношениях, всегда приходится чем-то жертвовать (свободным временем, развлечениями, общением с друзьями и др.) и что-то отдавать (зарплату и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

др.). Это, возможно, и приводит его к мысли, что его любовь полна самоотречения, он готов пожертвовать ради нее своим чувством, не требуя никакой ответной жертвы. Второе место как у неженатых, так и у женатых мужчин занимает стиль любви «эрос» (страстная физическая любовь-влечение), третье - любовь «сторге» (теплая и надежная, спокойная любовь-дружба, «любовь без жара и глупостей»), четвертое - любовь «людус» (гедонистическая любовь-игра, которая допускает измену и не отличается особой глубиной чувств). Самые же низкие показатели в двух выборках относятся к стилям любви «прагма» (рассудочная любовь, легко поддающаяся контролю и расчету) и «мания» (любовь-одержимость, иррациональная, связанная с зависимостью).

Несмотря на то что значимых различий в установках любви мужчин с разным семейным статусом обнаружено не было, в структуре установок эти различия выявляются. Так, у неженатых мужчин «эрос» положительно коррелирует с любовью «сторге» (г = 0,39), а «людус» - отрицательно со стилем «агапе» (г = - 0,3). В стилях любви мужчин, состоящих в браке, таких связей в 2 раза больше и все они положительные. Как и в предыдущем случае, существует связь между «эрос» и «сторге», но она является более тесной (г = 0,54). Кроме того, обнаружены корреляционные связи между «эрос» и «агапе» (г = 0,56), «сторге» и «агапе» (г = 0,61), «прагма» и «мания» (г = 0,35).

Таким образом, в обеих выборках любовь в стиле «эрос» имеет положительную связь со «сторге», несмотря на то что они

диаметрально противоположны друг другу: если первый стиль основан на физическом влечении, на страсти, то второй - в большей степени не любовь-чувство, а любовь-отношение, любовь-дружба. Возможно, это объясняется тем, что мужчины, независимо от своего семейного статуса, ищут в любви одновременно и страсть, и дружбу. В остальных же случаях взаимосвязь между стилями любви у неженатых и женатых мужчин различна. Отрицательная корреляция между стилями любви «людус» и «агапе» в выборке мужчин, не состоящих в браке, предполагает, что любовь, основанная на альтруизме и самоотдаче, исключает измену и поверхностные отношения. В выборке женатых мужчин эта связь присутствует лишь на уровне тенденции. Но в этой группе респондентов присутствуют три связи между стилями любви, которые не обнаружены в группе мужчин, не состоящих в браке. Наиболее тесной является связь между «сторге» и «агапе», что является вполне объяснимым, так как любовь «агапе» - это сочетание «эроса» и «сторге». Любовь-»агапе» во многом похожа на «сторге»: в ней так же важны душевное единение, терпение, привязанность. Связь «эрос» и «агапе» также вполне ожидаемая (душевностью «агапе» напоминает «сторге», а силой и накалом больше похожа на «эрос»). Связь же стилей любви «прагма» и «мания» весьма противоречива: если «прагма» - это достаточно холодный расчет, при котором партнер выбирается с невероятной тщательностью, то «мания» -одержимость, где чувства однозначно превалируют над разумом. Возможно, мужчины, состоящие в браке, таким образом компен-

33,5 28,5 23,5 18,5 13,5 8,5

27,5 25 3 28,7

X .. 20 1 А и 27,9

26,4 V 24,3 \ Ч 16 4 16,4//

■ 18,3 .— ' ^ 17 5

15,9 '

Женатые мужчины

Неженатые мужчины

Эрос Людус Сторге Прагма Мания Агапе

Рис. 3. Установки любви мужчин, не состоящих и состоящих в браке

сируют нехватку страсти, желая одновременно держать свои чувства под контролем. Также можно предположить, что объекты, на которые направлены два взаимоисключающих стиля любви, являются разными (любовь к жене - «прагма», любовь к другой женщине, реальной или воображаемой, - «мания»).

Корреляционное исследование ценностных ориентаций и установок любви позволило выявить те глубинные связи между ними, которые проецируют поведенческие аспекты личности. Взаимосвязь установок любви и различных видов ценностей (терминальных и инструментальных) у мужчин общей выборки не одинакова (13,9% и 14,8%). Количество взаимосвязей установок любви и терминальных ценностей у неженатых мужчин составляет 5,6%, у женатых - 8,3%. Что касается установок любви и инструментальных ценностей, то здесь, напротив, большее число взаимосвязей обнаруживается у мужчин, не состоящих в браке (9,3%) (у женатых мужчин - 5,6%). Несмотря на небольшое количество связей, представляются интересными их анализ, а также сравнение в группах мужчин с разным семейным статусом.

В выборке мужчин, не состоящих в браке, по две взаимосвязи имеют ценности-цели «свобода» и «красота природы и искусства». «Свобода» положительно коррелирует со стилями любви «эрос» (г = 0,31) и «агапе» (г = 0,31), а вторая ценность («красота природы и искусства») - с «прагма» (г = 0,31) и «агапе» (г = 0,32). Положительные связи также выявлены между ценностью «материально обеспеченная жизнь» и стилем любви «людус» (г = 0,3) и ценностью «здоровье» и «агапе» (г = 0,32). Несмотря на некоторую разрозненность межфункциональных связей, возможно, именно альтруистическая любовь, имеющая три взаимосвязи с ценностями-целями, является фактором, объединяющим ценности «свобода» (как самостоятельность и независимость в поступках), «здоровье» (физическое и духовное) и «красота природы и искусства».

В группе женатых мужчин число связей терминальных ценностей и установок в любви несколько больше, но лишь 33,3% от общего числа значимых связей имеют положительный характер, тогда как в выборке неженатых мужчин все связи положительные. Также в данной группе структура межфункциональных связей еще более разрозненна и в основном представлена парными корреля-

циями. Лишь ценность «любовь» выступает в качестве значимой для выбора стилей любви «сторге» (г = - 0,3) и «агапе» (г = - 0,31), но обе эти связи отрицательные. По одной связи имеют семь терминальных ценностей: «активная жизнь» - «мания» (г = 0,3); «жизненная мудрость» - «агапе» (г = - 0,32); «материально обеспеченная жизнь» - «агапе» (г = 0,31); «наличие хороших и верных друзей» - «мания» (г = - 0,35); «развлечения» - «людус» (г = - 0,36); «счастье других» - «сторге» (г = - 0,3); «творчество» - «сторге» (г = 0,3). Можно предположить, что для женатых мужчин любовь-дружба и любовь-самоотречение не являются определяющими в понимании истинной любви, т.е. ни спокойная любовь-отношения («сторге»), ни альтруистическая любовь («агапе») не соотносятся с их представлениями о любви. И это несмотря на то, что в данной выборке стиль «агапе» был выбран большинством мужчин (48%).

Рассматривая инструментальные ценности мужчин, не состоящих в браке, выделяют три ценности, имеющие по две взаимосвязи с установками любви: «независимость» положительно коррелирует со стилями любви «мания» (г = 0,34) и «агапе» (г = 0,4); «аккуратность» имеет отрицательные взаимосвязи со стилями «эрос» (г = - 0,34) и «агапе» (г = - 0,31), а ценность «чуткость» отрицательно взаимосвязана со стилями «сторге» (г = - 0,31) и «прагма» (г = - 0,31). Ценности («воспитанность», «исполнительность», «образованность», «честность») имеют по одной корреляционной связи.

Что касается взаимосвязей инструментальных ценностей и установок любви в группе мужчин, состоящих в браке, то стоит отметить, что все связи обнаружены между различными ценностями, но с одной и той же установкой любви («людус»). Так, с этим стилем связаны «непримиримость» (г = - 0,49), «смелость» (г = - 0,38), «независимость» (г = - 0,34), «терпимость» (г = 0,32), «ответственность» (г = - 0,3), «эффективность в делах» (г = 0,3). Таким образом, в данном случае определяющим фактором является не ценность, а некое любовное поведение. Можно предположить, что склонность женатого мужчины к изменам, к поверхностности чувств, к игре в любовь и является определяющим фактором для выбора им ценностей-средств.

Подведем некоторые итоги.

Ценностные ориентации мужчин с разным семейным статусом имеют как черты

сходства, так и различия. Среди терминальных ценностей общими являются «здоровье», «любовь», «наличие хороших и верных друзей». Различие состоит в том, что вершину иерархий терминальных ценностей у мужчин, не состоящих в браке, образуют работа и мудрость, достигаемая жизненным опытом, а у женатых - семья и ее материальный достаток. К инвариантным инструментальным ценностям относятся «воспитанность» и «ответственность»; к вариативным - «широта знаний», «смелость в отстаивании своих взглядов» и «чистоплотность» (у неженатых мужчин), «чувство юмора», «искренность» и «независимость» (у неженатых мужчин). Ранги терминальных и инструментальных ценностей женатых мужчин в выборке более сходны, чем у неженатых.

Ядро структуры терминальных ценностей мужчин, не состоящих в браке, образует ценность «счастливая семейная жизнь», но выявление действительно значимого центра затруднено в связи с тем, что структура построена по принципу «обратной связи». У мужчин, состоящих в браке, из-за слабости структуры и несогласованности ценностей ядерные компоненты выделить невозможно.

В зависимости от семейного статуса мужчин обнаружены и различия в систематизирующих инструментальных ценностях.

Установки любви у мужчин, не состоящих и состоящих в браке, не отличаются между собой, однако присутствуют различия в структуре данных установок.

Взаимосвязь установок любви и различных видов ценностей у мужчин неодинакова: количество взаимосвязей с терминальными ценностями больше у женатых мужчин, а с инструментальными - у неженатых. В группе женатых мужчин фактором, объединяющим терминальные ценности «свобода», «здоровье» и «красота природы и искусства», является альтруистическая любовь. В группе мужчин, состоящих в браке, спокойная любовь-отношения («сторге») и альтруистическая любовь («агапе») не соотносятся с их представлениями о «настоящей» любви. В этой же группе респондентов все межфункциональные связи с инструментальными ценностями выявлены со стилем любви «людус», что позволяет предположить, что склонность женатого мужчины к изменам, к поверхностности чувств и является определяющим фактором для выбора им ценностей-средств.

Примечания

1 Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб., 2002. С. 345-346.

2 Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви. М., 1990. С. 144.

УДК 159.994.4:331

И.В. МАЛЫШЕВ

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: iv.999@list.ru

Ценностно-мотивационный компонент развития синдрома эмоционального выгорания в экстремальных условиях профессиональной деятельности

В статье рассматривается ценностно-мотивационная сфера личности «выгорающих» специалистов (в том числе и будущих), взаимодействующих в экстремальных условиях. Приводятся результаты исследования, раскрывающие влияние ценностно-мотивационного компонента личности на формирование синдрома эмоционального выгорания и значимость социально-психологических факторов.

Ключевые слова: ценностно-мотивационный компонент личности, синдром эмоционального выгорания, привлекательные и доступные ценности, представители экстремальных профессий, ценности социального плана.

© И.В. Малышев, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.