Научная статья на тему 'Ценностно-мотивационный компонент развития синдрома эмоционального выгорания в экстремальных условиях профессиональной деятельности'

Ценностно-мотивационный компонент развития синдрома эмоционального выгорания в экстремальных условиях профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
444
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТИ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ И ДОСТУПНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ / ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНА / VOLUM-MOTIVATIONAL COMPONENT OF THE PERSON / SYNDROME OF THE EMOTIONAL BURNOUT / ATTRACTIVE AND ACCESSIBLE VALUES / REPRESENTATIVES OF THE EXTREMAL PROFESSIONS / VALUES OF THE SOCIAL PLAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Иван Викторович

В статье рассматривается ценностно-мотивационная сфера личности «выгорающих» специалистов (в том числе будущих), взаимодействующих в экстремальных условиях. Приводятся результаты исследования, раскрывающие влияние ценностно-мотивационного компонента личности на формирование синдрома эмоционального выгорания и значимость социально-психологических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малышев Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The volum-motivational component of development of a syndrome emotional burnout in extreme conditions of professional work

In the present paper volum-motivational sphere of the person of "burning out" experts (including future), co-operating in extreme conditions. The results of research opening influence of a volum-motivational component of the person on formation of a syndrome of emotional burnout and the importance of sochial-psychological factors are resulted.

Текст научной работы на тему «Ценностно-мотивационный компонент развития синдрома эмоционального выгорания в экстремальных условиях профессиональной деятельности»

сходства, так и различия. Среди терминальных ценностей общими являются «здоровье», «любовь», «наличие хороших и верных друзей». Различие состоит в том, что вершину иерархий терминальных ценностей у мужчин, не состоящих в браке, образуют работа и мудрость, достигаемая жизненным опытом, а у женатых - семья и ее материальный достаток. К инвариантным инструментальным ценностям относятся «воспитанность» и «ответственность»; к вариативным - «широта знаний», «смелость в отстаивании своих взглядов» и «чистоплотность» (у неженатых мужчин), «чувство юмора», «искренность» и «независимость» (у неженатых мужчин). Ранги терминальных и инструментальных ценностей женатых мужчин в выборке более сходны, чем у неженатых.

Ядро структуры терминальных ценностей мужчин, не состоящих в браке, образует ценность «счастливая семейная жизнь», но выявление действительно значимого центра затруднено в связи с тем, что структура построена по принципу «обратной связи». У мужчин, состоящих в браке, из-за слабости структуры и несогласованности ценностей ядерные компоненты выделить невозможно.

В зависимости от семейного статуса мужчин обнаружены и различия в систематизирующих инструментальных ценностях.

Установки любви у мужчин, не состоящих и состоящих в браке, не отличаются между собой, однако присутствуют различия в структуре данных установок.

Взаимосвязь установок любви и различных видов ценностей у мужчин неодинакова: количество взаимосвязей с терминальными ценностями больше у женатых мужчин, а с инструментальными - у неженатых. В группе женатых мужчин фактором, объединяющим терминальные ценности «свобода», «здоровье» и «красота природы и искусства», является альтруистическая любовь. В группе мужчин, состоящих в браке, спокойная любовь-отношения («сторге») и альтруистическая любовь («агапе») не соотносятся с их представлениями о «настоящей» любви. В этой же группе респондентов все межфункциональные связи с инструментальными ценностями выявлены со стилем любви «людус», что позволяет предположить, что склонность женатого мужчины к изменам, к поверхностности чувств и является определяющим фактором для выбора им ценностей-средств.

Примечания

1 Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб., 2002. С. 345-346.

2 Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви. М., 1990. С. 144.

УДК 159.994.4:331

И.В. МАЛЫШЕВ

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]

Ценностно-мотивационный компонент развития синдрома эмоционального выгорания в экстремальных условиях профессиональной деятельности

В статье рассматривается ценностно-мотивационная сфера личности «выгорающих» специалистов (в том числе и будущих), взаимодействующих в экстремальных условиях. Приводятся результаты исследования, раскрывающие влияние ценностно-мотивационного компонента личности на формирование синдрома эмоционального выгорания и значимость социально-психологических факторов.

Ключевые слова: ценностно-мотивационный компонент личности, синдром эмоционального выгорания, привлекательные и доступные ценности, представители экстремальных профессий, ценности социального плана.

© И.В. Малышев, 2009

I.V. MALYSHEV

The Volum-Motivational Component of Development of a Syndrome Emotional Burnout in Extreme Conditions of Professional Work

In the present paper volum-motivational sphere of the person of «burning out» experts (including future), cooperating in extreme conditions. The results of research opening influence of a volum-motivational component of the person on formation of a syndrome of emotional burnout and the importance of sochial-psychological factors are resulted.

Key words: volum-motivational component of the person, syndrome of the emotional burnout, attractive and accessible values, representatives of the extremal professions, values of the social plan.

В психологической науке известно множество точек зрения на проблему «выгорания». Так, согласно представлениям Н.Е. Водопьяновой, «синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт негативных психологических переживаний, связанных с интенсивным межличностным взаимодействием, отличающимся эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью»1. В.В. Бойко определяет синдром в качестве «эмоционального выгорания», которое представляет собой «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотрав-мирующие воздействия»2. Но, несмотря на разность мнений и подходов, во многих работах, посвященных проблеме эмоционального выгорания, показана значимость личностных и социально-психологических факторов, влияющих на его формирование у представителей различных сфер деятельности3. Доказано, что проявление синдрома выгорания оказывает влияние на структуру личности и ее наиболее значимые компоненты. «Одной из таких краеугольных подструктур личности профессионала является его ценностно-мо-тивационная сфера»4.

Исследование факторов5, детерминирующих эмоциональное выгорание, позволило предположить, что определенная личностная и профессиональная направленность индивида, особенности его ценностно-мо-тивационной сферы влияют на развитие этого синдрома и соответствующий характер нарушений. Существует взаимосвязь между данной детерминантой, отражающей все многообразие социально-психологических факторов (например, степень удовлетворенности собой, взаимоотношениями в коллективе, трудом) и проявлением синдрома эмоционального выгорания. Особенно интересным и актуальным представляется изучение данной проблематики на примере представителей экстремальных профессий

(милиционеров вневедомственной охраны, пожарных и т.д.), чья деятельность сопряжена с повышенным травматизмом, риском для жизни, присутствием сложных жизненных моментов, психоэмоциональным напряжением и одновременно явлением монотонии.

Глубокое изучение личности данных специалистов во взаимосвязи с социальными факторами, определяющими ее развитие в сложных, быстро меняющихся условиях, позволяет всесторонне рассмотреть характер возникновения синдрома эмоционального выгорания и его особенности. Исходя из этого целью данного исследования является изучение влияния ценностно-мотивацион-ного компонента личности на формирование синдрома эмоционального выгорания у представителей экстремальных профессий.

В исследовании приняло участие 120 милиционеров вневедомственной охраны, 50 пожарных, 50 студентов старшего курса юридической специализации и 50 представителей различных «силовых» структур (милиционеры, сотрудники пенитенциарных учреждений и т.д.). Все испытуемые служат (обучаются) в учреждениях города Саратова. Для диагностики симптомов и признаков уровня эмоционального выгорания был использован тест В.В. Бойко6. Исследование ценностно-мотивационной сферы личности проводилось посредством метода Е.Б. Фан-таловой «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах»7. Также были использованы другие методы, направленные на изучение личности и социальных процессов, обсуждение которых в рамках данной статьи не представляется возможным. В целом процедура исследования включала, во-первых, диагностику выгорания в четырех группах, во-вторых, изучение ценностно-мотивационной сферы личности в группах с выявленными симптомами выгорания.

На основе проведенной диагностики по методике В.В. Бойко в профессиональной среде милиционеров вневедомственной ох-

раны была выявлена группа, состоящая из 72 испытуемых (60% от общего числа обследованных) с разной степенью проявления симптомов эмоционального выгорания (СЭВ). В выборке пожарных количество испытуемых с признаками выгорания составило 58% от общего числа обследованных (29 служащих). Среди будущих специалистов (студентов), имеющих отношение к правоохранительным органам, выявлено 52% испытуемых с разной степенью эмоционального выгорания. Для представителей различных силовых структур, которые вошли в четвертую популяцию обследованных, общее количество «выгорающих» составило 48%.

В ходе исследования по методу Е.Б. Фан-таловой установлено, что в выборке милиционеров вневедомственной охраны с выявленными ранее проявлениями СЭВ обнаружено 58% испытуемых со средним (3349 баллов) или высоким (50-72 балла) уровнем дезинтеграции мотивационной сферы личности (среднее значение - 44). В профессиональной среде пожарных и представителей разных силовых структур выявлено по 62% служащих с дезинтеграцией мотивационной сферы (42,8 и 43,7). Для выборки студентов юридической специализации это число составляет 57%. Здесь среднее значение приближается к высокому уровню дезинтеграции ценностно-мотивационной сферы личности - 50. Необходимо отметить, что исследование летного состава (Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь, г. Москва), проводимое Ю.В. Бессоновой аналогичными методами,

показало, что для летчиков характерен низкий уровень дезинтеграции мотивационной сферы8.

Анализ ценностно-мотивационной сферы по критерию «привлекательность»(рис. 1) у милиционеров вневедомственной охраны показывает, что для них наибольшую значимость (максимальная сумма выборов по каждому понятию-ценности находится в пределе 7-12) имеют ценности, связанные со здоровьем (среднее значения выборов данной ценности - 9,3), счастливой семейной жизни (9,2) и имеющие межличностную направленность - понятие-ценность «наличие хороших и верных друзей» (7,3). На последних позициях (минимальная сумма выбора в пределах 1-4) стоят ценности, отражающие эстетические свойства природы и искусства (1,8), творчество (2,1), свободу как независимость в поступках и действиях (3,2). К средним по значимости относятся ценности профессиональной (5,6), семейной (6,8) и социальной направленности (6,3).

Из анализа ценностно-мотивационной сферы по критерию «доступность» (рис. 2) следует, что наиболее доступными являются «активная, деятельная жизнь» (7,3) и «уверенность себе» (7,1). К малодоступным (2,9) многие испытуемые относят ценность социального плана («материально обеспеченная жизнь»).

Для пожарных, как и для милиционеров, характерно то же самое сочетание наиболее значимых ценностей («счастливая семейная жизнь» - 9,3, «здоровье» - 9). Но дополнительно на передний план выступают ценнос-

12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Ё

10

11

12

Порядок расположения столбцов диаграммы: милиционеры, пожарные, студенты-юристы, представители разных

силовых структур

Рис. 1. Положение ценностей в структуре ценностно-мотивационной сферы по критерию

«привлекательность»:

1 - активная, деятельная жизнь; 2 - здоровье (физическое и психическое); 3 - интересная работа; 4 - красота природы и искусства; 5 - любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 6 - материально обеспеченная жизнь; 7 - наличие хороших и верных друзей; 8 - уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); 9 - познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие); 10 - свобода как независимость в поступках и действиях; 11 - счастливая семейная жизнь;12 - творчество (возможность творческой деятельности)

2

3

4

5

6

7

8

9

12 11 10

П 11 д

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Порядок расположения столбцов диаграммы: милиционеры, пожарные, студенты-юристы, представители разных

силовых структур

Рис. 2. Положение ценностей в структуре ценностно-мотивационной сферы по критерию «доступность» (нумерация ценнсотей аналогична приведенной на рис. 1)

ти «любовь» (8) и «материально обеспеченная жизнь» (7,1). К малопривлекательным относятся «красота природы и искусства» (1,1), «возможность творческой деятельности» (2,1) и «активная, деятельная жизнь» (2,8). Доступными для многих испытуемых данной группы являются ценности личностной (7,3), межличностной (7,5) направленности, когнитивной (7,5) и семейной сферы (7,2), труднодостижимыми - «материально обеспеченная жизнь» (2,4) и «возможность творческой деятельности» (3,3).

Испытуемые студенты-юристы с выявленным эмоциональным выгоранием при оценке значимости привлекательных ценностей повторяют выбор милиционеров. Но вместо «материально обеспеченной жизни» наибольшее предпочтение отдается «любви» (7,4). Менее предпочитаемыми по критерию привлекательности являются ценности эстетического (3,1), когнитивного (3,2) типа, а также связанные с творчеством (3,1). К наиболее доступным относятся «активная, деятельная жизнь»

(7.5) и отражающая стремление индивида к познанию (7,8). Менее всего доступны ценности, связанные со здоровьем, интересной работой и материально обеспеченной жизнью (3,6).

В группе представителей разных силовых структур первые позиции по значимости занимают ценности «счастливой семейной жизни» (9,6), «здоровья» (9), «любви» (7) и «материально обеспеченной жизни» (7). Среди малопривлекательных стоит отметить ценности, отражающие эстетические чувства (1), потребность в творчестве (2,1) и характеризующие активный жизненный настрой (3,5). Наиболее доступными для себя многие испытуемые из данной группы считают ценности личностного плана - «уверенность в себе»

(7.6) и «активная, деятельная жизнь» (7), а

наименее доступными - «материальное благополучие» (2,6) и «здоровье» (3,4).

Результаты анализа наиболее важных жизненных ценностей испытуемых с признаками эмоционального выгорания свидетельствуют, что актуальными (критерий «привлекательность») являются ценности семейного и социального плана («счастливая семейная жизнь», «материально обеспеченная жизнь» и «здоровье»). К малопривлекательным для всех популяций испытуемых относятся «возможность творческой деятельности», «красота природы и искусства». Для пожарных и представителей различных экстремальных профессий (четвертая выборка) сюда также относятся ценности личного и профессионального плана. Самой малодоступной (критерий «доступность») для всех представителей экстремальных профессий является ценность социальной сферы, отражающая уровень материального благополучия. А более-менее доступными испытуемые (в основном трех выборок) считают «активную, деятельную жизнь», «уверенность в себе». Интересно, что многие студенты, принимавшие участие в исследовании, ценность личностного плана «уверенность в себе» по доступности определяют как среднезначи-мую (5,6). К ценностям, которые в значительной степени подчеркивают внутриличностный конфликт специалистов, рассогласование и дезинтеграцию их мотивационной сферы (здесь разница выбора ценностей по критериям «привлекательность» и «доступность» в среднем 4,4-5 баллов) следует отнести «счастливую семейная жизнь», «материально обеспеченную жизнь», «здоровье», а в среде студентов-юристов - возможность познавать, интеллектуально развиваться («познание»).

В целом, результаты исследования подтверждают значимость тезиса о том, что одним из важных этапов развития синдрома яв-

Н.М. Голубева. Применение тезаурусного подхода в преподавании психотерапии

47

ляется несоответствие между собственным вкладом «выгорающего» профессионала и полученным или ожидаемым им вознаграждением за труд9. В данном случае это вытекает из актуальности для большинства испытуемых ценностей социальной направленности и некоторого снижения значимости профессиональных мотивов при появлении первичных признаков эмоционального выгорания. Социально-психологические факторы, таким образом, являются одними из ведущих при

формировании синдрома выгорания. Не последнюю роль в этом сложном процессе играет и незначительное положение в иерархии ценностно-мотивационной сферы «выгорающего» профессионала, таких ее элементов, как творчество, чувство эмпатии и эстетические качества. Все это негативно сказывается на развитии личности, ее социальной адаптации и тем самым препятствует формированию сдерживающих механизмов развития синдрома эмоционального выгорания.

Примечания

1 Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб., 2008. С. 29-30.

2 Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2004. С.137.

3 См.: Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Указ. соч.; Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежных эмпирических исследованиях // Психол. журн. 2001. Т. 22, № 1. С. 90-101.

4 См.: Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М., 2005.

5 Малышев И.В. Адаптационные возможности личности на фоне синдрома эмоционального выгорания сотрудников ОВД // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2008. Вып. 1. С. 89-99; Малышев И.В. Профилактика психического здоровья и дезадаптационных проявлений личности на ранних этапах эмоционального выгорания // Уч. зап. Пед. ин-та Саартовского гос. ун-та. Сер. Психология. Педагогика. 2008. Т 1, № 3-4. С. 33-41; Малышев И.В. Сравнительный анализ проявления синдрома выгорания в экстремальных видах профессиональной деятельности // Вест. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер. Психологические науки. Акмеология образования. 2008. Т. 14, № 4. С. 134-139.

6 См.: РайгородскийД.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1998.

7 См.: Фанталова Е.Б. Методика «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» // Журн. практич. психол. 1996. № 2. С. 32-37.

8 См.: Бессонова Ю.В. Ценностно-мотивационные предпосылки развития профессионального выгорания // Психология психических состояний: Материалы Первой всероссийской науч.-практич. конф. Казань, 2008. С. 115-119.

9 Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психол. журн. 2002. Т. 23, № 3. С. 85-95.

УДК 159.9:076.5

Н.М. ГОЛУБЕВА

Педагогический институт Саратовского государственного университета

E-mail: [email protected]

Применение тезаурусного подхода в преподавании психотерапии

В статье проанализированы функциональные особенности тезаурусного подхода, получившего распространение в ряде гуманитарных наук. В качестве метода, позволяющего исследовать реальность в максимально свободном и гибком режиме, этот подход соотносится с учебной деятельностью применительно к курсу «Психотерапия». Приведены аргументы в пользу эффективности применения этого метода в изучении психотерапии и предложена соответствующая методика.

Ключевые слова: тезаурус, тезаурусный подход, современное гуманитарное знание, психотерапия, методика преподавания.

N.M. GOLUBEVA

Application of the Thesauristic Approach in Psychotherapy Teaching

In article functional features of the thesauristic approach which was extended in a number of the humanities are analyzed. The thesauristic approach as a method, allowing to investigate a reality in as much as possible free and flexible mode corresponds with educational activity with reference to a course «Psychotherapy». Arguments in favour of efficiency of application of this method in studying of are resulted and the corresponding technique is offered.

Key words: thesaurus, thesauristic approach, modern humanitarian knowledge, psychotherapy, teaching technique.

© Н.М. Голубева, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.