Программа проверялась на следующих тестовых примерах (табл. 2):
Таблица 2
Тестовые примеры
№ опыта Входные данные Выходные данные
d c q0 h s qm Cq0 Cqm
1 500 6 150 5 1 10 32 2608 3172
2 1000 5 500 4 4 10 71 5020 5283
3 1000 2 750 1.9 1 30 245 2315 2244
Во время тестирования не было обнаружено никаких ошибок. Значения выходных данных соответствовали значениям, вычисленным при решении задачи.
Список литературы:
1. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Дело, 2002. - 440 с. -(Сер. «Наука управления»).
2. Иванова Г.С. Программирование: учебник / Г.С. Иванова. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 432 с.
УПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ ТРУДА КАК СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ
© Мищенко А.В.*
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
Изложена методика разработки целевой комплексной программы по управлению и регулированию регионального рынка труда.
Ключевые слова управление, регион, социальная система, программно-целевого подход, рынок труда, эффективность.
В последнее время одной из важных задач при управлении рынком труда является использование программно-целевого подхода к управлению трудовыми ресурсами (и прежде всего в рамках регионального комплекса). Программно-целевой подход сводится к выявлению комплексных интегрированных проблем по формированию, распределению и использованию рабочей силы на данной территории [6, с. 7; 8, с. 5]. При этом одновременно формулируются и разрабатываются конкретные цели, задачи, программные и организационно-экономические мероприятия по совершенствованию сис-
* Магистрант кафедры Информационных систем.
темы управления воспроизводством трудового потенциала в рамках региона [2, с. 87; 14, с. 700].
Речь идет о разработке целевых комплексных программ (ЦКП) по созданию и сохранению рабочих мест в регионе, содействию занятости и трудоустройству населения, смягчению и сокращению масштабов и уровня безработицы, сбалансированному спросу и предложению на труд и др.
Таким образом, подход к рынку труда как к объекту управления и одновременно как к целостной системе предполагает использование ЦКП как комплекса целенаправленных взаимосвязанных мероприятий и видов управленческой деятельности, скоординированных между собой по времени исполнения и обеспеченных необходимыми материальными и финансовыми ресурсами.
Формирование такой программы базируется на двух системных принципах - программном [11, с. 151] и целевом [4, с. 67]. Рассмотрим отдельно эти принципы управления.
Так, целевой подход должен обеспечивать анализ сложных проблем и целей системы управления воспроизводством трудовых ресурсов региона, ранжирование целей и подцелей для приоритетности выражения меры их полезности и определения строгой последовательности разрешения проблем. В свою очередь программный подход обеспечивает увязку разработанных целей с необходимыми ресурсами, исполнителями и сроками проведения организационно-экономических и социальных мероприятий, осуществление которых обеспечивает достижение намеченных целей и задач.
Разработка ЦКП определяется сформулированными на основе проблем необходимыми целями. Это позволяет сосредоточить внимание на наиболее важных задачах управления рынком труда, а также предполагает взаимосвязь элементов, необходимых для организационно-экономических мероприятий на данной территории [10, с. 88]. Использование программно-целевого метода исследования в полной мере позволяет скоординировать и объединить усилия различных органов по управлению трудом, специализировать цели и мероприятия ЦКП, четко увязать их с ресурсными возможностями отраслей и предприятий региона на перспективу.
Поэтому разработка и применение целевых комплексных программ направлена на усиление целевой направленности перспективных расчетов, выработку долгосрочной стратегии и комплексного решения проблем занятости в регионе, обеспечение своевременности комплексного решения первоочередных и наиболее важных межотраслевых проблем долговременного развития рынка труда в целом [1, с. 106].
Сам процесс разработки ЦКП по управлению рынком труда должен быть представлен следующей последовательностью действий: выявление основных проблем и формулирование на их основе целей с разбивкой последних на подцели (построение «дерева целей»); разработка ЦКП (выбор
альтернативных вариантов достижения целей и оценка эффективности их реализации; выбор оптимального варианта; разработка программных организационно-экономических мероприятий на всех уровнях управления); распределение программных заданий между разработчиками ЦКП [12, с. 405]; создание временных организационных структур по управлению разработкой комплексной программы [3, с. 46]; организация надлежащего контроля за внедрением мероприятий ЦКП.
Эффективность целевой комплексной программы по управлению рынком труда определяется следующими основными требованиями программно-целевой концепции [7, с. 77].
Во-первых, главная цель программы обязательно должна распадаться на систему составляющих ее подцелей, а не просто представлять собой обычный перечень организационных мероприятий. Только в этом случае сохраняется системное представление об объекте исследования и не нарушается комплексность его изучения.
Во-вторых, цель должна однозначно выражать конечный результат и представляться в такой форме, чтобы можно было определить сроки и способ ее достижения. Сформулированная программная цель должна отвечать только на вопросы «что» и «когда». Вопрос «почему» решается на предыдущих этапах разработки программы, а вопрос «как, каким образом» - в процессе разработки самой программы. К тому же цель должна быть реально достижимой, понятной для исполнителей, исключать или минимизировать двойную ответственность. При разработке ЦКП не следует использовать большое число количественных показателей, которые не могут в полной мере отражать конечные результаты.
В-третьих, эффективность использования трудовых ресурсов будет зависеть не только от организационно-экономических мероприятий, но и в немалой степени определяться другими факторами: качеством человеческого капитала, системой занятости и трудоустройства, демографической, миграционной и социальной политикой государства, развитием производственных отношений в регионе.
Эффективность применения ЦПК будет тем выше, чем большее количество целей за определенный отрезок времени будет успешно разрешено субъектом и объектом управления и, наоборот.
Следует различать целевую [9, с. 27] и программную эффективность ЦКП [5, с. 79]. В первом случае - это сопоставление результатов выполнения программных мероприятий с целями. Во втором - отношение результатов, указанных мероприятий, к затратам на их осуществление, или количественная мера результата выполнения программных мероприятий на единицу затрат. На основе приведенных показателей, может быть рассчитан интегральный коэффициент эффективности целевой комплексной программы по управлению рынком труда и трудовыми ресурсами в регионе в целом.
Список литературы:
1. Молчаненко С.А. Методика интервальной статистической оценки уровня устойчивого развития социально-трудовой сферы региона // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2014. - № 30. -С. 106-108.
2. Молчаненко С.А. Приоритетные направления экономической устойчивости сельских территорий в аспекте повышения занятости населения // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2013. - № 15. - С. 87-91.
3. Молчаненко С.А. Рынок туризма и проблемы его устойчивого развития // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2014. - № 18. -С. 46-49.
4. Молчаненко С.А. Факторы повышения социально-экономической эффективности совместного предпринимательства в регионе // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 31. -С. 67-70.
5. Молчаненко С.А., Шуваев А.В. Научный подход к устойчивому эко-лого-экономическому развитию сельских территорий // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12 (53). - С. 79-84.
6. Трошков А.М., Богданова С.В. Повышение эффективности работы пчел регуляцией микроклимата улья // Научная жизнь. - 2012. - № 4. - С. 6-10.
7. Трошков А.М., Богданова С.В., Ермакова А.Н. Концепция проектирования информационной диагностической системы функционирования пчелосемьи в замкнутом пространстве улья // Вестник АПК Ставрополья. -2015. - № 2 (18). - С. 77-81.
8. Трошков А.М., Горденко Д.В., Кондрашов А.В. Венография, как биометрические параметры аутентификации / идентификации личности для управления доступом к информационным ресурсам // Исследования в области естественных наук. - 2013. - № 4 (16). - С. 5.
9. Чернобай Н.Б. Моделирование управления производством в сельскохозяйственных кооперативах региона // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - № 22. - С. 27-30.
10. Чернобай Н.Б. Производственный потенциал АПК в системе управления аграрным производством // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 25. С. 87-90.
11. Шуваев А.В. Научный подход к определению эффективности аграрного производства // Наука и современность. - 2015. - № 37-2. - С. 151-154.
12. Шуваев А.В. Трансформационная модель АПК и проблемы социо-эколого-экономического развития // Экономика и предпринимательство. -2013. - № 9 (38). - С. 405-409.
13. Шуваев А.В. Экологическое агропроизводство как системный фактор развития регионального АПК // Экономика и предпринимательство. -2013. - № 6 (35). - С. 202-206.
14. Шуваев А.В., Молчаненко С.А. Исследование эволюционной динамики аграрного сектора // Экономика и предпринимательство. - 2015. -№ 7 (60). - С. 700-705.
УПРАВЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ
© Паврозин Д.А.*
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
Обоснованы основные факторы и принципы управления занятостью населения в региональном комплексе.
Ключевые слова управление, социально-экономическая система, регион, занятость, рынок труда, трудовой потенциал.
Важнейшим элементом регионального рынка труда является занятость населения, поскольку занятость как функция региональной системы производственных экономических отношений присуща любому способу производства и любой сфере человеческой деятельности. По оценке некоторых авторов [5, с. 80; 9, с. 28; 14, с. 701], региональная занятость является отражением производственных отношений между агентами регионального рынка труда по поводу участия отдельных индивидов в трудовом процессе. Особенности проявления уровня занятости объясняются конъюнктурными процессами на региональном рынке труда и обусловлены проявлением различных системных характеристик объективных и субъективных факторов ее функционирования и развития. Поэтому, в виду отсутствия четких и отработанных механизмов управления региональной занятостью на рынке труда необходим комплексный подход в плане разработки оптимальных рекомендаций по регулированию занятости населения.
По мнению некоторых ученых [2, с. 88; 7, с. 79; 13, с. 203], занятость, с точки зрения макроэкономического подхода, представляет собой совокупность отношений между экономическими агентами рынка труда по поводу их участия в производстве материальных благ или оказания различного рода трудовых услуг. Она выражает не только уровень, но и способы вовлечения трудоспособного населения в процесс создания материальных ценностей, учет основных факторов и условий занятости, механизм взаимодействия субъектов и объектов системы регулирования занятости.
Механизм взаимодействия субъектов и объектов регионального рынка труда проявляет себя через выработку стратегии ее трансформации посред-
* Магистрант кафедры Информационных систем.