24
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
© Ланкин А.С.*
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
Исследованы особенности малого предпринимательства, обоснована необходимость совершенствования стратегических направлений управления малым бизнесом.
Ключевые слова: бизнес, малое предпринимательство, программный подход, государственная поддержка малого бизнеса.
Общепринято, что основной целью региональной программы поддержки малого предпринимательства является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на региональном уровне [5, с. 84; 10, с. 30; 14, с. 90]. Важнейшим разделом программы развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является не только повышение эффективности действующих субъектов инфраструктуры, но и создание новых, ориентированных на оказание инновационных, маркетинговых, информационных и консультационных услуг [7, с. 41].
В этой связи предполагается создание и развитие эффективно функционирующего краевого центра поддержки малого предпринимательства с постоянно действующим выставочным комплексом. Создание и развитие региональной системы дистанционного консалтинга для субъектов малого предпринимательства позволит оперативно отвечать на большинство запросов предпринимателей [3, с. 143].
В целях совершенствования организации предпринимательства необходимо активизировать работу действующих объединений работодателей [8, с. 2]. Необходимо ускорить при содействии органов исполнительной власти региона формирование в отраслях экономики новых союзов, ассоциаций, иных объединении работодателей, наделенных полномочиями через своих представителей участвовать в работе двух- и трехсторонних комиссий по ведению коллективных переговоров [11, с. 11], подготовке и заключению соглашений, контролю за их реализацией [1, с. 109]. При этом на региональном уровне следует обеспечить взаимодействие и консолидацию усилий всех объединений работодателей по развитию договорного регулирования трудовых отношений.
В этой связи предполагается реализовать целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в регионе» на перспективу. Основной целью данной программы является обеспечение развития малого пред-
Магистрант кафедры Информационных систем.
Государственное предпринимательство в России и за рубежом
25
принимательства на территории региона на основе повышения эффективности мер государственной поддержки, в том числе - роста занятости населения. В систему программных мероприятий этого важного документа следует включить 5 основных разделов, характеризующих организационные, правовые, инновационные аспекты развития предпринимательской деятельности.
Раздел 1. Формирование и развитие нормативной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность. Действующие нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты региона регулируют лишь отдельные направления деятельности субъектов малого предпринимательства. Опросы предпринимателей свидетельствуют о том [9, с. 5], что несовершенство нормативной правовой базы в сфере малого предпринимательства, в том числе системы налогообложения, является одной из главных причин, сдерживающих развитие малого бизнеса.
Раздел 2. Обеспечение реальной финансовой поддержки малого предпринимательства. Первоочередной задачей Программы в данной области является упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам. Мероприятия по развитию кредитной кооперации, взаимного финансирования и страхования малых предприятий, формированию инфраструктуры микрофинансирования направлены в первую очередь на развитие кредитных потребительских кооперативов граждан, кредитных сельскохозяйственных кооперативов и других микрофинансовых организаций, расширение сети филиалов и представительств действующих кооперативов на территории региона. Это позволит существенно облегчить доступ субъектов малого предпринимательства к так называемым «быстрым» кредитам, в том числе в отдалённых населённых пунктах [2, с. 108].
Раздел 3. Содействие развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В рамках раздела планируется реализовать мероприятия по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях, формирующие условия для создания цивилизованных рыночных отношений и непосредственно обеспечивающих условия для интенсивного роста малого предпринимательства путем оказания финансовых, информационных, консультационных, образовательных и других услуг. Особое внимание будет уделено созданию сети организаций (бизнес-инкубаторов и технопарков), обеспечивающих на льготных условиях офисным сервисом и услугами по развитию бизнеса начинающих предпринимателей.
Раздел 4. Создание условий для развития малого предпринимательства в инновационной сфере. Опыт высокоразвитых стран свидетельствует о том, что стимулирование инновационного бизнеса является наиболее эффективным инструментом в решении задач социально-экономического прогресса. Планируемые мероприятия данного раздела направлены на формирование основ системного развития инновационного малого предпринимательства в
26
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
регионе, создание условий для прихода венчурного капитала, в том числе частного, в сектор малого бизнеса. С этой целью планируется создать инновационный региональный фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере [4, с. 135] и другие организации инфраструктуры поддержки малого инновационного бизнеса.
Раздел 5. Организационные меры по поддержке малого предпринимательства на территории региона. В разделе представлен комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства. Организационные меры направлены на содействие развитию малого предпринимательства на территории региона через организацию конкурсов по разработке и реализации пилотных проектов и программ развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях, повышение квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих, работающих в области поддержки малого предпринимательства.
В настоящее время в регионе имеются все необходимые предпосылки инновационного развития малого предпринимательства. В данном случае программный подход к реализации указанных стратегических направлений является важнейшим инструментом развития и поддержки малого предпринимательства.
Список литературы:
1. Молчаненко С.А. Оценочные характеристики функционирования предпринимательских структур // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2015. - № 15. - С. 105-109.
2. Молчаненко С.А. Методика интервальной статистической оценки уровня устойчивого развития социально-трудовой сферы региона // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2014. - № 30. -С. 106-108.
3. Молчаненко С.А. Устойчивость развития сельских территорий в условиях многоукладной аграрной экономики // В сборнике: Информационные системы и технологии как фактор развития экономики региона Международная научно-практическая конференция. - 2013. - С. 140-143.
4. Молчаненко С.А. Место и роль занятости в структуре управления экономической и социальной устойчивостью сельских территорий // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 8 (37). - С. 131-135.
5. Молчаненко С.А., Шуваев А.В. Научный подход к устойчивому эколого-экономическому развитию сельских территорий // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12 (53). - С. 79-84.
6. Тимофеев С. В. Механизм развития и поддержки малого предпринимательства // Вестник Университета (Государственный Университет Управления). - М.: ГУУ 2011. - № 10. - С. 211-212.
Государственное предпринимательство в России и за рубежом
27
7. Трошков А.М., Резеньков Д.Н., Трошков М.А. Цифровая обработка венографической информации для передачи помехоустойчивыми сигнальнокодовыми конструкциями по радиолиниям УКВ диапазона // В сб.: Культура и общество: история и современность материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / Под ред.: О.Ю. Колосовой, РФ. Гударенко, Н.А. Ряснянской, Е.А. Красиковой. - 2013. - С. 38-41.
8. Трошков М.А., Трошков А.М., Горденко Д.В. Проектирование модели угроз нарушений на информационные ресурсы и необходимость применение биометрической защиты // Исследования в области естественных наук. -2013. - № 11 (23). - С. 2.
9. Трошков А.М., Горденко Д.В., Кондрашов А.В. Венография, как биометрические параметры аутентификации / идентификации личности для управления доступом к информационным ресурсам // Исследования в области естественных наук. - 2013. - № 4 (16). - С. 5.
10. Чернобай Н.Б. Моделирование управления производством в сельскохозяйственных кооперативах региона // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - № 22. - С. 27-30.
11. Чернобай Н.Б. Производственный потенциал АПК в системе управления аграрным производством // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2015. - № 25. - С. 87-90.
12. Шуваев А.В. Занятость на селе в новых условиях хозяйствования // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2001. - № 2. - С. 15-21.
13. Шуваев А.В. Маркетинговое исследование сельского рынка труда // АПК: Экономика, управление. - 2001. - № 3. - С. 21-29.
14. Шуваева С.А. Занятость и человеческий капитал в условиях развития аграрных отношений // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. - 2012. - № 2 (22). - С. 87-90.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
© Ласкавый О.Е.*
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
Представлен материал, посвященный исследованию особенностей развития и поддержки малого предпринимательства, обоснована необходимость совершенствования стратегических направлений управления малым бизнесом.
Ключевые слова бизнес, малое предпринимательство, мониторинг предпринимательства, тенденции развития малого бизнеса.
Магистрант кафедры Информационных систем.