7. Шугаев А.В. Основные тенденции сельской безработицы // Достижения науки и техники АПК. - 2001. - № 3. - С. 40.
8. Шуваев А.В. Формирование и регулирование рынка труда на селе (вопросы теории и практики). - Ставрополь, 2001.
9. Шуваев А.В. Концепция занятости молодежи на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2001. - № 3.
10. Agribusiness development in modern conditions / Ermakova N.Yu., Kostyuchenko T.N., Eremenko N.V, Sidorova D.V, Tsymbalenko Yu.V, Vaitse-khovskaya S.S., Pupynina E.G., Kozel I.V, Vorobeva N.V, Gracheva D.O., Bai-cherova A.R., Cheremnykh M.B., Ermakova A.N., Bogdanova S.V, Troshkov A.M., Telnova N.N., Serikov S.S., Tenishchev A.V, Cherednichenko O.A., Rybaso-va Yu.V et al. - Ставрополь, 2015.
11. Molchanenko S.A. Sustainable development of tourism marketin region / В Сборнике: Устойчивое развитие туристического рынка: международная практика и опыт России / Ставропольский государственный аграрный университет. - 2014. - С. 136-140.
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ В АГРАРНОМ РЕГИОНЕ
© Миронова Е.В.1
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Рассмотрены теоретические и методические вопросы управления занятостью в региональном секторе экономики.
Ключевые слова: принципы, управление, регион, аграрный сектор, АПК, службы занятости.
По мнению некоторых ученых, в условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса особое внимание должно придаваться научным и прикладным аспектам регулирования занятости в АПК [3, 11], поскольку в этой сфере, по сравнению с другими отраслями, в наибольшей степени обострены проблемы вынужденной незанятости и трудоустройства. Как известно, Ставропольский край является аграрно-промышленным регионом. Несмотря на существующие в настоящее время 7,6 тыс. вакансий в
1 Студент 4 курса Института экономики и управления.
сельской местности (из них 69,3 % предназначены исключительно для рабочих) - безработные не спешат их занять, поскольку основная часть предлагаемых профессий и специальностей - низкооплачиваемая, либо работодатели предъявляют повышенные требования к профессионализму рабочей силы [1, 7].
Именно поэтому возрастает актуальность и значимость государственного управления занятостью в аграрном регионе. В настоящее время краевая и районные службы занятости интенсивно занимаются поиском свободных рабочих мест и трудоустройством безработных, регистрируют вакансии, занимаются профессиональной переподготовкой незанятых, организуют оплачиваемые общественные работы. Именно этими критериями в целом оценивается эффективность управления занятостью в АПК [9].
Анализ показывает, что из года в год возрастает не только количество обращающихся в государственную службу занятости, но и удельный вес трудоустроенных, хотя и незначительно [5]. Поэтому имеются резервы совершенствования этой деятельности. В данном случае требуется проявить больше оперативности в работе по трудоустройству, желательно также увеличить штаты специалистов районных служб занятости, повысить их материальную заинтересованность, и особенно - в сельской местности. Шире следует задействовать возможности мобильных служб трудоустройства.
Большое значение в системе регулирования рынка трудовых процессов в сельской местности имеет создание новых рабочих мест в сфере малого семейного бизнеса, развития подсобных хозяйств населения и фермерских предприятий [10]. Как показывают исследования [4, 8], их количественный рост способствует смягчению и предупреждению безработицы: в тех сельских районах края, где ее уровень максимальный, наблюдается более высокая занятость в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах. В условиях ограниченного числа вакансий рабочих и специалистов и прежде всего в сельском хозяйстве - большое значение имеет занятие малыми формами предпринимательства на селе.
Кроме того, прогноз рынка занятости в Ставропольском крае, составленный по данным краевой службы занятости, свидетельствует о необходимости дальнейшего целенаправленного управления рынком рабочей силы, снижением уровня безработицы, а значит, предоставлением более качественных трудовых услуг населению. Приоритетными направлениями регулирования и повышения занятости на селе в настоящее время должны быть: использование гибких режимов труда и отдыха [2]; расширение инвестиций в развитие человеческого капитала [5]; совершенствование профессиональ-
ной ориентации и профобучения, включая внедрение и использование модульной системы обучения сельских кадров; широкое привлечение незанятого населения и прежде всего безработных к оплачиваемым общественным работам; создание условий для стимулирования работодателей по организации и сохранению рабочих мест [6].
При этом требуют своего неотложного решения вопросы законодательного регулирования рынка занятости. Так, до сих пор не приняты столь необходимые законы о статусе службы занятости, о формах ее взаимодействия с региональными структурами, работодателями и вынужденно незанятыми, с органами образования и учебными заведениями, со структурами управления АПК. Кроме того, на данном этапе модернизации аграрного сектора назрела важная объективная необходимость в принятии нового Закона о занятости населения, который должен регулировать прежде всего процессы занятости и трудоустройства, а не безработицу.
Определенное значение в совершенствовании государственного управления занятостью имеет реализация территориальных программ содействия занятости населения, в том числе создание и внедрение специальных программ по адаптации сельских безработных в рыночным условиям хозяйствования. При разработке программ занятости следует уделять первоочередное внимание преимущественно активным методам управления трудовыми ресурсами регионального АПК. Они включают в себя меры по содействию эффективного трудоустройства безработных, их профессиональному обучению и переквалификации. Кроме того - это организация общественных работ, развитие предпринимательства и самозанятости вынужденно незанятых лиц.
Дальнейшее совершенствование государственного управления занятостью на селе является комплексной программной задачей, от решения и реализации которой во многом будет зависеть эффективность экономики в целом. При этом основным программным документом должна стать региональная программа содействия занятости сельского населения и смягчения безработицы на селе. Эффективность ее реализации одновременно будет определять результативность функционирования органов и служб по управлению агропромышленным комплексом. Определяющими мероприятиями, способствующими целенаправленному и эффективному воздействию на трудовые процессы в сельской местности, следует признать: организацию опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения; организацию общественных работ и временных работ; содействие развитию малого бизнеса и предпринимательства с вовлечением в систему самозанятости большую часть зарегистрированных безработных.
Совершенствование управления занятостью в аграрном регионе может способствовать количественному росту трудоспособных, созданию новых рабочих мест, повышению рентабельности производства и смягчению социальных последствий проявления безработицы на селе. Механизм функционирования региональной занятости и современная политика регулирования занятости должны заключаться в умелом и оптимальном стимулировании трудоспособного незанятого населения к своевременной переквалификации и в социально обоснованной материальной поддержке безработных со стороны государства и структур АПК, совершенствовании социально-трудовой сферы на селе, конкурентном развитии всех организационно-правовых форм хозяйствования. Важно, чтобы приоритеты и цели системы регулирования занятости на селе должны определяться, исходя из социальной полезности выполняемых ею задач.
Список литературы:
1. Введение в туризм / Трухачев А.В., Михайлова К.Ю., Елфимова Ю.М., Иволга А.Г., Варивода В.С., Карнаухова Я.А., Сидельникова К.А., Андрея-нова С.И., Молчаненко С.А., Радишаускас Т.А. /Учебник. - Ставрополь, 2016.
2. Молчаненко С.А. Инновационный подход к моделированию занятости в агропромышленном кластере // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014. - № 11. - С. 53-56.
3. Молчаненко С.А. Конкурентоспособность АПК как важнейший фактор его устойчивого развития // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2016. - № 28-1. - С. 118-122.
4. Молчаненко С.А. Методика оценки устойчивого развития сельских территорий // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. -2016. - № 28-1. - С. 122-126.
5. Пупынина Е.Г. О проблемах картофелеводства на Северном Кавказе / В сборнике: Экономика современной России: теоретические и методологические подходы к решению актуальных проблем развития 68-я ежегодная научно-практическая конференция. - 2004. - С. 270-275.
6. Agribusiness development in modern conditions / Ermakova N.Yu., Ko-styuchenko T.N., Eremenko N.V, Sidorova D.V, Tsymbalenko Yu.V, Vaitse-khovskaya S.S., Pupynina E.G., Kozel I.V, Vorobeva N.V, Gracheva D.O., Bai-cherova A.R., Cheremnykh M.B., Ermakova A.N., Bogdanova S.V, Troshkov A.M., Telnova N.N., Serikov S.S., Tenishchev A.V, Cherednichenko O.A., Rybaso-va Yu.V et al. - Ставрополь, 2015.
7. Чернобай Н.Б. Разработка экономико-математической модели расчета экономической эффективности в сельскохозяйственных производственных кооперативах Ставропольского края // В сборнике: Производственные, инновационные и информационные проблемы развития региона. - 2014. -С. 268-271.
8. Шуваев А.В. Информационная система занятости и трудоустройства на рынке труда // Информационные системы и технологии. -2004. - № 5 (6). - С. 36-40.
9. Шуваев А.В. Информационно-экономические аспекты развития региона. - Ставрополь, 2012.
10. Шуваев А.В. Рынок труда и основные принципы его функционирования // Наука. Инновации. Технологии. - 1997. - № 3-4. - С. 103-105.
11. Molchanenko S.A. Sustainable development of tourism marketin region // В Сборнике: Устойчивое развитие туристического рынка: международная практика и опыт России / Ставропольский государственный аграрный университет. - 2014. - С. 136-140.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ АГРАРНОМ РЫНКЕ
© Пилипенко О.А.1
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Обоснованы основные проблемы развития предпринимательства в регионе, включая региональный рынок аграрных ресурсов.
Ключевые слова предпринимательство, аграрный рынок, АПК, молочное скотоводство, производство молока.
Проблемы развития предпринимательства на региональных рынках молока и молочной продукции в России свидетельствуют о недостаточной эффективности осуществляемых в отрасли преобразований [11, 13], которые сопровождаются спадом крупнотоварного производства молока [3], нарушением паритетных предпринимательских взаимоотношений между технологически связанными предприятиями [7], разрушением сырьевых зон и низким уровнем использования мощностей перерабатывающих предпри-
1 Студент 4 курса Института экономики и управления.