Научная статья на тему 'Управление рисками при реализации образовательного проекта'

Управление рисками при реализации образовательного проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1809
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / АБИТУРИЕНТ / RISK / EDUCATIONAL PROJECT / SPECIALTY / EDUCATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / ENTRANT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломакина Ольга Владимировна

Показана актуальность выявления и анализа рисков образовательных проектов на примере открытия нового направления подготовки кадров в вузе. Приведены результаты исследования рисков в образовательной среде. Выявлены, проанализированы и обобщены мнения абитуриентов вузов г. Барнаула о рисках, с которыми они могут столкнуться при получении выбранного направления подготовки кадров, а также экспертов из числа авторитетных представителей вузов о рисках, которые, по их мнению, могут возникнуть при открытии нового направления в высшем учебном заведении.The urgency of identifying and analyzing the risks of educational projects on the example of opening a new direction of training at the University is shown. The results of the study of risks in the educational environment. Identified, analyzed and summarized the views of University entrants Barnaul on the risks they may face in obtaining the chosen direction of training, as well as experts from among the authoritative representatives of universities about the risks that, in their opinion, may arise when opening a new direction in higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ломакина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление рисками при реализации образовательного проекта»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

DOI: 10.25586^и.НЕТ.18.10.Р.64 УДК 378.4

О. В. Ломакина,

Барнаульский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Управление рисками при реализации образовательного проекта

В обществе, где в экономике преобладают рыночные отношения, большая часть управленческих решений принимается в условиях риска. Как известно, принципы рыночной экономики привнесены и в социальную сферу. В частности, высшие учебные заведения как субъекты рынка образовательных услуг осуществляют свою деятельность в рискованных условиях. А коль скоро объем и доля платных образовательных услуг в государственном секторе увеличиваются, то растут и риски, которым подвержены вузы.

Есть основания считать, что высшие учебные заведения, действующие в регионах, особенно за пределами мегаполисов, в большей мере подвержены рискам, чем, например, федеральные и исследовательские университеты, поскольку они в меньшей степени защищены от влияния нестабильной социально-экономической среды, имеют проблемы с набором контингента студентов, финансированием и ряд других. Можно сказать, что в максимальной мере рискам подвержены территориальные филиалы вузов, зависящие от локальных рынков труда и потребностей в высшем образовании абитуриентов на местах.

Очевидно, что анализ рисков, источников их происхождения, методы исследования, идентификация рисков и управление ими имеют высокую практическую значимость для высших учебных заведений. Изучение рисков может дать вузам инструментарий, который позволит на этапе планирования своей деятельности выявить неблагоприят-

Барнаульский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

ные факторы и снизить воздействие рисков при принятии и осуществлении различного рода решений.

Как показал анализ литературы по проблемам риска, широко распространено суждение о риске как о возможности наступления опасности или неудачи. В нашей статье под риском понимается вероятность того, что в ходе реализации образовательного проекта для вуза возможны потери, убытки в зависимости от действий внешних и внутренних факторов среды.

Проект, связанный с решением проблем образования на государственном, региональном уровнях, а также на уровне высшего учебного заведения и предусматривающий формирование и предоставление образовательных услуг вузом и приобретение этих услуг потребителем

(личностью, организацией), определим как образовательный. Например, открытие нового направления подготовки кадров для вуза является образовательным проектом. Именно на такие проекты и делается акцент в настоящей статье.

Стоит отметить, что в настоящее время в российском образовании усиливается интерес к проектному управлению как к наиболее эффективной организационной деятельностной парадигме и управленческой культуре для осуществления проектов.

Целью любого образовательного проекта является повышение эффективности образовательной деятельности вуза, использование идей всеобщего управления качеством и современных информационных технологий.

Выделим задачи разработки образовательного проекта:

© Ломакина О. В., 2018

64

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА ЛОМАКИНА

старший преподаватель кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Барнаульского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Сфера научных интересов: управление персоналом, государственная гражданская служба, международные автомобильные перевозки, транспортное и гражданское законодательство. Автор 27 опубликованных научных работ

Показана актуальность выявления и анализа рисков образовательных проектов на примере открытия нового направления подготовки кадров в вузе. Приведены результаты исследования рисков в образовательной среде. Выявлены, проанализированы и обобщены мнения абитуриентов вузов г. Барнаула о рисках, с которыми они могут столкнуться при получении выбранного направления подготовки кадров, а также экспертов из числа авторитетных представителей вузов о рисках, которые, по их мнению, могут возникнуть при открытии нового направления в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: риск, образовательный проект, направление подготовки кадров, образование, высшие учебные заведения, абитуриент.

The urgency of identifying and analyzing the risks of educational projects on the example of opening a new direction of training at the University is shown. The results of the study of risks in the educational environment. Identified, analyzed and summarized the views of University entrants Barnaul on the risks they may face in obtaining the chosen direction of training, as well as experts from among the authoritative representatives of universities about the risks that, in their opinion, may arise when opening a new direction in higher education.

Key words: risk, educational project, specialty, education, higher education institutions, entrant.

• разработка концепции многомерного управления качеством вуза;

• создание организационной структуры, ориентированной на непрерывное совершенствование качества образовательных процессов, входных ресурсов и выходных результатов деятельности вуза и на максимальное удовлетворение требований потребителей услуг образовательного учреждения;

• разработка и внедрение новых методов и средств контроля, анализа и планирования процессов и результатов в основных сферах деятельности вуза;

• разработка и внедрение унифицированной системы оценки уровня образования, позволяющей достичь объективности и независимости процессов контроля качества образования.

В ходе своей деятельности любое высшее учебное заведение при реализации того или иного образовательного проекта сталкивается с совокупностью различных видов рисков, которые различаются между собой по месту и времени возникновения, составу внешних и внутренних факторов.

Можно определить, что риски образовательного проекта - это

возможные изменения основных его параметров, которые приводят к превращению эффективного проекта в неэффективный, а также создают угрозу его успешному осуществлению.

Повышение актуальности оценки рисков в системе высшего образования связано с ее либерализацией. Мы видим, что сокращение бюджетного финансирования и перевод государственных вузов на частичное самообеспечение поставили перед ними новые задачи по управлению рисками.

Становится очевидным, что для того, чтобы сохранить свое положение на рынке образовательных услуг, вузы должны разрабатывать новые инструменты для выявления и анализа рисков, научиться прогнозировать изменения внешней среды, а также вырабатывать инновационные образовательные программы.

Прежде чем перейти непосредственно к освещению результатов исследования рисков в образовательной среде на примере вузов города Барнаула, необходимо кратко охарактеризовать наиболее значимые риски образовательных проектов.

В литературе отмечают семь типов рисков, выделенных руководителем

проекта «Мониторинг образовательных программ» В. С. Ивановым, которые оказывают непосредственное воздействие на реализацию образовательных проектов:

1) риски природных условий (географическая специфика территории и возможные природные катастрофы);

2) финансовые риски (недостаточность или отсутствие финансирования образовательного проекта);

3) социально-педагогические риски;

4) юридические риски (неполнота или отсутствие законодательной базы, либо наличие в ней противоречий);

5) влияние человеческого фактора (противоречие или непринятие изменений в обществе, неготовность людей выполнять необходимые действия);

6) ресурсно-технологические риски (недостаточная обеспеченность технологической и ресурсной базой, необходимой для реализации проекта);

7) организационно-управленческие риски (несоответствие системы и практики управления образованием и его инфраструктуры новым задачам).

Кроме рисков, перечисленных выше, при реализации образовательного проекта могут возникнуть политические, социальные, экономические риски участников проекта.

В табл. 1 приведены основные риски открытия нового направления подготовки кадров в вузе.

При реализации образовательного проекта все виды рисков взаимосвязаны и оказывают непосредственное влияние на деятельность вуза. Это создает трудности при принятии решений по оптимизации рисков и требует анализа состава каждого из них, а также причин и факторов их возникновения.

В данной статье приведены результаты исследований, которые проводились для того, чтобы проанализировать и обобщить мнение абитуриентов вузов города Барнаула о рисках, с которыми они мо-

Таблица 1

Риски открытия нового направления подготовки кадров в вузе

№ п/п Вид риска Краткая характеристика

1 Внешний Непосредственно не связан с деятельностью вуза, может быть вызван неожиданными изменениями в экономической, политической ситуации, законодательстве

2 Внутренний Определяется ошибочными решениями, принимаемыми руководством учебного заведения. Основные причины: отсутствие профессионального опыта руководства и персонала вуза, финансовые просчеты и пр.

3 Организационный Обусловлен недостатками в организации работы вуза (низкий уровень организации его деятельности, отсутствие маркетинговой политики, неустойчивое финансовое положение)

4 Производственный Связан с возможностью невыполнения организацией своих обязательств по договорам с заказчиками

5 Финансовый Вызван колебанием курса валют и процентных ставок

6 Коммерческий Отражает ненадежность будущих доходов за счет уменьшения объема предоставляемых услуг, роста цен на них и пр. факторов

7 Ресурсный Состоит в возможности появления потерь в результате отсутствия запаса прочности по ресурсам (финансовым, трудовым, информационным и т.д.)

8 Кредитный Риск неуплаты заемщиком (заказчиком) основного долга в соответствии с условиями договора

9 Инновационный Имеет место в современном образовании, при внедрении различного рода проектов, применении научно-технических новшеств в формах, методах, средствах обучения

10 Инвестиционный Связан с возможностью недополучения прибыли в ходе реализации нового проекта из-за значительного времени его реализации, множественных участников, затраты больших средств

гут столкнуться при получении выбранного ими направления подготовки, а также авторитетных специалистов - работников вузов, о рисках, которые, по их мнению, могут возникнуть при открытии нового направления подготовки в учебном заведении.

В первом и во втором случаях анализ был проведен с помощью анкетирования и включал в себя четыре этапа:

1) определение цели исследования;

2) разработка анкет для респондентов;

3) проведение опроса;

4) обработка анкет и анализ результатов.

Анкеты, разработанные на втором этапе исследовавния, содержали обращение к респондентам, в котором раскрывалась цель исследования, разъяснялись правила заполнения анкеты, а также вопросы, на которые предлагалось ответить.

Абитуриентам было предложено пять вопросов, из которых три вопроса открытых, например: «По какому направлению вы бы хотели учиться, но его не предлагают на сегодняшний день вузы города Барнаула?» и два закрытых, например: «С чем для вас связан риск получения образования по избранному вами направлению?», и варианты ответов: «с отсутствием перспектив трудоустройства»; «с получением образовательной услуги низкого качества»; «с медленной адаптацией образования к меняющимся социально-экономическим условиям»; «с необходимостью в дальнейшем получать второе высшее образование или переквалифицироваться»; «другое».

Анкета для специалистов содержала семь вопросов, в число которых вошел один открытый: «На ваш взгляд, какие направления подготовки кадров сегодня востребованы на рынке труда города Барнаула и Алтайского края?». Закрытая часть, в свою очередь, включала шесть во-

просов, где респондент делал выбор между альтернативными ответами, например: «Считаете ли вы, что открытие нового направления в настоящее время для вуза связано с риском?» и варианты ответов: «да», «нет», «затрудняюсь ответить»; «Как вы считаете, кто должен заниматься риск-менеджментом в вузе?» и варианты ответов: «риск-менеджер», «заведующие кафедрами», «специально созданное подразделение», «другое».

Кроме этого, на втором этапе исследования была определена выборка. Выборка является базовым аспектом проводимых исследований, ее формирование производится с помощью различных методов. Так как выборка является частью изучаемой совокупности, полученные на основании принятой выборки данные, скорее всего, не будут в точности соответствовать данным, которые можно было бы получить, исследуя всю совокупность. Различие между данными, полученными по выборке, и истинными дан-

ными называется ошибкой выборки. Ошибка выборки характеризует степень отклонения результатов от истинных значений и обуславливается двумя факторами: методом формирования выборки и размером выборки. Очевидно, чем больше выборка, тем точнее результат, и, соответственно, меньше ошибка. Ошибка зависит от ряда факторов: степени вариации изучаемого признака, численности выборки, методов отбора единиц в выборочную совокупность, принятого уровня достоверности исследования.

Способ определения выборки при различных приемах формирования выборочных совокупностей заключается в определении средней или предельной ошибки выборки.

В данной работе объем выборки п для анкетируемых определялся по формуле

71 = —-=—г

Мд2 + г2 су2

где:

N - объем генеральной совокупности;

t - коэффициент доверия, определяемый в зависимости от того, с какой доверительной вероятностью надо гарантировать результаты выборочного обследования. Нами был принят t = 2, что соответствует вероятной действительности 0,9545;

о2 - генеральная дисперсия. Нами принята ее величина 0,25, так как при изучении альтернативного признака, если нет даже приблизительных сведений о доле единиц, обладающих заданным значением этого признака, берется максимально возможная величина дисперсии;

А2 - величина максимально допустимой ошибки. Она была принята А = 0,07, то есть допустимый размер погрешности оцениваемого показателя равен 7%.

п = 22 х 3257 х 0,25/3257 х X 0,072 + 22 х 0,25 = 192.

Таким образом, рассчитанные объемы выборки явились оптимальными для проведения анке-

тирования и получения результата исследования с точностью до 7%. Количество анкет, предложенных абитуриентам вузов, соответствовало рассчитанному объему выборки.

В число опрошенных вошли абитуриенты и пять специалистов -авторитетных работников вузов, в том числе декан факультета, заведующие кафедрами и преподаватели Алтайского государственного университета, Алтайского государственного политехнического университета им. И. И. Ползунова, Алтайского аграрного университета, Барнаульского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в Барнауле.

Перейдем к результатам анкетирования абитуриентов вузов города Барнаула.

Первый вопрос в анкете позволил узнать, какими мотивами руководствуются абитуриенты, желая получить высшее образование. Респондентам было предложено на выбор несколько мотивов, которые для них являлись определяющими. Кроме этого, анкета предоставляла возможность абитуриенту самому указать мотив, который для него являлся наиболее значимым при поступлении в вуз.

Как видно из рис. 1, для 38% опрошенных получение высшего образования в первую очередь связано с возможностью иметь более высокий заработок в будущем. Как показал опрос, вторым по значимости мотивом для абитуриентов является интересная работа (27%). Жела-

ние сделать карьеру в качестве мотива приобретения высшего образования назвали 22% респондентов. Заинтересованность в образовании как таковом, стремление к познанию нового оказались менее привлекательным для современных абитуриентов, эти мотивы назвали в качестве ведущих 12% респондентов. На иные мотивы получения высшего образования указали 1% опрошенных, которые целью своих устремлений назвали желание занять положение в обществе; желание создать что-то новое; внести вклад в развитие своего города, края.

Проанализировав полученные ответы, можно сделать обобщенный вывод о том, что в настоящее время материальное благополучие выступает приоритетом в деле приобретения высшего образовании, остальные мотивы отошли на второй план.

По нашим наблюдениям, повышение неопределенности ценностных ориентаций учащейся молодежи по отношению к образованию коррелирует с периодами активизации реформ, результаты которых не приносят представителям молодого поколения дополнительных знаний и не придают уверенности на рынке труда. Беспрестанное реформирование системы образования приобрело непредсказуемый характер и делает положение выпускников вузов все более расплывчатым. А коммерциализация и нарастание неравенства в доступе к высшему образованию вызывают новые риски.

Согласно самооценкам, 25% опрошенных абитуриентов (рис. 2) не уверены, что выбранное ими направление подготовки кадров окажется

38%

40 30

: |

о

■ 1. Возможность больше зарабатывать в будущем 2. Желание иметь интересную работу 3. Желание сделать карьеру 4. Интерес учиться, познавать новое 5. Другое

22%

12%

1%

Рис. 1. Мотивы получения абитуриентами высшего образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

востребованным на рынке труда и будет приносить им желаемую финансовую независимость в будущем.

Несмотря на то, что большинство опрошенных (75%) уверены в правильности своего выбора, все же они не могут сказать, что при получении высшего образования они не столкнутся с различного рода рисками. Поэтому следующий вопрос в анкете был посвящен именно этой проблеме и позволил выяснить, с чем именно для абитуриентов связан риск получения выбранного направления подготовки кадров. Наглядно соотноше-

ние рисков представлено на рис. 3.

Как видно из рис. 3, значительная часть абитуриентов (38%) риск получения выбранного ими направления высшего образования связывают с необходимостью в будущем приобретать образование по другому направлению или проходить переподготовку.

Неопределенность самореализации в будущем не гарантирует стабильной занятости и приемлемого жизненного уровня, поэтому отсутствие перспектив трудоустройства отметили 27% опрошенных.

Речь в обоих случаях идет об отсутствии потребности в кадрах, получивших образование по конкретному

направлению. Сегодняшние абитуриенты, поступающие в вузы, особенно средних и малых городов, имеют высокую степень риска того, что на рынке труда этих городов выпускники местных вузов по части направлений окажутся невостребованными.

Традиционная система профессиональной подготовки оказывается неэффективной, не гарантирующей обучающимся стабильного социального статуса, поскольку переход из сферы образования в сферу занятости чреват неопределенностью. Явные изменения в профессиональной структуре занятых

наблюдаются в нашей стране, хотя это объясняется не столько положительной динамикой общества, сколько изменениями рынка труда в условиях экономического кризиса. Многочисленные случаи получения студентами специальностей, заведомо неконкурентоспособных на рынке труда, являются следствием не только несовершенного менеджмента в сфере образования, но и более глубоких причин, связанных с сущностью ныне действующей системы образования, для которой узкая специализация является неизбежной [7, с. 444].

Вероятность того, что через четыре-пять лет выпускник будет востребован на рынке труда с каждым годом уменьшается. Происходит это из-за того, что образовательная услуга оказывается на длительном отрезке времени (для бакалавров очной формы обучения - не менее 4 лет, для специалистов - 5 лет, магистрантов - 2 года), имеет явно выраженные начало и конец, длительный жизненный цикл, и в результате взаимосвязь между направлением высшего образования и реальной карьерой выпускника оказывается ослабленной или отсутствует вовсе.

Таким образом, происходит обесценивание результатов образования, когда усилия, потраченные на учебу, не окупаются, а образовательная система утрачивает свою статусно-распределяющую функцию. Наблюдается парадоксальная ситуация: дипломы о высшем образовании становятся все менее достаточны и одновременно все более необходимы, чтобы добиться рабочих мест, общественный контроль за распределением шансов в системе образования сводится к негативному отбору с целью лишения таких шансов [6, с. 110-118]. Дипломы, сертификаты и иные документы, выдаваемые в системе образования, более не являются ключом к системе занятости, «они всего лишь ключ к приемным, где раздают ключи к дверям системы занятости» [1, с. 226]. Диплом, по У. Беку (в отличие от представления Д. Белла, автора книги «Грядущее постиндустриальное общество» (2004)), не является страховкой от безработицы, он больше не сулит трудоустройства в обществе, где высшее образование стало массовым [6, с. 110-118].

Небольшая часть респондентов (22%) риск получения специальности связывает с получением образовательной услуги низкого качества. Качество образования сегодня является проблемой для многих учебных заведений.

Этот риск связан не столько с административным аппаратом, сколько с профессорско-преподавательским

о%

■ 1. Необходимость в будущем получать второе высшее образование или переквалифицироваться

2. Отсутствие перспектив трудоустройства

3. Получение образовательной услуги низкого качества

■ 4. Медленная адаптация образования к меняющимся социально-экономическим условиям 5. Другое

Рис. 3. Риск получения специальности, согласно мнению абитуриентов вузов

Уверены Неуверенны

Рис. 2. Уверенность студентов в правильности выбора направления обучения

составом, который должен иметь постоянно улучшающиеся условия труда и увеличивающийся пакет стимулов, чтоб обновлять свой арсенал компетенций, расширять содержание и качество труда [5, с. 42-46]. Речь идет о том, что в сложившихся условиях преподаватели должны быть готовы к изменениями и уметь изменяться, управлять рисками для того, чтобы сформировать у студентов необходимые компетенции для выбора траектории развития в современной социокультурной ситуации [8, с. 284-289].

Одним из путей решения этой проблемы является усиление университетского сектора науки. Однако государственное финансирование научной работы вузов является недостаточным, тем более что многие региональные вузы сегодня финансируются по смете в 4-5 раз меньше, чем центральные.

На качество образования оказывает влияние и такой фактор, как уровень личностной зрелости и образовательной компетентности абитуриентов, который сегодня не соответствует уровню, требуемому вузом [3, с. 67-76]. Сегодня контингент высших учебных заведений на 70% состоит из выпускников школ. Эта ситуация для большинства опытных преподавателей, для системы управления вузами, для традиционных образовательных технологий и характера организации учебного процесса является совершенно новой. Одно дело учить в группах, создаваемых на весь срок обучения, где ядро составляют 15-20% лучших студентов, способных к восприятию материала, излагаемого с помощью мела и доски. Другое дело - учить 70% вчерашних школьников, которые имеют лишь близкие баллы по итогам единого государственного экзамена, но при этом обладают разными способностями к обучению, да и разной мотивацией [2, с. 3-9]. Кроме этого, надо учитывать, что в вузах обучается большое число студентов - некоторые исследователи считают, что 40% и более - с низким и ниже среднего уровнем здоровья [4, с. 39].

Очень часто многие, и студенты в том числе, забывают, что специфика образовательной услуги заключается в том, что клиент не может быть пассивен, как в других сервисных ситуациях. Приобретая образование, он сотрудничает с преподавателями и наравне с ними тратит свою энергию, время и средства, надеется на долгосрочную социально-экономическую отдачу. Поэтому должен быть заинтересован, чтобы образовательные риски были минимальны [5, с. 63-68].

Медленная адаптация образования к меняющимся социально-экономическим условиям, по мнению 12% опрошенных, также является риском. Образование, так же как и любая иная сфера жизни, будь то, например, здравоохранение, торговля, культура, должно функционировать не само по себе, а во взаимодействии с социально-экономическими условиями развития города, региона и страны в целом.

Всего один процент абитуриентов, участвовавших в опросе, не отметили для себя ни один из предложенных на выбор рисков, связанных с получением образования по определенному направлению подготовки кадров, и в графе «другое» написали: «риска нет». В этот один процент также вошли студенты, которые видят для себя риск в том, что многие направления ассоциируются у работодателей как мужские (например, информатик-экономист), и поэтому у них в будущем могут возникнуть трудности при трудоустройстве.

По мнению опрошенных абитуриентов, сегодня на рынке города Барнаула востребованы такие профессии, как врачи, наладчики оборудования, технологи, инженеры, маркетологи, специалисты по связям с общественностью, экономисты, дизайнеры, продавцы.

Последний вопрос в анкете предполагал выяснение того, какие направления подготовки хотели бы получить абитуриенты, но их не предлагают на сегодняшний день высшие учебные заведения горо-

да Барнаула. Результат показал, что 67% опрошенных не смогли указать ни одно из направлений, ссылаясь на неосведомленность о том, какие направления подготовки кадров предлагают вузы сегодня.

Таким образом, наше исследование позволило выяснить, какими мотивами руководствуются абитуриенты, выбирая для себя получение высшего образования, насколько они уверены в правильности выбора направления подготовки. Мы смогли выявить риски, с которыми могут столкнуться будущие выпускники при получении высшего образования, а также получили информацию об осведомленности студентов о тех направлениях, которые в настоящее время предлагают им вузы города.

В качестве предварительного итога выделим три группы образовательных рисков для потребителей образовательных услуг (абитуриентов):

• риск невостребованной специальности;

• риск получения образовательной услуги низкого качества;

• риск медленной адаптации образования к меняющимся социально-экономическим условиям.

Результаты анкетирования авторитетных специалистов - представителей вузов Барнаула, показали что в настоящее время на рынке труда Алтайского края и краевого центра наиболее востребованы такие специальности, как «Бухгалтерский учет и аудит», «Финансы и кредит», «Маркетинг», «Специалист по PR», «Архитектор», «Журналист», «Государственное и муниципальное управление», а также специальности, связанные с развитием сферы услуг.

Открытие новых направлений подготовки кадров в вузах города Барнаула считают необходимым 60% опрошенных специалистов (рис. 4).

Свой положительный ответ опрошенные специалисты обосновывают, во-первых, тем, что ситуация на рынке труда города Барнаула и Алтайского края с течением времени изменяется и требуются все новые специалисты, которые отвечали бы

современным требованиям работодателей. Во-вторых, они считают, что открытие новых направлений увеличит набор абитуриентов, а также укрепит конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг города и края.

Специалисты, которые считают нецелесообразным открытие новых направлений подготовки кадров, свое мнение обосновывают сложностью набора абитуриентов в связи с ухудшающийся демографической ситуацией в городе и крае.

Все опрошенные специалисты од-

рые могут возникнуть при открытии нового направления подготовки кадров. Специалистам было предложено ранжировать их по степени значимости, используя оценки от 1 до 10 с тем, чтобы в сумме они дали 10. Результаты представлены в табл. 2, а соотношение рисков изображено на рис. 6.

Важным моментом, который должен учитываться при анализе результатов анкетирования, является определение согласованности действий экспертов и достоверности их оценок. Наиболее часто для этих целей

о%

Целесообразно открытие Не целесообразно новых специальностей опфытие новых специальностей

Рис. 4. Мнение опрошенных специалистов о целесообразности открытия новых направлений подготовки кадров

нозначно считают, что открытие новой специальности в вузе связано с риском. Как видно из рис. 5, в наибольшей степени, по их мнению, это связано с отсутствием перспектив трудоустройства выпускников (34%), со сложностью набора абитуриентов на новое направление подготовки кадров (25%), а также с его невостребованностью на рынке труда (17%).

В анкете были представлены к рассмотрению риски (см. табл. 1), кото-

используется коэффициент конкор-дации (согласия), величина которого позволяет судить о степени согласованности мнений экспертов и, как следствие, о достоверности их оценок.

Коэффициент конкордации определяется из выражения:

Ж = а2 / а

ф'

(1),

где а2ф - фактическая дисперсия суммарных оценок, данных экспертами;

2

а шах - дисперсия суммарных оце-

■ 1 Отсутствие перспектив трудоустройства

2 Сложность набора абитуриентов на новую специальность

3 Невостребованность специальности на рынке труда

■ 4 Получение образовательнй услуги низкого качества

5 Низкая платежеспособность населения города

6 Медленная адаптация образования к меняющимся социально-

■ 7 Другое

Рис. 5. Распределение возможных рисков, возникающих в случае открытия в вузе нового направления подготовки кадров

нок в случае, когда мнения экспертов полностью совпадают.

Величина коэффициента конкордации может меняться в пределах от 0 до 1. При Ж= 0 - согласованности нет, то есть связь между оценками экспертов отсутствует. При Ж = 1 - согласованность мнений экспертов полная.

Исходя из данных табл. 2, при полностью согласованном мнении специалистов, каждый из них дал:

• внешнему риску - 4 балла;

• внутреннему - 3 балла;

• организационному - 2 балла;

• производственному - 0 баллов;

• финансовому - 1 балл;

• коммерческому - 2 балла;

• ресурсному - 0 баллов;

• кредитному - 1 балл;

• инновационному - 1 балл;

• инвестиционному - 2 балла.

В этом случае суммарный ранг важности рисков составит соответственно: 20, 15, 10, 0, 5, 10, 0, 5, 0, 5, 10.

Среднее значение суммарной оценки для т объектов, назначаемых п экспертами, составляет '/г х п (т + 1), а в данном случае: / х 5 х (10 + 1) = 27,5. Тогда а2ф = (10 - 27,5) 2 х 10 = 3062,5; а2тах = (20 - 27,5)2 + (15 - 27,5)2 + +(10 - 27,5)2 + (0 - 27,5)2 + (5 - 27,5)2 + +(10 - 27,5)2 + (0 - 27,5)2 + (5 - 27,5)2 + + (5 - 27,5)2 + (10 - 27,5)2 = 3732,5.

Определяем коэффициент кон-кордации: Ж = 3062,5 / 3732,5 = 0,82. Таким образом, мнения специалистов по вопросу о рисках, которые могут возникнуть при реализации такого образовательного проекта, как открытие нового направления подготовки кадров в вузе, можно считать в достаточной степени согласованными.

Как видно из рис. 6, по мнению большинства специалистов (30%), наибольшую опасность при открытии нового направления подготовки кадров для вуза представляет внешний риск. Второе место по степени важности занимает внутренний и коммерческий риски (18 и 18%), на третьем месте располагается организационный риск (14%).

Для исключения или снижения степени того или иного риска респондентам было предложено выбрать из

Таблица 2

Оценка рисков открытия нового направления подготовки кадров в вузах города Барнаула

№ п/п Вид риска Эксперты Сумма баллов по строке % риска

1 2 3 4 5

1 Внешний 4 3 3 4 1 15 30

2 Внутренний 2 3 3 0 1 9 18

3 Организационный 0 2 1 2 2 7 14

4 Производственный 0 0 0 0 0 0 0

5 Финансовый 0 0 0 1 0 1 2

6 Коммерческий 2 1 0 2 3 9 18

7 Ресурсный 0 0 1 0 0 1 2

8 Кредитный 0 0 0 1 0 2 4

9 Инновационный 0 1 1 0 1 3 6

10 Инвестиционный 2 0 1 0 1 3 6

Суммарный ранг важности 10 10 10 10 10 50 100

30% 20% 10% 0%

30%

я 1 Внешний 2 Внутренний ■ 3 Организационный ■ 4 Производственный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Финансовый 6 Коммерческий ■ 7 Ресурсный ■ 8 Кредитный

9 Инновационный I 10 Инвестиционный

Рис. 6. Соотношение рисков открытия новых направлений подготовки кадров

■ 1 Диверсификация

2 Снижение степени риска

3 Приобретение дополнительной информации

■ 4 Создание резервов ресурсов на покрытие непредвиженных расходов

5 Избежание риска

6 Удержание риска

7 Передача риска

Рис. 7. Приемы риск-менеджмента, которые, по мнению специалистов, наиболее эффективны для снижения рисков, возникающих при открытии нового направления подготовки кадров

восьми приемов риск-менеджмента три, которые они считают наиболее эффективными. Анализ полученных данных представлен на рис. 7.

Таким образом, большинство (27%) специалистов наиболее эффективным посчитали такой прием риск-менеджмента, как диверсификация, которая представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала. Такими объектами могут быть новые направления образования, технологии, уровни обучения и пр.

Вторым по значению приемом риск-менеджмента, по мнению респондентов, является снижение степени риска (20%) и приобретение дополнительной информации о выборе и результатах принимаемых решений (20%).

Создание резервов на покрытие непредвиденных расходов позволяет компенсировать риск, возникающий в процессе реализации планов организации, и тем самым ликвидировать различного рода сбои в работе. Такой прием риск-менеджмента посчитали эффективным 13% опрошенных специалистов.

Единогласного ответа на вопрос о том, кто должен заниматься риск-менеджментом в вузе, получено не было (рис. 8).

Специалисты считают, что риск-менеджментом в вузе должно заниматься специально созданное подразделение (40%) или проректоры, заведующие кафедрами (40%). Оставшиеся 20% специалистов, принимавших участие в анкетировании, предоставили бы эту работу риск-менеджеру.

Проведенное анкетирование специалистов вузов города Барнаула позволило выяснить целесообразность открытия новых направлений подготовки кадров в вузах города, а также установить, с чем связаны возникающие в ходе осуществления образовательного проекта риски, и выявить наиболее значимые из них.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что риск сам по себе возникнуть не может. Ему предшествуют

40% 40%

■ Риск-менеджер Проректор, завкафедрой I Специальное подразделение

Рис. 8. Мнение экспертов по вопросу о том, кто должен заниматься риск-менеджментом в вузе

или сопутствуют какие-то причины. Причинами возникновения рисков при открытии нового направления подготовки кадров в вузе являются:

• риск невостребованности нового направления подготовки кадров на рынке труда;

• риск получения образовательной услуги низкого качества;

• риск недобора абитуриентов на новое направление подготовки кадров;

• риск падения платежеспособности населения;

• риск медленной адаптации образования к меняющимся социально-экономическим условиям.

Указанные причины - как в отдельности, так и в совокупности - порождают возникновение большого разнообразия видов риска: внешнего, внутреннего, коммерческого, организационного. А применение прие-

мов риск-менеджмента (диверсификация, приобретение дополнительной информации о выборе и его результатах и создание резервов на покрытие непредвиденных расходов) позволяет избежать или минимизировать риски при реализации такого образовательного проекта, как открытие нового направления подготовки кадров в вузе.

Таким образом, можно считать оправданным вывод о том, что актуальные угрозы высшей школе, в том числе угрозы качеству образования, статусу и роли дипломов, социальному имиджу и отраслевой репутации вузов, требуют предупреждения и выработки низкорисковых норм, стандартов, регламентов, технологий деятельности высших учебных заведений. Мы видим в этом своего рода назревший императив нашего времени, повелительный характер которого будет только нарастать по мере становления общества и экономики знаний, формирования четвертого технологического уклада.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 226.

2. БелоцерковскийА.Б. Российское высшее образование: о вызовах и рисках // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 3-9.

3. Лызь Н. А. Образовательная компетентность студентов как фактор качества высшего образования // Педагогика. 2011. № 5. С. 67-76.

4. Матухно Е. В. Проблемы индивидуального риска в образовании // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 6-3 (13). С. 39.

5. Канаева Л. В. К проблеме минимизации рисков в высшем образовании России // Научный результат. Сер. «Социология и управление». 2015. № 4. С. 42-46.

6. Осиленкер Л. Б. Высшее образование в информационном обществе - новые возможности и новые риски для населения // Телекоммуникации и информатизация образования. 2005. № 6. С. 110-118.

7. Сохраняева Т. В. Образование, социальные риски и человеческое развтие // Вестник МГТУ. 2002. Т. 5. № 3. С. 444.

8. Шевелёва Н. Н. Управление рисками в современном образовании // Конференциум АСОУ: сб. науч. трудов и материалов науч.-практ. конф. 2016. № 4. С. 284-289.

□ТЕРАТ^А

1. Век и. Obshchestvo тка. Na ри^ к drugomu modernu. М.: Progress-Tradiciya, 2000. Б. 226.

2. Belocerkovskij А. В. Rossijskoe vysshee obrazovanie: о vyzovah i тка1л // Vysshee obrazovanie V Rossii. 2012. № 7. 2012. Б. 3-9.

3. Lyz'N. А. ObrazovateL'naya kompetentnost' studentov как faktor касЬю^а vysshego оЬгаЕОУаЫуа // Pedagogika. 2011. № 5. Б. 67-76.

4. Matuhno Е. V. РгоЫвту individuaLnogo тка V obrazovanii // Mezhdunarodnyj nauchno-issLedovateLskij zhumaL. 2013. № 6-3 (13). Б. 39.

5. Kanaeva Ь. V. К probLeme тнтт^асм ткс^ v vysshem е^^с^пм Rossii // ЫаисЬту]' rezuL'tat. Бer. "Босю1с^уа i upravLenie". 2015. № 4. Б. 42-46.

6. ОБ'йепкег Ь. В. Vysshee obrazovanie v тЛсгтасюппот obshchestve - novye vozmozhnosti i novye шк dLya naseLeniya // TeLekommunikacii i informatizaciya obrazovaniya. 2005. № 6. Б. 110-118.

7. Sohranyaeva Т. V. Obrazovanie, sociaL'nye i cheLovecheskoe razvtie // Vestnik MGTU. 2002. Т. 5. № 3. Б. 444.

8. Shevelyova N. N. UpravLenie riskami v sovremennom obrazovanii // Konferencium АБОи: sb. nauch. trudov i materiaLov nauch.-ргак:. 2016. № 4. Б. 284-289.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.