Научная статья на тему 'Профессиональные и социальные факторы, определившие выбор вуза первокурсниками'

Профессиональные и социальные факторы, определившие выбор вуза первокурсниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2688
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ИНТЕРЕС К ПРОФЕССИИ / КАРЬЕРА / ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Лилия Александровна, Фадеева Ирина Михайловна, Юрлова Екатерина Михайловна

В статье рассматривается проблема выбора вуза под влиянием профессиональных и социальных факторов. На основе результатов социологического опроса первокурсников ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» была выявлена взаимосвязь между выбором вуза и социальными факторами (ресурсами семьи, образованием и должностью родителей и т.д.). Сделан вывод о том, что выбор вуза и специальности/направления подготовки студентами-первокурсниками имеет во многом «зависимый» и опосредованный характер. Показана корреляция между некоторыми элементами выбора: знаниями о профессии и уверенностью в выборе направлений подготовки; критериями выбора специальности и должностным статусом родителей студентов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the process of choosing a university influenced by professional and social factors. The results of a sociological survey of first-year students of Ogarev Mordovia State University show a dependence of their choice of a university on social factors (family resources, parents' education and employment, etc.). It is concluded that the choice of a university and fields of study/training programs by first-year students is largely dependent and mediated. The study shows a correlation between some elements of making a choice of a university: knowledge of profession and confidence in the choice of field of study; the choice of training program and parents' employment, etc.

Текст научной работы на тему «Профессиональные и социальные факторы, определившие выбор вуза первокурсниками»

ПОПОВА Л.А., ФАДЕЕВА И.М., ЮРЛОВА Е.М. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛИВЩИЕ ВЫБОР ВУЗА ПЕРВОКУРСНИКАМИ Аннотация. В статье рассматривается проблема выбора вуза под влиянием профессиональных и социальных факторов. На основе результатов социологического опроса первокурсников ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» была выявлена взаимосвязь между выбором вуза и социальными факторами (ресурсами семьи, образованием и должностью родителей и т.д.). Сделан вывод, что выбор вуза и специальности/направления подготовки студентами-первокурсниками имеет во многом «зависимый» и опосредованный характер. Показана корреляция между некоторыми элементами выбора: знаниями о профессии и уверенностью в выборе направлений подготовки; критериями выбора специальности и должностным статусом родителей студентов и др.

Ключевые слова: студенты-первокурсники, профессиональный выбор, влияние родителей, образование родителей, интерес к профессии, карьера.

POPOVA L.A., FADEEVA I.M., YURLOVA E.A. CHOOSING A UNIVERSITY BY FIRST-YEAR STUDENTS: PROFESSIONAL AND SOCIAL FACTORS Abstract. The article considers the process of choosing a university influenced by professional and social factors. The results of a sociological survey of first-year students of Ogarev Mordovia State University show a dependence of their choice of a university on social factors (family resources, parents' education and employment, etc.). It is concluded that the choice of a university and fields of study/training programs by first-year students is largely dependent and mediated. The study shows a correlation between some elements of making a choice of a university: knowledge of profession and confidence in the choice of field of study; the choice of training program and parents' employment, etc.

Keywords: first-year students, professional choice, parental influence, parents' education, interest in profession, career.

В современном обществе выпускники школ оказываются перед сложным выбором -будущей профессии и места его получения. Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ), с одной стороны, увеличило шансы на поступление в вузы, с другой, - по времени отодвинуло этап самоопределения, связанного с выбором специальности/направления подготовки и вуза, которые стали зависеть от его результатов. Данное обстоятельство обусловливает многочисленные исследования поведения выпускника школ в ситуации

1

профессионального выбора и факторов, его определяющих.

Выбор вуза является основным этапом профессионального самоопределения для большинства выпускников российских школ, а для вуза активное привлечение новых когорт способной и талантливой молодежи символизирует его престижность для будущего студенческого контингента. Очевидно, что проблема выбора вуза на сегодняшний день имеет большое значение как для абитуриентов, так и для руководства вузов. Для первой группы важным является получение образования, удовлетворяющего потребности в уровне и качестве, а для вторых - удовлетворение запросов выпускников школ и их семей.

Вузовское образование - это не только следующая ступень образования, для человека - это новый этап его жизни. Для одних студентов вуз - это, прежде всего, среда общения и социализации, для других - профессиональная среда, которая связана с будущей профессией. Имеющиеся у молодежи представления о профессии оказывают существенное влияние на ее развитие и, наряду с интересами, ценностями, выступают в качестве регуляторов профессионального выбора и самоопределения. Разносторонние представления о профессии проявляются в сознательном выборе вуза, факультета и специальности/направления подготовки с учетом интересов, желаний, возможностей и способностей.

Большое значение имеют и социальные факторы, которые влияют на реализацию профессионального выбора российской молодежи, которые проявляются в специфических условиях усложняющейся социальной реальности [2, с. 4]. В отечественной науке отмечается, что на самоопределение большую роль оказывают мотивация и целевые ориентации [4]. Вместе с тем, усиливается влияние семьи, интернета и СМИ на поведение в ситуации выбора, делая этот процесс все более опосредованным.

Проблема самоопределения в профессии как части социально обусловленного выбора актуальна в настоящее время в связи с интенсивным взаимодействием сферы профессионального образования с другими сферами общества, поэтому она находит свое отражение во многих исследовательских работах. Несмотря на то, что сущность профессии была раскрыта еще в классической социологии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс) и были разработаны критерии выделения профессий и профессиональных групп (Г. Миллерсон, Р. Повалко, А. Флекснер) [2, с. 5], современное поведение выпускников российских школ интенсивно изучается в связи с экспансией высшего образования [4] и его влиянием на стратификацию, социальную мобильность и жизненную перспективу человека.

Ученые Д. Л. Константиновский и Е. С. Попова в статье «Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования» рассуждают об отношении общества к образованию, планировании образовательных траекторий и личных планах школьников на поступление в

2

вузы [3, с. 39]. Авторы утверждают, что выбор определенной профессии носит более конкретный характер, чем интерес к продолжению образования, и связан с более дальним горизонтом планирования. При этом имеет значение то, чем молодой человек предполагает заниматься через несколько лет после получения профессионального образования [3, с. 42].

И. В. Абанкина и другие соавторы говорят о препятствиях структурного характера, которые подстерегают первокурсников при выборе вуза, так как рынок образовательных услуг демонстрирует то расширение, то сжатие. Они приводят данные по приему студентов в профессиональные учебные заведения и численности выпускников школ в России [1]. Исследователи отмечают, что «Министерство образования и науки РФ каждый год увеличивает контрольные цифры приема на подготовку кадров по приоритетным направлениям модернизации, за пять лет они в целом выросли на 9%», при этом снижая контрольные цифры приема на гуманитарные, экономические, юридические специальности (за последние годы в среднем на 30%). Несмотря на указанный тренд, многие абитуриенты «по-прежнему выбирают именно эти специальности, обещающие успешное трудоустройство и высокий доход в будущем» [1, с. 105]. Как отмечают ученые, «зарплата инженера в России остается низкой, а возможности карьерного роста значительно хуже, чем в отраслях сервиса. В условиях противоречивых сигналов, поступающих с рынка труда, семьи не спешат менять свои приоритеты и ориентируют абитуриентов на востребованные, по их мнению, специальности» [1, с.110]. Очевидно, что политика государства относительно эффективности системы высшего образования будет меняться, будет зависеть от смены экономического курса, что отразится на поведенческих стратегиях новых поколений выпускников школ.

Динамика поступающих на программы высшего образования связана со спросом на образовательные услуги и предложением вузов в тех или иных регионах России. Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия количество молодых людей, поступивших в вуз, то падает, то растет (см. табл.1). Во-первых, это зависит от демографической ситуации в данном и близлежащих регионах; во-вторых, от направлений подготовки/специальностей, которые может предложить вуз, удовлетворяя интересы абитуриентов; в-третьих, с академической миграцией, связанной с выбором вузов городов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, связывая с поступлением и дальнейшее трудоустройство в указанных регионах.

Таблица 1

Число студентов, поступивших в образовательные организации высшего образования Республики Мордовия, чел. [5, с.179]

2011/12 2012/13 2013/14 2014/15 2015/16

7043 8755 7433 6945 7577

При поступлении в вуз абитуриент встречает на своем пути множество трудностей: это недостаточное понимание того, что представляет собой та или иная профессия, в чем ее специфика, незнание собственных склонностей и способностей к ней, а также множество социальных проблем (новая социальная среда, люди, нередко и новое место жительства, иной уровень жизни и условия социализации). При массовом образовании в вузы нередко поступают абитуриенты с несформированными профессиональными представлениями, результатом чего является разочарование в профессии, депрофессионализация и некоторые другие социально негативные явления.

В основу статьи легли эмпирические данные, полученные методом анкетирования в декабре 2016 г. среди первокурсников ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва». Выборочная совокупность включала 282 студентов-первокурсников трех направлений подготовки: гуманитарного (филологического факультета, факультета иностранных языков, историко-социологического института), естественно-научного (институт физики и химики) и технического (факультет математики и информационных технологий, институт электроники и светотехники). Предметом исследования стало установление взаимосвязи между выбором вуза, специальности/направления подготовки и социально-профессиональными факторами, определивших данный выбор. В исследовании были поставлены задачи: определить механизм профессионального выбора; выяснить факторы, повлиявшие на выбор вуза, факультета, специальности; определить степень удовлетворенности первокурсников выбором профессии, факультета и специальности и вуза; установить мотивацию первокурсников к выбору вуза и установить агентов профессионального выбора.

Важным фактором в профессиональном самоопределении и выборе образовательной организации для ее получения является знание о той или иной профессии, а также знание о вузе и вузовской системе в целом. Поэтому один из вопросов был направлен на выяснение того, насколько первокурсники представляют, в чем заключается их будущая профессиональная деятельность и насколько она им подходит. Согласно полученным результатам, «имею некоторые представления» - самый популярный ответ по всем специальностям (гуманитарные - 39,9%, естественно-научные - 50,5%, технические -54,8%). Четче остальных представляют себе свою будущую профессиональную деятельность студенты гуманитарных специальностей - 38,1%, несколько ниже эти результаты у студентов естественно-научных (25,4%) и технических направлений подготовки (29,7%) (см. рис.1 ). Более высокие результаты по гуманитарному блоку профессий связаны с известным стереотипом и сложившимся рынком труда гуманитариев, но при этом развивающимся рынком труда технических и естественно-научных направлений подготовки.

Гуманитарное ■ Естественно-научное ■ Техническое

54,8%

50,5%

38,1%,

29,7%

39,9%

Четко Имею Представляю

представляю некоторые смутно

представления

Другое

Рис.1. Уровень представлений первокурсников о выбранной профессии

Как известно, уверенность в профессии является одним из главных критериев успешности человека. Наиболее уверенными себя чувствуют обучающиеся технических специальностей/направлений подготовки (64,4%), именно они демонстрируют выше показатели относительно представлений о своей профессии (по совокупности двух ответов: «четко представляю» и «имею некоторое представление» - 85,0%). За ними следуют гуманитарные специальности (52,9%) и, как указывалось, выше представителей, четко представляющих свою профессию. В группе естественно-научных направлений уверенных в выборе профессии чуть меньше первокурсников (45,7%); здесь же наименьшая доля, имеющих «четкие представления о профессии» по всей выборке опрошенных. Исходя из данных двух вопросов, получаем, что первокурсники не до конца осознают выбор своей профессии. Низкая степень представлений о профессии и уверенности в своем выборе, на первый взгляд, является закономерным процессом самоопределения, однако, также указывают на слабую довузовскую проработку этих вопросов, нередко стихийный выбор и профессии, и вуза.

Какие же социальные факторы повлияли на выбор вуза? Согласно представлениям первокурсников о престижности вуза, он определяется качеством образовательных услуг, масштабом, наличием многопрофильной специализации, доступностью жилья (общежития) и умеренных цен на платных формах, позволяющих получать образование детям из семей со средним уровнем доходов.

Вопрос о социально-профессиональной ориентированности родителей студентов-первокурсников был задан с целью выявления зависимости между образованием родителей и их детей. Так, в каждой специальности до трети респондентов отметили, что у их родителей имеется высшее образование (причем ответы распределились достаточно равномерно: гуманитарные - 30,4%, естественно-научные - 31,2%, технические - 27,5%). Уровень образовательных и профессиональных характеристик семьи студента связан с ее запросами на соответствующий уровень и профиль образования. Так, студенты технических специальностей чаще указывают на должностной статус родителей в позиции «Руководитель» (21,9%) (в других группах на эту должность указывают в два раза реже) и самое минимальное число ответов «Пенсионер, безработный» (7,6%) (см. рис.2). Остальные должностные позиции родителей не имеют значимых различий по группам подготовки детей. Данный фактор связан с влиянием должностного статуса родителей-руководителей на выбор того направления обучения детей, которое более перспективно на рынке труда.

Гуманитарные ■ Естественно-научные ■ Технические

21,9%

27,5% 31,2%

15,4% 18,1%

7,6%

^ О* *

У

И4

Рис.2. Взаимосвязь должностного статуса родителей и направления подготовки детей

Анализ результатов анкетирования позволил выявить, откуда абитуриенты получают

информацию о своей будущей профессии. Наибольшее количество выборов получил вариант

ответа «интернет» (34,4%). Среди технических и гуманитарных специальностей/направлений

подготовки был также популярен ответ «родственники, друзья и знакомые» (20,9%). Среди

естественно-научных специальностей - «приемная комиссия» (17,7%). Данные

распределения говорят о довольно высокой степени «зависимого» выбора и показывают, что

6

мнение родителей и близких родственников оказывает сильное влияние на выбор профессии выпускниками школ, поскольку именно они обладают ресурсами, необходимыми для получения высшего образования. Влияние фактора «приемная комиссия» говорит о том, что абитуриенты нередко свой выбор делают в стенах вуза. Наименее популярным среди опрошенных был ответ «учителя» (5,6%), что отражает достаточно низкий уровень влияния учительского сообщества на профессиональный выбор молодежи.

Проведенное исследование позволило выяснить влияние институциональных факторов. На всех специальностях важной составляющей выбора является профессионализм преподавателей (66,3%). Можно предположить, именно с этим фактором связано качество получаемого образования, так как основной мотивацией первокурсников (под влиянием агентов профессионального выбора) является получение профессиональных знаний; меньше всего студентов волнует наличие развитой образовательной инфраструктуры (библиотеки, учебные аудитории, буфеты и т.п.).

Один из вопросов был направлен на выявление основных критериев и мотиваций при выборе вуза и специальности (см. табл. 2). Как следует из таблицы 2, на выбор вуза и специальности/направления подготовки в значительной мере повлияло мнение родителей, карьерные перспективы и интерес к профессии.

Таблица 2

Критерии выбора вуза и специальности/направления подготовки

Критерий Выбор вуза, % Ранг Выбор спец., % Ранг

1. Мне интересно 13,4 2 21,8 1

2. Престижно 10,3 5 10,7 4

3. Было много бюджетных мест 8,1 7 9,4 5

4. После обучения можно сделать хорошую карьеру 12,1 3 12,1 3

5. Повлияло мнение родителей (родственников) 18,5 1 18,9 2

6. По советам друзей/ знакомых 5,8 8 4,1 8

7. По советам учителей 4,7 10 3,8 9

8. Влияние приемной комиссии вуза 9,4 6 7,9 6

9. Близость к дому 10,5 4 4,4 7

10. Учились здесь родители/родственники 5,1 9 2,5 11

11. Мне было все равно, где учиться 1,9 11 3,5 10

Исследование мотивов профессионального выбора показало, что важным фактором выбора специальности и вуза является личный интерес и мнение родителей. Причем личный интерес чаще указывают при выборе специальности (21,8%), а мнение родителей как при выборе специальности (18,9%), так и при выборе вуза (18,5%). Высокие позиции влияния родителей связано с тем, что они берут на себя основные расходы во время обучения студента и, соответственно, подбирают для своего ребенка те варианты, которые потенциально реализуемы как с образовательной (по результатам ЕГЭ), так и с материально -финансовой точек зрения. Родители становятся основными агентами выбора в условиях высокой неопределенности на рынках образовательных услуг и труда, разделяя тем самым риск возможного неуспешного выбора.

Третий по значимости фактор - карьера. Он определяет не только вклад высшего образования в развитие личности студента, но и отдачу от его получения. Карьерные перспективы важны также и с точки зрения будущей восходящей мобильности, важной для реализации амбиций и потребностей молодежи.

Часть студентов продемонстрировала конформистские настроения, выбрав позицию «близкого к дому» расположения вуза (10,5%). Также стоит учесть, что критерий «учились здесь родители или родственники» представлен достаточно низкими значениями при выборе вуза (5,1%), еще более низкими - при выборе специальности (2,5%), что свидетельствует о том, что семейная традиция в настоящее время не оказывает существенного влияния на выбор профессии, молодежь не стремится следовать семейным династиям.

В вопросе о факторах успеха мнения разделились: студенты гуманитарных специальностей считают, что будущая карьера требует получение многопрофильного образования (36,4%), будущая профессия потребует от них разносторонних околопредметных знаний. Студенты технических и естественно-научных специальностей уверены, что им необходимо углубленное образование (26,2%), так как добиться успеха в своей профессии они смогут только, если сконцентрируются на изучении дисциплин, напрямую связанных с будущей профессией.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы.

1. Основными факторами, повлиявшими на выбор вуза первокурсниками МГУ им. Н.П. Огарёва стали: влияние мнения родителей, статуса вуза как фактора будущей карьеры, его близость к дому, а на выбор специальности - интерес к учебе, влияние мнения родителей, карьерная перспектива и престижность профессии.

2. Основу мотивации первокурсников составляет получение профессиональных

знаний и умений, при выборе специальности профессиональная обусловленность играет

более значимую роль, чем социальная. Несмотря на то, что в настоящее время представления

8

о степени удовлетворенности первокурсников выбором профессии (факультета, специальности) и вуза еще окончательно не сложились, обнаружена корреляция между некоторыми элементами выбора: знаниями о профессии и уверенностью в выборе конкретных специальностей; критериями выбора вуза и выбора специальности. Для значительной доли опрошенных основой выбора послужила будущая карьерная перспектива.

3. Выбор вуза и выбор специальности/направления подготовки студентами-первокурсниками имеет во многом «зависимый» и опосредованный характер. Основные агенты профессионального самоопределения - родители (родственники), приемная комиссия и интернет, в меньшей степени - учителя школ и друзья/знакомые. Только пятая часть опрошенных отметила, что механизм профессионального выбора у них строился, исходя из собственных интересов, однако, позволим предположить, что он также обсуждался в семье и был одобрен родителями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Филатова Л. М., Николаенко Е. А. Тенденции изменения общественного спроса на высшее образование современной России // Вопросы образования. - 2012. - №3. - С. 88-112.

2. Касаткина Н. П. Динамика профессионального выбора молодежи в системе «школа

- вуз - рынок труда»: социоструктурный анализ: автореф. дис ... канд. соц. наук. -Саранск, 2013. - 24 с.

3 Константиновский Д. Л. , Попова Е. С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. - 2015. - №11. - С. 3748......канд. соц. наук; ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва» - Саранск, 2013. - 24 с.

4. Малошонок Н. Г. Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования.

- 2015. - №3. - С. 92-121.

5. Мордовия. Статистический ежегодник - 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/resources/604c39804004ac2d96 22be1064aaefc4/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D 1%82%Р0 %B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B5%D0%B6%D0 %B5%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%282016+%D0%B3% D0%BE%D0%B4%29.pdf (дата обращения 25.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.