Научная статья на тему 'Образ специалиста «Помогающей» профессии в представлениях студентов-первокурсников как фактор их профессиональной ориентации и подготовки'

Образ специалиста «Помогающей» профессии в представлениях студентов-первокурсников как фактор их профессиональной ориентации и подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / IMAGE OF PROFESSION / PROFESSIONAL RECRUITMENT / PROFESSIONAL TRAINING OF SOCIAL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черников Владимир Александрович

Описываются результаты исследования представлений студентов-первокурсников о выбранных профессиях социального педагога, психолога и специалиста социальной работы. Анализируются проблемы набора и отбора абитуриентов для обучения по профилю «Психология и социальная педагогика», профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черников Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the research results regarding first-year students’ perceptions of their chosen professions as social pedagogues, psychologists and social workers. The author analyzes the issue of recruitment of applicants for training in “Psychology and social pedagogy”, professional training of future social teachers.

Текст научной работы на тему «Образ специалиста «Помогающей» профессии в представлениях студентов-первокурсников как фактор их профессиональной ориентации и подготовки»

Grounds for research methods and evaluation of methodological competencies of a special teacher

The article deals with the results of theoretical research in the field of study of the methodological competencies of a special teacher. The research methods and the criteria for the quantitative and qualitative assessment of the pedagogical phenomenon from the point of the competence and system and activity approaches are represented in the article.

Key words: professional features, methodological competences, methodological activities, research methods, special teacher, correction teacher.

(Статья поступила в редакцию 13.02.2017)

в. а. черников

(волгоград)

образ специалиста «помогающей» профессии в представлениях студентов-первокурсников как фактор их профессиональной ориентации и подготовки

Описываются результаты исследования представлений студентов-первокурсников о выбранных профессиях социального педагога, психолога и специалиста социальной работы. Анализируются проблемы набора и отбора абитуриентов для обучения по профилю «Психология и социальная педагогика», профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.

Ключевые слова: образ профессии, профессиональный набор, профессиональная подготовка социальных педагогов.

Исследования лаборатории ИСМО РАО указывают на то, что более 54% старшеклассников в России не учитывают при выборе будущей профессии свои реальные возможности, 46%, вместе с тем, делают выбор на основе мнения родителей и родственников, а 67% учащихся 9-х и 11-х классов не имеют пред-

О Черников В.А., 2017

ставления ни о содержании дальнейшего образования, ни о будущей профессиональной деятельности.

В 2014-2016 гг. на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета нами проводились исследования мотивации студентов-первокурсников, выбравших такие профили подготовки, как «Психология и социальная педагогика», «Социальная работа в системе социальных служб», «Психология образования». Из 136 охваченных исследованием студентов только 47% имели представления о выбранных профессиях, которые соответствуют действительности, выбор остальных основывался на недостоверной информации или был случайным. Идентичные исследования в течение 2014-2015 гг. проводились на базе Волгоградского государственного медицинского университета. По его результатам также можно сделать вывод о том, что превалирующее большинство респондентов (будущих специалистов социальной работы и клинических психологов) имеют слабое представление о содержании профессиональной деятельности специалистов этих «помогающих» профессий.

Е.Е. Сартакова и О.В. Васильева выяснили, что формирование адекватного образа, например психолога, в сознании старшеклассника затруднено при наличии множества стереотипов и мифов в обществе об этой профессии и людях, ее олицетворяющих [4]. Такой образ часто обусловливает мотивацию выбора будущей профессиональной деятельности, поскольку отраженные и собственные стереотипы эффективно выполняют когнитивную функцию - упрощают и схематизируют разнообразную информацию о «помогающих» профессиях. Конечно, в ходе профессиональной подготовки ситуация меняется, т. к. житейские знания дополняются научными представлениями, предшествующий жизненный опыт обогащается профессиональной практикой, однако профессиональная позиция специалиста остается подверженной влиянию существующих стереотипов и мифов, оказывающих воздействие на его поведение с клиентами и коллегами. Набор профессиональных установок и стереотипов, как известно, образует профессиональную позицию, связывающую в целостность сознание и деятельность социального педагога, психолога, специалиста по социальной работе. Как показывают наши исследования, это становится очевидным особенно в

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

ситуациях, когда студент сталкивается с трудной учебно-профессиональной задачей, требующей неординарного подхода, импровизации, а не деятельности по шаблону. Только при наличии профессиональной позиции, связанной с доминирующей личностной позицией, становится возможным связать цели, принципы, формы и методы работы с содержанием помощи конкретному клиенту, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

Поэтому мы считаем важным изучать тот образ «помогающей» профессии, который отражается в сознании абитуриента / первокурсника, выбравшего социально-педагогический, психологический профили и профиль специалиста социальной работы. Нами была разработана анкета, включающая 15 вопросов с одиночным выбором из 4 вариантов ответа, включая вариант «не знаю». Каждый из 15 вопросов был ориентирован на определение функций и содержания работы социального педагога, психолога и специалиста социальной работы с различными категориями клиентов. По результатам проведенного анкетного опроса мы выяснили, что доля реалистичных представлений студентов-первокурсников различных профилей подготовки незначительно отличается: в группе будущих социальных педагогов 43% респондентов имели точное представление о выбранной профессии, в группе будущих специалистов социальной работы -47%, в группе будущих психологов - 53%. Проведенные затем индивидуальные свободные интервью позволили нам выяснить характер представлений о выбранной профессии у первокурсников. Реалистичные представления о выбранной «помогающей» профессии продемонстрировали более 50% респондентов. Им предлагалось назвать те направления деятельности социального педагога, психолога и специалиста социальной работы, которые являются наиболее распространенными в их практике, а также рассказать о своих личных мотивах выбора соответствующего профиля профессиональной подготовки.

Среди будущих социальных педагогов распространено убеждение в том, что им часто необходимо будет:

• работать в критических ситуациях (жестокое обращение и совершение преступных действий с детьми в семье и школе, приобщение несовершеннолетних к употреблению психоактивных веществ на улице и в компании знакомых);

• оказывать помощь людям, оказавшимся в кризисном положении (инвалидам, жерт-

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

вам войн и стихийных бедствий, детям из семей, где родители ведут маргинальный образ жизни).

Интересно, что наибольшие затруднения у будущих социальных педагогов вызывали вопросы о том, чем, по их мнению, им нужно будет заниматься с семьями, воспитывающими одаренных детей, а также с социально активными детьми и подростками в учреждениях образования и по месту жительства. С этим связано распространенное среди первокурсников представление о выбранной профессии как имеющей особую роль в российском обществе и государстве. Многие респонденты данной группы даже заявляли, что им в будущем, вероятно, придется пожертвовать материальным и семейным благополучием ради выбранной профессии ввиду низких заработных плат и дефицита свободного времени, которое необходимо уделять близким. Отметим, что такой образ социального педагога в сознании части студентов обладает некоторым сходством с ролью «спасателя», хорошо изученной в психологии и психотерапии (Н.Г. Винокурова, Д.Г. Зубарев, Е.В. Кризская, С.В. Марихин). В роли «спасателя» - человека с комплексом «мученичества» (по терминологии Е.В. Емельяновой), как известно, заложены предпосылки профессиональной деформации будущих специалистов «помогающих» профессий, поскольку, несмотря на временные выгоды в психологических играх, она предполагает развитие склонности устанавливать отношения созависимости с нуждающимися в помощи, склонности к их чрезмерному контролю и опеке. На наш взгляд, это актуализирует такие задачи профессиональной подготовки будущих социальных педагогов, как воспитание ценностей самодостаточности, уважения психологических прав людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и разделения с ними ответственности за ситуацию, а также саморазвития за счет внутренних ресурсов (интересов, целей, желаний).

Также любопытно, что в сознании первокурсников данного профиля подготовки доминирует образ коллективного субъекта социально-педагогической деятельности, в будущем они ориентированы на командную работу, сотрудничество с другими специалистами, считая, что только в комплексном подходе залог эффективной помощи нуждающимся. считаем, что это должно мотивировать преподавателей к более широкому использованию метода группового проекта и форм командно-

го и сетевого обучения в подготовке будущих социальных педагогов.

среди будущих психологов, напротив, распространено убеждение, что это профессия «одиночек», потому что «к каждому человеку нужен индивидуальный подход». В отличие от студентов социально-педагогического профиля, они наиболее точно определили содержание работы психолога с талантливыми и одаренными детьми, тогда как в области работы с социально неблагополучными категориями детей и молодежи у них чаще встречались ошибочные представления о содержании работы психолога. Чуть менее половины опрошенных (46%) вообще не видят необходимости в работе психолога с несовершеннолетними правонарушителями, молодежью, употребляющей психоактивные вещества, считая, что участие в «перевоспитании» таких клиентов не относится к их будущей компетенции.

На наш взгляд, среди первокурсников психологического профиля подготовки доминирует представление о профессии психолога как об «эксперте» и «консультанте». При этом функция психолога чаще всего видится им в том, чтобы помочь клиентам разобраться в проблемах (диагностическая функция отмечалась как приоритетная 78% респондентов) и самостоятельно найти выход из трудной жизненной ситуации. Такой образ профессии психолога созвучен, на наш взгляд, взглядам А. Маслоу о хорошем психотерапевте: «Он не навязывает свою волю пациенту, он направляет все свои усилия на то, чтобы помочь ему, пациенту, с трудом выражающему свои чувства, плохо осознающему себя, обнаружить то, что происходит в нем. Психотерапевт помогает ему понять, чего хочет он, пациент, к чему он стремится, что он считает хорошим и полезным для себя» [2, с. 28-29]. Отметим, что такая позиция не универсальна, в практике психолога она затрудняет реализацию функций психологического просвещения, обучения детей, психологической поддержки людей в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности.

в ответах будущих специалистов социальной работы наиболее точное отражение получило содержание их работы с инвалидами и семьями, в которых есть временно нетрудоспособные члены, а также с беженцами и переселенцами, тогда как наибольшие затруднения возникли у студентов при определении функций специалиста в социальной работе с конфликтными семьями, педагогически запущенными детьми и социально активной молоде-

жью. Профессия специалиста в работе представляется им как работа со случаем, когда каждый случай оригинален и требует индивидуального подхода. С этим связано то, что в их представлениях доминирует образ «специалист-клиент», а не образ коллективного субъекта социальной работы. с другой стороны, в отличие от будущих психологов, доминирует представление о профессии как государственной службе (а не работе частного лица), связанной в основном с функцией материальной помощи человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

Наши исследования показывают, что часто имеющийся образ профессиональной деятельности у студентов диффузен, не структурирован и во многом нереалистичен. Это выдвигает на передний план вопросы набора и отбора абитуриентов данных профилей подготовки, а также приоритетов их профессиональной подготовки в условиях вуза.

По мнению многих исследователей (О.А. Колесникова, Н.А. Крымова, В.И. Тар-лавский, Е.А. Цуканов), решение вопросов профессионального набора и отбора на профили «помогающих» профессий затруднено противоречиями, существующими в современной российской системе профессиональной ориентации:

• противоречие между необходимостью обеспечения системного психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся с 7-8-го класса и преимущественно эпизодической и однобокой помощью;

• противоречие между необходимостью подготовки самоопределяющейся личности к самостоятельному, осознанному выбору и построению карьеры в меняющихся условиях и широкой практикой агитации абитуриентов со стороны учреждений профессионального образования.

основные причины данных проблем также известны:

• недооценка значимости профориента-ционной работы в учреждениях образования и недофинансирование субъектов, осуществляющих данный вид деятельности;

• дефицит кадров, обладающих современными технологиями профконсультирования;

• острая конкуренция между учреждениями профессионального образования за абитуриентов на фоне демографического спада.

вместе с тем мы исходим из того, что стратегия развития России - реализация сценария инновационного социально ориентированного

- известия вгпу. пе,

развития, что невозможно без квалифицированных работников социальной сферы - психологов, социальных педагогов, специалистов социальной работы. Поэтому с 2014 г. сотрудниками и студентами факультета социальной и коррекционной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета реализуется профориентацион-ный проект «Помогатор».

Цель проекта - оказание помощи в профессиональном самоопределении учащимся 9-11-х классов школ Волгоградской области (Волгограда, Волжского, Урюпинска, Камышина, Михайловки, фролово). Логика мероприятий проекта основана на общей схеме активизации личности в профессиональном самоопределении, предложенной Н.С. Пряжни-ковым: мотивационно-эмоциональной, познавательно-интеллектуальной и практико-пове-денческой [3].

Первый этап проекта направлен на активизацию интереса учащихся к «помогающим» профессиям, что осуществляется в форме уроков и педагогических тренингов, на которых используются такие интерактивные методы, которые с опорой на подготовленные видеоролики, притчи и презентации конкретных ситуаций с актуализирующими вопросами способны привлечь внимание учащихся к «помогающим» профессиям и в доступной форме донести до них основные общие аспекты этих профессий, различия между ними.

Все учащиеся старших классов, как правило, имеют личный опыт оказания помощи близким и родственникам, а некоторые -и опыт социального добровольчества. Поэтому познавательно-интеллектуальная активизация в области «помогающих» профессий проводится с опорой на традиционную схему организации проблемного обучения:

• обсуждение и анализ распространенных в практике ситуаций, требующих от человека мобилизации внутренних ресурсов и внешней помощи со стороны специалиста-психолога, специалиста социальной работы, социального педагога и др.;

• поиск решения более сложных задач по оказанию помощи нуждающимся, но внешне кажущихся вполне доступными для решения;

• актуализация влияния личных убеждений, групповых установок, стереотипов, разделяемых учащимися, на поиск решения проблем других людей, выбор ими конкретных форм и методов поддержки нуждающихся.

гогические науки -

Безусловно, отбор кейсов для таких занятий согласуется с педагогическим коллективом образовательного учреждения - общеобразовательной или коррекционной школы, школы-интерната. Нами разработаны и апробированы четыре варианта проведения таких занятий в зависимости от того, каким количеством времени и материально-технических ресурсов располагает профконсультант: урок-настольная игра, урок-метафорическая игра, урок-дискуссия, урок-тренинг.

Второй этап проекта ориентирован на практико-поведенческую активизацию с помощью следующих приемов работы: организация серии профориентационных экскурсий и выполнения индивидуальных заданий, связанных с самостоятельной поисковой или творческой деятельностью учащегося.

Мы выделяем два типа профориентацион-ных экскурсий: обзорные и профессиографи-ческие. обзорные организуются с целью общего знакомства с социальной службой, молодежным центром, специализированными образовательными и медицинскими учреждениями, где работают специалисты «помогающих» профессий - специалисты социальной работы, социальные педагоги, психологи. Экскурсия, по возможности, сопровождается короткой беседой с одним-двумя специалистами по ходу экскурсии, рассказом о клиентах и типичных запросах. В профессиографи-ческих экскурсиях раскрываются содержание той или иной конкретной профессии, требования, предъявляемые к человеку, и противопоказания, варианты профессионального образования и будущего трудоустройства.

По мнению Г.В. Леонидовой и С.О. Му-стяца, профориентационные экскурсии выполняют две базовые функции: содержательную, которая формирует у учащихся образ профессионального окружения и экологического мышления в целом, и инфраструктурную, обеспечивающую формирование, «разметку» межсистемных связей между образованием и рынком труда.

После проведения экскурсий организуются критический анализ и обобщение полученных знаний через широкое обсуждение в специально созданной группе в сети «ВКонтак-те», где также предлагаются индивидуальные задания учащимся: написать эссе, создать социальный плакат, сочинить текст на известную мелодию, принять участие в онлайн-игре поискового типа. учет индивидуальных особенностей старшеклассников, которые выражаются в наличии у них склонностей к ана-

литической, художественной или социальной деятельности, - важный элемент эффективной профориентационной работы.

Наш опыт показывает, что такие методы работы обладают значительным потенциалом активизации у старшеклассников более глубокого познания этических принципов «помогающих» профессий, их ценностной основы, а также соотнесения с собственными представлениями об общественном устройстве, смысле жизни человека, роли ближайшего окружения и неравнодушных людей в решении трудной жизненной ситуации другого человека.

Третий этап проекта ориентирован на формирование морально-волевой активности учащегося через организацию выездного двухдневного профориентационного лагеря. Именно в такой форме удается успешно сочетать методы профессиональных проб, мастер-классов и углубленной профессиональной диагностики с возможностью оказания своевременной и достаточной психологической поддержки. Ведущий метод на этом этапе - профессиональная проба в «помогающих» профессиях - требует специфической подготовки и атмосферы, что затрудняет его использование в условиях общеобразовательной школы. Имеющиеся материально-технические ресурсы и опыт проведения профессиональных проб «Школьный психолог», «Школьный социальный педагог», «Психолог-консультант», «Дефектолог в коррекционной школе», «Специалист по социальной работе в социально-реабилитационном центре» и др. на базах Волгоградского государственного социально-педагогического университета дают нам возможность качественно готовить и проводить профориентационный лагерь со старшеклассниками.

В лагере у учащихся есть возможность получить индивидуальную профконсультацию, поучаствовать в серии обучающих тренингов и тренинге личностного роста, задать волнующие их вопросы руководителям факультетов, готовящих специалистов «помогающих» профессий. По окончании лагеря все учащиеся получают сертификаты участников, которые дополняют их портфолио и могут учитываться при поступлении в вузы.

главным результатом реализации проекта «Помогатор» является то, что среди абитуриентов, выбирающих «помогающие» профессии, растет доля тех, кто осознанно и самостоятельно это делает. В выигрыше остаются также те, кто, узнав больше об этих профессиях, условиях работы таких специалистов, по-

пробовав свои силы, в итоге выбирают другие специальности и вузы, самостоятельно определяют другую профессиональную и жизненную стратегию. Главное, что участники проекта лучше начинают понимать себя, свои мотивы и цели в жизни, свои сильные стороны и «зоны ближайшего развития».

В ситуации профессионального отбора абитуриентов за последние два-три года произошло важное изменение: люди стали внимательно читать правила приема, доверять им, рассматривать эти правила как документ, принуждающий вуз к определенным действиям. Это сочетается с тенденцией значительного увеличения количества вопросов со стороны абитуриентов к приемной комиссии, касающихся разъяснения содержания образовательных программ, требований к будущим выпускникам и трудоустройству. Нам представляется, что это отражает позитивную тенденцию в области изменения отношения абитуриентов к выбору профессии, в том числе социального педагога, специалиста социальной работы, психолога.

В свете данных тенденций считаем важным, что профессорско-преподавательским составом факультета социальной и коррекци-онной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета были разработаны рекомендации для приемной комиссии, в которых определены следующие критерии оценки портфолио абитуриентов профилей «Психология образования», «Психология и социальная педагогика», «Социальная работа в системе социальных служб»:

• опыт работы с детьми и молодежью в качестве вожатых, помощников воспитателей, членов детских и молодежных общественных организаций;

• опыт участия в проектах и программах социального добровольчества;

• принадлежность к семейным династиям «помогающих» профессий.

Несмотря на значимость профессионального набора и отбора будущих специалистов «помогающих» профессий, безусловно, определяющую роль в формировании у них гибкой профессионально-личностной позиции, включающей освоение ролей «наставника», «учителя», «тренера», «коуча», «консультанта», «посредника», «защитника» и «товарища», играет процесс профессиональной подготовки.

При выборе педагогических средств, обладающих высоким потенциалом в формировании гибкой профессионально-личностной

- известия вгпу. пе,

позиции будущих социальных педагогов, мы опираемся на положения теории Д.А. Леонтьева, который выделяет три класса ситуаций, способствующих «радикальной смысловой перестройке личности»: критическая ситуация жизни субъекта, ситуация взаимодействия с другой личностью и ситуация воздействия искусства на личность [1].

Таким образом, сензитивными периодами для коррекции образа выбранной профессии социального педагога, специалиста социальной работы, психолога в сознании студентов данных направлений подготовки, а также для дополнения их ролевого репертуара новыми поведенческими моделями являются начальный и завершающий этапы их обучения. Именно эти этапы характеризуются как кризисные, сопровождающиеся значимыми трансформациями в когнитивной и эмоциональной сферах. Несмотря на содержательные отличия данных кризисов, именно на первом и четвертом курсах обучения студенты проявляют высокую готовность меняться, искать новые смыслы в профессиональной деятельности специалиста «помогающей» профессии.

в ситуации взаимодействия с другой личностью влиянием обладает только референтная группа, в которой особую роль играет наставник: куратор группы, научный руководитель. Наставник обеспечивает включение будущего специалиста в профессиональное сообщество, где реализуются нормативная (оценивание будущего специалиста) и сравнительная (задается эталон поведения для будущего специалиста) функции.

ситуация воздействия искусства на личность применительно к рассматриваемой проблеме, на наш взгляд, может быть отождествлена с восприятием и изучением студентом примеров профессионального мастерства в области практики. Характерной особенностью профессий «человек-человек» является то, что подлинным произведением искусства выступают не столько приемы и техники работы, сколько межличностные отношения, возникающие в процессе и результате общения и взаимодействия социального педагога, психолога, специалиста социальной работы с клиентами и коллегами.

Подводя итог вышесказанного, отметим, что образ профессии социального педагога, психолога и специалиста социальной работы в представлениях первокурсников, включающих представления об их предполагаемых основных функциях, типах и видах кли-

гогичЕскиЕ науки -

ентов, с которыми они будут работать, является важным фактором, оказывающим влияние на профессионализацию будущих специалистов данных профилей. Неполные и неточные представления первокурсников о выбранной «помогающей» профессии негативно сказываются на успешности данного процесса, создают риск профессиональных деформаций к окончанию обучения в вузе. Считаем, что в условиях индивидуализации и практико-ориентированности профессионального образования данные тенденции будут нарастать. Поэтому необходимо прикладывать дополнительные усилия в работе как со студентами, отводя особую роль кураторской и наставнической деятельности, так и с абитуриентами -в области профессиональной ориентации, а также более тщательно проводить профессиональный набор и отбор.

список литературы

1. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.

2. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А.М. Талдыдаевой; науч. ред., вступ. статья и коммент. Н.Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1997.

3. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

4. Сартакова Е.Е., Васильева О.В. Педагогические стереотипы профессиональной деятельности учителя и проблемы аттестации // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 13. С. 38-41.

* * *

1. Leont'ev D.A. Psihologija smysla. Priroda, struktura i dinamika smyslovoj real'nosti. M.: Smysl, 1999.

2. Maslou A.G. Dal'nie predely chelovecheskoj psihiki / per. s angl. A.M. Taldydaevoj; nauch. red., vstup. stat'ja i komment. N.N. Akulinoj. SPb.: Evrazija, 1997.

3. Pijazhnikov N.S. Metody aktivizacii profes-sional'nogo i lichnostnogo samoopredelenija: ucheb.-metod. posobie. M.: Izd-vo Mosk. psihol.-soc. in-ta; Voronezh: Izd-vo NPO «MODJeK», 2002.

4. Sartakova E.E., Vasil'eva O.V. Pedagogiche-skie stereotipy professional'noj dejatel'nosti uchi-telja i problemy attestacii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 13. S. 38-41.

Image of a specialist of "supporting" profession in the views of first-year students as a factor of their professional orientation and training

The article deals with the research results regarding first-year students' perceptions of their chosen professions as social pedagogues, psychologists and social workers. The author analyzes the issue of recruitment of applicants for training in "Psychology and social pedagogy", professional training offuture social teachers.

Key words: image of profession, professional recruitment, professional training of social teachers.

(Статья поступила в редакцию 27.01.2017)

А.Н. САЗОНОВА (Владивосток)

особенности

образовательного процесса в магистратуре при решении проблемы подготовки педагога информационного общества

Обозначаются особенности образовательного процесса в магистратуре при подготовке педагога информационного общества. По итогам анкетирования дается описание студентов магистратуры педагогических направлений подготовки.

Ключевые слова: педагог информационного общества, педагогический процесс в магистратуре.

Проблема подготовки педагога информационного общества сегодня обозначается во многих гуманитарных исследованиях - педагогических, философских, социологических, культурологических и др. Исследователей волнуют проблемы образования в информационном обществе, основания профессиональной деятельности человека, его выживания в новых условиях и мн. др. Во многих педагогических исследованиях акцент делается на несоответствии современного педагога требованиям со стороны:

О Сазонова А.Н., 2017

- государства (профстандарт педагога);

- общества (качество образования, определяющее качество жизни);

- обучающихся (личностные качества педагога, умеющего и готового взаимодействовать с различными категориями обучающихся в разных условиях реальной и виртуальной сред).

В последнее десятилетие защищено большое число работ, посвященных подготовке педагога к различным аспектам деятельности (научной, инновационной, проектной и т. д.) и освоению целого ряда компетенций (исследовательской, коммуникативной, проектировочной и т. д.), актуальность которых доказывается исследователями из работы в работу.

Обозначенное выше противоречие между потребностью в новом педагоге и его несоответствием современным требованиям полностью практически неустранимо, т. к. даже подготовленный в соответствии с самыми новыми требованиями педагог уже завтра не будет соответствовать изменившимся условиям. И к огромному списку уже имеющихся компетенций необходимо будет вновь добавлять те, которые потребуются для организации продуктивного образовательного процесса.

особенности информационного общества таковы (неопределённость, сложность, непредсказуемость, вариативность), что сегодня невозможно раз и навсегда научить обучающегося тому, что может обеспечить ему успешность в будущем. Завтра будет по-другому, и, следовательно, уже сегодня необходимо готовить подрастающее поколение к тому, что ему придется жить и действовать в неопределенных и быстро изменяющихся условиях. В каких именно - неизвестно, но необходимо понимать и быть готовыми к тому, что условия будут иными. А для этого сам учитель должен обладать (помимо обозначенных в стандартах компетенций) и компетенцией продуктивного взаимодействия с различными категориями обучающихся в разных обстоятельствах в условиях нестабильности и неопределённости. Но проблема состоит в том, что сегодня далеко не каждый педагог готов к такому взаимодействию, умеет его организовывать и осуществлять с разными категориями обучающихся (дошкольниками, младшими школьниками, подростками, взрослыми) в различных средах (очной / заочной, реальной / виртуальной, дистанционной), а педагогическая наука не предлагает чёткого механизма такой подготовки и в вузах этому специально не учат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.