Научная статья на тему 'Исследование спроса на рынке услуг высшего профессионального образования Дальневосточного федерального округа'

Исследование спроса на рынке услуг высшего профессионального образования Дальневосточного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
560
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АБИТУРИЕНТЫ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Напалкова А. А., Овчинникова И. А.

Показаны результаты исследования рынка высшего профессионального образования Дальневосточного федерального округа (ДВФО). Установлены предпочтения абитуриентов при выборе вуза и направления подготовки. Выявлены востребованность выпускников, потребности и ожидания работодателей относительно качества подготовки специалистов. Результаты могут снизить уровень неопределенности и степень риска при принятии управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Напалкова А. А., Овчинникова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demand research in the market of higher education services in the Far Easten Federal District

Shows the results of market research, higher education of the Far Eastern Federal District (RFE). Set preferences of entrants when choosing a university and field of study. Identified demand for graduates, needs and expectations of employers regarding the quality of training. Results may reduce the level of uncertainty and risk management decisions.

Текст научной работы на тему «Исследование спроса на рынке услуг высшего профессионального образования Дальневосточного федерального округа»

Маркетинг

А.А. НАПАЛКОВА, И.А. ОВЧИННИКОВА

Исследование спроса на рынке услуг высшего профессионального образования Дальневосточного федерального округа

Показаны результаты исследования рынка высшего профессионального образования Дальневосточного федерального округа (ДВФО). Установлены предпочтения абитуриентов при выборе вуза и направления подготовки. Выявлены востребованность выпускников, потребности и ожидания работодателей относительно качества подготовки специалистов. Результаты могут снизить уровень неопределенности и степень риска при принятии управленческих решений.

Ключевые слова: рынок услуг высшего профессионального образования, абитуриенты, потребители, исследование спроса, маркетинговые исследования, потребительские предпочтения.

Demand research in the market of higher education services in the Far Easten Federal District. A.A. NAPALKOVA, I.A. OVCHINNIKOVA.

Shows the results of market research, higher education of the Far Eastern Federal District (RFE). Set preferences of entrants when choosing a university and field of study. Identified demand for graduates, needs and expectations of employers regarding the quality of training. Results may reduce the level of uncertainty and risk management decisions.

Key terms: services market of higher education, entrants, consumers, demand research, marketing research, consumer preferences.

Каждый год тысячи выпускников школ отправляются в вузы, чтобы реализовать потребности в получении работы, творчестве и самореализации, общении и др., иначе говоря, за получением профессиональных образовательных услуг. Базовые потребности абитуриентов - потребителей, воплощаются в запросы к конкретным специальностям, характеристике учебного заведения, цене и качеству образования и служат основой распределения студентов по вузам.

На сегодняшний день система профессионального образования совместно с рынком труда, частью которого является рынок молодых специалистов, является своеобразным фильтром. Образование «сортирует» учащихся в

зависимости от их производственных качеств по специальностям. Рынок труда создает свои фильтры - отношение к молодому специалисту зависит от учебного заведения, которое он закончил; у работодателей существуют дополнительные запросы: опыт практической деятельности, рекомендации, знание специализированных компьютерных программ или иностранного языка и др. Кроме того, важную роль играют интересы государства, которое, ориентируясь на инновационный путь развития экономики, выдвигает свои требования к подготовке кадров. Это, в первую очередь, адекватность образовательного и квалификационного уровня занятых современным требованиям производства, другими словами, качественное и количественное соответствие занятых структуре рабочих мест.

Таким образом, формирование образовательным учреждением оптимальной ассортиментной политики с учетом предпочтений потребителей, спроса на рынке труда, а также интересов государства требует огромной работы по выяснению запросов и предпочтений потенциальных потребителей, мониторингу рынка высшего профессионального образования с целью изучения его конъюнктуры, анализу условий реализации образовательных программ, конкурентов и их предложений [1].

Сегодня не существует единого мнения относительно востребованности и престижности высшего образования. Современные абитуриенты в большинстве случаев воспринимают диплом о высшем юридическом или экономическом образовании как один из самых желанных. Однако наличия только профильного высшего образования не всегда достаточно для получения более высокой зарплаты. Работодатели часто требуют, чтобы работник хорошо владел английским языком, знал МФСО (Международные стандарты финансовой отчетности) или технологии производства, имел опыт работы в организациях определенного направления. Соответственно, многие проблемы заключаются в несбалансированности спроса и предложения по профессиональноквалификационной структуре. Вузам важна оценка востребованности образовательных программ, выявление новых приоритетных направлений, интересных абитуриентам, инвесторам образовательных программ, работодателям.

Все сказанное обусловливает актуальность маркетинговых исследований на рынке высшего профессионального образования.

Проведенные нами в Дальневосточном регионе рыночные исследования востребованности образовательных программ среди абитуриентов и отношения работодателей к качеству подготовки специалистов имеют практическую значимость как для образовательных учреждений, так и для государственных органов, определяющих вектор развития территории в будущем.

Объектами исследования стали абитуриенты вузов, работодатели в крупных городах Дальневосточного федерального округа (ДВФО). Тип выборки -квотная детерминированная. В качестве основного метода сбора данных был выбран опрос. Исследование проводилось с 08.07.2011 по 15.04.2012 г.

Территориальные границы исследования охватывали Приморский край, Камчатский край, Сахалинскую обл., Хабаровский край, Амурскую обл., Еврейскую автономную обл. Не принимали участия в исследовании Чукотский автономный округ, Магаданская обл., республика Саха (Якутия).

Для реализации целей были поставлены задачи:

- исследовать мотивы выбора вуза на рынке образовательных услуг среди абитуриентов;

- определить факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентами;

- установить предпочтения абитуриентов относительно вузов и направлений подготовки;

- выявить востребованность выпускников среди работодателей региона;

- оценить потребности работодателей в специалистах различного профиля и степень удовлетворенности качеством подготовки специалистов (выпускников вузов);

- выявить ожидания работодателей относительно качества подготовки выпускников и их компетенций.

В ДВФО наибольшее количество поступающих приходится на Хабаровский и Приморский края, что в 2012/13 учебном году в совокупности составило 72 % общей численности принятых абитуриентов (табл. 1). Анализ динамики поступления на программы высшего профессионального образования показал, что контингент поступающих практически во всех выделенных административных единицах снижается с 2009/10 учебного года. Особенно это ощутимо для вузов Приморского и Хабаровского краев, где число студентов к 2012/13 учебному году снизилось на 36 и 19 % соответственно. Такая ситуация сложилась по России в целом вследствие сокращения рождаемости в 1994-1997 гг. на 17,3 %.

Таблица 1

Динамика поступления абитуриентов на программы

высшего профессионального образования в 2006-2012 гг., тыс. чел.

Показатель 2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009 2009/ 2010 2010/ 2011 2011/ 2012 2012/ 2013

Приморский край

Кол-во государственных вузов 10 10 10 10 10 7 7

Принято студентов 22,1 22,4 22,6 21,3 16,1 12,7 13,7

Хабаровский край

Кол-во государственных вузов 11 11 11 11 11 11 10

Принято студентов - - 22,5 19,7 17,5 14,9 15,9

Сахалинская обл.

Кол-во государственных вузов 8 9 10 10 9 8 8

Принято студентов 5,26 3,86 3,71 3,79 3,08 2,21 2,63

Камчатский край

Кол-во государственных вузов - 11 11 9 10 9 8

Принято студентов - 4,15 3,14 3,72 3,42 2,25 1,69

Окончание табл. 1

Источник: [2].

Демографический спад, вызванный сокращением рождаемости и отрицательной динамикой миграционных потоков, на протяжении четырех ближайших лет только усилится, что создаст существенные сложности для образовательных учреждений региона при наборе студентов. А значит, изучение мотивов и предпочтений старшеклассников относительно мест получения высшего образования представляет особую актуальность.

Нами было опрошено 1654 потенциальных абитуриента, т.е. тех, кто планировал после школы получить высшее образование. В качестве генеральной совокупности выступили учащиеся 11-х классов, размер выборки обусловлен уровнем доверительной вероятности - 95 %, доверительном интервале ±5 единиц.

Выпускной класс - время выбирать будущую профессию и место для получения высшего образования. Опрос показал, что большая часть старшеклассников в середине учебного года уже определились с вузом, в среднем по ДВФО - это 68 % (рис. 1).

Затрудняюсь

ответить

Нет, не выбрал

Да, выбрал

і:!7,5;:іІі4,2±: 1 15,9 -5-Ь

ШІ5ДШК14.9Ш 17,6 1 14.4 1

-—70,9^- 66,5 %%62Щ;1$\68,5^ШШ65ШШ

— \ 1 1 1 1

О

20

40

60

80 100 Доля респондентов, %

ЕЭ Приморский край (п=330) И ЕАО (п=268)

□ Камчатский край (п=245) И Амурская обл. (п=284)

К Хабаровский край (п=270) Ш Сахалинская обл. (п=257)

Рис. 1. Распределение ответов абитуриентов относительно сформированного решения о выборе вуза

Среди вузов, в которые старшеклассники собираются подавать документы в первую очередь, были указаны ДВФУ (Приморский край), ДВГСГА и ДВГУПС (ЕАО), КамГУ им. Витуса Беринга (Камчатский край), АМГУ

(Амурская обл.), ТОГУ и ДВГУПС (Хабаровский край), СахГУ (Сахалинская обл.). Примечательно, что ДВФУ в качестве приоритетного вуза для поступления кроме школьников Приморья (40 %) также выделили респонденты Камчатского края (4 %) и Сахалинской обл. (10 %).

Наиболее важным критерием, определяющим выбор вуза для школьников, является наличие интересуемой специальности. Также для абитуриентов важны такие факторы, как удовлетворение от процесса обучения, востребованность выпускников данного вуза на рынке труда, уровень преподавания. Отметим, что место вуза в различных рейтингах и наличие зарубежных программ для многих при выборе не имеет абсолютно никакого значения.

Респондентам было предложено сформировать свой рейтинг вузов России. На первое место большинство поставили МГУ им. Ломоносова, на втором месте ДВФУ, МГИМО, СПбГУ. Среди вузов России 13 % приморских школьников и 2 % школьников Камчатского края поставили ДВФУ на 3-е место.

Старшеклассникам приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем непросто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребенком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, способности и склонности. Опрос старшеклассников ДВФО показал, что наиболее привлекательными для них являются профессии юриста, инженера, экономиста, врача. Также среди молодежи популярны профессии бухгалтера, психолога, менеджера, журналиста, переводчика, программиста (табл. 2).

Таблица 2

Профессии, наиболее привлекательные для абитуриентов, %

Профессия Приморский край (п=330) ЕАО (п=268) Камчатский край (п=245) Амурская обл. (п=284) Хабаровский край (п=270) Сахалинская обл. (п=257)

Юрист 11,5 10 6,9 5,6 10 6,2

Эконо- мист 7 9 11,4 13 4,8 7,4

Инженер 9,4 7,2 6,9 6 3,7 13,6

Врач 6Д 6 4,5 3,6 4,8 4,3

Менед- жер 2,7 0,7 5,7 0,7 3,3 4,7

Психолог 3,3 1,1 2,4 - 3,7 2,3

Архитек- тор - 1,1 1,2 1,4 2,6 2,3

Журна- лист 2,7 0,4 2,9 0,7 - 3,9

Програм м-мист - 1,5 3,6 3,2 1,5 1,9

Бухгал- тер 3,6 1,9 0,4 - 3,3 зд

Старшеклассникам было предложено распределить направления обучения по приоритетности. В результате наиболее предпочтительными было названо экономическое направление, в дополнении к которому выделены менеджмент и торговое дело (табл. 3). Также в качестве предпочтительных респонденты некоторых регионов (Приморский и Камчатский края) выделили юриспруденцию и медицинское направление.

Таблица 3

Распределение ответов абитуриентов относительно наиболее предпочтительного направления профессионального образования, %

Направление Примор- скийкрай (п=330) ЕАО (п=268) Камчат- ский край (п=245) Амурс- кая обл. (п=284) Хабаровский край (п=270) Сахалинская обл. (п=257)

Физико- математическое 6,4 12,7 11,8 21,8 14,4 16,3

Естественнонаучное 3,3 1Д 4,1 1,4 2,2 2,7

Журналистика 6,1 1,5 7,3 2,5 4,1 3,5

Экономическое 16,4 11,2 11,4 16,5 14,4 14,0

Торговое дело 4,2 3,0 1,2 4,2 4,1 6,2

Менеджмент 3,3 4,5 4,9 4,2 7,4 5,1

Филологическое 0,9 0,7 4,9 3,5 2,6 2,3

Информатика 1,2 2,6 8,2 6,3 8,5 3,1

Международные отношения 7,0 6,7 4Д 8,5 8,9 9,3

Г осударственное и муниципальное управление 4,2 8,2 4,5 6,0 4,4 5Д

Индустриально- технологическое 2,4 2,6 3,3 4,6 1,9 2,3

Художественно- эстетическое 4,2 2,6 4,9 4,2 5,2 4,3

Педагогическое 0,6 0,7 2,4 3,2 1,9 0,4

Юриспруденция 12,7 7,1 11,4 7,7 9,6 10,1

Архитектура и строительство 4,2 4,1 6,1 2,1 7,4 8,2

Медицинское 9,7 7Д 10,2 3,5 9,6 7,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психология 4,5 2,6 6,1 1,4 5,6 3,5

Оборонно- спортивное 2,1 3,0 6,1 5,6 5,6 2,3

Данные опроса говорят о том, что выбор того или иного направления подготовки в основном обусловлен личным предпочтением (от 73 до 86 %) (табл. 4). Кроме этого, мотивами для выбора является уровень заработной платы, престиж профессии, востребованность специалистов на рынке труда, а также тот факт, что для респондентов выбранная профессия интересна.

Если рассматривать мотивы выбора специальности девушек и юношей отдельно, то можно сделать вывод, что для тех и других при выборе специальности главную роль играют личные предпочтения. На второе место и

Таблица 4

Распределение мотивов выбора направления подготовки (специальности)

абитуриентами, %

Вариант ответа Примор- ский край (п=330) ЕАО (п=268) Камчат- ский край (п=245) Амурская обл. (п=284) Хабаров- ский край (п=270) Сахалин- ская обл. (п=257)

Возможность заниматься научной работой 1,2 5,2 7 4,2 3,3 4,6

Для сохранения семейной профессиональной династии 1,8 1Д 2,1 2,1 1,9 1,9

Имеются связи в вузе 2,1 4,1 1,2 3,9 4,4 1,2

Соответствует времени и моде 2,1 2,2 2,9 3,9 1,5 3,9

Настаивают родители 4,5 4,5 4,5 4,9 6,3 4,3

Низкий проходной балл 5,2 4,9 2,9 3,9 4,1 4,6

Возможность достичь признания, уважения 8,2 9,4 12,8 8,8 9,6 13,2

Приемлемая стоимость обучения 8,5 7,9 5,3 6,3 5,2 6,2

Стремление помогать обществу 9,4 8,2 15,6 9,5 13,3 10,9

Возможность стажировок за границей 10,0 19,5 12,3 17,6 15,2 23

Рекомендации друзей, знакомых, родственников 11,2 10,1 6,2 8,8 8,1 8,9

Имеются альтернативы трудоустройства в различных сферах 11,2 9 11,5 14,1 7 12,8

Возможность творческой реализации 13,3 18 14,4 12,7 17 14,8

Эта профессия мое призвание 18,2 16,1 19,3 15,8 18,5 14

Специалисты данного профиля востребованы на рынке труда 22,7 24,7 27,2 24,6 21,5 31,9

Престиж профессии 37,6 47,9 42,8 51,1 36,7 43,2

Окончание табл. 4

Вариант ответа Примор- ский край (п=330) ЕАО (п=268) Камчат- ский край (п=245) Амурская обл. (п=284) Хабаров- ский край (п=270) Сахалин- ская обл. (п=257)

Уровень заработной платы специалистов данного профиля 37,9 48,3 42,8 49,6 34,8 47,1

Интересное направление 38,8 44,6 51,4 42,6 44,1 55,6

Мой личный выбор 73,0 77,9 85,6 82 82,2 79,8

молодые люди и девушки ставят тот факт, что направление должно быть интересным. Отметим, что для молодых людей важнее уровень заработной платы, а для девушек престиж выбранной профессии.

На выбор вуза почти половины абитуриентов влияют родители (показатель по регионам - от 41 до 63 %). Отметим, что среди тех, кто принимает решение о выборе вуза самостоятельно, преобладают школьники Хабаровского края (55 %), а к мнению учителей прислушиваются в основном абитуриенты Приморского края и Сахалинской обл. (14 и 8 % соответственно) (табл. 5).

Таблица 5

Распределение ответов абитуриентов по референтным группам, влияющим на выбор будущей профессии, %

Вариант ответа Приморский край (п=330) ЕАО (п=268) Камчатский край (п=245) Амурская обл. (п=284) Хабаровский край (п=270) Сахалинская обл. (п=257)

Родители 63,0 48,1 55,1 52,8 40,7 57,6

Учителя 14,2 6,7 5,3 4,6 4,8 7,8

Друзья 13,9 18,7 11,8 15,1 14,1 18,3

Никто, сделаю это самостоятельно 31,2 43,7 44,1 46,1 55,2 40,1

Другое 3,3 0,8 0,8 0,4

Большинство школьников заинтересованы поступить в вузы России на очное отделение на бюджетной основе (в среднем по ДВФО - 79 %). Логично предположить, что сделать это удастся не всем желающим. В случае неудачи чуть больше половины ребят поступят на выбранное направление на платной основе, еще в среднем 16-18 % - на бюджетное место другого направления или на это же направление, только в другой вуз. Наиболее предпочтительными предметами для сдачи ЕГЭ являются обществознание (39 %), русский язык (28 %), математика (20 %), физика (20 %), история (17 %), биология (10 %). Ранее было отмечено, что большая часть школьников выделяют для себя профессии юриста, экономиста, инженера и врача, и выбранные ими предметы ЕГЭ данный факт подтверждают. Предпочтительными городами для получения высшего образования школьники называют Хабаровск, Владивосток и Санкт-Петербург.

Самым известным вузом г. Владивостока больше половины респондентов Приморского края назвали ДВФУ (57 %). ДВФУ также был назван наиболее известным вузом г. Владивостока абитуриентами других регионов. Отметим, что наименьшая известность у владивостокских вузов среди школьников Камчатского и Хабаровского краев, ВГУЭС знаком 9 % школьников ЕАО и Сахалинской обл. Интересно, что показатель ТОМА (Top-of-Mind Awareness, или FMB - First Mentioned Brand, он же спонтанная известность) бренда ДВФУ, учитывая тот факт, что он существует не так давно, среди абитуриентов Приморского края довольно высок. Большая часть ребят в Приморском крае знают об объединении нескольких вузов в ДВФУ и о возможности обучения в нем (84 и 70 % соответственно). Подавать документы в ДВФУ собираются 70 % респондентов, при этом 56 % из них информированы о вузе полностью, что свидетельствует о доступности интересующей абитуриентов информации.

В других регионах Дальнего Востока ситуация немного иная. Почти половина школьников Камчатского края и Сахалинской обл. осведомлены об объединении вузов в ДВФУ. В остальных регионах об объединении ДВФУ информировано в среднем около 18 % абитуриентов. В ЕАО, Камчатском крае и Сахалинской обл. в ДВФУ собираются подавать документы около 22 % опрошенных. Среди абитуриентов Амурской обл. и Хабаровского края желающих подать в ДВФУ документы в два раза меньше (11 %).

В ходе исследования также было выявлено, что для ребят, которые хотят поступать в ДВФУ, первостепенную важность имеет количество бюджетных мест, наличие интересующей специальности, уровень преподавания и востребованность выпускников данного вуза на рынке труда. В среднем 69 % респондентов интересует информация о сумме проходного балла ЕГЭ для поступления на выбранное направление в том или ином вузе.

Анализ опроса работодателей ряда субъектов ДВФО показал, что около половины респондентов Амурской обл. (49,7 %), Еврейской АО (48,4 %), Камчатского края (48,4 %) не испытывают дефицита в кадрах. Также это касается менее четверти работодателей остальных трех регионов (рис. 2).

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0

Рис. 2. Доля предприятий ДВФО, не испытывающих дефицита в кадрах, %

На первых местах по востребованности у работодателей находятся специалисты инженерной/технической направленности (в среднем по ДВФО 20,7 %) и в области экономики (14,4 %), что соответствует общероссийским тенденциям [3] (табл. 6). На третьей строке рейтинга находятся специалисты сферы туризма и гостеприимства. При этом если потребность в таких специалистах в Камчатском крае составляет 1,2 %, то в Амурской обл. - 13,4 %. На четвертом месте находятся специалисты в области строительства. Средний уровень

потребности в них составляет 12,1 %, причем более характерно это для предприятий Еврейской АО (20 %) и Камчатского края (4 %).

Таблица 6

Распределение ответов работодателей ДВФО относительно наличия вакансий для молодых специалистов, %

Вариант ответа Приморский край (п=361) Хабаровский край (п=357) Еврейская АО (п=321) Амурская обл. (п=352) Сахалинская обл. (п=352) Камчатский край (п=347)

Специалисты экономического профиля 35,6 9,7 13,3 5,4 19,0 3,5

Специалисты технического/инженерного профиля 27,6 30,2 16,5 1Д 23,3 25,8

Специалисты морского и рыбохозяйственного профиля 0,8 - - - 13,9 8,2

Специалисты сферы туризма и гостеприимства 5,4 2,5 6,2 13,4 - 1,2

Специалисты медицинского профиля 3,8 - 2,8 0,3 -

Специалисты гуманитарного профиля 8,8 - - - - -

Специалисты юридического профиля 9,6 6,9 - 3,1 2,0 0,9

Специалисты языкового профиля 5,0 8,4 - - - -

Специалисты педагогического профиля 1,5 1,7 6,2 1,4 4,8 1,4

Специалисты в области естественных наук 1,1 - - - - -

Специалисты в области искусства, культуры и спорта 0,8 - - 0,9 - -

Специалисты в области торговли - 18,3 - - - -

Специалисты в области строительства - - 20,2 - - 4,0

Специалисты швейного производства - - 2,5 - - -

Специалисты социального профиля - - - 1Д - -

Специалисты транспортной сферы - - - - - 2,9

Вакансий не имеем - 20,9 - 49,7 - -

Другое - 5,3 - - 10,8 -

Затрудняюсь ответить - - - 23,6 - -

Опрос работодателей позволил оценить степень важности различных критериев при приеме на работу молодых специалистов (табл. 7).

Таблица 7

Оценка работодателями важности критериев при приеме молодых специалистов на работу, балл

Критерий Приморский край (п=361) Хабаровский край (п=357) Еврейская АО (п=321) Амурская обл. (п=352) Сахалинская обл. (п=352) Камчатский край (п=347)

Высокий уровень профессиональной подготовки 3,3 2,7 3,0 зд 2,7 3,2

Практическая направленность подготовки 3,2 3,3 3,6 3,6 3,3 3,0

Высокий средний балл диплома выпускника 2,3 2,5 2,3 2,4 2,5 2,2

Набор дисциплин, указанных во вкладыше к диплому выпускника 2,2 2,2 2,2 2,3 2,2 2,2

Престиж, репутация учебного заведения выдавшего диплом о профессиональном образовании 2,3 2,3 2,2 2,3 2,3 2,1

Готовность работать вне зависимости от заработной платы 2,8 2,8 зд 2,8 2,5 2,7

Положительный прошлый опыт сотрудничества предприятия с учебным заведением 2,3 2,0 2,2 2,4 2,1 2,0

Положительный прошлый опыт сотрудничества предприятия с данным сотрудником при прохождении практики 2,6 2,6 3,1 2,6 2,7 2,9

Надпрофессиональные компетенции выпускников 2,6 2,6 2,5 2,7 2,6 2,8

Коммуникабельность (приятная, грамотная и поставленная речь) 3,3 3,3 3,4 3,4 3,3 2,4

Наличие опыта работы 3,2 2,5 3,2 3,0 2,5 2,6

Рекомендации коллег по бизнесу в отношении выпускников определенных учебных заведений 2,5 2,2 2,4 2,7 2,2 2,4

Диплом зарубежного учебного заведения / Дипломы об окончании курсов иностранных языков 2Д 2Д 1,9 1,9 2,1 2,0

Стажировки в ведущих копаниях города/края 2,5 1,9 2,1 2,3 1,9 2,6

Окончание табл. 7

Критерий Приморский край (п=361) Хабаровский край (п=357) Еврейская АО (п=321) Амурская обл. (п=352) Сахалинская обл. (п=352) Камчатский край (п=347)

Дипломы/сертификаты об окончании компьютерных курсов 2,5 2,1 2,3 2,4 2,1 2,4

Рекомендации с прошлых мест работы, поручительства за кандидата 2,8 2,8 2,9 2,9 2,8 2,7

Примечание. Критерии оценивались по 4-балльной шкале: 1 балл - совсем не важно, 4 балла - очень важно.

Важнейшими критериями являются практическая направленность подготовки, высокий уровень профессиональной подготовки (специальные знания и навыки), коммуникабельность. Достаточно важна для работодателей всех субъектов региона именно практическая направленность подготовки. К тому же для сотрудников, принимаемых на предприятия Приморского края, Еврейской АО и Амурской обл., опыт работы может стать весьма существенным плюсом при конкурсном отборе (3,0-3,2 балла). При приеме на работу молодых специалистов учитывается и такой критерий, как успешный опыт сотрудничества с молодым специалистом, например прохождение практики в компании. Готовность работать вне зависимости от заработной платы для работодателей Приморского и Хабаровского краев, Амурской обл., Еврейской АО является определяющим фактором при приеме молодых сотрудников (2,8-3,1 балла).

В течение 2010-2011 гг. не все предприятия имели возможность принимать на постоянную работу выпускников вузов (рис. 3). В Еврейской АО в этот период около половины опрошенных работодателей дали работу выпускникам вузов (52 %), в Сахалинской обл. - 47 %, в Камчатском крае - 44 %.

20 30 40 50 60 70 80

К\\\1 Да У/У/УЛ Нет бйвдя Не указал

Рис. 3. Распределение ответов работодателей относительно приема на постоянную работу выпускников вузов в течение 2010-2011 гг., %

Положительным моментом является то, что выпускники вузов, принятые на постоянную работу, ранее проходили практику на этих предприятиях (рис. 4). Например, 42 % работодателей Хабаровского края из всего числа принявших на работу молодых специалистов отметили, что у них есть опыт подобного сотрудничества. Треть предприятий Камчатского края и Сахалинской обл. также принимали на работу выпускников после прохождения практики. Это еще раз подтверждает необходимость сотрудничества вузов с работодателями на этапе прохождения практики, при успешном завершении которой у учащихся есть все шансы получить постоянное место работы, и на это они должны быть ориентированы во время стажировки.

Приморский край (п=94) Хабаровский край (п=208) Еврейская АО (п=169) Амурская обл. (п=108) Сахалинская обл. (п=166) Камчатский край (п=154)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

“23,9 [ЧЧЧЧЧУч^; 60.3^\\\\\\\\\1

16.6 кЧЧЧЧЧЧМичЧЧЧЧЧЧ

36,8

кЧЧЧЧУзб,8\ЧЧЧЧЧ

:7,7;И

_23,1_

КЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧУ 69,2 ЧчЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ Ч5Ч 1\\\\\35.3ч\\\\^

О 20

^Да 1И

40

60

80

100

Ц Нет К\\\1 Не указал

Рис. 4. Распределение ответов работодателей относительно прохождения практики выпускниками вузов, принятыми на постоянную работу, %

Работодатели различных субъектов ДВФО отметили наиболее востребованные направления подготовки - это документоведение и архивоведение, менеджмент, торговое дело, товароведение, реклама и общественные связи, строительство, экономика и др. (рис. 5).

В процессе исследования работодателям был задан открытый вопрос относительно того, какие особые требования они предъявляют к молодым специалистам при приеме на работу. Наиболее важными требованиями оказались коммуникабельность, опыт работы или практические навыки, трудолюбие или ответственность, а также достаточно важным и часто встречающимся требованием является способность и желание молодых сотрудников обучаться в дальнейшем.

Работодатели практически во всех рассматриваемых субъектах ДВФО поставили достаточно высокие оценки уровню профессиональных навыков и компетенций выпускников вузов (табл. 8).

В наибольшей степени работодатели субъектов ДВ региона удовлетворены коммуникативными навыками, навыками работы на компьютере, готовностью и способностью к дальнейшему обучению, способностью к профессиональному развитию, а также умением использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Удовлетворительно оцениваются способности молодых специалистов эффективно представлять себя и результаты своего труда. Причем такие оценки в равной степени характерны для работодателей всех субъектов региона.

Рис. 5. Направления подготовки выпускников вузов, наиболее востребованные работодателями, %

Уровень практических навыков молодых специалистов оценивался на хорошем уровне преимущественно на предприятиях Приморского края (3,7 балла) и Амурской области (3,5 балла).

Меньшее количество положительных оценок получили такие навыки выпускников, как способность использовать знания правовых и этических норм в профессиональной деятельности, организационно-управленческие навыки, осведомленность в смежных областях полученной специальности.

Обобщая полученные результаты, следует отметить, что мониторинг востребованности образовательных программ является необходимым условием выстраивания системы обратной связи с работодателем для уточнения требований к компетенциям выпускников и обеспечения регулярной внешней экспертизы образовательной деятельности университета.

Таблица 8

Оценка работодателями уровня профессиональных навыков и компетенций выпускников вузов, балл

Критерий Приморский край (п=361) Хабаровский край (п=357) Еврейская АО (п=321) Амурская обл. (п=352) Сахалинская обл. (п=352) Камчатский край (п=347)

Общетеоретический уровень профессиональной подготовки 3,9 3,6 3,7 3,8 3,6 3,0

Осведомленность в смежных областях полученной специальности 3,7 2,7 зд 3,2 2,7 2,5

Уровень владения иностранными языками 3,2 3,0 2,4 2,8 3,0 2,8

Уровень практических знаний и умений 3,7 2,9 3,1 3,5 2,9 2,8

Способность к социальной адаптации 3,9 3,7 3,3 4,0 3,7 3,3

Инициативность, мобильность 4,1 3,4 3,3 3,8 3,4 3,0

Коммуникабельность, способность работать в команде 4,2 4,0 3,6 4,2 4,0 3,0

Умение осуществлять устную и письменную коммуникацию 4,0 3,6 3,5 3,8 3,6 3,0

Умение использовать информационные технологии в профессиональной деятельности 3,8 3,7 3,8 3,8 3,7 3,8

Эрудированность, общая культура 3,7 2,9 3,5 3,6 2,9 3,3

Способность эффективно представлять себя и результаты своего труда 3,7 3,4 3,4 3,6 3,4 2,8

Готовность и способность к дальнейшему обучению 4,0 3,9 3,5 3,8 3,9 3,5

Способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, в том числе в новых областях деятельности 3,8 3,1 3,5 3,8 3,1 2,8

Способность работать в коллективе 4,1 3,7 3,6 4,2 3,7 з,з

Способность к использованию организационноуправленческих навыков 3,7 2,9 3,1 3,2 зд 3,0

Нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие 4,0 3,6 3,5 4,4 3,6 3,8

Окончание табл. 8

Критерий Приморский край (п=361) Хабаровский край (п=357) Еврейская АО (п=321) Амурская обл. (п=352) Сахалинская обл. (п=352) Камчатский край (п=347)

Способность использовать знания правовых и этических норм в профессиональной деятельности 3,6 3,4 3,5 3,4 3,0 3,0

Навыки работы на компьютере, знание необходимых в работе программ 4,0 3,6 4,0 4,2 3,6 3,3

Примечание. Критерии оценивались по 5-балльной шкале: 5 - очень высокий уровень, 1 - очень низкий уровень.

Сопоставление полученных результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что и со стороны абитуриентов, и со стороны работодателей в ДВФО существует высокий спрос на экономические направления подготовки вузов (особенно в Приморском крае, Сахалинской обл., Еврейской АО), а также на инженерно-технические (в т.ч. физико-математические), что более всего характерно для Хабаровского, Камчатского и Приморского краев. Работодатели заинтересованы в том, чтобы выпускники вузов при трудоустройстве уже владели профессиональными навыками и знаниями, были способны их применить, а также отличались коммуникабельностью. С другой стороны, определенный интерес представляет тот факт, что уже трудоустроенные молодые специалисты оцениваются, как коммуникабельные и способные работать в команде, а также нацеленные на карьерный рост и профессиональное развитие. Но такой важный критерий, как уровень практических знаний и умений, получил средние оценки у работодателей, что свидетельствует о необходимости усиления практико-орентированного обучения студентов.

Безусловно, изменения в экономике внесли серьезные коррективы как в ситуацию на рынке труда, так и во взаимоотношения работодателей и соискателей. Если до кризиса правила на рынке труда определяли соискатели, то сейчас ведущая роль принадлежит работодателям, которые могут позволить себе выбирать кандидатов и диктовать им свои условия. В подобной ситуации труднее всего приходится молодым специалистам, которые только начинают профессиональное становление. Поэтому очень многие старшеклассники делают выбор с учетом будущих перспектив трудоустройства.

Система высшего профессионального образования должна чутко реагировать на меняющиеся со временем потребности выпускников школ и работодателей, предлагая разнообразные образовательные услуги по опережающему обучению, формированию востребованных профессиональных компетенций и инновационного мышления. Именно проведение исследований спроса позволит грамотно сформировать оптимальное предложение образовательных программ, соблюдая баланс интересов участников процесса для обеспечения занятости в основных сферах с учетом специфики развития региона.

Литература

1. Овчинникова И.А., Напалкова А.А., Виничук О.Ю. Анализ состояния и перспектив развития потребительского спроса на услуги дополнительного профессионального образования в Дальневосточном федеральном округе // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 435-441.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. / Росстат. М., 2013. 990 с.

3. Сечкина У. 2013: самые дефицитные профессии в России. Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/career/labormarket/1877708/ (дата обращения 20.12.2013).

References

1. Ovchinnikova I.A., Napalkova A.A., Vinichuk O.Yu. Analiz sostoyaniya i perspektiv razvitiya potrebitelskogo sprosa na uslugi dopolnitelnogo profes-sionalnogo obrazovaniya v Dalnevostochnom federalnom okruge [The analysis of a state and prospects of development of a consumer demand for services of additional professional education in the Far East federal district]. Ekonomika ipredprinimatelstvo, 2013, no. 12-2 (41-2), pp. 435-441.

2. Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskiepokazateli. 2013: stat. sb. [Regions of Russia. Socio-economic indexes. 2013]. Moscow, 2013. 990 p.

3. Sechkina W. 2013: samue defithitnieprofessii vRossii [2013: the most scarce profession in Russia]. Available at: http://www.e-xecutive.ru/career/labor-market/1877708/ (accessed 20.12.2013).

© Напалкова А.А., Овчинникова И.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.