Таблица 4
Резервы роста эффективности хозяйственной деятельности малых сельскохозяйственных предприятий Ярославской области (на примере КЛХ имени Ленина Даниловского МО)
Показатели Без проекта С проектом Прирост при снижении коэффициента изношенности построек на 0,01
Прибыль от реализации, тыс. руб. -445,00 -338,63 106,37
Рентабельность продаж, % -15,00 -11,41 3,59
Рентабельность производства, % -13,04 -10,24 2,80
Таблица 5
Экономическая эффективность создания приемных пунктов по сбору грибов и ягод в малых сельскохозяйственных предприятиях Ярославской области
Вид продукции Цена реализации, руб/кг Дополнительная прибыль, тыс. руб/т Прирост рентабельности хозяйственной деятельности предприятия, %
Белый гриб 1 класса 250 25,00 1,49
Лисичка 1 класса 90 9,00 0,56
Белый гриб кубик 140 14,00 0,86
Клюква 70 7,00 0,44
Брусника 90 9,00 0,56
Черника 120 12,00 0,74
Итого Х 76,00 4,03
В хозяйствах, располагающихся далеко от районных центров, возможна организация приемных пунктов по сбору грибов и ягод у населения. Например, КЛХ имени Ленина Даниловского района расположено вблизи лесов и болот, а это значит, что в нем можно создать пункт приема черники, клюквы, брусники, а также грибов. Продажа продукции возможна через электронную систему по торговле грибами и ягодами www.morozim.com. Создание такого подсобного производства позволит предприятию получать дополни-
тельную прибыль в размере 76 тыс. руб. с каждой тонны реализованной продукции и повысить рентабельность хозяйственной деятельности на 4 процентных пункта (табл. 5).
Библиографический список
1. Маркс К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 24. С. 272.
2. Маркс К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 23. С. 356.
3. http:// www.morozim.com.
+ + +
УДК 378.009.12:334.75(571.15) Т.П. Мильгуй
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЫНКА В КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ
Ключевые слова: рынок образователь- разовательного рынка, теория «спонтанных услуг, структура формирования об- ного порядка», потребности рынка труда.
Введение
Период реформ в России начиная с 1990 г. послужил причиной изменения взглядов на специальности, которые прежде не считались многозначительно полезными. В связи с резкой сменой настроения в политической, экономической, общественной деятельности и курсом на свободные рыночные отношения возросла роль экономических и правоведческих наук, вытесняя тем самым с рынка специальности, на которые в 1990 г. приходилось 74% (металлургия, машиностроение, материалообработка, авиационная и ракетно-космическая техника, приборостроение, химическая технология и другие). В 1990 г. выпуск специалистов по специальностям в сферах гуманитарносоциальных наук, экономики и управления составлял 26% от общей численности выпущенных специалистов, тогда как в 2003 г. выпуск специалистов в стране составил 50,4%.
Целью исследования является разработка и внедрение нового способа формирования рынка образовательных услуг, с помощью которого возможно регулировать перекосы в выпуске специалистов, например, в условиях демографического кризиса, в период перехода на двухуровневую систему образования или сложившихся диспропорций в силу престижности некоторых специальностей.
Объектом исследования являются специальности, по которым ведется выпуск специалистов учебными заведениями всех уровней образования на рынок труда Алтайского края.
Предметом исследования являются причины послужившие основанием для внедрения и разработки нового способа регулирования процессов роста образовательного пространства, с учетом основных особенностей развития территории.
Методы исследования
Для исследования использовались исторический, аналитический, статистический методы, системный и комплексный подходы, проведен кластерный анализ.
На примере рынка образовательных услуг Алтайского края рассмотрены основные причины, которые оказывают воздействие на процессы реформирования системы образования в регионе. Это прежде всего постепенное снижение рождаемости. В Алтайском крае численность родившихся в 2006 г. составляла 57,8% от уровня 1980 г. За период 1970-
2005 гг. доля Алтайского края по Сибирскому федеральному округу в общей численности родившихся снизилась с 13,0 до 11,8 — это самый высокий показатель снижения рождаемости по округу. Для сравнения: за этот же период изменение доли Иркутской области составило 14,0 и 13,5 соответственно; Республики Алтай — 1,1 и 1,6; Красноярского края — 14,2 и 14,1; Кемеровской области — 14,3 и 13,8; Новосибирской области — 12,3 и 12,6.
Рынок труда имеет потребность в кадрах рабочих профессий. Отсутствует разнообразие в специальностях, следовательно, многие учебные заведения на уровне начального профессионального образования (НПО) готовят специалистов по одинаковым профессиям. Так, на территории Алтайского края в 66 профессиональных лицеях и училищах осуществляется подготовка по 161 специальности. Более половины учебных заведений 51,5% (34) расположены в районах края, 27,3% (18) — в г. Барнауле (остальные — в городах Алтайского края). Большинство учебных заведений ведут подготовку по специальностям: повар-кондитер — 37 (56%); тракторист-машинист сельскохозяйственного производства — 34 (51,5%). Поэтому по ряду специальностей образуется дефицит кадров. Специалисты по специальности «Ветеринарный фельдшер» выпускаются в крае только в профессиональном лицее № 67 Ключевского района. Из 18 училищ и лицеев в г. Барнауле в 5 (29,4%) проходит подготовка по специальности «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (автоэлектрик)»; в 6 (35,3%) — «Оператор ЭВМ и ПК» [1].
За последние 10 лет сильно расширился частный сектор в образовании. Алтайский край в 2006 г. находился на втором месте в Сибирском федеральном округе по численности студентов, принятых в негосударственные высшие учебные заведения их доля в общей численности студентов составляла 12,4. Для сравнения: данный показатель в Республике Тыва — 14,1; Иркутской области — 5,8; Кемеровской области — 5,8; Томской области — 3,5; Новосибирской области — 8,5; Красноярском крае — 7,3; Омской области — 11,1; Республике Хакасия — 9,5; Республике Бурятия — 11,4; Республике Алтай — 9,0.
Растет сеть филиалов учебных заведений других регионов, что также влияет на формирование рынка образовательных услуг и изменяет структуру выпуска спе-
циалистов и их динамику по специальностям. Таким образом, алтайский образовательный рынок перенасыщен учебными заведениями, которые ведут подготовку по престижным на данный период специальностям, что привело к асимметрии на рынке труда. Процессы регулирования рынка не всегда желательны, особенно это касается рыночных отношений. Предложенные сегодня новые способы формирования системы образования в регионах должны способствовать в решении наиболее актуальных задач развития территорий, укреплению и развитию международного сотрудничества.
Внутренний рынок образовательных услуг находится сегодня в реформируемой стадии (переход на двухуровневую систему образования, создание федеральных университетов). Научно-исследовательская работа в вузах способствует накоплению собственного интеллектуального потенциала в регионах и ведет к повышению их конкурентоспособности на межрегиональных и международных рынках. Создание федеральных университетов и переход на двухуровневую систему образования потребует внутренней реконструкции рынков образовательных услуг в каждом регионе по системе, которая бы максимально способствовала решению приоритетных проблем территорий, результативность которых могла бы повысить темпы роста экономики.
При выборе учебного заведения для абитуриента большое значение имеет стоимостной фактор. Некоторые страны сегодня предоставляют высшее образование бесплатно (Финляндия, Франция, Германия, Чехия и другие) или имеется доступная форма образовательного кредита, например, Швеция — от $ 17 до 23 тыс. Срок погашения не ограничивается, процентная ставка погашения — 1,5-2%, Австралия — 4970 евро в год, срок кредитования не ограничивается, кредит выдается без процента, корректировка происходит в соответствии с темпами инфляции. Система кредитования образования имеет успешное развитие в тех странах, где государство принимает участие в погашении части или полностью кредитного риска банку в случае невозврата кредита (Австралия, Голландия, Германия и другие). Поэтому они имеют возможность решать кадровые вопросы с помощью привлечения контингента из стран, где данные процессы развиты не-
достаточно, и существуют проблемы с финансированием образования.
Совершая выбор специальности на рынке образовательных услуг при свободной конкуренции, индивид руководствуется в первую очередь оценкой будущих заработков от применения полученных им знаний. Ввиду этого выбор всегда приходится на те области знаний, от использования которых на протяжении длительного периода возможно получать максимальный доход. Таким образом, данные специальности охватывают несравненно большее количество абитуриентов и занимают ведущее место на рынке. Одновременно при увеличении потока абитуриентов на одни специальности происходит нежелательный отток абитуриентов, поступающих на специальности, не менее значимые для экономики в этот же период. Соответственно, возникает незаполненная ниша по некоторым специальностям, что ведет к недофинансированию и оттоку ценных специалистов из отрасли, менее привлекательной на сегодняшний день для конкурентной среды. Исчезновение некоторых специальностей с рынка образовательных услуг может привести в дальнейшем к вымиранию в России отдельных направлений, потребность в которых временно снизилась. Финансирование специальностей, обладатели которых не имеют высоких стимулов к личному успеху сегодня на конкурентном рынке, но потребность в которых высока для страны и народа должно принадлежать государственному сектору.
Выпуск специалистов по техническим специальностям снижается ввиду отсутствия системного подхода к образованию. На сегодняшний день отсутствие связей между высшими, средними и начальными профессиональными учебными заведениями внутри региона приводит к потере абитуриентов для данной территории. Индивид, получивший среднее или начальное профессиональное образование (СПО, НПО) и желающий продолжить свое обучение по выбранной им специальности внутри региона, сегодня не всегда имеет такую возможность. Несогласованность в формировании внутренней среды рынка образовательных услуг и отсутствие возможности в получении высшего образования для специалистов СПО и НПО замедляет процесс накопления научного потенциала в стране и приводит к нежелательным перекосам в сфере образования и производства.
При использовании общероссийского классификатора специальностей образовательный рынок услуг в Алтайском крае в 2006/2007 учебном году выделяет 173 специальности для высших учебных заведений, 71 (41,0%) из которых принадлежит к социогуманитарному знанию [2]. При выделении специальностей, по которым проходит подготовка в регионе из общероссийского классификатора специальностей, появляется возможность не только сформировать системный подход к образованию, но и обозначить региональный аспект участия на российском образовательном рынке. Процесс реструктуризации в системе образования ставит задачи перед органами государственного управления образованием. Потребность в каких специалистах на ближайший период для страны будет более значимой? Выпуск каких специалистов является первоочередным для развития экономики регионов? Повысить интерес к приоритетным для страны профессиям среди абитуриентов возможно только с помощью увеличения объема финансирования образования, улучшения условий труда в данных секторах производства, внедрением новых технологий, повышением заработной платы. Поэтому первоочередной задачей является выделение некоторых специальностей на всех уровнях образования, финансирование которых будет проходить из государственных источников и определение регионов по подготовке данных специалистов. Это и будет являться одной из ступеней к переходу на «эффективное» образование в стране. Такой подход к вопросам финансирования в сфере образования не позволит использовать ресурсы не по назначению и будет способствовать их быстрой окупаемости. Услуги бесплатного образования не только создадут условия для накопления интеллектуальной собственности внутри страны, но и позволят регулировать последующее использование воспроизведенного потенциала в направлении, которое на тот момент является приоритетным для осуществления государственной экономической политики. Увеличение возможностей самореализации в России для индивидов, которые крайне заинтересованы жить и работать в стране с растущей экономикой, имеющей на сегодняшний день достаточные для этого ресурсы, является положительным фактором к возрождению и становлению экономической и политической стабильности внутри страны [3].
Результаты исследования
Образовательное пространство в Алтайском крае сегодня представлено единым кластером, который формируется тремя профессиональными уровнями образования: высшее, среднее, начальное. Каждый уровень образования ведет подготовку по различным специальностям. По некоторым специальностям подготовка ведется только на нижних уровнях образования. Это, прежде всего, рабочие специальности и ряд специальностей ссу-зов. Таким образом, некоторые специальности остаются неохваченными высшими учебными заведениями, а значит и отсутствует взаимосвязь между нижними и верхними уровнями образования.
Кластеры формируются с помощью группировки однотипных специальностей, которые имеют приблизительно одинаковую полезность и схожи своими основами. Разделение образовательного пространства на кластеры позволяет классифицировать объекты, в качестве которых выступают специальности, в группы по однородным признакам. Изначально проводится кластерный анализ пространства и выделяются объекты с похожими признаками. Использование кластерного анализа во многом может помочь сформировать объекты в пространстве по наиболее удобным признакам, отвечающим современной действительности. Кластерный анализ сегодня применяется в разных отраслях экономики и успешно содействует в формировании групп, с помощью которых в дальнейшем осуществляются процессы регулирования народного хозяйства
[4].
Распределение специальностей по кластерам соответствует направлениям подготовки специалистов в регионе. Структура образовательного пространства может изменяться в случае введения нового кластера, что непременно должно отразиться на процессах финансирования отраслей экономики по данным направлениям и способствовать привлечению финансового сектора к инвестиционным вложениям.
Заключение
1. Проведен анализ рынка образовательных услуг и особенностей его развития на территории Алтайского края.
2. Предложен новый способ формирования образовательного пространства с помощью кластерного подхода.
В условиях современного рынка сектор образования формируется в большей сте-
пени «стихийно», или «спонтанно», отсутствуют чёткие взаимосвязи между уровнями образования в выпуске специалистов, поэтому разработка системного подхода к формированию образовательного рынка в регионе способствует развитию системы непрерывного обучения. Указанные выше предпосылки ведут к необходимости формирования единого образовательного пространства в регионах, особенно там, где зависимость от наличия трудового потенциала в сельском хозяйстве, производственно-промышленном комплексе и других секторах экономики на сегодня ещё велика.
Библиографический список
1. Куда пойти учиться: справочник для поступающих. Алтайский край.
2007/2008. Изд. 6-е, доп. и перераб. Барнаул: Спектр.
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации (Минобразования России) от 04.12.2003 г. № 4482 «О применении общероссийского классификатора специальностей по образованию». Приложение к приказу № 2.
3. Высшее образование: вызовы Бо-
лонского процесса и ВТО / под ред. В.П. Колесова, Е.Н. Жильцова, П.Н. Ло-манова. М.: Экономический факультет
МГУ, ТЕСИ, 2007. 409 с.
4. Шуметов В.Г. Кластерный анализ в
региональном управлении: учебное пособие для вузов / В.Г. Шуметов. Изд. 2-е, исправл. и доп. Орел: ОРАГС, 2001.
125 ^
+ + +