Научная статья на тему 'Несоответствие рынка образовательных услуг требованиям рынка труда: причины и способы преодоления'

Несоответствие рынка образовательных услуг требованиям рынка труда: причины и способы преодоления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1589
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РЫНОК ТРУДА / КАДРЫ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПРОФЕССИЯ / РАБОТОДАТЕЛИ / EDUCATIONAL SERVICES MARKET / LABOR MARKET / PERSONNEL / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PROFESSION / EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоляк В.С.

В статье изложены некоторые идеи преодоления сложившегося несоответствия рынка образовательных услуг требованиям рынка труда в современной России. Кроме того, автором рассмотрены особенности функционирования рынков труда и образовательных услуг и определены проблемы их взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федоляк В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article outlines some ideas for overcoming the current discrepancy between the educational services market and the requirements of the labor market in modern Russia. In addition, the author reviewed the features of the functioning of labor markets and educational services and identified the problems of their interaction.

Текст научной работы на тему «Несоответствие рынка образовательных услуг требованиям рынка труда: причины и способы преодоления»

«Профессиональная ориентация» ^^^ Электронный

2018, №2 ЦОС ymfilfl научный журнал

УДК 331.53

В.С. Федоляк

Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского,

г.Саратов, Россия

НЕСООТВЕТСТВИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА ТРУДА: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация. В статье изложены некоторые идеи преодоления сложившегося несоответствия рынка образовательных услуг требованиям рынка труда в современной России. Кроме того, автором рассмотрены особенности функционирования рынков труда и образовательных услуг и определены проблемы их взаимодействия.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, рынок труда, кадры, учебные заведения, профессия, работодатели.

Annotation. The article outlines some ideas for overcoming the current discrepancy between the educational services market and the requirements of the labor market in modern Russia. In addition, the author reviewed the features of the functioning of labor markets and educational services and identified the problems of their interaction.

Keywords: educational services market, labor market, personnel, educational institutions, profession, employers.

В современной России между рынком образовательных услуг и рынком труда существует противоречие, которое заключается в том, что экономика не всегда нуждается в тех специалистах и выпускниках, которых предлагают учебные заведения, и наоборот, часто экономика нуждается в кадрах, которых рынок образовательных услуг в недостаточном количестве готовит для рынка труда. Кроме того, сегодня сложилась ситуация, когда рейтинг профессий, которые пользуются спросом среди абитуриентов, и рейтинг специальностей, которые будут востребованы на рынке труда через 5-10 лет не совпадают. В результате такого несовпадения является безработица, нуждающаяся в социальной помощи со стороны государства, а также то, что рабочие места заполняются неквалифицированными кадрами, а в целом, общество несет значительные экономические и социальные затраты и потери. Поэтому, важен поиск эффективных мер по сглаживанию дисбаланса между подготовкой кадров в учебных заведениях и их спросом с учетом динамики экономического развития и структурных изменений в экономике.

«Профессиональная ориентация»

2018, №2

Электронный

научный журнал

Причин несоответствия между рынком образовательных услуг и рынком труда достаточно много, но некоторые, наиболее значимые, следует отметить.

1. Отсутствие основательной работы Минобрнауки по прогнозированию перспектив востребованности тех или иных профессий в экономике России. Следствием этого - необоснованные цифры приема абитуриентов, не всегда соответствующие потребностям социально-экономического комплекса региона.

2. Осуществляя подготовку специалистов, бакалавров, магистров, система профессионального образования учитывает, прежде всего, предпочтения молодежи. Последние, в свою очередь, руководствуются престижностью профессии и текущими изменениями на рынке труда. Таким образом, происходит «автономное функционирование рынка образовательных услуг», что усиливает проблему кадров в стране. В то же время, необходимость зарабатывания денег приводит к тому, что учебные заведения вынуждены учитывать порой конъюнктурные образовательные потребности своих абитуриентов.

3. Еще одна важная причина (объективная) указанного несоответствия между двумя рынками заключается в том, что для открытия новых специальностей (профессий) требуется определенное время, а рынок труда уже нуждается в определенных специалистах. Следовательно, образовательные учреждения более инертны к потребностям рынка труда, что приводит к несоответствию между вновь подготовленной рабочей силой и потребностями работодателей.

Эффективное взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда должно осуществляться на основе интересов субъектов данного взаимодействия. Понятно, что каждый субъект преследует свои интересы. «Для будущего специалиста важно получение высшего образования, приобретение определенного социального статуса и конкурентных преимуществ на рынке труда. Государство заинтересовано осуществлять политику подготовки кадров с высшим образованием в интересах национальной экономики. Работодатели стремятся нанимать персонал, соответствующий требованиям должности и способным обеспечить эффективность деятельности предприятия. Высшие учебные заведения заинтересованы в подготовке востребованных рынком труда специалистов по качественным образовательным программам»[1, с. 23]. Однако, следует согласиться с рядом авторов, что в условиях рынка приоритетной в отношениях на рынке труда, является позиция работодателя, как потребителя образовательных услуг и именно работодатель должен влиять на подготовку специалистов, поскольку именно от него зависит их дальнейшее трудоустройство. В советские годы, наоборот, приоритет в реализации политики занятости был в государства, которое в интересах

национальной экономики создавало рабочие места, там, где есть потенциальные трудовые ресурсы.

Мировая практика выработала разнообразные модели взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. Дадим характеристики некоторым зарубежным моделям.

Таблица 1- Национальные модели взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг [2]_

Страна Характеристика модели взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда

Германия Максимальное приближение образования к запросам рынка труда за счет усиления практической компоненты образования

Великобритания Наличие большого числа посреднических структур, обеспечивающих взаимосвязь образовательных учреждений и бизнес - структур

Швеция Значительное присутствие государства на данных рынках, посредством регулятивной и институциональной деятельности

Франция Значительная роль государства в вопросах трудоустройства молодежи, развития практики стажировок на государственных и частных предприятиях

США Интеграция научно-образовательных организаций и производственных структур в форме технопарков или государственно-частных партнерств

Япония Значительная профориентационная деятельность

Преодоление дисбаланса между рынка образовательных услуг и рынка труда требует на государственном уровне создать более эффективную систему мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в работниках в профессиональном разрезе на основе сбора и анализа статистической информации и составления прогнозов для учебных заведений и органов управления образованием, а также для организаций осуществляющие профориентацию молодежи. Такая мера позволит молодым людям более обоснованно выбирать будущий вид профессиональной деятельности, а профессионально-техническим и высшим учебным заведениям - определять направления подготовки специалистов. Эффективная система прогнозирования потребностей рынка труда может иметь значительную экономическую и социальную эффективность, так как определение спектра и объема образовательных услуг, соответствующих потребностям рынка труда, предотвратит бесполезные расходы государственных и частных средств на обучение тем специальностям, по которыми граждане не смогут своевременно и надежно трудоустроиться.

«Профессиональная ориентация»

2018, №2

Электронный

научный журнал

Как представляется, сегодня в учебных заведениях необходимо создавать центры мониторинга местного рынка труда, позволяющий выявить тенденции спроса и предложения рабочей силы, обосновать рациональную структуру и объемы подготовки кадров в учреждениях всех видов профессионального образования. По результатам мониторинга можно выявить потребности территорий в рабочей силе, тенденции ее спроса и предложения в перспективе, обосновывать рациональную структуру и объемы подготовки кадров в учреждениях профессионального образования, что является важнейшей предпосылкой адекватности рынка образовательных услуг рынку труда, определения стратегии учебных заведений в отношении подготовки и трудоустройства выпускников».

Немаловажное значение в сбалансированности рынка образовательных услуг и рынка труда имело бы доступное для нуждающихся единое информационное пространство, позволяющее осуществлять взаимодействие между этими рынками. Его отсутствие приводит к перекосам в информированности выпускника и работодателя о состоянии того или другого рынков, в результате выпускник не может осуществить своевременный и адекватный поиск работы, а работодатель не пользуется в полной мере услугами вуза.

В настоящее время, для решения исследуемой проблемы, в нашей стране реализуется сложившийся во многих странах Европы опыт, взаимодействия между учебными заведениями и представителями бизнеса являются: организация стажировок на предприятии; помощь в модернизации учебного оборудования; участие в учебном процессе работодателей; реализация программ совместной подготовки специалистов; содействие трудоустройству выпускников путем распределения их с помощью служб занятости вузов и др. Основными чертами европейской модели взаимодействия образования и рынка труда являются формирование единого механизма обеспечения взаимодействия между данными сферами на принципах социального партнерства при активном содействии государства. Однако, на практике эти формы применяются недостаточно, прежде всего, по причине слабого финансового и законодательного обеспечения, а также отсутствия сильной воли следовать уже накопленному опыту регулирования рынка труда.

Необходимо заметить, что потребность экономики в квалифицированных кадрах в условиях рынка, не может в полной мере быть обеспечена за счет традиционной системы подготовки профессиональных кадров. Поэтому во взаимодействии рынка труда и рынка образовательных услуг нужно поддерживать элементы саморегулирования. Поскольку важнейшим заказчиком специалистов является бизнес, то в условиях недостатка в квалифицированных кадров, особенно, в узкопрофильных областях знаний, бизнес может активно

восполнять дефицит знаний «своими силами» через новые формы дополнительного образования - курсы повышения квалификации, семинары, бизнес-школы и т. п. Эти образовательные формы гораздо быстрее ориентируются на потребности современного общества, на появление новых отраслей и производств, чем традиционное профессиональное образование.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно предложить следующие основные направления преодоления дисбаланса между рынком труда и рынком образовательных услуг:

- создание более эффективную систему мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в работниках в профессиональном разрезе на основе сбора и анализа статистической информации и составления прогнозов для учебных заведений и органов управления образованием, а также для организаций осуществляющие профориентацию молодежи;

- формирование единого информационного пространства, позволяющего осуществлять взаимодействие между рынком образовательных услуг и рынком труда, что позволит осуществить своевременный и адекватный поиск работы, а работодатель нужного работника;

- налаживание социального партнерства между организациями, предприятиями и учебными заведениями по целевой подготовке и переподготовке кадров, развитию контрактной системы подготовки молодых специалистов;

- совершенствовать развитие форм взаимодействия между учебными заведениями и представителями бизнеса, следовать уже накопленному опыту регулирования рынка труда в странах мира.

Библиографический список

1. Главатских О. Б., Пестерева А. С. Механизм взаимодействия регионального рынка труда и рынка образовательных услуг // О. Б. Главатских, А. С. Пестерева. Социально-экономическое управление: теория и практика. -2016. -№2 (29). - С. 22-23.

2. Пескова О.С. Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда как следствие развития экономики знаний http://www.vestnik.sutr.ru/joumals. _(дага обращения 09.11.2018 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.