«Профессиональная ориентация»
2018, №2
Электронный
научный журнал
УДК 331.545
Р. Р. Тугушева
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского,
г.Саратов, Россия
ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА КОГНИТИВИЗАЦИИ НА НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ТРУДА В РОССИИ
Аннотация. В связи с технологическими изменениями, которые влияют на спрос на рынке труда и предложения на рынке образовательных услуг, исследование взаимосвязи и взаимозависимости сферы образования и рынка труда в настоящее время актуально. В статье даётся анализ диспропорции рынка труда и рынка образовательных услуг, а так же даётся прогноз перспективных и невостребованных профессий в будущем до 2030 года.
Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, профессия
Abstract. Due to technological changes that affect the demand for and supply of labor market educational services, the study of the relationship and interdependence of education and labor market is currently relevant. The article is devoted to the imbalances of the labor market and the market of educational services, also mentions the forecast of promising and unclaimed professions in the future until 2030.
Key words: labor market, educational services market, profession
Трансформация экономических отношений в России, обусловленная изменением политического устройства страны, внедрением капиталистически-рыночной модели экономики, расширила сферу рыночных отношений, способствовала коммерциализации нематериальной сферы. Рост «знаниеемкости» современного производства при снижении рентабельности хозяйственной деятельности, обострение конкуренции повысили значимость интеллектуальной деятельности в современной экономике. В современной экономике знания становятся основным источником экономического роста, что приводит к развитию рынков образовательных услуг. Наблюдается увеличение числа рабочих мест в сфере интеллектуального производства и их сокращение в сфере промышленности, то есть происходит процесс когнитивизации. В современных условиях важен не только уровень образования населения, но и мотивация к приобретению новых знаний и навыков, профессиональной мобильности, а также адаптации к меняющимся условиям на рынке труда. Интеллектуальный потенциал и человеческий капитал остаются главными факторами экономического развития.
Структура рынка труда является определяющим фактором, конъюнктуры рынка образовательных услуг. Так, например, численность выпускников факультетов гуманитарных наук составляет ежегодно около
20 % от выпуска, потребность в них на рынке труда составляет не более 3%. Складывается тенденция к росту популярности инженерно-технических профессий, что является результатом дефицита «рабочих» кадров. По мнению экспертов, в ближайшие несколько десятилетий в России не будет хватать инженеров и технических работников [1]. Количество выпускаемых специалистов по направлениям подготовки в 2014 году можно увидеть на рисунке 1. Согласно данному рисунку и таблицы 1 можно сделать вывод, что в России пользуются спросом высокооплачиваемые профессии, а не те, в которых нуждается экономика, поэтому на рынке труда отмечается несоответствие спроса и предложения. Следовательно, рынок образовательных услуг не обеспечивает рынок труда соответствующими кадрами.
Рисунок 1 - Выпуск бакалавров, специалистов, магистров государственными и муниципальными образовательными организациями высшего образования по группам специальностей и направлениям подготовки в 2014 г. (тысяч человек)[1].
«Профессиональная ориентация»
2018, №2
Электронный
научный журнал
Таблица 1 - Востребованные и высокооплачиваемые профессии в России и в мире в 2015 г.
№ Россия Мир
Востребованны е профессии Высокооплачиваемые профессии Востребованны е профессии Высокооплачиваемые профессии
1 ^-специалист Менеджер высшего звена Специалист по инжинирингу Хирург
2 Инженер-проектировщик Работник нефтегазовой отрасли ^-специалист Анестезиолог
3 Педагог ^-специалист Врач Управленец высшего звена
4 Юрист Бизнес-консультант Специалисты в сфере туризма Пилот
5 Медик Аудитор Логист Стоматолог
6 Маркетолог Программист Эколог Аналитик рынка
7 Специалист по персоналу Главный бухгалтер Химики и энергетики Юрист
8 Профессиональ ный рабочий Стоматолог Нанотехнолог ^-специалист
9 Специалист индустрии красоты Логист Сервис-специалист Менеджер по рекламе
10 Эколог Шеф-повар Журналист, имиджмейкер Селекционер и генный инженер
Возникает дилемма: с одной стороны, технологические изменения, требующие высококвалифицированных кадров с определенным уровнем знаний и навыков. С другой стороны, экономике по-прежнему нужны квалифицированные рабочие, служащие и специалисты среднего звена. Согласно результатам, полученным McKinsey Global Institute (MGI), к 2030 г. от 75 до 375 млн работников будут вынуждены сменить профессию (от 3 до 14% всех трудовых ресурсов). Так же анализ специалистов MGI показал, что процент текущих видов деятельности, которые могут быть замещены благодаря автоматизации к 2030 г. в России составят чуть более 17% (в Индии 9%, до 26% в Японии) [3]. По прогнозам экспертного сообщества, к 2030 г. в России появятся 186 новых, в то время как устареют 57 существующих интеллектуальных и рабочих профессий [4]. В период 2013-2030 гг. устареют такие интеллектуальные профессии, как статистик, аналитик, логист, диагност, журналист, переводчик, бухгалтер, юрисконсульт, нотариус и многие другие [6].
Согласно статистическим данным и прогнозам можно сделать следующее заключение: с стороны государства необходима разработка программ, в которых будут обозначены новые подходы к обучению и массовому переобучению кадров, а со стороны бизнеса потребуется активное сотрудничество с образовательными и исследовательскими институтами. Так же необходимо взаимодействие школ и образовательных ISSN 2411-2550 47 www.poiournal.ru
учреждений с организациями, которые будут способствовать выбору профессии среди школьников, востребованной в будущем. Организации, в свою очередь, должны обновлять знания своих сотрудников, с помощью новейших технологий для повышения эффективности их работы. Реализация вышеназванных задач носит долгосрочный характер, так как это требует больших финансовых вложений как со стороны государства, так и отдельных предприятий и организаций, которые до настоящего периода имели низкий уровень финансовых затрат на образовании своих сотрудников.
Библиографический список
1. Минтруд определил самые перспективные и востребованные профессии [Электронный ресурс]. Петербургский правовой портал. Режим доступа: http://ppt.ru/news/134624 (дата обращения: 20.05.2018 г.)
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 20.12.2016 г.)
3. Jobs Lost, Jobs Gained: Workforce Transitions in a Time of Automation [Электронный ресурс]. McKinsey & Company. Режим доступа: https://www.mckinsey.com/mgi/overview/2017-in-review/automation-and-the-future-of-work/jobs-lost-jobs-gained-workforce-transitions-in-a-time-of automation (дата обращения: 03.01.2018).
4. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 03.01.2018).
5. Попова Е. С. Горизонтальная профессиональная мобильность, профессиональное образование и рынок труда в России в динамике лет / Е. С. Попова // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6. № 1 (21). С. 53-70.