Денис НИКОЛЕНКО
СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКА ТРУДА И СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ
Потребность в оптимизации системы трудоустройства ощущает сегодня абсолютное большинство выпускников высшего профессионального образования. В статье на основе социологических исследований выявляются общие тенденции несоответствия между рынком труда и рынком образовательных услуг и предлагаются меры социального регулирования.
The overwhelming majority of graduates of the higher professional éducation feels today the requirement for employment system optimization. In the article on the basis of sociological researches general tendencies of discrepancy between the labor market and the market of educational services come to light and measures of social regulation are offered.
Ключевые слова:
рынок труда, высшее образование, общественное участие, общественный рейтинг, образовательная среда, социальное регулирование; labor market, higher education, public participation, public rating, educational environment, social regulation.
Проблема рынка труда и занятости населения является одной из главных проблем социально-экономической политики в современном российском обществе. Одной из характеристик современного рынка труда является несоответствие между спросом и предложением работников определенного профиля и квалификации. Причины этого кроются, прежде всего, в недостаточно оперативной реакции системы профессионального образования на изменившиеся условия рынка, в отсутствии маркетингового подхода к управлению деятельностью большинства образовательных учреждений, а также в низком качестве подготовки определенной части выпускников.
В свое время государственное распределение являлось связующим звеном между структурами реального сектора экономики и сферы образования, которое во многом определяло содержание образовательных программ. Отмена государственного распределения специалистов и свободное трудоустройство были вынужденной мерой в связи с либерализацией государственного регулирования в социальной сфере.
Жесткое директивное планирование уступило место прогнозированию. В качестве основы для прогнозирования выступают фактические возможности подготовки кадров в учреждениях профессионального образования различных уровней, а также база вакансий в профессионально-квалификационном разрезе, формируемая на основе заявок работодателей. При этом чрезвычайно важно учитывать региональные особенности.
С целью выявления отношения к социальному регулированию взаимодействия рынка труда и высшей школы в конце 2010 г. был проведен опрос 350 выпускников курских вузов, из которых 68% относились к социально-экономическим и 32% — к естественнонаучным специальностям, что отражает общий состав выпускников курских вузов.
Особый интерес представляют данные, характеризующие степень готовности выпускников к профессиональной деятельности в рамках инновационного вектора модернизации экономики и их настроенность по следующим направлениям: выполнение профессиональных функций; перспективы для дальнейшего профессионального образования; создание условий для трудовой деятельности в инновационной экономике.
НИКОЛЕНКО
Денис
Владимирович — аспирант кафедры социологии Современной гуманитарной академии, г. Москва тко1епкоЛгпЬ20П@ уапёгх
Таблица 1
Выполнение профессиональных функций и востребованность на рынке труда специалистов
Профиль специальностей Уровень востребованности, %
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий
Выпускники социальноэкономического профиля 5 10 45 33 7
Выпускники естественнонаучного профиля 5 5 43 37 10
Так, на вопрос о востребованности на рынке труда были получены следующие ответы выпускников (см. табл. 1).
Картина ответов выпускников различных профилей примерно схожая. Будущим молодым специалистам приходится решать сложные задачи: с одной стороны, надо иметь достаточно широкий кругозор, фундаментальные знания. С другой стороны, работодателю требуются специалисты узкой направленности, ориентированные, по сути, на конвейерную работу. Типичной ошибкой молодежи на практиках и стажировках является то, что студенты воспринимают работу как продолжение учебного процесса, особо не вникая в вопросы организационной структуры, а также корпоративной культуры принимающей компании.
Были указаны наиболее острые проблемы взаимодействия вузов и работодателей. Образовательные учреждения, особенно коммерческие, ориентированы, прежде всего, на конъюнктурные образовательные потребности молодежи и слабо реагируют на изменяющиеся потребности рынка труда. Несмотря на то что вузы вводят новые специальности, более адаптированные к региональной специфике, ситуация мало меняется. Юристы, экономисты, бухгалтеры по-прежнему рискуют после окончания учебы превратиться в безработных.
В свою очередь, многие работодатели практически не занимаются пропагандой рабочих профессий, не имеют контактов с учебными заведениями — следовательно, не заботятся о собственном кадровом потенциале. Отсутствует реальная конкуренция в связи с тотальной монополией в сфере образования. Положение усугубляется низким уровнем взаимодействия работодателей и учебных учреждений относительно разработки
учебных программ, содействия трудоустройству выпускников. Существующая в настоящий момент координация объемов и профилей подготовки кадров в учреждениях высшего профессионального образования зачастую носит формальный характер.
Сегодня мы можем говорить о существовании следующих групп противоречий:
— между социальной, профессиональной ориентациями молодежи и потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе;
— между задачей повышения эффективности подготовки молодых специалистов и существующей системой вузовской подготовки;
— между теоретической подготовкой выпускников и отсутствием необходимых навыков практического использования полученных знаний;
— между жизненными, профессиональными планами выпускников и реальными возможностями их осуществления.
Выпускники технических вузов склонны более высоко оценивать степень эффективности образовательных программ в русле дальнейшего повышения своего образовательного и профессионального уровня. Несомненно, здесь значительную роль играет фактор увеличения в последние годы спроса на специалистов технического профиля.
Несбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг осложняет решение проблемы социальноэкономической адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к рынку труда. Безработица в самом начале трудовой жизни превращается в серьезную проблему для молодежи и ставит ряд барьеров в ее адаптации на рынке труда. Отсутствие работы в начале трудовой жизни значительно увеличивает вероят-
Таблица 2
Инновационная и инвестиционная привлекательность будущей сферы деятельности
Профиль специальностей Уровень привлекательности, %
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий
Выпускники социальноэкономического профиля 7 32 51 5 5
Выпускники естественнонаучного профиля 9 30 52 6 3
ность оставаться безработным и означает малые заработки в будущем.
В отличие от рынка труда, рынок образовательных услуг инерционен. В прошедшее десятилетие темпы развития рынка образовательных услуг существенно отставали от темпов развития рынка труда, в т.ч. и в силу отсутствия должного внимания к нему со стороны государства и органов управления в целом. В результате структура подготовки выпускников в профессиональных учебных заведениях оказалась не вполне соответствующей структуре потребностей рынка труда, качество специалистов в ряде отраслей экономики продолжает оставаться невысоким.
Современные выпускники весьма средне оценивают то материальное положение, которое в состоянии им предоставить последующее трудоустройство. Их внимание сконцентрировано, в первую очередь, на улучшении своего материального положения в будущем.
Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики — вопрос ее выживания. При этом выпускникам нужно совершенно отчетливо осознать тот факт, что ни инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов, ни инвестиции отдельно взятых инвесторов не спасают сегодня положение дел. Негативные тенденции будут переломлены только в том случае, когда инвестиционная сфера станет приоритетной зоной молодежного рынка труда. Отсюда следует, что вопрос привлечения инвестиций в целом — ключевой вопрос развития общества, а вопрос привлечения финансовых инвестиций — ключевой вопрос развития реального сектора экономики и,
что более важно сегодня, ключевой вопрос выхода из кризиса баланса рынка труда и рынка образовательных услуг.
Реализуемых сегодня проектов по привлечению в профобразование ведущих преподавателей и ученых, в т.ч. из-за рубежа, недостаточно. Нужно обеспечить большую мобильность и ротацию кадров, как преподавателей, так и руководителей учреждений, привлечь в эту сферу успешных людей из науки и бизнеса. Например, один из вопросов, который, наверное, надо обсудить, — это вопрос о возможности ограничить время пребывания руководителей образовательных учреждений в должности в одном и том же образовательном учреждении. Одновременно необходимо к аттестации преподавателей, к обновлению квалификационных требований к преподавателям привлекать работодателей будущих выпускников. Надо создавать современные образовательные учреждения принципиально нового типа, которые дают качественную подготовку высококвалифицированных рабочих и технических кадров, где профориентационная работа будет носить предметный характер, с обязательной привязкой учебной базы к производству. Реперными точками взаимодействия вузов и работодателей должны стать соглашения с обязательным перспективным планированием. Несомненно, здесь должна идти речь о взаимодействии равных субъектов. Необходимы также современные модели организации непрерывного дополнительного образования, которые обеспечивают готовность работников переходить на новые места, получать новые квалификации.