Научная статья на тему 'Управление развитием конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда Уральского федерального округа'

Управление развитием конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда Уральского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК / РЫНОК ТРУДА / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСПРОПОРЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сальникова Л. Ю.

Рассмотрены основные проблемы конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда, отмечается их актуальность, и, даются рекомендации по их разрешению. Предметом исследования автора является конкурентоспособность и востребованность выпускников вузов на рынке труда, а также соответствие структуры рынка труда со структурой выпускников в разрезе специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление развитием конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда Уральского федерального округа»

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА РЫНКЕТРУДАУРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Л. Ю. САЛЬНИКОВА, аспирант кафедры менеджмента E-mail: student2046@yandex. ru Челябинский государственный университет

Рассмотрены основные проблемы конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда, отмечается их актуальность, и даются рекомендации по их разрешению.

Предметом исследования автора является конкурентоспособность и востребованность выпускников вузов на рынке труда, а также соответствие структуры рынка труда со структурой выпускников в разрезе специальностей.

Ключевые слова: выпускник, рынок труда, спрос, предложение, образование, диспропорция, специалист, Уральский федеральный округ.

Постиндустриальная экономика, сориентированная на широкое использование и быстрое развитие высоких технологий, предъявляет новые повышенные требования к качеству рабочей силы — образовательному, профессиональному, культурному уровням работников, их нравственным и психологическим характеристикам. Именно качество рабочей силы все больше определяет конкурентоспособность экономики и социальную стабильность в обществе. При этом необходимо выделить фактор трансформации социально-профессиональной структуры общества: потребности общества в профессиях, ориентированных на прежнюю экономику, сокращаются; возникают и утверждаются новые для российского общества профессии менеджеров, маркетологов, дилеров, банковских служащих и др. Это приводит к смене иерархии престижа профессий в общественном сознании и критериев востребованности на рынке труда.

Сегодня конкурентоспособность работника понимается как соответствие рабочей силы требованиям рынка, совокупность характеристик, оп-

ределяющая сравнительные позиции конкретного работника или отдельных групп на рынке труда и позволяющая ему (им) претендовать на занятие определенных вакансий. Важнейшим фактором конкурентоспособности являются качественные параметры рабочей силы, т. е. совокупность свойств, обусловливающих способность работника выполнять определенные виды труда; при этом определенную роль играют и требования, предъявляемые работником к условиям труда и его оплате.

Несоответствие уровня развития трудового потенциала молодежи критериям современной конкурентной борьбы, слабая подготовленность будущих специалистов к самовыражению в новых условиях (а часто и отсутствие таковой) снижают уровень конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда. При этом длительное отсутствие профессиональной и личностной перспективы сказывается не только на уровне жизни молодежи, оно самым непосредственным образом отражается на ее психологическом состоянии: росте ощущения неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, ослаблении чувства собственного достоинства.

Низкая конкурентоспособность выпускников на рынке труда связана не только с плохим качеством полученного образования и нехваткой опыта, но и с получением нежеланной профессии, сложностью адаптации или просто отсутствием спроса на данную специальность на рынке труда.

Сегодня конкурентоспособность работника понимается как соответствие рабочей силы требованиям рынка, совокупность характеристик, определяющая сравнительные позиции конкретного

работника или отдельных групп на рынке труда и позволяющая ему (им) претендовать на занятие определенных вакансий.

Повышенный спрос на высшее образование и успехи отдельных учебных заведений не могут заполнить собой общего снижения качества образования, усиливающегося неравенства возможностей и обесценивания дипломов.

На сегодняшний день управление вузов делает ставку на спрос со стороны абитуриентов, но не ориентируется на спрос на рынке труда. Эта проблема приведет к выпуску неконкурентоспособных выпускников и, как следствие, приведет к снижению конкурентоспособности самих вузов.

Конкурентоспособность выпускника — это совокупность профессиональных, психологических и духовных характеристик личности, окончившей учебное заведение, которые определяют его место на рынке труда относительно других соискателей.

На фоне наметившегося устойчивого роста численности выпускников учреждений профессионального образования (начального, среднего, высшего) вызывает беспокойство тот факт, что реализуют свои профессиональные возможности по выбранной специальности менее половины закончивших обучение. Остальные либо устраиваются на работу, не связанную с полученной специальностью (около 40 %), либо регистрируются в качестве безработных (10%). При этом большинство организаций всех секторов экономики в настоящее время испытывают серьезные проблемы с обновлением кадров [1].

Так, средний возраст работников в индустриальном секторе превышает 52 года и продолжает расти. Одновременно происходит существенное снижение производительности труда, профессионально-квалификационного уровня, падение трудовой и производственной дисциплины. Иногда действующим руководителям и специалистам недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в новых условиях, справляться с кризисными ситуациями. Такого рода явления, типичные для многих регионов страны, затрудняют выполнение любых программ социально-экономического развития

В Челябинской области накоплен определенный опыт решения названных проблем. Обучение осуществляется по 40 профессиям и 70 специальностям, в том числе для сельского хозяйства — 25,2%, строительства — 20, торговли и общественного питания — 18,2, промышленности — 15,8, транспорта — 7%.

Анализ регионального рынка труда показывает, что в течение последних лет значительно уменьшилось число обращений безработных выпускников учреждений профессионального образования в службу занятости по вопросам трудоустройства; в 2007 г. на 15 % снизилось и количество выпускников, которые получают статус безработных.

Однако после начала мирового финансового кризиса ситуация резко изменилась, и теперь по состоянию на01.01.2009в центрах трудоустройства было задействовано более 20тыс. выпускников, только по официальным данным, стоящих на учете в службе занятости.

Большую часть выпускников учебных заведений профессионального образования, состоящих на учете в центрах занятости, составляют специалисты экономического, юридического и социально-гуманитарного профилей. Анализ профессионального квалификационного состава безработных и вакансий, предоставляемых работодателями в службу занятости, показывает, что на одно рабочее место бухгалтера претендует И чел., менеджера — 11, экономиста — 9, главного бухгалтера — 6, социального работника — 12 чел.

Вместестем, поданным на01.01.2009, требуется 108 каменщиков, а предложение составляет 12; соответственно электрогазосварщиков — 104 и 12, слесарей-сантехников — 63 и 13, токарей — 90 и 10, слесарей механосборочных работ — 57 и 12. Невостребованными остаются инженерно-технические специалисты и служащие (инженеры, мастера, экспедиторы, заведующие складом, воспитатели учебных заведений и общежитий). В то же время ощущается серьезная нехватка врачей, страховых агентов, рабочих кадров.

Представляется, что эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования сдерживается:

• отсутствием механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;

• незаинтересованностью учреждений системы профессионального образования в трудоустройстве выпускников, организации профори-ентационной работы с абитуриентами и студентами, изучении изменений в востребованности работников с точки зрения конкретных профессий и специальностей, уровня квалификации;

• кадровой политикой большинства организаций, стратегия которых направлена в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

• отсутствием у значительного количества выпускников учреждений профессионального образования необходимых навыков поведения на рынке труда, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства и карьерного роста;

• завышенной самооценкой своего профессионально-квалификационного уровня у многих выпускников учреждений профессионального образования.

При резком сокращении воздействия государства на процессы регулирования деятельности системы профессионального образования и переподготовки кадров появление в этой сфере коммерческого сектора, действующего чаще всего без учета реальных потребностей рынка труда, усиливает профессионально-квалификационные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы.

Почему они возникают? Как справиться с такими диспропорциями? Как найти баланс между выпуском специалистов и квалифицированных рабочих, с одной стороны, и количеством рабочих мест — с другой? Можно ли и дальше рассчитывать на то, что «рынок все отрегулирует», или необходимо, опираясь на рыночные сигналы, реагировать на них соответствующим образом и действовать?

Чтобы ответить на эти вопросы, стоит рассмотреть структуру предложения с позиции конъюнктуры рынка образовательных услуг. Сегодня все специальности и профессии можно условно разделить на три группы:

• первая — профессии для промышленности, науки, образования. Сюда входят рабочие профессии для промышленности, транспорта, строительства, специалисты среднего звена тех же сфер деятельности. В особую подгруппу можно выделить инженерные и естественнонаучные, гуманитарные и педагогические профессии, требующие высшего образования. Хотя лица, выбирающие эти специальности, должны соответствовать требованиям профессиональной пригодности и пройти достаточно длительную подготовку, это не всегда гарантирует им трудоустройство и приемлемый заработок;

• вторая — большинство профессий и специальностей, связанных с социальной сферой, здравоохранением, искусством, инфраструктурой экономики. Они не менее трудны в освоении, но гарантируют трудоустройство и приемлемый заработок.

• третья группа, в наибольшей степени «причастная» к возникновению дисбаланса на рынке труда, включает специальности экономического, юридического, управленческого профиля, потребность в которых не превышает 20 % ежегодной численности соответствующих выпускников. Тем не менее в общественном мнении укоренилось представление, что учеба по этим специальностям в значительной мере гарантирует трудоустройство и достойный заработок.

Что касается среднего профессионального образования, то оно явно недооценивается. При этом игнорируется тот факт, что в условиях глобализации и общего тренда в сторону инновационных технологий роль и требования к подготовке специалистов среднего звена динамично растут. В частности, и производство, и социальная сфера нуждаются в квалифицированных рабочих, владеющих инфор-мационнымитехнологиями [2].

Для изучения отдельных аспектов взаимодействия рынков труда и образовательных услуг был проведен социологический опрос, в котором приняли участие ЮОчел. изчислапоставленныхнаучет в Центре занятости населения Челябинска. Среди них 24 % — мужчины и 76 % — женщины в возрасте от 16 до 35 лет, что соответствует сложившейся в области тендерной структуре безработных. При этом 34 % респондентов имеют среднее профессиональное образование, 40 — среднее техническое, 26% — высшее. Из общего числа опрошенных 74 % впервые получили статус безработного, 26 — во второй раз; 16 — были уволены по сокращению штатов или в связи с ликвидацией предприятия, 28 % уволились по собственному желанию. Более половины (56%) опрошенных так и не смогли устроиться на работу после окончания учебного заведения. И это не случайно. При выборе профессии люди руководствуются самыми разными обстоятельствами, но меньше всего реальным спросом на нее на рынке труда.

По данным, полученным в результате авторского исследования, при выборе специальности 50 % респондентов руководствовались стремлением получить после окончания учебного заведения высокооплачиваемую должность; 26 % — спросом на работников с данной специальностью; 14 % — престижностью профессии, 10 % — самим фактом получения диплома.

При этом лишь 12% опрошенных анализировали спрос на рабочую силу, прежде чем поступить в учебное заведение по выбранной специальности;

68 % имели об этом некоторую информацию; у 20 % вообще отсутствовали представления о спросе на работников с получаемой ими специальностью.

Было выявлено, что 42% общего числа опрошенных не хотели бы работать по имеющейся специальности, 48% считают свою профессию неперспективной и неконкурентоспособной на рынке труда, 30 % колеблются и лишь только каждый пятый не разочаровался.

Вместе с тем сам рынок труда и его институты пока не обеспечивают своевременного и эффективного трудоустройства молодежи. Выпускник вуза, не нашедший применения полученным знаниям, пополняет армию безработных со всеми вытекающими отсюда негативными социальными последствиями. Впрочем, если предложенное рабочее место не соответствует полученной специальности, его вряд ли можно считать подходящим, ведь в этом случае вложения государства, по существу, пропадают. Невостребованность выпускника означает не только разочарование и печальный «изгиб» в карьере, неоправданными оказываются и ожидания потенциальных работодателей. В таких условиях неизбежно встает вопрос о возрождении и модернизации вузовской системы трудоустройства выпускников. При этом их необходимо обучать приемам грамотного построения профессиональной карьеры и самостоятельного поискаработы [3].

Особого внимания заслуживает вопрос о качестве обучения и собственно преподавания в учебных заведениях — ведь именно от него во многом зависит конкурентоспособность молодежи. Не случайно 68 % граждан, находящихся на учете в Центре занятости населения, хотели бы повысить свою конкурентоспособность «путем обучения».

Низкий уровень преподавания связан со слабой подготовкой педагогов, их вынужденным совместительством во многих учебных заведениях, устарелыми методиками и учебниками, а также с нехваткой необходимого для экспериментов современного оборудования. В высшей степени актуальным становится вопрос о содержании учебных программ. Перед органами управления образованием стоит задача повышения качества подготовки специалистов, а значит, и качества работы самих образовательных учреждений.

Представляется полезным привлекать работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им высококвалифицированных специалистов, разработке учебных планов, формированию перечня специальностей, в которых нуждаются предприятия и организации. На фоне

обсуждения предложения Минобразования России, которое планирует в ближайшие несколько лет сократить количество вузов в стране (с нынешней 1 тыс. до 150), полагаем, что было бы целесообразно для оптимизации работы вузов пойти путем их объединения в университетские комплексы различных типов, включающие образовательные учреждения, реализующие образовательные программы разных уровней, а также повышение квалификации и переподготовку работающих и высвобождающихся работников.

По-видимому, помочь решению назревших проблем могло бы:

• формирование системы заказов конкретных работодателей на подготовку специалистов определенной квалификации с их гарантированным трудоустройством;

• содействие выпускникам учебных заведений в их самостоятельном трудоустройстве (на основе договора между учебным заведением и гражданином);

• организация в рамках учебного процесса курсов по «навыкам эффективного поиска работы», включая лекторий по вопросам занятости, технологии трудоустройства, оценки вакансий, умения предлагать себя в качестве исполнителя конкретной работы и оценивать свои возможности (будущий выпускник должен знать реальную ситуацию на рынке труда, тенденции ее изменения).

В существующих рыночных условиях, сложившихся в Российской Федерации, необходимо максимально сближать понятия структуры рынка труда и его потребностей со структурой выпускников и их притязаниями. Этого можно добиться путем:

1) совершенствования системы социального партнерства вуз—предприятие, работа хозяйствующих субъектов с университетами, предоставление мест практики, финансирование образования студентов, начиная с 4-го курса их обучения;

2) развития самосознания абитуриентов при выборе профессии, четкого определения желания абитуриента, необходимо при выборе специальности ориентироваться на спрос на рынке труда;

3) улучшения деятельности вуза как буфера между выпускниками и работодателями, для чего необходимо осуществлять рекламу своих выпускников, совершенствовать образовательную программу исходя из потребностей рынка труда, работать со студентами, выявляя в них те или иные потребности в образовании, помогать им находить свой путь в жизни;

4) повышения эффективности государства и его политики в области трудоустройства выпускников, создания государственной службы поддержки, государственных рабочих мест, жесткого контроля качества образования и рекламы нетоповых специальностей, поддержки предпринимательской инициативы молодежи и поощрения работодателей, создающихрабочие местадля молодежи;

В рамках совершенствования структуры образования необходимо изменить направленность коммерческих вузов в соответствии с требованиями рынка труда, т. е. перепрофилировать социально-экономические и гуманитарные вузы в строительные, технические, сельскохозяйственные университеты.

Проблематичным остается вопрос о приоритетности специальностей, навязанных сложившейся экономической системой, которая не соответствует духовным потребностям личности выпускника.

Решение данной проблемы в масштабах сближения структур выпускников и вакансий, безу-

словно, имеет временный характер. Это связано с обреченностью существующей капиталистической рыночной системы, что уже доказано проблемами кризиса перепроизводства, с которым столкнулась не только Россия, но и весь мир.

Список литературы

1. Низова Л., Соловьева И. Рынок труда и рынок образовательныхуслуг //Человекитруд, 2008, № 12.

2. Рынок труда: состояние, перспективы, прогнозирование спроса: монография / П. П. Лу-товинов, Н. С. Демин, В. И. Колесников; УрСЭИ АТиСО. Челябинск: Фотохудожник, 2006. 216 с.

3. Сальникова Л. Ю. Механизм повышения конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений //Социально-экономическое развитие России в нестабильном мире: национальные, региональные и корпоративные особенности: материалы XXVI международной научно-практической конференции: в 3 ч. /Урал. Соц. -экон. ин-т АТиСО. Челябинск, 2009, ч. II. С. 147-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.