Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 31(246). Экономика. Вып. 33. С. 127-131.
Л. Ю. Сальникова
УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМОМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА
Рассмотрены основные проблемы конкурентоспособности выпускника на рынке труда, отмечается их актуальность, и даются рекомендации по их разрешению. Предметом исследования автора является конкурентоспособность и востребованность выпускников высших учебных заведений на рынке труда, а также соответствие структуры рынка труда структуре специальностей выпускников.
Ключевые слова: выпускник, рынок труда, спрос, предложение, образование, диспропорция, специалист, Уральский федеральный округ.
Несоответствие уровня развития трудового потенциала молодежи критериям современной конкурентной борьбы, слабая подготовленность будущих специалистов к самовыражению в новых условиях (а часто и отсутствие таковой) снижают уровень конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда. При этом длительное отсутствие профессиональной и личностной перспективы сказывается не только на уровне жизни молодежи, оно самым непосредственным образом отражается на ее психологическом состоянии: росте ощущения неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, ослаблении чувства собственного достоинства.
В последние годы спрос на высшее образование резко возрос, в то время как на рынке труда сохраняется неудовлетворенная потребность в квалифицированных рабочих. В структуре трудовых ресурсов возникли диспропорции, по сути, производные от неэффективного поведения домохозяйств при вложении в образование. Причиной этого является асимметрия информации: вузы в условиях абсолютного сокращения численности молодежи резко активизируют привлечение абитуриентов, а объективная информация о перспективах спроса на рабочую силу остается недостаточно доступной для домохо-зяйств.
Понятие «конкурентоспособность» в науке пока не получило широкого распространения. Оно стало входить в лексикон экономических и социальных процессов в связи с освоением теории и практики рыночных отношений.
Конкурентоспособность выпускника — это совокупность профессиональных, психологических и духовных характеристик личности, окончившей учебное заведение, которые определяют его место на рынке труда, относительно других соискателей [1. С. 34].
Повышенный спрос на высшее образование и успехи отдельных учебных заведений, не могут заполнить собой общего снижения качества образования, усиливающегося неравенства возможностей и обесценивания дипломов.
Схематически изобразим факторы, оказывающие прямое влияние на выпускника вуза на рис. 1.
В таких сложных и порой труднопрогнозируемых условиях работа учреждений должна быть нацелена в первую очередь на улучшение качества своих образовательных услуг. На сегодняшний момент управление высших учебных заведений делает ставку на спрос со стороны абитуриентов, но не ориентируется на спрос на рынке труда. Эта проблема приведет к выпуску неконкурентоспособных выпускников и, как следствие, приведет к снижению конкурентоспособности самих учебных заведений.
Рис. 1. Факторы непосредственного воздействия на конкурентоспособность
В России рынок образования в значительной мере оказался не готов оперативно реагировать на качественные изменения спроса на рынке труда, и сегодня это обстоятельство является одной из причин того, что сформировавшийся спрос на труд превышает предложение там, где требуется высокая квалификация. В силу своей инертности и косности система образования не успевает реагировать на изменения на рынке труда и его потребности, готовя специалистов по уже не актуальным специальностям, априори обрекая выпускников учебных заведений на долгие безуспешные поиски работы, переобучение и, как возможный итог,— трудоустройство не по специальности.
Причины поведения выпускника при выборе специальности, и дальнейшая реализация именно в выбранном направлении оправданы моральными принципами и нормами человека. Необходимо давать человеку большую свободу при самоопределении, чтобы человек сам определял свое будущее, без навязанных стереотипов, а исходя из своих желаний, моральных принципов и норм самого себя. Неверный, навязанный выбор ведет к невостребованности специалиста на рынке труда, к снижению его конкурентоспособности.
Прежде чем поступать в вуз и выбирать специальность, абитуриент должен определиться и быть готовым к тому, что возможно, полученная им «модная» специальность не будет востребована на рынке труда и выпускник останется без работы. Например, спрос на врачей в УрФО всегда остается стабильным, то же касается и учителей. А вот с экономистами и юристами обратная ситуация.
В связи с этим государству необходимо разработать программу агитации к свободе выбора профессии и, безусловно, достойно поддерживать любой выбор выпускника. Систему разработанных рекомендаций по повышению конку-
рентоспособности выпускников вузов на рынке труда представим в виде схемы (рис. 2).
В системе высшего образования представляется необходимым:
- создание действенного механизма коррекции содержания, форм и методов высшего профессионального образования, перечня специальностей и структуры набора, государственных образовательных стандартов, на основе компе-тентностного подхода к обучению и прогнозов взаимосвязанного развития рынков труда и образовательных услуг;
- разработка специального образовательного модуля правовой, психологической и социальной поддержки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования на рынке труда, включающего, в частности, лекции, практические занятия, тренинги, круглые столы по правовым основам трудоустройства и развитию навыков поиска работы;
- содействие развитию служб содействия трудоустройству в вузах, определение статуса и финансовых условий работы службы, расширение методической работы, формирование общественного уважения и признания этой службы как значимого института, доверия к данной структуре как организации, обладающей действенными инструментами помощи и поддержки выпускников при поиске работы;
- поддержка проведения научно-практических конференций для обмена опытом организации этой работы в вузах РФ, Дней карьеры и Ярмарок вакансий, организация практик и стажировок на многоканальной основе с участием заинтересованных субъектов, к которым относятся работодатели, студенты, вузы, комитеты по делам молодежи, комитеты по труду и занятости, родительская общественность;
- совершенствование взаимодействия социальных партнеров — активизировать деятельность студенческих и вузовских профсоюзных
Бизнес-сообществу
Выпускникам
Рис. 2. Механизм повышения конкурентоспособности выпускников вузов
на рынке труда
организаций в отношении повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда, акцентировать это направление работы в коллективных договорах, использовать возможности профсоюзной организации для организации мониторинга занятости выпускников [2. С. 147].
Необходимо формировать новый современный инновационный вуз, способный выпускать конкурентоспособные на рынке труда кадры.
Важнейшей особенностью является предоставление именно бесплатного образования для студентов. На сегодняшний момент учебные заведения неформально являются коммерческими предприятиями, которые ведут «бизнес», основанный на завоевании абитуриента. Эта проблема возрастает в современных условиях демографического кризиса и незаполняемости учебных мест и поддается решению следующим образом. Вуз должен готовить специалиста на определенную должность и работать по заказу с предприятий на тех или иных специалистов, которые будут оплачивать подготовку будущих работников.
В современных условиях развития важнейшим конкурентным преимуществом предприятий являются кадры, которые совершенствуют производственные процессы, оптимизируют финансовые, материальные и информационные потоки, что позволяет предприятиям снижать издержки и увеличивать эффективность своей деятельности. Подготовка специалистов по заказу предприятий позволит высшим учебным заведениям готовить специалиста на конкретную должность, учитывая ее специфику и особенности, что повысит конкурентоспособность будущего специалиста. Он будет автоматически принят на работу. Схематически представим про-
цесс реструктуризации отношений в контексте «школа — вуз — работодатель» (рис. 3).
В качестве гарантий предприятие-работодатель получает договор на работу на определенный срок «взращенного» специалиста.
Особенностью предлагаемой системы образования является работа университета по индивидуальному заказу работодателя, личностно ориентированный подход к каждому студенту.
Высшие учебные заведения так же, как и студенты, должны иметь высокий уровень ответственности, призывающий к повышению уровня образования.
Высшим учебным заведениям также рекомендуется работать с банками по предоставлению кредитов для успешных абитуриентов, с гарантией того, что окончивший университет работник выплатит задолженность перед банком в процессе работы.
В данном случае рекомендуется выступать как гарант высоких способностей работника.
Необходимо разрабатывать индивидуальные планы развития каждого студента.
Взаимовыгодное сотрудничество между вузами и работодателями позволит выпускать успешных работников, высокопрофессиональный и ответственный персонал.
На государственном уровне предложено:
- внесение изменений в соответствующую статью Закона о занятости населения РФ — предлагается считать социально уязвимыми и нуждающимися в особой поддержке всех молодых работников, впервые вступающих на рынок труда, а не только в возрасте до 18 лет;
- расширение практики подготовки и переподготовки специалистов по государственному заказу — для подготовки наиболее востребованных специалистов предлагается вводить систему
Рис. 3. Школа — вуз — работодатель
кредита, который государство или работодатель предоставляет студенту на образование и который считается погашенным, если студент отработает на предложенном рабочем месте 5 лет;
- совершенствование статистического учета положения выпускников вузов на рынке труда, создание единой системы мониторинга занятости выпускников вузов, определение стандартов учета для обеспечения сопоставимости статистических данных, предоставляемых вузами и предприятиями;
- более акцентированное включение проблемы профессиональной подготовки выпускников вузов в пространство взаимодействия социальных партнеров.
Бизнес-сообществу в рамках реализации принципов социальной ответственности и социального партнерства адресованы следующие меры:
- активизация воздействия на количественные и качественные параметры подготовки специалистов как на стадии формирования образовательных стандартов и формирования набора требуемых компетенций, так и в процессе информирования вузов и служб занятости о текущем спросе на рабочую силу;
- расширение взаимодействия с вузами, развитие благотворительной и спонсорской деятельности, предоставление материальной и финансовой поддержки учебным заведениям, стипендий, грантов, безвозмездных кредитов студентам;
- развитие системы практик и стажировок, участие в Днях карьеры и Ярмарках вакансий;
- развитие негосударственных агентств содействия трудоустройству молодых специалистов [3. С. 286].
Трудоустройство выпускников является не только задачей вуза, но и представляет собой одно из приоритетных направлений государственной политики. Речь идет не просто о трудовой занятости выпускника, а о судьбе молодого человека, будущего его семьи, реализации творческих способностей, формировании высоких патриотических и гражданских качеств.
Одним из шагов в решении сложившихся проблем является создание отделов трудоустройства на базе вузов, которые будут заниматься комплексным решением проблемы занятости. Предполагается формирование такого механизма, который смог бы не только удовлетворять существующий спрос, но также и повышать качество предложения рабочей силы.
В рыночных условиях, сложившихся в Российский Федерации в целом, Уральском федеральном округе и Челябинской области, необходимо максимально сближать понятия структуры рынка труда и его потребностей со структурой выпускников и их притязаниями. По мнению автора, это можно добиться путем:
- совершенствования системы социального партнерства вуз — предприятие, работы хозяйствующих субъектов с университетами, предоставления мест практики, финансированием образования студентов начиная с 4 курса их обучения;
- развития самосознания абитуриентов при выборе профессии, определены желания абитуриента, выборе специальности ориентирования на спрос на рынке труда.
Необходимо изменять способ отношения к действительности от пассивно-созерцательного к активно преобразующему, добиваться:
- улучшения деятельности вуза как буфера между выпускниками и работодателями, осуществления рекламы своих выпускников, совершенствования образовательной программы исходя из потребностей рынка труда, выявления в студентах тех или иныех потребностей в образовании. Необходимо помогать находить свой путь в жизни;
- повышения эффективности государства и его политики в области трудоустройства выпускников, создания государственной службы поддержки, государственных рабочих мест, жесткого контроля качества образования и реклама некоторых специальностей. Необходимо поддерживать предпринимательскую инициативу молодежи и поощрять работодателей, создающих рабочие места для молодежи [4. С. 54].
В рамках совершенствования структуры образования автор рекомендует изменить направленность коммерческих вузов в соответствии с требованиями рынка труда. То есть социально-экономические и гуманитарные вузы перепрофилировать в строительные, технические, сельскохозяйственные университеты.
Проблематичным остается вопрос о приоритетности специальностей, навязанных сложившейся экономической системой, которая не соответствует духовным потребностям личности выпускника.
Реализация предложенных мероприятий позволит в значительной степени повысить конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда.
Список литературы
1. Сальникова, Л. Ю. Управление развитием конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда Уральского федерального округа / Л. Ю. Сальникова // Регион. экономика. Теория и практика. 2010. № 17. С. 34-39.
2. Сальникова, Л. Ю. Механизм повышения конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений // Социально-экономической развитие России в нестабильном мире: национальные, региональные и корпоративные особенности : материалы XXVI междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. Челябинск : Урал. соц.-экон. ин-т АТиСО, 2009. Ч. II. С. 147-149.
3. Сальникова, Л. Ю. Конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда: социально-экономические и духовно-психологические аспекты / Л. Ю. Сальникова // Теория и практика управления в социально-экономических системах : материалы IV науч.-практ. конф., Челябинск, 10 марта 2010 г. Челябинск : Энциклопедия, 2010. 303 с.
4. Сальникова, Л. Ю. Методика оценки конкурентоспособности выпускника на рынке труда / Л. Ю. Сальникова ; под. ред. В. С. Балабанова // Межвуз. сб. науч. и науч.-практ. работ. Вып. IV. Челябинск : Челяб. филиал АНО «Рос. акад. предпринимательства», 2010. 388 с.