УПРАВЛЕНЕЦ /1-2/29-30/2012
А
Источники
1. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика. М.: Альпина Паблишере, 2010.
2. Чингос П. Т. Оплата по результату. Из опыта оплаты труда персонала в США. Киев: Диалектика, 2004.
леи в краткосрочном периоде, но и на перспективу, т. е. на достижение стратегических целеИ предприятия. В данном случае целесообразно отметить, что не существует идеальноИ системы мотивации и оплаты труда. Какую бы систему вы ни разработали, прежде чем ее внедрять, желательно выявить ограничения (в том числе с точки зрения системного подхода), возникающие у вашего конкретного предприятия, и учесть их влияние на эффективность системы мотивации, а затем проанализировать разработанную систему компенсации с учетом критериев ее эффективности [1].
Льготы и компенсации, как мы отмечали выше, важная составная часть стратегии мотивации персонала. Прежде чем предоставить сотрудникам льготы, нужно проанализировать их потребности (например, провести анкетирование). По результатам выявленных потребностей и финансовых возможностей предприятия необходимо определить набор и величину предоставляемых льгот. Подобное исследование желательно проводить один раз в год и в соответствии с изменением потребностей персонала вносить коррективы в набор предоставляемых льгот.
Система льгот на предприятии формируется двумя способами:
в соответствии с организационной структурой компании (по категориям наемных работников);
система грейдов уровней должности. Чем выше грейд, к которому относится должность, тем больше (шире) набор предоставляемых льгот.
Уместно в контексте также упомянуть об основных способах нематериальной мотивации и применении их в хозяйственной практике.
В российских компаниях стандартно применяются следующие основные формы нематериальной мотивации:
• устное поощрение, похвала, объявление благодарности перед коллективом, проведение конкурсов «Лучший по профессии», «Лучший сотрудник», вручение грамот и призов;
• поручение более легких или привлекательных проектов тем, кто только что выполнил сложное задание, торжественное вручение фирменного значка за стаж и хорошие результаты работы в компании;
• предоставление свободного графика работы, отгулов, создание благоприятных условий труда (наличие комфортной среды, кондиционирования);
• создание кадрового управленческого резерва, демонстрация успешным сотрудникам возможности профессионального роста.
САДьниКовА любовь Юрьевна
Аспирантка кафедры менеджмента
Челябинский государственный университет
454021, РФ, г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, д. 129 Контактные тел.: (351)248-70-79, 8-904-970-90-33 Е-таП^^еП:2046@уа1^ех.ш
Ключевые слова
вуз
выпускник рынок труда спрос
предложение
образование
диспропорция
специалист
конкурентоспособность
Управление развитием конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда
Аннотация
В статье рассмотрены основные проблемы конкурентоспособности выпускника на рынке труда, отмечается их актуальность, даются рекомендации по их разрешению.
Предметом исследования автора является конкурентоспособность и востребованность выпускников высших учебных заведений на рынке труда, а также соответствие структуры рынка труда структуре выпускников в разрезе специальностей.
Постиндустриальная экономика, ориентированная на широкое использование и быстрое развитие высоких технологий, предъявляет новые повышенные требования к качеству рабочей силы - образовательному, профессиональному, культурному уровню работников, их нравственным
и психологическим характеристикам. Именно качество рабочей силы все больше определяет конкурентоспособность экономики и социальную стабильность в обществе. При этом необходимо выделить фактор трансформации социально-профессиональной структуры общества: потребность
в профессиях, ориентированных на прежнюю экономику, сокращается; возникают и утверждаются новые для российского общества профессии. Это приводит к смене иерархии престижа профессий в общественном сознании и критериев их востребованности на рынке труда.
Несоответствие уровня развития трудового потенциала молодежи критериям современной конкурентной
При применении методов нематериальной мотивации желательно учесть потребности сотрудников и определить те ее виды, которые больше всего подходят каждому из ваших менеджеров: продвижение, возможность профессионального роста, признание, позитивная оценка по результату работы сотрудника.
В группу льгот и компенсаций для управленческого персонала входят также множество программ отложенных выплат, разработанных с какой-либо специальной целью. В литературе встречается несколько классификаций программ отложенных выплат; мы разбили их на пять основных групп [2].
1. Дополнительные пенсионные планы для топ-менеджеров (Supplemental Executive Retirement Plans-SERP), обеспечивающие дополнительные выплаты после выхода на пенсию по сравнению с традиционными пенсионным планами.
2. Специальные программы отложенных выплат, позволяющие работникам накапливать на личном счете часть своей заработной платы или премии либо и того, и другого.
3. Корректирующие программы, позволяющие работникам накапливать часть своей заработной платы и компенсирующие им потери от действия налоговых ограничений на суммы дополнительных пенсий (§ 401 (к) Налогового кодекса).
4. Дополнительные программы стра- ^ хования.
5. Льготы, компенсации и привилегии.
Пытаясь определить наиболее эффективное сочетание заработной платы и компенсаций, специалисты по кадрам часто забывают о третьем существен ном компоненте — перспективах карьеры.
Значение карьерных возможностей в модели оплаты и стимулирования труда зависит от многих факторов. Работа в компаниях высокотехнологичных отраслей привлекает в первую очередь молодых работников, стремящихся быстро усвоить новейшие знания и не слишком озабоченных ростом своих пенсионных накоплений. Компании в зрелых отраслях нанимают опытных работников (обычно старшего возраста), но чаше стараются сбалансировать состав рабочей силы за счет сочетания привлекательных пенсионных программ и достаточно высокого уровня текущей зарплаты.
Таким образом, комплексная и сбалансированная стратегия мотивации работников, включающая текущую заработную плату, льготы и компенсации и перспективы карьерного роста, является эффективным средством достижения компанией своих финансовых целей и повышения конкурентоспособности предприятия (организации).
References
1. Vetluzhskikh Ye. Motivation and labour compensation: Instruments. Methodologies. Practice. Moscow: Alpina Publishers, 2010.
2. Chingos T. P. Paying for performance: a guide to compensation management. Kiev: Dialektika, 2004.
Managing Graduates Competitiveness in the Labour Market
Lyubov Yu. SALNIKOVA
Postgraduate of Management Dprt.
Tchelyabinsk State University 454021, RF, Tchelyabinsk, ul. Br. Kashirinykh, 129 Phone: (351) 248-70-79 E-mail: [email protected]
борьбы, слабая подготовленность будущих специалистов к самовыражению в новых условиях (а часто и отсутствие таковой) снижает уровень конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда.
Опыт развитых стран показал, что высокая конкурентоспособность фирм обеспечивается не столько за счет природных ресурсов, сколько за счет быстрого развития человеческого капитала.
Приведем анализ определений понятия конкурентоспособности выпускника высших учебных заведений на рынке труда в научной литературе.
По мнению Р. А. Фатхутдинова, конкурентоспособность - это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами с целью
достижения победы в конкурентной борьбе. То есть благодаря конкуренции стимулируются наиболее эффективные и рациональные стороны деятельности выпускника-профессионала.
Интересный взгляд на понятие «конкурентоспособность» выпускника вуза представляет Е. В. Максимова, которая считает, что это интегральное качество личности, представляющее собой совокупность ключевых компетенций, ценностных ориентаций, позволяющих данной личности успешно функционировать в социуме.
О. В. Борисова отмечает, что «конкурентоспособность» выпускника вуза - это способность выигрывать у прочих претендентов экономическое состязание за трудоустройство на
Key words
HIGHER EDucATioN Institution
competitiveness
graduate
labour market
demand
supply
education
disproportion
specialist
Summary
The article considers the basic problems of graduates competitiveness in the labour market, highlights the problems' topicality, and gives recommendations how to solve them.
Graduates competitiveness and demand for young specialists in the labour market are the subject of the author's research. The paper analyzes how the structure of graduates' specialties corresponds to the labour market structure.
UpRAvLENETs / 1-2/29-30/2012
УПРАВЛЕНЕЦ /1-2/29-30/2012
А
Источники
1. Низова Л., Соловьева И. Рынок труда и рынок образовательных услуг// Человек и труд. 2008. №12.
2. Лутовинов П. П., Демин Н. С., Колесников В. И. Рынок труда: состояние, перспективы, прогнозирование спроса: монография / УрСЭИ АТиСО. Челябинск: Фотохудожник, 2006.
3. Сальникова Л. Ю. Механизм повышения конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений // Социально-экономическое развитие России в нестабильном мире: национальные, региональные и корпоративные особенности: материалы XXVI Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / УрСЭИ АТиСО. Челябинск, 2009. Ч. II.
«хорошее» рабочее место,соответствую-щее полученной в вузе специальности.
С точки зрения автора, профессиональная конкурентоспособность - это достижение успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе профессиональных знаний, умений, навыков и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств.
Приведемобобщенныйтермин:кон-курентоспособность выпускника - это совокупность профессиональных, психологических, морально-нравственных и деловых характеристик личности, окончившей учебное заведение, которые определяют его место на рынке труда, относительно других соискателей.
Повышенный спрос на высшее образование и успехи отдельных учебных заведений не могут компенсировать общее снижение качества образования.
Схематично изобразим факторы, оказывающие прямое влияние на конкурентоспособность выпускника вуза (рис. 1).
В таких сложных и порой труднопрогнозируемых условиях работа учреждений должна быть нацелена в первую очередь на улучшение качества своих образовательных услуг.
Следует отметить тот факт, что руководство высших учебных заведений делает ставку на спрос со стороны абитуриентов, но не ориентируется на спрос на рынке труда. Это приведет к массовому выпуску неконкурентоспособных выпускников-гуманитариев по сравнению с выпускниками технических вузов и, как следствие, к снижению конкурентоспособности самих учебных заведений.
В России рынок образования в значительной мере оказался не готов оперативно реагировать на качественные изменения спроса на рынке труда, и в современных условиях это обстоятельство является одной из причин того, что сформировавшийся спрос на труд превышает предложение там, где требуется высокая квалификация. В силу своей инертности система образования не успевает реагировать на изменения на рынке труда и его потребности, готовя специалистов по уже не актуальным специальностям, обрекая выпускников учебных заведений на долгие безуспешные поиски работы, переобучение и, как возможный итог, -трудоустройство не по специальности.
Методика оценки конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда представлена достаточно слабо.
Для оценки конкурентоспособности выпускника вуза введем коэффициент оценки конкурентоспособности - КК.
КК = оценка уровня образования X X (средний балл + наличие дополнительного образования + рабочий стаж / 4).
Оценка уровня образования:
0,15 - для лиц, не имеющих высшего образования либо имеющих неоконченное высшее;
0,6 - для лиц, имеющих высшее образование бакалавра или магистра не по специальности;
1 - для лиц, имеющих магистерское образование по специальности.
Наличие дополнительного образования:
0 - отсутствие дополнительного образования, интересного работодателю;
1 - наличие дополнительного образования, интересного работодателю.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫПУСКНИКА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗа ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
ПРЕДПОЧТЕНИЕ 1— МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ
РАБОТОДАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ФАКТОРЫ ВЫПУСКНИКА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗа
Рис. 1. Факторы непосредственного воздействия на конкурентоспособность выпускника вуза
Рабочий стаж: в соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 4 (как установлено, стаж в 4 раза меньше влияет на результативность труда, чем образование).
Таким образом, коэффициент конкурентоспособности рекомендуется рассчитывать как произведение уровня образования, дифференцированного в зависимости от иерархии периода обучения и полученного диплома, и суммы среднего балла, оценки наличия либо отсутствия дополнительного образования и рабочего стажа.
На основе проведенного исследования высказаны положения по согласованию развития образования и рынка труда, повышению эффективности работы институтов рынка труда, управлению конкурентоспособностью выпускника вуза на рынке труда.
Систему разработанных рекомендаций представим в виде схемы (рис. 2).
вузах РФ, «Дней карьеры» и «Ярмарок вакансий», организация практик и стажировок на многоканальной основе с участием заинтересованных субъектов, к которым относятся работодатели, студенты, вузы, комитеты по делам молодежи, комитеты по труду и занятости, родительская общественность;
• совершенствование взаимодействия социальных партнеров - активизация деятельности студенческих и вузовских профсоюзных организаций в отношении повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда, акцентирование этого направления работы в коллективных договорах, использование возможностей профсоюза для организации мониторинга занятости выпускников;
• обеспечение высокого уровня са-мопрезентации вуза и реклама своих выпускников, активация маркетинговой деятельности образовательного учреждения.
References
1. Nizova L., Solovyova I. Labour market and educational services market // Chelovek i trud. 2008. No. 12.
2. Lutovinov P. P., Dyomin N. S., Kolesnikov V. I. Labour market: current situation, prospects, demand forecast: monograph. Chelyabinsk: Photokhudozhnik, 2006.
3. Salnikova L. Yu. The mechanism to increase competitiveness of graduates of higher educational institutions // Social-economic development of Russia in unstable world: national, regional and corporate features. Materials of XXVI International scientific-practical conference in 3 parts / Urals Social-Economic Institute: ATiSO. Tchelyabinsk, 2009. Part II.
Рис. 2. Механизм увеличения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда
В системе высшего образования представляется необходимым:
• разработка специального образовательного модуля правовой, психологической и социальной поддержки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования на рынке труда, включающего, в частности, лекции, практические занятия, тренинги, круглые столы по правовым основам трудоустройства и развитию навыков поиска работы;
• помощь развитию служб содействия трудоустройству в вузах, определение статуса и финансовых условий работы службы, расширение методической работы, формирование общественного уважения и признания этой службы как значимого института, доверия к данной структуре как организации, обладающей действенными инструментами помощи и поддержки выпускников при поиске работы;
• поддержка проведения научнопрактических конференций для обмена опытом организации этой работы в
На государственном уровне предложены следующие рекомендации:
• человеческий ресурс - важнейший в современном мире. Для совершенствования государственного управления в сфере образования рекомендуется убрать бюджетное финансирование экономических и юридических специальностей, увеличить количество бюджетных мест на технические специальности, увеличить стипендии для студентов, выбирающих эти специальности, для поддержания высокого спроса;
• отмена социальных взносов для работодателей, трудоустраивающих выпускников вузов. В данное время, например в Москве, существуют льготы для работодателей, трудоустраивающих к себе на работу граждан других стран, в виде отмены уплаты социальных взносов, составляющих 34% от заработной платы. Введение подобных льгот увеличит мотивацию работодателей для привлечения выпускников вузов в свои организации.
UpRAvLENETs / 1-2/29-30/2012
УПРАВЛЕНЕЦ /1-2/29-30/2012
А
• расширение практики подготовки и переподготовки специалистов по государственному заказу - для подготовки наиболее востребованных специалистов предлагается вводить систему кредита, который государство или работодатель предоставляет студенту на образование и который считается погашенным, если студент отработает на предложенном рабочем месте 5 лет;
• более акцентированное включение проблемы профессиональной подготовки выпускников вузов в пространство взаимодействия социальных партнеров;
• поддержка молодежного предпринимательства и самозанятости.
Бизнес-сообществу в рамках реализации принципов социальной ответственности и социального партнерства адресованы следующие предложения:
• активизация воздействия на количественные и качественные параметры подготовки специалистов как на стадии формирования образовательных стандартов и определения набора требуемых компетенций, так и в
Рис. 3. Модель альтернативного финансирования образования
Теоретические основы оценки макропропорций экономических систем
ИВЛИЕВ Игорь Владимирович
Кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный тел.: (343) 221-27-52 E-mail : [email protected]
Ключевые слова
кругооборот расходов и доходов
ввп
внд
эффективные макропропорции
модели изолированного развития рынков
модели взаимодействующих и взаимопоглощаемых рынков
Аннотация
В статье развивается положение о постоянном нарушении баланса основного интегративного свойства человека в процессе экономической деятельности. Данный подход, по мнению автора, позволяет обогатить представления об условиях пропорциональности для моделей изолированного развития рынков, моделей взаимодействующих и взаимопоглощаемых рынков. Таким образом, предлагается основа для теоретической интерпретации системы национальных счетов.
Рыночная экономика может быть представлена своеобразным кругооборотом, где, с одной стороны, наблюдается поток в материальновещественной форме, когда с рынка ресурсов внутри страны и из-за границы производителям (нефинансовым и финансовым предприятиям, некоммерческим организациям, государственным учреждениям, домашним хозяйствам) поступают услуги труда, капитала, земли, предпринимательства. А через рынок благ покупателям, как внутри страны, так и за границей, поступают различные материальные и нематериальные блага. С другой стороны, этому потоку ресурсов, промежуточной и конечной продукции и услуг противостоит денежный поток, а именно, от производителей (отечественных и зарубежных) к потреби-
процессе информирования вузов и служб занятости о текущем спросе на рабочую силу;
• расширение взаимодействия с вузами, развитие благотворительной и спонсорской деятельности, предоставление материальной и финансовой поддержки учебным заведениям, стипендий, грантов, безвозмездных кредитов студентам;
• развитие системы практик и стажировок;
• развитие негосударственных агентств содействия трудоустройству молодых специалистов.
Представим модель альтернативного финансирования образования (рис. 3).
Конкурентоспособный выпускник - это выпускник, нужный для экономики региона, в котором он проживает.
Высокий уровень образования - залог развития экономической и социальной сферы общественной жизни. Высокий уровень конкуренции на бесплатные места приведет к высокому уровню подготовки специалистов (са-
мообразованию) и к повышению конкурентоспособности выпускников вузов.
В существующих рыночных условиях, сложившихся в Российский Федерации в целом, необходимо максимально сближать понятия структуры рынка труда и его потребностей со структурой выпускников и их притязаниями. По мнению автора, этого можно добиться путем:
1) совершенствования системы социального партнерства вуз - предприятие, работы хозяйствующих субъектов с университетами, предоставления мест практики, финансирования образования студентов начиная с 4-го курса их обучения;
2) развития самосознания абитуриентов при выборе профессии. Желания абитуриента должны быть четко определены, при выборе специальности необходимо ориентироваться на спрос на рынке труда. Необходимо изменять способ отношения к действительности от пассивно-созерцательного к активно-преобразующему;
3) улучшения деятельности вуза как буфера между выпускниками и работодателями. Необходимо осуществлять
рекламу своих выпускников, совершенствовать образовательную программу исходя из потребностей рынка труда; необходимо также работать со студентами, выявляя в них те или иные потребности в образовании, помогать находить свой путь в жизни;
4) повышения эффективности государства и его политики в области трудоустройства выпускников, поддержки работодателей в вопросе предоставления льгот по налогообложению заработной платы выпускников, создания государственной службы поддержки, создания государственных рабочих мест, жесткого контроля качества образования и рекламы нетоповых специальностей. Необходимо поддерживать предпринимательскую инициативу молодых и поощрять работодателей, создающих рабочие места для молодежи.
Assessment of Economic Systems Macroproportions: Theoretical Basics
igor v. iVLiEV
Cand. of Sc. (Ec.), Assistant-Prof. of Political Economics Dprt.
Urals State University of Economics
620144, RF, Ekaterinburg,
ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45
Phone: (343) 221-27-52
E-mail: [email protected]
телям (отечественным и зарубежным) поступает оплата услуг факторов производства (отечественных и зарубежных). Причем для последних - это доходы, а для производителей эти платежи - расходы. При этом фирмы-поставщики конечной продукции (услуг) получают доходы от производства и собственности, а участники рынка, осуществляющие промежуточное и конечное потребление, несут денежные расходы.
Государство (правительство) в этом обороте взимает налоги с домашних хозяйств, фирм, как отечественных, так и зарубежных, и предоставляет трансферты и субсидии. Кроме этого государство закупает на рынке ресурсов услуги труда и другие факторы, а на рынке благ различные товары и услуги. Аналогично некоммерческие организации осуществляют денежные
расходы для приобретения необходимых ресурсов труда, капитала, земли, предпринимательства, а также промежуточной и конечной продукции для выполнения своих целевых (уставных) задач.
Впервые взаимодействие встречных товарных и денежных потоков, или обращение общественного капитала между участниками рыночного хозяйства, рассмотрел физиократ Ф. Кенэ. Он выделял три сектора (класса) экономики в рамках воспроизводства «чистого продукта». Причем он подчеркивал, что «воспроизводство постоянно возобновляется издержками, а издержки возобновляются воспроизводством» [1. С. 36]. Разработав оригинальный табличный метод, Ф. Кенэ впервые в истории экономики показал основные пропорции и пути реализации
Key words
circulation of costs and revenues
gdp
gni
efficient macroproportions
models of isolated market development
models of interacting and interabsorbed markets
Summary
The article explores the issues of a permanent imbalance of a basic integrative feature of an individual in the process of economic activity. In the author's opinion, the present approach allows to enhance notions of proportionality conditions for models of isolated market development, models of interacting and interabsorbed markets. Thus, the basis for theoretical interpretation of national accounts system is suggested.
CPRAVLENETS / 1-2/29-30/2012