Научная статья на тему 'Управление рисками как способ повышения эффективности деятельности предприятия'

Управление рисками как способ повышения эффективности деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЫЧНЫЙAЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ $aменеджмент предприятий$AРИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Либерман Павел Юрьевич

В статье рассматривается актуальность диверсификации производства, как одного из методов снижения риска производственной деятельности авиапредприятия и предлагается метод оценки эффективности диверсификацииI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article is being considered the actuality of the product line diversification as one of the methods to decrease the risk of airline (air carrier) production activity and is being suggested the method of assessment the diversification effectiveness

Текст научной работы на тему «Управление рисками как способ повышения эффективности деятельности предприятия»



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн.: Кн. 1 / А.А. Богданов. М.: Экономика, 1989. 304 с.

2. Босчаева З.Н. Системный подход к экономическому развитию производства в России. СПб., 2001. 209 с.

3. Гарретт Б., Дюссож П. Стратегические альянсы. М.: ИНФРА-М, 2002. 332 с.

4. Дугельный А.П., Комаров В.Ф. Структурные

преобразования промышленного предприятия. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т., 2001. 256 с.

5. Организация производства на предприятии / Под ред. О.Г. Туровца и Б.Ю. Сербиновского. Ростов-на Дону: Изд. центр МарТ, 2002. 464 с.

6. Татарский Е.Л. Совершенствование системы управления промышленным предприятием в новых экономических условиях. М., 2001. 118 с.

УДК 338.3

Либерман П.Ю.

управления рисками как способ повышения эффективности деятельности предприятия

С переходом нашей страны к рыночным отношениям проблема риска становится все более актуальной и ей необходимо уделять значительное внимание. Произошло изменение форм собственности и субъектов предпринимательства на транспорте, поэтому риск во всех его проявлениях возрос. Ликвидирована монополия государства на перевозочную деятельность. Наряду с государственными транспортными предприятиями появились предпринимательские фирмы (акционерные общества, единоличные предприятия). Главная особенность 90-х гг. XX в. - резкое изменение структуры перевозчиков на транспорте и формирование новой транспортной среды [1].

Внедрение нововведений на транспорте также является трудным и рискованным делом. Это связано с большими размерами инвестиций в транспортном комплексе на приобретение современной техники, оборудования и их модернизацию, внедрение новых технологий переработки грузов, автоматизацию и механизацию работ, организацию безопасного движения и др. Вложенные средства могут не окупиться и привести к значительным убыткам.

Несмотря на развитие рыночных отношений в России и возрастание числа рисковых ситуаций в производственно-хозяйственной деятельности, на практике не находит распространения опыт зарубежных авиакомпаний в части риск-менеджмента и не уделяется внимания привлечению к работе в авиакомпаниях специалистов по риску (рис. 1). Вместе с тем, необходимость в этом назрела. Введение в штат работников авиапредприятия

риск-менеджеров актуально для транспортных компаний, особенно специализирующихся на международных перевозках.

Рисковые ситуации возникают при перевозках пассажиров и грузов (риск транспортных происшествий, риск обусловленный несоблюдением международных и отечественных стандартов, требований в области экологии и риск убыли и потери качества перевозимых грузов), производственный риск, связанный с травматизмом и материальным ущербом, в финансовой области (риск в связи с покупкой транспортным предприятием различных ценных бумаг, риск кредитных операций), при осуществлении инвестиций и инноваций (риск вложения капитала, который не обеспечит окупаемости).

Наличие разного рода рисков обусловливает необходимость управления ими с целью снижения негативных последствий и получения положительного результата. В связи с этим в последнее время появилась новая область современного управления - риск-менеджмент.

Эффективное управление рисками позволяет авиапредприятиям добиваться положительных результатов работы и снижать негативные последствия проявления рисковых ситуаций.

Рисками можно и нужно управлять, используя различные методы. В частности, в рыночной экономике широкое распространение получил такой способ управления рисками, как диверсификация.

Диверсификация - это расширение сферы деятельности авиакомпаний в различных предпри-

4-

Экономика и менеджмент предприятия

Последовательность этапов работы

Содержание и детализация этапов

Рис. 1. Блок-схема работы риск-менеджера по подготовке решения о выборе варианта проекта с учетом риска

Рис. 2. Цели диверсификации производства

ятиях других отраслей, не находящихся в прямой связи с авиатранспортным производством. Термин «диверсификация» происходит от английского слова diversify, что означает разнообразить, иметь различные формы [2; 8].

Основными целями диверсификации, как правило, являются обеспечение выживания авиакомпании, усиление ее конкурентоспособности и повышение прибыльности. Любая авиакомпания старается остаться «на плаву» и соответственно ищет, как этого добиться. Именно диверсификация, поиск новых направлений эффективной деятельности позволяет компании ускорить свое развитие, получить дополнительные доходы и обрести новые конкурентные преимущества. По нашему мнению, можно выделить три основных цели диверсификации производства: рост производства, стабилизация и предупреждение кризисной ситуации (рис. 2).

Все причины диверсификации производства могут быть разнесены в две большие группы:

- внутренние причины, обусловленные внутренними факторами развития авиапредприятия;

- внешние причины, сформированные внешней средой и являющиеся новыми возможностями и угрозами, которые должны учитываться при разработке развития авиапредприятия.

Исследование целей и причин диверсификации производства является важным моментом в разработке методических рекомендаций по поиску приемлемого варианта диверсификации и способствует предупреждению возможных неудач и потерь производительности. [3]

Диверсификация является одним из важнейших элементов производства, обеспечивающим стратегическую стабильность деятельности авиапредприятия и уменьшение зависимости от меняющейся конъюнктуры рынка. Исходя из этого, стратегия и тактика авиапредприятия должны, прежде всего, включать:

- комплексную технико-экономическую оценку производственных возможностей, объ-

Причины диверсификации производства

Внутренние положительные причины:

1. Новая техника, новые услуги

2. Интересы и возможности высшего руководства

Внутренние отрицательные причины:

1. Устаревшие технологии, устаревшее оборудование, устаревшая техника

2. Не достаточно полное использование оборудования, техники и производственных площадей

Внешние положительные причины:

1. Благоприятные условия внешней окружающей среды

2. Благоприятная конъюнктура рынка

Внешние отрицательные причины:

1. Неблагоприятные условия внешней окружающей среды

2. Неблагоприятная конъюнктура рынка

Цели диверсификации производства

Предупреждение кризисной

ситуации:

1. Предупреждение банкротства

2. Уменьшение потерь производительности

3. Снижение издержек производства

Рост производства:

1. Расширение и разветвление номенклатуры услуг

2. Увеличение объема перевозок

3. Повышение эффективности производства за счет синергии

4. Выход за пределы своей отрасли

Стабилизация:

1. Повышение устойчивости производства

2. Использование имеющихся возможностей

3. Ослабление влияния изменения рыночной конъюнктуры (приобретение гибкости)

Виды диверсификации производства

Вертикально-связанная диверсификация (Вертикальная интеграция)

Горизонтально-связанная диверсификация (Горизонтальная интеграция)

у Несвязанная (конгломератная) диверсификация

Рис. 3. Выбор приемлемого вида диверсификации производства

емов неиспользованных ресурсов, результатов традиционной производственно-хозяйственной деятельности в настоящем и будущем. Такая оценка должка содержать качественные критерии традиционной деятельности, направления развития научно-технического прогресса, вероятные условия нестабильности. Помимо качественных характеристик большое значение имеют количественные параметры оценки стратегических позиций авиапредприятия - темпы роста производства в зависимости от продолжительности жизненных циклов спроса на перевозки, технологии и услуг, перспективы изменения уровня рентабельности и нормы прибыли;

- выбор видов предпринимательской деятельности из возможных альтернатив, которые авиапредприятие предполагает организовать в рамках диверсификации производства. В результате такого выбора авиапредприятие разрабатывает ус-луго-рыночную стратегию или стратегию бизнеса и определяет виды услуг, условия реализации. В совокупность характеристик, которые определяются, вследствие разработки стратегии бизнеса, включаются прогнозные оценки эффективности деятельности - показатели вероятной величины прибыли от реализации данной услуги, уровень затрат на производство, степень коммерческого риска, связанного с освоением нового продукта. На этой стадии также важно определить объективно необходимую систему ограничений, обеспечивающих экологическую безопасность производства и рекреационные возможности природной среды;

- установление организационно-экономических связей и отношений между диверсифицированным и традиционным производствами, механизмов развития и управления структурными изменениями в воспроизводственном процессе.

Диверсификация производства будет развиваться в рамках сложившейся системы производственно-экономических связей, а единый воспроизводственный процесс будет представлять собой тесное переплетение потоков фондов, ресурсов, финансов и информации. Но для становления и развития нововведений необходим соответствующий комплекс дополняющих мероприятий, поэтому целесообразно подходить к диверсификации производства одновременно с функциональной и институциональной точек зрения, что в свою очередь требует создания сопряженных производств или налаживания новых кооперационных связей. Следовательно, диверсификация может обусловить необходимость формирования нового технологического уклада производства. [4; 5].

Причем диверсификация производства даст значительный эффект, если будет направлена не на насыщение в срочном порядке рынка, а на реализацию приоритетов, определяющих долгосрочные и среднесрочные социально-экономические перспективы развития общественных потребностей.

Когда авиапредприятие останавливает свой выбор на стратегии диверсификации, то перед ним встает множество вопросов, одними из которых являются определение целесообразности проводимых мероприятий и выбор приемлемого варианта диверсификации производства (рис. 3) [6; 7].

Способ диверсификации не является универсальным для снижения любых видов риска. Он дает возможность снижать производственный, коммерческий, внешнеэкономический и инновационный риски, однако не может использоваться в случае экологического, социального рисков и риска форс-мажорных обстоятельств. Диверсификация производства является одним из методов снижения рисков и стратегической альтернативой развития авиакомпаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балабанов И. Т. Риск менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996.

2. Афанасьев В.Г. Международный воздушный транспорт. М., 1992.

3. Костромина Е.В. Экономика авиакомпании в условиях рынка. М.: Авиабизнес, 2001.

4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2000.

5. Аронов А.М. Стратегический анализ диверсифицированных предприятий. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

6. Вершинин Ю.Б. Стратегия диверсификации промышленного предприятия. Ульяновск, 2004.

7. Малюк В.И. Оценка эффективности диверсификации технологии. Инновации. 2005. № 4.

8. Большой экономический словарь. М.: Фонд "Правовая культура", 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.