Научная статья на тему 'Совершенствование бизнес-образования на воздушном транспорте и его увязка с Болонской декларацией'

Совершенствование бизнес-образования на воздушном транспорте и его увязка с Болонской декларацией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артамонов Борис Владимирович

В статье предлагаются основные направления развития в России бизнес-образования на воздушном транспор-те в условиях необходимости реализации положений Болонской декларации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MENEDJ-FORMATION IN AIR TRANSPORT AND ITS COORDINATION WITH THE BOLOGNIAN DECLARATION

In the article basic trends in development in Russia of businessformation on the air transport under the conditions of the need for the realization of the clauses of Bolognian declaration are proposed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование бизнес-образования на воздушном транспорте и его увязка с Болонской декларацией»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№104

УДК 656.7:658

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ И ЕГО УВЯЗКА С БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИЕЙ

Б.В. АРТАМОНОВ

В статье предлагаются основные направления развития в России бизнес-образования на воздушном транспорте в условиях необходимости реализации положений Болонской декларации.

Глобализация современной мировой экономики и активная интеграция России в систему мирохозяйственных связей неразрывно связана с совершенствованием системы российского образования и ее увязкой с основными принципами Болонской декларации.

Болонская декларация была подписана в 1999г. министрами образования 30 европейских стран. Основная идея этого документа - создание единого образовательного пространства Европы. В сентябре 2003 года к ней присоединилась Россия. В настоящее время Болонский процесс переходит от стадии идей к стадии реализации, несмотря на скептические настроения как в России, так и в Европе по поводу востребованности бакалавров на рынке труда. При этом практически все страны бережно относятся к национальным традициям и самобытности своих образовательных систем. Финансирование образования является предметом государственной ответственности.

Основные положения Болонской декларации предусматривают:

■ введение двухступенчатой подготовки выпускников вузов: после обучения в течение 4 лет они получают первую академическую степень - диплом бакалавра, вторая ступень - диплом магистра - может быть получена после дополнительного обучения еще в течение 2 лет;

■ введение модульного построения учебных планов (четыре-пять учебных модулей в год вместо двух семестров);

■ введение «кредитной» системы (оценка трудоемкости учебных дисциплин производится в «кредитах»). Обучение студентов ведется не в рамках заранее спланированного курса, а по гибкой программе, составленной самими учащимися. При этом студенту предоставляется возможность перейти на другой факультет или в другой вуз, т.е. изменить траекторию обучения и специализацию;

■ ориентация вузов на конечный результат - выпускники должны быть конкурентоспособными на международном рынке труда, а для этого необходим креативный подход к обучению и расширение вариативности образования;

■ формирование подхода к образованию как к процессу, длящемуся всю жизнь.

Гражданская авиация находится в числе тех отраслей, где системе бизнес-образования уделяется повышенное внимание: разрабатываются Федеральные авиационные правила по аттестации персонала, развернута отраслевая образовательная система, целью которой является обеспечение соответствия качественного уровня подготовки авиационного персонала по специализации «Менеджмент на воздушном транспорте» в соответствии с государственными и международными образовательными стандартами, а также гармонизация национальной системы сертификации, ее адаптация в мировое образовательное пространство. Ведущим учебным заведением на воздушном транспорте в сфере бизнес-образования является Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования - Московский государственный технический университет гражданской авиации. Здесь основной упор делается при организации обучения и формировании методического обеспечения не только на предметно-информационный компонент учебных программ, но и на профессионально-деловой, ориентированный на формирование у менеджеров творческих подходов к решению актуальных

проблем авиатранспортного производства, способности видеть перспективу, учитывать возможные шансы и угрозы, которые могут возникнуть при достижении стратегических целей российских авиапредприятий. Используемые при этом информационные технологии креативного обучения, основанные на задействовании интеллектуального потенциала студентов, позволяют психологически подготовить их к работе в условиях трудно прогнозируемой внешней среды для принятия оптимальных управленческих решений в области производства авиатранспортных услуг.

Совершенствование бизнес-образования на воздушном транспорте и его увязка с Болонской декларацией требует учета следующих обстоятельств.

Заимствование в чистом виде зарубежных моделей бизнес-образования и попытка приспособить их к реальным условиям жизнедеятельности российских предприятий - занятие неблагодарное. Россия обладает уникальным бизнес-климатом. Скорость происходящих изменений в российской экономике является огромной по западным меркам. Турбулентность этих изменений создает неожиданно возникающие вихревые потоки, имеющие колоссальную мощность и способные привести к кризису. Такой элемент нестабильности является для России постоянной угрозой, бороться с которой предприятия смогут только в том случае, если у них будет заложен потенциал развития, потенциал сопротивления кризисным явлениям. Здесь нельзя действовать по принципу: «сила движения вперед зависит от мощного толчка сзади». Необходимо самим определить, что полезно и что можно почерпнуть из зарубежного опыта. Так называемый «груз чужеродности», заложенный в универсальности знаний и скорости их трансляции, ограничивает зону применимости западных бизнес-рецептов. Как показывает практика, нередко свыше 60% зарубежных рекомендаций не вписываются как в российские бизнес-технологии, так и в корпоративную культуру авиапредприятий.

Зарубежные модели стратегического развития также плохо адаптированы к российской среде в силу ее уникальности. Россия находится сейчас в другой фазе развития, чем страны Западной Европы, США или Япония. В каждой стране существует своя инфраструктура, институциональные и законодательные отличия, разный уровень платежеспособности и потребительских предпочтений, свои особенности ведения конкурентной борьбы, культурные своеобразия. Зарубежные модели безусловно нужно изучать, но брать из них можно лишь отдельные элементы. Создавать свою модель стратегического развития каждому российскому предприятию придется самостоятельно, иначе у них не будет преимуществ перед своими и зарубежными конкурентами. Выбор этих моделей зависит от стратегического потенциала предприятий, ориентированности на ту или иную целевую группу потребителей. Одни и те же модели могут быть использованы по-разному различными фирмами и приведут к различным результатам.

Эффективное развитие авиатранспортного производства после преодоления кризисных явлений 1999-2000 годов и его дальнейшая адаптация к современным условиям становления рыночных отношений в России во многом зависит не только от ресурсного обеспечения авиапредприятий, но и от умения оптимальным образом использовать имеющийся стратегический, в том числе и интеллектуальный потенциал, то есть от «эффективности менеджмента». Именно здесь сосредоточена возможность повышения конкурентоспособности предприятия на рынке. Руководящий состав предприятия должен уметь правильно спрогнозировать платежеспособный спрос на рынке авиатранспортных услуг, выбрать целевой рынок и стратегию развития, определить состав парка воздушных судов, эффективность их покупки или приобретения по лизинговым схемам, организовать качественный сервис как на земле, так и на борту воздушного судна и т.п. Умение адаптировать производственные возможности к характеру изменения рыночной конъюнктуры становится решающим фактором в конкурентной борьбе.

Практика последних лет свидетельствует, что продолжающийся в России «передел собственности» и повышение инвестиционной привлекательности сферы авиатранспортных услуг сопровождается появлением на российских авиапредприятиях команд «новых менеджеров», получивших образование в школах международного бизнеса за рубежом. Эти специалисты,

являясь в своем большинстве людьми творчески одаренными и самодостаточными, тем не менее, не смогли органично вписаться в производственную деятельность авиапредприятий. Обусловлено это, в частности, тем, что учебный процесс за рубежом в своем большинстве привязан к товарному производству, не адаптирован к российским реалиям, менталитету россиян и отраслевой специфике. Для сглаживания противоречий в среде менеджеров потребовалось пополнять команды «новых менеджеров», специалистами, имеющими опыт практической деятельности и хорошо знающими специфику коммерческой работы на воздушном транспорте России.

Важным моментом, определяющим необходимость отраслевого подхода при подготовке менеджеров для работы на воздушном транспорте, является специфика авиатранспортного производства.

В сфере производства происходит преобразование общественных ресурсов в продукцию, востребованную конечным потребителем. Сфера производства включает в себя ряд различных отраслей, каждая из которых представляет собой специфическую систему материальнопроизводственных элементов и отличается видом создаваемой продукции. Предприятие (в зарубежной практике используется обобщающий термин «бизнес-система») организационно выступает как производственная система и является самостоятельной стратегической единицей в сфере бизнеса. Успех предприятия на рынке определяется тем, насколько оно обладает устойчивостью и способно ли органично вписаться во внешнюю среду и приспособиться к особенностям развития конъюнктуры отраслевого рынка.

На воздушном транспорте не создается продукт в вещественной форме. Здесь создается специфическая продукция - перевозка. Ее потребление происходит непосредственно во время ее производства, поэтому даже оценить размер предложения на рынке авиатранспортных услуг можно лишь косвенным образом - в виде провозной способности парка воздушных судов, предлагаемой авиакомпаниями на рынке. Как свидетельствует статистика, «располагаемый» тонно-километраж оказывается, как правило, заведомо большим, чем «выполненный» тонно-километраж, и любая неправильная оценка потенциального спроса слишком дорого обходится предприятию.

Имеет свою особенность и реализация транспортных услуг. Здесь сделки заключаются на продукцию, которая еще не произведена. Таким образом, авиатранспортные услуги в большинстве случаев оплачиваются до того момента, когда они будут предоставлены покупателю. При этом пассажир или грузоотправитель выплачивает авиакомпании в авансовой или кредитной форме договорную сумму за авиаперевозку. Заключение контракта сопровождается предварительным бронированием места за пассажиром или тоннажа за грузоотправителем на один из авиарейсов. Клиентура воздушного транспорта лишена возможности своими глазами увидеть ту продукцию, которую она оплачивает и которая будет ей предоставлена в дальнейшем. Здесь нельзя обеспечить предварительный контроль качества продукции. Услуга приобретается как бы в «упаковке», снять которую можно только в момент ее потребления. Представление о качестве той услуги, которая будет предоставлена, клиентура воздушного транспорта в момент заключения сделки может получить лишь косвенно, основываясь, главным образом, на имеющейся информации об имидже авиакомпании, ее парке воздушных судов, безопасности и регулярности полетов, качестве обслуживания на борту самолета и на земле. При этом потребитель авиатранспортных услуг не может полностью доверять рекламе. Оказанная услуга может существенно отличаться от ожидаемой и не быть валентной произведенным затратам.

Особенности производства и потребления авиатранспортных услуг во избежание нарушения сбалансированности профессионального образования должны быть в обязательном порядке рассмотрены в учебном процессе при подготовке менеджеров для воздушного транспорта. Здесь нельзя ограничиваться стандартным набором общепрофессиональных и специальных дисциплин, задаваемых в государственных образовательных стандартах высшего образования. Без учета и знания специфики, особенностей бизнес-процессов, технологий организации пере-

возок и продажи, систем взаиморасчетов между авиапредприятиями, правовых основ воздушного транспорта, форм и методов изучения конъюнктуры рынка авиатранспортных услуг нельзя рассчитывать на достижение успеха на рынке.

Отраслевой принцип обучения в сочетании с университетским методом фундаментализа-ции знаний, сложившийся в последние годы в нашей стране, позволяет подготовить специалистов широкого профиля, способных работать в условиях рыночной экономики с учетом выбранных концепций стратегического развития. По мнению многих, не только отечественных, но и зарубежных специалистов, такой подход подтвердил свою эффективность. Дальнейший процесс развития российского бизнес-образования должен идти по пути, сочетающим сохранение имеющихся преимуществ российской образовательной школы и ее поэтапную адаптацию к требованиям Болонской декларации, а также с учетом отраслевой направленности производства.

Встраивание российского бизнес-образования в Болонский процесс по «системе бакалавр-магистр» связано с пересмотром учебных планов и программ, что необходимо не только для признания эквивалентности дипломов на международном уровне, но и для обеспечения мобильности выпускников и повышения их востребованности на предприятиях различных отраслей.

Отраслевая ориентация учебных планов и программ позволит не только развернуть вектор дальнейшей модернизации российского высшего образования в сторону интернализации и создания общеевропейского образовательного пространства, но и создаст в соответствии с Болонским процессом необходимые условия, чтобы «команда» менеджеров российских предприятий состояла из специалистов, имеющих высокий уровень профессиональной компетентности, знающих отраслевую специфику, способных лавировать в нестабильных условиях рыночной конъюнктуры и добиваться поставленных стратегических целей. С учетом этого модели подготовки бакалавров и магистров в области менеджмента на воздушном транспорте должны быть насыщены компетенциями отраслевого производственного характера, обладание которыми позволит выпускникам вузов квалифицированно решать задачи организации и управления авиатранспортной деятельностью предприятий.

Номенклатура образовательных программ, отражающих отраслевую специфику на воздушном транспорте, может быть представлена в следующем виде:

1. Основы авиации.

2. Обеспечение и безопасность полетов.

3. Экономика ГА.

4. Технология и организация перевозок на ВТ.

5. Коммерческая работа на ВТ.

6. Наземная материально техническая база ВТ.

7. Аэропорты и воздушные трассы.

8. Международные организации ГА и международное сотрудничество в сфере воздушных сообщений.

9. Конъюнктура мирового рынка воздушных перевозок.

Без знания этих вопросов менеджерами любые красивые стратегии и планы российских авиапредприятий останутся лишь на бумаге.

Важным моментом в работе в условиях реализации положений Болонской декларации является необходимость тесной увязки содержания учебных программ двухступенчатой вузовской подготовки по направлению «Менеджмент организации» с программами дополнительного профессионального образования «Master of Business Administration» (МВА). Содержание этой программы должно включать все те основные вопросы, знание которых необходимо руководителю для эффективного управления авиатранспортным производством в рыночных условиях. Ее основная задача - предоставить возможность всем заинтересованным специалистам выстроить собственную траекторию обучения. Структура программ МВА - это своеобразное «меню»,

содержащее тот набор знаний, освоение которых позволит им повысить уровень профессиональной компетентности и даст возможность в дальнейшем самостоятельно и творчески применять различные элементы знаний и умений в конкурентной борьбе. Здесь должны рассматриваться особенности, тенденции, проблемы и закономерности формирования конъюнктуры рынка авиатранспортных услуг, а также специфика управления авиапредприятиями, тесно увязанная с практическими задачами как отраслевого, так и государственного развития.

В заключение необходимо отметить, что в рамках Болонского процесса осуществляется большая работа по разработке методов и механизмов общеевропейского образовательного сотрудничества. Россия не должна пассивно стоять в стороне. Она должна действовать наступательно, определять свои интересы, разрабатывать подходы к своим практическим действиям при решении на национальном уровне ключевых вопросов, связанных с современной интеграцией. При этом стратегия бизнес-образования в обязательном порядке должна тесно увязываться с отраслевой спецификой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко В.И. Болонский процесс. Курс лекций. - М.: Логос, 2004.

2. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европу. - М.: РЭЦЭП,

2005.

3. Гребиев Л.С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России, №1, 2004.

4. Мягкий путь вхождения российских вузов в Болонский процесс - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

IMPROVEMENT OF MENEDJ-FORMATION IN AIR TRANSPORT AND ITS COORDINATION

WITH THE BOLOGNIAN DECLARATION

Artаmonov B.V.

In the article basic trends in development in Russia of business- formation on the air transport under the conditions of the need for the realization of the clauses of Bolognian declaration are proposed.

Сведения об авторе

Артамонов Борис Владимирович, 1938 г. р., окончил ЛКИ (1961), ВАВТ (1967), кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой МГТУ ГА, автор более 150 научных работ, область научных интересов - стратегическое управление, маркетинг, кадровый менеджмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.