Научная статья на тему 'Концепция создания кластерных зон на рынке авиатранспортных услуг'

Концепция создания кластерных зон на рынке авиатранспортных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артамонов Борис Владимирович

В статье предлагается концепция создания кластерной зоны в Северном регионе России и обеспечение ее функционирования в рамках авиатранспортного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTION OF CREATING CLUSTER

A conception of creating a cluster зone in the north of Russia and providing for its functioning within the framerovrk of an air transport complex is suggested in the article.

Текст научной работы на тему «Концепция создания кластерных зон на рынке авиатранспортных услуг»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

УДК 656.078:629.7

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРНЫХ ЗОН НА РЫНКЕ АВИАТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Б.В. АРТАМОНОВ

В статье предлагается концепция создания кластерной зоны в Северном регионе России и обеспечение ее функционирования в рамках авиатранспортного комплекса.

Ключевые слова: концепция, формирование, конкурентная стратегия, воздушный транспорт.

Мировой экономический кризис произошел в тот момент, когда большинство российских авиапредприятий находятся в катастрофической ситуации. В последние «тучные» годы вместо необходимых реформ на воздушном транспорте России можно было наблюдать лишь симуля-ционные преобразования.

Количество эффективно работающих авиакомпаний резко сократилось. На рынке авиатранспортных услуг сейчас работают около 150 авиакомпаний. Некоторые из них имеют в составе своего парка 2-3 самолета. Система авиационно-технического и топливного обеспечения у таких компаний, как правило, отсутствует, уровень профессиональной компетентности руководителей и летного состава не соответствует современным требованиям. Сейчас пять ведущих авиакомпаний России выполняют более 50% годового объема внутренних и международных перевозок, а 80% этого объема обеспечивают 15 российских авиакомпаний. К сожалению, стратегический потенциал даже этих авиакомпаний не позволяет им занять достойное место в мировой системе воздушного транспорта.

Слово «кризис» происходит от сокращенного и искаженного древнегреческого слова «катарсис». А это означает не только «ломка», «катастрофа», но и очищение. Кризисы очищают экономику. Для России появляется шанс «сбросить балласт» для обеспечения эффективного развития в долгосрочной перспективе. История свидетельствует, что любой кризис когда-нибудь заканчивается. Сегодня рыночный маятник качнулся в одну сторону, завтра - в другую. Кризис - это отбраковка неэффективного бизнеса. Бизнес - это постоянное движение вперед, здесь нужно всегда оставлять место для альтернативных стратегических решений и для ответа на вопрос: «А что если?» (What if?). Это возможно только при использовании современных схем, форм и методов управления, разработанных и апробированных в рамках концепции стратегического менеджмента.

Особенность кризисных ситуаций состоит в том, что здесь как у государства, так и у отдельных предприятий возникает повод и возможность продвинуться вперед, а не занимать выжидательную позицию. Многие авиакомпании приняли сейчас на вооружение тактику пассивного ожидания и их руководители думают лишь о том, как «перезимовать» тяжелые времена с наименьшими убытками. Они сокращают персонал, сворачивают производство, избавляются от непрофильных активов. Перспектив у таких предприятий нет.

Сейчас наступило время, когда руководители российских предприятий сдают экзамен на проверку своей профессиональной компетентности. Нужны инициатива и конкретные программы действий. Полагаясь на свои знания, опыт, интуицию, веру в правильно подобранную «команду», они должны быть готовыми к необходимым изменениям, выбору нового курса, постановке стратегических амбициозных целей и задач. Опоздание с принятием инновационных решений всего на один шаг от темпа развития событий вдвое снижает эффект от их реализации, а на два шага - делает их бесполезными. Сейчас нужно срочно повышать качество управления и придерживаться основного принципа, провозглашенного великим русским полководцем Суво-

ровым: «Промедление - смерти подобно». К сожалению, авиапредприятий, которые ищут и находят новые возможности для развития, катастрофически мало. Кризис в России вряд ли будет носить затяжной характер. Наша страна, будучи включенной в мировые финансовые процессы, испытывает на себе последствия мирового коллапса меньше, чем большинство европейских стран. Стратегический план «2020», его политические и экономические цели в России не подвергаются пересмотру. Экономика России, пройдя через этот кризис, должна перейти в более здоровое состояние. Перед российскими авиапредприятиями сейчас должна появиться реальная возможность проявить инициативу и совершить инновационный прорыв на новые целевые рынки. Для этого необходимо внимательно следить за состоянием конъюнктуры рынка авиатранспортных услуг и уметь на основе проведенного анализа сделать правильные выводы относительно своих потребностей в системных переменах и своевременно принять необходимые управленческие решения. Возможность такого инновационного прорыва может возникнуть в случае создания в России кластерных зон, ориентированных на использование стратегического потенциала российских авиапредприятий.

В последние годы в мировой практике все большее распространение получили кластерные зоны. По определению М. Портера, «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга»1. Концептуальный подход к созданию кластерной зоны и возникающие при этом ее потенциальные возможности приведены на рис. 1.

Г еографическое соседство

Взаимосвязанные сферы деятельности

Конкурирующие

бизнес-структуры

Кооперация

Общность интересов

Взаимодополняющие виды продукции

КЛАСТЕРНАЯ ЗОНА Центр стратегического управления

Некоммерческое

сотрудничество

Частно-государственное партнерство

Формирование бренда

Повышение производительности труда

Потенциальные

возможности

Усиление общей конкурентной позиции

1 Синергетический эффект

Обеспечение государственнополитических интересов

Рис. 1. Концептуальный подход к созданию кластерных зон

1. 1 Портер, Майкл Конкуренция / Пер. с англ.: Уч. пос.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. — 495 с.

В кластерных зонах создается своя инфраструктура, формируются особые производственные отношения, существенно повышающие эффективность деятельности входящих в нее бизнес-систем. Такие зоны созданы и доказали свою эффективность в США, Германии, Финляндии, Норвегии, Франции, Италии, Англии и других странах. Президент России Д. А. Медведев сказал о возможностях, которые открываются в новых экономических условиях: «Кризис... будет иметь не только негативные последствия, но должен создать и ряд новых возможностей, в частности, по освоению новых рыночных пространств, новых кластеров, новых рыночных ниш. И это как раз возможность. двинуться в правильном направлении»2.

Конкурентоспособный потенциал кластера в значительной степени определяется способностью его «мозгового центра» - центра стратегического управления подобрать среди конкурирующих структур партнеров по бизнесу и наладить эффективное и взаимовыгодное взаимодействие между ними. Возникающий при этом экономический эффект дает возможность повысить конкурентоспособность всего комплекса и обеспечить его высокую выживаемость в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры.

Северный регион России следует рассматривать, как один из наиболее перспективных для инновационной деятельности и создания кластерной зоны.

Связано это со следующими обстоятельствами. Непродуманные решения в области приватизации и акционирования транспорта на Севере привели к утрате (а проще говоря, разворовыванию) созданных ранее мощностей, объектов и т.д., к деградации всего транспортного комплекса. В период перехода к рыночной экономике государство фактически отказалось от регулирования процессов оказания транспортных услуг.

В запустение пришли десятки аэропортов, практически уничтожены региональные авиапредприятия и малая авиация. В этот же период прекратили свое существование авиационные предприятия, обслуживающие высокоширотные экспедиции по программам Росгидромета, были проданы за границу (или разукомплектованы) специальные самолеты-лаборатории, предназначенные для ведения ледовой разведки, решения задач в интересах рыбодобывающих флотов, контроля и комплексного мониторинга водной и воздушной среды. На огромном протяжении российской Арктики отсутствует должное авиационное поисково-спасательное и навигационное обеспечение полетов воздушных судов, в том числе следующих по трансарктическим воздушным коридорам. В настоящее время в северных районах России крайне слабо развиты транспортные связи между соседними субъектами Федерации.

Значение Севера для Российской Федерации определяется его исторической и геополитической ролью, территориальным и природоресурсным потенциалом, на основе которого в ближайшей перспективе может быть обеспечено возрождение экономической мощи России, сохранение ее как действительно великой державы. В настоящее время объемы перевозок грузов и пассажиров воздушным транспортом в районах Севера, резко сократившиеся в 90-х годах, неуклонно возрастают в связи с необходимостью использования его преимуществ.

Северные территории играют ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и геополитических интересов России, здесь сосредоточено почти 80 процентов всех полезных ископаемых страны. В этом регионе находится около трети экологически чистой территории нашей планеты. В настоящее время в районах Севера производится до 20% ВВП, 18% электроэнергии, 25% лесной продукции, добывается 90% природного газа, 80% нефти, 80% золота, почти все алмазы, платина, апатитовый концентрат.

Природные ресурсы Севера предопределяют широкие возможности для развития туризма, в первую очередь спортивного, экологического, археологического и т. д. Развитие в Северном регионе России туристических услуг как одного из направлений деятельности может стать стабильным источником дохода населения, вернуть к «жизни» целые районы, способствовать эко-

2 Вступительное слово Президента РФ Д. А. Медведева на совещании по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа 11.12.2008г.

логической реабилитации островных архипелагов, способствовать расширению межрегиональных и международных связей. Примером может служить организация туристической деятельности на соседнем Шпицбергене, где доход от туризма формирует основную часть бюджета и в абсолютных цифрах это больше, чем доходы от туристической деятельности на всем огромном пространстве российского Севера.

В связи с вышеизложенным актуальность создания кластерной зоны на Севере России в качестве форсайт-проекта, рассчитанного на долгосрочную перспективу, особенно в комплексе с соответствующей инфраструктурой, в настоящее время резко возросла. Это обусловлено как необходимостью обеспечения национальных интересов в районах Севера, так и решением целого ряда задач народно-хозяйственного комплекса.

Ситуация на Севере не изменится до тех пор, пока государство не начнет принимать активное участие в ее формировании.

Главными вопросами при создании кластерной зоны, как это видно на рис. 2, являются определение ключевых компетенций бизнеса, которые могут быть там реализованы, и проектирование организационной структуры самой бизнес-системы. Важно выявить основные проблемы, связанные с освоением этой зоны, а также оценить существующий потенциальный (фьючерский) спрос со стороны государства и различных социальных групп на необходимую продукцию, в том числе и на такую, которая еще не предлагается на рынке, но может быть востребована в перспективе.

Существующие

Среднесрочное

Использование

имеющихся

ресурсов

Модерниз ация парка воздушных судов и совершенствование бизнес-технологий

Проблемы освоения Северного региона

ТТГхг

Кластерная зона

Проектирование организационной структуры АТК «Север»

Развитие существующих видов бизнеса

Долгосрочное

V

Наращивание ресурсного потенциала на «марше»

Определение ключевых компетенций

Имеются в наличии

Освоение новых видов бизнеса

Приобре-

тение

«Ноу-хау»,

развитие

сотрудни-

чества

Рис. 2. Ключевые компетенции бизнеса

В первую очередь при создании кластерной зоны требуется определить цель и стратегию необходимых изменений по переходу из ситуации «что есть» в ситуацию «что нужно». На этапе реализации стратегии необходимо обеспечить поэтапное формирование организационной структуры вновь создаваемой бизнес-системы. Эта структура будет «обслуживать» стратегию

и она должна быть ей адекватна. При этом необходимо использовать не только имеющиеся ресурсы, но и обеспечить наращивание ресурсного потенциала «на марше», осваивая новые виды бизнеса. Структура должна позволить конвертировать имеющиеся ресурсы через генеральную стратегию в целевые программы для создания продукции, востребованной в кластерной зоне.

Проектирование организационной структуры следует начинать с четкой ее ориентации на ключевые виды деятельности. Следует, однако, отметить, что ни одна из базовых организационных структур в чистом виде не сможет обеспечивать полностью решения задачи сосредоточения всех усилий на достижение поставленных стратегических целей. Возможны комбинации этих структур или их дополнение специальными координационными механизмами, такими как штабные подразделения, венчурные группы, группы по выполнению межфункциональных заданий, а также независимые рабочие группы, уполномоченные не считаться с бюрократической волокитой в тех случаях, когда дело требует оперативного исполнения.

При выборе оптимальной организационной структуры важно четко выявить основные компоненты портфельной стратегии бизнес-системы, приведенные на рис. 3.

Географи ческий Конкурентные

вектор роста преимущества

1 г Компоненты портфельной стратегии 1 Ґ

Синергизм Стратегическая гибкость

Рис. 3. Компоненты портфельной стратегии

Портфельная стратегия - это управленческое решение, позволяющее выбрать стратегическую зону деятельности бизнес-системы для организации взаимодействия с участниками рыночных отношений. Географический вектор роста должен определять основное направление и масштабы перспективного развития бизнес-системы в выбранной кластерной зоне. Конкурентные преимущества формируются при выборе ключевых компетенций бизнеса. Синергизм появляется за счет развития сотрудничества с партнерами, работающими в кластерной зоне в сфере основного и дополнительного бизнеса. Стратегическая гибкость должна быть заложена во все бизнес-процессы авиатранспортного комплекса для того, чтобы иметь возможность обеспечить своевременную адаптацию к возможным изменениям рыночной конъюнктуры в случае ее нестабильности.

Для Северного региона России авиатранспортный комплекс (АТК), задействованный в кластерной зоне, схематически может быть представлен в виде пирамиды, включающей в себя три основных составляющих:

- летный комплекс, который организационно может быть оформлен в виде альянса авиакомпаний;

- наземный комплекс обслуживания, который может объединить в рамках ассоциации аэропорты Арктики федерального значения;

- центр авиатранспортного бизнеса и туризма Северного региона, работа которого будет ориентирована на широкую диверсификацию авиатранспортного бизнеса и предоставление сопутствующих услуг, связанных с развитием делового сотрудничества и туризма при освоении Крайнего Севера.

Следует отметить, однако, что примеров создания кластерных зон, где определяющими бизнес-структурами являются авиапредприятия, пока не существует. Выбор организационной и правовой формы авиатранспортного комплекса АТК «Север» является самостоятельной задачей. Это может быть некоммерческое партнерство, авиатранспортный концерн, консорциум или холдинг. Г лавное здесь то, что это не будет госкорпорация, а входящие в него предприятия остаются самостоятельными или становятся «центрами прибыли». Управление ими должно осуществляться из единого административного центра - Штаба стратегического управления, задачей которого является концентрация усилий и ресурсов АТК для достижения корпоративных стратегических целей. Здесь должны решаться вопросы общесистемного маркетинга, стратегического управления, кадровой, финансовой и инвестиционной политики, взаимодействия с органами государственного регулирования и международного сотрудничества, а также лоббирование интересов АТК.

Важнейшим моментом создания АТК «Север» должно быть развитие частногосударственного партнерства. Задача государства - увязать свои геополитические интересы при освоении Крайнего Севера с интересами и целевой ориентацией всех структур, входящих в авиатранспортный комплекс. Они должны получить привилегированный доступ к государственным ресурсам. Должны быть также задействованы внебюджетные источники финансирования и частные инвестиции (в том числе и международные). Должно быть развито взаимовыгодное международное сотрудничество и обеспечен доступ России к техническим и интеллектуальным ресурсам ведущих экономик мира. Использование положительных сторон кризиса для развития Северного региона России неизбежно повлечет за собой увеличение его инвестиционной привлекательности.

При создании кластерной зоны необходимо правильно оценить все «за» и «против» и опираться на реалистические сценарии перспективного развития. Нужно ставить крупномасштабные задачи и формировать цели и задачи не на год и не на два, а на 10-20 лет вперед. Чем лучше будет продумана долгосрочная стратегия, чем более умело она будет выполняться, тем больше у бизнес-системы шансов обеспечить себе устойчивые позиции на фьючерском целевом рынке. Успех любой стратегии проверяется результатами ее внедрения.

CONCEPTION OF CREATING CLUSTER 3ONES ON THE MARKET OF AIR TRANSPORT SERVICES

Artamonov B.V.

A conception of creating a cluster sone in the north of Russia and providing for its functioning within the framerovrk of an air transport complex is suggested in the article.

Сведения об авторе

Артамонов Борис Владимирович, 1938 г.р., окончил ЛКИ (1961), доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента МГТУ ГА, автор 160 научных работ, область научных интересов - стратегическое управление, маркетинг, кадровый менеджмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.