Научная статья на тему 'Концептуальный подход к формированию кластерных зона'

Концептуальный подход к формированию кластерных зона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / КЛАСТЕРНАЯ ЗОНА / CONCEPTION / COMPETITION / CLUSTER / CLUSTERISATION / FORMATION / CLUSTER ZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходова Альбина Эриковна

В статье рассматривается концептуальный подход к формированию кластерных зон на рынке авиатранспортных услуг, а также описываются типичные проблемы при их создании в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACH TO THE FORMATION OF CLUSTER ZONES

In this article a conceptual approach to the formation of cluster zones at the market of airtransport service is considered and typical problems of their creation in Russia are described, too.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к формированию кластерных зона»

УДК 331.21

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ

КЛАСТЕРНЫХ ЗОН

А.Э. ХОДОВА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

В статье рассматривается концептуальный подход к формированию кластерных зон на рынке авиатранспортных услуг, а также описываются типичные проблемы при их создании в России.

Ключевые слова: концепция, конкуренция, кластер, кластеризация, формирование, кластерная зона.

Мировой экономический кризис произошел в тот момент, когда большинство российских авиапредприятий находятся в ситуации банкротства. Вместо необходимых реформ для повышения конкурентоспособности на воздушном транспорте России наблюдается лишь симуляционное преобразование. Здесь актуально заметить слова Майкла Портера на лекции в мае 2004 года в Москве: «Все хотят быть лучшими, а надо быть уникальными!» Бизнес - это постоянное движение вперед, в процессе которого всегда нужно оставлять место для альтернативных стратегических решений и ответа на вопрос: «А что, если?». Это возможно только при использовании современных схем и методов управления, разработанных и апробированных в рамках концепции стратегического менеджмента.

Многие авиакомпании сейчас приняли на вооружение тактику пассивного ожидания, а их руководители вынуждены думать лишь о том, как «перезимовать» тяжелые времена с наименьшими убытками. Они сокращают персонал и избавляются от непрофильных активов. К сожалению, перспектив у таких предприятий нет. Опоздание с принятием инновационных решений всего на один шаг от темпа развития событий вдвое снижает эффект от их реализации, а то и делает их бесполезными. В настоящее время авиапредприятий, которые ищут и находят новые возможности для развития, катастрофически мало. В процессе оздоровления российской экономики перед авиапредприятиями должна появиться реальная возможность проявить инициативу и совершить инновационный прорыв на новые целевые рынки. Для этого необходимо внимательно следить за состоянием конъюнктуры рынка авиатранспортных услуг и уметь на основе проведенного анализа сделать верные выводы относительно своих потребностей в системных переменах и своевременно принять необходимые управленческие решения. Возможность такого вида инновационного прорыва может возникнуть в случае создания в России «кластерных зон», ориентированных на использование стратегического потенциала российских авиапредприятий.

Общепризнанным «отцом» кластерной теории является американский экономист Майкл Портер, который провел огромную исследовательскую работу по изучению свыше 100 отраслей в разных странах и был награжден George R. Terry Book (Академия менеджмента) за «конкурентное преимущество как выдающийся вклад в развитие менеджмента».

Согласно теории1 Майкла Портера, кластер - это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, сервис) и поддерживающих их организаций (образовательные заведения, консалтинговые фирмы, некоммерческие организации, инжиниринговые и инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Взаимодействие этих организаций характеризуется

1 М. Портер. Конкуренция / пер. с англ.: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.

наличием информационного обмена между фирмами - членами кластера и их сотрудниками, за счет которого повышается конкурентоспособность кластера в мировом хозяйстве.

В качестве стартовых предпосылок для формирования кластеров могут служить их характеристики: наличие конкурентоспособных предприятий; наличие у региона/территории конкурентных преимуществ для развития кластера; географическая концентрация и близость; широкий набор участников; наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров. Именно им была разработана методика кластерного анализа и исследованы стадии роста конкурентоспособности национальной экономики. Кластерный анализ - это многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы (кластеры). Главная цель кластерного анализа - нахождение групп схожих объектов в выборке.

Основными задачами кластерного анализа являются:

• разработка типологии или классификации;

• исследование полезных концептуальных схем группирования объектов;

• порождение гипотез на основе исследования данных;

• проверка гипотез или исследования для определения, действительно ли выделенные тем или иным способом типы (группы) присутствуют в имеющихся данных.

Требования, предъявляемые к данным кластерного анализа, следующие: показатели не должны коррелировать между собой и должны быть безразмерными; их распределение должно быть близко к реальному; они должны отвечать требованию «устойчивости», под которой понимается отсутствие влияния на их значения случайных факторов; выборка должна быть однородна и не содержать «выбросов».

Информация обычно скапливается в процессе естественной деятельности каждого юридического лица, каждой фирмы, каждой компании. Объединение информации в рамках кластера позволяет иногда получить существенные конкурентные преимущества. Это приводит к тому, что участники экономических кластеров заключают со временем соглашения по консолидации усилий с целью анализа решений на их последствия. Объединенная информация по определенным позициям и единая стратегия становятся юридическим оформлением кластеров или их частей.

На базе информации определяется политика в области инвестиций. Инвестиции и разработка инноваций для опережающего развития становятся единой стратегией.

Кластеризация - задача весьма сложная на практике, хотя на уровне определений она выглядит достаточно просто. Кластеризация данных поддерживает комплексный подход к сегментам рынка, что позволяет обрабатывать накопленные данные о потенциальных покупателях и природе рынка.

Цели кластеризации:

• выявления кластерной структуры - разбиение выборки на группы схожих объектов позволяет упростить дальнейшую обработку данных и принятия решений, применяя к каждому кластеру свой метод анализа (стратегия «разделяй и властвуй»);

• сжатие данных - если исходная выборка избыточно большая, то можно сократить её, оставив по одному наиболее типичному представителю от каждого кластера;

• обнаружение новизны - выделяются нетипичные объекты, которые не удаётся присоединить ни к одному из кластеров.

В первом случае число кластеров стараются сделать поменьше. Во втором случае важнее обеспечить высокую степень сходства объектов внутри каждого кластера. В третьем случае наибольший интерес представляют отдельные объекты, не вписывающиеся ни в один из кластеров.

Во всех этих случаях может применяться иерархическая кластеризация, когда крупные кластеры дробятся на более мелкие, а те, в свою очередь, дробятся еще мельче и т.д.

Понятие кластер может использоваться как в целях анализа, так и в целях практической деятельности. В первом случае кластер представляет собой альтернативный отдельному предприятию или отрасли объект изучения и прогнозирования. Во втором случае кластер является объектом

поддержки в рамках стратегий регионального развития, разработчики которых нередко предусматривают меры по формированию кластеров, рассчитывая на то, что кластеры повышают производительность, инновационность, конкурентоспособность, прибыльность и занятость в данном регионе. Схему формирования кластерной зоны можно представить в виде рисунка (рис. 1).

Рис. 1. Формирование кластерной зоны

Существуют три основные причины географической концентрации фирм.

Первая причина связана с возможностью получать выигрыш от распределения затрат на поддержание и развитие общих для нескольких компаний ресурсов.

Вторая причина сводится к географической близости, которая обеспечивает дешевизну и быстрые сроки поставки необходимого для бизнеса товара или услуги.

Третья причина состоит в концентрации фирм в пределах одной местности, что способствует распространению новых знаний и опыта, которые не могут быть легко формализованы и переданы, будучи тесно привязаны к носящим их людям.

Географическая близость позволяет создать рынок квалифицированной рабочей силы, позволяющий вместо организации передачи знаний и опыта вовлекать в ряды компании их носителя. Именно этими обстоятельствами объясняется, что отдельные виды ремесла или подходы к ремеслу обычно развиты и практикуются в строго ограниченных территориальных пределах. Аналогично значение имеет и возможность неформальной коммуникации представителей фирмы с расположенными в ее районе потребителями продукции.

Таким образом, географическая близость важна не для распространения формализуемого научного знания, а для распространения менее формального нового знания и опыта.

Портер также показал, что конкурентоспособность компании определяется конкурентоспособностью ее экономического окружения, которое, в свою очередь, зависит от базовых условий (общего ресурса)и конкуренции внутри кластера.

В последние несколько лет тема формирования кластеров стала одним из основных лейтмотивов как федеральных, так и региональных программ социально-экономического развития. С применением кластерного подхода можно выделить целый ряд проблемных зон, связанных с использованием кластерного подхода в России. В первую очередь это отсутствие оценки рынка потенциального кластера. При использовании кластерного подхода акцент должен быть сделан не на существующей системе организации производства, а на анализе рынков, на которых по-

зиционированы предприятия того или иного территориального образования. Кластерный подход позволяет очертить границы рынков, на которых присутствуют хозяйствующие субъекты, а также определить позицию территориального образования (города, региона и т.д.) на этих рынках. Именно рынок - его масштаб, товарная, территориальная и корпоративная структура - задает требования к организации производства на территории.

Неточная оценка рынка или его границ приводит к ошибочным решениям и действиям региональных или муниципальных властей. Наиболее типичной ошибкой является ограничение границ кластера границами субъекта Федерации, что для ряда кластеров является неприемлемым. Необходимо отметить, что межрегиональный характер многих кластеров требует кооперации и синхронизации действий органов власти нескольких субъектов Федерации (кадровая политика, размещение производственных объектов, реализация инфраструктурных проектов и т.д.). Тем не менее, в России пока наблюдается крайне слабый уровень кооперации. До сих пор органы региональной власти продолжают действовать, руководствуясь, скорее, логикой конкуренции друг с другом за инвестиционные, человеческие и прочие ресурсы.

Одна из ключевых проблем - игнорирование «коммуникативной» природы кластера. Одна из сильных сторон кластерного подхода заключается в том, что он позволяет вычленять корпоративную структуру (основных игроков) того или иного сектора, а также сформировать потенциальную систему партнерств, которая необходима для развития кластера. При этом крайне важна установка, с одной стороны, на развитие конкуренции между компаниями-поставщи-ками, а с другой - на кооперацию между потребителями и поставщиками в рамках одной технологической цепочки.

В качестве еще одной проблемы следует упомянуть абсолютизацию той или иной схемы кластера. Необходимо отметить, что кластерный подход - это, прежде всего, инструмент аналитический. Поэтому в зависимости от аналитической задачи может применяться разная схематизация потенциального кластера. К наиболее часто применяемым схемам кластера относятся:

• этапно-структурная, которая фиксирует развитие структуры кластера в динамике. Основная задача этапно-структурной схемы - определить новые элементы в структуре кластера, которые должны появиться для его развития;

• производственно-технологическая, которая фиксирует этапы базового производственнотехнологического процесса в кластере, поддерживающие производства и основные инфраструктуры. Данная схема используется, когда необходимо показать взаимосвязи внутри кластера, а также вычленить уже существующие проблемные места;

• проблемная, фиксирующая разрывы между потенциально возможным устройством кластера и существующей ситуацией, или внешние вызовы, которые могут повлиять на развитие потенциального кластера.

Существует еще ряд схем, которые также принадлежат к арсеналу кластерного подхода и могут применяться в исследовании и проектировании кластеров. Абсолютизация той или иной схемы приводит к снижению эффективности использования самого подхода, так как существенно ограничивает его возможности.

Наконец, наиболее очевидная проблема - отсутствие конкретных действий по развитию кластера, которые должны быть реализованы региональными органами исполнительной власти и другими заинтересованными сторонами.

Можно выделить следующий набор инструментов, который минимально необходим для формирования кластера:

• организационно-коммуникативные, предполагающие образование субъекта развития кластера (организация деятельности ассоциации, которая бы отстаивала интересы сектора, проводила научно-технологические и маркетинговые исследования в интересах членов ассоциации) и развитие коммуникативной среды (например, проведение конференций поставщиков). При этом необходимо отметить, что органы исполнительной власти могут использовать лишь косвенные меры реализации этого инструмента: без активного участия бизнеса (и наличия ли-

деров, которые заинтересованы в существовании такого рода организаций) невозможно реализовать данный тип инструментария;

• инвестиционные, которые предполагают создание производственной, инженерной или любой другой инфраструктуры, необходимые для формирования кластера. Уровень влияния органов исполнительной власти на реализацию данного типа инструментов по сравнению с предыдущим гораздо выше. При этом действия органов исполнительной власти могут быть направлены как на реализацию отдельных инвестиционных проектов, так и на привлечение инвесторов для реализации определенного типа проектов;

• организационно-правовые, которые предполагают разработку нормативно-правовой базы и поддерживающих программ (кадровых, информационных, маркетинговых и т.д.).

Типичной ошибкой является смена приоритетов в выборе и использовании инструментария: на первое место в разрабатываемых проектах ставятся организационно-правовые инструменты, результативность которых без использования других двух крайне низка.

Границы экономического кластера размыты (все время находятся в движении), они могут определяться в зависимости от тех задач, которые должны решаться в ходе подготовки решений. Для одних решений задачи рассматриваются в рамках локальной территории (где будут учитываться только поставщики и оптовые компании), а для других в глобальном масштабе (более широкие связи, начиная с поставщиков сырья производителям продукции и заканчивая розничными продажами). Основная конкуренция на глобальных рынках происходит через формирование структур эффективных кластеров.

Кластер не является юридическим лицом. Структура экономического кластера не объединена единым для всех соглашением. Понятие экономического кластера предполагает, что договорные отношения между отдельными предприятиями достаточно устойчивые, то есть носят долговременный характер. Предприятия экономического кластера обслуживают определенный сектор рынка, т. е. нацелены на покупателей определенной продукции конкретной территории.

Кластерный подход не является панацеей от всех бед, и эффективность его использования зависит от многих факторов. Наиболее значимым из них является готовность региональных властей (как квалификационная, так и политическая) выстраивать плодотворное взаимодействие с бизнесом, муниципальными образованиями и с партнерами, которые находятся за пределами регионов: другими субъектами Федерации, предпринимателями, научно-исследовательскими институтами и т.д. Если такая готовность отсутствует, то любые аналитические схемы и разработки остаются на бумаге.

Одним из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах в последние годы стала кластерная политика. Задачей кластерной политики является укрепление взаимосвязей между участниками кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, оптимального распределения рисков, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний, ускорения процессов обучения за счет интенсификации контактов ведущих специалистов, снижения издержек на взаимодействие участников кластера за счет увеличения доверия между ними.

Главным вопросом при создании кластерной зоны является определение ключевых компетенций бизнеса, которые могут быть там реализованы. Важно выявить основные проблемы, связанные с освоением этой зоны, а также оценить существующий потенциальный спрос со стороны государства и различных социальных групп на необходимую продукцию, в том числе и на такую, которая еще не предлагается на рынке, но может быть востребована в перспективе. В первую очередь при создании кластерной зоны требуется определить цель и стратегию. На этапе реализации стратегии необходимо обеспечить поэтапное формирование организационной структуры вновь создаваемой бизнес - системы. При этом необходимо использовать не только имеющиеся ресурсы, но и обеспечить наращивание ресурсного потенциала, осваивая новые виды бизнеса.

Структура должна позволить конвертировать имеющиеся ресурсы через генеральную стратегию в целевые программы для создания продукции, востребованной в кластерной зоне.

Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Развитие кластеров позволяет обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий, содействуя импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также - повышению уровня конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

Мировой финансовый кризис оказал достаточно серьезное влияние на темпы развития важнейших региональных кластеров. Вместе с тем, кластерная политика, как гибкий рыночный инструмент регионального развития, доказала свою перспективность.

Главное в кластере, что это не будущая госкорпорация, а что входящие в него предприятия остаются самостоятельными или становятся «центрами прибыли». При создании кластерной зоны необходимо правильно оценить всю ситуацию и опираться на реалистические сценарии перспективного развития. Необходимо ставить крупномасштабные задачи и цели, формируя их не на год, а на будущее. Чем лучше продумана долгосрочная стратегия, чем более умело она будет выполняться, тем больше у участников кластера шансов обеспечить себе устойчивые позиции на фьючерском целевом рынке. Реализация представленных в статье направлений развития, посредством организации кластеров, позволит решить системную проблему авиационной отрасли и обеспечит ее потребности в современном рынке и динамичное развитие на долгосрочную перспективу.

Успех любой стратегии проверяется результатами ее внедрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент на воздушном транспорте. - М.: Авиа Бизнес Групп, 2008.

2. Юданов А.Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. - М.:ИНТРАСТ; КНОРУС, 2007.

3. Журнал «Бюджет» Интернет источник http://bujet.ru/article/53196.php

CONCEPTUAL APPROACH TO THE FORMATION OF CLUSTER ZONES

Khodova A.E.

In this article a conceptual approach to the formation of cluster zones at the market of airtransport service is considered and typical problems of their creation in Russia are described, too.

Key words: conception, competition, cluster, clusterisation, formation, cluster zone.

Сведения об авторе

Ходова Альбина Эриковна, окончила Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова (2006), аспирантка кафедры менеджмента МГТУ ГА, автор 1 научной работы, область научных интересов - менеджмент, создание кластерных зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.