Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В АВИАСТРОЕНИИ'

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В АВИАСТРОЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
риски инновационно-инвестиционных проектов (РИИП) / инновационноинвестиционные проекты (ИИП) / организация производства / методы и процедуры оценки и управления РИИП / алгоритм риск-менеджмента / risks of innovation and investment projects (RIIP) / innovation and investment projects (IIP) / organization of production / methods and procedures for assessing and managing RIIP / risk management algorithm

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.А. Ратникова

В статье рассмотрены ключевые риски инновационно-инвестиционных проектов (РИИП), возникающие вследствие действия различных факторов и способные прервать нормальное течение РИИП, а также производство наукоемкой авиационной продукции. Также в статье предложены системы организационно-экономических методов и процедур, направленных на своевременное выявление, оценку и предупреждение этих рисков. Автор считают, что необходима модернизация существующих методических подходов к оценке и управлению РИИП можно из-за отсутствия комплексного подхода к применению всей совокупности рассмотренных методов при формировании и реализации программ создания наукоемкой авиационной продукции, и, частности, военной авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е.А. Ратникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT OF INNOVATION AND INVESTMENT PROJECTS IN AIRCRAFT CONSTRUCTION

The article discusses the key risks of innovation and investment projects (RIIP) arising from the action of various factors and capable of interrupting the normal course of RIIP, as well as the production of scienceintensive aviation products. The article also proposes a system of organizational and economic methods and procedures aimed at timely identification, assessment and prevention of these risks. The author believes that it is necessary to modernize the existing methodological approaches to the assessment and management of RIIP due to the lack of an integrated approach to the use of the entire set of the considered methods in the formation and implementation of programs for the creation of science-intensive aviation products, and, in particular, military aviation equipment.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В АВИАСТРОЕНИИ»

Таким образом, эффективное функционирование и развитие малого и среднего предпринимательства в стране возможно только путём осуществления определённого контроля и предоставления качественной поддержки со стороны государства. Источники:

1. Балашова И.В., Приходько К.С. Основные проблемы и барьеры успешного применения частно-государственного партнерства в Российской федерации. Сфера услуг: инновации и качество. 2019. № 45. С. 4-13.

2. Балашова И.В., Хохлова Т.П., Приходько К.С., Козловская С.А. Совершенствование методов государственной поддержки развития малого бизнеса в Краснодарском крае. Коллективная монография / Краснодар, 2020.

3. Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 332 с.

4. Балашова И.В., Приходько К.С. Основные проблемы государственного финансового контроля. Сфера услуг: инновации и качество. 2019. № 45. С. 14-21.

5. Демидова Н.Е., Шершова Е.В. Анализ малого и среднего бизнеса в россии: проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 12-2.

6. Михайлова Л.С., Приходько К.С. Динамика развития малого предпринимательства краснодарского края и в целом по Российской Федерации. Сфера услуг: инновации и качество. 2017. № 33. С. 9.

7. Петровская А.В., Балашова И.В., Приходько К.С. Оптимизация региональной системы поддержки развития малого предпринимательства и обоснование разработанной методики оценки результативности

8. Приходько К.С., Козловская С.А. Исследования потребительского рынка как важнейшего фактора расширения внутреннего рынка товаров народного потребления. Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. № 11. С. 101-108.

9. Приходько К.С., Козловская С.А. Формирование международной информационно-аналитической системы в рамках стратегии управления инвестиционными операциями национальных предприятий на международном рынке. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 5-6 (48). С. 67-72. References:

1. Balashova I.V., Prikhodko K.S. The main problems and barriers to the successful application of public-private partnership in the Russian Federation. Service industry: innovation and quality. 2019.No. 45. S. 4-13.

2. Balashova IV, Khokhlova TP, Prikhodko KS, Kozlovskaya SA. Improving the methods of state support for the development of small business in the Krasnodar Territory. Collective monograph / Krasnodar, 2020.

3. Bobrova, OS Organization of commercial activity: textbook and workshop for secondary vocational education / OS Bobrova, SI Tsybukov, IA Bobrov. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2020 .-- 332 p.

4. Balashova IV, Prikhodko KS. The main problems of state financial control. Service sector: innovation and quality. 2019.No. 45. S. 14-21.

5. Demidova N.E., Shershova E.V. Analysis of small and medium business in Russia: problems and development prospects // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. - 2020. - No. 12-2.

6. Mikhailova L.S., Prikhodko K.S. Dynamics of the development of small business in the Krasnodar Territory and in the Russian Federation as a whole. Service industry: innovation and quality. 2017. No. 33, p. 9.

7. Petrovskaya A.V., Balashova I.V., Prikhodko K.S. Optimization of the regional system of support for the development of small business and substantiation of the developed methodology for assessing the effectiveness

8. Prikhodko K.S., Kozlovskaya S.A. Research of the consumer market as the most important factor in the expansion of the domestic market for consumer goods. Socio-economic sciences and humanities research. 2016. No. 11. S. 101-108.

9. Prikhodko K.S., Kozlovskaya S.A. Formation of an international information and analytical system within the framework of the strategy for managing investment operations of national enterprises in the international market. Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2017. No. 5-6 (48). S. 67-72.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11235

Е.А. Ратникова - к.э.н., доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ «Московский авиационный институт», Ellepost@yandex.ru,

E.A. Ratnikova - candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management of High-Tech Enterprises, Moscow Aviation Institute.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В АВИАСТРОЕНИИ RISK MANAGEMENT OF INNOVATION AND INVESTMENT PROJECTS IN AIRCRAFT CONSTRUCTION

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые риски инновационно-инвестиционных проектов (РИИП), возникающие вследствие действия различных факторов и способные прервать нормальное течение РИИП, а также производство наукоемкой авиационной продукции. Также в статье предложены системы организационно-экономических методов и процедур, направленных на своевременное выявление, оценку и предупреждение этих рисков. Автор считают, что необходима модернизация существующих методических подходов к оценке и управлению РИИП можно из-за отсутствия комплексного подхода к применению всей совокупности рассмотренных методов при формировании и реализации программ создания наукоемкой авиационной продукции, и, частности, военной авиационной техники.

Abstract. The article discusses the key risks of innovation and investment projects (RIIP) arising from the action of various factors and capable of interrupting the normal course of RIIP, as well as the production of science-intensive aviation products. The article also proposes a system of organizational and economic methods and procedures

aimed at timely identification, assessment and prevention of these risks. The author believes that it is necessary to modernize the existing methodological approaches to the assessment and management of RIIP due to the lack of an integrated approach to the use of the entire set of the considered methods in the formation and implementation of programs for the creation of science-intensive aviation products, and, in particular, military aviation equipment.

Ключевые слова: риски инновационно-инвестиционных проектов (РИИП), инновационно-инвестиционные проекты (ИИП), организация производства, методы и процедуры оценки и управления РИИП, алгоритм риск-менеджмента.

Keywords: risks of innovation and investment projects (RIIP), innovation and investment projects (IIP), organization of production, methods and procedures for assessing and managing RIIP, risk management algorithm.

Введение

Процесс экономического обеспечения организации производства на предприятиях авиационного промышленного комплекса России можно рассматривать как рискованный и, в то же время, как управляемый. Это позволяет управление реализацией планов в современных условиях свести к управлению рисками инновационно-инвестиционных проектов (РИИП), возникающими вследствие действия различных факторов.

Под управлением РИИП, осуществляемым соответствующими органами управления, будем понимать систему организационно-экономических методов и процедур, направленных на своевременное выявление, оценку и предупреждение событий случайного и непредсказуемого характера, способных прервать нормальное производство наукоемкой авиационной продукции, а также на снижение РИИП как на этапе разработки, так и на этапе производства. Тем самым, при организации производства в авиастроении, задачу управления РИИП можно разбить на два взаимосвязанных процесса:

1. Анализ возможных видов РИИП и оценка их величины при организации производства в авиастроении.

2. Непосредственное управление РИИП в процессе реализации этих проектов.

Для эффективного обеспечения организации авиастроительного производства оба указанных процесса должны быть увязаны между собой и базироваться на уже проработанных и апробированных в высокотехнологичных отраслях промышленности принципах программно-целевого планирования.

Сущность управления рисками инновационно-инвестиционных проектов

В настоящее время сущность управления инновационно-инвестиционными проектами (ИИП) в основном заключается в создании некоторой управляющей функции, обеспечивающей получение прибыли от реализации проекта в условиях изменяющейся внешней обстановки. Учет факторов риска различной природы при этом основывается на оценке недополучения прибыли участниками ИИП, уменьшения размера и периодичности финансовых потоков и т.д. В качестве основных показателей эффективности ИИП выступают: чистый доход, чистый дисконтированный доход, индексы доходности затрат и инвестиций, срок окупаемости и др.

С целью учета РИИП при оценке экономической эффективности таких проектов уже достаточно продолжительное время как в России, так и за рубежом, разрабатываются и используются специальные методы. Можно отметить три основных подхода к количественной оценке РИИП:

1. Широко распространенный метод сценариев, который основывается на проработке опытными экспертами сценариев нескольких типовых вариантов развития событий и соответствующих им значений динамики выпуска продукции, доходов, расходов и т.д., а также на расчете для каждого сценария чистого дисконтированного дохода и других показателей экономической эффективности проектов.

2. Метод анализа чувствительности, сводящийся к отысканию точки (области) безубыточности проекта, отражающей минимально допустимый объем производства, при котором проект не приносит прибыли, но еще не становится убыточным.

3. Метод статистических испытаний, предполагающий выбор значений недетерминированных ключевых исходных параметров случайным образом.

Непосредственное управление РИИП, как правило, разрабатывается исходя из «концепции приемлемого риска», при этом уровень приемлемого риска зависит от отношения субъекта к риску (для одного субъекта даже небольшой ущерб может привести к банкротству, другой может рискнуть гораздо большим объемом средств).

Практическое использование принципа приемлемого риска позволяет:

- выявлять потенциально возможные ситуации, связанные с неблагоприятным развитием событий, результатом которых может быть недостижение поставленных целей проекта;

- получать характеристики возможного ущерба, связанного с нежелательным развитием событий;

- заблаговременно при подготовке и реализации проектов предусматривать и при необходимости осуществлять меры по снижению риска до допустимого уровня;

- учитывать при принятии решений расходы, связанные с предварительной оценкой и управления ИИП.

Полученные численные оценки риска лежат в основе выбора методов управления им. Все применяемые

на практике методы управления рисками делятся не четыре типа: методы уклонения от риска; методы локализации риска; методы диссипации риска; методы компенсации риска.

Применительно к ИИП можно дать следующую характеристику данным методам:

1. Некоторое уклонение от РИИП может использоваться, когда проект должен быть выполнен наверняка, с минимальным риском. Для этого, как правило, отказываются от услуг ненадежных партнеров и соисполнителей, стремятся работать только с убедительно подтвердившими свою надежность контрагентами. Если

возможно, оказываются и от проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает сомнения.

Одним из наиболее эффективных и часто применяемых на практике возможностей уклонения является страхование ИИП, когда риск фактически переносится на третье лицо. Страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, что само по себе очень важно, но и повышает ответственность руководителей, принуждая их к разработке и принятию более обоснованных решений, проведению превентивных защитных мер в соответствии с условиями страховых контрактов.

2.Частичная локализация РИИП используется в тех сравнительно редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники возникновения рисков. Выделив экономически наиболее опасный этап проекта, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень риска. С этой целью создают так называемые венчурные предприятия для реализации высокорискованных программ.

3. Диссипация РИИП представляет собой распределение общего риска проекта путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками проекта, заинтересованными в успехе общего дела. Сюда же можно отнести метод диверсификации выполнения рискованных проектов (чаще этапов проекта), когда работы задаются одновременно нескольким исполнителям, и по результатам их выполнения выбирается наилучший вариант.

4. Компенсация ИИР - наиболее распространенный метод, заключающийся в создании резервов, в первую очередь финансовых.

Разработка предложение по модернизации методов и процедур оценки и управления рисками инновационно-инвестиционных проектов

Методы оценки и управления РИИП в различных интерпретациях достаточно хорошо опробованы в банковском деле, на производственных предприятиях и коммерческих операциях. Однако при обосновании и реализации производственных программ в авиастроении, проблеме разработки методов оценки РИИП и управления ими до последнего времени уделялось крайне недостаточное внимание.

Использование рассмотренных выше методов оценки и управления риском для решения проблем повышения эффективности программно-целевого планирования В и ВТ теоретически возможно, однако в большинстве случаев для этого требуется их значительная модификация с учетом специфики создаваемой наукоемкой авиационной продукции, а также проектов и планов создания этой продукции, в частности, военной авиационной техники (ВАТ) и ее компонентов, поскольку в основе таких планов лежит не получение прибыли, а достижение целей обеспечения национальной безопасности (ради которых они разрабатывались) и избежание напрасного расходования бюджетных средств.

Также при оценке РИИП чаще всего рассматривается только один вид риска: либо научно -технический, либо финансовый, либо риск постановки на производство наукоемкой авиационной продукции, а в качестве основного показателя используется вероятность (вероятность успешного завершения проекта в зависимости от этапа, на котором он находится, вероятность недофинансирования, вероятность постановки на производство). А оценка общих последствий возникновения рисковой ситуации, т.е. величины возможного ущерба не проводится.

Поэтому в качестве основных методов управления РИИП при организации производства в авиастроении, по мнению автора статьи, целесообразно использовать следующие методы и процедуры:

1. Организация конкурсного проектирования наукоемкой авиационной продукции, и, частности, ВАТ, предполагающего задание нескольких параллельных разработок для создания одного образца такой продукции. Конкурсное проектирование позволяет повысить вероятность создания образца, но требует дополнительных затрат. Поэтому выбор варианта организации конкурса по созданию образца осуществляется по минимуму математического ожидания полных затрат.

2. Метод многовариантного планирования создания наукоемкой авиационной продукции, и, частности, ВАТ, и метод корректировки производственных программ (как разновидности метода снижения риска), суть которых заключается в формировании на этапе разработки долгосрочного плана множества вариантов плана, выборе наиболее целесообразных вариантов этого плана из некоторой их совокупности по критерию «эффективность-стоимость» и трансформации программного варианта планирования создания наукоемкой авиационной продукции, и, частности, ВАТ на этапе разработки краткосрочного плана в случае значительного отклонения реального финансирования от предполагаемого.

3. Метод резервирования финансовых ресурсов на создание планирования создания наукоемкой авиационной продукции, и, частности, ВАТ (как наиболее мобильного вида ресурсов).

Метод резервирования ресурсов достаточно широко применяется на практике и сейчас при формировании и реализации производственных программ создания наукоемкой авиационной продукции, и, частности, ВАТ. При этом объем резервов предусматривается, как правило, на проведение непредвиденных и оплату прекращенных работ по линии Минобороны России. Для определения величины резерва на отдельные проекты используется метод аналогий и опыт реализации программ подобного типа. Но при достаточно высоком уровне неопределенности создание резервов теряет смысл, так как их величина может превосходить разумные пределы. Более того, практика показывает, что плановые органы Минобороны России и оборонных агентств по окончании срока планового периода обычно оказываются перед дилеммой:

- Не истратив резерва производственной программы, нельзя получить принципиально нового военно-

экономического результата.

- Полностью истратить же резерв в конце планового периода эффективно практически не возможно.

Анализ и оценка сущности, роли, общих и специфических черт многих мероприятий ГПВ 2011 -2020

и ГОЗ в теоретическом плане в имеющихся отечественных и зарубежных публикациях, к сожалению, отсутствуют.

4. Метод уклонения, заключающийся в отказе от ряда проектов, выполнение которых связано с наибольшими РИИП.

В практике Минобороны России в части авиационных заказов его целесообразно применять с большой осторожностью, так как следствием этого в перспективе может стать невозможность выполнения боевой задачи, решение которой возлагалось именно на те образцы, создание которых предусматривалось в рамках данных проектов. В лучшем случае задачу можно будет выполнить другими средствами, но с гораздо меньшим эффектом либо при значительно большем расходе ресурсов, в том числе и финансовых. Исходя из этого, особо следует отметить возрастание роли метода страхования рисков как разновидности метода уклонения, который до сих пор в практике программно-целевого планирования создания наукоемкой авиационной продукции, и, частности, ВАТ, совершенно не применялся.

В качестве общего недостатка существующих методических подходов к оценке и управлению РИИП можно отметить отсутствие комплексного подхода к применению всей совокупности рассмотренных методов при формировании и реализации программ создания наукоемкой авиационной продукции, и, частности, ВАТ.

С учетом вышеизложенного, для анализа и управления системой РИИП предлагается следующий обобщенный алгоритм риск-менеджмента (рисунок 1).

1. Анализ рисков, как правило, начинается с качественного анализа, целью которого является идентификация рисков. Данная цель распадается на следующие задачи:

- выявление всего спектра рисков, присущих инвестиционному проекту;

- описание рисков;

- классификация и группировка рисков;

- анализ исходных допущений.

Рисунок 1 - Предлагаемый алгоритм управления РИИП

К сожалению, подавляющее большинство отечественных разработчиков ИИП останавливаются на этой начальной стадии, которая, по сути, является лишь подготовительной фазой полноценного анализа.

2. Второй и наиболее сложной фазой риск-анализа является количественный анализ рисков, целью которого является измерение риска, что обуславливает решение следующих задач: формализация неопределённости; расчёт рисков; оценка рисков; учёт рисков;

3. На третьем этапе риск-анализ плавно трансформируется из априорных, теоретических суждений в практическую деятельность по управлению риском. Это происходит в момент окончания проектирования стратегии риск-менеджмента и начало её реализации. Этот же этап завершает и инжиниринг инвестиционных проектов.

4. Четвертый этап - контроль, по сути, является началом реинжиниринга ИП, он завершает процесс риск-менеджмента и обеспечивает ему цикличность.

Заключение

Предлагаемый в статье подход к управлению рисками инновационно-инвестиционных проектов в авиастроении потребует также разработки единой интегрированной базы данных и специального информационного обеспечения на основе применения современных компьютерных технологий в авиастроении и смежных отраслях промышленности. Информационное обеспечение в этом случае послужит не только в качестве источника данных для анализа, но и само по себе будет способствовать снижению РИИП за счет принятия обоснованных решений. С учетом вышеизложенного можно определить следующие этапы оценки и управления РИИП в рамках совершенствования научно-методической базы военно-экономического обеспечения реализации планов создания и развития конкурентоспособной наукоемкой авиационной продукции, в т.ч. ВАТ:

- выявление внутренних и внешних факторов рисков;

- классификация выявленных факторов и соответствующих им видов риска;

- количественная оценка рисков для каждого из ИИП и каждого из возможных вариантов проекта (аналитически или экспериментально);

- формирование рационального долгосрочного плана создания и развития конкурентоспособной наукоемкой авиационной продукции, в т.ч. ВАТ с учетом РИИП;

- использование страхового и резервного фондов для компенсации РИИП в ходе формирования и реализации проектов;

- проведение организационно-экономических мероприятий в ходе всех этапов разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой авиационной продукции, в т.ч. ВАТ, в рамках ГОЗ, ФЦП, производственных планов предприятии авиастроения и т.д.

Источники:

1. Калачанов В.Д., Рыжко А.Л., Рыбников А.И., Шилов А.К. Информационный менеджмент на предприятии. - М: «Доброе слово», 2006.

2. Калачанов В.Д., Васкевич К.Н. Турищева М.А. Организация производства наукоемкой продукции. - М.: Росавиакосмос, 2004.

3. Организация производства. Учебник для ВУЗов. Под ред. Туровца О.Г. - М.: Экономика и финансы, 2002.

4. Риск-менеджмент. Учебник для ВУЗов под ред. Орлова А.И. - М.: изд-во «Изумруд», 2003 г.

5. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2006.

6. Васин С.М. Управление рисками на предприятии: учебное пособие / С. М. Васин, В. С. Шутов. - М.: КНОРУС, 2010.

7. Информационный менеджмент и системы автоматизации управления предприятием: Учебн. пособие / Под ред. д.э.н., проф. В.Д. Калачанова и к.э.н., доц. А.Л. Рыжко. — М.: МАИ, 2002.

8. Клейнер, Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде, риски, стратегии, безопасность / Г.Б. Клейнер. -М.: Перспектива, - 2007.

9. Рискология (управление рисками): Учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. / В.П. Буянов, К.А. Кирсанов. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ратникова Е.А., Демин С.С., Бондарев Д.В., Сергеева А.Ю. Техническое регулирование инновационных процессов при производстве авиационной техники с учетом требований экономической безопасности // Научный вестник ГосНИИГА, февраль 2016 № 2 (325), - М.: Изд-во ГосНИИГА, 2016, с. 7-21.

11. Ратникова Е.А., Сергеева И.А. Анализ прогрессивных информационных технологий, применяемых в организациях

- разработчиках авиационных стандартов в современных экономических условиях. В кн.: Экономика и организация производства в оборонной промышленности.. Сб. науч. тр. - М.: МАИ, март 2006 (0,45 п.л.).

12. Ратникова Е.А., Новиков С.Н., Калачанов В.В. Финансово-экономическая безопасность организации производства в высокотехнологичных секторах экономики. Уч. пособ. - М.: ФГБНУ «Аналитический центр», 2016. References:

1. Kalachanov V.D., Ryzhko A.L., Rybnikov A.I., Shilov A.K. Infoimacionnyj menedzhment na predprijatii. - M: «Dobroe slovo», 2006.

2. Kalachanov V.D., Vaskevich K.N. Turishheva M.A. Organizacija proizvodstva naukoemkoj produkcii. - M.: Rosaviakosmos, 2004.

3. Organizacija proizvodstva. Uchebnik dlja VUZov. Pod red. Turovca O.G. - M.: Jekonomika i finansy, 2002.

4. Risk-menedzhment. Uchebnik dlja VUZov pod red. Orlova A.I. - M.: izd-vo «Izumrud», 2003 g.

5. Balabanov I. T. Risk-menedzhment. — M.: Finansy i statistika, 2006.

6. Vasin S.M. Upravlenie riskami na predprijatii: uchebnoe posobie / S. M. Vasin, V. S. Shutov. - M.: KNORUS, 2010.

7. Informacionnyj menedzhment i sistemy avtomatizacii upravlenija predprijatiem: Uchebn. posobie / Pod red. d.je.n., prof. V.D. Kalachanova i k.je.n., doc. A.L. Ryzhko. — M.: MAI, 2002.

8. Klejner, G.B. Predprijatie v nestabil'noj jekonomicheskoj srede, riski, strategii, bezopasnost' / G.B. Klejner. - M.: Perspek-tiva, - 2007.

9. Riskologija (upravlenie riskami): Uchebnoe posobie. - 3-e izd., ispr. i dop. / V.P. Bujanov, K.A. Kirsanov. - M.: Iz-datel'stvo «Jekzamen», 2007.

10. Ratnikova E.A., Demin S.S., Bondarev D.V., Sergeeva A.Ju. Tehnicheskoe regulirovanie innovacionnyh processov pri pro-izvodstve aviacionnoj tehniki s uchetom trebovanij jekonomicheskoj bezopasnosti // Nauchnyj vestnik GosNIIGA, fevral' 2016 № 2 (325), - M.: Izd-vo GosNIIGA, 2016, s. 7-21.

11. Ratnikova E.A., Sergeeva I.A. Analiz progressivnyh informacionnyh tehnologij, primenjaemyh v organizacijah - raz-rabotchikah aviacionnyh standartov v sovremennyh jekonomicheskih uslovijah. V kn.: Jekonomika i organizacija proizvodstva v oboronnoj promyshlennosti.. Sb. nauch. tr. - M.: MAI, mart 2006 (0,45 p.l.).

12. Ratnikova E.A., Novikov S.N., Kalachanov V.V. Finansovo-jekonomicheskaja bezopasnost' organizacii proizvodstva v vysokotehnologichnyh sektorah jekonomiki. Uch. posob. - M.: FGBNU «Analiticheskij centr», 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.