Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / АВИАСТРОЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАУКОЕМКАЯ ПРОДУКЦИЯ / INFORMATION SYSTEM / INFORMATION TECHNOLOGY / BUSINESS PROCESSES / AIRCRAFT ENGINEERING / ECONOMIC EFFICIENCY / KNOWLEDGE-INTENSIVE PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Н.С., Калачанов В.В., Сергеева И.А., Клеев И.В., Зиновьева Е.А.

В настоящей статье обосновывается целесообразность внедрения в авиастроении информационных систем управления производственными процессами. В процессе организации разработки и производства любой наукоемкой оборонной продукции, в современных инновационных условиях важнейшей научной задачей является не только повышение эффективности производства и совершенно нового уровня качества производимой продукции, но и разработка, внедрение, использование инновационных информационных технологий. Авторами статьи рассмотрены основные имеющиеся методы оценки экономической эффективности внедрения информационной системы и сделан вывод о необходимости разработки рекомендаций по их адаптации для высокотехнологичных авиационных предприятий, для чего в статье был разработан метод оценки экономической целесообразности использования информационных систем при организации производства на предприятиях авиастроения.This article substantiates the feasibility of introducing information systems for managing production processes in the aircraft industry. In the process of organizing the development and production of any high-tech defense products, in modern innovative conditions, the most important scientific task is not only to increase production efficiency and a completely new level of quality of manufactured products, but also to develop, implement, use innovative information technologies. The authors of the article considered the main available methods for assessing the economic efficiency of implementing an information system and concluded that it was necessary to develop recommendations for their adaptation for high-tech aviation enterprises, for which purpose a method was developed for assessing the economic feasibility of using information systems in organizing production at aircraft manufacturing enterprises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефимова Н.С., Калачанов В.В., Сергеева И.А., Клеев И.В., Зиновьева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ»

Экономические аспекты использование информационных систем в авиастроительной отрасли

о

CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

Ефимова Наталья Сергеевна,

к.э.н., доцент, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет), kaf315@mai.ru

Калачанов Виктор Вячеславович,

к.э.н., доцент, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет), kaf315@mai.ru

Сергеева Ирина Анатольевна,

к.э.н., доцент, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет), kaf315@mai.ru

Клеев Иван Владимирович,

к.э.н., доцент, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет), kaf315@mai.ru

Зиновьева Елена Алексеевна,

ст. преподаватель кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет), kaf315@mai.ru

Ульяшин Владислав Юрьевич,

к.э.н., доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет), kaf315@mai.ru.

В настоящей статье обосновывается целесообразность внедрения в авиастроении информационных систем управления производственными процессами. В процессе организации разработки и производства любой наукоемкой оборонной продукции, в современных инновационных условиях важнейшей научной задачей является не только повышение эффективности производства и совершенно нового уровня качества производимой продукции, но и разработка, внедрение, использование инновационных информационных технологий. Авторами статьи рассмотрены основные имеющиеся методы оценки экономической эффективности внедрения информационной системы и сделан вывод о необходимости разработки рекомендаций по их адаптации для высокотехнологичных авиационных предприятий, для чего в статье был разработан метод оценки экономической целесообразности использования информационных систем при организации производства на предприятиях авиастроения.

Ключевые слова: информационная система, информационные технологии, бизнес-процессы, авиастроение, экономическая эффективность, наукоемкая продукция.

Во всех областях оборонной промышленности, включая аэрокосмическую отрасль, создается новая информационная среда благодаря активному процессу разработки, внедрения и использования новых информационных технологий, которые направлены на повышение эффективности всех этапов производства. Однако стоит отметить особую важность наличия опыта у авиационного предприятия при внедрении инновационных технологий, так как в ином случае это может привести к появлению дополнительных проблем и снижению эффективности производства.

Кроме того, такой подход требует обучения и внедрения новых методов оценки экономической целесообразности разработки и внедрения ИТ-систем на предприятиях, производящих технически совершенные самолеты, включая новые мелкомасштабные процедуры, в том числе на уровне крупных предприятий и ассоциаций.

На сегодняшний день, на территории России можно выделить три группы информационных систем, доступных для авиационных предприятий:

Первая представляет собой крупные иностранные интегрированные пакеты (класса MRP II / ERP) стоимостью более 0,5 млн. долл. США.

Вторая группа представляет собой средние отечественные интегрированные пакеты (класса MRP II / ERP), но уже подготовленные для российских реалий их использований, стоимостью от 0,2 до 0,5 млн. долл. США.

И третья группа представляет собой мелкие отечественные интегрированные пакеты низкого класса, стоимостью от 5 до 200 тыс. долл. США.

Схема взаимодействия различных классов информационных систем в рамках организации производства на предприятиях авиастроения представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схема взаимодействия информационных систем управления при организации производства авиационной техники

В методах, используемых в настоящее время для выбора информационных систем, сформулирован ряд основных требований к выбору ИС, которые необходимо соблюдать при выборе конкретной системы:

- её интегрированность;

- автоматизированность процедур;

- обеспечение реализации будущих или существующих бизнес процессов и процедур;

- обеспечение возможности получения руководителем оперативной информации;

- простота использования системы;

- отсутствие необходимости в привлечении обученного персонала для редактирования и подготовки необходимой документации (входной и выходной);

- в системе должны быть заложены процедуры контроля, сводящие ошибки к минимуму;

- ведение реестра изменений файлов;

- обеспечение защищенности данных и функций распределения прав доступа к системе.

Организационно-экономический механизм выбора информационных систем для производителей самолетов представляет собой совокупность процессов, организационных решений, методов оценки и выбора и критериев выбора для выбора информационных систем для производителей самолетов, которые наилучшим образом отвечают требованиям этой компании. Организационно-экономический механизм выбора инфор-

мационных систем для авиастроителей, предложенный авторами статьи, состоит из следующих основных этапов (рисунок 2):

1. Подготовка к выбору информационной системы.

2. Отбор информационных систем для экспертизы.

3. Экспертиза информационных систем.

4. Сравнительный анализ информационных систем. Выбор системы.

Авторами статьи на рисунке 3 представлена разработанная ими система индикаторов, в которой основной упор делается на две основные группы, благодаря чему представляется возможным осуществить выбор ИС для авиационного предприятия:

1. Обеспечить наилучшие условия для выбора, покупки, внедрения и эксплуатации системы.

2. Выбор наилучшей ИС по эксплуатационным характеристикам.

Использование организационно-экономического механизма, разработанного для выбора информационных систем для авиаперевозчиков, гарантирует достижение цели повышения эффективности инвестиций компаний в информационные технологии.

В статье систематизированы методы, показанные на рисунке 4, для изучения экономической целесообразности инвестиций в информационные технологии.

X X

о

го А с.

X

го m

о

Рисунок 2 - Организационно-экономический механизм выбора информационных систем для предприятий авиастроения

В статье авторами предлагается следующая классификация затрат на разработку, внедрение и эксплуатацию интегрированной системы управления производством класса MES.

Одной из основных проблем автоматизации является эффективное использование инвестиционного бюджета, предназначенного для этих целей. Авторы

адаптировали метод оценки возврата инвестиций (ROI) для оценки экономической целесообразности автоматизации управления оборонной продукцией в авиационном секторе.

Выгоды, за счет которых достигается экономический эффект от внедрения информационных систем класса MES, представлены в таблице 1.

м о

M

о

о см

0

см ^

01

о ш т

X

<

т О X X

Таблица 1

Модифицированный метод оценки экономической целесообразности реализации IТ-проектов при организации произ-

Рисунок 3 - Предлагаемая система показателей для выбора информационных систем для предприятий авиастроения

Статьи Доходов / Расходов Формула

Экономический эффект

Снижение риска потери инвестиций предприятия при вложении их в разработку и внедрение неэффективной системы Эф1 = С х 0,3, где С - стоимость проекта

Снижение стоимости внедрения системы Эф2 = С х 0,1

Снижение риска увеличения стоимости (возникновения незапланированных расходов) Эф3 = С х 0,025

Снижение расходов за счет затрат на освоение системы сотрудниками Эф4 = С х 0,005

Эф = Эф1 + Эф2

Размер требуемых инвестиций

Затраты на оплату работы специалистов проводящих работы по выбору системы З1

Затраты на техническое обеспечение работ по выбору системы 32

И = 32 + 32

Коэффициент возврата инвестиций

КО! = Эф -И х И

Рисунок 4 - Анализ методов экономического обоснования 1Т-проектов при организации производства авиационной техники

Стоит отметить, что рассмотренные в рисунке 4 методы не могут быть использованы для обоснования экономической целесообразности автоматизации в авиационной отрасли, для чего авторами статьи предлагается некоторые принципы адаптации определенных методов пригодных для использования в высокотехнологичных авиационных предприятиях.

Динамические методы оценки эффективности проекта характеризуются текущей стоимостью средств. Следующие показатели часто используются в мировой практике для оценки экономической эффективности проекта: чистый дисконтированный доход (ЧДД); коэффициент доходности; внутренняя норма доходности и срок окупаемости.

Экономический эффект от автоматизации достигается за счет качественного улучшения показателей эффективности управления производством в авиационной отрасли.

Предложен методический инструментарий адаптации затратного, доходного и сравнительного методов к специфике автоматизации управления производством оборонной продукции на предприятиях авиастроения. В рамках усовершенствованного метода оценки совокупной стоимости владения системой (ТСО) предложена классификация затрат на разработку, внедрение и эксплуатацию интегрированной информационной системы управления производством продукции авиастроения.

Разработаны методические предложения по оценке основных составляющих структуры затрат на обеспечение информационной безопасности на предприятиях авиастроения. Предложенные в статье методы и процедуры могут быть применены при создании подавляющего большинства изделий в высокотехнологичных отраслях промышленности с учетом особенностей проведения производственных процессов и бизнес-процессов по созданию новой наукоемкой продукции.

Перспективы дальнейшей разработки предложенных методических рекомендаций в статье связаны с проведением научных исследований в области развития единой информационной среды при организации производства авиационной техники с учетом требований импортозамещения и ориентации только на отечественные программные продукты. Кроме того, требуют дальнейшей проработки теоретические и методические

проблемы учета и управления комплексом информационных рисков, сопутствующих выбору и использованию информационных систем в высокотехнологичных отраслях оборонной промышленности.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО_МЭК 13335-1-2006 ИТ. Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 1. Концепция и модели менеджмента безопасности информационных и телекоммуникационных технологий.

2. Ефимова Н. С. Формирование методов информационной поддержки процессов разработки наукоемкой продукции в условиях информационной безопасности предприятия // Всероссийский научный журнал «Вестник московского авиационного института». -2015. - т. 22. - №2. - С. 214-220.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Калачанов В. Д., Ефимова Н. С., Калачанов В. В., Новиков С. Н. Экономическая безопасность деятельности организации. - М: ФГБНУ «Аналитический центр», 2015. - 257 с.

4. Калачанов В. Д., Ефимова Н. С., Сорокин А. Е. Обоснование направлений информационной поддержки производства наукоемкой продукции (на примере авиационной промышленности) // Организатор производства. - 2014. - № 1 (60). - С. 23-29.

5. Калачанов В. Д., Мантуров Д. В. Экономическое обоснование основных направлений организации производства наукоемкой продукции в промышленности России (на примере авиационной промышленности) // Организатор производства. - 2012. - № 4 (55). - С. 6267.

6. Мантуров Д. В., Ефимова Н. С. Внедрение систем информационной поддержки наукоемкой продукции при организации производства в авиастроении // Вооружение и экономика, 46 ЦНИИ Минобороны РФ. -2012. - № 3 (19).

7. Питеркин С. В. Точно вовремя для России. Практика внедрения ERP-систем.: 2-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2003. - 368 с.

8. CALS (непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукции) в авиастроении / Под ред. Братухина А.Г. М., изд. МАИ, 2002.

9. Безпалов В.В. Определение информационной насыщенности при проведении реструктуризации системы управления промышленного предприятия // Инновации и инвестиции. 2013. № 1. С. 204-206

Economic aspects of the use of information systems in the aircraft industry

Efimova N.S., Kalachanov V.V., Sergeeva I.A., Kleev I.V., Zi-

novieva E.A., Ulyashin V.Yu. Moscow Aviation Institute (national research university) This article substantiates the feasibility of introducing information systems for managing production processes in the aircraft industry. In the process of organizing the development and production of any high-tech defense products, in modern innovative conditions, the most important scientific task is not only to increase production efficiency and a completely new level of quality of manufactured products, but also to develop, implement, use innovative information technologies. The authors of the article considered the main available methods for assessing the economic efficiency of implementing an information system and concluded that it was necessary to develop recommendations for their adaptation for high-tech aviation enterprises, for which purpose a method was developed for assessing the economic feasibility of using information systems in organizing production at aircraft manufacturing enterprises.

Keywords: Information system, information technology, business processes, aircraft engineering, economic efficiency, knowledge-intensive products. References

1. GOST R ISO_MEC 13335-1-2006 IT. Security methods and

tools. Part 1. Concept and models of security management of information and telecommunication technologies.

2. Efimova N. S. Formation of methods of information support for

the development of high-tech products in the conditions of information security of the enterprise // All-Russian scientific journal "Bulletin of the Moscow Aviation Institute". - 2015. - T. 22. - No. 2. - S. 214-220.

3. Kalachanov V. D., Efimova N. S., Kalachanov V. V., Novikov S.

N. Economic security of the organization. - M: FGBNU "Analytical Center", 2015. - 257 p.

4. Kalachanov V. D., Efimova N. S., Sorokin A. E. Justification of

the directions of information support for the production of hightech products (for example, the aviation industry) // Production Organizer. - 2014. - No. 1 (60). - S. 23-29.

5. Kalachanov V. D., Manturov D. V. Economic justification of the

main directions of the organization of production of high technology products in the Russian industry (for example, the aviation industry) // Production Organizer. - 2012. - No. 4 (55). - S. 62-67.

6. Manturov D. V., Efimova N. S. Implementation of information

support systems for high-tech products in the organization of production in aircraft manufacturing // Armament and Economics, 46 Central Research Institute of the Ministry of Defense of the Russian Federation. - 2012. - No. 3 (19).

7. Peterkin S. V. Right on time for Russia. The practice of implementing ERP-systems .: 2nd ed. - M.: Alpina Publisher, 2003 .-- 368 p.

8. CALS (continuous information support for the product life cycle)

in the aircraft industry / Ed. Bratukhina A.G. M., ed. MAI, 2002.

9. Bezpalov V.V. Determination of information saturation during

restructuring of the industrial enterprise management system // Innovations and Investments. 2013. No 1. S. 204-206

X X О го А С.

X

го m

о

to о to о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.