Научная статья на тему 'Управление результатами подготовки кадров в высшей школе'

Управление результатами подготовки кадров в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ / УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленская Н. В.

В статье рассматриваются вопросы теории и практики управления результатами подготовки кадров в высшей школе. Отмечается, что развитие образования неразрывно связано с разработкой и внедрением современных технологий управления в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of vocational training results in higher educational institutions

The article is devoted to the theory and practice of vocational training results' management in higher educational institutions. The author notes that education development is indissolubly connected with elaboration and introduction of modern management technologies into institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «Управление результатами подготовки кадров в высшей школе»

Н. В. Зеленская

УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Работа представлена кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Военной академии связи.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. Ю. Ефремов

В статье рассматриваются вопросы теории и практики управления результатами подготовки кадров в высшей школе. Отмечается, что развитие образования неразрывно связано с разработкой и внедрением современных технологий управления в высших учебных заведениях.

The article is devoted to the theory and practice of vocational training results’ management in higher educational institutions. The author notes that education development is indissolubly connected with elaboration and introduction of modern management technologies into institutions of higher education.

В соответствии с государственной политикой России в области образования вузы непосредственно организовывают выполнение заказа на подготовку квалифицированных, современных кадров. При этом государство устанавливает для вузов нормативные требования по необходимому и достаточному обеспечению органов государственной власти, экономики, силовых ведомств кадрами, способными на высоком профессиональном уровне решать управленческие, социальные, научные, производственные задачи и задачи по обеспечению безопасности личности, общества, государства. В соответствии с этим одной из основных задач вузов является подготовка

квалифицированных специалистов согласно государственному заказу. С этой целью каждый вуз организовывает образователь-ный процесс.

Образовательный процесс в вузе включает совокупность последовательных действий постоянного (руководителей, преподавателей, других должностных лиц вуза) и переменного состава (обучающихся, студентов, курсантов, слушателей), направленных на овладение последними профессиональными знаниями, навыками, умениями, опытом познавательной, творческой, профессиональной деятельности, формирование мировоззрения, общей и профессиональной культуры, профессиональной важных качеств.

Также образовательный процесс вуза можно рассматривать как ход целенаправленной и планомерной реализации образовательных услуг по обучению и воспитанию гражданина в интересах его самого, общества и государства, а также результат, включающий, во-первых, достижение обучающимися требуемого уровня профессиональной подготовки и, во-вторых, выполнение вузом заказа на подготовку необходимого количества квалифицированных специалистов.

Ход целенаправленной и планомерной реализации в вузе образовательной деятельности по обучению и воспитанию в интересах гражданина, общества, государства в целом достаточно подробно рас -смотрен в научно-педагогических трудах и нормативно-правовых актах в области образования. Авторы в целом отмечают, что обучающийся в ходе образовательного процесса в вузе совершенствуется как личность и стремится достигнуть профессиональной и личностной зрелости для выполнения на высоком профессиональном уровне профессиональных задач.

Достижению обучающимися высоких результатов в профессиональной подготов -ке (качественный результат) способствует совокупная деятельность руководящего и профессорско-преподавательский состава вуза. Достигнутые обучающимися результа-ты в профессиональной подготовке оказывают непосредственное влияние на выполнение вузом заказа на подготовку необходимого количества специалистов (количественный результат). Указанные результаты не противоречат, а образуют единое целое и обусловливают развитие друг друга.

Рассматривая образовательный процесс как результат выполнения вузом заказа на подготовку квалифицированных специалистов, можно отметить, что данный процесс имеет государственную значимость и обусловливает укомплектован -ность органов государственной власти, народного хозяйства, силовых структур

достаточным количеством специалистов, способных на высоком профессиональном уровне решать производственные задачи и задачи по обеспечению безопасности личности, общества, государства. При этом следует заметить, что результат выполнения вузом заказа на подготовку квалифицированных специалистов по величине может соответствовать заказу, но может быть и меньше. Случаи невыполнения вузом заказа на подготовку специалистов обусловливаются отсевом (исключением из вуза) обучающихся в ходе образовательного процесса. Наличие отсева обучающихся для вуза является нежелательным явлением, так как происходит удорожание стоимости образовательных услуг и вуз может по результатам аттестации лишиться лицензии на право ведения образовательных услуг. В связи с этим одной из основных задач руководящего состава вуза (например, должностных лиц, осуществляющих руководство образовательным процессом) является своевременное выявление и определение наиболее эффективных мероприя-тий по снижению и исключению отсева среди переменного состава.

Из вышесказанного следует, что выполнение государственного заказа на подготовку квалифицированных специалистов в высшей школе в полной мере предполага-ет и обусловливает необходимость управ -ления качеством подготовки современных кадров прежде всего посредством воздействия руководящего состава, должностных лиц органов управления образованием и самого вуза на ход и результаты образовательного процесса. В целом управление процессом по выполнению заказа на подготовку квалифицированных кадров мож-но отнести к разновидности управления социальными процессами.

Управление результатами подготовки современных кадров как процесс в общем виде можно представить как целенаправленное и плановое воздействие руководящего состава органов управления и вузов

на коллектив вуза в целом, руководителей структурных подразделений и обучающихся (прежде всего предрасположенных к отсеву) вуза в целях координации их деятельности по полному и выполнению заказа на подготовку кадров.

Процесс управления результатами подготовки квалифицированных специалистов включает в себя следующее: получение за -дачи по набору переменного состава и выпуску квалифицированных специалистов, ее изучение и уяснение в целях выработки управленческих решений по достижению установленных норм по набору, качеству подготовки и выпуску; анализ качества подготовки квалифицированных специалистов, результатов, достигнутых за предшествующие годы, и определение имеющихся проблем; определение объектов управления качеством подготовки, целей и задач; постановка задач руководителям органов управления и структурных подразделений (исполнителям) по обеспечению качества подготовки квалифицированных специалистов; разработка органами управления планов, программ достижения цели и решения поставленных задач по выполнению заказа на подготовку квалифицированных специалистов и обеспечению качества подготовки; контроль хода выполнения заказа на подготовку квалифицированных специалистов и регулирование качества подготовки в соответствии с заданной целью; анализ и подведение итогов на основе достоверной информации о результатах выполнения вузом заказа на подготовку квалифицированных специалистов и принятие мер, обеспечивающих достижение цели и решения поставленных задач.

Итоговая величина реально выполненного вузом заказа на подготовку квалифицированных специалистов зависит от промежуточных его значений (численности переменного состава по всем курсам обучения).

Численность переменного состава относится к управляемым факторам, так как она

определяется величиной отсева с каждого курса обучения. Следовательно, целенаправленно и планомерно воздействуя на переменный состав, предрасположенный к исключению из вуза, можно добиться выполнения заказа на подготовку квалифицированных специалистов не ниже минимального уровня контрольного норматива (минимальный уровень контрольного норматива по выполнению заказа на подготовку квалифицированных специалистов составляет 90% от его набора на первый курс обучения).

В ряде научно-педагогических трудов и нормативно-правовых документов России в области образования вопрос выполнения вузами заказа на подготовку квалифицированных специалистов рассматривается, но механизм, обусловливающий целенаправленное и планомерное воздействие руководящего состава вуза и их орга-нов управления на переменный состав, предрасположенный к исключению из вуза, достаточно полно не раскрыт.

Следует отметить, что достигнутый результат в выполнении вузом заказа на подготовку квалифицированных специалистов представляет большую ценность для количественной оценки эффективности управления образовательным процессом, так как влияет на результаты аттестации и на продление разрешения (лицензии) на право ведения вузом образовательной деятельности и льгот, установленных законодательством РФ в области образования.

Таким образом, требует своего научнопедагогического решения проблема достижения вузами такого важного результата своей деятельности, как выполнение нормы заказа на подготовку специалистов не ниже минимального уровня контрольного норматива за счет снижения и исключения отсева переменного состава со старших курсов обучения. В этом случае объектом управления является переменный состав, предрасположенный к исключению из вуза, а также качество подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.