Научная статья на тему 'Оптимизация управления формированием структуры подготовки кадров в сфере государственных закупок'

Оптимизация управления формированием структуры подготовки кадров в сфере государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
547
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ / A PROFESSIONAL TRAINING / FORMATION / THE STATE PURCHASES / ACCOMMODATION OF ORDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сизова И. Ю., Иванова О. В.

Рассмотрена оптимизация управления формированием структуры подготовки кадров в России, особое внимание уделено сфере государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of management by formation of structure of a professional training in sphere of the public procurement

The article considers the optimization of management by formation of structure of a professional training in Russia, special attention is paid to the public procurement.

Текст научной работы на тему «Оптимизация управления формированием структуры подготовки кадров в сфере государственных закупок»

5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ [ред. от 22 июля 2010 г.].

6. Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р.

7. Об утверждении методики оценки эффективности деятельности

бюджетных учреждений Тульской области: Постановление

Администрации Тульской области от 27 июня 2007 г. № 307.

8. Саакян Т.В. Бюджетные учреждения: ожидание реформы // Бюджетный учет. 2010. № 2.

I. Sychova, A. Savchenko

Creating the conditions to increase the efficiency of budgetary establishments functioning by transfering them into the new procedural and institutionalforms

In this article the reforming of a network state and municipal authorities is analyzed and the algorithm of transfering them into the new procedural and institutional forms is offered.

Key words: efficiency state (municipal) services, the state (municipal) establishments, financial maintenance of budgetary establishments, a choice of forms of municipal establishments.

УДК 005.963:339.186

И.Ю. Сизова, д-р экон. наук, проф., 8-910-207-22-55, Б120уа meis@mail.ru, (Россия, Орел, ОрелГТУ);

О.В. Иванова, 8-920-288-06-49, olya1984@list.ru, (Россия, Орел, ОрелГТУ)

ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Рассмотрена оптимизация управления формированием структуры подготовки кадров в России, особое внимание уделено сфере государственных закупок.

Ключевые слова: подготовка кадров, образование, государственные закупки, размещение заказов.

В настоящее время в России происходят масштабные преобразования, затронувшие практически все области экономического

развития государства. Направлены они на совершенствование различных отраслей промышленности, хозяйства, социальной сферы, приведение их в соответствие потребностям государства, общества, каждого гражданина нашей страны, а также на формирование активно развивающегося во всем мире рынка новых инновационных технологий. Последние годы уделяется много внимания решению объективно сформировавшейся проблемы соответствия модернизации образования и экономики, подготовке необходимых для изменяющейся структуры экономики высококвалифицированных кадров.

В российской экономической науке уже давно предпринимаются попытки вывести проблему управления инновационным развитием страны и подготовки для него соответствующих высококвалифицированных кадров с учетом перспектив изменений структуры экономики на более высокий уровень видения не только текущей ситуации (решения насущных утилитарных проблем производства, сиюминутного латания прорех в формировании основных фондов, усиления информатизации общества, сокращения доли высшего образования, отстранения при этом государства от серьезного финансирования образовательной сферы и др.), но и возможного появления новых сложных производств, формирования и усиления роли их научного обеспечения, подготовки ученых-исследователей и преподавателей в среднесрочной и долгосрочной перспективе. От качества образовательного пространства, в котором эффективно функционирует сеть учреждений, предлагающих разнообразные виды и формы образования для всех категорий населения, зависит благосостояние любого общества. В этой связи проблемы модернизации системы образования в целом и системы повышения квалификации кадров в частности приобретают особую значимость. Именно сфера образования призвана подготовить специалистов, способных эффективно действовать в современных общественных, социально-политических и экономических условиях [1]. К сожалению, в настоящее время в России практически нет специализированных программ для повышения квалификации в области государственных закупок. Наиболее близки к решению этой задачи учебные заведения, предлагающие программы в области государственных закупок.

Существующая ситуация с несоответствием подготовки кадров потребностям экономики связана с резким падения конкурентоспособности российского образования, производства товаров и услуг на мировом рынке, отсталостью в технологическом развитии и дефицитом инвестиций в основные производственные фонды. В результате в условиях низкого уровня инновационности производства и технологического обеспечения со стороны работодателей нет необходимости привлекать высокопрофессиональных специалистов. Функционирующая система образования, следовательно, по инерции

начинает не соответствовать деформирующейся экономической системе с ее несовершенной структурой. Необходимо изменить структуру подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом приоритетов инновационно-технологического и социально-

экономического развития страны.

Методологически будет обосновано изучение перспективы инновационной и структурной динамики в тесном единстве социодемографических, экономических, инновационно-технологических и экологических процессов. Сегодня известно, что основным фактором, ограничивающим экономический рост, являются процессы депопуляции и сокращения числа трудоспособных граждан (особенно работников, необходимых для осуществления базисных инноваций), ухудшения качества трудовых ресурсов. Наметившийся дефицит квалифицированной рабочей силы можно восполнить путем инновационных реформ системы профессионального образования, внедрения трудосберегающих и электронных технологий, приоритетного развития социальной сферы.

Профессиональная структура кадров на данном этапе не отвечает потребностям инновационного прорыва: стремительно сокращается число ученых, конструкторов, инженеров, техников, квалифицированных рабочих. Образующийся дефицит трудовых ресурсов, в первую очередь квалифицированных кадров для инноваций, в том числе и в сфере размещения государственного заказа, становится главным ограничителем устойчивого экономического роста и инновационного обновления экономики в период до 2030 г. Достаточно острой проблемой, препятствующей эффективному внедрению системы электронных государственных закупок, является нехватка квалифицированных кадров для ее управления и эксплуатации. Новые процедуры проведения конкурсов и заключения контрактов накладывают серьезные ограничения как на сроки и объемы представляемых документов, так и на сроки получения экспертных оценок и принятия решений, что требует соответствующего уровня подготовки специалистов. Адекватная

подготовка кадров, осуществляющих закупки, позволит гарантировать, что государственные организации станут «интеллигентными» заказчиками.

Задача повышения квалификации специалистов, занимающихся вопросами государственных и муниципальных закупок, особенно актуальна в настоящее время в связи с вступлением в силу с 01 января 2006 г. Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [2]. Закон содержит существенные изменения по сравнению с ранее существовавшей нормативной базой по закупкам продукции для государственных нужд. 30 декабря 2008 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 308, который внес более 20 существенных поправок и дополнений в закон о государственных

закупках. В частности, эти изменения касаются и требований к составу комиссии по размещению заказа. Согласно ч. 20 ст. 65 Закона № 94-ФЗ в новой редакции с 01 января 2009 г. в состав комиссии по размещению заказов должно включаться не менее чем одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд, ас 01 января 2010 г. должны включаться не менее чем два таких лица, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд по образовательной программе, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.

Минэкономразвития России отмечает, что в настоящее время возрастает количество заявок государственных заказчиков на обучение государственным закупкам, а существующая система образования не может полностью и качественно удовлетворить существующий спрос.

По результатам мониторинга соблюдения Федерального закона № 94, основными причинами нарушений остаются, согласно данным Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева: некомпетентность сотрудников — 50-60 %; сложность выполнения норм по объективным и субъективным причинам — 15-20 %; сознательное нарушение норм закона — 15-20 %. [3]

Анализ состояния государственных закупок в международном масштабе выявил ряд следующих причин низкой результативности:

- слабое осознание персоналом задач политики в сфере закупок и отсутствие мотивации их достижения;

- ненадлежащее соблюдение установленных норм и правил в сфере государственных закупок;

- слабая конкуренция по государственным контрактам;

- медленные или излишне бюрократические закупочные процессы;

- недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров.

Вместе с тем, анализируя передовой опыт регионов России, можно

констатировать, что в тех городских округах и муниципальных районах, в которых повышалось количество специалистов, прошедших повышение квалификации по государственным закупкам, процент экономии от суммы размещенных средств соответственно возрастал. В тех районах, где произошло уменьшение дипломированных специалистов в сфере госзакупок, динамика увеличения экономии бюджетных средств была ниже, чем в районах с увеличившимся количеством обученных [1].

Разумеется, на повышение количества заключенных контрактов и экономию бюджетных средств влияет целый ряд факторов, однако, безусловно, сильным является влияние на эффективность размещения

заказа уровня подготовки и компетенции государственного или муниципального служащего, осуществляющего размещение заказа.

Создание системы кадрового обеспечения в сфере государственных закупок, подготовка профессионалов, имеющих возможности карьерного роста и развития, для которых созданы адекватные условия и выделены ресурсы, является действенным инструментом развития кадрового потенциала, позволяющим смягчить проблемы отсутствия мотивации и текучести кадров.

Обучение может содействовать улучшению качества конкурсной документации (в том числе условий участия), что позволит привлечь большее число поставщиков. А корректное и профессиональное поведение должностных лиц, занимающихся закупками, увеличит доверие поставщиков и усилит конкуренцию.

Степень включенности человека в образовательные процессы зависит от освоения таких универсальных «экстрафункциональных качеств», как автономность мышления, способность к нововведениям, сотрудничеству, способности учиться и передавать другим приобретенные знания, мобильность и др. [4, с. 11-13].

Однако при организации подобного обучения существуют определенные трудности. С одной стороны, поставщики отмечают нехватку квалифицированных кадров для участия в конкурсах, а с другой

— не желают оплачивать обучение своих сотрудников, считая, что, договорившись с заказчиком, у них больше шансов выиграть так называемый конкурс, нежели грамотно и правильно подготовить конкурсную заявку. В то же время специалисты, прошедшие обучение, отмечают, что им стало легче работать в связи с тем, что им стали известны права и обязанности как участников конкурса, так и заказчика, организатора конкурса, цели и задачи проведения конкурса. Правильно подготовленную конкурсную заявку заказчик не может отклонить по формальным признакам как не соответствующую условиям конкурса, что гарантирует потенциальный успех.

Важно отметить, что обучение, как правило, происходит с отрывом от производства, что связано с определенными сложностями как для самих обучающихся, так и организаций, отправляющих своих сотрудников в длительную командировку и оплачивающих не только стоимость обучения, но и стоимость их переезда и проживания. А также командировочные расходы.

В сложившейся ситуации решение данных проблем возможно за счет расширения использования средств электронной коммерции путем внедрения современных достижений в области электронного обучения. Разработка соответствующих пособий и программ обучения, решение вопросов с нормативными требованиями позволит дистанционному обучению стать вполне эффективным инструментом подготовки

специалистов, так как при обучении кадров в сфере государственных закупок речь идет об изучении нормативно-правовой базы и разборе практических случаев, при чем роль непосредственного общения незначительна.

Разработка программы обучения сотрудников для проведения госзакупок связана с внедрением масштабного проекта по информационному обеспечению системы дистанционного обучения. Подобные проекты уже реализованы в ряде федеральных ведомств с распределенной структурой, в качестве примера можно привести систему обучения сотрудников Федеральной таможенной службы России и ИТ-систему подготовки кадров Федеральной службы статистики, которая включает в себя восемь учебных центров, расположенных в ключевых областях России, объединенных единой информационно-

коммуникационной сетью передачи данных, защищенной посредством VPN. Такая система позволяет использовать при обучении высокоэффективные ИТ-средства, такие, как трансляция семинаров в режиме реального времени и доступ к ресурсам электронной библиотеки.

В сфере дополнительного профессионального образования важно разработать такие программы подготовки кадров, которые позволят обеспечивать динамично изменяющийся рынок труда работниками определенных социально востребованных специализаций, обладающими необходимым уровнем квалификации и профессиональной компетентности. Соответственно обучение в рамках дополнительного профобразования направлено, прежде всего, на освоение обучающимися новых видов профессиональной деятельности, новых квалификаций и компетенций, совершенствование профессионального мастерства, достижение более высоких уровней профессионализма в выбранной области трудовой деятельности [1].

Таким образом, можно говорить о тесной корреляции компетентности государственного или муниципального служащего, осуществляющего размещение заказа и эффективностью расходования бюджетных средств. Все усилия, направленные на модернизацию нормативно-правовой базы государственных закупок, развитие электронных площадок по размещению заказов, развитие методической базы госзакупок ит. д., сталкиваются с таким серьезным препятствием, как нехватка компетентных кадров или недостаточная подготовка кадров в сфере размещения заказов. Назрела острая необходимость организационной и правовой модернизации процесса размещения заказа в части значительного увеличения уровня профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих, достижимого в результате непрерывного повышения квалификации в системе государственных закупок. Следовательно, подготовка кадров может стать залогом эффективного расходования бюджетных средств для

повышения квалификации в области государственных закупок не только государственных и муниципальных служащих, но и поставщиков, участвующих в поставке продукции для государственных нужд.

Описанные выше проблемы создают трудности не только для функционирования самих органов государственной власти и местного самоуправления, но прежде всего для развития нормальных экономических отношений в сфере государственных закупок. Субъекты рынка, не имея возможности четко ориентироваться в законодательстве, теряют интерес к участию в конкурсах на размещение государственных и муниципальных заказов, что снижает уровень конкуренции, а значит, не способствует формированию оптимальных цен на закупаемую продукцию и ведет к неэффективности закупок.

Важнейшим фактором, способным нейтрализовать действие всех указанных ограничений развития, признается инновационнотехнологический прорыв — освоение и распространение технологий последних поколений пятого и первых поколений шестого технологических укладов. Такой прорыв невозможен без активной поддержки государством базисных инноваций и освоения рыночных инновационных ниш (в партнерстве с национально ориентированными бизнесом, наукой и образованием).

Характеризуя общий уровень инновационного развития экономики России, необходимо по-другому взглянуть на текущее состояние реализации политики государства в сфере трансформации экономики и перехода ее к новому качественному росту, основанному на знаниях. Поскольку эффективность и конкурентоспособность экономики в значительной, если не в определяющей степени, зависят от того, насколько оптимальна ее структура, предпринимаемы меры в сфере модернизации образования, позволяющие трансформировать нашу образовательную систему, ее движение от индустриальной эпохи к новой экономике, экономике постиндустриального, информационного общества дают возможность гибко, системно подойти к процессу управления образованием и оптимизировать структуру подготовки кадров в соответствии с изменяющейся структурой инновационной экономики.

Вместе с тем экономический рост может быть обеспечен лишь за счет повышения производительности труда на основе эффективных инноваций и структурных сдвигов — перераспределения трудовых ресурсов между воспроизводственными секторами и экономическими видами деятельности. По данным долгосрочного прогноза [5], при реализации инновационно-прорывного сценария в 1,5 раза повысится доля инновационно-инвестиционного сектора, прежде всего науки и машиностроения, что позволит осуществлять инновационное обновление экономики преимущественно с использованием отечественных технологий и инвестиционного оборудования. В основном стабилизируется доля

занятых в потребительском секторе, а в энергосырьевом несколько возрастет в связи с исчерпанном ряда лучших месторождений. Основным резервом рабочей силы станет сектор инфраструктуры (особенно торговля и управление), что может быть достигнуто на основе целенаправленного государственного регулирования торговых наценок, развития электронной торговли и жестких мер по сокращению непомерно разросшегося госаппарата в управлении.

Мировой опыт подтверждает, что современное высокотехнологичное производство может базироваться только на процессах интеграции научных, инновационных и производственных предприятий различных типов. Научно-технический прогресс движется сегодня не разрозненными предприятиями, а их объединениями, группами, кластерами и сетями с горизонтальными, вертикальными и региональными связями, что в свою очередь требует подготовки кадров соответствующего уровня, расширяя перечень новых профессий.

Предпринимаемые меры в сфере модернизации образования, позволяющие трансформировать нашу образовательную систему, ее движение от индустриальной эпохи к новой экономике, экономике постиндустриального, информационного общества дают возможность гибко, системно подойти к процессу управления образованием и оптимизировать структуру подготовки кадров в соответствии с изменяющейся структурой инновационной экономики.

На сегодняшний день многие ученые логически обосновывают траекторию развития отечественной образовательной системы на перспективу, связанную с инновационным подходом к реформе образования, заключающегося не в том, чтобы система образования подстраивалась под рынок труда, а в том, чтобы она сама являлась источником и генератором новых идей, инновационных решений, прорывных технологий. Проблема подготовки инновационных кадров для новой экономики, в том числе специалистов в сфере государственных закупок, является наиболее значимым направлением российского образования. И если с учетом сегодняшних реалий мы вынуждены говорить об ориентации образования на рынок труда, то это лишь программа-минимум. Естественно, что программа-максимум заключается в создании такой образовательной системы, которая задавала бы векторы инновационного развития экономики и общества, предвосхищала сигналы рынка труда, готовя людей для работы в экономике будущего. Работа должна проводиться системно и быть ориентирована на прогрессивные задаваемые тенденции.

Понимая, что будущее российской экономики, ее положение в мировом пространстве зависит от того, в какой мере государству и бизнесу, науке и образованию удастся эффективно использовать благоприятные факторы и конкурентные преимущества и одновременно

нейтрализовать неблагоприятные факторы и ограничения, возможно будет совершить инновационный прорыв в технологии и экономику XXI столетия.

Библиографический список

1. Гуцелюк Е.Ф. Подготовка кадров для госзакупок: формальная потребность или осознанная необходимость?

2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

3. Мониторинг соблюдения ФЗ-94 [Электронный ресурс]: Институт управления ... А.Б. Соловьева [сайт]. URL: www.cnews.ru.

4. Рабочая книга андрагога / под ред. С.Г. Вершловского. СПб, 2000.

5. КузыкБ.Н., ЯковецЮ.В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года. М.: Институт экономических стратегий, 2006. 432 с.

I. Sizova, O. Ivanova

Optimization of management by formation of structure of a professional training in sphere of the public procurement

The article considers the optimization of management by formation of structure of a professional training in Russia, special attention is paid to the public procurement.

Key words: a professional training, formation, the state purchases, accommodation of

orders.

УДК 338.186-027.236(470.319)

О.В. Иванова, аспирант кафедры «Мировая экономика» Орловского государственного технического университета, 8-920-288-06-49, olya1984@list.ru, (Россия, Орел, ОрелГТУ)

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Приводится методика комплексной оценки эффективности государственных закупок Орловской области. Методика представляет собой общую модель расчетов, позволяющих произвести всестороннюю оценку эффективности государственных закупокрегиона.

Ключевые слова: методика, государственные закупки, оценка

эффективности.

Методика комплексной оценки эффективности государственных закупок Орловской области предназначена для оценки деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.