Научная статья на тему 'Методика комплексной оценки эффективности государственных закупок Орловской области'

Методика комплексной оценки эффективности государственных закупок Орловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4457
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / A TECHNIQUE / THE STATE PURCHASES / AN ESTIMATION OF EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова O. B.

Приводится методика комплексной оценки эффективности государственных закупок Орловской области. Методика представляет собой общую модель расчетов, позволяющих произвести всестороннюю оценку эффективности государственных закупокрегиона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова O. B.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of the complex estimation of efficiency of the state purchases of the Oryol region

The article describes the method of the complex estimation of efficiency of the state purchases of the Oryol region. The method represents the general model of the calculations, allowing to make an all-round estimation of efficiency of the state purchases of the region.

Текст научной работы на тему «Методика комплексной оценки эффективности государственных закупок Орловской области»

нейтрализовать неблагоприятные факторы и ограничения, возможно будет совершить инновационный прорыв в технологии и экономику XXI столетия.

Библиографический список

1. Гуцелюк Е.Ф. Подготовка кадров для госзакупок: формальная потребность или осознанная необходимость?

2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

3. Мониторинг соблюдения ФЗ-94 [Электронный ресурс]: Институт управления ... А.Б. Соловьева [сайт]. URL: www.cnews.ru.

4. Рабочая книга андрагога / под ред. С.Г. Вершловского. СПб, 2000.

5. КузыкБ.Н., ЯковецЮ.В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года. М.: Институт экономических стратегий, 2006. 432 с.

I. Sizova, O. Ivanova

Optimization of management by formation of structure of a professional training in sphere of the public procurement

The article considers the optimization of management by formation of structure of a professional training in Russia, special attention is paid to the public procurement.

Key words: a professional training, formation, the state purchases, accommodation of

orders.

УДК 338.186-027.236(470.319)

О.В. Иванова, аспирант кафедры «Мировая экономика» Орловского государственного технического университета, 8-920-288-06-49, olya1984@list.ru, (Россия, Орел, ОрелГТУ)

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Приводится методика комплексной оценки эффективности государственных закупок Орловской области. Методика представляет собой общую модель расчетов, позволяющих произвести всестороннюю оценку эффективности государственных закупокрегиона.

Ключевые слова: методика, государственные закупки, оценка

эффективности.

Методика комплексной оценки эффективности государственных закупок Орловской области предназначена для оценки деятельности

государственных заказчиков с точки зрения эффективности, законности, дисциплины исполнения ими государственных функций по обеспечению государственных нужд Орловской области в товарах, работах, услугах.

В рамках методики проводится оперативная оценка эффективности отдельных закупок и комплексный анализ работы государственных заказчиков.

Существует традиционная оценка — оценка эффективности расходования бюджетных средств по конкретной закупке. Данная оценка позволят оперативно определить, какова экономия бюджетных средств по каждой конкретной закупке. При этом система размещения заказов здесь не оценивается и не анализируется. Поэтому наряду с оперативной оценкой вводится аналитическая комплексная оценка, позволяющая оценивать не отдельные размещения заказов, а всю их систему в целом, оценивать не только экономию денежных средств, но и целый комплекс показателей эффективности системы закупок, в частности планирование, определение начальной цены, средние отклонения цен контрактов от среднеотраслевых, соблюдение законодательства при размещении заказов, исполнение контрактов.

Оба вида оценки применяются параллельно — оперативная по каждой закупке, аналитическая — комплексно, по итогам отчетного периода по отдельным заказчикам, отраслевым департаментам, отраслям закупок, в целом по системе государственных закупок Орловской области.

Эффективность каждой конкретной закупки, осуществленной в сфере государственных закупок, предлагается оценивать двумя методами. В первую очередь эффективность может быть оценена путем определения экономии денежных средств, достигнутой в процессе реализации конкурсных процедур. Экономия определяется в процентах от начальной цены контракта. Второй метод заключается в расчете показателя комплексной оценки эффективности, учитывающего ряд факторов, обладающих собственными весами, значения которых определяются по расчетным формулам либо методом экспертных оценок. На практике должны применяться оба метода, как дополняющие друг друга и отражающие различные стороны эффективности закупки.

Расчет экономии по первому методу производится исходя из конечной цены контракта и цены контракта. После этого дается оценка полученной экономии, приводятся конкретные рекомендации по увеличению экономии в ходе закупок.

Экономическая эффективность в сфере размещения государственного заказа определяется через соотношение экономического эффекта от размещения государственного заказа и материальных затрат, понесенных в связи с достижением данного эффекта.

При этом показатель экономического эффекта (абсолютной экономии бюджетных средств — основной показатель экономической

эффективности закупок) рассчитывается как разница между начальной и фактической ценой контракта.

Показатель эффективности E рассчитывается по формуле:

C - С

Е = ^ х 100%, (1)

^нач

где Снач — начальная цена контракта; Скон — цена, по которой

заключается контракт.

В зависимости от значения показателя эффективности закупке дается оценка эффективности, в соответствии с которой при необходимости выбираются мероприятия по ее повышению (табл. 1). Значения контрольных показателей п1, п2, п3, п4, п5 устанавливаются госорганом заранее экспертным путем исходя из имеющейся статистики проведения конкурсных торгов и специфики объекта закупки. Для примера в статье (табл. 1) приведены значения показателей, применяемые Департаментом экономики Орловской области при осуществлении государственных закупок.

По данной методике признается неэффективной любая неконкурентная закупка (закупка из единственного источника, закупка по итогам котировок и торгов с одним участником). Данная методика не может быть применена для закупок, являющихся неконкурентными по определению (услуги или продукция естественных монополистов). Недостатком использования только этой методики является то, что она не отражает в полной мере степени эффективности закупок и может применяться только для оперативного анализа. При такой оценке из анализа выпадает ряд важнейших показателей — уровень конкурентности, соблюдение законодательства при размещении заказов, дисциплина планирования и исполнения контрактов. Кроме того, имеются изъяны при расчете экономии относительно начальной цены контракта, поскольку такой расчет не учитывает обоснованности определения начальной цены и реальных рыночных условий ценообразования.

Таблица 1

Оценка эффективности государственных закупок

Значение показателя эффективности (%) Оценка эффективности закупки Необходимые действия

Е = 0 (единственный участник, нет участников, закупка вне конкурсных процедур) Неэффективна Изучение рынка Привлечение поставщиков

Е < 3% (п1) Низкая эффективность Изучение рынка Привлечение поставщиков Возможно, очень точно

определена начальная цена контракта Возможен предварительный сговор между участниками торгов

3%(и1) < Е < 7%(и2) Нормативная эффективность Не нуждается в особых действиях

7%(и2) < Е < 11% (и3) Эффективность выше средней Проверка обоснованности начальной цены

11% (и3) < Е < 15% (и4) Высокая эффективность Особое внимание к исполнению контракта поставщиком

Е > 15% (п5) Необоснованная эффективность Проверка обоснованности начальной цены Особое внимание к исполнению контракта победителем

Поэтому вводится комплексная аналитическая оценка эффективности государственных закупок Орловской области. По итогам отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) рассчитывается комплексный показатель эффективности закупок всех государственных заказчиков Орловской области.

Для определения комплексного показателя применяются наиболее важные показатели, демонстрирующие главные составные части проведения закупок и дающие возможность формализовать подход к оценке эффективности, несмотря на особенности тех или иных заказчиков и отраслей размещения заказа.

Указанные показатели характеризуют все стадии процесса размещения заказа — планирование, размещение заказа, исполнение контракта — и дают наиболее полное представление о состоянии размещения заказов.

К1 — экономия при размещении заказов

Показатель характеризует степень эффективности проводимых закупок с точки зрения экономии денежных средств. При этом для сравнения должна применяться не начальная цена контракта (которая может быть определена неверно), а средние сложившиеся по отрасли цены предложений участников (учитываются в относительных величинах — проценте снижения начальной цены).

Е

К1 = — х Ю(баллы), (2)

А

где Е — достигнутая экономия при закупках за отчетный период; А — средняя экономия по конкретной отрасли размещения заказов.

Достигнутая экономия Е вычисляется по формуле:

где £Дс — сумма средних цен предложений поставщиков (в случае

конкурсов, котировок — средние цены, указанные в заявках, в случае аукционов — цены предложений всех участников аукциона) в целом за период по заказчику (либо за период по заказчику по отрасли размещения). В случае отсутствия предложений, кроме предложения, по которому заключен контракт, для расчета принимается начальная цена контракта; — сумма цен предложений, по которым заключен контракт в целом за

период по заказчику (либо за период по заказчику по отрасли размещения).

Для определения средней экономии по конкретной отрасли размещения заказа применяется аналогичная формула:

где 8Цс_отр — сумма средних цен предложений поставщиков по всем

закупкам по конкретной отрасли; 8Цк_отр — сумма всех цен контрактов,

заключенных по итогам размещения заказов по конкретной отрасли.

К2 — соблюдение законодательства при размещении заказов

Показатель учитывает наличие установленных нарушений размещения заказов у заказчика в течение каждого квартала.

Важность показателя определяется тем, что отсутствие нарушений и возможных злоупотреблений — неотъемлемая и важнейшая часть построения эффективной системы государственных закупок.

При отсутствии в отчетном периоде нарушений у заказчика значение критерия к2 = 10 баллам.

В случае установления нарушений при размещении заказов в отчетном периоде значение критерия определяется по формуле:

где Кн — количество выявленных нарушений в отчетном периоде; К3 —

фактическое количество размещенных заказов в отчетном периоде, если оно больше или равно 10 (при количестве размещенных заказов в отчетном периоде менее 10 оно принимается равным 10).

При отрицательном значении показателя К2 ему присваивается значение 0 баллов.

Учитываются нарушения, установленные по итогам проверок, рассмотрения жалоб участников размещения заказа, также зафиксированные нарушения размещаемой на официальном сайте

(4)

Цк-отр

К 2 = 10 х (1-------------н-)

к/

(5)

информации и доведенные до органа исполнительной власти в письменной форме.

КЗ — выполнение планов при размещении заказов

Показатель оценивает систему планирования каждого заказчика. Выявляется наличие отклонений в фактически проведенных закупках от плана — наличие незапланированных закупок, непроведение

запланированных закупок, нарушение сроков проведения закупок.

Базовое значение — К3 = 10.

При наличии отклонений фактических размещений заказа от плановых, в частности наличие внеплановых размещений; нарушение сроков размещений; неразмещение запланированных заказов, К3 = 0.

К4 — дисциплина исполнения контрактов

Для оценки эффективности закупки необходимо оценить основную цель размещения заказа — получение тех благ, для которых оно и проводилось. Поэтому в систему показателей оценки вводится показатель оценки исполнения контрактов. Базовое значение

показателя К4 = 10 баллам. При наличии нарушений дисциплины при заключении и исполнении контрактов, в частности при незаключении контракта, несоблюдении сроков передачи контракта на подписание, несоблюдении обязательств по контракту, несоблюдении сроков уведомления об исполнении (расторжении) контракта, значение показателя принимается равным нулю.

К5 — доля конкурентных закупок

Учитывается доля закупок в общем объеме, проведенная путем проведения торгов либо запросов котировок цен у оцениваемого заказчика в сравнении со средним показателем по всем заказчикам.

Важность показателя определяется тем, что только конкурентные закупки позволяют обеспечить экономическую эффективность системы государственных закупок, сокращение доли закупок у единственного источника — одна из наиболее важных составляющих эффективности.

Увеличение удельного веса конкурентных процедур закупок в общем количестве проведенных процедур является приоритетным направлением.

В случае, когда закупка является конкурентной, значение показателя К5 = 10 . Если закупка производится у единственного поставщика по итогам котировок и торгов с одним участником, то значение показателя К5 = 0.

Кб — обоснованность определения начальной цены контрактов

Показатель эффективности расходования средств необходимо дополнить показателем обоснованности определения начальной цены контракта. Сложилась практика, когда начальная цена контракта определяется не на основе реальной рыночной конъюнктуры, а иными путями — произвольно, исходя из имеющихся лимитов бюджетных ассигнований, только из опыта предыдущих закупок и т. п. Показатель позволяет определить, насколько верно заказчик определяет начальные

цены контрактов и оценивает, насколько велико отклонение начальной цены контракта от среднеотраслевой.

Рассчитывается отклонение определенной заказчиком начальной цены контракта от средней цены контракта, предложенной участниками размещения заказа.

В случае, если отклонение не превышает средней экономии по отрасли, К6 = 10.

В случае наличия указанного отклонения применяются понижающие коэффициенты:

Отклонение до 5 % — К6 = 10 • 0,9.

Отклонение до 10 % — К6 = 10 • 0,8.

Отклонение до 15 % — К6 = 10 • 0,7 .

Отклонение до 20 % — К6 = 10 • 0,6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отклонение свыше 20 % — К6 = 0.

К7 — квалификация членов комиссии по размещению заказов для государственных нужд

При оценке эффективности работы в сфере размещения заказов немаловажную роль играет квалификация специалистов, обеспечивающих организацию государственных закупок, компетенцию лиц принимающих решение о результатах размещения заказов, в том числе членов конкурсных (аукционных) комиссий и их председателей.

Согласно ч. 3 ст. 7 94-ФЗ в ред. 218-ФЗ с 01 января 2009 г. в состав любой комиссии должны обязательно включаться лица, прошедшие соответствующее обучение [1]. Однако минимальное количество высококвалифицированных кадров не всегда является достаточным для осуществления эффективных государственных закупок. В связи с чем предлагается установить допустимое значение количества высококвалифицированных кадров, входящих в утвержденную руководителем комиссию Кк, отражающее уровень квалификации кадров. Нормативным значением следует считать результат, при котором Кк > 50%. При соблюдении данного условия К7 = 10.

Значение критерия Кк определяется по формуле:

К = ^ • 100%, (6)

К у ? V /

Кок

где Ккс — количество сотрудников органа исполнительной власти, входящих в утвержденную руководителем комиссию по размещению заказов для государственных нужд и прошедших соответствующее обучение и повышение квалификации; Кок — общее количество сотрудников органа исполнительной власти, входящих в утвержденную руководителем комиссию по размещению заказов для государственных нужд.

В случае, когда Кк < 50%, используются следующие понижающие коэффициенты:

если 40 < Кк < 50, то К7 = 10 • 0,9; если 30 < Кк < 40, то К 7 = 10 • 0,8; если 20 < Кк < 30, то К7 = 10 • 0,7; если 10 < Кк < 20, то К7 = 10 • 0,6; если 1 < Кк < 10, то К7 = 10 • 0,5; если Кк < 1, то К7 = 0.

Кроме описанных показателей, могут вводиться и другие показатели, отражающие экономические и неэкономические эффекты процесса государственных закупок.

Показатель комплексной оценки К рассчитывается путем

суммирования значений по каждому показателю с учетом их весовых коэффициентов по формуле:

К = К1 х у1 + К2 х V2 + К3 х у3 +... + Кп х уп . (7)

Весовые коэффициенты у1, у2...уп показателей определяются

экспертным путем исходя из сравнительной значимости каждого показателя комплексной оценки. При этом сумма всех весовых коэффициентов должна равняться единице.

По результатам расчета показателя комплексной оценки производится оценка эффективности государственных закупок. При этом используется балльная шкала (табл. 2).

Таблица 2

Балльная шкала оценки итогового показателя

Итоговый показатель комплексной оценки ( К ), в баллах Оценка эффективности деятельности

8 < К Эффективная

6 < К < 8 Умеренно эффективная

5 < К < 6 Неэффективная

К < 5 Неудовлетворительная

Апробация второй предложенной методики оценки эффективности государственных закупок (на материалах Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области) проводилась по результатам проведения торгов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд главными распорядителями средств бюджета Орловской области в 2009 г.

Для примера рассмотрим конкретную государственную закупку Областным государственным учреждением здравоохранения «Орловская областная клиническая больница» на выполнение работ по прокладке силовых кабелей для подключения медицинского оборудования

Регионального сосудистого центра, проведенную 12 ноября 2009 г. в форме аукциона [2]. Начальная цена контракта составила 1 500 000 руб. Цена, по которой был заключен контракт — 1 470 000 руб. Экономия, рассчитанная по формуле (3), составила 2,04 %. Согласно имеющейся статистике на 2009 г. средняя экономия по отрасли составила 5,6 %. Значение показателя К1, рассчитанное по формуле (2), составило 3,64 балла.

В ходе проведения закупки не было допущено нарушений действующего на предприятии регламента проведения закупок. Поэтому значение показателя К2 принимаетсяравным 10 баллам.

Закупка произведена в строгом соответствии с планом, показатель К3 равен 10 баллам.

Контракт был подписан в срок, обязательства по нему исполнены полностью и в срок — показатель К4 равен 10 баллам.

Закупка совершенна на основе аукциона и является конкурентной, значение К 5 = 10 .

Отклонение начальной цены контракта от средней цены предложений не превысило 5 %, поэтому значение показателя К6 = 9 баллов.

Члены комиссии по размещению заказов имеют высокий и достаточный уровень квалификации. Значение показателя К7 = 10 баллов.

Исходя из сравнительной значимости каждого показателя комплексной оценки экспертным путем были определены весовые коэффициенты для расчета итогового коэффициента:

у1 = 0,2; у2 = 0,2; у3 = 0,1; у4 = 0,15; у5 = 0,1, у6 = 0,1, у7 = 0,15.

Значение итогового показателя рассчитывается по формуле (7) с учетом весовых коэффициентов.

К = 3,64 • 0,2 +10 • 0,2 +10 • 0,1 +10 • 0,15 +10 • 0,1 + 9 • 0,1 +10 • 0,15 = 8,628.

Следовательно с результатом 8,628 баллов (табл. 2) данная

государственная закупка относится к максимальной степени

эффективности.

Предложенная методика предназначена для государственных заказчиков и позволяет оценивать эффективность проводимых

государством закупок, необходимых для удовлетворения собственных нужд, отслеживать динамику итогового показателя за определенный промежуток времени, дает возможность находить «проблемные» места в закупочной деятельности государства путем выявления причин снижения эффективности закупок, а также повышать дисциплину исполнения контрактов. Наличие формализованного алгоритма дает возможность автоматизации расчета показателей в рамках осуществления

государственных закупок в Орловской области.

Библиографический список

1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

2. Портал Государственных Закупок управления экономики администрации Орловской области. URL: www.adm.orel.ru/pgz.

O.V. Ivanova

Method of the complex estimation of efficiency of the state purchases of the Oryol

region

The article describes the method of the complex estimation of efficiency of the state purchases of the Oryol region. The method represents the general model of the calculations, allowing to make an all-round estimation of efficiency of the state purchases of the region.

Key words: a technique, the state purchases, an estimation of efficiency.

УДК 338.45

В.М. Тихобаев, д-р экон. наук, проф., (4872)41-36-35, matrix.balanse@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ДВУХУРОВНЕВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖПРОДУКТОВЫХ СВЯЗЕЙ

Исследуются возможности повышения качества управления в иерархической системе за счет трех принципов: межотраслевой

сбалансированности, управления по отклонению в реальном времени, технологической однородности выпускаемой продукции.

Ключевые слова: иерархическая система, межотраслевой баланс,

управление по отклонению в реальном времени, технологическая однородность, системная динамика.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Новые балансовые модели, ориентированные нарынок», проект № 10-02-71203а/Ц.

Существующие модели планирования и регулирования пропорций учитывают взаимодействия лишь на межотраслевом уровне, в то время как каждая чистая отрасль обычно включает набор технологически

однородных продуктов. Внутриотраслевое управление неизбежно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.