Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)'

УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Инновационно-технологическая среда / региональная экономики / управление / промышленность / Innovation and technological environment / regional economy / management / industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирилл Александрович Соловейчик, Анна Георгиевна Николаева, Павел Александрович Аркин

В статье рассмотрены вопросы управления региональной технологической политикой развития промышленности, что невозможно в современных условиях без инноваций, в первую очередь перспективных научных исследований техники и технологии. Спецификой Санкт-Петербурга является большое число крупных промышленных предприятий и университетов, ориентированных на федеральные заказы и рынок ЕАЭС, поэтому Правительству Санкт-Петербурга удавалось в большей степени концентрироваться на создании эффективной инновационно-технологической среды для малого и среднего предпринимательства. В настоящей статье рассмотрены вопросы управления техно-логической политикой в части промышленных предприятий на примере Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кирилл Александрович Соловейчик, Анна Георгиевна Николаева, Павел Александрович Аркин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL TECHNOLOGY POLICY MANAGEMENT OF INNOVATIVE INDUSTRY DEVELOPMENT (USING THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG)

The article considers the issues of managing the regional technological policy of industrial de-velopment, which is impossible in modern conditions without innovations, primarily without promising scientific research in the fields of engineering and technology. The specifics of St. Petersburg are a large number of large industrial enterprises and universities focused on federal orders and the EAEU market, thus helping the Government of St. Petersburg to concentrate more on creating an effective innovative and technological environment for small and medium-sized businesses. This article examines the issues of technology policy management in terms of industrial enterprises using the example of St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)»

Соловейчик К.А., Николаева А.Г., Аркин П.А.

УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы управления региональной технологической политикой развития промышленности, что невозможно в современных условиях без инноваций, в первую очередь перспективных научных исследований техники и технологии. Спецификой Санкт-Петербурга является большое число крупных промышленных предприятий и университетов, ориентированных на федеральные заказы и рынок ЕАЭС, поэтому Правительству Санкт-Петербурга удавалось в большей степени концентрироваться на создании эффективной инновационно-технологической среды для малого и среднего предпринимательства. В настоящей статье рассмотрены вопросы управления технологической политикой в части промышленных предприятий на примере Санкт-Петербурга.

Ключевые слова. Инновационно-технологическая среда, региональная экономики, управление, промышленность.

Soloveichik K.A., Nikolaeva A.G., Arkin P.A.

REGIONAL TECHNOLOGY POLICY MANAGEMENT OF INNOVATIVE INDUSTRY DEVELOPMENT (USING THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG)

Abstract. The article considers the issues of managing the regional technological policy of industrial development, which is impossible in modern conditions without innovations, primarily without promising scientific research in the fields of engineering and technology. The specifics of St. Petersburg are a large number of large industrial enterprises and universities focused on federal orders and the EAEU market, thus helping the Government of St. Petersburg to concentrate more on creating an effective innovative and technological environmentfor small and medium-sized businesses. This article examines the issues of technology policy management in terms of industrial enterprises using the example of St. Petersburg.

Keywords. Innovation and technological environment, regional economy, management, industry. Введение

Управление региональной технологической политикой развития промышленности невозможно в современных условиях без инноваций, в первую очередь перспективных научных исследований техники и

ГРНТИ 06.54.01 EDN TKUBPE

© Соловейчик К.А., Николаева А.Г., Аркин П.А., 2024

Кирилл Александрович Соловейчик - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Процессы управления наукоемкими производствами» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга. Анна Георгиевна Николаева - кандидат технических наук, доцент кафедры маркетинга и логистики Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Павел Александрович Аркин - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Процессы управления наукоемкими производствами» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Контактные данные для связи с авторами (Аркин П.А.): 197376, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, дом 5 (Russia, St. Petersburg, Karpovka river emb., 5). Тел.: +7 (812) 234-85-95. E-mail: arkinp@mail.ru. Статья поступила в редакцию 30.04.2024.

технологии [1]. В этих условиях с целью стимулирования роста глубины передела промышленной продукции в субъектах Российской Федерации [2] крайне важно создание эффективной инновационно-технологической среды в каждом регионе. Спецификой Санкт-Петербурга является большое число крупных промышленных предприятий и университетов, ориентированных на федеральные заказы и даже рынок ЕАЭС, поэтому Правительству Санкт-Петербурга удавалось в большей степени концентрироваться на создании эффективной инновационно-технологической среды для малого и среднего предпринимательства, чему посвящены ряд предыдущих публикаций [3, 4]. В настоящей статье рассмотрены вопросы управления технологической политикой в части промышленных предприятий на примере Санкт-Петербурга, где под промышленными предприятиями понимаются организации, осуществляющие промышленное производство.

Сущность технологической политики развития промышленности Санкт-Петербурга Технологическая политика развития промышленности Санкт-Петербурга на период до 2030 года (далее - Технологическая политика) разработана в целях реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 [5], Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 № 1315-р [6], Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 [7] (далее - Стратегия-2035), а также Концепции научно-технологического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, утвержденной Губернатором Санкт-Петербурга Бегловым А.Д. 22.03.2021, нашедшей отражение в ряде нормативных правовых актов и нормативных актов органов государственной исполнительной власти Санкт-Петербурга [8, 9, 10, 11, 12] (далее - Концепция НТР СПб 2030).

Технологическая политика направлена на выявление и внедрение перспективных технологий в целях развития ведущих отраслей промышленности Санкт-Петербурга, выявление ключевых трендов инновационно-технологического и инновационного развития промышленности, а также определение подходов, механизмов, инструментов и мер реализации Технологической политики. Ведущие отрасли промышленности Санкт-Петербурга определены Промышленной политикой Санкт-Петербурга на период до 2025 года, нашедшей отражение в ряде нормативных правовых актов и нормативных актов органов государственной исполнительной власти Санкт-Петербурга [13, 14, 15] (далее - Промышленная политика).

Ожидаемым результатом реализации Технологической политики является существенное увеличение расходов на исследования и разработки в отраслях обрабатывающей промышленности Санкт-Петербурга в целях обеспечения устойчивого форсированного роста объемов отгрузки инновационной продукции. Основные аспекты Технологической политики сформированы экспертным сообществом в рамках бизнес-форума в сфере технологий и инноваций Баркемп «Национальная технологическая революция 20.35» (7-8 ноября 2023 года, Санкт- Петербург), по итогам выступлений и встреч с руководителями крупнейших компаний с государственным участием и государственных корпораций (далее -госкомпании и госкорпорации), осуществляющих деятельность на территории Санкт-Петербурга (ПАО «Газпром», АО «ОСК», ПАО «Силовые машины», АО «АвтоВАЗ», ГК «Ростех» и др.), а также рассмотрены на заседании Президиума Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга.

Технологическая политика реализуется в один этап в период с 2024 года по 2030 год с учетом трёхлетнего цикла бюджетного планирования. Технологическая политика является основополагающим документом для разработки и актуализации государственных программ инновационно-технологического развития Санкт-Петербурга и планирования деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Ключевыми глобальными вызовами и трендами технологического развития в стратегической перспективе являются: цифровая трансформация; углеродная нейтральность; технологический суверенитет.

Управление технологической политикой развития промышленности Санкт-Петербурга В условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию в части запрета на трансфер технологий и поставки высокотехнологичной промышленной продукции (более подробно - в работах многих

авторов, например [16, 17, 18, 19]) ключевым стратегическим вызовом является достижение технологического суверенитета отечественной промышленности по сквозным и критическим технологиям. Преодоление технологической зависимости от недружественных стран по широкому спектру промышленной продукции и технологий является неотъемлемым условием обеспечения комплексной безопасности государства (лекарственной, продовольственной, энергетической и др.). На технологическое развитие промышленности Санкт-Петербурга также оказывают влияние следующие негативные факторы:

• нарушение функционирования производственных систем и производственных процессов (разрыв производственных цепочек) под воздействием санкционных ограничений в области технологий;

• ограничение развития научных исследований и разработок из-за сужения возможностей взаимодействия с иностранными компаниями;

• низкая активность в создании и обороте результатов интеллектуальной деятельности, а также разработке высокотехнологичной продукции, незавершенные циклы НИР и ОКР;

• низкая мотивация разработчиков инновационных технологических решений к внедрению их в производственный цикл в силу слабой защищенности технологических предпринимателей, недостатка финансовых ресурсов и недостаточной емкости внутреннего рынка высокотехнологичной продукции;

• моральный и физический износ средств производства, ускоряющийся в связи с прекращением регулярного обслуживания и поставок импортных запасных частей;

• сокращение или полное прекращение поставок и технического обслуживания научно-исследовательского и производственного оборудования;

• нарушение безопасности инфраструктуры и информационной безопасности;

• ограничение доступа к международным патентным базам.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в условиях ускорения научно-технологического и инновационного развития для Санкт-Петербурга открываются новые возможности:

• появление новых и расширение существующих продуктовых ниш в связи с уходом иностранных производителей;

• локализация производств в высокотехнологичных отраслях в условиях сокращения импорта и ухода иностранных компаний;

• использование и внедрение имеющихся научных результатов, масштабирование производств и выход на серийное (массовое) производство;

• привлечение к масштабным задачам технологического развития профессиональных инженерно-технических кадров и коллективов;

• увеличение объема продаж высокотехнологичной продукции на внутреннем рынке;

• существенный потенциал в области разработки и вывода на российский и зарубежные рынки высокотехнологичной продукции, высокий экспортный потенциал в дружественных странах;

• реализация научно-технических заделов и результатов научных разработок, создаваемых в образовательных и научно-исследовательских организациях.

Текущая ситуация в сфере технологического развития характеризуется следующими данными. По состоянию на 2022 год в Санкт-Петербурге инновационную деятельность осуществляло 675 организаций, в том числе 262 промышленных предприятия обрабатывающей промышленности. Совокупный объем отгруженной инновационной продукции в 2022 году составил 501,8 млрд рублей, что на 20% меньше, чем в 2021 году. Спад объема отгруженной инновационной продукции в 2022 году связан с последствиями санкционного давления на Российскую Федерацию и закрытием ряда высокотехнологичных промышленных производств, собственниками которых являлись компании из недружественных стран, в первую очередь автомобильных. В связи с этим, доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающих производств в 2022 году существенно сократилась и составила всего 11,8%, что на 8,1 п.п. ниже, чем в 2020 году.

По той же причине в 2022 году произошло сокращение затрат на инновационную деятельность до 145,8 млрд рублей, что на 8% меньше, чем в 2021 году. Доля затрат на инновационную деятельность промышленных предприятий обрабатывающей промышленности сократилась на 9,8 п.п. с 36,9% до 27,1%, а доля сегмента науки увеличилась на 10,4 п.п. до 45,1%. Объем затрат на инновационную деятельность в сегменте обрабатывающей промышленности в 2022 году составил 39,5 млрд рублей, 76%

из которых - собственные средства промышленных предприятий, 19% - средства федерального бюджета. Удельный вес затрат на инновационную деятельность в объеме отгруженных товаров в обрабатывающих отраслях промышленности составляет всего 1,7%, в сегменте науки - 43%.

Таким образом, в последние годы наблюдается тенденция к формированию диспропорции инновационной активности в пользу научного сегмента деятельности относительно обрабатывающей промышленности. Данная диспропорция требует корректировки путем повышения инновационной активности промышленных предприятий. Тенденция к снижению инновационной активности организаций Санкт-Петербурга также подтверждается негативной динамикой коэффициента изобретательской активности на изобретения и полезные модели, значение которого за период 2019-2022 годы сократилось почти в 2 раза с 8,05% до 4,74 %.

На фоне снижения инновационной активности промышленных предприятий отмечается положительная динамика в части создания и использования передовых производственных технологий (ППТ). В 2022 году было разработано 325 ППТ, в том числе 30 ППТ, являющихся принципиально новыми, что более чем в два раза превышает показатель 2019 года (157 ППТ). Количество используемых ППТ в 2022 году составило 13,3 тысяч в 501 организации, что больше, чем в 2019 году на 34% и 13%, соответственно. Большая часть ППТ используется в отраслях обрабатывающей промышленности - 8 тысяч ППТ на 237 промышленных предприятиях, при этом почти в половине случаев разработка ППТ осуществляется в сегменте научно-образовательных организаций (146 из 325 ППТ).

По итогам 2023 года объем венчурного рынка Российской Федерации сократился в 22 раза и составил 117,3 млн условных единиц ($). При этом, доля иностранного капитала сократилась с 35% до 2%, а доля государственных корпораций и фондов - с 23% до 9%. Основная доля венчурных инвестиций (88%) на сегодняшний день осуществляется за счет средств частных инвесторов. В части технологических направлений подавляющий объем венчурных инвестиций осуществляется в сквозные технологии (ИИ, большие данные, машинное обучение) и разработку новых материалов, на данные направления приходится почти 90% инвестиционных вложений инвесторов.

Таким образом, можно констатировать, что организованный рынок венчурного капитала в настоящее время практически отсутствует, а объем венчурных инвестиций не соответствует задачам технологического развития промышленности. В рамках реализации Технологической политики необходимо создать условия для восстановления рынка венчурного капитала и существенного увеличения малых технологических компаний, малых инновационных предприятий и стартапов, реализующих проекты в интересах промышленности и реальных секторов экономики.

За период 2019-2022 гг. доля инновационных товаров в общем объеме экспортной продукции сократилась более чем в три раза с 17% до 5% и составила 36,1 млрд рублей. В структуре экспорта инновационной продукции 74% занимает продукция обрабатывающих отраслей промышленности, 16% -продукция и услуги научно-исследовательского сегмента и 9% - разработчики программного обеспечения. Таким образом, в последние годы наблюдается устойчивый негативный тренд на сокращение объемов экспорта инновационной продукции как в абсолютном, так и в относительном выражении, нивелирование которого предполагает переориентацию экспортных потоков и выстраивание устойчивого международного научно-технического сотрудничества с дружественными странами, в том числе в рамках интеграционных объединений ШОС, БРИКС. ЕАЭС и др.

Цель реализации Технологической политики - сфокусироваться и поддержать технологии и технологические решения тех продуктов, которые производятся на промышленных площадках Санкт-Петербурга. Когда говорим о технологиях, то, в первую очередь, говорим о технологиях, которые используются в продуктах, а также о технологиях, которые используются в производстве этих продуктов и при разработке этих продуктов. Когда говорим о текущей ситуации в Санкт-Петербурге, важным является общая отгрузка продукции, а когда про инновационные технологии - про объем отгруженных инновационных товаров, под которыми понимаются те товары, которые подверглись в течение последних трех лет различной степени технологическим инновационным изменениям.

В Санкт-Петербурге большую роль в отгрузке именно инновационных товаров играла автомобилестроение, которое достаточно быстро сменяло модели и всегда попадало в статистику. Но по объективным причинам с 2021 года таких отгрузок практически нет, поэтому наблюдается серьезное снижение отгрузки инновационных товаров. Предстоит перезагрузка автомобилестроения, поэтому, в принципе, конечно, Санкт-Петербург вернется на прежний уровень.

Основная доля затрат на исследования и разработки осуществляется в Санкт-Петербурге за счет собственных средств (рисунок 1). Это следствие того, что кредиты банков до сих пор практически недоступны и промышленные предприятия собственные средства вкладывают в развитие инноваций. При этом они вкладываются в первую очередь в исследования и разработки, а потом уже в машины и оборудование. Динамика инвестиций в исследования и разработки по сравнению с динамикой увеличения объема отгрузки меньше. Лидерами являются транспортное машиностроение, энергомашиностроение и электроника (рисунок 2). Остальные отрасли показывают меньший объем и меньшую результативность в развитии технологий, что характерно в целом для России.

Рис. 1. Сравнение затрат на инновационную деятельность Российской Федерации и Санкт-Петербурга

Технологии напрямую связаны с нашими разработчиками и инженерами. Кадровая политика развития профессионального образования для промышленности была разделена на две части. Первая касалась высшего образования, вторая - среднего профессионального. Основное внимание последние годы уделялось среднему профессиональному образованию, потому дисбалансы потребности специалистов огромные: Санкт-Петербургу не хватает просто рабочих рук. В части высшего образования ситуация иная. Университеты Санкт-Петербурга имеют мощность гораздо большую, чем требуют наши промышленные предприятия. Выпускают они инженеров для всей страны и возникает только вопрос качества подготовки. В балансе структуры по научным исследованиям все хорошо, потому что на технические специальности приходится порядка 63% выпуска, а по количеству выпущенных предложение существенно превышает спрос промышленных предприятий Санкт-Петербурга.

Для развития интеграции промышленных предприятий и профессионального образования на уровне среднего профессионального образования работает проект «Профессионалитет», а на уровне высшего образования федеральный проект «Передовые инженерные школы». Всего в России 50 отобранных на конкурсной основе передовых инженерных школ, но Президент России В.В. Путин дал поручение Минобрнауки России увеличить их количество до 100. В Санкт-Петербурге три университета, которые в первой волне выиграли этот проект. Так Базовая кафедра «Процессы управления наукоемкими производствами» находится в структуре Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Рис. 2. Инновационная деятельность обрабатывающих производств Санкт-Петербурга

В 2023 году Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга запустил сервис по практикам и стажировкам для студентов технических специальностей на промышленных предприятиях Санкт-Петербурга в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» [20, 21] (расположен на цифровой платформе «Петербург заводской»). Любое промышленное предприятие может указать те направления подготовки и специальности, по которым оно готово принимать на практику студентов, QR-коды с выходом на эту витрину предоставлены всем университетам.

Задача Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга также видится в создании центра компетенций на базе промышленных предприятий, которые будут готовы оказывать инжиниринговые разработки для всех промышленных предприятий Санкт-Петербурга. Перечислим еще ряд предполагаемых мер на региональном уровне:

• продолжение реализации программы субсидий на НИР и ОКР для нужд Санкт-Петербурга;

• возвращение к пониженным налоговым ставкам для малых инновационных предприятий;

• проведение технологических конкурсов и соревнований по различным технологическим направлениям;

• запуск программы субсидий на патентование и сертификацию;

• увязка грантов для студентов, которые дает Комитет по науке и вышей школы, с теми технологическими направлениями, в которых работают наши промышленные предприятия;

• расширение сети технопарков, площадок особых экономических зон и т.д.;

• распространение возможностей субсидирования Фонда развития промышленности на предоставление низкопроцентных займов не только на производственное оборудование, но и на исследовательское и лабораторное оборудование.

На рисунке 3 представлены показатели, на которые необходимо выйти к 2030 году. Технологическая политика содержит в себе анализ текущего состояния промышленности Санкт-Петербурга, в части вложений в исследования и разработки, производства инновационной продукции, инвестиционной активности, а также синхронизированные между собой федеральные и региональные меры поддержки, направленные на развитие и совершенствование промышленных технологий.

Рис. 3. Показатели достижения целей технологического развития Санкт-Петербурга

Заключение

Несмотря на все трудности, которые переживает сегодня как экономика России в целом, так и конкретно Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга последовательно продолжает оказывать всевозможные меры поддержки промышленным предприятиям по разным направлениям, учитывает обратную связь от них и сверяет позиции с федеральными властями. В 2023 году значительно подвинулась работа по созданию эффективной инновационно-технологической среды Санкт-Петербурга. Все это создает условия для развития на промышленных предприятиях Санкт-Петербурга наукоемкого производства [22, 23, 24].

Технологическое развитие промышленности Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с мировыми тенденциями научно-технологического развития в рамках трёх технологических волн, включающих следующие базовые пакеты сквозных и критических технологий:

1. Базовый технологический пакет первой волны: ИИ, большие данные и распределённые реестры; беспроводная связь, интернет вещей и 6G; микроэлектроника и фотоника, гибридная (печатная) электроника; новое индустриальное и общесистемное программное обеспечение; когнитивные технологии; передовые производственные технологии; технологии производства двигателей; технологии повышения добычи ископаемого топлива; ядерная энергетика; технологии доверенного взаимодействия, защита информации.

2. Базовый технологический пакет второй волны: новые материалы и вещества, проточный химический синтез; сенсорика, робототехника и мехатроника; биоинженерия и биотехнологии; водородные технологии; солнечная и гидроэнергетика; технологии накопления, транспортировки и распределения энергии; виртуальная и дополненная реальность.

3. Базовый технологический пакет третьей волны: технологии снижения антропогенного воздействия; малотоннажная химия; виртуальная и дополненная реальность; молекулярная инженерия; нейро-технологии; квантовые технологии; технологии освоения ближнего и дальнего космоса.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Аркин П.А., Рогова Е.М., Соловейчик К.А. Управление развитием технологических ресурсов хозяйственных систем: монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 174 с.

2. СоловейчикК.А., Аркин П.А. Методические вопросы стимулирования роста глубины передела промышленной продукции субъектами Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 25-30.

3. Соловейчик К.А., Левенцов В.А., Аркин П.А. Государственное управление экономикой региона в современных условиях: на примере Санкт-Петербурга: монография. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. 228 с.

4. Соловейчик К.А., Николаева А.Г., Аркин П.А. Управление созданием эффективной региональной ннноваци-онно-технологической среды (на примере Санкт-Петербурга в 2023 году) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2024. № 2 (146). С. 66-76.

5. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 28.02.2024. Дата обращения 14.04.2024.

6. Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года (вместе с "Концепцией технологического развития на период до 2030 года"): Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 № 1315-р // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.05.2023. Дата обращения 14.04.2024.

7. О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года: Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 (ред. от 21.12.2022) // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 20.12.2018. Дата обращения 14.04.2024.

8. О государственной программе Санкт-Петербурга "Экономика знаний в Санкт-Петербурге": Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 496 (ред. от 12.09.2023) // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 15.07.2014. Дата обращения 14.04.2024.

9. Об одобрении проекта соглашения между Российским научным фондом и Правительством Санкт-Петербурга о сотрудничестве в сфере поддержки фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2021 № 790 // Документ опубликован не был. Консультант-плюс https://login.consultant.ru. Дата обращения 14.04.2024.

10. О Порядке предоставления в 2023 году субсидий физическим лицам, являющимся молодыми учеными, молодыми кандидатами наук вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.05.2023 № 492 // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 26.05.2023. Дата обращения 14.04.2024.

11. О Порядке предоставления в 2023 году субсидий на поддержку научных проектов высокой степени готовности, разработанных в интересах отечественного здравоохранения: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.05.2023 № 497 // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 26.05.2023. Дата обращения 14.04.2024.

12. О Порядке предоставления в 2023 году субсидий хозяйственным обществам, имеющим место нахождения в Санкт-Петербурге, создаваемым вузами, бюджетными научными учреждениями и академическими институтами, в целях возмещения затрат, связанных с практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.05.2023 № 487 // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 26.05.2023. Дата обращения 14.04.2024.

13. О промышленной политике в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 08.06.2009 № 221-47 (ред. от 07.12.2023) // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 06.05.2020. Дата обращения 14.04.2024.

14. Об утверждении Порядка предоставления в 2023 году субсидии некоммерческой унитарной организации "Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга" в виде имущественного взноса на осуществление уставной деятельности: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2023 № 1068 (ред. от 08.12.2023) // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа также опубликован не был. Консультант-плюс https://login.consultant.ru. Дата обращения 14.04.2024.

15. Об утверждении Порядка предоставления в 2024 году субсидий в целях возмещения затрат по оказанию услуг банного хозяйства: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.03.2024 № 136 // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 05.03.2024. Дата обращения 14.04.2024.

16. Харламов А.В. Санкции как фактор усиления нестабильности современной мировой экономики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2022. № 2. С. 18-23.

17. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Устойчивость развития российской промышленности в условиях макроэкономического шока и новая промышленная политика // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 10. С. 10371050.

18. Харламов А.В., Харламова Т.Л., Поняева И. Государственное управление инновационным развитием с использованием возможностей импортозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4 (136). С. 69-75.

19. Смешко О.Г., Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Перспективы российской экономики: новые вызовы экономической безопасности и перестройка государственного управления // Экономика и управление. 2022. Т. 28. 6. С. 524-537.

20. Паспорт национального проекта (программы) "Производительность труда и поддержка занятости" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // Документ опубликован не был. Предоставлен системой Консультант-плюс https://login.consultant.ru. Дата обращения 14.04.2024.

21. О направлении паспортов проектов: Письмо Минэкономразвития России от 23.04.2019 № 12608 -ПЗ/Д29и // Документ опубликован не был. Актуальная версия паспорта размещена на официальном сайте Минэкономразвития России в разделе https://economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_proizvoditelnost_

Дата обращения 14.04.2024.

22. Соловейчик К.А., Микитась А.В., Аркин П.А. Методологические подходы к определению терминологии в области наукоёмкого производства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 5 (125). С. 9-18.

23. Соловейчик К.А., Микитась А.В., Аркин П.А. Методические подходы к определению процессов управления наукоёмкими производствами в соответствии с новой номенклатурой научных специальностей // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 1 (133). С. 114-123.

24. Соловейчик К.А., Салкуцан С.В., Аркин П.А. Процессы управления наукоемкими производствами в машиностроении. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2018. 438 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.