Научная статья на тему 'Методологические подходы к определению терминологии в области наукоёмкого производства'

Методологические подходы к определению терминологии в области наукоёмкого производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Наукоемкое производство / инновационная продукция / Фонд содействия инновациям / нормативный правовой акт / определение / High-tech production / innovative products / Foundation for the Promotion of Innovations / regulatory legal act / definition

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирилл Александрович Соловейчик, Павел Александрович Аркин, Андрей Владимирович Микитась

Термин «наукоемкое производство» встречается во многих публикациях, в том числе в области экономики. Встречается данный термин и в нормативных правовых и нормативных актах, статьях на правовую тематику. Характерной особенностью как нормативных правовых актов и нормативных актов органов государственной исполнительной власти, так и статей правового направления является отсутствие единого определения термина «наукоемкое производство». В статье рассмотрены вопросы финансирования производства наукоемкой продукции, которая определяется через наукоемкое производство, сделан вывод, что, в отличие от производства инновационной продукции, финансирование производства наукоемкой продукции, как правило, носит эксклюзивный характер; предлагается определение наукоемкого производства, основанное на анализе правового и экономического материала при максимальном использовании действующего законодательства в области науки и промышленного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кирилл Александрович Соловейчик, Павел Александрович Аркин, Андрей Владимирович Микитась

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO DEFINITION OF TERMINOLOGY IN THE FIELD OF KNOWLEDGE-INTENSIVE PRODUCTION

The term “knowledge-intensive production” is used in many publications, including in the field of economics. This term is used in normative legal and normative acts, articles on legal topics. A characteristic feature of both normative legal acts and normative acts of state executive authorities, and articles of the legal direction is the lack of a single definition of the term “knowledge-intensive production”. The article considers the issues of financing the production of high-tech products, which is determined through knowledge-intensive production, it is concluded that, in contrast to the production of innovative products, financing the production of high-tech products, as a rule, is exclusive; a definition of knowledge-intensive production is proposed, based on the analysis of legal and economic material with the maximum use of current legislation in the field of science and industrial production.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к определению терминологии в области наукоёмкого производства»

Соловейчик К.А., Микитась А.В., Аркин П.А.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕРМИНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ НАУКОЁМКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация. Термин «наукоемкое производство» встречается во многих публикациях, в том числе в области экономики. Встречается данный термин и в нормативных правовых и нормативных актах, статьях на правовую тематику. Характерной особенностью как нормативных правовых актов и нормативных актов органов государственной исполнительной власти, так и статей правового направления является отсутствие единого определения термина «наукоемкое производство». В статье рассмотрены вопросы финансирования производства наукоемкой продукции, которая определяется через наукоемкое производство, сделан вывод, что, в отличие от производства инновационной продукции, финансирование производства наукоемкой продукции, как правило, носит эксклюзивный характер; предлагается определение наукоемкого производства, основанное на анализе правового и экономического материала при максимальном использовании действующего законодательства в области науки и промышленного производства.

Ключевые слова. Наукоемкое производство, инновационная продукция, Фонд содействия инновациям, нормативный правовой акт, определение.

Soloveichik K.A., Mikitas A.V., Arkin P.A.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO DEFINITION OF TERMINOLOGY IN THE FIELD OF KNOWLEDGE-INTENSIVE PRODUCTION

Abstract. The term "knowledge-intensive production " is used in many publications, including in the field of economics. This term is used in normative legal and normative acts, articles on legal topics. A characteristic feature of both normative legal acts and normative acts of state executive authorities, and articles of the legal direction is the lack of a single definition of the term "knowledge-intensive production". The article considers the issues of financing the production of high-tech products, which is determined through knowledge-intensive production, it is concluded that, in contrast to the production of innovative products, financing the production of high-tech products, as a rule, is exclusive; a definition of knowledge-intensive production is proposed, based on the analysis of legal and economic material with the maximum use of current legislation in the field of science and industrial production.

Keywords. High-tech production, innovative products, Foundation for the Promotion of Innovations, regulatory legal act, definition.

ГРНТИ 06.54.01

© Соловейчик К. А., Микитась А.В., Аркин П. А., 2020

Кирилл Александрович Соловейчик - доктор экономических наук, доцент, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой «Процессы управления наукоемкими производствами» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Андрей Владимирович Микитась - заместитель генерального директора федерального государственного бюджетного учреждения «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Павел Александрович Аркин - доктор экономических наук, профессор, заместитель генерального директора по инновациям ООО «ХОЛДИНГ ЛЕНПОЛИГРАФМАШ», профессор кафедры «Процессы управления наукоемкими производствами» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Контактные данные для связи с авторами (Аркин П.А.): 197376, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, дом 5 (Russia, St. Petersburg, Karpovka river emb., 5). Тел.: +7 (812) 234-85-95, E-mail: arkinp@mail.ru. Статья поступила в редакцию 08.06.2020.

Введение. Постановка проблемы на экономико-правовом уровне

Термин «наукоемкое производство» встречается во многих публикациях, в том числе в области экономики. Встречается данный термин и в нормативных правовых актах, например есть направление подготовки магистров 27.04.06 - Организация и управление наукоемким производством [1], по которому подготовку магистров ведут ведущие технические университеты, в том числе Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого [2]. Можно найти данный термин в решениях Федеральной налоговой службы России [3] и Федеральной антимонопольной службы России [4, 5], решениях Экономического совета СНГ [6-9], национальных стандартах Российской Федерации [10, 11] и сводах правил [12], представлении Счетной Палаты Российской Федерации [13] и в ответном письме Рособрнадзора [14].

В статьях на правовую тематику, данный термин встречается либо в соответствии с нормативными документами Минобрнауки России и Рособрнадзора, так как Рособрнадзор проводит государственную аккредитацию в отношении учреждений высшего образования и федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сфере обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.05.2013 г. № 437 [15], соответственно, статьи имеют так или иначе отсылку к полномочиям Рособрнадзора [16-24], либо статьи непосредственно связаны с развитием экономики и научно-технической сферы [25-36]. Характерной особенностью как нормативных правовых актов и нормативных актов органов государственной исполнительной власти, так и статей правового направления является отсутствие определения термина «наукоемкое производство».

История применения термина «наукоемкое производство»

В СССР термин «наукоемкое производство» применялся достаточно широко, в том числе на нормативно-правовом уровне совместных постановлений ЦК КПСС и Совмина СССР [37, 38, 39], постановлений Совмина СССР и Совмина РСФСР [40-43], приказа Минвуза СССР [44]. Его применение дается при раскрытии вопросов развития экономики и научно-технической сферы, подготовки высокопрофессиональных кадров, но определения опять же не дается. Определение термина «наукоемкое производство» носит в различных публикациях описательный характер и основывается в большинстве случаев на проценте затрат на НИОКР при производстве продукции (3,5-4,5%, как в Большой Российской Энциклопедии [45]) или производстве наукоемкой продукции. В целом, анализ подходов к ненормативному определению наукоемкого производства отражен в диссертации А. А. Попикова [46]. Необходимо отметить, что термин «наукоемкая продукция» также встречается в СССР на нормативно-правовом уровне совместных постановлений ЦК КПСС и Совмина СССР [47, 48], постановлений Совмина СССР и Совмина РСФСР [49, 50, 51], приказа Минвуза СССР [52]. Встречается термин «наукоемкая продукция» и в российских нормативных актах, например в решениях Федеральной антимонопольной службы России [53, 54]. Определение термина «наукоемкое производство»

Необходимо отметить, что проекты финансирования производства наукоемкой продукции, как правило, носят эксклюзивный характер. Рассмотрим это на следующем примере. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (далее - Фонд содействия инновациям, см.: http://fasie.ru) был создан 3 февраля 1994 года [55], действует на основании устава, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.07.2012 г. № 680 [56], относится к государственным фондам, создаваемым в целях поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности и к наиболее значимым учреждениям науки. В Санкт-Петербурге Фонд содействия инновациям действует на основании Соглашения о взаимодействии между Санкт-Петербургом и федеральным государственным бюджетным учреждением «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» от 07.11.2017 г., на основании которого представителем в Санкт-Петербурге Фонда содействия инновациям является Соловейчик Кирилл Александрович (в соответствии с предыдущим Соглашением - с 03.10.2013 г.). В основном, реализация грантовых программ Фонда содействия инновациям с юридическими лицами осуществляется в рамках утвержденных им положений. Так, для стартапов разработано положение о программе «СТАРТ», которое устанавливает порядок и условия предоставления грантов субъектам

малого предпринимательства (далее - грантополучатель) на финансовое обеспечение выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) в рамках реализации инновационных проектов. Под инновационными проектами в контексте положения понимается комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [57].

Целью программы «Старт» является создание новых и поддержка существующих малых инновационных предприятий, находящихся на начальной стадии развития и стремящихся разработать и освоить производство новой продукции, технологии или услуги с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований, имеющих значительный потенциал коммерциализации. В ходе реализации этапов Программы проводятся прикладные научные исследования и экспериментальные разработки (например, разработка и изготовление прототипа продукта, его испытания), которые позволят проверить реализуемость заложенных в НИОКР научно-технических подходов и решений для снятия научно-технических рисков реализации проекта в целом, а также позволят оценить возможность создания на последующих стадиях реализации проекта продукта, востребованного на рынке. По результатам выполнения договора гранта грантополучателем должна быть создана интеллектуальная собственность, права на которую должны быть оформлены на предприятие-грантополучатель. Программа направлена на предоставление грантов малым инновационным предприятиям, завершившим НИОКР и планирующим создание или расширение производства инновационной продукции.

Предоставление грантов на коммерциализацию НИОКР осуществляется в рамках программ «Коммерциализация» и «Бизнес-Старт», расходы на которые, связанные с реализацией инновационных проектов, на финансовое обеспечение которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на предоставление грантов малым инновационным предприятиям на финансовое обеспечение инновационных проектов, результаты которых имеют перспективу коммерциализации, в рамках подпрограммы «Стимулирование инноваций» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», осуществляются в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27.10.2014 г. № 680 [58]. С 2020 года программа «Коммерциализация» проходит в рамках реализации пункта 5.8 мероприятий федерального проекта «Акселерация малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». При отборе проектов учитывается социально-экономический эффект от реализации проекта для региона, влияние компании на развитие инновационных территориальных кластеров, вовлеченность компании в цепочку поставок крупного технологического бизнеса, а также потенциал по замещению импортных разработок на отечественном рынке и увеличению доли занимаемого российского рынка, по выходу на зарубежные рынки.

Проведение НИОКР возможно также в рамках программ «Развитие», «Интернационализация», «Кооперация». Программы «Развитие» и «Интернационализация» по основным характеристикам в проведении НИОКР сходны с программой «СТАРТ», но требуют серьезного научного задела и предусматривают значительно больший размер гранта. Более подробные сведения о программах Фонда содействия инновациям и проблемах формирования заявок для получения грантов можно получить в научных и учебно-методических публикациях ряда авторов (в том числе - соавторов данной статьи) [59-73].

Спецификой программы «Кооперация» является ее направленность на развитие партнерства между малыми предприятиями, занимающимися инновациями, и индустриальными партнерами с целью разработки и освоения новых видов наукоемкой продукции.

Таким образом, в отличие от всех остальных программ Фонда содействия инновациям, в которых речь идет о разработке инновационной продукции, при реализации программы «Кооперация» малыми предприятиями разрабатывается наукоемкая продукция для средних и крупных предприятий. Соответственно и выделение таких грантов носит эксклюзивный характер, что можно проиллюстрировать на примере договоров грантов Фонда содействия инновациям с малыми предприятиями Санкт-Петербурга (см. табл.). Четко прослеживается тенденция единичных договоров по программе «Кооперация», что отражает сложность создания и освоения производства наукоемкой продукции.

Таблица

Заключенные договоры грантов Фонда содействия инновациям в Санкт-Петербурге

за период 2014-2019 гг.

Программа Количество грантов Объем финансирования, млн руб.

Интернационализация 21 235,8

Развитие 116 1 937,3

Коммерциализация 67 921,0

Старт 399 859,5

Кооперация 7 145,0

Итого 610 4 098,6

По аналогии с подпунктом 6 абзаца 1 статьи 3 федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» можно определить: наукоемкая продукция - товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере наукоемкого промышленного производства. Определение «инновационной продукции» дано Правительством Российской Федерации: «Инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации», где «инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии» [74].

При этом, термин «инновационное производство» не имеет нормативного определения, в отличие от понятия «инновационная система» [там же], которое, с точки зрения коллектива авторов под руководством академика РАО В.Е. Усанова, «трактует инновационную систему как некое совокупное производство и распространение новых знаний и технологий» [75]. Определения инновационного производства, предлагаемые в научных статьях и энциклопедиях (см., например [76, 77]) носят скорее философский характер и не применимы в конкретной практике. Поэтому, с точки зрения авторов, говорить об инновационном производстве неправильно - необходимо использовать терминологию федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», а также, возможно, говорить об инновационной системе.

Для термина «наукоемкое производство» необходимо, на наш взгляд, сделать ряд уточнений:

• исходя из общепризнанного понимания наукоемкого производства однозначно следует, что это промышленное производство, и в термине «наукоемкое промышленное производство» слово «промышленное» просто пропущено как подразумевающееся;

• исходя из общепризнанного понимания наукоемкого производства однозначно следует, что это -промышленное производство, создание и работа которого базируется на современных открытиях науки, причем вклад науки в изготовление конечной продукции значителен.

Таким образом, необходимо дать определения терминам «промышленное производство» и «наука», после чего синтезировать единое определение: «наукоемкое производство».

В соответствии с подпунктом 2 абзаца 1 статьи 3 федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», «промышленное производство (промышленность) - определенная на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений» [78]. При этом, данный закон имеет приоритет; как пишут, к примеру, А.Б. Дидикин и А.В. Юд-кин: «В дальнейшем Закон о промышленной политике может стать основой формирования самостоятельной отрасли законодательства о промышленности» [79]. Более подробно о механизме действия как закона, так и собственно определения промышленного производства для разных отраслей про-

мышленности можно посмотреть в коллективной монографии «Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики» [80].

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» определяет в статье 2 понятия научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельностей: «Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач; поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ. Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы».

Таким образом, понятие научной деятельности, в том числе научно-технической деятельности, как деятельности направленной, в том числе на производство, определены. При этом А.А. Батяев и Д.Ю. Каркавина отмечают: «Понятие научно-технической деятельности является более узким по отношению к научной (научно-исследовательской) деятельности, поскольку данная деятельность уже сама по себе является научной деятельностью, направленной на техническую сферу, при этом она выходит за рамки собственно научной деятельности, представляя собой внедрение результатов науки, их воплощение в технических разработках» [81]. Можно согласиться, что более узкое понятие научно-технической деятельности расширяется в части внедрения научных результатов в производство, сужая понятие научной деятельности в части, не относящейся непосредственно к производству. Таким образом, вполне допустимо, с нашей точки зрения, использовать именно понятие научно-технической деятельности для определения наукоемкого производства.

В итоге можно определить, что наукоемкое производство - определенная на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водо-отведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений, и направленных на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Заключение

Термин «наукоемкое производство» имеет достаточное большое число определений, в основном сводящихся к 3,5-4,5 процентам затрат на НИОКР при производстве продукции, что само себе является советским подходом, когда можно было однозначно определить процент затрат на НИОКР при научно-исследовательской и опытно-конструкторской подготовке производства (правда, не совсем понятно, что было делать с технологической и организационно-управленческой (организационно-экономической) подготовками производства). Видится, что в рыночных условиях хозяйствования и при существующем многообразии как организационно-правовых форм организаций, так и разных систем учета затрат на НИОКР, при различных подходах к его организации, применение в определении конкретных процентов затрат на НИОКР нецелесообразно.

Так же обстоит дело и с процентом штатных сотрудников, занятых в НИОКР. Так, неясно - к какой именно категории должны быть отнесены данные сотрудники: штатные (хотя понятие штата исчезло из законодательства), работающие по основной работе или по совместительству, а возможно и на договорах подряда? Также неясно, как в этих случаях считать долю их вклада: по ставкам, по людям или иначе; как оценивать авторский вклад и т.п. В то же время, использование термина «наукоемкое производство» в нормативных правовых актах и нормативных актах органов государственной

власти, в принципе, подразумевает наличие определения (заметим, что подобная ситуация сложилась и в других областях; так Вертакова Ю.В. и Плотников В.А. обращают внимание на то, что «системой национальных счетов не предусмотрена группировка "инновационный сектор"» [82], что явилось, по их мнению, одной из причин принципиальной невыполнимости Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года).

В то же время, тот факт, что термин «наукоемкое производство» не используется в решениях судов, говорит об отсутствии его однозначного толкования. В связи с этим, в статье предлагается определение, основанное на анализе правового и экономического материала при максимальном использовании действующего законодательства в области науки и промышленного производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 27.04.06 Организация и управление наукоемкими производствами (уровень магистратуры): Приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 305 // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения

17.04.2015).

2. Соловейчик К.А., Плотников В.А., Аркин П.А. Развитие системы кафедр университетов, созданных на базе промышленных предприятий, как инструмент интеграции производства, науки и образования // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 5 (113). С. 85-91.

3. Решение ФНС России от 09.02.2016 г. № СА-4-9/1907@: Суть жалобы: Заявитель не согласен с решением налогового органа о привлечении к ответственности по ст. 123 НК РФ за неисполнение обязанности налогового агента по исчислению и перечислению налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации. Решение: Жалоба признана обоснованной, так как налоговым органом не доказаны факты согласованности действий компаний и направленности на уклонение от налогообложения. Содержит правовую позицию ФНС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru (дата обращения 17.05.2016).

4. Решение Татарстанского УФАС России от 01.11.2011 г. № 06-418/2011: Нарушение: ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Решение: Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fasrt.ru (дата обращения 13.02.2013).

5. Решение ФАС России от 12.12.2011 г. по делу № К-2705/11: Суть жалобы: Конкурсной комиссией неправильно присвоены баллы заявкам, поданным на участие в Конкурсе, по критерию "Квалификация участника конкурса". Решение: Жалоба признана необоснованной, так как согласно ч. 3.2 ст. 60 Закона о размещении заказов рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakupki.gov.ru (дата обращения 08.08.2013).

6. Об информационно-справочных материалах (Вместе с "Обзором торговой политики Республики Армения за 2015 год", <Информацией о ходе выполнения решений от 9 сентября 2016 года>) (Принято в г. Москве

09.12.2016): Протокольное решение Экономического совета СНГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cis.minsk.by (дата обращения 09.12.2016).

7. О деятельности базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области аграрного образования (Принято в г. Москве 09.12.2016 г.): Решение Экономического совета СНГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cis.minsk.by (дата обращения 09.12.2016).

8. О формировании конкурентной политики в государствах - участниках СНГ в условиях развития цифровой экономики (Принято в г. Москве 07.12.2018 г.): Протокольное решение Экономического совета СНГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cis.minsk.by (дата обращения 07.12.2018).

9. Об информационно-аналитических и справочных материалах (Вместе с <Информациями о реализации в 2018 году программы инновационного сотрудничества, о влиянии цифровой экономики, о ходе выполнения решений>, "Обзором торговой политики Республики Армения") (Принято в г. Москве 06.12.2019 г.): Протокольное решение Экономического совета СНГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cis.minsk.by (дата обращения 06.12.2019).

10. ГОСТ Р 56261-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Инновации. Основные положения: Приказ Росстандарта от 26.11.2014 г. № 1847-ст. М.: Стандартинформ, 2015.

11. ГОСТ Р 56825-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальная собственность. Управление в государственной академии наук: Приказ Росстандарта от 03.12.2015 г. № 2104-ст. М.: Стан-дартинформ, 2016.

12. СП 348.1325800.2017. Свод правил. Индустриальные парки и промышленные кластеры. Правила проектирования: Приказ Минстроя России от 21.09.2017 г. № 1240/пр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550507447 (дата обращения 07.12.2017).

13. О результатах контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: Представление Счетной палаты РФ от 02.06.2016 г. № ПР 12-180/12-04. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://narodirossii.ru/?p=16658 (дата обращения 01.11.2016).

14. В ответ на Представление Счетной палаты РФ от 02.06.2016 г. № ПР 12-180/12-04: Письмо Рособрнадзора от 30.06.2016 г. № 01-52-1250/08-402. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://results.audit.gov.ru (дата обращения 01.11.2016).

15. Об утверждении перечня специальностей, по которым федеральными государственными профессиональными образовательными организациями реализуются образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства: Постановление Правительства РФ от 24.05.2013 г. № 437 (ред. от 26.10.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 03.06.2013. № 22. ст. 2820.

16. Лавров А.С. Как Рособрнадзор осуществляет лицензионный контроль за образовательной деятельностью // Управление образовательной организацией. 2019. № 6. С. 11-23.

17. Гусев А. Контроль за соблюдением образовательной организацией лицензионных требований // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 5. С. 44-54.

18. Гущин Г.В. Лицензирование и аккредитация школ, вузов или иных образовательных учреждений // Управление образовательной организацией. 2019. № 10. С. 51-57.

19. Куликовская Л.Ю. Административно-правовой режим Арктической зоны как гарантия долгосрочного социального развития России // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 7. С. 28-32.

20. Зернова И. Основные направления государственного регулирования образовательной деятельности // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 1. С. 37-46.

21. Махмудов А.Р. Организация управленческого учета инвестиций на создание инновационных продуктов на сельскохозяйственных предприятиях // Международный бухгалтерский учет. 2019. № 3. С. 274-289.

22. Максименкова Е.А. Новый порядок государственной аккредитации образовательной деятельности // Советник в сфере образования. 2013. № 6. С. 17-22.

23. Лавров А.С. Лицензирование образовательной деятельности // Управление образовательной организацией. 2019. № 3. С. 13-17.

24. Куницына В. Государственная аккредитация образовательной деятельности // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. № 5.

25. Проняева Л.И., Федотенкова О.А. Методические аспекты формирования интегрированной отчетности в кластерных объединениях // Международный бухгалтерский учет. 2017. № 16. С. 918-931.

26. Путимцев Д.Н. Нормативно-правовые основы стимулирования инвестиционно-инновационных процессов в российской экономике // Административное право и процесс. 2018. № 11. С. 24-31.

27. Кундельский Р. В. Опыт успешной мотивации персонала дочерних предприятий стратегического холдинга // Управление персоналом. 2007. № 19.

28. Королева Л.П. Основные направления налогового стимулирования импортозамещения в контексте неоиндустриального развития экономики // Международный бухгалтерский учет. 2019. № 9. С. 1023-1036.

29. Лаврентьев В.А., Шарина А.В. Подготовка персонала как фактор повышения эффективности управления наукоемким производством // Управление персоналом. 2009. № 11.

30. Белых В.С., Алексеенко А.П. Правовое обеспечение модернизации экономики: опыт России и КНР // Юрист. 2018. № 1. С. 44-51.

31. Горохова С. С. Устойчивое развитие национальной финансовой системы как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Банковское право. 2019. № 3. С. 38-44.

32. Молчанов Н.А. Правовое регулирование науки и образования в интересах национальной безопасности в условиях сетевого общества // Lex russica. 2019. № 11. С. 124-130.

33. Синельников И.А. Проблемы административно-правового регулирования научно-технической политики в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2019. № 7. С. 74-78.

34. Мельник М.В. Сближение государственного аудита и аудита коммерческих организаций // Аудиторские ведомости. 2017. № 5-6. С. 94-108.

16

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

51

52

53

Окунь А. С., Стешенко Ю.А. Совершенствование подходов к оценке эффективности налогового стимулирования в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2018. № 5-6. С. 297-311; Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. № 15. С. 15-28.

Чулков А. С. Стратегическое планирование деятельности автономных и бюджетных образовательных учреждений с помощью дорожных карт // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 2. С. 18-25.

Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма: Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.07.1987 г. № 820 // СП СССР. 1987. № 36. ст. 120. О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования: Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.07.1987 г. № 816 // СП СССР. 1987. № 33. ст. 115. О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве: Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 13.03.1987 г. № 325 (ред. от 11.07.1988 г.) (Документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 03.02.2020 г. № 80) // Свод законов СССР. 1990. Т. 3. С. 410. О мерах по демонополизации народного хозяйства: Постановление Совмина СССР от 16.08.1990 г. № 835 (с изм. от 06.09.1990 г.) (Документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 03.02.2020 г. № 80) // СП СССР. 1990. № 24. ст. 114.

О перестройке планирования и повышении роли Госплана РСФСР в новых условиях хозяйствования: Постановление Совмина РСФСР от 31.08.1987 г. № 362 (ред. от 31.12.1987 г.) (Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.04.1993 г. № 326) // СП РСФСР. 1987. № 19. ст. 125. О мерах по выполнению Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. № 820 "Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма: Постановление Совмина РСФСР от 31.08.1987 г. № 356 (Документ утратил силу с 01.02.2020 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.01.2020 г. № 7) // СП РСФСР. 1987. № 15. ст. 113. О формировании Академии наук РСФСР (вместе с "Основными положениями формирования состава членов - учредителей Академии наук РСФСР"): Постановление Совмина РСФСР от 13.03.1990 г. № 88 (Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Совмина РСФСР от 07.05.1991 г. № 244) // СП РСФСР. 1990. № 11. ст. 77.

О подготовке и использовании специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве: Приказ Минвуза СССР от 31.03.1987 г. № 249 (Утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минобрнауки РФ от 09.12.2011 г. № 2816) // Бюллетень Минвуза СССР. 1987. Наукоемкое производство // Большая Российская Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/2251800 (дата обращения 16.05.2020).

Попиков А.А. Методы организации производственных процессов наукоемкого предприятия: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Воронеж, 2013. 179 с.

О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики: Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.07.1987 г. № 821 (ред. от 03.08.1988 г.) (Документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 03.02.2020 г. № 80) // СП СССР. 1987. № 37. ст. 121.

О повышении роли Государственного комитета СССР по науке и технике в управлении научно-техническим прогрессом в стране: Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.07.1987 г. № 817 // СП СССР. 1987. № 34. ст. 116.

О создании акционерного объединения "Научные приборы: Постановление Совмина СССР от 26.05.1990 г. № 528 // СП СССР. 1990. № 14. ст. 79.

О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций: Постановление Совмина СССР от 02.12.1988 г. № 1405 (Документ утрачивает силу на территории Российской Федерации с 01.01.2021 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 03.02.2020 г. № 80) // СП СССР. 1989. № 2. ст. 7.

Об образовании Комиссии Президиума Совета Министров РСФСР по научно-техническому развитию и информатизации: Постановление Совмина РСФСР от 30.09.1990 г. № 400 (Утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 641) // СП РСФСР. 1990. № 23. ст. 171. Об утверждении Положения о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах в высших учебных заведениях: Приказ Минвуза СССР от 01.09.1987 г. № 612 (Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Гособразования СССР от 04.04.1990 г. № 220) // Бюллетень Минвуза СССР. 1987. № 12.

Решение Хабаровского УФАС России от 28.11.2013 г. № 316 по делу № 7-1/474: Обстоятельства: Рассмотрена жалоба на действия при проведении открытого аукциона в электронной форме. Решение: Признать жа-

лобу необоснованной. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakupki.gov.ru (дата обращения 23.07.2014).

54. Решение Челябинского УФАС России от 05.02.2015 г. № 12-2014: Нарушение: п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции. Решение: Выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://solutions.fas.gov.ru (дата обращения 10.02.2015).

55. О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере: Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 г. № 65 (ред. от 21.06.2013 г.) // Российская газета. № 26. 09.02.1994.

56. Об уставе федерального государственного бюджетного учреждения «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»: Постановление Правительства РФ от 03.07.2012 г. № 680 (ред. от 06.11.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 09.07.2012. № 28. ст. 3910.

57. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 24.04.2020 г.) // Российская газета. № 167. 03.09.1996.

58. Об утверждении перечня расходов, связанных с реализацией инновационных проектов, на финансовое обеспечение которых предоставляются субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» на предоставление грантов малым инновационным предприятиям на финансовое обеспечение инновационных проектов, результаты которых имеют перспективу коммерциализации, в рамках подпрограммы «Стимулирование инноваций» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Приказ Минэкономразвития России от 27.10.2014 г. № 680 // Российская газета. № 278. 05.12.2014.

59. Соловейчик К.А., Салкуцан С.В., Аркин П.А. Процессы управления наукоемкими производствами в машиностроении. СПб: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2018.

60. Теория и практика управления инновациями в научной сфере, промышленности и бизнесе / Аркин П.А., Богданова Е.Л., Максимова Т.Г. и др. СПб: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020.

61. Поляков С.Г., Антропов А.П., Гудков П.Г., Микитась А.В. Стратегическое развитие фонда в контексте национальных приоритетов // Инновации. 2019. № 2 (244). С. 62-65.

62. Поляков С.Г. Фонду содействия инновациям - 25 лет // Инновации. 2019. № 2 (244). С. 1-11.

63. Поляков С.Г., Микитась А.В., Дворниченко П.А., Толстых Д.В. "РАЗВИТИЕ-НТИ" - новый конкурс фонда содействия инновациям по реализации национальной технологической инициативы // Инновации. 2016. № 10 (216). С. 15-17.

64. Поляков С.Г. Фонд содействия инновациям: многолетний опыт и новые вызовы // Инновации. 2016. № 10 (216). С. 3-9.

65. Соловейчик К.А. Экосистема национальной технологической инициативы в Санкт-Петербурге // Инновации. 2019. № 11 (253). С. 13-15.

66. Рыгалин Д.Б., Лышенко В.И., Микитась А.В., Черкашин В.А., Тюрин О.В. Территориально-распределенные информационные и аналитические системы - инструмент обеспечения энергоэффективности российской экономики // Естественные и технические науки. 2009. № 6 (44). С. 526-529.

67. Рыгалин Д.Б., Зайченко С.Е., Микитась А.В., Леонтьев А.В., Стельмах Т.Ю. Место инновационного университета в новой экономической системе, основанной на знаниях // Инновации. 2006. № 7 (94). С. 48-54.

68. Соловейчик К.А. Пространство современного творчества - Санкт-Петербург // Инновации. 2019. № 2 (244). С. 136-138.

69. Аркин П.А., Кучерявенко Д.М. Факторы стимулирования инновационного развития предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 12 (122). С. 63-65.

70. Соловейчик К.А. Оптимизация процессов управления наукоемкими производствами. СПб: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019.

71. Методическое обеспечение управления инновационным развитием и профориентацией в научно-технической сфере / Агапова А.В., Алексеев А.А., Аркин П.А. и др. СПб.: федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», ООО «Политех-экспертиза», 2016.

72. Активизация инновационной и предпринимательской деятельности на базе модели Fab Lab / Алексеев А.А., Аркин П. А., Кадиев И.Г. и др. СПб.: федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», ООО «Политех-экспертиза», 2016.

73. Научно-техническая сфера: методические материалы по развитию инноваций и практических занятий про-фориентационной деятельности центров молодежного инновационного творчества / Агапова А.В., Алексеев А. А., Аркин П.А. и др. СПб.: федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», ООО «Политех-экспертиза», 2016.

74. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 05.08.2005 г. № 2473п-П7). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=91912&fld=134&dst=1000000001, 0&гМ=0.43610711667609914#02811578787771931 (дата обращения 16.05.2020).

75. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (постатейный) / Л.Ю. Грудцына, Ю.А. Дмитриев, С. А. Иванова и др.; под ред. В.Е. Усанова. М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. 536 с.

76. Большая энциклопедия нефти и газа: Инновационное производство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ngpedia.ru/id335178p1.html (дата обращения 16.05.2020).

77. Григорьев Ю.П. Инновации - термины и определения // Инновационный менеджмент. 2011. № 3. С. 51-55.

78. О промышленной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.) // Российская газета. № 1. 12.01.2015.

79. Дидикин А.Б., Юдкин А.В. Закон о промышленной политике в России. Экспертный комментарий. М.: Фонд "СЭЦ "Модернизация", 2015. 40 с.

80. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / А.В. Белицкая, В.С. Белых, О.А. Беляева и др.; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. 376 с.

81. Батяев А.А., Каркавина Д.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2007.

82. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Стратегия инновационного развития России: управленческие проблемы реализации // Друкеровский вестник. 2020. № 1. С. 5-20. БО!: 10.17213/2312-6469-2020-1-5-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.