Научная статья на тему 'Методическое обеспечение взаимодействия промышленных предприятий внутри кластера: логистический подход'

Методическое обеспечение взаимодействия промышленных предприятий внутри кластера: логистический подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / КЛАСТЕР / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / LOGISTICS / CLUSTER / INDUSTRIAL POLICY / DEVELOPMENT / INNOVATION / ECONOMY OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аркин Павел Александрович, Голубев Алексей Геннадиевич

Реализация в России кластерной политики в совокупности с согласованными действиями всех ее участников является одним из методов модернизации и инновационного развития экономики. При этом авторы считают, что развитие промышленных кластеров пока не реализовано в силу отсутствия должного нормативно-правового обеспечения. В статье на основании логистического подхода представлена разработка методического обеспечения принципов развития промышленных кластеров и взаимодействия промышленных предприятий внутри них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аркин Павел Александрович, Голубев Алексей Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological support industrial cooperation within the cluster: logistic approach

The realization of the cluster politics in the aggregate with accorded actions of all it’s participants is one of the methods of modernization and innovational development of economics. In the authors’ opinion, the development of industrial clusters could not be implemented yet due to lack of proper normative legal acts. The article presents the methodic elaboration on the principles of the development of industrial clusters and interaction of industrial enterprises inside them on the basis of logistic approach.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение взаимодействия промышленных предприятий внутри кластера: логистический подход»

ПА. АРКИН, А Г. ГОЛУБЕВ

Павел Александрович APKIIH — доктор экономических наук, профессор, проректор по экономике Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета), заведующий кафедрой экономики и логистики в том же институте.

В 1992 г. окончил Ленинградский технологический институт имени Ленсовета, в 1993 г. — аспирантуру СПб ГУ ЭФ.

Автор 150 научных трудов, в том числе 10 монографий, подготовил 23 кандидата наук.

Сфера научных интересов — экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами; менеджмент; логистика.

Алексей Геннадиевич ГОЛУБЕВ — аспирант кафедры экономики и логистики Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета).

В 2011 г. окончил Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет).

Автор 2 публикаций.

Область научной специализации — логистика, экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами.

-ф- -ф- ^

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ВНУТРИ КЛАСТЕРА: ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Для Санкт-Петербурга, начиная с середины 2000-х гг., характерно падение объемов экспорта промышленной, в первую очередь машиностроительной, продукции. На мировых рынках машиностроительная продукция Санкт-Петербурга становится все менее конкурентоспособной, в то время как динамика импорта продукции машиностроения противоположная. Техническое перевооружение промышленных предприятий осуществляется во многом за счет импортного оборудования, что ухудшает позиции отечественного машиностроения, ставит его в зависимое положение от внешних рынков. Санкт-Петербург теряет свои позиции в международном разделении труда, отечественный рынок также теряется. Данный факт послужил одной из причин активизации кластерной политики в Санкт-Петербурге, как и в целом в Российской Федерации, со второй половины 2000-х гг. [1-4]

Новый импульс развития кластерная политика получила 7 мая 2012 г. в связи с Указом Президента РФ В.В. Путина от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [13]. Между тем за пять прошедших месяцев из государственных программ реализована одна. Речь идет о постановлении Правительства РФ от 14.07.2012.г № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [8], регулирующем, в том числе, вопросы создания кластеров в сель-

ГРНТИ 06.56.31

© П.А. Аркин, А.Г. Голубев, 2013

ском хозяйстве. На 01.01.2013 г. Правительством РФ не были утверждены и введены в гражданско-правовой оборот государственные программы: «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности».

Понятны трудности создания и увязки указанных программ и отраслевых стратегий с формируемыми приоритетными технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров. Медленно продвигается программное развитие промышленных кластеров в России, и в частности в Санкт-Петербурге. Работа Минэкономразвития России, кроме создания соответствующей комиссии [14], позволила, пока только в виде прогноза, реализовать основные положения данного Указа Президента РФ. Так, в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов указывается: «На инновационное развитие и поддержку высокотехнологичных секторов экономики направлены: поддержка создания и обеспечение функционирования и реализации технологических платформ и инновационных территориальных кластеров... На региональном уровне территориями инновационного развития станут Сколково, наукограды и ЗАТО (за исключением сугубо оборонных), а также инновационные территориальные кластеры (Правительство приняло решение о поддержке 25 пилотных программ развития инновационных кластеров)» [15].

В этом же документе разработаны следующие инструменты поддержки пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров: «...предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных кластеров; обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития пилотных кластеров в рамках федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации; привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития пилотных кластеров; стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, в деятельности пилотных кластеров; распространение на территории базирования пилотных кластеров части налоговых льгот, которые законодательно предусмотрены для проекта "Сколково"» [там же].

Согласно Прогнозу запланированы расходы в объеме 968,8 млрд руб. на 2012-2014 гг., или в среднем 323 млрд руб. ежегодно. В данном документе также выделены основные ожидаемые положительные эффекты государственной поддержки 25 пилотных инновационных территориальных кластеров (что получило развитие, в частности, в [16]):

1. Значительное наращивание совокупной выручки предприятий кластера.

2. Увеличение промышленного производства на территориях расположения кластеров.

3. Создание высокопроизводительных рабочих мест.

4. Развитие малого предпринимательства и вовлечение предприятий малого, в первую очередь инновационного, бизнеса в кооперационные связи с крупными компаниями — участниками кластера.

5. Повышение производительности труда.

В основном принятые нормативные документы за период с 07.05.2012 г. по 31.12.2012 г. касались создания туристических кластеров в Северо-Кавказском федеральном округе [7; 9; 10; 12; 13; 20; 21], а также ряда кластеров в Северо-Западном федеральном округе [11; 17; 18]. Тем не менее принятие и реализация государственных программ развития промышленных кластеров вне зависимости от сроков не исключают поиска резервов внутри кластеров, ядром которых выступают промышленные предприятия. Наряду с общеизвестным заключением А. Маршалла о взаимосвязи между совместным расположением фирм и их экономической эффективностью в связи с группировкой фирм в целях извлечения прибыли от положительных экстерналий, характерных для данной территории, или сгустков «межотраслевых взаимосвязей, демонстрирующих устойчивую стабильность во времени», по определению Бекаттини [23], в отношении промышленных кластеров имеется и иная точка зрения. Так, Т. Андерсон совершенно справедливо пишет: «Промышленный кластер фокусируется на конкуренции внутри экономического сектора. Он, как правило, пространственно не привязан к определенной урбанизированной области. В противоположность другому типу кластеров (региональному) он обладает тенденцией иметь более широкие границы, возможно, охватывая весь регион или страну» [22].

А в случае с Россией как основной частью бывшего СССР такой промышленный кластер может охватывать и ряд стран СНГ.

В этом отношении для промышленного кластера важной становится оптимизация материальных, финансовых и информационных потоков между предприятиями кластера, находящимися на значительном удалении друг от друга, а для СНГ — разделенными еще и границами. На основании принципов логистики нами были разработаны подходы к созданию методического обеспечения взаимодействия промышленных предприятий внутри кластера.

1. Содействие институциональному развитию кластеров: инициирование и поддержка создания специализированной организации развития кластера; стратегическое планирование развития кластера; установление информационного взаимодействия между участниками кластера и оптимизация информационных потоков на принципах информационной логистики; стимулирование укрепления сотрудничества между участниками кластера и оптимизация потоковых процессов между ними.

2. Развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия на основании логистических подходов. Задачи кластерных проектов: повышение качества управления на предприятиях кластера, повышение конкурентоспособности и качества продукции у предприятий-поставщиков, оптимизация потоковых процессов между ними, развитие механизмов субконтракции; стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, налаживание логистических механизмов поддержки сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями; содействие маркетингу продукции (товаров, услуг), выпускаемой предприятиями — участниками кластера, налаживание информационно-логистических обратных связей от покупателей к предприятиям кластера, как по отдельности, так и по всему кластеру в целом.

3. Обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров: повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, налаживание логистических цепочек обмена информацией в области образования и кадров, взаимная переподготовка кадров и повышение квалификации; осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной структуры, организация жилищного строительства, реализуемого с учетом задач развития кластеров, и оптимизация на основании логистических расчетов места возведения жилья в интересах кластера в целом; снижение административных барьеров.

В рамках данного направления предполагается оказание поддержки со стороны органов власти в реализации участниками кластера следующих мероприятий: формирование специализированной организации развития кластера; разработка стратегии развития кластера и плана мероприятий по ее реализации; установление эффективных информационно-логистических связей между участниками кластера; реализация мер по стимулированию сотрудничества между участниками кластера в области оптимизации материальных, финансовых, информационных потоков между предприятиями кластера.

В целях активизации процессов сотрудничества между предприятиями, научными и образовательными организациями опережающее развитие должны получить механизмы поддержки кооперационных проектов, с вовлечением в их реализацию не менее трех-семи промышленных предприятий и организаций по следующим приоритетным задачам:

— повышение качества управления на предприятиях;

— содействие выходу предприятий на внешние рынки и реализации коллективных логистических и маркетинговых проектов;

— организация и активизация кооперационного взаимодействия между предприятиями-экспортерами, в том числе: совместное финансирование маркетинговых исследований; совместная реализация рекламных компаний и мероприятий по связям с общественностью; регистрация и продвижение коллективных товарных марок, продукции, выпускаемой участниками кластера, организация коллективного юридического сопровождения; регистрация и продвижение наименований места происхождения продукции, обладающей особыми свойствами; продвижение позитивного бренда с целью повышения капитализации и инвестиционной привлекательности участниками экспортного консорциума; повышение восприятия престижности и оценки качества товаров и услуг, реализуемых организациями, входящими в экспортный консорциум;

— стимулирование инноваций, развитие кооперации внутри кластера в области НИОКР и развитие механизмов коммерциализации технологий, в частности: содействие проведению совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятиями кластера; содействие созданию новых инновационных предприятий; развитие и обеспечение высокого качества услуг объектов инновационной инфраструктуры; содействие активизации инновационного процесса на предприятиях, практика «технологического аудита», субсидирование части затрат предприятий по созданию промышленных образцов, регистрации и правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности.

Обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров:

— повышение эффективности системы профессионального и непрерывного образования, в том числе: мониторинг и прогнозирование потребностей участников кластера в специализированных человеческих ресурсах и планирование, участие в разработке государственного задания по подготовке специалистов; общественно-профессиональная аккредитация и оценка качества содержания совместно разрабатываемых образовательных программ основного и дополнительного образования в интересах развития кластера; совместная реализация образовательных программ; организация стажировок и производственной практики на предприятиях кластера;

— создание и логистическое обеспечение промышленных парков и технопарков как инфраструктуры для развития кластера;

— осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, организация жилищного строительства, реализуемого с учетом задач развития кластеров, и оптимизация на основании логистических расчетов места возведения жилья в интересах кластера в целом;

— снижение административных барьеров;

— обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и региональных органов исполнительной власти, объединений предпринимателей и профсоюзов;

— совершенствование механизмов финансовой поддержки развития кластеров на федеральном и региональном уровнях;

— обеспечение предоставления необходимой методической, информационно-консультативной и образовательной поддержки.

Предоставление методической, информационно-консультационной, образовательной поддержки реализации кластерной политики:

— разработка методических материалов;

— разработка методических материалов, связанных с реализацией проектов по различным направлениям развития кластеров;

— реализация специализированных образовательных программ реализации кластерной политики и ее логистической поддержки;

— предоставление информационно-логистической поддержки в продвижении бренда кластеров;

— содействие формированию механизмов мониторинга в области развития кластеров;

Меры, направленные на предупреждение рисков неэффективной реализации кластерной политики:

— основные риски реализации кластерной политики, в числе которых: выбор ошибочных приоритетов финансирования мероприятий из бюджетных источников; недостаточная координация деятельности при реализации проектов на разных уровнях управления, недостаточный уровень логистики участников; низкий уровень участия органов исполнительной власти в реализации проектов; неэффективность мониторинга;

— предупреждение рисков, в том числе: разработка четких критериев для оценки эффективности проектов; проектный подход к ориентации на результат при предоставлении финансирования; конкурсные и конкурентные механизмы поддержки проектов, логистическая поддержка проектов; механизмы частно-государственного партнерства в финансировании проектов [6]; софинансирование проектов со стороны федеральной, региональной власти, а также муниципальных образований, и бизнеса; организация образовательных программ по вопросам кластерной политики; использование зарубежного опыта; гибкость используемых механизмов поддержки кластерных проектов.

Основные результаты реализации кластерной политики:

— мероприятия, направленные на реализацию кластерной политики, позволят: обеспечить рост неценовой конкурентоспособности отечественных предприятий; обеспечить рост несырьевого и вы-

сокотехнологичного экспорта товаров и услуг; стимулировать увеличение количества малых и средних предприятий; обеспечить ускоренное развитие инновационного сектора экономики; повысить эффективность системы подготовки кадров для потребностей экономики, в том числе в области логистики; обеспечить рост прямых отечественных и иностранных инвестиций; стимулировать социально-экономическое развитие регионов базирования кластеров;

— для эффективного организационного развития кластеров будут использоваться: доля региона, оказывающего поддержку развитию кластеров из бюджетных источников; количество кластеров, в которых осуществлена разработка стратегии развития кластера; темпы роста производительности труда на предприятиях, образующих кластеры; темпы роста объемов инвестиций, в том числе и прямых иностранных, в предприятия, образующие кластеры; темпы роста объемов несырьевого и высокотехнологичного экспорта, осуществляемого предприятиями, образующими кластеры.

Для развития кластеров на первом этапе особое значение имеют стимулирование внедрения информационных технологий на предприятиях и налаживание информационно-логистических связей между ними. Стимулирование внедрения информационных технологий на государственном уровне достаточно непростая и неоднозначная задача. Нет уверенности в том, что государство напрямую может стимулировать внедрение информационных технологий. Но при этом у государства есть возможности, которые косвенным образом могут стимулировать внедрение информационных технологий. К ним относятся:

— переход на учет по требованиям стандарта МСФО для обеспечения прозрачности учета, а это возможно только при принятии соответствующих законодательных актов;

— ужесточение ответственности за использование нелицензионного программного обеспечения, при этом необходимо параллельно осуществить разработку лояльных ценовых политик;

— проведение разъяснительной деятельности среди собственников и ТОП-менеджеров компаний, например на государственных площадках торгово-промышленной палаты по темам: лицензирование программного обеспечения; защита программного обеспечения;

— минимизация затрат на операционную деятельность компании (лицензирование и сертификация), упрощение этих процедур, снижение их стоимости;

— разъяснительная деятельность среди ТОП-менеджмента компаний о необходимости внедрения информационных технологий и налаживания информационно-логистических связей, которые коренным образом влияют на развитие, эффективность и конкурентоспособность бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аркин ПЛ., Соловейчик К.А. Кластерный подход как основа формирования производственных комплексов современной России // Известия СПбУЭФ. 2010. № 3. С. 23-26.

2. Аркин П.А., Крылова И.Ю., Крылов А.Н. Экономико-правовое обеспечение развития инновационных кластеров России // Известия СПбУЭФ. 2012. № 6. С. 45-50.

3. Аркин П.А., Бурханов P.M., Власенко М.П. Совершенствование промышленной политики в области развития инновационных кластеров // Известия СПбУЭФ. 2012. № 3. С. 51-56.

4. Боуш Г.Д. Бизнес-кластеры: теория и методология выявления структурного устройства // Известия СПбУЭФ. 2011. № 6. С. 28-35.

5. Вертакоеа Ю.В., Плотников В.А. Теоретические аспекты учета динамических характеристик социально-экономических систем в управлении региональным развитием // Известия Русского географического общества. 2011. Т. 143. № 6. С. 42-50.

6. Плотников В.А., Вертакоеа Ю.В. Частно-государственное партнерство в организации профессионального образования в интересах российской промышленности // Экономика и управление. 2012. № 11. С. 36-40.

7. Письмо Минфина России от 12.07.2012 г. № 16-01-08/55 «О представлении информации в целях обеспечения своевременной подготовки проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"».

8. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.

9. Постановление Правительства РФ от 26.09.2012 г. № 982 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 833 и от 29 декабря 2011 г. № 1195» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 40. Ст. 5462.

10. Постановление Правительства РФ от 31.10.2012 г. № 1111 «О внесении изменений в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы"» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 45. Ст. 6249.

11. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.05.2012 г. № 571 «О проекте закона Санкт-Петербурга "О туристской деятельности в Санкт-Петербурге"».

12. Приказ Минкультуры России от 14.09.2012 г. № 988 «О создании Рабочей группы по развитию туризма в Северо-Кавказском федеральном округе».

13. Приказ Минфина России от 11.07.2012 г. № 102н «Об утверждении Указаний о порядке применения целевых статей классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2013 год».

14. Приказ Минэкономразвития России от 25.10.2012 г. № 695 «О Комиссии Министерства экономического развития Российской Федерации по развитию внешнеэкономической деятельности в области модернизации экономики и инновационного развития России».

15. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 12.09.2012.).

16. Распоряжение Правительства РФ от 03.12.2012 г. № 2237-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50 (ч. 6). Ст. 7089.

17. Распоряжение Правительства РФ от 15.12.2012 г. № 2394-р «О внесении изменений в перечень государственных программ Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 52 Ст. 7537.

18. Распоряжение Правительства РФ от 16.10.2012 г. № 1939-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 43. Ст. 5929.

19. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2333.

20. Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50 (части 1, 2, 4). Ст. 6939.

21. Федеральный закон от 05.06.2012 г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"» // Собрание законодательства РФ. 2012. №24. Ст. 3065.

22. Andersson Т., Schwaag-Serger S„ Sorvik J., Hansson E. W. The Cluster Policies Whitebook. IKED, 2004. URL: http://www competitiveness org/article/view/241/1

23. Becattini G. The Marshallian industrial district as a socio-economic notion // Руке F., Becattini G., Sengenberger W. (eds.) Industrial Districts and Inter-firm Co-operation in Italy International Institute for Labour Studies. Geneva, 1990. P 37-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.