Научная статья на тему 'Совершенствование промышленной политики в области развития инновационных кластеров'

Совершенствование промышленной политики в области развития инновационных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ECONOMY OF THE REGION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аркин Павел Александрович, Бурханов Рустам Мансурович, Власенко Мария Николаевна

В статье прослеживаются схожие черты ведения кластерной политики в России и зарубежных странах, приводится анализ нормативных правовых актов в области кластерной политики России, анализируется политика по созданию инновационных кластеров Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аркин Павел Александрович, Бурханов Рустам Мансурович, Власенко Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of industrial policy in the development of innovative clusters

The article traces the similarities of cluster policy in Russia and abroad, an analysis of the regulations in the field of cluster policy in Russia, analyzes the policy for the creation of innovation clusters in St.Petersburg.

Текст научной работы на тему «Совершенствование промышленной политики в области развития инновационных кластеров»

П.А. АРКИН, P.M. БУРХАНОВ, М.Н. ВЛАСЕНКО

Павел Александрович APKIIH — доктор экономических наук, профессор, проректор по экономике, заведующий кафедрой экономики и логистики ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет).

В 1992 г. окончил Ленинградский технологический институт им. Ленсовета, в 1993 г. — аспирантуру СПбГУЭФ. С 1993 по 1996 г. преподавал в СПбГУЭФ, с 1994 г. по настоящее время — заведующий кафедрой в СПбГТЙ (ТУ), с 2010 г. — проректор по экономике СПбГТИ (ТУ).

Автор 150 научных трудов, в том числе 10 монографий.

Сфера научных интересов — экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами; менеджмент; логистика.

Рустам Мансуроеич БУРХАНОВ — аспирант кафедры экономики и логистики ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет).

В 2009 г. окончил ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет).

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами.

Мария Николаевна ВЛАСЕНКО — ассистент кафедры экономики и логистики ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет).

В 2009 г. окончила ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет).

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами; логистика.

^ ^ ^

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ

Глобализация экономической деятельности, ведущая к организационной трансформации, формированию и усилению корпоративных систем, явилась объективной предпосылкой смены парадигмы управления конкурентоспособностью, которая состоит в отказе от традиционной промышленной политики и переходе к новой — кластерной. Вследствие активного развития логистики и информационных технологий возрастают скорость и мобильность информационных, материальных и финансовых потоков. В связи с этим важнейшим фактором обеспечения успешного функционирования и реализации экономической деятельности в условиях жесткой конкуренции становится взаимодействие между предприятиями, что обеспечивает условия по созданию кластеров.

Несмотря на огромный опыт в создании и развитии кластеров, каждая страна выбирает свой путь реализации кластерной политики [16]. Очевидно, что нельзя механически переносить модели существующих за рубежом кластеров на нашу страну в связи с наличием экономических, организационных и психологических препятствий. Тем не менее прослеживаются схожие черты ведения кластерной политики в России и зарубежных странах. Так, рассматривая экономическую политику Канады, нельзя не подчеркнуть, что эта страна по своим географическим характеристикам и природным ресурсам имеет близкое сходство с северными субъектами Российской Федерации, а значит, ряд мероприятий по реализации кластерных инициатив этих стран также схожи. Стоит отметить, что помощь в реализации кластерных инициатив как в России, так и в Канаде и во Франции, оказывают все уровни власти. Основным и, пожалуй, самым важным направлением кластерной политики этих стран является стимулирование международных связей, о чем свидетельствует успешное сотрудничество России с Францией и Канадой.

Как показывает опыт зарубежных стран, уровень экономического развития кластеров оказывается в среднем на несколько пунктов выше, чем в аналогичных компаниях или предприятиях по стране. Экономика России в данном случае не исключение.

Во-первых, в настоящее время экономика России отличается высокой монополизацией региональных и локальных рынков, что снижает ее общую конкурентоспособность, в то время как реализация кластерной политики стимулирует развитие конкурентного рынка и поддержание высокого уровня конкурентоспособности.

Во-вторых, кластерный подход учитывает, прежде всего, локальные особенности развития, что позволяет эффективно вырабатывать различные комплексы мер по ускорению развития и повышению конкурентоспособности.

В-третьих, проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе.

Таким образом, по своему потенциалу и структуре кластерный подход может стать механизмом повышения конкурентоспособности российской экономики через развитие конкурентных рынков, повышение инновационности различных отраслей экономики, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инициативы на местах и активизацию взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом. Однако необходимо подчеркнуть, что кластерная политика должна реализовываться с учетом специфики пространственной структуры экономики России и отдельно взятых ее регионов. Кроме того, кластерная политика является только одним из нескольких подходов к повышению конкурентоспособности, и наибольший положительный эффект от ее реализации может быть достигнут при согласованном применении с комплексом других мероприятий.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р [11], предполагается «формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6-8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концен-

ГРНТИ 06.56.31

© П.А. Аркин, Р.М. Бурханов, М.Н. Власенко, 2012

трацией таких кластеров в урбанизированных регионах; формирование территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий».

За последние десять месяцев (с июля 2011 г. по апрель 2012 г.) Правительством РФ в рамках развития кластерной политики был принят ряд нормативных актов, расширяющих нормативную базу проведения политики кластеризации российской экономики. В первую очередь это распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 г. № 1540-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года» [7], распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 г. № 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года» [6], с обеспечивающим механизм его реализации Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 507-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года» [10], распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 г. № 1757-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года» [8], с обеспечивающим механизм его реализации распоряжением Правительства РФ от 23.04.2012 г. № 619-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года» [12].

Деятельность Правительства РФ по развитию кластеров должна осуществляться не только по географическому, но и по отраслевому принципу в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации, согласно распоряжению Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [9]: «Концепцией предусматривается создание в Российской Федерации сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, а также формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров (далее — кластеры). Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, расширением доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, снижением трансакционных издержек, а также с реализацией совместных кооперационных проектов... В целях активизации инновационного развития регионов будет обеспечено выделение на конкурсной основе субсидий субъектам Российской Федерации на развитие кластеров».

В целях регулирования выделения данных субсидий было принято постановление Правительства РФ от 03.08.2011 г. № 648 «О порядке отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов») [3]. Согласно п. 4 постановления «основной целью инвестиционных проектов является создание новых центров социально-экономического развития (точек регионального экономического роста) и сети территориально-производственных и туристических кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий федеральных округов». В ст. 11 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 371-ФЭ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» [15] записано:

«Статья 11. Взносы в уставные капиталы

1. Федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", осуществляющие функции в соответствующей сфере деятельности, направляют в установленном порядке в пределах предусмотренных ими бюджетных ассигнований средства федерального бюджета в уставный капитал:

2) открытого акционерного общества "Особые экономические зоны" (город Москва) в 2012 году в сумме 12 000 000,0 тысяч рублей для участия в проекте создания туристического кластера на территории Северо-Кавказского федерального округа;».

В соответствии с отраслевой спецификой были приняты постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"» [2] и распоряжение Правительства РФ от 24.01.2012 г. № 14-р «Об утверждении долгосрочной программы развития угольной промышленности на период

до 2030 года» [13], раскрывающие кластерный подход Правительства РФ в туристической и угольной отраслях промышленности.

В России в целом и в Санкт-Петербурге в частности развитие кластеров сталкивается с серьезными препятствиями исторического характера, что приводит к ряду ограничений естественного возникновения кластеров. Целый комплекс сдерживающих факторов, ограничивающих формирование развитых кластеров в РФ, делает актуальной реализацию активной государственной политики, ориентированной на создание и стимулирование развития региональных кластеров. Реализация региональной кластерной политики, в свою очередь, требует идентификации существующих либо зарождающихся в регионе кластеров.

Одной из проблем при реализации кластерного подхода является идентификация региональных кластеров и их поддержка. Актуальность и востребованность формирования комплексного алгоритма выявления и оценки потенциальных кластеров, имеющего, в первую очередь, количественную интерпретацию, определяется возрастающей ролью промышленных кластеров в развитии регионального экономического пространства. В настоящее время разработаны основы кластерной политики Санкт-Петербурга на долгосрочную перспективу, которые определяют цели, задачи и формы кластеризации, а также функции исполнительных органов государственной власти. Эта политика направлена на создание и поддержку развития кластеров, объединяющих предприятия и организации, научные учреждения, для обеспечения высоких темпов роста экономики Санкт-Петербурга за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга.

При этом движущей силой кластерной политики должна стать инициатива субъектов кластеров (существующих и потенциальных), заключающаяся в активном сотрудничестве и скоординированных действиях. Как доказывает опыт зарубежных стран, именно эффективное взаимодействие участников кластера в сочетании с совокупностью взаимосвязанных факторов (географически близкое расположение, инновационные технологии, специализация, высококвалифицированный персонал и др.) позволяет реализовать скрытый потенциал кластеров. Для реализации кластерной политики в Санкт-Петербурге необходим целый комплекс мероприятий по трем направлениям.

1. Создание условий для формирования и развития кластеров.

2. Поддержка реализации проектов.

3. Эффективная информационная поддержка.

В 2007 г. была утверждена Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, предполагающая перевод экономики на инновационный путь, поскольку инновационная экономика, наука и образование являются главными приоритетами, обусловливающими стратегию развития города. При этом приоритетными направлениями инновационной деятельности признавались:

— интеграция научных организаций и образовательных учреждений в единые научно-образовательные комплексы, создание и развитие инновационно-технологических центров и технопарков;

— активное развитие инноваций внутри кластеров (на крупных промышленных предприятиях, в конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, учреждениях образования);

— коммерциализация знаний, создаваемых в научных организациях и высших учебных заведениях;

— формирование базы данных, содержащей сведения о научных, научно-технологических, опытно-конструкторских и инновационных разработках, создаваемых в интересах социально-экономического развития Санкт-Петербурга;

— продвижение на экспорт научно-технической продукции и высоких технологий, создаваемых в научных организациях и в учреждениях высшего профессионального образования Санкт-Петербурга [4].

В Санкт-Петербурге на протяжении последних лет наблюдается рост инновационной деятельности. На увеличение данного показателя оказывает положительное влияние сформированный инвестиционный климат в Санкт-Петербурге, благодаря которому на территории города за последние несколько лет расположились современные высокотехнологичные производства. По итогам реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге в 2010 г. были достигнуты следующие целевые показа-

тели (см. табл.) [1]. Результатами кластерной политики в Санкт-Петербурге на настоящий момент является 8 приоритетных кластеров Санкт-Петербурга: автомобильный; фармацевтический; судостроительный; энергомашиностроительный; радиологический; информационных технологий; радиоэлектроники; городского хозяйства.

Таблица

Итоги реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге в 2010 г.

Показатель Результат

Число организаций, осуществляющих технологические инновации Увеличилось на 18 %

Объем отгруженной инновационной продукции Увеличился на 28 %

Затраты на технологические инновации Увеличились в 1,3 раза

Число созданных передовых производственных технологий Увеличилось в 1,09 раза

Число использованных объектов интеллектуальной собственности Увеличилось на 8 %

Проведенная оценка деятельности промышленных кластеров Санкт-Петербурга выявила значимость и необходимость системного и комплексного подходов к формированию, развитию и идентификации промышленных кластеров на региональном уровне. Формирование кластерной структуры экономики региона и создание системы ее развития являются промежуточным шагом на пути становления современной инновационной экономики. В связи с этим в марте 2012 г. было принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 г. № 275 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года» [5]. Реализация кластерной политики в совокупности с согласованными действиями всех ее участников приведет к росту инновационного потенциала и, как следствие, к повышению социально-экономического статуса Санкт-Петербурга.

Правильность выбранной кластерной политики подтверждает Указ Президента РФ В.В. Путина от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [14]: «д) в области модернизации и инновационного развития экономики:

утвердить до 1 января 2013 г. государственные программы Российской Федерации, включая такие, как "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие авиационной промышленности", "Космическая деятельность России", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", "Развитие судостроения", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", а также Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и при необходимости осуществить корректировку стратегий, направленных на модернизацию и развитие ведущих секторов экономики, предусмотрев увязку указанных программ и отраслевых стратегий с формируемыми приоритетными технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров».

ЛИТЕРАТУРА

1. Отчет о реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге за 2010 год // Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга. URL: http://www.cedipt.spb.ra/innovations/ materials/otchet2010.pdf, свободный (дата обращения: 10.09.2011).

2. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"» // Собрание законодательства РФ. 2011. №34. Ст. 4966.

3. Постановление Правительства РФ от 03.08.2011 г. № 648 «О порядке отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов») // Собрание законодательства РФ. 2011. № 32. Ст. 4843.

4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2007 г. № 884 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. № 8, 24.08.2007 (утратил силу 28.03.2012).

5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 г. № 275 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года» (документ опубликован не был; начало действия документа — 28.03.2012).

6. Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 г. № 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2011. №38. Ст. 5400.

7. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 г. № 1540-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2011. №39. Ст. 5489.

8. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 г. № 1757-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года» (документ опубликован не был; начало действия документа — 06.10.2011).

9. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 1. Ст. 216.

10. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 507-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 18. Ст. 2244.

11. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

12. Распоряжение Правительства РФ от 23.04.2012 г. № 619-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2453.

13. Распоряжение Правительства РФ от 24.01.2012 г. № 14-р «Об утверждении долгосрочной программы развития угольной промышленности на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 9. Ст. 1132.

14. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2333.

15. Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 371-ФЭ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7049 (закон, прил. 1-6); № 49 (ч. 2). Ст. 7049 (прил. 6, 9); № 49 (ч. 3). Ст. 7049 (прил. 9, 12); № 49 (ч. 4). Ст. 7049 (12, 14, 18, 21, 24, 32, 33); № 49 (ч. 5). Ст. 7049 (прил. 34-41).

16. Feser /•.'., Renski К, Коо J. Regional Cluster Analysis with Interindustry Benchmarks. URL: http://www.urban. uiuc.edu/faculty/feser/ Pubs/TRED,%20FRK.pdf (дата обращения: 14.10.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.