П.А. АРКИН, P.M. БУРХАНОВ, М.Н. ВЛАСЕНКО
Павел Александрович APKIIH — доктор экономических наук, профессор, проректор по экономике, заведующий кафедрой экономики и логистики ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет).
В 1992 г. окончил Ленинградский технологический институт им. Ленсовета, в 1993 г. — аспирантуру СПбГУЭФ. С 1993 по 1996 г. преподавал в СПбГУЭФ, с 1994 г. по настоящее время — заведующий кафедрой в СПбГТЙ (ТУ), с 2010 г. — проректор по экономике СПбГТИ (ТУ).
Автор 150 научных трудов, в том числе 10 монографий.
Сфера научных интересов — экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами; менеджмент; логистика.
Рустам Мансуроеич БУРХАНОВ — аспирант кафедры экономики и логистики ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет).
В 2009 г. окончил ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет).
Автор 4 публикаций.
Область научной специализации — экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами.
Мария Николаевна ВЛАСЕНКО — ассистент кафедры экономики и логистики ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет).
В 2009 г. окончила ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет).
Автор 4 публикаций.
Область научной специализации — экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами; логистика.
^ ^ ^
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ
Глобализация экономической деятельности, ведущая к организационной трансформации, формированию и усилению корпоративных систем, явилась объективной предпосылкой смены парадигмы управления конкурентоспособностью, которая состоит в отказе от традиционной промышленной политики и переходе к новой — кластерной. Вследствие активного развития логистики и информационных технологий возрастают скорость и мобильность информационных, материальных и финансовых потоков. В связи с этим важнейшим фактором обеспечения успешного функционирования и реализации экономической деятельности в условиях жесткой конкуренции становится взаимодействие между предприятиями, что обеспечивает условия по созданию кластеров.
Несмотря на огромный опыт в создании и развитии кластеров, каждая страна выбирает свой путь реализации кластерной политики [16]. Очевидно, что нельзя механически переносить модели существующих за рубежом кластеров на нашу страну в связи с наличием экономических, организационных и психологических препятствий. Тем не менее прослеживаются схожие черты ведения кластерной политики в России и зарубежных странах. Так, рассматривая экономическую политику Канады, нельзя не подчеркнуть, что эта страна по своим географическим характеристикам и природным ресурсам имеет близкое сходство с северными субъектами Российской Федерации, а значит, ряд мероприятий по реализации кластерных инициатив этих стран также схожи. Стоит отметить, что помощь в реализации кластерных инициатив как в России, так и в Канаде и во Франции, оказывают все уровни власти. Основным и, пожалуй, самым важным направлением кластерной политики этих стран является стимулирование международных связей, о чем свидетельствует успешное сотрудничество России с Францией и Канадой.
Как показывает опыт зарубежных стран, уровень экономического развития кластеров оказывается в среднем на несколько пунктов выше, чем в аналогичных компаниях или предприятиях по стране. Экономика России в данном случае не исключение.
Во-первых, в настоящее время экономика России отличается высокой монополизацией региональных и локальных рынков, что снижает ее общую конкурентоспособность, в то время как реализация кластерной политики стимулирует развитие конкурентного рынка и поддержание высокого уровня конкурентоспособности.
Во-вторых, кластерный подход учитывает, прежде всего, локальные особенности развития, что позволяет эффективно вырабатывать различные комплексы мер по ускорению развития и повышению конкурентоспособности.
В-третьих, проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе.
Таким образом, по своему потенциалу и структуре кластерный подход может стать механизмом повышения конкурентоспособности российской экономики через развитие конкурентных рынков, повышение инновационности различных отраслей экономики, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инициативы на местах и активизацию взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом. Однако необходимо подчеркнуть, что кластерная политика должна реализовываться с учетом специфики пространственной структуры экономики России и отдельно взятых ее регионов. Кроме того, кластерная политика является только одним из нескольких подходов к повышению конкурентоспособности, и наибольший положительный эффект от ее реализации может быть достигнут при согласованном применении с комплексом других мероприятий.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р [11], предполагается «формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6-8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концен-
ГРНТИ 06.56.31
© П.А. Аркин, Р.М. Бурханов, М.Н. Власенко, 2012
трацией таких кластеров в урбанизированных регионах; формирование территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий».
За последние десять месяцев (с июля 2011 г. по апрель 2012 г.) Правительством РФ в рамках развития кластерной политики был принят ряд нормативных актов, расширяющих нормативную базу проведения политики кластеризации российской экономики. В первую очередь это распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 г. № 1540-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года» [7], распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 г. № 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года» [6], с обеспечивающим механизм его реализации Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 507-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года» [10], распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 г. № 1757-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года» [8], с обеспечивающим механизм его реализации распоряжением Правительства РФ от 23.04.2012 г. № 619-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года» [12].
Деятельность Правительства РФ по развитию кластеров должна осуществляться не только по географическому, но и по отраслевому принципу в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации, согласно распоряжению Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [9]: «Концепцией предусматривается создание в Российской Федерации сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, а также формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров (далее — кластеры). Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, расширением доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, снижением трансакционных издержек, а также с реализацией совместных кооперационных проектов... В целях активизации инновационного развития регионов будет обеспечено выделение на конкурсной основе субсидий субъектам Российской Федерации на развитие кластеров».
В целях регулирования выделения данных субсидий было принято постановление Правительства РФ от 03.08.2011 г. № 648 «О порядке отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов») [3]. Согласно п. 4 постановления «основной целью инвестиционных проектов является создание новых центров социально-экономического развития (точек регионального экономического роста) и сети территориально-производственных и туристических кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий федеральных округов». В ст. 11 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 371-ФЭ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» [15] записано:
«Статья 11. Взносы в уставные капиталы
1. Федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", осуществляющие функции в соответствующей сфере деятельности, направляют в установленном порядке в пределах предусмотренных ими бюджетных ассигнований средства федерального бюджета в уставный капитал:
2) открытого акционерного общества "Особые экономические зоны" (город Москва) в 2012 году в сумме 12 000 000,0 тысяч рублей для участия в проекте создания туристического кластера на территории Северо-Кавказского федерального округа;».
В соответствии с отраслевой спецификой были приняты постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"» [2] и распоряжение Правительства РФ от 24.01.2012 г. № 14-р «Об утверждении долгосрочной программы развития угольной промышленности на период
до 2030 года» [13], раскрывающие кластерный подход Правительства РФ в туристической и угольной отраслях промышленности.
В России в целом и в Санкт-Петербурге в частности развитие кластеров сталкивается с серьезными препятствиями исторического характера, что приводит к ряду ограничений естественного возникновения кластеров. Целый комплекс сдерживающих факторов, ограничивающих формирование развитых кластеров в РФ, делает актуальной реализацию активной государственной политики, ориентированной на создание и стимулирование развития региональных кластеров. Реализация региональной кластерной политики, в свою очередь, требует идентификации существующих либо зарождающихся в регионе кластеров.
Одной из проблем при реализации кластерного подхода является идентификация региональных кластеров и их поддержка. Актуальность и востребованность формирования комплексного алгоритма выявления и оценки потенциальных кластеров, имеющего, в первую очередь, количественную интерпретацию, определяется возрастающей ролью промышленных кластеров в развитии регионального экономического пространства. В настоящее время разработаны основы кластерной политики Санкт-Петербурга на долгосрочную перспективу, которые определяют цели, задачи и формы кластеризации, а также функции исполнительных органов государственной власти. Эта политика направлена на создание и поддержку развития кластеров, объединяющих предприятия и организации, научные учреждения, для обеспечения высоких темпов роста экономики Санкт-Петербурга за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга.
При этом движущей силой кластерной политики должна стать инициатива субъектов кластеров (существующих и потенциальных), заключающаяся в активном сотрудничестве и скоординированных действиях. Как доказывает опыт зарубежных стран, именно эффективное взаимодействие участников кластера в сочетании с совокупностью взаимосвязанных факторов (географически близкое расположение, инновационные технологии, специализация, высококвалифицированный персонал и др.) позволяет реализовать скрытый потенциал кластеров. Для реализации кластерной политики в Санкт-Петербурге необходим целый комплекс мероприятий по трем направлениям.
1. Создание условий для формирования и развития кластеров.
2. Поддержка реализации проектов.
3. Эффективная информационная поддержка.
В 2007 г. была утверждена Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, предполагающая перевод экономики на инновационный путь, поскольку инновационная экономика, наука и образование являются главными приоритетами, обусловливающими стратегию развития города. При этом приоритетными направлениями инновационной деятельности признавались:
— интеграция научных организаций и образовательных учреждений в единые научно-образовательные комплексы, создание и развитие инновационно-технологических центров и технопарков;
— активное развитие инноваций внутри кластеров (на крупных промышленных предприятиях, в конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, учреждениях образования);
— коммерциализация знаний, создаваемых в научных организациях и высших учебных заведениях;
— формирование базы данных, содержащей сведения о научных, научно-технологических, опытно-конструкторских и инновационных разработках, создаваемых в интересах социально-экономического развития Санкт-Петербурга;
— продвижение на экспорт научно-технической продукции и высоких технологий, создаваемых в научных организациях и в учреждениях высшего профессионального образования Санкт-Петербурга [4].
В Санкт-Петербурге на протяжении последних лет наблюдается рост инновационной деятельности. На увеличение данного показателя оказывает положительное влияние сформированный инвестиционный климат в Санкт-Петербурге, благодаря которому на территории города за последние несколько лет расположились современные высокотехнологичные производства. По итогам реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге в 2010 г. были достигнуты следующие целевые показа-
тели (см. табл.) [1]. Результатами кластерной политики в Санкт-Петербурге на настоящий момент является 8 приоритетных кластеров Санкт-Петербурга: автомобильный; фармацевтический; судостроительный; энергомашиностроительный; радиологический; информационных технологий; радиоэлектроники; городского хозяйства.
Таблица
Итоги реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге в 2010 г.
Показатель Результат
Число организаций, осуществляющих технологические инновации Увеличилось на 18 %
Объем отгруженной инновационной продукции Увеличился на 28 %
Затраты на технологические инновации Увеличились в 1,3 раза
Число созданных передовых производственных технологий Увеличилось в 1,09 раза
Число использованных объектов интеллектуальной собственности Увеличилось на 8 %
Проведенная оценка деятельности промышленных кластеров Санкт-Петербурга выявила значимость и необходимость системного и комплексного подходов к формированию, развитию и идентификации промышленных кластеров на региональном уровне. Формирование кластерной структуры экономики региона и создание системы ее развития являются промежуточным шагом на пути становления современной инновационной экономики. В связи с этим в марте 2012 г. было принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 г. № 275 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года» [5]. Реализация кластерной политики в совокупности с согласованными действиями всех ее участников приведет к росту инновационного потенциала и, как следствие, к повышению социально-экономического статуса Санкт-Петербурга.
Правильность выбранной кластерной политики подтверждает Указ Президента РФ В.В. Путина от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [14]: «д) в области модернизации и инновационного развития экономики:
утвердить до 1 января 2013 г. государственные программы Российской Федерации, включая такие, как "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие авиационной промышленности", "Космическая деятельность России", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", "Развитие судостроения", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", а также Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и при необходимости осуществить корректировку стратегий, направленных на модернизацию и развитие ведущих секторов экономики, предусмотрев увязку указанных программ и отраслевых стратегий с формируемыми приоритетными технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров».
ЛИТЕРАТУРА
1. Отчет о реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге за 2010 год // Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга. URL: http://www.cedipt.spb.ra/innovations/ materials/otchet2010.pdf, свободный (дата обращения: 10.09.2011).
2. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"» // Собрание законодательства РФ. 2011. №34. Ст. 4966.
3. Постановление Правительства РФ от 03.08.2011 г. № 648 «О порядке отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов») // Собрание законодательства РФ. 2011. № 32. Ст. 4843.
4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2007 г. № 884 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. № 8, 24.08.2007 (утратил силу 28.03.2012).
5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 г. № 275 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года» (документ опубликован не был; начало действия документа — 28.03.2012).
6. Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 г. № 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2011. №38. Ст. 5400.
7. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 г. № 1540-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2011. №39. Ст. 5489.
8. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 г. № 1757-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года» (документ опубликован не был; начало действия документа — 06.10.2011).
9. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 1. Ст. 216.
10. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 507-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 18. Ст. 2244.
11. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
12. Распоряжение Правительства РФ от 23.04.2012 г. № 619-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2453.
13. Распоряжение Правительства РФ от 24.01.2012 г. № 14-р «Об утверждении долгосрочной программы развития угольной промышленности на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 9. Ст. 1132.
14. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2333.
15. Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 371-ФЭ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7049 (закон, прил. 1-6); № 49 (ч. 2). Ст. 7049 (прил. 6, 9); № 49 (ч. 3). Ст. 7049 (прил. 9, 12); № 49 (ч. 4). Ст. 7049 (12, 14, 18, 21, 24, 32, 33); № 49 (ч. 5). Ст. 7049 (прил. 34-41).
16. Feser /•.'., Renski К, Коо J. Regional Cluster Analysis with Interindustry Benchmarks. URL: http://www.urban. uiuc.edu/faculty/feser/ Pubs/TRED,%20FRK.pdf (дата обращения: 14.10.2011).