25
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Соловейчик К.А., Аркин П.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РОСТА ГЛУБИНЫ ПЕРЕДЕЛА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Органы государственной власти субъектов РФ не имеют возможности устанавливать дополнительные условия по обеспечению развития производства промышленной продукции на своих территориях, но должны стимулировать увеличение бюджета. Предлагается решение этой проблемы через стимулирование увеличения глубины передела. В статье дается оригинальное определение терминов «передел» и «глубина передела», предлагается механизм стимулирования промышленных предприятий к увеличению числа переделов и стандартизации технологий промышленного производства.
Ключевые слова. Глубина передела, передел, стандартизация, технология промышленного производства.
Soloveychik K.A., Arkin P.A.
METHODOLOGICAL ISSUES OF STIMULATING THE GROWTH OF DEPTH OF INDUSTRIAL PRODUCTION PROCESS STAGES IN SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. State bodies of the Russian Federation do not have the ability to establish additional conditions to ensure the development of industrial production in their territories but they should stimulate an increase in the budget. The proposed solution is to stimulate an increase in the process stage quotient. The article states the original definition of the terms process stage and process stage quotient; proposes mechanism for stimulating industrial enterprises to increase the number of process stages and mechanism for standardization of technologies for industrial production.
Keywords. Process stage quotient, process stage, standardization, industrial production technology.
У У У
В связи со вступлением в силу 30 июня 2015 года Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [8], нормы которого имеют в основном блан-
ГРНТИ 06.71.03
© Соловейчик К. А., Аркин П.А., 2015
Кирилл Александрович Соловейчик — доктор экономических наук, доцент, вице-президент Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга, президент ОАО «Ленполиграфмаш» (г. Санкт-Петербург), профессор кафедры процессов управления наукоемкими производствами Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Павел Александрович Аркин — доктор экономических наук, профессор, заместитель генерального директора по инновациям ООО «Холдинг Ленполиграфмаш» (г. Санкт-Петербург).
Контактные данные для связи с авторами (Аркин П.А.): 197376, Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 5 (Russia, St. Petersburg, Karpovka riv. emb., 5). Тел.: 8 (812) 234-85-95. E-mail: arkin1969@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 01.08.2015 г.
Для ссылок: Соловейчик К.А., Аркин П.А. Методические вопросы стимулирования роста глубины передела промышленной продукции субъектами Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 25-30.
26
Соловейчик К.А., Аркин П.А.
кетный характер, возникла необходимость принятия или уточнения большого числа нормативноправовых актов, в том числе в области мер стимулирования производства промышленной продукции посредством закупок товаров промышленного производства для обеспечения государственных нужд, как на территории Российской Федерации в целом, так и в отдельно взятых регионах.
Данные вопросы рамочно определены в данном федеральном законе в статье 18: «Меры стимулирования производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, осуществляемые при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и осуществлении таких закупок отдельными видами юридических лиц: 1. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, указанных в Федеральном законе от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливается приоритет промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, перед промышленной продукцией, произведенной на территориях иностранных государств» [8].
При этом законодатель четко определил ответственного за реализацию промышленной политики в разрезе федеральных законов от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5] и от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [4] -Правительство Российской Федерации: «3. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать требования по включению в контракты, заключаемые при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд или закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, указанных в Федеральном законе от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», дополнительных условий по обеспечению развития производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или внедрению в производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации новых технологий» [8].
В научных статьях ряда авторов, таких как В.И. Еременко [2], Ю.А. Васильев [1], Э. Цыганков [19], посвященных вступлению в силу Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [8], рассматриваются многие положения данного закона, но, к сожалению, вопросам прямой государственной поддержки предприятий промышленности через систему закупок внимания практически не уделяется. При этом необходимо отметить, что статья 8 Конституции Российской Федерации («в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» [3]) устанавливает единство экономического пространства, которое подразумевает возможность для хозяйствующих субъектов осуществлять экономическую деятельность на всей территории России по единым правилам без необходимости получения каких-либо дополнительных разрешений. Из этого следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных предприятий и учреждений субъектов Российской Федерации не имеют возможности устанавливать дополнительные условия по обеспечению развития производства промышленной продукции на территории субъекта Российской Федерации.
В то же время, наполнение и рост доходов бюджета субъекта Российской Федерации является важной задачей для его руководства, которое должно прямыми и косвенными методами стимулировать экономическое развитие вверенного ему региона. В этой связи, была поставлена задача разработать предложения по стимулированию производства в субъекте Российской Федерации путем предоставления дополнительных законных возможностей для участия промышленных предприятий в проведении закупок промышленной продукции во время проведения закупок. Разработанные предложения не носят характера проекта нормативно-правового акта, а могут быть использованы для обсуждения принципиального подхода с дальнейшим написанием проекта нормативного документа, и базируются на следующих принципах:
1. Соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
27
2. Приоритет интересов субъекта Российской Федерации в закупке наиболее качественных товаров для нужд субъекта Российской Федерации.
3. Приоритет интересов субъекта Российской Федерации в максимально полном использовании промышленного потенциала субъекта Российской Федерации.
4. Приоритет интересов субъекта Российской Федерации в максимально полном использовании потенциала возможностей некоммерческих организаций субъекта Российской Федерации, объединяющих предприятия промышленности.
5. Приоритет интересов субъекта Российской Федерации в максимальной занятости населения в субъекте Российской Федерации.
Для формулирования предложений было решено использовать термины «передел» и «глубина передела». Термины «передел» и «глубина передела» достаточно часто встречаются в экономической литературе и периодически в нормативно-правовых и нормативных актах, а также в решениях арбитражных судов, в постановлениях и решениях административных комиссий ФАС и ФТС. Тем не менее, применение данных терминов вызывает сомнения, т.к. юридически они однозначно не определены. Так как не определено понятие «передела», то нет смысла говорить об определении понятия «глубины передела». Займемся уточнением этих терминов.
Понятие передела в интерпретации наук об экономике и организации производства встречается в следующих нормативно-правовых и нормативных актах в укрупненных группах:
А. Металлургическая и нефтехимическая промышленность:
• Постановление Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173 (ред. от 27.09.1990) «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах»: «20. Металлургические и химико-металлургические цехи, отделения, переделы, установки редкометаллической и титано-магниевой промышленности...» [16];
• Постановление Госгортехнадзора РФ от 24.04.2003 № 27 «Об утверждении «Правил безопасности при производстве свинца и цинка» (зарегистрировано в Минюсте РФ 16.05.2003 № 4549): «2.10. Гидрометаллургический передел цинкового производства» [14];
• Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.10.1987 № 653/29-118 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, к профессиям рабочих, наименования которых изменены в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (выпуски ЕТКС № 1-72 утверждены Постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС в 1983-1986 гг.)»: «Металлургические и химикометаллургические цехи, отделения, переделы, установки редкометаллической и титаномагниевой промышленности» [15];
• Приказ Минтопэнерго РФ от 17.11.1998 № 371 (ред. от 12.10.1999) «Об утверждении Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях», приложение № 10 которого имеет наименование: «Перечень важнейших комплексных нефтехимических процессов (производств), переделов и порядок калькулирования себестоимости нефтехимической продукции» [12];
• «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17) (ред. от 12.12.2012) (Часть III раздел D (коды 2430000-3440000)): «2713000 Изделия дальнейшего передела из проката» [18].
Б. Концепции и стратегии:
• Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»: «Содействие формированию и развитию технологических платформ направлено на решение следующих задач: . . расширение научно-производственной кооперации, формирование новых партнерств в инновационной сфере, новых цепочек формирования добавленной стоимости и производства продукции (услуг) более высокого передела.» [17];
• Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 го-
28
Соловейчик К.А., Аркин П.А.
да»: «Инновационный социально ориентированный тип экономического развития Российской Федерации имеет ряд качественных и количественных характеристик. Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукции отраслей высоких переделов...» [6].
В. Финансы и бухгалтерская отчетность:
• Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 29.08.2014) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 № 19452): «137. Продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству» [11];
• Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2002 № 3245): «146. Применение организацией программ автоматизации учетных работ должно обеспечить формирование необходимых регистров бухгалтерского учета материалов, основными из которых могут быть: . ведомость расхода материалов по заказам, сериям, переделам, другим калькуляционным единицам.» [13].
Таким образом, термин «передел» имеет в соответствии с законодательством РФ, в котором он часто употребляется, определение аналога калькуляционной единицы, что дает возможность дать ему в рамках калькуляционной единицы собственное определение. Отметим при этом, что в соответствии с Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» [7] в Российской Федерации введены ОКВЭД2 с 6 разрядами видов экономической деятельности (то есть миллион вариантов) и ОКПД2 с 9 категориями (подкатегориями) продукции по видам экономической деятельности (то есть миллиард вариантов).
Производство в любой отрасли промышленности имеет результатом получения из сырья (нескольких видов сырья) продукта (продуктов). Таким образом, сырье (несколько видов сырья) и/или полуфабрикаты) должно(ы) иметь каждое свое (свои) девятизначное(ые) значение(я) согласно ОКПД2. Продукт (продукты) и/или полуфабрикат(ы) также должен(ны) иметь свое (свои) девятизначное(ые) значение(я) согласно ОКПД2. Производство, то есть преобразование сырья (нескольких видов сырья) и/или полуфабриката(ов) в продукт (продукты) и/или полуфабрикат(ы) происходит через вид (ряд видов) экономической деятельности, каждый(ые) из которых соответствует(ют) свое(свои) шестизнач-ное(ые) значение(я) согласно ОКВЭД2.
Каждому виду экономической деятельности в области промышленного производства должно соответствовать то или иное оборудование, а также специалисты или работники определенного уровня квалификации. При этом технология производства в виде регламента технологического процесса или иного документа должна быть стандартизована как минимум локальным нормативным актом организации - приказом, который должен регламентировать при данном конкретном виде экономической деятельности вид сертифицированного оборудования и уровень квалификации рабочих (специалистов). И так для каждого производственного процесса вплоть до добычи сырья.
С учетом вышеизложенного, можно дать определение переделу в рамках нормативно-правовых и нормативных актов Российской Федерации (с дальнейшим возможным закреплением его нормативноправовым актом субъекта Российской Федерации). Передел - это как минимум один вид экономической деятельности с соответствующим ОКВЭД по преобразованию как минимум одного вида сырья (полуфабриката) с соответствующим ОКПД в как минимум один вид готовой продукции (полуфабриката) с иным ОКПД, использующий стандартизованные оборудование и труд соответствующего уровня квалификации рабочих (специалистов). Соответственно, «глубина передела», как макроэкономическая категория, будет измеряться количеством переделов при производстве продукции внутри данного государства, федерального округа, субъекта федерации и т.д.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
29
В целях соблюдения второго из названных выше принципов - приоритета интересов субъекта Российской Федерации в закупке наиболее качественных товаров для нужд субъекта Российской Федерации, заказчику при определении поставщика товаров для возможности оценки заявок в соответствии с критериями подпункта 4 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5] следует запрашивать кроме стандартных следующие документы исполнителя: стандарты организаций или иные документы в соответствии со статьей 17 «Стандарты организаций» Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [9], регламентирующие технологию производства и ее аппаратурное, кадровое и иное обеспечение, то есть организацию производственного процесса на данном промышленном предприятии, и включающие в себя описание технологии производства, стандартизованного оборудования и стандартизованного уровня квалификации рабочих (специалистов), так как иначе невозможно оценить наличие оборудования и рабочих (специалистов) соответствующего уровня квалификации; документы, подтверждающие наличие соответствующего стандартизованного оборудования и возможность его законной эксплуатации; документы, подтверждающие уровень квалификации рабочих (специалистов), законно (то есть с проведением специальной оценки условий труда) работающих на данном оборудовании.
Естественно представление и проверка всего пакета документов является затратным не только для участника закупки, но и для комиссии заказчика, которой необходимо провести проверку всего комплекта документов. В связи с этим возможно в качестве дополнительного варианта представления всего комплекта документов представлять акты экспертизы соответствия одной из экспертных организаций, которая в этом случае возьмёт на себя ответственность за качество организации производства данного потенциального поставщика. Например, для ускорения работы возможно кроме комплекта документации предлагать участникам закупки в инициативном порядке прикладывать соответствующие акты экспертизы по каждому переделу Торгово-промышленной палаты субъекта Российской Федерации в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»: «1. Торгово-промышленные палаты имеют право ... проводить по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров» [10].
Таким образом, у потенциальных участников закупки появляется стимул перед подачей заявки самостоятельно пройти экспертизу и контроль качества своего производства и документооборота по следующим причинам:
1. Заранее выявить возможные недостатки организации собственного производства и иметь время для их устранения.
2. Заранее привести собственную локальную нормативную базу в соответствие с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
3. В случае серьезных недостатков в организации или документообороте не тратить ресурсы на подготовку и подачу заявки.
4. Получить акт экспертизы авторитетной, обладающей высокой деловой репутацией организации для коммерческого продвижения своего товара.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев Ю.А. Знакомьтесь, промышленная политика // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 2. С. 5-12.
2. Еременко В.И. Российское законодательство о промышленной политике // Законодательство и экономика. 2015. № 3.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ): офиц. текст по состоянию на 22.07.2014 // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31, ст. 4398.
4. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 01.01.2015 // Собрание законодательства РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1), ст. 4571.
30
Соловейчик К.А., Аркин П.А.
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 30.06.2015 // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. № 14, ст. 1652.
6. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р: офиц. текст по состоянию на 08.08.2009 // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47, ст. 5489.
7. О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008): Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст: офиц. текст по состоянию на 30.09.2014 // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). № 21. 30.05.2014.
8. О промышленной политике в Российской Федерации: федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 30.06.2015 // Собрание законодательства РФ. 05.01.2015. № 1 (часть I), ст. 41.
9. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ: офиц. текст по состоянию на
22.12.2014 // Собрание законодательства РФ. 30.12.2002. № 52 (ч. 1), ст. 5140.
10. О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации: Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1: офиц. текст по состоянию на 01.01.2015 // Российская газета. № 154. 12.08.1993.
11. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н: офиц. текст по состоянию на
16.11.2014 // Российская газета. № 8. 19.01.2011.
12. Об утверждении Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на
нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях: Приказ Минтопэнерго РФ от 17.11.1998 № 371: офиц. текст по состоянию на 12.10.1999 // Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2435;dst=0;ts=CB2DDD8916-
CC9EB2EBD1F330B4E60F5B;rnd=0.5109976888933304 (дата обращения 30.06.2015).
13. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н: офиц. текст по состоянию на 01.01.2011 // Российская газета. № 36. 27.02.2002.
14. Об утверждении «Правил безопасности при производстве свинца и цинка»: Постановление Госгортехнадзора РФ от 24.04.2003 № 27: документ утратил силу 22.03.2015 // Российская газета (специальный выпуск). № 120/1. 21.06.2003.
15. Об утверждении разъяснения «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, к профессиям рабочих, наименования которых изменены в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (выпуски ЕТКС № 1-72 утверждены Постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС в 1983-1986 гг.)»: Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.10.1987 № 653/29-118 // Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122819;dst=0;ts=CB2DDD8916CC9EB2EBD1F330B4E60F5B;rnd=0. 5246627202945444 (дата обращения 30.06.2015).
16. Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на го-
сударственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах: Постановление Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173: офиц. текст по состоянию на 27.09.1990 // Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=102951;dst=0;
ts=CB2DDD8916CC9EB2EBD1F330B4E60F5B;rnd=0.8878874283695134 (дата обращения 30.06.2015).
17. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 год: Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р: офиц. текст по состоянию на 08.12.2011 // Собрание законодательства РФ. 02.01.2012. № 1, ст. 216.
18. ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (Часть III раздел D (коды 2430000-3440000)): Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17: офиц. текст по состоянию на 12.12.2012. М.: ИПК Издательства стандартов, 1996.
19. Цыганков Э. Острова экономического процветания // ЭЖ-Юрист. 2015. № 5. С. 3.