Научная статья на тему 'Управление развитием компании'

Управление развитием компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1178
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Векшина Ирина Евгеньевна

Управление развитием становится все более значительным по мере того, как увеличивается темп социально-экономического развития. Каждый день в меняющихся условиях современного мира развитие организации считается не только следствием эволюции, но и итогом целенаправленных усилий руководителей. В соотношении «управление функционированием управление развитием» все больший удельный вес приобретает управление развитием. В статье рассматриваются особенности управления развитием компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление развитием компании»

Управление развитием компании Векшина И. Е.

Векшина Ирина Евгеньевна / Vekshina Irina Evgenievna — студент, кафедра корпоративной экономики и управления персоналом, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк

Аннотация: управление развитием становится все более значительным по мере того, как увеличивается темп социально-экономического развития. Каждый день в меняющихся условиях современного мира развитие организации считается не только следствием эволюции, но и итогом целенаправленных усилий руководителей. В соотношении «управление функционированием -управление развитием» все больший удельный вес приобретает управление развитием. В статье рассматриваются особенности управления развитием компании. Ключевые слова: управление, развитие, управление развитием, стратегия.

Управление развитием - процесс целенаправленного, периодического и нескончаемого воздействия на направления деятельности производимые функции, структуру организации, уровни производительности и качества продукции. Управление развитием проявляется во всевозможных формах. Ведущей формой, в которой реализуется менеджмент, считается стратегическое управление.

Стратегическое управление - процесс составления стратегии, ее реализации и контроля соотношения достигнутых итогов запланированным целям. Определение стратегии для компании принципиально в зависимости от конкретной ситуации, в которой она находится (позиция компании на рынке, динамика ее развития, ее потенциала, поведение соперников, свойства производимого продукта или оказываемых услуг, положение экономики и иных факторов). Фактически можно сказать, что сколько существует фирм, столько же существует конкретных стратегий.

С каждым годом возрастает интерес к задачам управления развитием компании. В последние десять - пятнадцать лет стратегическому управлению стало уделяться повышенное внимание. Это связано не только с тем, что управление развитием играет важную роль в компании, но и с тем, что стратегическое планирование как практическая деятельность постоянно развивается, обретая временами формы, которые по своей сущности противоположны тому, что прежде в практике и в теоретическом осмыслении считалось образцом правильного управления.

Возрастает численность материалов по теме исследования: разрабатываются и выпускаются современные учебники [1], публикуются статьи [2-4]. Несмотря на это, исследование способов стратегического планирования будет продолжаться, новые способы планирования, созданные в развитых странах, будут приспосабливаться и применяться в российской практике, с учетом специфики ведения бизнеса в России.

Для того чтобы управлять развитием организации, а не ее функционированием, необходимо четко понимать разницу между этими двумя процессами, стратегическое планирование точно описывают разницу в данных понятиях, оценивают основные формы и способы управления относительно развития и функционирования. Стратегическое планирование здесь в значительной степени рассматривается как управление развитием.

Каждая растущая компания проходит в своем развитии несколько этапов: создание компании, ее первые успехи, фаза роста, выделение отдельных направлений работы, стабилизация структуры и ее дальнейшая «настройка», возникновения новых возможностей для развития ... далее чаще всего все повторяется циклично.

Объединение людей, которое реализует совместно программу и цели, действуя на основе отдельных процедур и правил, рассматривается как «Организация». Если рассматривать с социально-психологической точки зрения организация является средством достижения целей, которое сплачивает людей для совместного выполнения идей, целей [5], которые самостоятельно выполняются с затруднением.

Совокупность работы всех субъектов называется «управлением».

Управление обеспечивает развитие, стабилизацию, оптимальное функционирование и необходимое развитие организации.

Данное обозначение фиксирует два важных момента: во-первых, любое управление есть целенаправленная работа и, во-вторых, оно отличается от других видов работы своим назначением.

Данное обозначение не выявляет специфики содержания управления как конкретной деятельности. Если знать, что собой представляет управление, то можно ответить на вопросы: где, когда, зачем оно нужно и как оно реализуется.

В данном случае появляется особая задача формирования общих целей и объединения усилий участников совместной деятельности на их достижение. Эта задача и решается в процессе управления. Благодаря управлению совместная работа становится не стихийной, беспорядочной, а целенаправленной и организованной.

Чтобы деятельность стала целенаправленной, необходимо определить, какие итоги мы хотели бы получить в будущем, какие возможности существуют для достижения желаемых результатов (целей), создать состав и структуру будущих действий. Все это необходимо сделать до того, как начнётся реальная деятельность. Её необходимо моделировать. Такое моделирование будущей совместной деятельности называют планированием.

Чтобы процесс деятельности планировался эффективно, нужно серьезно отнестись к изучению организации, понимая слабые и сильные стороны, ситуации и различные отношения, которые сложились в трудовом коллективе. Так как управление может осуществиться на пробах и ошибках. Планирование будущей деятельности - определение поставленных целей, показателей и действий, которые необходимы и достаточны для их достижения [6]. Для эффективной работы персонала недостаточно плана, необходимо определение и распределение основных работ между персоналом (ответственность, обязанности, права), которые взаимодействуют по вертикали и горизонтали [7]. Исходя из этого, строится организационная структура совместной деятельности, которая называется организацией. Необходимо определить планирование последовательности действий (полномочия, принятие решений, оценка промежуточных и конечных результатов).

Для того чтобы компания была конкурентоспособна и быстро реагировала на изменяющиеся условия на рынке, необходимо управлять ее развитием. Управление развитием проявляется в различных формах. Основной формой, в которой реализуется менеджмент развития, является стратегическое планирование. Стратегическое планирование - процесс формирования стратегии, ее реализация и контроля соответствия достигнутых результатов запланированным целям. Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится. Фактически можно сказать что, сколько существует фирм, столько существует конкретных стратегий. Однако анализ практики выбора стратегии показывает, существуют общие подходы к формированию стратегии и общие рамки, в которые вписываются стратегии. Стратегию компании можно разрабатывать на трех уровнях: эталонная стратегия, или совокупность направлений бизнеса; функциональная стратегия, или стратегия внутри какого-либо направления бизнеса. Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с поставленными в стратегическом плане целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно.

Литература

1. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2003. 296 с.

2. Нифонтов А. И., Тюфякова О. П. Сбалансированная система показателей как технология управления угольным бизнесом // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Международная научно-практическая конференция: сборник научных статей. Новокузнецк, 2006. С. 105-110.

3. Черникова О. П. Управление производственным риском угольной шахты // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. Сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях, 2012. С. 147-149.

4. Нифонтов А. И., Черникова О. П. Стратегическое позиционирование угольной компании // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Сборник научных статей. Под общей редакцией В. Н. Фрянова, 2008. С. 107-108.

5. Черникова О. П. Организационно-экономический механизм мотивации работников угольных предприятий // Science Time, 2014. № 12. С. 621-640.

6. Нифонтов А. И., Тюфякова О. П. Ключевые показатели эффективности угольной компании и филиалов-шахт // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Международная научно-практическая конференция: сборник научных статей. Новокузнецк, 2006. С. 110-112.

7. Nifontov A., Kushnerov U., Chernikova O. The development of awarding bonuses system of mining preparatory sections employees // Mines week-2015. Reports of the XXI international scientific symposium, 2015. C. 221-228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.