Advantages and disadvantages of the balanced scorecard Jegalina A. (Russian Federation) Достоинства и недостатки сбалансированной системы показателей Жегалина А. С. (Российская Федерация)
Жегалина Александра Сергеевна / Jegalina Alexandra - студент, кафедра корпоративной экономики и управления персоналом, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк
Аннотация: на сегодняшний день концепция сбалансированной системы показателей эффективности стала крайне популярной в российской деловой среде. В научной литературе [1-3] методика ССП провозглашается прорывом в практике менеджмента, наиболее совершенной системой оценки эффективности деятельности организации, основным инструментом, позволяющим осуществить стратегические цели компании. В данной публикации оцениваются ее достоинства и недостатки.
Abstract: today, the concept of balanced system of performance indicators has become extremely popular in the Russian business environment. In the scientific literature [1-3], the technique of SSP proclaimed a breakthrough in the practice of management, the most advanced system for the evaluation of the effectiveness of the organization, the main tool to implement the strategic goal of the company. In this publication, evaluated its strengths and weaknesses.
Ключевые слова: сбалансированная система показателей, достоинства, недостатки, эффективности деятельности предприятия.
Keywords: balanced scorecard, advantages, disadvantages, efficiency of the enterprise.
Целью концепции сбалансированной системы показателей (ССП) является необходимость сбалансированного развития организации. Она не только представляет собой оценочную систему, но и служит средством стратегического управления, так как позволяет превращать миссию компании и стратегию развития организации и направить ее в плоскость конкретных стратегических задач и показателей, их определяющих [4].
Используя ССП на предприятиях в разрезе определения эффективности развития организации, необходимо отметить её достоинства и недостатки.
К достоинствам концепции сбалансированной системы показателей относятся:
- Разработка основных показателей деятельности предприятия. ССП позволяет предприятию выявлять основные показатели деятельности для определения основного направления как в целом для предприятия, так и для отдельных его подразделений. Разработка данных показателей необходима для дальнейшей деятельности предприятия и обоснованности принимаемых решений [5];
- Реализация деятельности предприятия с использованием обратной связи. Сбалансированная система показателей предполагает разработку конкретных тактических действий для осуществления деятельности предприятия в будущем с постоянным контролем их показателей и при необходимости их корректировкой;
- Доведение конкретных целей до каждого конкретного исполнителя. Это один из сложных этапов разработки системы сбалансированных показателей, так как перед работником ставится цель, которую необходимо не только выполнить, но и понять ее значение;
- Простота восприятия исполнителями. ССП предоставляет возможность довести до исполнителя конкретную четкую задачу;
- Мотивация работников предприятия в зависимости от результатов выполнения поставленной задачи [6, 7];
- Возможность графической интерпретации финансовых и нефинансовых сторон деятельности организации. Между составляющими сбалансированной системы показателей имеются логические взаимосвязи, которые помогают понять процессы, происходящие не только в финансовой, но и в нефинансовой сферах;
- Универсальность применения системы.
Основную часть преимуществ, выявленных на практике, можно кратко выразить следующим образом: сбалансированная система показателей является инструментом, позволяющим полномасштабно связать стратегию предприятия с оперативным бизнесом. А также новая система предоставляет возможность принимать объективные решения в области распределения ресурсов.
Следует также отметить, что ССП, как и другие концепции управления, имеет как достоинства, так и «слабые места». Некоторые менеджеры-практики отзываются о ССП как о гораздо более сложной системе, чем кажется на первый взгляд, и выделяют следующие недостатки:
1. Проблемы оценки важных ключевых показателей [8, 9]. Выбор ключевых оценочных показателей - сложный процесс, в котором участвуют ведущие работники предприятия, эксперты. При оценке показателей используются по несколько ключевых показателей в каждой составляющей системы. Использование более 10 показателей нецелесообразно, необходимо выбирать наиболее значимые - это одна из основных проблем разработки системы сбалансированных показателей;
2. Сложный процесс разработки и внедрения системы сбалансированных показателей. На стадии разработки возникает большое количество теоретических вопросов, на которые сложно ответить, и руководство предприятия вынуждено обращаться к опытным консультантам;
3. Размытость внедрения. Внедрение системы на первом этапе - разработка показателей деятельности предприятия по всем составляющим ССП происходит сравнительно быстро и четко. Но последующее внедрение занимает достаточно много времени, и объективные результаты руководство организации получает через несколько лет после внедрения системы сбалансированных показателей.
Подводя итог, следует отметить, что получение доходов остается главной целью любого предприятия. Важно выбрать показатели, касающиеся клиентов, процессов и развития - они становятся опережающими индикаторами финансового успеха.
Сбалансированная система показателей помогает менеджерам обратить внимание на самые важные моменты. Десятилетний опыт ее использования показывает, что для каждой отрасли и компании существуют свои особенности, зависящие от ресурсов и конкурентного положения. Поэтому менеджерам необходимо выделить главные аспекты, присущие именно для их организации, и на основе этого можно будет сконцентрировать все усилия на повышении эффективности в самых необходимых направлениях.
Литература
1. Катан Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Изд. 2-е, испр. и доп.: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 320 с.
2. Ивакина И. Сбалансированная система показателей. Х.: Фактор, 2007. 176 с.
3. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath & Partners. Пер. с нем. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
4. Нифонтов А. И., Тюфякова О. П. Сбалансированная система показателей как технология управления угольным бизнесом // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Международная научно-практическая конференция: сборник научных статей. Новокузнецк, 2006. С. 105-110.
5. Черникова О. П. Факторы производственного риска угольной шахты. // Современные тенденции в науке: новый взгляд. Сборник научных трудов по материалам
32
Международной заочной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации. Тамбов, 2011. С. 150-151.
6. Организационно-экономический механизм мотивации работников угольных предприятий // Science Time, 2014. № 12. С. 621-640.
7. Nifontov A., Kushnerov U., Chernikova O. The development of awarding bonuses system of mining preparatory sections employees // Mines week-2015. Reports of the XXI international scientific symposium, 2015. C. 221-228.
8. Нифонтов А. И., Тюфякова О. П. Ключевые показатели эффективности угольной компании и филиалов-шахт // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Международная научно-практическая конференция: сборник научных статей. Новокузнецк, 2006. С. 110-112.
9. Метсанурк Э. Г., Орлов В. П., Тюфякова О. П. Формирование управленческого учета и учетной системы угольной компании (филиала-шахты) // Антикризисное управление: производственные и территориальные аспекты. Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Новокузнецк, 2007. С. 147-150.
Tasks, functions and principles control of the cost Kurzantseva E. (Russian Federation) Задачи, функции и принципы управления затратами Курзанцева Е. Г. (Российская Федерация)
Курзанцева Елена Геннадьевна / Kurzantseva Elena - студент, кафедра корпоративной экономики и управления персоналом, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк
Аннотация: в настоящее время существенно актуализировалась проблема учета, анализа и контроля затрат на предприятиях в связи с тем, что достижение устойчивого преимущества над конкурентами возможно только при наличии более низкой, по сравнению с другими производителями, себестоимости выпускаемой продукции. В статье рассматриваются задачи, функции и принципы управления затратами в современных условиях.
Abstract: currently, essentially actualized the problem of accounting, analysis and control of costs in enterprises due to the fact that sustainable competitive advantage is only possible if there is lower compared to other manufacturers, the cost of production. The article deals with the objectives, functions and principles of cost management in modern conditions.
Ключевые слова: затраты, издержки, управление затратами, функции управления затратами, принципы управления затратами.
Keywords: costs, expenses, cost management, cost management, cost management principles.
Управление затратами — это процесс целенаправленного формирования затрат по их видам, местам и носителям при постоянном контроле и стимулировании их уменьшения. Оно является важной функцией экономического механизма любого предприятия [1].
Система управления затратами включает следующие функциональные подсистемы: поиск и выявление факторов экономии ресурсов; нормирование затрат ресурсов; планирование затрат ресурсов по их видам; учет и анализ затрат ресурсов; стимулирование экономии и ресурсов и снижение их расхода.
Эти функции выполняют соответствующие структурные единицы предприятия в зависимости от размеров последнего (отделы, бюро, отдельные исполнители).