Научная статья на тему 'Оптимизация затрат на предприятии'

Оптимизация затрат на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1198
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ / ЗАТРАТЫ / МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макрушина Наталья Николаевна

На нынешний день наиболее актуальная проблема большинства российских предприятий это неконтролируемый рост затрат. Поэтому любому предприятию необходима четкая программа для их оптимизации. В данной публикации рассматриваются методы оптимизации себестоимости продукции, работ, услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация затрат на предприятии»

Этап 5. Формирование портфеля инноваций.

На данном этапе из полученной таблицы начинают формировать портфель инноваций. Выбирают инновации по следующим критериям: возможность осуществления на данном предприятии, возможный период осуществления, экономическая эффективность. Кроме того, определяются сроки реализации, ответственные, бюджет, необходимые материалы, перечень мероприятий. Этап 6. Реализация инноваций.

На данном этапе осуществляется реализация тех действий, которые были намечены на предыдущем этапе. Этап 7. Оценка.

На данном этапе происходит оценка внедренных инноваций с точки зрения тех целей и задач, которые были обозначены в начале процесса.

Кроме этого, предприятие должно определиться с тем, с какой периодичностью будет применяться данный алгоритм на предприятии, как часто будут изменяться цели и задачи, проводиться остальные действия.

Литература

1. Коробейников О. П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/management/2000-3/04.shtml/ (дата обращения: 25.10.2016).

2. Олейник-Гарбуз Ю. А. Формирование методического подхода к организации инновационной деятельности компании на основе концепции открытых инноваций. Автореф. дис. канд. экон. наук. Нижний Новгород, 2011. 27 с.

3. Пахомова Н. В. Казьмин А. А. Структура рынка, технологические возможности и инновационная активность: что важно учесть при модернизации конкурентной политики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=2578/ (дата обращения: 25.10.2016).

4. Понетайкина Л. А. Организация и регулирование инновационного развития промышленных предприятий. Автореф. дис. канд. экон. наук. Саранск, 2011. 23 с.

5. Приступа В. В. Инновационная деятельность промышленного предпряития в экономической структуре рынка. Автореф. дис. канд. экон. наук. Москва, 2008. 23 с.

Оптимизация затрат на предприятии Макрушина Н. Н.

Макрушина Наталья Николаевна /Makrushina Natalia Nikolaevna - студент, кафедра корпоративной экономики и управления персоналом, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк

Аннотация: на нынешний день наиболее актуальная проблема большинства российских предприятий - это неконтролируемый рост затрат. Поэтому любому предприятию необходима четкая программа для их оптимизации. В данной публикации рассматриваются методы оптимизации себестоимости продукции, работ, услуг.

Ключевые слова: себестоимость, затраты, методы снижения затрат.

Многие предприятия используют стратегию снижения затрат, при которой сотрудники: изучают факторы, влияющие на затраты; проверяют соответствие технологических процессов нормам; рассчитывают оптимальную нагрузку

производственных цехов; выясняют причины перерывов в работе; контролируют наличие сбоев при отгрузке или приемке товаров; выявляют затоваривание склада и т. п. После чего происходит анализ и оптимизация расходов. Другими словами, сотрудники намечают программу сокращения выявленных затрат, а затем руководитель рассматривает её.

Также планирование снижения затрат предполагает комплекс мероприятий, разделяющихся по срокам:

1. Соблюдение финансовой дисциплины. Формируются мероприятия, направленные на соблюдение финансовой дисциплины. В частности, разрабатывается план с точным следованием утвержденным данным. Решения, которые приняты руководителем и были зафиксированы в бюджете, нарушаться могут лишь в исключительных случаях [1].

2. Организация учета. Для планомерного снижения затрат предприятия нужно внедрить систему финансового учета и контроля [2]. Учету подлежат не только затраты, но также доходы предприятия.

3. Необходимо проведение оперативных мероприятий, направленных на истребование задолженности. Также самому предприятию необходимо оперативно проводить бюджетные платежи, платежи персоналу и контрагентам, что позволяет избежать штрафных санкций.

4. Разработка и реализация плана уменьшения издержек. Целями программы снижения затрат становятся представленные максимально подробные целевые значения статей издержек, подлежащих сокращению. Предполагается в рамках этих мероприятий разработка плана по всему предприятию с выявлением слабых мест, где возможно снижение затрат, и по каждому структурному подразделению - для укрепления финансовой дисциплины на местах.

5. Проведение проверок. Чтобы оценить эффективность снижения затрат, постоянно нужно проводить независимый мониторинг, который позволит провести оценку возможных недостач, технологических потерь, с внесением необходимых корректировок в план сокращения соответствующих издержек [3].

6. Анализ потерь. Любой результат, включая отрицательный, должен внимательно перепроверяться для сокращения дальнейших расходов. Необходимо провести анализ производственных потерь, вынуждающих продажу продукции (услуг) по сниженным ценам. Также особенного внимания заслуживают дефекты, переделка и брак.

Поскольку российская практика рыночного периода существенно отстала от западной, возникает необходимость рассмотрения таких методов оптимизации затрат, как: метод применения носителей затрат; применение закона Парето; сравнение затрат, построение диаграмм, бенчмаркинг; АВС-метод (Activity Based Costing); таргет-костинг; кайзен-костинг; метод SCM (цепочка ценностей).

Метод применения носителей затрат. Носители затрат - причины, факторы, влияющие на величину затрат. Наиболее простой метод. Анализ носителей затрат по бизнес-процессам предприятия позволяет обосновать управленческие решения и проводить оптимизацию затрат [4].

Применение Закона Парето. Выявляются наиболее важные, значимые статьи затрат, так как только по ним можно получить существенную экономию. Для получения 80% эффекта достаточно выявить и оптимизировать статьи затрат составляющие наибольший удельный вес (20%). То есть для получения существенной экономии необходимо оптимизировать весомые затраты.

Сравнение затрат, построение диаграмм, бенчмаркинг. Бенчмаркинг (Benchmarking) - система оценки деятельности предприятия при помощи сравнения с каким-либо подходящим аналогом. Анализ тенденций по диаграмме затрат. Метод предполагает анализ изменения затрат в прежние периоды, выявление важных и существенных затрат, их отклонений, причин и последующую разработку мер по устранению причин возникновения отклонений.

43

ABC-метод (Activity Based Costing) учета, анализа и оптимизации затрат по процессам. Метод АВС позволяет предприятию с высокой степенью достоверности определять стоимость и производительность операций, оценивать эффективность использования ресурсов и вычислять себестоимость продукции (работ, услуг) [5]. Часто данные, полученные таким методом, радикально отличаются от результатов традиционных методов калькуляции.

Таргет-костинг (Target Costing) - формирование себестоимости новой продукции, исходя из планируемой рыночной цены и ожидаемой прибыльности продаж. Используется в инновационных отраслях, на производственных предприятиях, где постоянно разрабатываются новые модели и виды продукции.

Кайзен-костинг (Kaizen Costing) - постепенное и непрерывное снижение себестоимости как результат специальной программы предприятия. Основа концепции - сокращение времени, расходуемого на операции, не добавляющие «ценности» конечному продукту. К таким операциям относятся хранение, накопление, перемещение и т. д.

Метод SCM (цепочка ценностей). Цепочка ценности для любой организации, - это согласованный набор видов деятельности, создающих ценность, начиная от исходных источников сырья для поставщиков компонентов вплоть до готовой продукции, доставленной конечному пользователю. Здесь акцент делается на процессах, происходящих за пределами фирмы, и каждая организация рассматривается в контексте общей цепи видов деятельности, создающих ценность, как одна из частей этой цепи, от исходного сырья до конечного потребителя [6].

Что касается выбора конкретного метода, то при использовании метода ABC применяется корректная информация для ценообразования и прогнозирования, однако этот метод достаточно сложно использовать повседневно, например, в отличие от метода применения носителей затрат, который является наиболее простым. Закон Парето применяется только для наиболее важных и значимых статей, однако степень контролируемости статьи может служить препятствием в управлении затратами. Метод сравнение затрат, построение диаграмм, бенчмаркинг имеет ряд проблем: многие предприятия не знают собственной структуры затрат; в компаниях не определены четкие цели по снижению затрат; отсутствие культуры экономии как элемента корпоративной культуры. Достоинства Таргет-костинга: фокусирует внимание сотрудников на внешних факторах в большей степени, чем на внутренних. Проблемы: конфликт интересов подразделений - не всегда сокращение затрат равно выгодно для всех подразделений; конфликт между руководителями и подчиненными - связан с мотивацией персонала. Кайзен-костинг в отличие от таргет-костинга, применяется на этапе производства продукции. А в случае разработки стратегии с целью повышения конкурентоспособности продукции и фирмы в целом с помощью завоевания конкурентных преимуществ лучшим оказывается метод цепочки ценностей.

При этом оценить эффективность используемого метода оптимизации затрат можно с использованием методики многоуровневой оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности [7] или методики расчета производственного риска [8].

Литература

1. Нифонтов А. И., Тюфякова О. П. Формирование бюджетов филиалов-шахт угольной компании. Новокузнецк, 2005. 44 с.

2. Тюфякова О. П. Особенности финансового учета по международным стандартам IAS // Нетрадиционные и интенсивные технологии разработки месторождений полезных ископаемых. Труды Х Международной конференции, 7-8 декабря 2005 г. Под общей редакцией В. Н. Фрянова, К. Д. Лукина. Новокузнецк, 2005. С. 19-22.

44

3. Метсанурк Э. Г., Орлов В. П., Тюфякова О. П. Формирование управленческого учета и учетной системы угольной компании (филиала-шахты) // Антикризисное управление: производственные и территориальные аспекты. Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Новокузнецк, 2007. С. 147-150.

4. Черникова О. П. Реинжиниринг бизнес-процессов угледобывающего предприятия // Novainfo.Ru, 2016. Т. 3. № 48. С. 243-254.

5. Нифонтов А. И., Черникова О. П. Экономический механизм гармонизации производственно-сбытовой деятельности горных предприятий: отчет о НИР / СибГИУ. Новокузнецк, 2015. 103 с. Библиогр. С. 100-103. № ГР 115051210020.

6. Нифонтов А. И., Черникова О. П. Оптимизация затрат угледобывающего предприятия с использованием метода STRATEGIC COST MANAGEMENT // Нетрадиционные и интенсивные технологии разработки месторождений полезных ископаемых. Под общей редакцией В. Н. Фрянова, 2008. С. 188-191.

7. Нифонтов А. И., Черникова О. П. Методика многоуровневой оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности угледобывающих предприятий // Организатор производства, 2014. № 3 (62). С. 52-60.

8. Черникова О. П. Методика расчета показателей операционного рычага для управления производственным риском промышленного предприятия // Science Time, 2015. № 8 (20). С. 239-245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.