Научная статья на тему 'Современные методы управления издержками: перспективы использования отечественными предприятиями'

Современные методы управления издержками: перспективы использования отечественными предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2310
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРГЕТ-КОСТИНГ / КАЙЗЕН-КОСТИНГ / БЕНЧМАРКИНГ / УЧЕТ ЗАТРАТ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ / РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Расулов Расул Морисович

Рассмотрены традиционные и современные подходы к управлению издержками с позиции перспектив их использования на отечественных предприятиях промышленных отраслей. Особое внимание уделено широко используемым в западной практике системам «таргет-костинг», «кайзен-костинг», бенчмаркингу, учету затрат по видам деятельности (ABC), методу функционально-стоимостного анализа (ФСА), реинжинирингу бизнес-процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Расулов Расул Морисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual cost management methods: prospects of applying to domestic enterprises

Conventional and modern approaches to cost management are investigated in the view of the prospects of applying them to domestic enterprises of industrial sector. Particular consideration is devoted to systems of «target costing», «kaizen costing», benchmarking, activity based costing, value engineering, business processes reengineering are investigated in the article.

Текст научной работы на тему «Современные методы управления издержками: перспективы использования отечественными предприятиями»

Бизнес в законе

6’2012

14. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ, АУДИТ, КОНТРОЛЛИНГ

14.1. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Расулов Расул Морисович, аспирант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

apm-msiu@yandex. ru

Аннотация: рассмотрены традиционные и современные подходы к управлению издержками с позиции перспектив их использования на отечественных предприятиях промышленных отраслей. Особое внимание уделено широко используемым в западной практике системам «таргет-костинг», «кайзен-костинг», бенчмаркингу, учету затрат по видам деятельности (ABC), методу функционально-стоимостного анализа (ФСА), реинжинирингу бизнес-процессов.

Ключевые слова: таргет-костинг, кайзен-костинг, бенчмаркинг, учет затрат по видам деятельности, функционально-стоимостной анализ, реинжиниринг бизнес-процессов.

ACTUAL COST MANAGEMENT METHODS: PROSPECTS OF APPLYING TO DOMESTIC ENTERPRISES

Rasul M. Rasulov, Postgraduate student G.V. Plekhanov Russian University of Economics

apm-msiu@yandex. ru

Annotation: conventional and modern approaches to cost management are investigated in the view of the prospects of applying them to domestic enterprises of industrial sector. Particular consideration is devoted to systems of «target costing», «kaizen costing», benchmarking, activity based costing, value engineering, business processes reengineering are investigated in the article.

Keywords: target costing, kaizen costing, benchmarking, activity based costing, value engineering, business process reengineering.

К числу современных технологий управления издержками, как правило, относят: целевое планирование затрат, эталонное тестирование, учёт затрат по видам деятельности, функционально-стоимостной анализ, реинжиниринг бизнес-процессов.

Рассмотрение перечисленных подходов начнём с методов стратегического управления затратами, родиной которых является Япония.

Целевое планирование затрат («таргет-костинг» -target costing) разработано в 60-х г.г. ХХ столетия. Эта система является универсальным инструментом одновременного планирования, управления и контроля затрат. Она реализует функции планирования производства новых продуктов на базе превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными условиями.

Основой метода целевого планирования затрат является новое понимание взаимозависимости цены, прибыли и себестоимости. Разработчики метода (первым термин «таргет-костинг» употребил Тоширо Хиромото -специалист в области управленческого учёта) изменили приоритеты перечисленных составляющих, положив основой расчётов рыночную цену продаж в планируемых объёмах и минимальную прибыль. Итогом расчётов

является планируемая себестоимость разработки, производства и продвижения продукта.

Важной особенностью управления себестоимостью продукции с использованием методологии «таргет-костинг» является оптимизация соотношений в цепочке цена - функции - качество - затраты в начале производства и продаж нового товара. Отличительной чертой «таргет-костинг» является то, что технологическое проектирование и планирование себестоимости -взаимосвязанные составляющие процесса формирования потребительских свойств будущего товара (в отличие от традиционного подхода, в котором конструкторские и технологические работы связаны незначительно).

Отметим, что в зарубежной практике система целевого управления затратами чаще используется на производственных предприятиях инновационных отраслей. Применение этой системы на отечественных предприятиях затруднительно по следующим причинам. Во-первых, на предприятии должно быть налажено тесное взаимодействие подразделений - коллектив должен быть единой командой. Во-вторых, разбалансированность внутреннего механизма, неадекватная корпоративная культура способствуют росту издержек оппортунистического поведения персонала и сводят «на нет» преимущества «таргет-костинга».

В последние десятилетия борьба за качество (традиционно - предмет особого внимания японских корпораций) распространилась и на сферу управления затратами. Особое значение приобрёл метод «кайзен-костинг» (kaizen costing) - снижение себестоимости и формирование эффективной системы производства.

Целью кайзен является совершенствование деятельности компании и отдельных подразделений на основе внутренних резервов, без привлечения инвестиций извне. Понятие «кайзен-костинг» означает обеспечение необходимого уровня себестоимости продукта и поиск возможностей снижения затрат до целевого уровня.

Перспективы применения этого метода на

отечественных предприятиях связаны с внедрением систем оперативного учёта результатов и затрат, текущего и стратегического управленческого учёта.

Методы «таргет-костинг» и «кайзен-костинг» решают одну и ту же задачу снижения отдельных статей затрат и себестоимости продукта до некоторого приемлемого

уровня, однако метод «таргет-костинг» решает её на стадии планирования и проектирования, а «кайзен-костинг» - на стадии производства. Вместе они обеспечивают предприятию важные конкурентные

преимущества: низкая по отношению к конкурентам себестоимость и возможность выбора приемлемой ценовой политики.

Для тех отраслей, продукция которых характеризуется длительным жизненным циклом, актуальна методология «кайзен-костинг», и наоборот, для инновационных отраслей с коротким жизненным циклом производимых продуктов актуальна методология «таргет-костинг».

Эталонное тестирование - операции мониторинга, измерения и сравнения показателей стандартизованных в рамках проекта ENAPS бизнес-процессов с целью идентификации и совершенствования в рамках данной организации.

Основными достоинствами методологии бенчмаркинга являются:

Расулов Р. М.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

- возможность проведения сопоставительного экспресс-анализа используемых бизнес-процессов;

- возможность определения новых источников развития и совершенствования используемой технологии и организации труда;

- наличие обоснованных эталонов показателей бизнес-процессов.

Учёт затрат по видам (элементам) деятельности (Activity Based Costing, ABC) - метод, получивший широкое распространение на европейских и американских предприятиях. Его следует понимать как метод улучшенного планирования и контроля, в особенности в части накладных затрат.

В АВС-подходе предприятие рассматривается как последовательный набор рабочих операций (процессов), определяющих его специфику. Операции потребляют ресурсы (материалы, оборудование, информацию) и формируют результат.

Оценивая перспективы внедрения методологии АВС -анализа в практику российских предприятий, отметим, что требуемая структуризация предприятия по бизнес-процессам и рабочим операциям предполагает наличие адекватного информационного обеспечения и также как и бенчмаркинг связано с приоритетным внедрением и развитием управленческого учёта и стратегического анализа.

Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА) -эвристический метод системного исследования функций процессов и других объектов, направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации объекта при сохранении качества и полезности.

Первоначально метод ФСА использовался для поиска резервов снижения затрат на производство отдельных изделий путём исследования их потребительских свойств и выбора эффективных технических решений достижения требуемых свойств. В дальнейшем он стал выполнять не только роль метода, но и многоцелевую функцию оптимизации затрат, не обусловленных функциональным назначением изделия, а также экономии затрат на подготовку производства и на этапах производства.

Современный менеджмент для оценки бизнеса оперирует понятиями результативности и эффективности. Первое - степень достижения запланированных результатов, второе - отношение достигнутых результатов к использованным ресурсам. Одновременное повышение результативности и эффективности является следствием снижения затрат, что и определяет цель метода ФСА.

Функционально-стоимостный анализ продукции, услуги обеспечивает стоимостную оценку функциональности изделия и позволяет оценить затраты, связанные с её обеспечением и расширением. В совокупности с анализом предпочтительности конкретных свойств продукта потребителем результаты ФСА позволяют расставить приоритеты в обеспечении тех или иных функциональных качеств продукта и обеспечить оптимальное соотношение «издержки/функциональность».

Функционально-стоимостной анализ деятельности подразделений позволяет привести стоимостную оценку их функциональности и эффективности.

Следует признать, что на сегодняшний день ФСА является наиболее перспективным инструментом снижения затрат мелкосерийного и штучного производства продукции с особыми потребительскими свойствами. Однако, как и в случае АВС, его широкое распространение в практике отечественных предприятий тормозится

ограниченным использованием систем управленческого учёта и контроля.

Концепция реинжиниринга бизнес-процессов ориентирована на интеграцию функций, обеспечивающих одну задачу, в едином бизнес-процессе, для которого определяются параметры входа и выхода. Основным является не эффективное выполнение определённой функции, а её вклад в достижение общей цели. Если процесс не выполняет поставленные задачи, необходима его реорганизация. Причём это не простое внедрение современного оборудования, рациональная организация (автоматизация) процесса или незначительный рост его эффективности. Цели гораздо глубже: необходимо найти устаревшие технологические решения и правила организации работы и кардинально их обновить.

В процедуре реинжиниринга выделяют четыре этапа:

- планирование: определяется проект, формируется команда по проведению реинжиниринга и определяются цели проекта;

- реинжиниринг: использование набора методов

перестройки и повышения эффективности бизнес-процесса;

- преобразование: решение задачи внедрения нового процесса с учётом сохранения существующего процесса, объёма необходимых инвестиций и т.п.;

- внедрение: внедрение принятых решений и изменение процесса.

Достоинства концепции реинжиниринга бизнес-процессов связаны с высокой эффективностью, что подчёркивается её разработчиками и примерами успешного применения. С другой стороны, на сегодняшний день она существует скорее в форме некоторой идеи и не сформировалась в конкретную методологию, в связи, с чем применение её на отечественных предприятиях крайне проблематично.

Список литературы:

1. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. - 272 с.

2. Коленсо М. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 175 с.

3. Герасина Ю.А., Расулов Р.М. Управление кредитным портфелем коммерческого банка // Бизнес в законе №1, 2011, с. 288-291

Reference list:

1. Andersen B. Business processes. Perfection instruments. - М: RIA «Standards and quality», 2003. - 272 р.

2. Коленсо M. Strategy rakaisen for successful organizational changes. - М: INFRA-М, 2002. - 175 р.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензируемая статья имеет несомненную научную значимость и практическую ценность для функционирования российских промышленных предприятий.

В статье, рассмотрены традиционные и современные подходы к управлению издержками с позиции перспектив их использования на отечественных предприятиях промышленных отраслей. Особое внимание уделено широко используемым в западной практике системам «таргет-костинг», «кайзен-костинг», бенчмаркингу, учету затрат по видам деятельности (ABC), методу функционально-стоимостного анализа (ФСА), реинжинирингу бизнес-процессов. Представляет несомненный научнопрактический интерес рассмотрение автором концепции реинжиниринга бизнес-процессов, которая ориентирована на интеграцию функций, обеспечивающих одну задачу, в едином бизнес-процессе, для которого определяются параметры входа и выхода. При этом основным является не эффективное выполнение определённой функции, а её вклад в достижение общей цели. Если процесс не выполняет поставленные задачи, необходима его реорганизация. Причём это не простое внедрение современного оборудования, рациональная организация (автоматизация) процесса или незначительный рост его эффективности. Таким образом, данная статья, обладающая элементами научной новизны и практической значимостью, рекомендуется к публикации в открытой печати.

Вывод: статья рекомендуется к публикации в журнале «Бизнес в законе».

Доктор экономических наук,

Профессор В. Н. Щербаков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.