ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ ТАРГЕТ-КОСТИНГА И КАЙЗЕН-КОСТИНГА
О.И. Толмачева, канд. экон. наук, доцент М.В. Безнощенко, магистрант
Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10277
Аннотация. Статья посвящена вопросам выбора эффективного метода управления затратами с целью обеспечения рентабельности производства, выявлению неэффективных направлений деятельности. Рассмотрено понятие целевого управления затратам. Дана характеристика методам таргет-костинга и кайзен-костинга, как инструментам управления себестоимостью продукции. Определена целевая и расчетная себестоимость новой продукции производственного предприятия.
Ключевые слова: управление затратами, бережливое производство, целевая себе-
стоимость, таргет-костинг, кайзен-костинг.
В современных условиях жесткой конкурентной борьбы за потребителя ключевым фактором успешного функционирования компаний является эффективное управление
производственными ресурсами, которые включает три постулата: быстрее, качественнее и дешевле. Поскольку потребитель всегда желает получить в срок нужный товар по приемлемой цене и с гарантией, то предприятиям необходимо не только пересматривать затраты на производство, выпускать продукцию в срок, удерживать качество на должном уровне, но и при этом сохранять оборудование, рабочие места,
обеспечивать производство оптимальным количеством сырья и материалов, сократить возможные дефекты и потери до минимума. Все это может быть реализовано путем применения
инструментов бережливого производства, которое представляет собой подход к управлению организацией, направленный на повышение качества работы за счет сокращения потерь [1].
В текущих рыночных условиях задачей калькулирования себестоимости
продукции является определение такой себестоимости, которая позволит предприятию не только обеспечить прибыль, но и быть
конкурентоспособным. Особо актуальным становится вопрос определения целевой себестоимости, то есть того уровня расходов, который позволит установить цену реализации с учетом интересов как производителя, так и покупателя.
Как инструмент стратегического контроллинга, целевое управление затратами предполагает реализацию следующих функций:
- планирование производства новых товаров;
- превентивный контроль издержек;
- калькулирование целевой себестоимости в согласовании с рыночными условиями [2].
Эффективное управление затратами предприятия невозможно без
систематизации исходных данных, что может быть реализовано при помощи применения различных методов калькулирования. Выбор правильного метода позволяет соизмерить затраты на производство с количеством выпущенной продукции, определить плановую или фактическую себестоимость, оценить объем и уровень расходов. Следующим шагом является определение
инструментария для принятия
управленческих решений. Одной из современных и актуальных является концепция «бережливого производства».
13S
Данный подход распространяется на все аспекты деятельности и позволяет сократить те действия, которые не добавляют ценности продукту на всем цикле производства.
В российских предприятиях концепция бережливого производства нашла отражение в применении систем таргет-костинг и кайзен-костинг как методов калькулирования себестоимости.
Метод таргет-костинга предусматривает новое видение проблемы управления затратами в отличие от общепринятых систем управления. Так, традиционный подход к расчету целевой цены реализации предполагает расчет цены в зависимости от полученных по результатам производства расходов, но не учитывает то, что эта продукция может оказаться невостребованной у покупателя по причине несоответствия качество-цена. Также в отличие от нормативной системы учета, которая ориентирована, как правило, на средние значения и полностью привязана к текущей мощности предприятия, по результатам концепции таргет-костинга получается продукт, максимально отвечающий ожиданиям потребителя и имеющий наиболее вероятную цену реализации. Расчёт себестоимости продукта производится, исходя из предварительно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, то есть фактически является ожидаемой рыночной ценой продукта.
Модель таргет-костинга предполагает расчет целевой себестоимости, максимально допустимой в текущих рыночных условиях. Преимуществом данного метода учета является то, что с помощью его применения возможно определить целевые затраты для новых продуктов и контролировать расходы ещё на стадии разработки продукции. Но недостатком может являться текущий уровень технического оснащения предприятия, что потребует дополнительные инвестиции и время на реализацию [3].
Продолжением и неотъемлемой частью таргет-костинга является кайзен-костинг -процесс постепенного снижения затрат на этапе производства продукции, в результате которого достигается необходимый уровень себестоимости, и обеспечивается прибыльность производства [4].
Упомянутая выше разница между расчётной (после завершения проектирования) и целевой себестоимостью продукта является отправной точкой для определения кайзен-задачи, то есть целевого снижения отдельных статей затрат и себестоимости в целом в процессе производства.
Кайдзен-костинг можно разделить на две основные категории. Первая включает действия, направленные на совершенствование выполняемой работы, в рамках которой проводится функционально-стоимостной анализ. Вторая включает непрерывные направленные на уменьшение любого разрыва между значениями целевой и ожидаемой прибыли, и таким образом позволяющие достичь величины «допустимых затрат» [5].
Преимуществом метода является оперативное управление затратами, которое позволяет в короткие сроки выполнить поставленную задачу, что в условиях непрерывного совершенствования может принести значительный результат. Кайзен-костинг предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное, всеохватывающее снижение. Метод может применяться в процессе производства продукта, помогает выявить неэффективную продукцию и обеспечить рентабельность производства.
Рассмотрим применение метода управления целевой себестоимостью на примере организации, производящей санитарно-техническое оборудование. На предприятии запланировано производство нового лотка водоотводного, проведем сравнение расчетной и целевой себестоимости в таблице 1.
Таблица 1. Сравнение целевой и сметной себестоимости точечного водоотвода с гидравлическим сечением РК 500_
Показатель Точечный водоотвод с гидравлическим сечением
Сметная себестоимость, руб. 2500
Целевая себестоимость, руб. 2200
Расхождение между сметной и целевой себестоимостью, руб. 300
Расхождение между сметной и целевой себестоимостью, % 14
Согласно данным, полученным в таблице 1, сметная себестоимость точечного водоотвода с гидравлическим сечением РК 500 составляет 2500 руб., но целевая себестоимость равна 2200 руб., что свидетельствует о необходимости снижения
расходов на 300 руб. или 14%. Поэтому требуется анализ себестоимости в разрезе статей калькуляция с целью выявления возможных статей для снижения, представленных в таблице 2.
Таблица 2. Калькуляция расчетной и целевой себестоимости точечного водоотвода с
гидравлическим сечением РК 5OO
Статьи калькуляции Сметная себестоимость, руб. Целевая себестоимость, руб.
Сырье и материалы 1198,5 1005
Комплектующие 498 453,5
Заработная плата рабочих 125 125
Отчисления на социальные нужды 37,5 37,5
Итого основные расходы 1859 1621
Общепроизводственные 278 250
расходы
Общехозяйственные расхо- 234 200
ды
Коммерческие расходы 129 129
Итого себестоимость 2500 2200
В результате снижения затрат по статьям сырье и материалы, комплектующие, общепроизводственные расходы может быть достигнута целевая себестоимость. Сокращение затрат на первые статьи может быть реализовано сменой поставщиков, постепенное снижение расходов на лизинговые платежи позволит уменьшить расходы на содержание оборудования. Пересмотр статей хозяйственных расходов, ввод правил расходования ресурсов для обеспечения производственной деятельности позволит снизить затраты по обслуживанию цеха.
Таким образом, целевое управление себестоимостью может быть реализовано на любых предприятиях, которые стремятся, используя новую технику, технологии, не только сохранить свои позиции на рынке, но и выйти на новый уровень производства, продаж, а значит, и получать большую прибыль. Применение современных, эффективных методов управления затратами позволит предприятию своевременно выявить нерентабельную продукцию или направления деятельности и выработать обоснованную стратегию развития.
Библиографический список
1. Менеджмент качества. - URL: http://www.kpms.ru/General_info/
Lean_Producti on.htm
2. Гриценко А.Н., Толмачева О.И. Контроллинг: Понятие, сущность и место в системе управления предприятием // Экономическое развитие России в условиях глобального кризиса материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2009. - С. 283-291.
3. Koзaчeнкo А.В. Все основные методы управления затратами: их преимущества и недостатки». - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.elitarium.ru/upravlenie-zatratami-izderzhki-direkt-kosting-standart-kost-nakladnye-rashody-metod-sebestoimost-analiz/
4. Фетисова О.А. Методика калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) сферы информационных технологий на основе систем таргет-костинг и кайзен костинг // Финансовый журнал. - 2015. - №6. - С. 90-101. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nifi.ru/images/FILES/Joumal/
archive/2015/6/statyi/fm_2015_6_09.pdf
5. Валиев Р.М. Хорошие изменения, управление знаниями и система кайдзен // Креативная экономика. - 2011. - №1. - С. 17-22.- [Электронный ресурс]. - URL: https://rucont.ru/efd/544336
TARGETED COST MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES BASED ON THE USE OF TARGET COSTING AND KAIZEN COSTING SYSTEMS
O.I. Tolmacheva, candidate of economic sciences, associate professor M.V. Beznoschenko, graduate student Kuban state technological university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article is devoted to the issues of choosing an effective cost management method in order to ensure the profitability of production, identifying inefficient areas of activity. The concept of cost management is considered. The characteristic is given to the methods of target-costing and kaizen-costing as tools for managing production costs. Determined the target and estimated cost of new products produced by the company.
Keywords: cost management, lean manufacturing, target cost, target costing, kaizen costing.