ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ В СФЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ. МЕТОДИКА
«ГОАЛ-КОСТИНГ»
В.В. Паршуткина, студент
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Россия, г. Саранск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10790
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг в сфере интернет технологий. Проанализированы характерные особенности методики «гоал-костинг», основанной на двух методах учета затрат и калькулирования себестоимости продукции: «таргет-костинг» и «кай-зен-костинг». Выявлена и обоснована необходимость употребления специальных счетов для учета затрат в сфере интернет-технологий. На основе проведенного исследования автором предлагается осуществлять постепенное снижение затрат на этапе производства продукции и оказания услуг, так как благодаря этому достигается необходимый уровень себестоимости и обеспечивается прибыльность.
Ключевые слова: сфера интернет-технологий, методика учета затрат, кайзен-костинг, гоал-костинг, таргет-костинг, калькулирование себестоимости продукции и услуг.
Развитие рынка информационных технологий способствует ужесточению требований, предъявляемых к производимым продуктам и оказываемым услугам, усилению конкуренции во всех сегментах рынка, что, в свою очередь, влечет увеличение временных затрат. Постоянный контроль затрат и анализ себестоимости продукции сферы интернет-технологий обеспечивает устойчивость организации, возможность достигать намеченные стратегические цели, умение быстро и грамотно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
Затраты, возникающие в сфере интернет-технологий, составляют существенную часть затрат от общей суммы затрат организации. Для учета таких затрат определяются источники данных, в качестве которых могут использоваться бухгалтерская и финансовая отчетность, системы учета рабочего времени и др.
Особенностью сферы интернет-технологий является высокая доля затрат на оплату труда персонала. Это связано с тем, что специалисты данной области обладают умениями, навыками, знаниями, без применения которых невозможно достичь конечного результата, владеют английским языком на высоком профессиональном уровне, имеют достаточный опыт. Также отличительной особенностью является постоянно изменяющийся характер затрат.
Основным методом учета затрат и калькулирования себестоимости продукции сферы интернет-технологий является по-заказный метод, который обладает таким серьезным недостатком, как отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат [2].
Затраты по созданию продукции, выполнению работ, оказанию услуг сферы интернет-технологий группируются следующим образом (табл. 1).
Таблица 1. Классификация затрат сферы интернет-технологий
По договорам (заказам) на создание продукции, выполнение работ, »казанне услуг: учитывается индивидуальность производимой продукции, оказываемых услуг и работа в соответствии с конкретным заказом покупателя. По экономическим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.
По статьям в зависимости от видов деятельности и характера продукции и услут: прямые и косвенные (основные н накладные). Виды деятел ъкости: 1 .разработка, модернизация, поддержка и тестирование программного обеспечения в сети Интернет; 2 .деятельность консультативная в области технологии передачи данных: 3.деятельность по управлениюкомпьютерньш оборудованием в сети Интернет; 4 .прочие услугн, связанные с использованием вычислительной техники в сети Интернет; 5.деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации: 6.деятельность веб-порталов; 7.прочая деятельность в области информационных услуг в сети Интернет.
Связанные с производством определенного продукт а и прям о отнесенные на его себестоимость: -затраты на материалы; -затраты на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг: -затратыпо работам, выполняемым сторонними организациями, связанные с выполнением конкретных заказов; -прочие затраты (внешняя оптимизация сайта, услугн хостинга). Связанные с производством нескольких продуктов, управлением и обслуживанием организации: -содержание и ремонт зданий, сооружений, оборудования (благоустройство территории, содержание в надлежащем санитарном состоянии здании и помещении): -расходы на охрану* труда (создание необходимых санитарно-гигиенических условий); -расходы на охрану* и безопасность (оплата вневедомственной и пожар-нон охраны, компьютерная безопасность); -расходы на подготовку7 и переподготовку* (оплата учебных отпусков): -налоги, сборы и другие обязательные отчисления; -представительские расходы (прием н обслуживание представителен других организаций); -командировочные расходыработннков общетехннческих, общехозяйст-венных служб, аппарата управления; -прочие расходы (услуги связи, почтовые, канцелярские расходы); -затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды; -амортизация. Варианты включения данных затрат в себестоимость конкретного продукта: с помощью специальных расчетов; списание в конце отчетного периода непосредственно на финансовый результат организации.
Калькулирование себестоимости продукции и услуг сферы интернет-технологий, на наш взгляд, должно осуществляться на основе двух основополагающих методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции: «таргет-костинг» и «кайзен-костинг».
Таргет-костинг применяется на этапе проектирования нового изделия или модернизации устаревающей продукции. Цена при этом методе представляет собой желаемую величину, к которой должна стремиться организация. Данная система учета затрат распространена по всему миру в основном в компаниях, работающих в инновационных отраслях (автомобиле-
строение, машиностроение, электроника, компьютерные, цифровые технологии) и сфере обслуживания.
Кайзен-костинг применяется на этапе производства для достижения целевой себестоимости. Сметная себестоимость при этом методе сравнивается с желаемой, а разница между ними должна быть устранена на производственном этапе путем выявления «узких мест» и сокращения производственных издержек. Данная система учета затрат может быть использована везде, при этом не только самостоятельно, но и параллельно с другими методами учета затрат [1].
Данные методы целесообразно объединить в один, получивший название «гоал-костинг», т.е. калькулирование целевой себестоимости путем постановки кайзен-задач, способствующий постепенному снижению затрат и достижению такого уровня себестоимости, при котором обеспечивается необходимая норма прибыли организации.
Методика «гоал-костинг» учитывает главным образом качество, характер и свойства разрабатываемого продукта или оказываемой услуги сферы интернет-технологий.
Калькулирование себестоимости продукции и услуг сферы интернет-технологий на основе гоал-костинга осуществляется по схеме, представленной на рисунке 1.
Рисунок. Калькулирование себестоимости продукции и услуг сферы интернет-технологий
по методике гоал-костинг
Гоал-костинг включает в себя следующие стадии, присущие методу таргет-костинга: проведение маркетингового анализа продукции и услуг с целью определения их конкурентоспособности; определение маркетинговой стратегии и группы целевых потребителей.
Кайзен-задачи, в свою очередь, основаны на целевом снижении отдельных статей затрат и себестоимости в целом в процессе создания продукции и оказания услуг. По-
становка и решение кайзен-задач в организациях сферы интернет-технологий реализуется только в рамках управленческого учета. Такие задачи ставятся перед всеми работниками предприятия, независимо от их участия в конкретном проекте.
Согласно методике «гоал-костинг» в учете применяются следующие основные счета, присущие сфере интернет-технологий (табл. 2).
Таблица 2. Счета, используемые в учете
25.1 Общетехнические расходы
43.1 Готовая продукция. Созданная продукция
43.2 Готовая продукция. Оказанные услуги
90.11 Выручка от реализации продукции
90.12 Выручка от оказанных услуг
90.21 Себестоимость созданной продукции
90.22 Себестоимость оказанных услуг
49 Продукция и услуги сферы интернет технологий
Таким образом, учет затрат и калькули- доставлению услуг по размещению ин-рование себестоимости продукции и услуг формации, поддержке программного обес-сферы интернет-технологий имеет нема- печения и прочей деятельностью в области ловажное значение. От правильности по- информационных услуг в сети Интернет, строения задач, степени существенности должно быть постепенное снижение затрат контроля зависит характер затрат. Целью на этапе производства продукции и оказа-любой организации, занимающейся дея- ния услуг, так как благодаря этому дости-тельностью по управлению компьютерным гается необходимый уровень себестоимо-оборудованием, обработке данных, пре- сти и обеспечивается прибыльность.
Библиографический список
1. Акашева В. В. Кудряшова М. Ю. Проблемы управления затратами на сельскохозяйственных предприятиях на примере СПК «РАССВЕТОВСКИИ» / Акашева В. В., Кудряшова М.Ю. // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2014. - № 6 (38). - С. 108-111.
2. Акашева В. В. Ларионова Ю. Е. Способы снижения энерго- и ресурсозатрат при производстве молочной продукции / Акашева В.В., Ларионова Ю.Е. // Экономика и социум. -2014. - № 4-1 (13). - С. 275-280.
3. Шевелев А. Е. Требования к организации бухгалтерского учета на предприятиях, осуществляющих инновационную деятельность в условиях технопарка // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия «Рынок: теория и практика». - 2006. -№ 15 (70). - С. 382-420.
FEATURES OF COST ACCOUNTING AND CALCULATION OF PRODUCT COST OF
PRODUCTS AND SERVICES IN THE SPHERE OF INTERNET TECHNOLOGIES.
METHOD «GOAL-COSTING»
V.V. Parshutkina, student Ogareva Mordovia state university (Russia, Saransk)
Abstract. This article deals with the problem of cost accounting and calculating the cost of products and services in the field of Internet technologies. Analyzed are the characteristic features of the "goal-costing" methodology, based on two methods of cost accounting and calculating the cost of production: "target-costing" and "kaizen-costing". Identified and justified the need for the use of special accounts for cost accounting in the field of Internet technologies. On the basis of the study, the author proposes to gradually reduce costs at the stage of production and services, since this achieves the necessary level of cost and ensures profitability.
Keywords: Internet technologies, cost accounting, kaizen costing, goal costing, target costing, calculation of the cost of products and services.