Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
кадровый потенциал / педагогические кадры / методы управления / human resources / teaching staff / management methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюльпарова А. А., Бюллер Е. А.

В статье обосновывается актуальность управления развитием кадрового потенциала сотрудников образовательных учреждений. Раскрывается сущность понятия «кадрового потенциала» в целом и «педагогического кадрового потенциала» в частности. Выделены основные элементы кадрового потенциала предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюльпарова А. А., Бюллер Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF HUMAN RESOURCES DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION

The article substantiates the relevance of managing the development of human resources of employees of educational institutions. The essence of the concept of "human potential" in general and "pedagogical human potential" in particular is revealed. The main elements of the personnel potential of the enterprise are highlighted.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

УДК 33 Тюльпарова А.А., Бюллер Е.А.

Тюльпарова А.А.

магистр, 2 курс, Экономический факультет,

Управление в сфере образования, Адыгейский государственный университет (г. Майкоп, Россия)

Бюллер Е.А.

Экономический факультет, Управление в сфере образования, Адыгейский государственный университет (г. Майкоп, Россия)

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация: в статье обосновывается актуальность управления развитием кадрового потенциала сотрудников образовательных учреждений. Раскрывается сущность понятия «кадрового потенциала» в целом и «педагогического кадрового потенциала» в частности. Выделены основные элементы кадрового потенциала предприятия.

Ключевые слова: кадровый потенциал, педагогические кадры, методы управления.

Эффективное развитие персонального потенциала каждого работника образовательных учреждений представляет собой сложный и многоуровневый процесс, который невозможен без грамотно выстроенной и функционирующей системы управления. Под кадровым потенциалом образовательного учреждения подразумевается комплексная оценка всех сотрудников, основываясь на оценке их общих способностей для выполнения рабочих задач, согласно занимаемой должности, а также их личных профессиональных устремлений и целей, как это описывается в источнике [3, с. 59-60]. Эта концепция простирается далее,

охватывая не только количественное содержание персонала, но и качественные аспекты, такие как уровень их профессионализма, стремление к внедрению инноваций, гибкость и адаптивность к быстро меняющимся условиям работы. Более того, учитываются такие важные факторы как возрастные особенности, личная мотивация и достигнутые профессиональные вершины, которые в совокупности влияют на динамику и итоги развития карьеры каждого индивидуума. Понимание кадрового потенциала в широком контексте предполагает его восприятие как интегрированной характеристики, случающей в себе готовность и возможности сотрудников соответствовать образовательным стандартам и стремиться к профессиональному росту, как подчеркивается в [2, с. 126]. Таким образом, кадровый потенциал является ключевым фактором в процессе достижения высоких результатов в работе учебного заведения и его способности к саморазвитию и обновлению, обеспечивая постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса.

В рамках стремления к оптимизации процессов управления кадровыми ресурсами, современные исследования подчеркивают важность многогранных аспектов, которые включают в себя не только оценку сотрудников, но также их способность быстро адаптироваться к изменениям, стратегическое планирование персонального карьерного роста, грамотное управление кадровым резервом и осуществление мер по повышению квалификации [3, с. 60]. При этом ключевое внимание уделяется обогащению профессиональных навыков и квалификации работников для усиления их эффективности на рабочем месте.

Ввиду волатильности рыночных условий, для образовательных учреждений становится жизненно необходимым разработать и внедрить такую стратегию управления человеческими ресурсами, которая будет способствовать стимулированию и расширению потенциала преподавательских кадров. Означенная стратегия должна коррелировать с четко определенными целями управления, направленными на формирование высококвалифицированной, преданной своему делу и хорошо организованной команды, которая сможет

адекватно отвечать всем стратегическим задачам образовательной организации, опираясь на её ресурсные возможности [4, с. 79].

Исследователи Коноплева и Борщенко акцентируют внимание на ключевых элементах, формирующих структуру стратегии развития человеческого капитала, среди которых выделяются прогнозирование необходимости в рабочей силе, процесс отбора персонала основанный на компетенциях, система обучения, повышение квалификации и поддержка карьерного роста сотрудников. Каждый вид компетенций - будь то профессиональные навыки, мотивация или интеллектуальные способности -играет решающую роль в формировании уникальных качеств, которые напрямую определяют конкурентоспособность организации на рынке. Дополнительно обозначается стратегический подход к использованию кадрового потенциала для достижения целей учебного заведения и развития индивидуальных возможностей работников через разнообразные виды деятельности, способствующие повышению их трудовой производительности [2, с. 126].

На стадии эффективного использования человеческих ресурсов, ключевой целью является улучшение производительности персонала. Для достижения этой цели необходимо максимально задействовать профессиональные и креативные качества сотрудников, стимулируя их к деятельности на пределе их способностей с учетом соизмеримости с вознаграждением. Ключевым фактором является стимулирование мотивационных аспектов, что ведет к повышению уровня выполнения задач сотрудниками и, как результат, к улучшению функционирования всей организации.

Из предшествующего обсуждения можно выделить важнейшие задачи, связанные с управлением развитием кадров в образовательной сфере: подбор квалифицированного персонала, его оценка, успешная адаптация в команде, интеграция молодых специалистов, наставничество и менторство, реализация образовательных программ, анализ удовлетворенности сотрудников своей работой, а также их мотивация и повышение активности.

Главный рычаг управления кадровым ростом заключается в постоянно обновляющейся образовательной программе, направленной на повышение квалификации управленческого и педагогического состава. Это подчеркивает значимость стратегий, которые способствуют устойчивому профессиональному развитию в учебных учреждениях. Исходя из анализа имеющейся системы профессиональной подготовки, становится очевидной необходимость внедрения усовершенствований, основываясь на новой модели квалификации, ориентированной на практическую работу в условиях реальной рабочей среды и в рамках единой образовательно-методической системы.

План действий предусматривает достижение конкретных результатов с помощью установления консультативно-тьюторской службы, нацеленной на трансляцию теоретических знаний в практическую деятельность. Ключевой ролью этой службы остается оценка качества программ профессионального обучения и определение текущих и будущих потребностей сотрудников.

Системный подход к управлению развитием персонала, основанный на всестороннем анализе, занимает центральное место в управленческой практике. Он включает в себя глубокое исследование всех аспектов системы управления -от целеформирования и функционирования до структуры управления, кадровых категорий, технических средств и методик управления персоналом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Афанасьева, Л.А. Анализ кадрового потенциала организации // Ключевые вопросы в современной науке 2014: материалы 10-й международной научно-практической конференции. - София: Бял ГРАД-БГ. - 2014. - С. 52-55;

2. Зайцева, Е.В. Актуализация творческого потенциала преподавателя вуза: социологический анализ // Российский научный журнал. - 2014. - № 2 (40). - С. 138-147;

3. Зайцева, Е.В. Теоретические основы развития кадрового потенциала образовательной организации // Педагогические технологии. - 2019. - № 4. - С. 58-62;

4. Киршина, И.А. Кадровый потенциал и его структура на различных этапах инновационного процесса // Вестник Инжекона. - 2018. - (46). - С. 78-83;

5. Комаров, К.Б. Содержание и результаты экспериментальной апробации модели развития кадрового потенциала образовательной организации // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 3: - Педагогика и психология. - 2016. - Вып. 4 (188). - С. 46-55;

6. Кузьменко, Н.И. Особенности кадровой политики в образовательных организациях // Синергия. - 2017. - № 2. - С. 54-62.

Tulparova A.A., Bueller E.A.

Tulparova A.A.

Adygea State University (Maykop, Russia)

Bueller E.A.

Adygea State University (Maykop, Russia)

MANAGEMENT OF HUMAN RESOURCES DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Abstract: the article substantiates the relevance of managing the development of human resources of employees of educational institutions. The essence of the concept of "human potential" in general and "pedagogical human potential" in particular is revealed. The main elements of the personnel potential of the enterprise are highlighted.

Keywords: human resources, teaching staff, management methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.