Научная статья на тему 'КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА КАК ПРИОРИТЕТНОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО'

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА КАК ПРИОРИТЕТНОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПЕРСОНАЛА ВУЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пирогова Е. В.

В статье обоснована роль кадрового потенциала в формировании конкуренто-способности вуза в цепочке «конкурентоспособность персонала - конкурентоспособность образовательной услуги -конкурентоспособность вуза», раскрыта сущность кадрового потенциала вуза как приоритетного конкурентного преимущества. Определены основные задачи развития кадрового потенциала вуза. На основе выделенных в литературе подходов представлена классификация инструментов развития кадрового потенциала в зависимости от их содержания (организационные, экономические, интерактивные).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пирогова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONNEL POTENTIAL OF THE UNIVERSITY AS A PRIORITY COMPETITIVE ADVANTAGE

The article substantiates the role of personnel potential in the formation of the competitiveness of the university in the chain “personnel competitiveness - competitiveness of educational services - competitiveness of the university”, reveals the essence of the personnel potential of the university as a priority competitive advantage. The main tasks of the development of the personnel potential of the university are defined. Based on the approaches highlighted in the literature, a classification of human resources development tools is presented depending on their content (organizational, economic, interactive).

Текст научной работы на тему «КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА КАК ПРИОРИТЕТНОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО»

Экономические системы. 2022. Том 15, № 4 (59). С. 116-121. Economic Systems. 2022;15(4(59)):116-121.

ТРУД И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Научная статья УДК 331

DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-4-116-121

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА КАК ПРИОРИТЕТНОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Елена Владимировна Пирогова

Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия, e.pirogova82@yandex.ru

Аннотация. В статье обоснована роль кадрового потенциала в формировании конкурентоспособности вуза в цепочке «конкурентоспособность персонала - конкурентоспособность образовательной услуги - конкурентоспособность вуза», раскрыта сущность кадрового потенциала вуза как приоритетного конкурентного преимущества. Определены основные задачи развития кадрового потенциала вуза. На основе выделенных в литературе подходов представлена классификация инструментов развития кадрового потенциала в зависимости от их содержания (организационные, экономические, интерактивные).

Ключевые слова: вуз, кадровый потенциал, конкурентоспособность вуза, конкурентное преимущество, образовательная услуга, конкурентоспособность персонала вуза Для цитирования: Пирогова Е.В. Кадровый потенциал вуза как приоритетное конкурентное преимущество // Экономические системы. 2022. Том 15, № 4 (59). С. 116-121. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-4-116-121.

LABOR AND SOCIAL SPHERE

Original article

THE PERSONNEL POTENTIAL OF THE UNIVERSITY AS A PRIORITY COMPETITIVE ADVANTAGE

Elena V. Pirogova

Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia, e.pirogova82@yandex.ru

© Пирогова Е.В., 2022

Abstract. The article substantiates the role of personnel potential in the formation of the competitiveness of the university in the chain "personnel competitiveness - competitiveness of educational services - competitiveness of the university", reveals the essence of the personnel potential of the university as a priority competitive advantage. The main tasks of the development of the personnel potential of the university are defined. Based on the approaches highlighted in the literature, a classification of human resources development tools is presented depending on their content (organizational, economic, interactive).

Keywords: university, personnel potential, competitiveness of the university, competitive advantage, educational service, competitiveness of the university staff

For citation: Pirogova E.V. The personnel potential of the university as a priority competitive advantage. Economic Systems. 2022;15(4(59)):116-121. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-4-116-121.

Введение

Важнейшая роль в функционировании любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики отводится персоналу. Именно от потенциала трудовых ресурсов зависят качество и эффективность деятельности любой организации, удовлетворенность потребителя, достижение целей и задач развития в условиях конкуренции.

Роль университетов в социально-экономическом развитии регионов и в целом страны также актуализирует вопросы развития их кадрового потенциала.

Рассматривая кадровый потенциал вуза как способность персонала к достижению определенных результатов труда и включающего в себя личные способности, знания, умения, навыки, которые необходимы для выполнения трудовой деятельности, стоит особо выделить особенности профессиональной деятельности научно-педагогических работников вуза. Именно от данной категории персонала вуза в первую очередь зависят качество образовательной услуги и конкурентоспособность вуза.

Основная часть

Развитие кадрового потенциала вуза основано на реализации программно-целевого подхода, представленного либо отдельной программой, либо совокупностью мероприятий в рамках реализации стратегии развития.

Вузы, нацеленные на инновационный путь развития, опираются на интеллектуальный потенциал и формируют позицию активной роли персонала в научно-образовательном процессе. Цель кадровой политики вуза заключается в достижении баланса процессов обновления и сохранения количественного и качественного состава персонала [1, с. 24].

Роль персонала в обеспечении конкурентоспособности вуза можно охарактеризовать следующим образом: от уровня развития кадрового потенциала вуза зависит качество предоставляемых образовательных услуг, что способствует

повышению уровня конкурентоспособности вуза в целом. Следовательно, отправной точкой формирования конкурентоспособности вуза являются его кадровый потенциал и конкурентоспособность его персонала. Данную позицию можно представить цепочкой факторов формирования конкурентоспособности вуза(рис.1

Рис. 1. Цепочка формирования конкурентоспособности вуза Источник: составлено автором.

Т.К. Екшикеев утверждает, что основу конкурентного преимущества вуза составляет кадровый потенциал как отражение опыта, навыков и профессионализма персонала. Формирование и развитие составляющих кадрового потенциала позволяют вузу достичь превосходства на рынке образовательных услуг и обуславливают конкурентоспособность вуза [2, с. 393].

Д.Н. Нурманбетова также рассматривает человеческий капитал как основу устойчивых конкурентных преимуществ вуза, обладание которым позволяет повысить конкурентный потенциал образовательной организации в целом [3, с. 23].

Е.В. Голева рассматривает роль персонала в повышении эффективности деятельности вуза. Кадровый состав вуза, в частности научно-педагогические работники, обладает огромным потенциалом, обеспечивающим высокую результативность образовательной, научной и других видов деятельности вуза, что позволяет ему быть конкурентоспособным на рынке образовательных услуг [4, с. 28-29].

Э.Е. Зеленихина, Т.С. Волоха, Д.В. Сунцова отмечают, что анализ кадрового потенциала вуза направлен на раскрытие уникальности и компетенций трудовых ресурсов, а их использование и развитие способствуют формированию устойчивого конкурентного преимущества [1, с. 24].

Как отмечалось, цель реализации кадровой политики вуза - поддержание достигнутого уровня и обеспечение воспроизводства кадрового потенциала, что вызывает необходимость осуществления управляющего воздействия для достижения указанной цели.

Среди задач развития кадрового потенциала вуза приоритетными можно назвать следующие [1, с. 26]:

- формирование и развитие инновационной корпоративной культуры;

- создание условий для самореализации научно-педагогических работников;

- разработка эффективной системы стимулирования;

- создание условий для раскрытия творческого потенциала;

- повышение эффективности функционирования аспирантуры и докторантуры, направленных на воспроизводство кадрового потенциала вуза.

Рассмотрим основные инструменты управляющего воздействия на развитие кадрового потенциала вуза.

И.А. Заярная среди направлений кадровой политики, направленных на развитие кадрового потенциала вуза, выделяет [5, с. 139]:

- обеспечение воспроизводства кадрового потенциала вуза за счет привлечения молодых специалистов;

- разработку и реализацию программ развития персонала;

- реализацию программ карьерного продвижения персонала;

- разработку системы оценки компетенций и эффективности деятельности научно-педагогических работников по различным направлениям;

- формирование эффективной системы стимулирования.

А.В. Соколова подробно характеризует следующие методы развития кадрового потенциала кафедр вуза [6, с. 112]:

- разработка и реализация программ развития кадрового потенциала;

- обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала;

- карьерные перемещения;

- работа с кадровым резервом и др.

Г.В. Суровицкая, обосновывая формы развития кадрового потенциала опорных университетов, выделяет следующие [7, с. 75]:

- внедрение системы эффективных контрактов;

- разработка программ привлечения и закрепления молодых специалистов;

- внедрение системы непрерывного образования сотрудников вуза;

- формирование кадрового резерва;

- повышение статуса и привлекательности вуза как работодателя.

И. Кумаре, О.С. Пескова, Т. Б. Борискина выделяют следующие подходы к развитию кадрового потенциала вуза [8, с. 150]:

- подготовка кадров высшей квалификации;

- разработка системы поддержки перспективных научно-педагогических работников вуза;

- повышение квалификации преподавателей, в том числе в области языковой компетентности;

- формирование кадрового резерва.

Систематизируя выделенные подходы к развитию кадрового потенциала вуза, их можно сгруппировать в зависимости от содержания:

- организационные: разработка программ развития кадрового потенциала вуза, карьерные перемещения; работа с кадровым резервом и др.;

- экономические: внедрение эффективного контракта, стимулирование по результатам рейтинговой оценки деятельности научно-педагогических работников, формирование внутривузовской грантовой поддержки молодых ученых и др.;

- интерактивные: тренинги, наставничество, тьюторство, метод творческих совещаний, метод 6-5-3 и др.

Внедрение ФГОС 3++ актуализирует вопросы развития кадрового потенциала вуза. Внедрение внешней и внутренней систем оценки качества может

стать новым инструментом повышения эффективности деятельности научно-педагогических работников. Как указывает Г.В. Суровицкая, в этих условиях инструментами развития кадрового потенциала могут стать проведение конкурсов профессионального мастерства, осуществление постоянного мониторинга уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, анкетирование обучающихся по вопросам их удовлетворенности качеством образования и др. [7, с. 74-75].

Заключение

Таким образом, развитие кадрового потенциала вуза - одна из приоритетных задач управления высшим учебным заведением. Среди инструментов управляющего воздействия, направленных на развитие кадрового потенциала вуза, выделены организационные, экономические и интерактивные инструменты. Кадровый потенциал обеспечивает развитие вуза в долгосрочной перспективе и способствует повышению качества образовательной услуги. Решение задачи развития персонала направлено на повышение конкурентного потенциала вуза в условиях динамичности внешней среды и развития конкуренции на рынке образовательных услуг. В целом это обеспечит достижение конкурентного преимущества вуза и его конкурентоспособности.

Список источников

1. Зеленина Э.Е., Волоха Т.С., Сунцова Д.В. К вопросу развития кадрового потенциала в вузах // Инновационная экономика : материалы V Межд. науч. конф. (Казань, май, 2018 г). Казань : Молодой ученый, 2018. С. 24-27.

2. Екшикеев Т.К. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества вуза // Проблемы современной экономики. 2009. № 4. С. 392-396.

3. НурманбетоваД.Н. Научные подходы к определению стратегического управления сферой высшего образования // Znanstvena Misel. 2021. № 53. С. 20-23.

4. Голева Е.В. Современные взгляды на кадровый потенциал вуза // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 28-31.

5. Заярная И.А. Влияние кадровых рисков на конкурентоспособность вуза // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 5. С. 137-141.

6. СоколоваА.В. Методы развития кадрового потенциала кафедры вуза // Вопросы педагогики. 2019. № 7. С. 112-116.

7. Суровицкая Г.В. Механизмы развития кадрового потенциала опорных университетов России // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23 (1-2). С. 72-80.

8. Кумаре И., Пескова О.С., Борискина Т.Б. Кадровый потенциал как объект маркетингового управления и фактор развития конкурентного преимущества вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. 2019. № 1 (235). С. 147-152. (Серия 5: Экономика).

References

1. Zelenina E.E., Volokha T.S., Suntsova D.V. On the issue of personnel potential development in universities. Innovative economics: materials of the V International. Scientific conference (Kazan, May, 2018). Kazan: Young Scientist, 2018. Р. 24-27. (In Russ.).

2. Ekshikeev T.K. Competitiveness and competitive advantages of the university. Problemy sovremennoj ekonomiki = Problems of modern Economics. 2009;(4):392-396. (In Russ.).

3. Nurmanbetova D.N. Scientific approaches to the definition of strategic management of the sphere of higher education. Znanstvena Misel. 2021;(53):20-23. (In Russ.).

4. Goleva E.V. Modern views on the personnel potential of the university. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii = Pedagogical education in Russia. 2014;(8):28-31. (In Russ.).

5. Zayarnaya I.A. The impact of personnel risks on the competitiveness of the university. Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava = Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2018;(5):137-141. (In Russ.).

6. Sokolova A.V. Methods of development of the personnel potential of the university department. Voprosy pedagogiki = Questions of pedagogy. 2019;(7):112-116. (In Russ.).

7. Surovitskaya G.V. Mechanisms for the development of the human resources potential of the main universities of Russia. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University management: practice and analysis. 2019;(23(1-2)):72-80. (In Russ.).

8. Kumare I., Peskova O.S., Boriskina T.B. Personnel potential as an object of marketing management and a factor in the development of the competitive advantage of the university. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Adygea State University. Series 5: Economics. 2019;(1(235)):147-152. (In Russ.).

Информация об авторе

Е.В. Пирогова - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент».

Information about the author

E.V. Pirogova - Ph.D. in economic sciences, associate professor, head of the Department of economics and management.

Статья поступила в редакцию 17.11.2022; одобрена после рецензирования 01.12.2022; принята к публикации 09.12.2022.

The article was submitted 17.11.2022; approved after reviewing 01.12.2022; accepted for publication 09.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.