Научная статья на тему 'Управление эффективным использованием кадрового потенциала организации (на примере ООО «Киэргэ»)'

Управление эффективным использованием кадрового потенциала организации (на примере ООО «Киэргэ») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / TURNOVER / COMPETITIVENESS / STAFFING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Майя Александровна, Борисова Ульяна Семеновна

В статье рассматриваются результаты изучения кадрового потенциала фирмы и отслеживание того, как его качество влияет на конкурентоспособность предприятия. Были указаны причины конкурентоспособных преимуществ, определяемые качеством кадрового потенциала компании, и выявлены возможные угрозы потери этих преимуществ в связи с недостаточностью кадровой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMAN CAPITAL IN SYSTEM OF COMPETITIVE ADVANTAGES AND SHORTCOMINGS OF THE MODERN ORGANIZATION ON THE EXAMPLE OF KIERGE

This article discusses the results of a study of personnel potential of the company and tracking how it affects the quality of the company''s competitiveness. Were the reasons for the competitive advantage that determines the quality of human resource capacity, and identifies possible threats, the loss of these benefits due to insufficient personnel work.

Текст научной работы на тему «Управление эффективным использованием кадрового потенциала организации (на примере ООО «Киэргэ»)»

УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КИЭРГЭ»)

Егорова Майя Александровна

студент группы УП-09 Финансово-экономического института СевероВосточного Федерального университета им. М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск

E-mail: Pavlovamayya@mail. ru Борисова Ульяна Семеновна д-р социол. наук, профессор кафедры социологии и управления персоналом Северо-Восточного федерального университета, РФ, г. Якутск

E-mail: ulsem2012@mail. ru

THE HUMAN CAPITAL IN SYSTEM OF COMPETITIVE ADVANTAGES AND SHORTCOMINGS OF THE MODERN ORGANIZATION ON THE

EXAMPLE OF KIERGE

Egorova Mayia

student of group UE-09 Financial and economic Institute of the North-Eastern

Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

Borisova Ul'yana Semenovna doctor of sociological Sciences Professor, Department of sociology and personnel management of Financial and economic Institute of the North-Eastern Federal

University, Russia Yakutsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются результаты изучения кадрового потенциала фирмы и отслеживание того, как его качество влияет на конкурентоспособность предприятия. Были указаны причины конкурентоспособных преимуществ, определяемые качеством кадрового потенциала компании, и выявлены возможные угрозы потери этих преимуществ в связи с недостаточностью кадровой работы.

ABSTRACT

This article discusses the results of a study of personnel potential of the company and tracking how it affects the quality of the company's competitiveness. Were the reasons for the competitive advantage that determines the quality of human resource capacity, and identifies possible threats, the loss of these benefits due to insufficient personnel work.

Ключевые слова: кадровый потенциал; текучесть кадров; конкурентоспособность.

Keywords: staffing; turnover; competitiveness.

В современном мире на смену управления персоналом пришла концепция управления человеческими ресурсами. Именно человек как работник и трудовой человеческий коллектив являются главной ценностью хозяйствующего субъекта [3]. Поэтому под кадровым потенциалом организации понимается «вся совокупность имеющихся у организации наёмных работников, обладающих профессиональными компетенциями, физиологическими и личностными качествами, полезными для работодателя и нуждающимися в непрерывном развитии» [1].

Ювелирная фирма «Киэргэ» («Украшение») была создана 22 июля 1993 года. В 2011 году была признана лучшим ювелирным магазином России в номинации «ТОП 100». Это единственная фирма на территории России, которая предоставляет все виды ювелирных услуг:

• производство ювелирных изделий из золота, серебра и других драгоценных металлов с использованием драгоценных и полудрагоценных камней;

• выполнение индивидуальных заказов населения на изготовление ювелирных украшений;

• оказание услуг населению по ремонту и чистке ювелирных и других бытовых изделий, художественной, компьютерной, лазерной и ручной гравировке, вставке драгоценных камней;

• изготовление предметов художественно-прикладного искусства и народных промыслов;

• оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями, а также реализация готовых изделий собственного производства;

• ломбард и скупка драгоценностей [2].

В ООО «Киэргэ» количественный состав за последние три года изменился незначительно и колеблется от сорока до пятидесяти человек.

2011 2012 2013

55 54 53 52 51 50 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40

Рисунок 1. Численность работников в ООО «Киэргэ»

При оценке социально-психологического климата организации с помощью

анкетного опроса за основные показатели мы взяли следующие: удовлетворенность работников организации характером и содержанием труда, взаимоотношениями с коллегами по работе и менеджерами, стилем руководства фирмой, уровнем конфликтности отношений, профессиональной подготовкой персонала. Проанализировав, были выявлены основные причины возникновения конфликтных ситуаций: конфликтная личность в коллективе — ответили 8,5 %, распределение функциональных обязанностей — 4,5 %.

Оценка морально-психологической атмосферы в трудовом коллективе включала оценку респондентами частоты возникновения конфликтных ситуаций в коллективе и причин их возникновения. В большинстве случаев конфликты в фирме случаются из-за неудовлетворенности заработной платой, незаинтересованности работников в доходе фирмы, не учитываются личностные и профессиональные компетенции, недостаточна психологическая поддержка персонала, социально-экономическая поддержка персонала ведётся бессистемно, что чревато увеличением долгосрочных кадровых проблем.

Конкурентные преимущества предприятия, определённые качеством её кадрового потенциала, — высокий образовательный уровень сотрудников, удовлетворённость подавляющего большинства персонала работой, социальная работа, проводимая руководством фирмы.

Неоспоримым преимуществом являются повышенные требования к качеству обслуживания продавцами-консультантами, работающими в фирменном салоне.

К недостаткам можно отнести то, что в фирме не учитываются личностные и профессиональные компетенции при подборе кадров, не разработана модель компетенций, отсутствует зависимость заработной платы от результатов деятельности, неидеальны дополнительные денежные выплаты, недостаточна психологическая поддержка персонала. Лояльность сотрудников к фирме нестабильна.

Наличие выявленных проблем связано с тем, что на предприятии нет службы персонала или хотя бы специалиста по кадрам. Данная ситуация сложилась в ходе развития предприятия, с самого начала его деятельности. Поэтому для улучшения конкурентных позиций ООО «Киэргэ» путём улучшения качества человеческого капитала мы предлагаем не совершенствовать существующую кадровую политику, а создать новую, отвечающую требованиям современного HR-менеджмента.

Мы предлагаем начать отбор кандидатов на трудоустройство с разработки модели компетенций. Это описание компетенций, необходимых для замещения рабочего места, которое должно учитывать все компетенции — как профессиональные, так и личностные.

Ориентация должна идти на молодых специалистов и/или рекомендованных доверенными лицами. На данный момент в «Киэргэ» достаточно сформировавшихся в профессиональном плане работников, что позволяет безболезненно провести найм молодых специалистов, не имеющих опыта работы, и приставить к ним наставников. Это позволит провести

быструю адаптацию, воспитать новых сотрудников в нужном компании корпоративном духе.

Для усиления конкурентных позиций путём улучшения качества кадрового потенциала компании необходимо пересмотреть мотивацию персонала, подход к основной оплате труда и системе премирования.

Для повышения качества персонала за счёт повышения компетентности нужно создать профессиональный стандарт должности с параметрами, необходимыми для конкретного рабочего места, обязательными и желательными компетенциями. В ней должны быть учтены все особенности категории, включая здоровье и место проживания.

В ООО «Киэргэ» не совсем рационально используется основная форма оплаты труда. Для её оптимизации нужно использовать механизм, основанный на условно-постоянной доплате.Новая система премирования позволит вовлечь персонал в процесс разделения прибылей и убытков как соучастников компании. Она создаст у сотрудников дополнительную заинтересованность в улучшении трудовой деятельности и повышении конкурентоспособности фирмы.

Список литературы:

1. Вотякова И. Оценка эффективности инвестиций в кадровый потенциал при формировании стратегии инновационного развития кадрового потенциала организации: И. Вотякова, В. Брендаков // Управление персоналом. 2008. № 16.

2. «Киэргэ», дарующее красоту и радость // Журфикс. 2013. Август-сентябрь.

3. Лившиц Д. Работодатель не выбирает между хорошим и очень хорошим специалистом. Д. Лившиц // Управление персоналом. 2013. № 18.

4. Мясоедова Т.Г. Кадровый потенциал и конкурентоспособность предприятия / Т.Г. Мясоедова // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 3.

5. Никитина Е.А. Вознаграждение и мотивация: точка зрения. / Е. Никитина // Управление персоналом. 2012. № 22.

6. Тугускина Г.Н. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал предприятий / Г.Н. Тугускина // Управление персоналом. 2009. № 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.