Научная статья на тему 'Конкурентоспособность персонала как объективное условие успеха фирмы'

Конкурентоспособность персонала как объективное условие успеха фирмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
566
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПЕРСОНАЛА / PERSONNEL COMPETITIVENESS / МАРКЕТИНГ / MARKETING / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / LABOUR POTENTIAL / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONNEL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамилева Э.Э., Фазылова Н.Н.

В данной статье рассмотрены важнейшие факторы конкурентоспособности фирмы. Выявлено, что конкурентоспособность персонала является одним из важнейших факторов и нуждается в детальном изучении, так как стратегической задачей предприятия является повышение конкурентоспособности в контексте обеспечения роста высоких технологий. В связи с этим возникает необходимость привлечения инноваций в данной ситуации умело и вовремя реагировать на нововведения для повышения успеха фирмы. Исследовано понятие и различия трудового и кадрового потенциала, изучен российский опыт кадровой и организационной политики на предприятиях, проанализированы факторы конкурентных преимуществ персонала фирм, выделены важнейшие цели качественной системы управления и разработан комплекс мер по повышению конкурентоспособности персонала как одной из важнейших составляющих конкурентоспособности фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шамилева Э.Э., Фазылова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF PERSONNEL AS AN OBJECTIVE CONDITION OF SUCCESS OF THE COMPANY

In this article, the most important factors of the firm's competitiveness are considered. It was revealed that the competitiveness of personnel is one of the most important factors and needs detailed study, since the strategic goal of the enterprise is to increase competitiveness in the context of ensuring the growth of high technologies. In this regard, there is a need to attract innovation in this situation skillfully and in time to respond to innovations to enhance the success of the firm. The concept and differences in labor and personnel potential have been explored, the Russian experience of personnel and organizational policies at enterprises has been studied, the factors of competitive advantages of company personnel have been analyzed, the most important goals of a quality management system have been identified, and a set of measures to improve the competitiveness of personnel as one of the most important components of the firm's competitiveness.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность персонала как объективное условие успеха фирмы»

УДК 33.331

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПЕРСОНАЛА КАК ОБЪЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕХА

ФИРМЫ

Шамилева Э.Э., Фазылова Н.Н.

Институт экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского»,

295015, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4 e-mail: elya_shamileva@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены важнейшие факторы конкурентоспособности фирмы. Выявлено, что конкурентоспособность персонала является одним из важнейших факторов и нуждается в детальном изучении, так как стратегической задачей предприятия является повышение конкурентоспособности в контексте обеспечения роста высоких технологий. В связи с этим возникает необходимость привлечения инноваций в данной ситуации - умело и вовремя реагировать на нововведения для повышения успеха фирмы. Исследовано понятие и различия трудового и кадрового потенциала, изучен российский опыт кадровой и организационной политики на предприятиях, проанализированы факторы конкурентных преимуществ персонала фирм, выделены важнейшие цели качественной системы управления и разработан комплекс мер по повышению конкурентоспособности персонала как одной из важнейших составляющих конкурентоспособности фирмы.

Ключевые слова: конкурентоспособность персонала, маркетинг, конкурентные преимущества, трудовой потенциал, кадровый потенциал.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночной экономики предполагает, что все агенты экономических систем, которые ставят перед собой цель долгосрочного существования, обязаны быть ориентированы на лидерство на рынке. Под лидерством понимается возможность фирмы конкурировать на рынке с другими агентами. Проблема повышения конкурентоспособности актуальна для каждой фирмы. На современном этапе развития экономики произошло качественное изменение места человека в производстве. Это привело к тому, что конкурентоспособность персонала стала определяющей им фактором для достижения конкурентных преимуществ фирмы на рынке. В связи с этим экономический потенциал страны включает в себя как научно-технический прогресс, так и профессионализм кадров, которые по всем параметрам соответствуют требованиям современного производства и способствуют его совершенствованию.

Особо актуальной проблема повышения конкурентоспособности персонала остается в условиях экономического кризиса, а это объясняется тем, что именно конкурентоспособность персонала является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективную деятельность предприятия и рациональное использование всех имеющихся ресурсов. Повышение инвестиционной активности отечественных предприятий требует как вложения средств в новейшие технологии, так и обуславливает необходимость в конкурентоспособном персонале, который владеет соответствующими знаниями, умениями и навыками. В соответствии с этим, можно прийти к выводу, что конкурентоспособность персонала является объективным условием совершенствования предприятия и повышения его конкурентоспособности в условиях рынка.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ, МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Вопросы, связанные с изучение проблем конкурентоспособности персонала как одной из важнейших составляющих конкурентоспособности фирмы отражены в научных трудах многих отечественных и зарубежных учёных-экономистов, среди которых можно выделить Н.М. Ветрову [1], Л.В. Дробыш [2], А.О. Корончик [3], С. И. Митченко [4], К. Д. Микульчик [5], Е.Н. Молчанову [6], Н.И. Решетько [7], Л. И. Сланченко [8], И. А. Фирсову [10], Э. Э. Шамилеву [11-13], А.В. Черепанова [14], и других. Однако, несмотря на всестороннее изучение рассматриваемой проблематики, в настоящее время остаются актуальными вопросы определения значимости конкурентоспособности персонала для повышения конкурентоспособности предприятия.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основной целью данного научного исследования является обоснование процесса изучения конкурентоспособности персонала как одной из важнейших составляющих конкурентоспособности фирмы, так как сегодня - мир высоких технологий, где стратегической задачей предприятия является повышение конкурентоспособности. Возникает необходимость привлечения инноваций и цель персонала в данной ситуации - умело и вовремя реагировать на нововведения для повышения успеха фирмы.

В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:

- рассмотреть основные факторы конкурентоспособности фирмы;

- изучить сущность категорий трудовой и кадровый потенциал;

- проанализировать качественный уровень персонала отечественных предприятий;

- выделить факторы конкурентных преимуществ персонала предприятий;

- исследовать систему управления персоналом;

- разработать комплекс мер по повышению конкурентоспособности персонала как одной из важнейших составляющих конкурентоспособности.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Для того чтобы изучить процесс конкуренции, в первую очередь, необходимо понимать, какие факторы оказывают непосредственное влияние на конкурентоспособность. Анализируя мнения отечественных и зарубежных ученых необходимо выделить следующие факторы конкурентоспособности в качестве важнейших [4,5]:

- качество производимой фирмой продукции;

- эффективность маркетинга на предприятии;

- конкурентоспособность персонала и менеджмента;

- технологический уровень производства;

- государственная политика в рассматриваемой отрасли;

- инвестиционная привлекательность фирмы.

Изученные факторы позволили утверждать, что конкурентоспособность персонала является одним из важнейших факторов и нуждается в более детальном анализе.

На первый взгляд, многие предприятия хорошо функционируют и развиваются, однако, если рассматривать деятельность фирмы изнутри, то можно заметить, что оно действует по старой, хорошо поставленной системе и не собирается что-либо менять или вводить какие-либо новшества. Однако для поддержания фирмой высокой конкурентоспособности старой и хорошо отлаженной системы недостаточно, должен быть человек, или команда единомышленников, которые, благодаря своим лидерским качествам выведут фирму на совершенно иной уровень, тем самым повысят ее конкурентоспособность на рынке.

Если отечественное производство ставит перед собой цель быть конкурентоспособным на мировом рынке, оно должно быть оснащено современными технологиями и профессионалами. Однако экономика России нуждается в скорейшем изменении качества человеческого капитала.

Необходимо отметить, что именно человеческий капитал (люди) на сегодняшний день является основополагающим экономическим ресурсом предприятия, а значит важнейшим фактором для дальнейшего процветания. Это, в первую очередь, связано с нарастающей конкуренцией. Для этого предприятия пытаются совершенствоваться, развиваться, что, непосредственно, зависит от инициативы рядовых сотрудников, которые компетентны в своей области и умеют находить различные возможности для повышения эффективности фирмы [11-13].

Проблема подготовки кадров является одной из важнейших для многих предприятий, что связано с прорывом в области информационных технологий, так как обнаружилась нехватка, как технических навыков, так и квалификационного персонала.

В связи с новыми требованиями к персоналу, предъявляемые международными стандартами, ведущие российские предприятия провели сертификацию продукции и производств, на основании чего пришли к выводу, что большинство специалистов в профессиональном плане не готовы к сдаче тестов по теории и практике своего дела. Поэтому можно заявить, что качественный уровень персонала отечественных предприятий значительно уступает требованиям, предъявляемым на современном мировом рынке [6].

Рассматривая кадровую и организационную политику большинства российских предприятий, было выявлено, что она не соответствует уровню современной рыночной экономики. Это подтверждает тот факт, что проводимая на большинстве отечественных предприятий кадровая политика не соответствует современным рыночным реформам. Основная часть работодателей и работников не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте производительности труда [7].

На предприятии трудовой потенциал можно оценить с количественной и качественной стороны. Для оценки трудового потенциала с количественной стороны можно использовать такие показатели:

- численность персонала;

- фонд рабочего времени, необходимого к отработке при нормальном уровне интенсивности труда;

- профессиональное развитие сотрудников, которое рассматривается, с одной стороны, с позиции человеческого фактора, а, с другой стороны, с позиции формирования и развития кадрового потенциала предприятия.

Существуют различия между понятиями «кадровый» и «трудовой» потенциал. Кадровый потенциал представляет собой общую (количественная и качественная) характеристику персонала как одного из видов ресурсов, связанную с выполнением возложенных на него функций и достижением целей перспективного развития предприятия.

Одним из основных условий достижения значительного кадрового потенциала является заинтересованность персонала в высоком качестве труда.

На рисунке 1 представлены факторы конкурентных преимуществ персонала предприятия.

I---------------------------:

; Факторы конкурентных I

преимуществ персонала

предприятия

Личностные факторы ■ \ \ \ ■ Г Внутренние факторы ! 1 ! 1 ! 1 1 Внешние факторы

__________1_______________________I___________ ______________I____________

Г 1 • Уровень \ • Способности; • Уровень социально-

профессиональной 1 экономического развития

подготовки; • Темперамент; общества;

1 • Профессиональное поведение; \ • Ценностные \ • • Физические данные; \ Деловые качества; • Уровень развития производительных сил и производственных

ориентации; • 1 Интеллигентность и отношений;

• Коммуникативная культура; • Государственная политика в

сфера; \ • 1 Характер; ! сфере труда;

• Эмоциональная среда; \ • Волевая сфера; • \ Отношение к труду; ............j • Степень развития инфраструктуры рынка

Рис. 1 - Факторы конкурентных преимуществ персонала предприятия [1, 2]

Анализируя информацию, представленную на рисунке 1, заметим, что первая группа факторов -личностные факторы, они контролируются самим человеком, но, в свою очередь, зависят от внутренних и внешних факторов.

Вторая группа факторов - факторы внутреннего влияния. Они регулируются предприятием, тем самым оказывают непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности персонала. Именно эти условия позволяют человеку в полной мере реализовать свой потенциал, тем самым достигая высокой производительности труда.

Третья группа внешних факторов не контролируется самим предприятием, но формирует требования к персоналу [10].

Анализируя все три группы приведенных факторов нельзя не заметить, что они тесно связаны между собой и в общей совокупности являются критериями оценки конкурентоспособности персонала фирмы.

Для анализа полной картины о конкурентоспособности персонала на предприятии, которая будет использована при разработке мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия в целом, необходимо также проанализировать критерии эффективности труда, в том числе объем реализации, оперативности исполнения основных и дополнительных задач, предоставление сопутствующих услуг, производительность труда, прибыль на одного работника.

Управление персоналом фирмы является одной из основных задач, которое ставит перед собой следующие цели [9]:

- развитие персонала;

- анализ, планирование, прогнозирование персонала;

- подбор, расстановка и рациональное использование персонала;

- оценка качества персонала

Решение задач, поставленных перед системой управления качеством персонала фирмы, предполагает (рисунок 2):

Система управления качеством персонала фирмы

Главная цель - поддержание трудового коллектива в рабочем состоянии

Функциональная цель - повышение качества труда

1. Организация эффективного стимулирования персонала;

2. Создание эффективных меж функциональных связей между подразделениями и между персоналом;

3. Анализ качества персонала со стороны руководителей;

4. Мотивация персонала;

5. Создание оптимальных условий труда

1. Расчет потребности в персонале необходимых профессий;

2. Качественное обеспечение объектов и структур управления персоналом;

3. Осуществление комплексных мер по созданию высокопроизводительных коллективов;

4. Оценка качества персонала;

I_______________________________________:

Рис. 2 - Система управления качеством персонала фирмы [3, 8]

Учитывая положения, представленные на рисунке 2, цели, которые поставлены перед системой управления качеством персонала фирмы, являются стратегическими для предприятия и их достижение значительно повысит конкурентоспособность, как персонала, так и фирмы в целом.

ВЫВОДЫ

Конкурентоспособность персонала представляет собой комплекс психофизиологических, профессионально-квалификационных, ценностно-мотивационных и стоимостных показателей трудовых ресурсов, которые определяют их успех в условиях современной конкуренции.

Конкурентоспособность персонала является объективным условием совершенствования предприятия и повышения его конкурентоспособности. Конкурентоспособность - наилучшая форма социальной защиты сотрудника на предприятии и на рынке труда, так как именно она обеспечивает ему экономические (стабильное рабочее место, качественные условия труда, высокий уровень заработной платы) и социальные (возможность выбора работы, уверенность в себе и в завтрашнем дне) преимущества.

Конкурентоспособный персонал через качественный труд и высокую способность реализовать свои конкурентные преимущества удовлетворяет потребности предприятия. Таким образом, продукция предприятия удовлетворяет потребности рынка, тем самым становясь конкурентоспособной. Такие предприятия обеспечивают пополнение государственного бюджета и насыщение рынка конкурентоспособной продукцией.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для обеспечения конкурентоспособности персонала отечественных предприятий необходима реализация следующих мероприятий:

1. В сфере государственного воздействия на качество кадров необходимо:

- организовать государственную аккредитацию отечественных фирм в органах по труду и занятости -Международной организации труда, Федеральная служба по труду и занятости;

- ввести сертификацию персонала на предприятиях;

- государственное воздействие на фирмы для полного контроля качества и производительности труда.

2. В сфере совершенствования системы финансирования подготовки персонала:

- определить нормативы минимальных ежегодных затрат работодателей на подготовку и переподготовку кадров.

3. В сфере создания инфраструктуры развития кадрового потенциала:

- разработать федеральную программу содействия развитию персонала на производстве;

- организовать на предприятиях массовую переподготовку, сертификацию и повышение аккредитации специалистов по международным стандартам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании выделенных мероприятий по повышению конкурентоспособности персонала на предприятии необходимо отметить, что решение проблемы переподготовки кадров отечественных предприятий окажет

благоприятное влияние на развитие рынка труда, его совершенствование, тем самым, способствуя созданию новых рабочих мест, восстановлению и развитию высоких технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ветрова, Н.М. Особенности менеджмента информационной безопасности на современном этапе / Н.М. Ветрова, А. А. Гайсарова // Экономика строительства и природопользования. - Симферополь. -2017. - № 1 (2). -С. 64-70;

2. Дробыш, Л.В. Конкурентоспособность персонала как фактор повышения конкурентоспособности предприятия / Л.В. Дробыш // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса. - Новороссийск. - 2015. - С. 63-71;

3. Корончик, А.О. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия / А.О. Корончик // Успехи химии и химической технологии. -2015. -№ 9. - С. 77-78;

4. Митченко, С.И. Конкурентоспособность персонала как важнейшая составляющая конкурентоспособности организации / С.И. Митченко //Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом: Материалы пятой международной научно-практической конференции 1819 апреля 2013г. / Рубцовский индустриальный институт. - Рубцовск: ИП Пермяков С.А. - 2013. -377с. - С. 344-348;

5. Микульчик, К. Д. Оценка конкурентоспособности персонала предприятия / К.Д. Микульчик // Молодой ученый. - 2016. — №5. - С. 370-372;

6. Молчанова, Е.Н. Конкурентоспособность персонала как один из ключевых факторов конкурентоспособности организации/ Е.Н. Молчанова // Молодой ученый. - 2014. - №6 (65). -С. 458-46;

7. Решетько, Н.И. Анализ лидерских компетенций и роли менеджеров в обеспечении конкурентоспособности бизнес-процессов компании / Н.И. Решетько //Науковедение. - 2016 . -Том 8, №1. - С 40-54;

8. Сланченко, Л. И. Совершенствование системы управления персоналом как необходимое условие успешного функционирования предприятия и фактор повышения его конкурентоспособности / Л.И. Сланченко // Общество: политика, экономика, право. - 2013. -№2.- С. 56-62;

9. Фазылова, Н.Н. Повышение конкурентоспособности - основная задача предприятия / Н.Н. Фазылова, Э.Э. Шамилева // Материалы XIV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития экономики» - Симферополь-Гурзуф, 12-14 ноября 2015. -Саки: ИП Бровко А.А., 2015. - 344с., - С. 193-194;

10. Фирсова, И. А. Управление персоналом с позиции обеспечения конкурентоспособности организации / И.А. Фирсова // Управление человеческими ресурсами. -2014. -№1. - С. 65-68;

11. Шамилева, Э.Э. Конкуренция как основной источник успешного функционирования прибыльного предприятия / Э.Э. Шамилева, Н.Н. Фазылова, А.Н. Юнусова // Материалы II Международной научно-практической конференции «Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства» - Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2016. - С. 449-451;

12. Фазылова, Н.Н. Система управления и методика оценки конкурентоспособности предприятия / Н.Н. Фазылова // Научные достижения и открытия современной молодежи: сборник статей Международной научно-практической конференции.- Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. - С. 665-667

13. Шамилева, Э.Э. Взаимосвязь управления эффективностью использования трудового потенциала предприятия с элементами научной организации труда / Э.Э. Шамилева // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно - практической конференции 28 февраля 2015 г.: в 13 частях. Часть 7. -Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. - 164 с., С.150-152

14. Черепанов, А. В. Развитие ключевых компетенций менеджеров как фактор достижения стратегический целей организации: автореф. дис. канд. экон. наук. - Новосибирск, 2011. - 23с.

COMPETITIVENESS OF PERSONNEL AS AN OBJECTIVE CONDITION OF SUCCESS OF

THE COMPANY

Shamileva E.E., Fazylova N.N.

Abstract. In this article, the most important factors of the firm's competitiveness are considered. It was revealed that the competitiveness of personnel is one of the most important factors and needs detailed study, since the strategic goal of the enterprise is to increase competitiveness in the context of ensuring the growth of high technologies. In this regard, there is a need to attract innovation in this situation - skillfully and in time to respond to innovations to enhance the success of the firm. The concept and differences in labor and personnel potential have been explored, the Russian experience of personnel and organizational policies at enterprises has been studied, the factors of competitive advantages of company personnel have been analyzed, the most important goals of a quality management system have been identified, and a set of measures to improve the competitiveness of personnel as one of the most important components of the firm's competitiveness.

Key words: personnel competitiveness, marketing, competitive advantages, labour potential, personnel potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.