Научная статья на тему 'Управление развитием бизнес-процесса бюджетирования на предприятиях АПК'

Управление развитием бизнес-процесса бюджетирования на предприятиях АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Е. А.

В современных условиях хозяйствования эффективность работы АПК зависит от качества управления бизнесом, основой которого является система управленческого учета. Использование бизнес-процесса бюджетирования в сельском хозяйстве позволяет предприятию значительно лучше организовать производство и управление бизнесом, наиболее правильно подобрать эконо- мически выгодные агрегаты для выполнения работ, снизить затраты труда и материально-де- нежные затраты на единицу работ и единицу про- дукции. Кроме того, предприятие получает возможность заблаговременно произвести эконо- мическую оценку производимой номенклатуры, определить конкурентоспособность продукции и снизить производственный риск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF BUSINESS PROCESS OF BUDGETING AT THE AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX ENTERPRISES

In modern conditions of managing the overall perform- ance of the agroindustrial enterprise depends, first of all, on quality of the business management which basis is the system of the administrative account.Use of business process of budgeting in agriculture allows the enterprise to organize much better manu- facture and a business management, most correctly to pick up economic units for performance of works, to lower expenses of work and is material-monetary expenses for unit of works and a unit of production. Besides, the enterprise has an opportunity beforehand to make an economic estimation of the made nomen- clature, to define competitiveness of production andto lower industrial risk.

Текст научной работы на тему «Управление развитием бизнес-процесса бюджетирования на предприятиях АПК»

Рисунок 4 - Динамика соотношения надоев молока на 1 корову и валовым надоем молока

в Рязанской области за период 2005-2009 гг.

ства. В частности, в Рыбновском, Старожилов-ском, Касимовском и Спасском районах. Это обусловлено расширением материально-технической базы, в результате чего осуществляется наряду с откормом крупного рогатого скота разведение племенного скота.

Таким образом, рассмотрев тенденции в развитии АПК Рязанской области в целом, и особенности функционирования животноводства, следует отметить о значительных возможностях в агропромышленном производстве региона и высоком потенциале его отдельных хозяйств по ресурсному обеспечению.

Библиографический список

1. Концепция развития АПК Рязанской области до 2012 гг. / Полянский С.Я., Баранов П.Г. и др., Рязань, 2009 г.

2. Рязанская область в цифрах 2009: Стат. сб./ Рязаньстат. - Рязань, 2009 - 272 с.

3. Слепнев А. Развитие сельского хозяйства на ближайшую перспективу // АПК: экономика, управление, 06,2008 С. 2-5

4. Ушачев И. АПК в условиях кризиса: состояние, проблемы, пути выхода // АПК: экономика, управление, № 5, 2009 С. 8-14

УДК 338.24

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК

Е.А. Петрова, ст. преподаватель, Рязанский ГАТУ

В современных условиях хозяйствования эффективность работы агропромышленного предприятия зависит, в первую очередь, от качества управления бизнесом, основой которого является система управленческого учета. Для совершенствования управления на основе вовлечения менеджеров всех уровней управления в процесс принятия управленческих решений через их участие в процессе планирования и контроля; улучшения информационных и коммуникационных процессов; усиления акцента при принятии управ-

ленческих решений на каждом уровне управления на финансовых последствиях для предприятия, как единого целого; предполагается использование бизнес-процесса бюджетирования. Бюджетирование - это бизнес-процесс или комплексная задача управления, которая связывает производственные и финансовые аспекты деятельности предприятия.

Такой процессный подход к управлению позволяет сконцентрироваться на получении конечного результата процесса, повышает степень скоорди-

нированности выполнения операций, резко ускоряет бизнес-процессы и повышает качество работы. Внедрение системы бюджетирования, как и всей системы управленческого учета, предусматривает следующую схему организации и функционирования всего экономического блока: единая бухгалтерия с выделением служб финансового и управленческого учета.[5] На многих российских предприятиях бюджетирование, к сожалению, либо отсутствует, либо работает не в полную силу с использованием отдельных элементов бюджетирования (составление бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, бюджета по балансовому листу).

Бюджетное планирование для сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий -предназначено для автоматизации работы планово-экономической службы отдельного хозяйства, специализирующегося на производстве продукции растениеводства, животноводства и промышленного производства. Система позволяет оперативно внедрить методику бюджетного управления на предприятии без существенных временных и финансовых затрат. Это позволит обеспечить оперативность, прозрачность и доступность информации аппарату управления, производить анализ отклонений плановых и фактических результатов, в итоге - увеличить качество и сократить время принятия управленческих решений.

Общий вывод, который можно сделать, что бюджетирование - это важно и актуально. Прежде всего, это проблема с технологией и методологией бюджетирования. Почти все предприятия применяют лишь один из трех основных бюджетов: либо бюджет доходов и расходов, либо бюджет движения денежных средств, либо расчетный баланс (редко). Одновременно делать и то, и другое по силам оказалось не многим. Остальные предприятия только собираются внедрять бюджетирование.

Бюджетирование в сельском хозяйстве предназначено для составления бюджета деятельности предприятия, начиная с расчета технологических карт основного производства, формирования потоков ТМЦ и денежных средств на предприятии и заканчивая расчетом потребности в дополнительном финансировании, планированием займов и кредитов. Возможно, составить несколько видов бюджета предприятия с тем, чтобы в дальнейшем выбрать оптимальный способ развития.

По результатам составления и анализа различных вариантов бюджета:

• оценивается рентабельность и определяется целесообразность культивации отдельных видов растений и разведения отдельных видов животных (на основании сформированных бюджетов доходов и расходов по видам деятельности);

• определяется оптимальная схема загрузки технических средств на основании рассчитанной

потребности в технике и ее фактического наличия /планируемого поступления;

• выбирается оптимальный способ кредитования на основании план-графиков поступления и выбытия денежных средств;

• выбирается наиболее эффективный способ ведения текущей деятельности и развития бизнеса;

• оцениваются и сопоставляются прочие показатели деятельности предприятия.

Очень важным элементом бюджетного управления предприятием является информационная база. Основой информационной базы бюджетирования является система нормативов и показателей, ограничений (лимитов) планирования. Без нормативов и ограничений у любого предприятия не может быть эффективной системы бюджетирования. Отсутствие реальных нормативов ведет к ошибкам при планировании затрат. Нормативная база является общей для составления бюджетов и калькулирования себестоимости продукции. Необходимо отметить, что для составления бюджетов только одной нормативной базы недостаточно, так как большое внимание при разработке бюджетов уделяется прогнозированию выручки от реализации и прибыли.[3]

В самом общем виде назначение бюджетирования заключается в том, что это основа:

• планирования и принятия управленческих решений;

• оценки всех аспектов финансовой состоятельности;

• укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам предприятия в целом.

Преимущества бюджетирования проявляются в том, что бюджетные данные более достоверны при оценке результатов деятельности предприятия, чем данные бухгалтерского учета, так как в результатах прошлых периодов скрыты недостатки, отрицательные отклонения и другие негативные факторы.

При разработке бюджетов особое внимание уделяется прогнозированию выручки от реализации и прибыли. После анализа объема продаж предшествующего периода, прибыльности продукции, рентабельности, политики цен, качества продукции, конкуренции, экономических и производственных условий, производственной мощности, долгосрочных тенденции реализации конкретных видов продукции прогноз превращается в план. Далее от программы сбыта переходят к программе производства. Следующий этап - разработка функциональных (по направлениям деятельности) и элементных (по однородности затрат) бюджетов: бюджетов затрат на материалы, бюджеты затрат на оплату труда, бюджеты накладных

производственных расходов, бюджеты коммерческих расходов, бюджеты административно-управленческих расходов и расчет цеховой и полной себестоимости реализованной продукции. Затем составляется бюджет расходов и доходов бизнес-единицы.[4]

Для того, чтобы разработать бюджет на агропромышленном предприятии надо особое внимание уделить прогнозированию выручки от реализации и прибыли. После анализа объема продаж предшествующего периода, прибыльности продукции, рентабельности, политики цен, качества продукции, конкуренции, экономических и производственных условий, производственной мощности, долгосрочных тенденции реализации конкретных видов продукции прогноз превращается в план. Далее от программы сбыта следует переходить к программе производства. Следующий этап - разработка функциональных и элементных бюджетов: бюджетов затрат на материалы, бюджеты затрат на оплату труда, бюджеты накладных производственных расходов, бюджеты коммерческих расходов, бюджеты административно-управленческих расходов и расчет цеховой и полной себестоимости реализованной продукции. Затем составляется бюджет расходов и доходов для конкретного агропромышленного предприятия.

Бюджет доходов и расходов содержит такие показатели, как:

1) выручка от реализации продукции;

2) запасы материалов на начало периода;

3) закупка материалов;

4) запасы материалов на конец периода;

5) стоимость потребленных материалов (2+34);

6) заработная плата основных производственных рабочих;

7) накладные производственные расходы;

8) совокупные производственные расходы (5+6+7);

9) запасы готовой продукции на начало периода;

10) запасы готовой продукции на конец отчетного периода;

11) себестоимость реализованной продукции (8+9-10);

12) коммерческие и административные расходы;

13) планируемая прибыль от производства (111-12).

В скобках отражены операции, которые необходимо совершить для получения результата данной строки.

Группировка затрат ведется по их экономическому содержанию.

Под калькулированием понимается исчисление себестоимости конкретных видов продукции, работ

и услуг по назначению, т. е. по статьям затрат.

Калькулирование ведется в следующих целях: определения базы цен продукции и доходности ее производства; поиска снижения себестоимости продукции на основе анализа калькуляций; контроля за уровнем себестоимости, оценки и стимулирования результатов труда структурных подразделений предприятия.

Плановые калькуляции на исследуемом предприятии составляются на все виды продукции, что позволяет определить рентабельность каждого вида продукции и управлять ею, а также вести разумную ассортиментную политику, а также это требование налогового законодательства.

Для разработки бюджетирования на агропромышленном предприятии фактические калькуляции консолидируются в бюджеты затрат по экономическому содержанию.

Таким образом:

• бюджетирование и калькулирование имеют общую информационную базу;

• бюджетирование и калькулирование взаимосвязанные процессы в системе управления затратами, но выполняют разные задачи;

• их взаимодействие происходит на уровне составления и исполнения функциональных бюджетов затрат (в большинстве случаев функциональные бюджеты отражают определенные статьи себестоимости продукции за исключением бюджетов НИОКР и инвестиций, оборотных средств);

• бюджетирование не может подменить собой калькулирование, так как: знание себестоимости позволяет определить рентабельность каждого вида продукции и управлять ею, а также вести разумную ассортиментную политику; налоговое законодательство требует расчетов калькуляций себестоимости на каждый вид продукции.

Одним из основных элементов информационной базы является трансфертная цена, она необходима для того, чтобы:

1) составлять внутреннюю отчетность; правильно, справедливо оценить и измерить результаты каждого центра ответственности и определять отношения подразделений между собой;

2) определять отношения подразделений не только между собой, но и с предприятием в целом (когда предприятия имеют свободу выхода на внешний рынок).

Трансфертная цена — это внутрифирменная цена, по которой одно подразделение передает другому свою продукцию. Использование трансфертной цены преследует решение следующих задач:

• оценка вклада подразделений в общую прибыль и построение на этом системы их материального стимулирования;

• максимальное приближение отношений между подразделениями к рыночным;

повышение эффективности работы подразделений и конкурентоспособности продукции (у подразделений появляется стимул к снижению издержек производства и повышению качества продукции).

В мировой практике получили распространение три метода установления трансфертной цены: на основе рыночных цен, себестоимость плюс, договорные.

На крупных предприятиях возможно использование всех указанных методов. Наиболее распространен метод, который используется довольно часто - метод «себестоимость плюс», применяемый для всех подразделений, участвующих в производстве конечной профильной продукции предприятия.[1] Рыночные цены могут использоваться подразделениями, производящими, наряду с продукцией для внутреннего оборота, товарную продукцию. Договорные цены могут устанавливаться между подразделениями, участвующими в производстве непрофильной для предприятия товарной продукции.

Таким образом, использование единого значения рентабельности для разных подразделений нецелесообразно и его следует дифференцировать. Дифференциация должна осуществляться на базе достаточно объективных и стабильных на протяжении длительного периода времени показателях. На наш взгляд, прибыль каждого подразделения на единицу продукции должна определяться пропорционально совокупным затратам живого (заработная плата) и овеществленного (амортизация) труда — тех элементов производства, которые создают новую стоимость (а следовательно, и прибыль). Во избежание искажений совокупных затрат труда, вызываемых характерными для многих предприятий невысокой загрузкой производственных мощностей, излишками персонала, необходимо использовать нормативные значения заработной платы и амортизации, в основу расчета которых следует закладывать нормативные значения объемов производства и заработной платы.

Бюджет используется для достижения двух основных целей — планирования и контроля. Логика построения системы бюджетов предполагает определенную стадийность. На первой стадии формируются бюджеты центров ответственности (подразделений), на второй стадии, которая может осуществляться параллельно с первой и с некоторым сдвигом во времени, - сводный бюджет, состоящий из функциональных бюджетов расходов, сводный бюджет доходов и расходов предприятия и на третьей стадии — бюджет движения денежных средств предприятия.

Исходя из целей и задач бюджетирования, ос-

новываясь на принципах бюджетирования, технология должна включать ряд разделов:

1) общие положения;

2) методика формирования функциональных и элементных бюджетов;

3) формирование бюджета бизнес-единицы.

Исходной информацией для разработки бюджетов являются данные следующих документов:

плановые объемы производства различных видов продукции в соответствии с внешними заказами;

график ремонтов, который составляется на основе заказов подразделений на выполнение ремонтных услуг;

остатки запасов сырья, материалов, готовой продукции на складах;

материальные нормативы, трудовые нормативы, нормативы амортизационных отчислений и др.

В состав функциональных бюджетов входят:

• бюджет ремонтов;

• бюджет НИОКР и инвестиций;

• бюджет содержания основных средств;

• бюджет прочих расходов;

• бюджет оборотных средств;

• бюджет транспортных услуг.

Функциональные бюджеты применяются для

планирования и контроля затрат, которые находят отражение в комплексных статьях калькуляции себестоимости (ремонты, транспортные услуги, услуги связи, прочие расходы)

В состав элементных бюджетов входят:

• бюджет потребления энергии;

• бюджет оплаты труда;

• бюджет амортизации;

• бюджет материальных затрат (на собственное производство и содержание основных средств);

• бюджет оборотных средств.

Элементные бюджеты формируются с целью

определения затрат по отдельным элементам производства, при этом функциональные бюджеты подвергаются декомпозиции на отдельные элементы: материалы, энергию, заработную плату, амортизацию и другие.

В большинстве случаев функциональные бюджеты отражают определенные статьи себестоимости продукции общего бюджета за исключением бюджетов НИОКР и инвестиций, оборотных средств.

Большинство бюджетов на агропромышленном предприятии рекомендуется составлять на один месяц, что вызвано отсутствием необходимой информации на более продолжительный период. Ряд функциональных бюджетов, имеющих необходимую информационную базу, должны составляться на год с разбивкой по месяцам, что необходимо для формирования консолидирован-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ного бюджета предприятия (он должен составляться на год с разбивкой по месяцам). К таким функциональным бюджетам относятся следующие бюджеты: амортизации, ремонтов, НИОКР и инвестиций и, возможно, содержания основных средств (так как это в основном, постоянные расходы) и оборотных средств (так как приведение их к соответствующим нормативам может потребовать значительного времени).

На основе элементных бюджетов формируется общий бюджет, который, в свою очередь, является составной частью консолидированного бюджета предприятия. В основе механизма согласования этих бюджетов должна лежать итеративная процедура, то есть неоднократно повторяющаяся процедура приближения к конечному результату. [4]

Использование бизнес-процесса бюджетирования в сельском хозяйстве позволяет предприятию значительно лучше организовать производство и управление бизнесом, наиболее правильно подобрать экономически выгодные агрегаты для выполнения работ, снизить затраты труда и материально-денежные затраты на единицу работ и единицу продукции. Кроме того, предприятие получает возможность заблаговременно произвести экономическую оценку производимой номенклатуры, определить конкурентоспособность продукции и снизить производственный риск.

Библиографический список

1. Карпов А. Е. Бюджетирование, как инструмент управления [Текст]: / А.Е. Карпов- М.: Результат и качество, 2003 . - 392 с.

2. Ойхман, Е.Г. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и современные информационные технологии. [Текст] / Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов- М.: Финансы и статистика, 1997. - 336 с.

3. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование [Текст] / В.Н. Самочкин, Ю.Б. Пронин, Е.Н. Логачева-М.: Дело, 2000. - 352 с.

4. Хруцкий, В.Е Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования [Текст] / В.Е. Хруцкий, Т.В. Сизова, В.В.Гамаюнов- М.: Финансы и статистика, 2002. - 400 с.

5. Шим Джай К., Джойл Г. Сигел. Основы коммерческого бюджетирования [Текст]: пер. с англ. / Шим Джай К., Джойл Г. Сигел.- СПб.: Пергамент, 1998. - 496 с.

УДК 633.31.37

РАЗВИТИЕ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

И.В. Доценко, ст. преподаватель, Рязанский ГАТУ

Агропромышленный комплекс области включает в себя более 400 сельхозпредприятий различных форм собственности, 2365 крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), более 200 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Ведущая отрасль сельского хозяйства — животноводство молочно-мясного направления. Разводят крупный рогатый скот, свиней, птицу, овец. Племенное коневодство (2 конезавода). На начало 2009 года в хозяйствах всех сельхозтоваропроизводителей насчитывалось 202,8 тыс. голов крупного рогатого скота, 95,2 тыс. голов свиней, 60 тыс. голов овец и коз. Так же активно развито производство пищевого куриного яйца.

Выращивают ячмень, пшеницу, рожь, овёс, кор-

мовые культуры, сахарную свёклу, фрукты и ягоды.

Общий земельный фонд сельхозпредприятий, организаций и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством, составляет 2715,9 тыс. га, из которых сельхозугодия занимают 2328,8 тыс. га, пашня — 1

459,3 тыс. га (62 %), кормовые угодья — 821,6 тыс. га.

Продукция, произведенная в области, с 2004 по 2008 гг. отражена в таблице 1.

Остановимся на развитии малого предпринимательства в сельском хозяйстве Рязанской области отдельно.

Для начала сравним долю крестьянских (фермерских) хозяйств по отдельным областям Центрального федерального округа (таблица 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.