Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ АПК НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ'

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ АПК НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / БЮДЖЕТНЫЕ СУБСИДИИ / ЛЬГОТНОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зюкин Д. А., Святова О. В., Скрипкина Е. В., Латышева З. И., Лисицына Ю. В.

В статье рассматриваются направления и инструменты государственной поддержки развития агропромышленного комплекса Российской Федерации в современных геополитических и экономических условиях. В результате обзора мировой практики регулирования агропромышленного комплекса были выделены такие инструменты как гранты на реализацию проектов, льготное кредитование. Анализ и изучение материалов исследований ученых и экспертов показал, что одной из основных проблем в сфере агропромышленного производства является низкая доходность сельского хозяйства, что обуславливает необходимость государственного регулирования и поддержки в данной сфере. В качестве ключевых направлений государственного регулирования АПК были выделены: развитие сельских территорий, инфраструктуры, формирование благоприятных условий для ведения сельскохозяйственной деятельности, повышение рентабельности сельского хозяйства. За счет реализации ряда государственных программ, бюджетного субсидирования, льготного инвестиционного кредитования и использования ряда других инструментов поддержки удалось увеличить число организаций, функционирующих в сфере АПК на 16%, увеличить рентабельность проданной продукции и товаров агропромышленного производства до 20,3%, существенно увеличить рентабельность по следующим видам сельскохозяйственной продукции: зерно +2,7%, картофель +2,6%, овощи +5,8%, молоко и молочная продукция +7%, шерсть +26,4% в 2020 г. относительно 2016 г. Согласно плану, объем льготного кредитования предприятий АПК в 2020 г. составил 13 143,05 млн. руб., что выше на 9,5%, чем годом ранее. К 15.06.2020 г. процент выборки по одобренным заявкам на льготное кредитование составил 73,2%. При этом Центральный федеральный округ оказался получателем 39,5% от общего объема предусмотренных средств. При этом остаются актуальными ряд проблем в области государственного регулирования АПК: механизмы государственной поддержки агропромышленного комплекса нуждаются к адаптации к новым экономическим и политическим условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRIBUSINESS DEVELOPMENT MANAGEMENT BASED ON STATE SUPPORT TOOLS

The article discusses the directions and tools of state support for the development of the agro-industrial complex of the Russian Federation in modern geopolitical and economic conditions. As a result of the review of the world practice of regulation of the agro-industrial complex, such tools as grants for the implementation of projects, concessional lending were allocated. The analysis and study of research materials by scientists and experts has shown that one of the main problems in the field of agro-industrial production is the low profitability of agriculture, which necessitates state regulation and support in this area. The key areas of state regulation of the agro-industrial complex were identified: the development of rural areas, infrastructure, the formation of favorable conditions for agricultural activities, increasing the profitability of agriculture. Due to the implementation of a number of state programs, budget subsidies, preferential investment loans and the use of a number of other support tools, it was possible to increase the number of organizations operating in the agricultural sector by 16%, increase the profitability of products sold and agro-industrial goods to 20.3%, significantly increase the profitability of the following types of agricultural products: grain +2.7%, potatoes +2.6%, vegetables +5.8%, milk and dairy products +7%, wool +26.4% in 2020 compared to 2016. According to the plan, the volume of preferential lending to agricultural enterprises in 2020 amounted to 13,143.05 million rubles, which is 9.5% higher than a year earlier. By 06/15/2020, the percentage of the sample for approved applications for concessional lending was 73.2%. At the same time, the Central Federal District was the recipient of 39.5% of the total amount of funds provided. At the same time, a number of problems in the field of state regulation of the agro-industrial complex remain relevant: the mechanisms of state support for the agro-industrial complex need to adapt to new economic and political conditions.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ АПК НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ»

УДК 338.43:005.33

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ АПК

НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

ЗЮКИН Д. А.,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник управления инновационного развития, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: [email protected].

СВЯТОВА О.В.,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и учета, Курский государственный университет, olga [email protected].

СКРИПКИНА Е.В.,

кандидат экономических наук, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и финансов, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: skripkina ev [email protected].

ЛАТЫШЕВА З.И.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: [email protected].

ЛИСИЦЫНА Ю.В.,

аспирант, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: [email protected].

Реферат. В статье рассматриваются направления и инструменты государственной поддержки развития агропромышленного комплекса Российской Федерации в современных геополитических и экономических условиях. В результате обзора мировой практики регулирования агропромышленного комплекса были выделены такие инструменты как гранты на реализацию проектов, льготное кредитование. Анализ и изучение материалов исследований ученых и экспертов показал, что одной из основных проблем в сфере агропромышленного производства является низкая доходность сельского хозяйства, что обуславливает необходимость государственного регулирования и поддержки в данной сфере. В качестве ключевых направлений государственного регулирования АПК были выделены: развитие сельских территорий, инфраструктуры, формирование благоприятных условий для ведения сельскохозяйственной деятельности, повышение рентабельности сельского хозяйства. За счет реализации ряда государственных программ, бюджетного субсидирования, льготного инвестиционного кредитования и использования ряда других инструментов поддержки удалось увеличить число организаций, функционирующих в сфере АПК на 16%, увеличить рентабельность проданной продукции и товаров агропромышленного производства до 20,3%, существенно увеличить рентабельность по следующим видам сельскохозяйственной продукции: зерно +2,7%, картофель +2,6%, овощи +5,8%, молоко и молочная продукция +7%, шерсть +26,4% в 2020 г. относительно 2016 г. Согласно плану, объем льготного кредитования предприятий АПК в 2020 г. составил 13 143,05 млн. руб., что выше на 9,5%, чем годом ранее. К 15.06.2020 г. процент выборки по одобренным заявкам на льготное кредитование составил 73,2%. При этом Центральный федеральный округ оказался получателем 39,5% от общего объема предусмотренных средств. При этом остаются актуальными ряд проблем в области государственного регулирования АПК: механизмы государственной поддержки агропромышленного комплекса нуждаются к адаптации к новым экономическим и политическим условиям.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственная поддержка, бюджетные субсидии, льготное инвестиционное кредитование, рентабельность, развитие.

AGRIBUSINESS DEVELOPMENT MANAGEMENT BASED ON STATE SUPPORT TOOLS

ZYUKIN D.A.,

candidate of economic sciences, senior researcher, department of innovative development, Kursk State

Agricultural Academy named after I.I. Ivanova, [email protected]. SVYATOVA O.V.,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Accounting, Kursk State University, [email protected].

SKRIPKINA E.V.,

Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Accounting and Finance, Kursk State Agricultural Academy, e-mail: [email protected].

LATYSHEVA Z.I.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Finance, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Kursk State Agricultural Academy, e-mail: [email protected].

LISITSYNA Yu.V.,

postgraduate student, Kursk State Agricultural Academy, e-mail: [email protected].

Essay. The article discusses the directions and tools of state support for the development of the agro-industrial complex of the Russian Federation in modern geopolitical and economic conditions. As a result of the review of the world practice of regulation of the agro-industrial complex, such tools as grants for the implementation of projects, concessional lending were allocated. The analysis and study of research materials by scientists and experts has shown that one of the main problems in the field of agro-industrial production is the low profitability of agriculture, which necessitates state regulation and support in this area. The key areas of state regulation of the agro-industrial complex were identified: the development of rural areas, infrastructure, the formation of favorable conditions for agricultural activities, increasing the profitability of agriculture. Due to the implementation of a number of state programs, budget subsidies, preferential investment loans and the use of a number of other support tools, it was possible to increase the number of organizations operating in the agricultural sector by 16%, increase the profitability of products sold and agro-industrial goods to 20.3%, significantly increase the profitability of the following types of agricultural products: grain +2.7%, potatoes +2.6%, vegetables +5.8%, milk and dairy products +7%, wool +26.4% in 2020 compared to 2016. According to the plan, the volume of preferential lending to agricultural enterprises in 2020 amounted to 13,143.05 million rubles, which is 9.5% higher than a year earlier. By 06/15/2020, the percentage of the sample for approved applications for concessional lending was 73.2%. At the same time, the Central Federal District was the recipient of 39.5% of the total amount of funds provided. At the same time, a number of problems in the field of state regulation of the agro-industrial complex remain relevant: the mechanisms of state support for the agro-industrial complex need to adapt to new economic and political conditions.

Keywords: agro-industrial complex, state support, budget subsidies, preferential investment lending, profitability, development.

Введение. Агропромышленный комплекс составляет основу обеспечения продовольственной и национальной безопасности государства. В силу специфических особенностей его экономического и структурного функционирования, а также высокой степени зависимости от природно-климатических условий, инструменты государственного регулирования становятся неотъемлемой составляющей существования агропромышленного комплекса. Помимо законодательного регулирования существует также ряд другого рода инструментов поддержки АПК, направленные на повышение инвестици-

онной привлекательности, технической и технологической оснащенности, кадровой обеспеченности и рентабельности отрасли.

Материал и методы исследования. Проведение данного исследования основывается на использовании информационно-аналитических и статистических материалов Федеральной службы государственной статистики, Министерства сельского хозяйства, Государственной Думы Российской Федерации, а также результатов и выводов исследований ученых и исследователей. Финансовые результаты деятельности предприятий и организаций АПК сгруппи-

рованы и проанализированы в динамике. Реализуемые меры государственного регулирования АПК РФ систематизированы и охарактеризованы в виде таблицы 1 и рисунка 1.

Результаты исследования. Мировая практика регулирования агропромышленного комплекса в большинстве случаев представлена децентрализованностью государственных программ с реализацией на региональном уровне. В европейский странах наибольшее распространение получил такой инструмент поддержки как гранты на реализацию проектов, решение о выделении которых принимается исходя из принятых критериев оценки. В свою очередь, в США государственное финансирование программ в сфере АПК распределяется через льготное кредитование и гранты по определенным направлениям. С 2020 г. в Соединенных Штатах Америки используется дифференцированный подход к территориям с учетом их специфических социально-экономических характеристик [1. - С.38-40].

Согласно Закону «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 07.08.1996 года задачами государственного регулирования агропромышленного производства является стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства [2].

Тема роли государства в регулировании агропромышленного комплекса является актуальной в работах и исследованиях ученых и экспертов. Каждое государство и административно-территориальная единица обладает уникальными и специфическими чертами и особенностями, что обуславливает необходимость адаптации набора инструментов и методов регулирования процессов. Иполитова И.Р. в своем исследовании отмечает, что одной из основных проблем в сфере агропромышленного производства является низкая доходность сельского хозяйства [3. - С. 118-119]. Ее следствиями являются снижение занятости в данной сфере, уменьшение объемов инвестиций, увеличение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса по продовольствию, сокращение поступлений в бюджетную систему государства, рост импорта сельскохозяйственной продукции.

Миронова С.А., исследуя государственное регулирование агропромышленного комплекса в Российской Федерации, выделяет две основные группы применяемых инструментов: для обеспечения социальной защищенности сельского населения и развития инфраструктуры населений, а также для повышения рентабельности сельского хозяйства [4. - С.253].

Важнейшими характеристиками эффективности функционирования АПК в рыночной экономике являются финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций, в частности, рентабельности, что во многом зависит от природно-климатических и макроэкономических факторов. В таблице 1 представлены финансовые результаты организаций АПК РФ за 2016-2020 гг.

Таблица 1 - Финансовые результаты организаций АПК РФ за 2016-2020 гг.

Показатель Год Темп прироста 2020 г. к 2016 г., %

2016 2017 2018 2019 2020

Число организаций (за отчетный период), тыс. ед. 5,0 5,2 5,2 4,5 4,2 +16,0

Число прибыльных организаций, тыс. ед. 3,9 4,0 3,8 3,3 3,1 -20,51

Число убыточных организаций, тыс. ед. 1,1 1,2 1,4 1,2 1,1 0

Удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций, % 77,7 75,6 73,8 72,8 73,6 -5,28

Сумма прибыли, млрд. руб. 313 245 302 299 492 +57,04

Сумма убытка, млрд. руб. 72 74 96 180 92 +27,75

Рентабельность проданных товаров, продукции, всего, % 16,4 13,6 15,4 14,0 20,3 +23,78

Источник: составлено авторами по данным [5].

Таблица 2 - Рентабельность продукции, реализованной сельскохозяйственными организа-

циями за 2016-2020 гг.

Вид 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Абсолютный

сельскохозяйственной прирост 2020 г.

продукции к 2016 г., %

Без учета бюджетных субсидий

Зерно 32,8 18,5 25,6 30,8 49,9 17,1

Семена подсолнечника 70,5 36,5 33,1 39,4 80,2 9,7

Сахарная свекла 56,2 13,2 27,2 6,9 43,4 -12,8

Картофель 4,7 20,1 23,2 13,4 17,8 13,1

Овощи 7,4 4,1 12,6 16,4 13,6 6,2

Молоко и молочные про-

дукты 18,5 25,0 14,5 19,6 20,2 1,7

Крупный рогатый скот -28,7 -30,1 -31,5 -30,2 -31,3 -2,6

Свиньи 25,0 32,5 40,8 22,6 24,6 -0,4

Овцы и козы -5,8 -9,9 -5,0 -8,3 -16,4 -10,6

Яйца 13,5 5,8 9,2 9,8 11,0 -2,5

Шерсть -39,5 -40,3 -37,1 -36,9 -60,5 -21,0

С учетом бюджетных субсидий

Зерно 37,0 21,4 29,0 33,9 52,6 15,6

Семена подсолнечника 73,1 42,2 33,3 39,6 80,5 7,4

Сахарная свекла 58,1 13,4 27,8 7,3 43,6 -14,5

Картофель 5,8 22,3 26,9 15,5 20,4 14,6

Овощи 9,0 7,5 16,6 23,1 19,4 10,4

Молоко и молочные про-

дукты 28,2 32,3 23,9 29,5 27,2 -1

Яйца 13,9 6,6 10,2 11,2 12,2 -1,7

Шерсть -26,7 -27,8 -23,7 -24,3 -34,1 -7,4

Источник: составлено авторами по данным [5].

За анализируемый временной промежуток число организаций, функционирующих в сфере АПК, увеличилось на 16%, однако доля прибыльных организаций сократилась на 20,51%, что во многом оказалось обусловлено внешним санкционным давлением на российскую экономику. При этом стоит отметить, что рентабельность проданной продукции и товаров агропромышленного производства увеличилась на 23,78 и в 2021 г. составила 20,3%.

В силу специфики функционирования агропромышленного комплекса особую роль приобретают меры государственной поддержки, а в частности государственные субсидии. Так, по данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации организации АПК, получившие государственную поддержку в 2020 г., достигли уровень рентабельности в 21%, что оказалось выше целевого показателя государственной программы на 9 п.п. Без учета государственных субсидий значение данного показателя составило 16,3% [6]. В таблице 2 представлены показатели рентабельности продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями за 2016-2020 гг.

В данном аспекте государственные субсидии выступают в качестве инструмента повышения рентабельности производства продукции АПК в условиях влияния факторов внешнего и внутреннего характера. Благодаря бюджетным субсидиям в 2020 г. удалось существенно увеличить рентабельность по следующим видам сельскохозяйственной продукции: зерно +2,7%, картофель +2,6%, овощи +5,8%, молоко и молочная продукция +7%, шерсть +26,4%.

Помимо бюджетных субсидий в российской экономике реализуется или планируется к внедрению ряд другого рода инструментов и методов поддержки АПК. В общем виде можно выделить два важнейших направлений государственного регулирования АПК: развитие сельских территорий, инфраструктуры, формирование благоприятных условий для ведения сельскохозяйственной деятельности, повышение рентабельности сельского хозяйства, технологической и кадровой оснащенности. На рисунке 1 отражены основные направления государственного регулирования АПК.

Направления государственного регулирования АПК

Развитие сельских территорий, инфраструктуры, формирование благоприятных условий для ведения сельскохозяйственной деятельности

1. Субсидии на развитие инфраструктуры;

2. Содействие развитию занятости в сфере АПК;

3. Регулирование спроса на продовольствие;

4. Ликвидация межрегиональной дифференциации в уровне и динамике развития сельских территорий;

5. Стимулирование развития торговли и общественного питания;

6. Формирование сельских социо-образовательных комплексов.

Источник: составлено авторами

Повышение рентабельности сельского хозяйства, технологической и кадровой оснащенности

по

1. Реализация государственных программ;

2. Субсидии на приобретение материальных ресурсов, выплат процентов по кредитам и т.д.;

3. Страхование сельского хозяйства;

4. Финансово-кредитное обеспечение;

5. Возмещение части понесенных затрат;

6. Специальные инвестиционные контракты;

7. Совершенствование системы непрерывного образования и подготовки кадров для АПК.

Рисунок 1 - Направления и инструменты регулирования АПК в РФ

Основным видом поддержки АПК в современных экономических условиях являются субсидии, льготное инвестиционное кредитование и компенсация части понесенных затрат по определенным категориям. Стоит учитывать, что в силу различия природно-климатических условий в том или ином регионе, каждый регион имеет свой специфический природно-экономический потенциал, степень и равномерность развития, размещения соответствующей инфраструктуры и логистических цепочек. Согласно данным Министерства сельского хозяйства в качестве мер поддержки АПК существует следующая система инструментов, раскрытие сущности которых представлено в таблице 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно плану, объем льготного кредитования предприятий АПК в 2020 г. составил 13 143,05 млн. руб., что выше на 9,5%, чем годом ранее. К 15.06.2020 году процент выборки по одобренным заявкам на льготное кредитование составил 73,2%. При этом Центральный федеральный округ оказался получателем

39,5% от общего объема предусмотренных средств.

При этом остаются актуальными ряд проблем в области государственного регулирования АПК: механизмы государственной поддержки агропромышленного комплекса нуждаются к адаптации к новым экономическим и политическим условиям. Меры поддержки должны быть направлены на решение актуальных задач, нейтрализацию существующих проблем, и предотвращение появления новых угроз внешнего и внутреннего характера. Так, Миронова Н.А. отмечает, что существующая система поддержки агропромышленного комплекса в РФ страдает из-за перекоса в сторону помощи крупным организациям, а не малым и средним [4. - С.256]. Наши системные исследования показывают, что такой перекос был присущ в Курской области и десятилетие назад, когда на долю 10% крупных организаций приходилось более 80% всей величины выделяемой в регионе государственной поддержки

Таблица 3 - Меры поддержки АПК в Российской Федерации

Мера поддержки Характеристика

Льготный тариф на перевозку железнодорожным транспортом сельскохозяйственной продукции, а также продукции для организации сельскохозяйственного производства Субсидии из федерального бюджета ОАО «Российские железные дороги», федеральному государственному унитарному предприятию «Крымская железная дорога» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку сельскохозяйственной продукции, а также продукции для организации сельскохозяйственного производства.

Льготное кредитование Возможность получения краткосрочного или инвестиционного кредита по ставке, не превышающей 5%.

Льготный лизинг Возмещение недополученных доходов при уплате лизингополучателем лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным на льготных (специальных) условиях.

Субсидия на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, взятым до 1 января 2017 года Субсидия направлена на возмещение части инвестиционных кредитов, направленные на развитие подотраслей растениеводства, животноводства, мясного и молочного скотоводства.

Возмещение сельхозтоваропроизводителям части расходов на мелиоративные мероприятия Под действие данной меры поддержки не попадают граждане, выполняющие мелиоративные мероприятия в рамках личного подсобного хозяйства.

Компенсация части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов АПК Данный механизм возмещения предполагает возможность получения единоразовой выплаты из средств федерального бюджета.

Компенсация части затрат на сертификацию продукции АПК Затраты на сертификацию продукции АПК компенсируются в размере 50-90% от общего объема понесенных затрат.

Стимулирование увеличения производства отдельных видов масличных культур Получатели данной меры поддержки должны достичь указанных показателей результативности, использовать установленный объем удобрений, семена сортов или гибридов из Государственного реестра.

Субсидии производителям сельскохозяйственной техники Предусмотренная мера поддержки предусматривает возмещение организациям агропромышленного комплекса в размере 15% от цены сельскохозяйственной техники.

Компенсация части затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции Данный инструмент поддержки направлен на развитие сельскохозяйственных предприятий путем предоставления единоразовой выплаты для возмещения части понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции.

Компенсация части затрат на транспортировку продукции АПК Компенсация затрат на транспортировку продукции АПК составляет 50% от их общего объема, но при этом не должна превышать 30% стоимости перевезенной сельскохозяйственной и продовольственной продукции.

Компенсация части затрат на приобретение семян В рамках принятых нормативно-правовых актов предусмотрена компенсация части затрат на приобретение семян в размере 70% от общего объема затраченной суммы.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК 2.0) Соглашение между государством и инвестором, в рамках которого инвестор обязуется реализовать намеченный проект, а государство всячески содействовать этому в рамках условий договора.

Источник: составлено авторами по данным [6].

Такого рода тенденция приводит к усилению имеющихся диспропорций и дисбалансов, а также к снижению эффективности использования бюджетных средств.

Выводы. Таким образом, основными направлениями государственного регулирования агропромышленного комплекса являются: законодательное, развитие сельских территорий, инфраструктуры, формирование благоприятных условий для ведения сельскохозяйствен-

ной деятельности, повышение рентабельности сельского хозяйства. Реализация государственных программ, льготного инвестиционного кредитования и бюджетное субсидирование позволили увеличить число организаций, функционирующих в сфере АПК на 16%, увеличить рентабельность проданной продукции и товаров агропромышленного производства до 20,3%, существенно увеличить рентабельность по следующим видам сельскохозяйст-

венной продукции: зерно +2,7%, картофель +2,6%, овощи +5,8%, молоко и молочная продукция +7%, шерсть +26,4% в 2020 г. относительно 2016 г. Согласно плану, объем льготного кредитования предприятий АПК в 2020 г. составил 13 143,05 млн. руб., что выше на

9,5%, чем годом ранее. При этом остаются актуальными ряд проблем в области государственного регулирования АПК: механизмы государственной поддержки агропромышленного комплекса нуждаются к адаптации к новым экономическим и политическим условиям.

Список использованных источников

1. Проблемы и перспективы социально-экономического развития сельских территорий: региональный аспект. - М.: Издание Государственной Думы, 2021. - 320 с.

2. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 19.07.1996 года - [электронный ресурс] - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=104&nd=201136764&collection=1.

3. Иполитова И. Р. Пути повышения рентабельности сельского хозяйства России на примере США и Китая // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2016. - №7 (17). - С.118-126.

4. Миронова Н.А. Государственное регулирование агропромышленного комплекса Российской Федерации // Московский экономический журнал. - 2020. - №5. - С.251-257.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации - [электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/.

б.Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - [электронный ресурс] - Режим доступа: https://mcx.gov.ru/.

7. Зюкин Д.А. Эффективность использования и распределения государственной поддержки зернового хозяйства // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 8 (263). - С. 46-56.

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Problemyi i perspektivyi sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya selskih territoriy: regionalnyiy aspekt. - M.: Izdanie Gosudarstvennoy Dumyi, - 2021. - 320 s.

2. Federalnyiy zakon «O gosudarstvennom regulirovanii agropromyishlennogo proizvodstva» ot 19.07.1996 goda - [elektronnyiy resurs] - Rezhim dostupa: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=104&nd=201136764&collection=1.

3. Ipolitova I.R. Puti povyisheniya rentabelnosti selskogo hozyaystva Rossii na primere SShA i Kitaya // Innovatsionnaya ekonomika: perspektivyi razvitiya i sovershenstvovaniya. - 2016. - No 7 (17). - S.118-126.

4. Mironova N.A. Gosudarstvennoe regulirovanie agropromyishlennogo kompleksa Rossiyskoy Federatsii // Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. - 2020. - No 5. - S.251-257.

5. Ofitsialnyiy sayt Federalnoy sluzhbyi gosudarstvennoy statistiki Rossiyskoy Federatsii -[elektronnyiy resurs] - Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/.

6.Ofitsialnyiy sayt Ministerstva selskogo hozyaystva Rossiyskoy Federatsii - [elektronnyiy resurs] - Rezhim dostupa: https://mcx.gov.ru/.

7. Zyukin D.A. Effektivnost ispolzovaniya i raspredeleniya gosudarstvennoy podderzhki zernovogo hozyaystva // Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. - 2012. - No 8 (263). - S. 46-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.