Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
679
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRIBUSINESS / STATE SUPPORT / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзудцова И.И.

Цель работы: изучение механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса. Метод или методология проведения работы. Собраны и проанализированы существующие способы государственной поддержки агропромышленного комплекса. Результаты. Сегодня развитие экономики государства во многом зависит от уровня развития агропромышленного сектора, эффективности управленческой деятельности его руководства. Важнейшим условием в решении проблемы обеспеченности страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем является рациональное развитие АПК. Сегодня государственная поддержка АПК осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Нехватка собственных финансовых ресурсов, необходимых для развития отрасли, является основной причиной, тормозящей развитие АПК. Особенность государственной поддержки в России заключается в том, что государственные субсидии в основном направляются на создание максимально выгодных условий для небольшого числа предприятий частного бизнеса в ущерб созданию тех же возможностей развития остальным субъектам деятельности. Чтобы улучшить предприятиям малого бизнеса доступ к финансовому рынку, необходимо создавать фонды поддержки малого бизнеса в АПК, которые бы изначально были настроены на инвестирование в микропредприятия сельского хозяйства, развивать льготный лизинг техники и оборудования, кредитную кооперацию, которая будет решать задачи пополнения оборотного капитала. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при прогнозировании структурных изменений в АПК страны. Выводы. Необходимо работать над заменой государственных средств частными инвестициями - за счет использования инструментов государственно-частного партнерства. Расширение субсидий и льгот должно быть не единственной мерой поддержки АПК, необходимо развивать и агропромышленное страхование. Чтобы увеличить долю финансовых ресурсов в АПК, нужно работать над внедрением таких агропромышленных формирований кластерного типа, которые бы сводили риск инвесторов к минимуму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дзудцова И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF STATE SUPPORT AGRIBUSINESS

Purpose: to study the mechanisms of state support for the agro-industrial complex. Method or methodology of the work. The existing methods of state support of the agroindustrial complex are collected and analyzed. Results. Today, the development of the state's economy largely depends on the level of development of the agro-industrial sector, the effectiveness of management activities of its management. The most important condition for solving the problem of providing the country with food and agricultural raw materials is the rational development of the agro-industrial complex. Today, state support for agriculture is provided within the framework of the State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020.the Lack of own financial resources necessary for the development of the industry is the main reason that hinders the development of agriculture. The peculiarity of state support in Russia is that state subsidies are mainly aimed at creating the most favorable conditions for a small number of private businesses, at the expense of creating the same development opportunities for other business entities. To improve small businesses access to the financial market, you need to create funds of support of small business in AIC, which were originally set up to invest in microenterprises and agriculture to develop preferential leasing of equipment, credit co-operatives, which will solve the problem of working capital. Scope of the results. The results of the study can be used to predict structural changes in the country's agricultural sector. Conclusions. It is necessary to work on replacing public funds with private investment through the use of public-private partnership tools. The expansion of subsidies and benefits should not be the only measure to support the agro-industrial sector, but it is also necessary to develop agro-industrial insurance. To increase the share of financial resources in the agro-industrial complex, we need to work on the introduction of such cluster-type agro-industrial formations that would reduce the risk of investors to a minimum.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

УДК 336.132.11

ДЗУДЦОВА ИННА ИНАЛОВНА

Северо--Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г.Владикавказ, e-mail: inna-osetia@yandex.ru

001:10.26726/1812-7096-2019-11-51 -56 МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация. Цель работы: изучение механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса. Метод или методология проведения работы. Собраны и проанализированы существующие способы государственной поддержки агропромышленного комплекса. Результаты. Сегодня развитие экономики государства во многом зависит от уровня развития агропромышленного сектора, эффективности управленческой деятельности его руководства. Важнейшим условием в решении проблемы обеспеченности страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем является рациональное развитие АПК. Сегодня государственная поддержка АПК осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. Нехватка собственных финансовых ресурсов, необходимых для развития отрасли, является основной причиной, тормозящей развитие АПК. Особенность государственной поддержки в России заключается в том, что государственные субсидии в основном направляются на создание максимально выгодных условий для небольшого числа предприятий частного бизнеса в ущерб созданию тех же возможностей развития остальным субъектам деятельности. Чтобы улучшить предприятиям малого бизнеса доступ к финансовому рынку, необходимо создавать фонды поддержки малого бизнеса в АПК, которые бы изначально были настроены на инвестирование в микропредприятия сельского хозяйства, развивать льготный лизинг техники и оборудования, кредитную кооперацию, которая будет решать задачи пополнения оборотного капитала. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при прогнозировании структурных изменений в АПК страны. Выводы. Необходимо работать над заменой государственных средств частными инвестициями — за счет использования инструментов государственно-частного партнерства. Расширение субсидий и льгот должно быть не единственной мерой поддержки АПК, необходимо развивать и агропромышленное страхование. Чтобы увеличить долю финансовых ресурсов в АПК, нужно работать над внедрением таких агропромышленных формирований кластерного типа, которые бы сводили риск инвесторов к минимуму.

Ключевые слова: АПК, государственная поддержка, сельское хозяйство.

DZUDTSOVA INNA INALOVNA

North Ossetian state University named after K. L. Khetagurov, Vladikavkaz, e-mail: inna-osetia@yandex.ru

MECHANISMS OF STATE SUPPORT AGRIBUSINESS

Abstract. Purpose: to study the mechanisms of state support for the agro-industrial complex. Method or methodology of the work. The existing methods of state support of the agro-industrial complex are collected and analyzed. Results. Today, the development of the state's economy largely depends on the level of development of the agro-industrial sector, the effectiveness of management activities of its management. The most important condition for solving the problem of providing the country with food and agricultural raw materials is the rational development of the agro-industrial complex. Today, state support for agriculture is provided within the framework of the State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020.the Lack of own financial resources

necessary for the development of the industry is the main reason that hinders the development of agriculture. The peculiarity of state support in Russia is that state subsidies are mainly aimed at creating the most favorable conditions for a small number of private businesses, at the expense of creating the same development opportunities for other business entities. To improve small businesses access to the financial market, you need to create funds of support of small business in AIC, which were originally set up to invest in microenterprises and agriculture to develop preferential leasing of equipment, credit co-operatives, which will solve the problem of working capital. Scope of the results. The results of the study can be used to predict structural changes in the country's agricultural sector. Conclusions. It is necessary to work on replacing public funds with private investment through the use of public-private partnership tools. The expansion of subsidies and benefits should not be the only measure to support the agro-industrial sector, but it is also necessary to develop agro-industrial insurance. To increase the share of financial resources in the agro-industrial complex, we need to work on the introduction of such cluster-type agro-industrial formations that would reduce the risk of investors to a minimum. Keywords: Agribusiness, state support, agriculture.

Введение. Одной из главных отраслей экономики любой страны является агропромышленный комплекс, не исключение и Российская Федерация. Сегодня РФ ставит перед собой масштабные задачи: построение инновационной экономики, укрепление демократических институтов [6]. Однако, если нам нужны реальные результаты, центром нашего внимания должны быть люди, а соответственно, и стимулирование развития малого бизнеса и среднего класса. Роль и место малого бизнеса в АПК трудно переоценить, так как необходимо диверсифицировать риски, возникающие при производстве, производить экологичную продукцию, а также предпринимать меры по депопуляции сельских территорий.

Важнейшим условием в решении проблемы обеспеченности страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем является рациональное развитие АПК. Анализ способов государственной поддержки АПК и факторов, которые негативно влияют на отрасль в целом, является целью данного исследования.

Методы исследования. Учитывая сегодняшний уровень развития отечественного АПК, очевидно, что обеспечение стабильного экономического роста невозможно без существенной поддержки и контроля со стороны государства. Ключевое место в формировании стратегии развития АПК занимает государственное регулирование. Возможны несколько способов разрешения существующей проблемы: максимальное увеличение участия государства в регулировании и поддержке агропромышленного комплекса или же полный уход из данной отрасли [1]. Наряду с этим в РФ, как и в большинстве стран, формируется социально ориентированная рыночная экономикаРосиии Рр, а в этом случае участие и регулирование агропромышленного производства государством просто неизбежно.

В РФ в период 1990-2012 гг. проходила аграрная реформа, которую можно разделить на 3 этапа [3].

Начиная с 1990 г. и до 1999 г. проходил первый этап реформирования аграрных отношений, в течение которого произошли значительные преобразования. Стоял вопрос полной ликвидации колхозов, приватизации и передачи земли в частную собственность. По итогам первого этапа стало понятно, что фермерские хозяйства не могут в полной мере заменить крупные сельхозпредприятия, существовавшие в нашей стране. Было очевидно, что невозможно создать реально действующие условия по замедлению и преодолению тех негативных направлений, которые присутствовали в АПК на тот момент.

В течение первого этапа реформирования было подписано несколько ключевых документов:

- Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг. от 27 июля 2000 г.;

- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3;

- постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе Социальное развитие села до 2010 г.» и др. [7].

Определенной стабилизацией, замедлением скачков цен в экономике в целом, некоторым развитием социальной сферы отличался второй этап аграрной реформы. Было положено начало

благоприятным процессам, введено страхование урожая сельскохозяйственных культур с господдержкой, которое реализовали благодаря субсидиям из федерального бюджета [9]. В 2004 г. около 7 тысяч сельхозпредприятий подписали договоры страхования в 62 регионах. Общая сумма начисленных страховых взносов составила 4 млрд руб. К примеру, в 26 субъектах России в 2000 г. только около 3 тысяч фермерских хозяйств подписали договоры страхования, а в 2004 г. по сравнению с 2003 г. наблюдалось увеличение доли рентабельных хозяйств с 49,6% до 63,1% [4].

В течение второго этапа реформирования аграрной сферы велась активная работа, направленная на государственную регистрацию земельных паев для сельских жителей, согласно Закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения, который был принят в 2002 г., кроме этого, все большее количество земельных участков регистрировали для дальнейшего строительства жилья. Вследствие этого стало очевидно, что необходимы новые изменения в агросфе-ре.

В 2006 г. началась реализация Приоритетного национального проекта «Развитие АПК». На этом этапе были приняты ФЗ от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ о развитии сельского хозяйства и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. [8]. В этих программах изложены основные цели, направления и ресурсное обеспечение государственной аграрной политики. С 2008 г. в социально-экономической политике нашего государства приоритетом становится агропромышленная направленность и, как следствие, отражение стратегии развития АПК на пятилетний и более отдаленный период.

Существует ряд особенностей, которые также необходимо учитывать при разработке и осуществлении программ развития агропромышленного комплекса региона.

Исходя из современных реалий, около 20% сельскохозяйственных организаций дают более 90% прибыли в этой отрасли, во многом благодаря рекордным мерам государственной поддержки [4].

Сегодня государственная поддержка АПК осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., которая 08.02.2019 г. была продлена до 2025 г., в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ по следующим направлениям:

1. Развитие отраслей агропромышленного комплекса.

2. Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе.

3. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие.

4. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России.

5. Устойчивое развитие сельских территорий

6. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации [13].

Кроме этого, в РФ существуют следующие меры государственной поддержки агропромышленного комплекса:

- льготный тариф на перевозку зерна;

- льготный лизинг;

- льготное кредитование;

- единая региональная субсидия;

- субсидия на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, взятым до 1 января 2017 г.;

- компенсация части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов АПК;

- компенсация части затрат на транспортировку продукции АПК наземным, в т. ч. железнодорожным, транспортом;

- субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства [13].

Помимо этого, государственная поддержка АПК в настоящее время представлена следующими инструментами:

- налоговое стимулирование;

- непосредственная финансовая помощь сельхозтоваропроизводителям, в т. ч. погектарная

поддержка, субсидирование долгосрочных кредитов;

- поддержка начинающих фермеров (в т. ч. гранты до 1,5 млн руб. на создание хозяйств и субсидирование первого взноса по лизингу сельхозтехники) [11].

Объем финансового обеспечения Государственной программы - 8 212 152 839,7 тыс. руб. В т. ч.:

на 2013 г. - 260 960 725 тыс. руб.; на 2014 г. - 262 122 514,3 тыс. руб.; на 2015 г. - 254 982 213,3 тыс. руб.; на 2016 г. - 295 928 549,8 тыс. руб.; на 2017 г. - 257 529 048 тыс. руб.; на 2018 г. - 1 165 607 071,8 тыс. руб.; на 2019 г. - 793 740 369 тыс. руб.; на 2020 г. - 742 116 782,5 тыс. руб.; на 2021 г. - 755 033 091,6 тыс. руб.; на 2022 г. - 860 260 929 тыс. руб.*; на 2023 г. - 876 048 410,8 тыс. руб.*; на 2024 г. - 881 104 351,3 тыс. руб.*; на 2025 г. - 806 718 783,3 тыс. руб.*[7].

Результаты. В системе государственного регулирования экономики необходим контроль в области агропромышленного комплекса. От качественного выполнения наиболее приоритетных направлений, форм и методов аграрной политики зависит состояние всего комплекса и в особенности сельскохозяйственное производство. Приспосабливаясь к новым реалиям, субъекты вырабатывают собственные модели экономического поведения.

Нехватка собственных финансовых ресурсов, необходимых для развития отрасли, является основной причиной, тормозящей развитие АПК [5]. Но, кроме этого, существует ряд факторов, которые также затрудняют развитие отрасли:

- не соответствующие современным требованиям технологии производства и переработки продукции;

- нехватка ресурсов отрасли в приспособлении к новым условиям хозяйствования;

- присутствие сезонности в процессе производства;

- низкая рентабельность в определенных сферах агропромышленного комплекса. Существует ряд факторов, оказывающих отрицательное влияние на продуктивность агро-

сферы. К ним можно отнести:

- уменьшение покупательной способности и потребительского спроса;

- зависимость от внешних факторов;

- высокие издержки на управленческий аппарат;

- сокращение доступности банковских кредитов;

- низкая ликвидность залога, быстрый износ залоговой стоимости;

- длительные сроки окупаемости (в среднем 10-15 лет);

- высокие тарифы сельскохозяйственного страхования.

Сегодня в РФ агропромышленные предприятия, которые имеют доступ к дешевым кредитам и средствам господдержки, имеют высокие показатели производительности труда [12]. Особенность государственной поддержки в России заключается в том, что государственные субсидии в основном направляются на создание максимально выгодных условий для небольшого числа предприятий частного бизнеса в ущерб созданию тех же возможностей развития остальным субъектам деятельности. Ведь, если только 2,7% фермеров получают льготные кредиты, сложно утверждать, что доступ к капиталу у основной категории малых производителей имеется [14]. Фермеры просто не доходят до банков. Эта проблема имеет парадигмальный характер, касается управления банковской деятельностью Центральным банком.

Чтобы улучшить предприятиям малого бизнеса доступ к финансовому рынку, необходимо создавать фонды поддержки малого бизнеса в АПК, которые бы изначально были настроены на инвестирование в микропредприятия сельского хозяйства, развивать льготный лизинг техники и оборудования, кредитную кооперацию, которая будет решать задачи пополнения оборотного капитала [2]. Кроме этого, снижение требований Центробанка к кредитам коммерческих банков

до 10 млн будет способствовать упрощению получения кредитов предприятиями малого бизнеса в АПК. Помимо этого, существует возможность отмены экономических санкций в будущем и, как следствие, приток иностранной продукции на российский рынок. Сегодня без существенной поддержки сельхозорганизаций, способствующей росту их производительности и конкурентоспособности, есть вероятность стагнации отрасли.

Необходимо работать над заменой государственных средств частными инвестициями - за счет использования инструментов государственно-частного партнерства.

Расширение субсидий и льгот должно быть не единственной мерой поддержки АПК, необходимо развивать и агропромышленное страхование. Количество хозяйств, застраховавших урожай с государственной поддержкой, в 2016 г. было меньше на 66,8% по сравнению с 2015 г. Этот показатель минимальный за последние пять лет - 913 хозяйств [10]. Данную тенденцию в основном связывают с ростом страховых премий. Все меньше организаций пользуются инструментом страхования, несмотря на государственное участие. Решению данной проблемы будет способствовать внедрение механизма взаимного страхования агропромышленных организаций. Такой вид страхования основывается на соглашении внутри группы физических, юридических лиц о возмещении убытков, которые могут возникнуть в результате случайных событий, за счет средств страхового фонда, сформированного из взносов участников взаимного страхования.

Еще одно возможное направление государственной поддержки АПК - это модернизация применяемых форм государственно-частного партнерства [8]. Сегодня частные инвестиции в отрасль невелики, это связано с высокими рисками и длительными сроками окупаемости. У бизнеса нет заинтересованности во вкладывание средств в развитие отрасли на существующих условиях. Чтобы увеличить долю финансовых ресурсов в АПК, нужно работать над внедрением таких агропромышленных формирований кластерного типа, которые бы сводили риск инвесторов к минимуму. При применении такого взаимодействия существенными становятся те контракты жизненного цикла, которые способствуют воспроизводству и реконструкции основных фондов отрасли.

Изначально применение механизмов государственно-частного партнерства должно опираться на административный ресурс, однако с ростом прибыльности проекта сумма вложенных государством средств должна постепенно погашаться, кроме этого, необходимо предусмотреть возможность полной приватизации имущественного комплекса. Использование формы будет способствовать притоку инвестиций в отрасль за счет уменьшения рисков бизнеса.

Выводы. Предложенные механизмы будут способствовать снижению объемов денежных средств, которые выделяются из бюджета на поддержку отрасли, привлечению частных инвесторов в АПК, а также общему повышению эффективности отечественного АПК за счет аккумулирования собственных средств у производителей.

Современные формы стимулирования производительности агропромышленного комплекса должны создаваться в соответствии с уровнем социально-экономического развития того или иного региона или страны в целом, которые будут основываться на совмещении рыночных механизмов и правительственного воздействия, а также поддержке малого и среднего предпринимательства и защите малоимущих слоев населения.

Грамотно подобранные инструменты управления могут создать результативное удовлетворение экономических интересов населения и всего аграрного производства.

Сельскохозяйственное производство - достаточно специфичная отрасль экономики. Существует ряд факторов, которые имеют постоянный характер и не зависят от социально -экономического развития общества, другие же - результат политического и экономического реформирования.

Природно-климатические и естественно-биологические условия являются причиной того, что сельхозпроизводство теряет стабильность и становится рискованным занятием и, как следствие, нуждается в государственной поддержке.

Исходя из опыта других государств в управлении сельским хозяйством, сложно выбрать какой-то единый подход в применении тех или иных инструментов регулирования.

Государственное регулирование агропромышленного производства требует содействия государственных органов всех уровней и саморегулирования товаропроизводителей.

Литература

1. Берзегов, Р. А., Чиназирова, С. К., Паладова, Т. А. Экономические аспекты повышения доходности сельскохозяйственного производства //Новые технологии. 2017. С. 26-34.

2. Дзудцова, И. И. Развитие агрохолдингов в России //MODERN ECONOMY SUCCESS. 2019. С. 70-74.

3. Заглядова, М. Х., Ионова, И. Г. Механизм управления агропромышленным комплексом региона в условиях ВТО //Российское предпринимательство. 2014. № 24 (270).

4. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. : В 8 т. / Федеральная служба гос. статистики. - М. : ИИЦ «Статистика России», 2018.

5. Крутчанкова, К. А., Бухтиярова, Т. И. Государственная поддержка развития регионального агропромышленного комплекса // АВУ. 2012. №10-1 (102).

6. Малий, В. А. Анализ современных методов и инструментов государственной поддержки агропромышленного комплекса //Известия КГТУ. 2018. № 48.

7. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (с изменениями на 8 февраля 2019 г.)».

8. Серова, Е. В. Аграрная реформа в России переходного периода. 2010. - URL : // http://ru-90.ru/ node/1321.

9. Тихонова, А. В. Значение налоговых льгот и государственных субсидий для стимулирования агропромышленного комплекса России // Финансовая аналитика : проблемы и решения. 2015. №7 (241).

10. Федеральный закон о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон о развитии сельского хозяйства от 25.07.2011.

11. Черданцев, В. П., Заглядова, М. Х. Факторы, влияющие на эффективность управления АПК региона // Фундаментальные исследования. 2015. № 7-2. С. 436-439.

12. Шевченко, А. В., Бабанов, А. Б. Актуальные направления и меры государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации // Проблемы современной экономики : материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). - Казань : Молодой ученый, 2018. С. 18-21.

13. URL : http://mcx.ru/activity/state-support/measures/.

14. URL : https://www.dairynews.ru/news/kto-poluchaet-lgotnye-kredity.html.

References:

1. Berzegov, R. A., CHinazirova, S. K., Paladova, T. A. Ekonomicheskie aspekty povysheniya dohodnosti sel'skohozyajstvennogo proizvodstva //Novye tekhnologii. 2017. S. 26-34.

2. Dzudcova, 1.1. Razvitie agroholdingov v Rossii //MODERN ECONOMY SUCCESS. 2019. S. 70-74.

3. Zaglyadova, M. H., Ionova, I. G. Mekhanizm upravleniya agropromyshlennym kompleksom regiona v uslovi-yah VTO //Rossijskoepredprinimatel'stvo. 2014. № 24 (270).

4. Itogi Vserossijskoj sel'skohozyajstvennoj perepisi 2016 g. : V 8 t. / Federal'naya sluzhba gos. statistiki. - M. : IIC «Statistika Rossii», 2018.

5. Krutchankova, K. A., Buhtiyarova, T. I. Gosudarstvennaya podderzhka razvitiya regional'nogo ag-ropromyshlennogo kompleksa//AVU. 2012. №10-1 (102).

6. Malij, V. A. Analiz sovremennyh metodov i instrumentov gosudarstvennoj podderzhki agropromyshlennogo kompleksa //Izvestiya KGTU. 2018. № 48.

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 iyulya 2012 g. N717 «O Gosudarstvennoj programme razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya (s iz-meneniyami na 8 fevralya 2019 g.)».

8. Serova, E. V. Agrarnaya reforma v Rossii perekhodnogo perioda. 2010. - URL : // http://ru-90.ru/ node/1321.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Tihonova, A. V. Znachenie nalogovyh l'got i gosudarstvennyh subsidij dlya stimulirovaniya agropromyshlen-nogo kompleksa Rossii //Finansovaya analitika : problemy i resheniya. 2015. №7 (241).

10. Federal'nyj zakon o gosudarstvennoj podderzhke v sfere sel'skohozyajstvennogo strahovaniya i o vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon o razvitii sel'skogo hozyajstva ot 25.07.2011.

11. CHerdancev, V. P., Zaglyadova, M. H. Faktory, vliyayushchie na effektivnost' upravleniya APK regiona // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 7-2. S. 436-439.

12. SHevchenko, A. V., Babanov, A. B. Aktual'nye napravleniya i mery gosudarstvennoj podderzhki ag-ropromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii // Problemy sovremennoj ekonomiki : materialy VIII mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', dekabr' 2018g.). - Kazan' : Molodoj uchenyj, 2018. S. 18-21.

13. URL : http://mcx.ru/activity/state-support/measures/.

14. URL : https://www.dairynews.ru/news/kto-poluchaet-lgotnye-kredity.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.