Научная статья на тему 'Роль агрохолдингов в реализации инвестиционных программ развития сельского хозяйства региона'

Роль агрохолдингов в реализации инвестиционных программ развития сельского хозяйства региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
722
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / АГРОХОЛДИНГ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КРЕДИТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ / AGRICULTURAL INDUSTRY / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / STATE PROGRAM / AGROHOLDING / INVESTMENT CREDITS / STATE SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Алла Вячеславовна

Развитие агропромышленного комплекса, начиная с 2006 г., признано приоритетным направлением развития Российской Федерации. Программные мероприятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. включают девять подпрограмм, две федеральные целевые программы, 54 межбюджетных трансфертов, из которых наибольший удельный вес в суммовом выражении приходится на государственную поддержку льготного кредитования инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе. Проведенное исследование показывает, что государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей Тамбовской области в лице сельскохозяйственных предприятий, крестьянских фермерских хозяйств и крупных агрохолдингов сопоставима с их вкладом в достижении целевых показателей развития сельского хозяйства региона, при этом рост производства в сельскохозяйственных предприятиях превышает указанный показатель по прочим сельхозтоваропроизводителям. Инвестиционная политика крупных агрохолдингов направлена на развитие отраслей животноводства, в первую очередь свиноводство и птицеводство, на долю молочного и мясного скотоводства приходится не более семи процентов от всех инвестиционных кредитов в сельском хозяйстве Тамбовской области. Анализ показал, что на государственную поддержку семи крупных инвестиционных проектов, реализуемых в регионе, направлено более семидесяти процентов средств консолидированного бюджета региона, в том числе на долю ГК «РУСАГРО» приходится около 40 %, а в выручке от реализации сельскохозяйственной продукции аглохолдинг занимает около семнадцати процентов. В статье приводится ряд примеров неэффективного использования государственных средств при реализации инвестиционных проектов, что привело к возникновению крупных государственных обязательств на региональном уровне. В статье делается вывод о необходимости корректировки существующего механизма поддержки развития сельского хозяйства, который должен учесть положительный и отрицательный опыт, накопленный за последние десять лет реализации Национального проекта «Развитие АПК».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Осипова Алла Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF AGROHOLDINGS IN REALIZATION OF INVESTMENT DEVELOPMENT PROGRAMS OF AGRICULTURAL INDUSTRY OF THE REGION

Development of agro-industrial complex, since 2006, is recognized as the priority direction of development of the Russian Federation. Program actions of the State program of development of agricultural industry and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for 2013-2020 include nine subprogrammes, two federal target programs, 54 interbudgetary transfers from which the largest specific weight in amount-based expression is the share of the state support of preferential crediting of investment projects in agro-industrial complex. The conducted research shows that the state support of agricultural producers of the Tambov region represented by agricultural enterprises, country farms and large agroholdings is comparable to their contribution in achievement of target indicators of development of agricultural industry of the region, at the same time increase in production at agricultural enterprises exceeds the specified indicator on other agricultural producers. The investment policy of large agroholdings aimes at the development of branches of livestock production, first of all pig-breeding and poultry farming, no more than seven percent from all investment credits in agricultural industry of the Tambov region are the share of a share of dairy and meat cattle breeding. The analysis showed that more than seventy percent of funds of the consolidated budget of the region directs for the state support of seven large investment projects realized in the region, including about forty percent fall to the share of RUSAGRO Group, and in sales proceeds of agricultural production the agroholding occupies about seventeen percent. In article the author gave a number of examples of inefficient use of public funds at implementation of investment projects that led to emergence of large state obligations at the regional level. In article the author made the conclusion about need of correction of the existing mechanism of support of development of agricultural industry which has to consider the positive and negative experience accumulated for the last ten years of implementation of the National project «Development of Agrarian and Industrial Complex».

Текст научной работы на тему «Роль агрохолдингов в реализации инвестиционных программ развития сельского хозяйства региона»

УДК 332.2.021 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-10-55-60

РОЛЬ АГРОХОЛДИНГОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА

ОСИПОВА АЛЛА ВЯЧЕСЛАВОВНА

ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: a.osipova2011@mail.ru

Развитие агропромышленного комплекса, начиная с 2006 г., признано приоритетным направлением развития Российской Федерации. Программные мероприятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. включают девять подпрограмм, две федеральные целевые программы, 54 межбюджетных трансфертов, из которых наибольший удельный вес в суммовом выражении приходится на государственную поддержку льготного кредитования инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе. Проведенное исследование показывает, что государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей Тамбовской области в лице сельскохозяйственных предприятий, крестьянских фермерских хозяйств и крупных агрохолдингов сопоставима с их вкладом в достижении целевых показателей развития сельского хозяйства региона, при этом рост производства в сельскохозяйственных предприятиях превышает указанный показатель по прочим сельхозтоваропроизводителям. Инвестиционная политика крупных агрохолдингов направлена на развитие отраслей животноводства, в первую очередь - свиноводство и птицеводство, на долю молочного и мясного скотоводства приходится не более семи процентов от всех инвестиционных кредитов в сельском хозяйстве Тамбовской области. Анализ показал, что на государственную поддержку семи крупных инвестиционных проектов, реализуемых в регионе, направлено более семидесяти процентов средств консолидированного бюджета региона, в том числе на долю ГК «РУСАГРО» приходится около 40 %, а в выручке от реализации сельскохозяйственной продукции агло-холдинг занимает около семнадцати процентов. В статье приводится ряд примеров неэффективного использования государственных средств при реализации инвестиционных проектов, что привело к возникновению крупных государственных обязательств на региональном уровне. В статье делается вывод о необходимости корректировки существующего механизма поддержки развития сельского хозяйства, который должен учесть положительный и отрицательный опыт, накопленный за последние десять лет реализации Национального проекта «Развитие АПК».

Ключевые слова сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, государственная программа, агрохолдинг, инвестиционные кредиты, государственные субсидии

Сельское хозяйство - одна из немногих отраслей, которая демонстрирует устойчивый рост в современных условиях. Основы роста отрасли заложены последствиями дефолта 1998 г., который привел к росту инвестиций, в первую очередь, в пищевой и перерабатывающей промышленности, и, как следствие, привлечение крупных интегрированных корпоративных формирований в сельское хозяйство, что позволило восстановить на данном этапе технологическое и финансово-экономическое единство агропромышленного производства, создать сырьевую базу для предприятий пищевой промышленности [1].

Следующий фактор, положительно повлиявший на стабилизацию положения в сельском хозяйстве, связан с реализацией мероприятий На-

ционального проекта «Развитие АПК» в 2006-2007 гг. Логическим продолжением проекта явилось принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., а в дальнейшем на период 2013-2020 гг. (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства). Кредитная политика государства, закрепленная в нормативной правовой базе, активизировала инвестиционный процесс в сельском хозяйстве и обеспечила значительный прирост производства сельскохозяйственной продукции.

Рассмотрим основные экономические показатели деятельности предприятий АПК Тамбовской

A. V. OSIPOVA

области, которая традиционно относится к числу регионов, являющихся крупными производителями сельскохозяйственной продукции (табл. 1). За период с 2011 по 2015 гг. рост производства продукции сельского хозяйства (во всех категориях хозяйств) составил 254,6 % при среднегодовом темпе прироста 20,6 %. Инвестиции в основной

капитал АПК области в 2006 г. составили 3,9 млрд руб., в 2015 г. - 35 млрд руб. В сравнении с 2006 г. рост составил в 9 раз, а с 2011 г. - 135,7 %. Рентабельность сельскохозяйственного производства (с учетом государственных субсидий) за 2011-2015 гг. выросла в 5,9 раза и составила 51,6 %.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности агропромышленного комплекса Тамбовской области

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Стоимость валовой продукции, млрд руб., всего 93,8 98,6 113,9 140,8 188,1

в том числе сельскохозяйственного производства 52,0 60,0 72,3 93,5 124,2

пищевых и перерабатывающих предприятий 41,8 38,6 41,6 47,3 63,9

Индекс производства продукции, %

- сельского хозяйства 163,9 107,9 125,8 103,3 110,9

- пищевых и перерабатывающих предприятий 118,2 121,7 112,2 110,6 114,1

Инвестиции в основной капитал АПК, млрд руб., всего 25,8 26,4 28,8 32,2 35,0

- сельскохозяйственного производства 17,7 18,3 21,2 22,2 21,0

- пищевых и перерабатывающих предприятий 8,1 8,1 7,6 10,0 14,0

Рентабельность с/х производства (с учетом субсидий), % 8,8 10,1 6,3 38,6 51,6

Целевые показатели региональной программы развития сельского хозяйства в 2015 г. составили: индекс физического объема продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах - 110,9 % при запланированном значении - 105,5 %, индекс физического объема продукции растениеводства в сопоставимых ценах - 119,3 % при запланированном значении - 109,3 %, индекс физического объема продукции животноводства в сопоставимых ценах -100,1 % при запланированном значении - 98,2 %.

На начало 2016 г. в Тамбовской области в производстве сельскохозяйственной продукции было занято 278 сельскохозяйственных предприятий, 1188 крестьянских фермерских хозяйства, 275,9 тыс. личных подсобных хозяйств населения. Сельскохозяйственные предприятия отличаются размером и структурой посевных площадей, уровнем обеспеченности энергоэффективной производительной техникой, специализацией, масштабами и уровнем организации производства, применяемыми технологиями, что в конечном итоге определяет их вклад в достижение запланированных в региональной программе развития сельского хозяйства целевых показателей. Особое место и роль отводится вертикально интегрированным агропромышленным холдингам, осуществляющим деятельность на территории региона: ГК «РУАГРО», ОАО Группа «Черкизово», Группа агропредприятий «Ресурс», ГК АСБ.

Администрацией Тамбовской области выделено 9 предприятий, которые входят в состав указанных крупных формирований (ООО «Тамбовский бекон», ООО «Тамбовмясопродукт», ООО «Золотая

Нива», ЗАО «Инжавинская птицефабрика», ООО «Суворово», ООО «Ресурс», ООО «Тамбов-Молоко», ООО «Агро Виста Тамбов», ООО «Агро-технологии», ООО «Пичаево Золотая Нива», ООО «Тамбовмясо»). Рассмотрим основные экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий, крестьянских фермерских хозяйств и определим их долю в валовом производстве, выручке от реализации сельскохозяйственной продукции, уплате налогов, оценим доходность и проанализируем уровень государственной поддержки (табл. 2). Прирост валового производства за анализируемый период (2013-2015 гг.) составил 80,6 %, при этом крестьянские (фермерские) хозяйства увеличили производство на 67,0 %, сельскохозяйственные предприятия - крупные агрохолдинги (далее - агрохолдинги) - на 72, 2 %, прочие сельскохозяйственные предприятия (далее - сельхозпредприятия) - на 92,4 %. На долю агрохолдингов в 2015 г. приходилось 13,5 % пашни; 39,5 % произведенной валовой продукции; 47,3 % реализованной продукции; 61,1 % уплаченных налогов; 58,4 % полученной прибыли. Данные показатели соответствуют уровню государственной поддержки, которая составила 2657,8 млн руб., что соответствует 53 % от общей суммы субсидий, выплаченных сельхозтоваропроизводителям. Из девяти анализируемых агрохолдингов семь специализируются на производстве продукции животноводства.

Для более детального анализа рассмотрим показатели таблицы 3. Сельскохозяйственным предприятиям и агрохолдингам Тамбовской области кредитными организациями выдано инвестицион-

ных кредитов на сумму 30731,9 млн руб. Остаток 21239,9 млн руб., что составляет 69,1 % от общей ссудной задолженности на конец 2015 г. составила суммы инвестиционных кредитных ресурсов.

Таблица 2

Экономические показатели деятельности сельхозтоваропроизводителей Тамбовской области 2013-2015 гг.

Категория хозяйств Кол-во хозяйствующих субъектов, ед. Площадь пашни, га Валовое производство, млн руб.

2013г. 2014 г. 2015 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

всего на 1 га пашни тыс. руб. всего на 1га пашни тыс. руб. всего на 1га пашни тыс. руб.

Сельхозпредприятия 278 1 498 576 1 485 039 1 492 838 45 564,7 30,41 64 053,4 43,13 83 391,3 55,86

Крестьянские (фермерские) хозяйства 1 188 471 881 487 995 487 280 7 485,0 15,86 6 977,4 14,30 12 451,7 25,55

ВСЕГО 1 466 1 970 457 1 973 034 1 980 118 53 049, 7 26,92 71 030,8 36,00 95 843,0 48,40

в том числе Сельхозпредприятия - крупные агрохол-динги 9 264791 229936 267892 21 967,4 83,0 36437,0 158.5 37 838, 9 141.3

Отношение показателей крупных аг-рохолдингов к общему итогу, % х 13,4 11,7 13,5 41,4 в 3 раза 51,3 в 4,4раза 39,5 в 2,9 раза

Продолжение таблицы 2

Категория хозяйств Выручка от реализации, млн руб. Уплачено налогов, млн руб. Прибыль до налогообложения, млн руб. Государственная поддержка - субсидии, млн руб.

2013 г. 2014г. 2015 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Сельхозпредприятия 46 577,9 64 675,5 83 743,2 1 795,9 2 889,7 3 886,2 2 799,2 15 375,8 25 809,1 3760,9 2956,1 4511,6

Крестьянские (фермерские) хозяйства 4 680,0 5 861,4 8 953,05 140,3 234,6 282,3 352,0 623,3 1 864,8 471,4 430,2 499,1

ВСЕГО 51 257,9 70 536,8 92 696,2 1 936,3 3 124,4 4 168,5 3 151,2 15 999,1 27 673,9 4232,3 3386,3 5010,7

в том числе: сельхозпредприятия - крупные агрохолдинги 24696,1 39099,7 43890,0 814,7 1824,4 2545,0 -22,1 9347,0 11872,5 2059,80 1923,1 2657,80

Отношение показателей крупных агрохолдингов к общему итогу, % 48,2 55,4 47,3 42,1 58,4 61,1 - 58,4 42,9 48,7 56,8 53,0

На долю растениеводства приходится 18,8 % остатка ссудной задолженности. Лидирующее положение занимает отрасль животноводства, на долю которой приходится 81,2 % заемных средств.

При этом необходимо отметить, что на развитие молочного скотоводства приходится 1395,9 млн руб. (6,6 %), а на птицеводство и свиноводство -15843,4 млн руб. (74,6 %). Комиссией по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса, созданной при Минсельхозе России, в 2010-2015 гг. в перечень инвестиционных проектов,

подлежащих субсидированию, были включены проекты следующих сельхозпредприятий и агрохол-дингов: ООО «Тамбовский бекон» (инвестиционный проект на сумму 9177 млн руб.), ЗАО «Инжа-винская птицефабрика» (6968 млн руб.), ООО «Тамбовская индейка» (94225 млн руб.), ООО «Суворово» (956 млн руб.), ООО «РАКС» (898 млн руб.), АО «АК Тамбовский» (602 млн руб.), ООО «Молочная ферма Жупиков» (505 млн руб.) [2]. В общей сумме инвестиционных кредитов на перечисленные предприятия приходится 75,9 % совокупной государственной поддержки, в том числе

А. * °81РОТА Т. 11, № 10, 2016

56,7 % (1130,8 млн руб.) субсидий, направленных в Тамбовской области на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам.

Крупнейший агрохолдинг России и получатель государственных субсидий из федерального и регионального бюджетов в Тамбовской области является Группа Компаний «РУАГРО» (далее - агро-холдин). Предпринимательская деятельность агро-холдинга основана на региональной диверсификации, вертикальной интеграции, масштабных инвестициях и государственной поддержке через участия в мероприятиях Государственной программы развития сельского хозяйства. Государственные субсидии в 2015 г. по отношению к 2013 г. сократились на 25,6

В Тамбовской области агрохолдинг владеет Никифоровским, Жердевским и Знаменским сахарными заводами - консолидированный инвестиционный кредит в сахарном сегменте - 12458 млн руб. Мясной сегмент представлен ООО «Тамбовский бекон», включающий семь товарных и два племенных свинокомплексов, комбикормовый завод, площадка убойного производства и первичной переработки мяса - консолидированный инвестиционный кредит в мясном секторе - 9177 млн руб., сельскохозяйственный сегмент включает производство растениеводческой продукции на площади 146 тыс. га пашни, что составляет 7,4 % от общей обрабатываемой площади пашни в регионе. Инвестиционный

% и составили 3014 млн руб. в чистой сумме денежных средств, используемых агрохолдингом в финансовой деятельности (согласно МСФО); в 2013 г. данные субсидии составляли 25 %, в 2015 г. - 7,1 % (табл. 4). Высший менеджмент ГК «РУАГРО» считает, что высокий уровень вертикальной интеграции позволяет оптимально использовать имеющиеся ресурсы, снижать логистические и прочие издержки, эффективно управлять всеми элементами цепочки создания стоимости от производства ингредиентов до реализации готовой продукции, что обеспечивает конкурентные преимущества на рынках, высокую эффективность производства и стабильность финансового положения [3].

Таблица 3

Таблица 4

кредит в сельскохозяйственном сегменте - 749 млн руб. Общая сумма инвестиционных кредитов агро-холдинга за 2011-2014 гг. составила 22384 млн руб. Проведенный анализ государственной поддержки сельскохозяйственного производства на региональном уровне показал, что на долю агрохолдинга в 2015 г. приходилось 37,8 % всех субсидий из консолидированного бюджета и 28,8 % на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, при этом доля агрохолдинга в валовом производстве региона составила 18,1 %, в выручке от реализации - 16,8 %.

Таким образом, региональная политика в области развития сельского хозяйства ориентируется

Инвестиционные проекты сельхозпредприятий и агрохолдингов, представленные Тамбовской областью в Комиссию по координации вопросов кредитования АПК

Показатель Сумма кредита по инвестиционному проекту тыс. руб. Остаток ссудной задолженности на 1.01.2016 г. Получено субсидий в 2015 г., тыс. руб. Отношение субсидий к остатку ссудной задолженности, %

тыс. руб. %

Инвестиционные кредиты, всего: 30 731 863 21 239 888 100,0 1 994 266 9,3

в том числе: на растениеводство 6254 381 4 000 058 18,8 449 467 11,2

на животноводство 22 721 459 15 843 412 74,6 1 435 100 9,1

на мясное скотоводство 2 890 518 0,00 80 15,4

на молочное скотоводство 1 753 133 1 395 901 6,6 109 619 7,9

Денежные средства, используемые в финансовой деятельности Группой Компаний «РУАГРО», млн руб.

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. в % к 2013 г.

Чистая сумма денежных средств, используемых в финансовой деятельности (согласно МСФО) 16072,2 13791,4 42337,1 263,4

в том числе поступления от государственных субсидий 4049,2 3049,0 3014,2 74,4

Отношение государственных субсидий в чистой сумме денежных средств 25,0 22,1 7,1 -

на реализацию и поддержку инвестиционных проектов, призванных привлечь крупные частные и государственные инвестиции в АПК Тамбовской области и тем самым обеспечить достижение целевых индикаторов, заложенных в Государственной программе развития сельского хозяйства. Сложившаяся практика свидетельствует и «об обратной стороне медали» выбранной стратегии развития сельского хозяйства в регионе. Не все крупные инвестиционные проекты, одобренные администрацией области и получившие государственную поддержку и различные преференции, были реализованы. На строительство Мордовского сахарного завода привлечено 8000 млн руб. кредитных ресурсов, кроме того из Инвестиционного фонда было выделено более 380 млн руб. на создание транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры. Для реализации указанного проекта учредителями было зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью «Тамбовская сахарная компания». В числе учредителей было Тамбовское областное государственное унитарное предприятие «Тамбовская управляющая компания», которому принадлежало 25 % в уставном капитале общества. Частные инвесторы в дальнейшем отказались от реализации проекта, и в настоящее время бремя ответственности лежит на областном государственном предприятии, а для реализации проекта требуется дополнительно 10000 млн руб. инвестиций. ООО «Зеленая Долина» - другой пример неэффективного использования средств консолидированного бюджета. Сумма привлеченных кредитных ресурсов составили 1600 млн руб., общество объявлено банкротом, ответственность лежит на областном бюджете, за счет которого были предос-

тавлены гарантии банку под инвестиционный кредит. Автор и ранее отмечал, что данный механизм перестал отвечать современным вызовам [4] и возникает необходимость в обосновании иного организационно-экономического механизма государственной поддержки, основанного на равных условиях доступности для всех производителей, представляющих агропромышленный комплекс России.

Литература

1. Осипова А. В. Проблемы развития и функционирования предпринимательских структур в АПК: монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. С. 145.

2. URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show-/293.htm

3. URL: http://www.rusagrogroup.ru/ru/

4. Осипова А. В. Государственная поддержка кредитования аграрно-промышленного комплекса России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 6. С. 70-75.

References

1. Osipova А. V. Problemy razvitiya i funktsioniro-vaniya predprinimatel'skikh struktur v АРК: monografiya [Problems of development and functioning of enterprise structures in agrarian and industrial complex: monograph]. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. gos. un-ta, 2004. S. 145.

2. URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder-/show/293.htm

3. URL: http://www.rusagrogroup.ru/ru/

4. Osipova А. V. Gosudarstvennaya podderzhka kreditovaniya agrarno-promyshlennogo kompleksa Rossii [State support of crediting of an agrarian and industrial complex of Russia] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavle-niya i protsessy. Tambov, 2015. № 6. S. 70-75.

* * *

ROLE OF AGROHOLDINGS IN REALIZATION OF INVESTMENT DEVELOPMENT PROGRAMS OF AGRICULTURAL INDUSTRY OF THE REGION

OSIPOVA ALLA VYACHESLAVOVNA All-Russian Research Institute of the Organization of Production, Work

and Management in Agriculture, Moscow, the Russian Federation, e-mail: a.osipova2011@mail.ru

Development of agro-industrial complex, since 2006, is recognized as the priority direction of development of the Russian Federation. Program actions of the State program of development of agricultural industry and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for 2013-2020 include nine subprogrammes, two federal target programs, 54 interbudgetary transfers from which the largest specific weight in amount-based expression is the share of the state support of preferential crediting of investment projects in agro-industrial complex. The conducted research shows that the state support of agricultural producers of the Tambov region represented by agricultural enterprises, country farms and large agroholdings is comparable to their contribution in achievement of target indicators of development of agricultural industry of the region, at the same time

A. V. OSIPOVA

increase in production at agricultural enterprises exceeds the specified indicator on other agricultural producers. The investment policy of large agroholdings aimes at the development of branches of livestock production, first of all - pig-breeding and poultry farming, no more than seven percent from all investment credits in agricultural industry of the Tambov region are the share of a share of dairy and meat cattle breeding. The analysis showed that more than seventy percent of funds of the consolidated budget of the region directs for the state support of seven large investment projects realized in the region, including about forty percent fall to the share of RUSAGRO Group, and in sales proceeds of agricultural production the agroholding occupies about seventeen percent. In article the author gave a number of examples of inefficient use of public funds at implementation of investment projects that led to emergence of large state obligations at the regional level. In article the author made the conclusion about need of correction of the existing mechanism of support of development of agricultural industry which has to consider the positive and negative experience accumulated for the last ten years of implementation of the National project «Development of Agrarian and Industrial Complex».

Key words: agricultural industry, agro-industrial complex, state program, agroholding, investment credits, state subsidies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.