Научная статья на тему 'Управление размещением заказов для муниципальных нужд Курской области как важнейший элемент государственного регулирования расходования бюджетных средств'

Управление размещением заказов для муниципальных нужд Курской области как важнейший элемент государственного регулирования расходования бюджетных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА ГОСЗАКУПОК / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / РЕФОРМА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / purchases reorganization / government order / municipal purchases / reorganization of government purchasing system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подосинников Е. Ю.

В статье затрагиваются актуальные вопросы государственных закупок для муниципальных нужд на современном этапе развития. Приводятся региональные данные фактологические и статистические, отражающие состояние проблемы. Предлагаются пути оптимизации системы муниципального заказа в условиях Курской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORDER PLACEMENT MANAGEMENT FOR MUNICIPAL NEEDS AS AN ESSENTIAL GOVERNMENT ELEMENT OF BUDGETARY COSTS ADMINISTRATION

The article comes across topical questions of government purchases for municipal needs at the contemporary development period. Factual and statistic data reflecting the essence of the problem are provided. The means of municipal order optimization in terms of Kursk region are proposed.

Текст научной работы на тему «Управление размещением заказов для муниципальных нужд Курской области как важнейший элемент государственного регулирования расходования бюджетных средств»

УДК 338.24.021.8

УПРАВЛЕНИЕ РАЗМЕЩЕНИЕМ ЗАКАЗОВ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

© 2014 Е. Ю. Подосинников

канд. полит. наук, доцент каф. менеджмента и государственного и муниципального управления e-mail: _ podosinnikov_e _u@mail. ru

Курский государственный университет

В статье затрагиваются актуальные вопросы государственных закупок для муниципальных нужд на современном этапе развития. Приводятся региональные данные - фактологические и статистические, отражающие состояние проблемы. Предлагаются пути оптимизации системы муниципального заказа в условиях Курской области.

Ключевые слова: реформа госзакупок, государственный заказ,

муниципальные закупки, реформа системы государственных закупок.

В последнее десятилетие в сфере управления общественными (государственными и муниципальными) финансами проведен ряд реформ, охвативших бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В ходе реформ определены новые требования к информации о деятельности публично-правовых образований в финансовой сфере, возникли новые информационные потоки, обрабатываемые локальными автоматизированными информационными системами, возросла роль и ответственность участников бюджетного процесса муниципального уровня1.

Во всем мире система государственных закупок имеет решающее значение для экономики страны, только в странах Евросоюза система госзаказа составляет около 2530 % ВВП. Объем российского рынка госзаказа составляет около 13% ВВП. По данным Министерства финансов, Российской Федерации объем ВВП России за 2012 г. составил в текущих ценах 62 трлн 599,1 млрд рублей. Индекс физического объема ВВП относительно 2011 г. - 103,4%2.

Государственные закупки занимают значительное место в затратной части бюджета большинства развитых стран и являются действенным инструментом управления экономикой. Посредством государственных контрактов многие государства решают свои социально-экономические проблемы, а также обеспечивают проведение научных исследований, создание и внедрение новых технологий и разработок. В связи с этим проблемы организации государственных закупок всегда актуальны и интерес к системе госзакупок во всем мире остается высоким.

1 Подосинников Е.Ю. Реализация Федерального Закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (статья) // Экономика, государство и общество в XXI веке. Материалы научно-практической конференции в рамках Х1 Румянцевских чтений. Курск: Изд-во «Деловая полиграфия», 2012. С. 29-36.

2 Информационно-аналитический раздел официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://info.minfin.ru/gdp.php.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Общий объем размещенных в 2012 г. государственных и муниципальных заказов превысил 8 трлн руб., из которых более 60% были размещены с нарушениями, заявил президент РФ Владимир Путин на заседании Госсовета в Кремле 4 октября 2013 г.3

Важнейшим элементом системы государственного регулирования является оптимизация расходов государственного бюджета. За счет бюджета производятся закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Современное государство является самым крупным потребителем, и на его нужды ежегодно тратятся значительные суммы средств налогоплательщиков.

Государственные закупки осуществляются в соответствии со специально разработанными процедурами и правилами, закрепленными в законодательстве. Основообразующим нормативным актом в области госзакупок РФ является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»4. Этот закон в первую очередь направлен на развитие конкуренции, повышение прозрачности действий чиновников, искоренение коррупции.

Федеральный закон № 44-ФЗ действует с 1 января 2014 г., и по состоянию на 1 сентября 2014 вступила в силу уже третья редакция закона (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ)5.

Одними из основных принципов Федеральный закон № 44-ФЗ являются принципы максимальной информированности, единства контрактной системы, профессионализма заказчика, обеспечения инноваций. В Российской Федерации впервые предусматривается создание и поддержание в актуальном состоянии в сети Интернет доступных для свободного просмотра реестров, которые содержат исчерпывающие сведения о заключенных контрактах.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2006 г. № 117 «О федеральном органе исполнительной власти,

уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов»6 7 таким органом исполнительной власти с 1 января 2007 года является Федеральное казначейство.

Порядок ведения реестра контрактов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения,

7

составляющие государственную тайну» .

Для органов Федерального казначейства ведение реестра государственных контрактов заключается:

1) в приеме сведений о государственных контрактах от государственных заказчиков по территориальному признаку,

2) регистрации каждого государственного контракта с присвоением ему уникального реестрового номера,

3 Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/news/19359.

4 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. №14. Ст. 1652.

5 Правовой сервер Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2006 г. № 117 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов» // Российская газета. 2006. №48.

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» // Собрание законодательства РФ. 09.12.2013. №49 (Ч. VII). Ст. 6427.

Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3

Подосинников Е. Ю. Управление размещением заказов для муниципальных нужд Курской области как важнейший элемент государственного регулирования расходования бюджетных средств

3) передаче сформированных в прикладном программном обеспечении соответствующих реестровых записей в электронном виде по защищенным каналам связи с электронной цифровой подписью в центральный аппарат Федерального казначейства для размещения на официальном сайте в сети Интернет. Реестр контрактов размещается и ежедневно в начале рабочего дня приводится Федеральным казначейством в актуальное состояние на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - ООС) по электронному адресу http://www.zakupki.gov.ru8.

В Федеральном казначействе получаемые в электронном виде реестровые записи включаются в реестр государственных контрактов. Сформированный реестр контрактов ежедневно размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.

С 1 января 2007 г. в Федеральном казначействе и большинстве его территориальных органов созданы специализированные структурные подразделения -отделы ведения федеральных реестров, на которые возложены полномочия по ведению реестра государственных контрактов. В Управлении Федерального казначейства по Курской области был создан новый отдел - отдел ведения федеральных реестров, выполняющий новую функцию по ведению реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов.

Во исполнение полномочий по выдаче представителям заказчиков сертификатов ключей ЭЦП Управление осуществляет прием и проверку сведений об организации для регистрации и работы на ООС. Используются официальные данные УФК по Курской области; по состоянию на 1 января 2014 г. в сводный перечень заказчиков в Курском регионе включено 3000 организаций, из них:

- 147 (4,9 %) - федеральный уровень бюджета,

- 374 (12,5 %) - бюджет субъекта Российской Федерации,

- 2311 (77 %) - местный бюджет,

- 21 - бюджет Г осударственного внебюджетного фонда,

- 1 - бюджет территориального государственного внебюджетного фонда,

- 140 - средства юридических лиц, 6 - иные организации9 (см. рис.).

8 Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. URL: http://www.zakupki.gov.ru.

9 Интернет-портал Управления Федерального казначейства по Курской области. URL:

http://kursk.roskazna.ru.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Организации Курской области, включенные в сводный перечень заказчиков по состоянию на 1 октября 2013 г.

Количество участников бюджетного процесса муниципального уровня в Курской области - 2311 организаций (77 % от общего количества организаций), что подтверждает тезис о высокой значимости муниципальных закупок, как важнейшего элемента государственного регулирования расходования бюджетных средств. Для оптимизации системы муниципального заказа необходимо сформулировать и решить основные группы вопросов.

Во-первых, сделать процедуру государственных закупок в России максимально прозрачной. Подотчетное обществу государство должно быть эффективным и иметь иммунитет к коррупции, что чрезвычайно актуально для России. А для того чтобы государство таким стало, надо ввести, с одной стороны, электронный учет, электронный доступ к информации, а с другой - независимый аудит, беспристрастное рассмотрение споров и т.д.

Другая часть вопросов связана с оценкой эффективности этих процедур путем сопоставления результатов конкурсов, мониторинга цен, выявления нарушений и т. д. Здесь нужна большая работа не только со стороны государственных и муниципальных органов, но и со стороны общества, на основе подзаконных нормативных правовых актов, которые уже действуют и которые необходимо еще принять.

Необходимо создать действенную инфраструктуру по совершению сделок и заключению контрактов в электронной форме. При этом следует говорить о широко

Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3

Подосинников Е. Ю. Управление размещением заказов для муниципальных нужд Курской области как важнейший элемент государственного регулирования расходования бюджетных средств

распределенной системе с любым количеством электронных торговых площадок, что приведет нас к созданию единого, в первую очередь информационного, пространства по государственным закупкам в международном масштабе. С практической точки зрения важнейшую составляющую инфраструктуры системы электронных государственных закупок, или системы электронных торгов, сегодня представляет собой портал государственных закупок. Чтобы соответствовать требованиям современного рынка, государство должно стать электронным10 11.

Имеющееся отставание системы государственных закупок от соответствующих европейских стандартов дает России возможность в ускоренном порядке совершить правовую реформу и восполнить имеющиеся пустоты современными проверенными нормами.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ в рамках проекта №14-12-46006

10 Подосинников Е.Ю., Власов А.А. Региональные аспекты функционирования официального сайта РФ для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (статья) // XXI век: образование и духовно-нравственное воспитание: сб. ст. III Клыковские чтения в рамках

11 Межрегионального форума с международным участием «Поколение: новый взгляд»: материалы науч.-практ. конф. преподавателей вузов и ссузов. Курск: Деловая полиграфия 2012. С. 44-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.