Научная статья на тему 'Развитие системы бюджетных закупок в России'

Развитие системы бюджетных закупок в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / ТОРГИ / АУКЦИОН / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маланичев Сергей Александрович

Рассматриваются основные направления и периоды развития системы государственных и муниципальных закупок, проводится сравнение программ, реализуемых при внедрении в бюджет программно-целевого метода планирования, предлагаются мероприятия по дальнейшему совершенствованию бюджетного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы бюджетных закупок в России»

МАЛАНИЧЕВ Сергей Александрович

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент руководитель Центрального отделения г. Екатеринбурга

Управление Федерального казначейства по Свердловской области

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. Хохрякова, 87 Контактный телефон: (343) 257-77-55 e-mail: [email protected]

Развитие системы бюджетных закупок в России

Ключевые слова: государственные, муниципальные закупки; торги; аукцион; официальный сайт; государственный контракт.

Аннотация. Рассматриваются основные направления и периоды развития системы государственных и муниципальных закупок, проводится сравнение программ, реализуемых при внедрении в бюджет программно-целевого метода планирования, предлагаются мероприятия по дальнейшему совершенствованию бюджетного процесса.

Мировым сообществом выработана система организации государственных закупок продукции, работ и услуг, обеспечивающая существенную экономию средств государственного бюджета на основе принципов гласности, открытости, состязательности, экономичности и подотчетности. Эта система носит название «прокъюремент» и включает совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально удовлетворить потребности покупателя при проведении закупочной кампании посредством конкурсных торгов.

В условиях конкуренции покупатель должен найти поставщика, который может предложить минимальную цену на предлагаемые товары, работы и услуги, а также выполнить другие существенные для покупателя условия (дополнительные требования к качеству продукции, срокам поставки, формам и срокам платежей и т. д.). На поиск такого контрагента по торговой сделке и направлены все процедуры, проводимые в рамках прокъюремента. Конкурсный (тендерный) отбор представляет собой наиболее перспективную форму закупки, так как в наибольшей степени соответствует экономической системе свободного рынка и обеспечивает рационализацию финансовых потоков.

В России с принятием Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. сделан существенный шаг по регламентированию процедур эффективного использования средств бюджета [1]. Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; устанавливает единый порядок размещения заказов, за счет расширения и стимулирования участия физических и юридических лиц в конкурсном отборе развивает добросовестную конкуренцию, обеспечивает гласность и прозрачность размещения заказов, что предотвращает коррупцию и другие злоупотребления в этой сфере.

С целью успешной реализации Закона № 94-ФЗ принят ряд нормативно-правовых актов и внесены изменения в него. В результате совершенствования механизма государственных закупок обеспечивается транспарентность процедуры размещения заказов. В Интернете размещается информация - от сведений о заключении контракта до извещения об его исполнении; о требованиях к участникам торгов, предусматривающих при необходимости наличие лицензии; о финансовых гарантиях исполнения

© Маланичев С. А., 2010

контрактов; о недобросовестных поставщиках с целью возможности отстранения их от участия в последующих торгах. Кроме того, определен закрытый перечень фактов размещения заказа у единственного поставщика, предусмотрены обязательность размещения до 20% объема заказа у субъектов малого предпринимательства, процедура обжалования действий заказчика, а также административной ответственности за недобросовестное исполнение обязательств поставщиками.

В федеральном бюджете уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение Реестра государственных контрактов Российской Федерации, является Федеральное казначейство. В результате создание информационной базы, в которую по состоянию на конец 2009 г. включены сведения об 1 396 736 государственных контрактах на сумму 5 380,00 млрд р. [2].

Основная цель ведения Реестра связана с возможностью государственного контроля расходования бюджетных средств, в том числе изменения объема лимитов бюджетных обязательств, направляемых на заключение государственных контрактов. Показателем эффективности использования бюджетных средств в этом случае может являться уровень контрактации бюджетных ассигнований, выделяемых главным распорядителям бюджетных средств. По методике, предложенной Федеральным казначейством, уровень контрактации рассчитывается как процентное соотношение суммы государственных контрактов, включенных в Реестр и подлежащих оплате (оплаченных) в финансовом году, и суммы доведенных до главных распорядителей лимитов бюджетных обязательств.

Информация о контрактации доведенных лимитов бюджетных обязательств еженедельно передается в Минфин и Правительство Российской Федерации. За второе полугодие 2009 г. отмечен рост уровня контрактации бюджетных средств с 50,7 до 81,2%, что свидетельствует об активизации деятельности заказчиков по заключению контрактов и представлению сведений в Федеральное казначейство [2].

Автором проведен анализ данных по госконтрактам, представляемых получателями средств федерального бюджета в территориальные органы Федерального казначейства Свердловской области. В 2007 г. сведения о государственных контрактах представили 450 государственных заказчиков, или 53,0% общего количества получателей средств бюджета. На сайт Федерального казначейства передано 19 275 реестровых записей по 10 489 государственным контрактам на сумму более 16,05 млрд р.

Следует отметить, что заявительный порядок представления сведений о контрактах не обеспечивает обязательности его выполнения получателями средств бюджета. В 2009 г. сведения представляли 59,0% получателей средств бюджета и 84,0% территориальных органов государственных внебюджетных фондов области. Управлением по Свердловской области в Федеральное казначейство направлено 34 133 реестровых записи по 15 513 государственным контрактам на сумму более 20,1 млрд р. В сравнении с показателями предыдущего года количество реестровых записей возросло в 1,18 раза, заключенных государственных контрактов - в 1,19, а общая цена государственных контрактов - в 1,04 раза.

Наиболее крупными заказчиками были бюджетные учреждения Министерства высшего профессионального образования (25,0% сведений), Министерства внутренних дел (11,0%), Федеральной службы исполнения наказаний (11,0%). В результате анализа выявлено, что размещение заказа осуществлялось в основном методом запроса котировок (49,0% общего количества контрактов). Применялись и другие способы, например размещение у единственного поставщика - 19,0% контрактов, открытый конкурс -7,0%, аукцион - 25,0%, в том числе в электронной форме - 1,0%.

По мнению автора, при конкурсном размещении заказов на закупку товаров, выполнение работ, услуг для государственных нужд остаются нерешенными целый ряд проблем.

В частности, нарушаются сроки проведения отдельных процедур конкурса, некачественно подготавливается конкурсная документация, изменяются условия конкурса в ходе его проведения, неправильно определяется победитель. Действующая система закупок излишне децентрализована. Большое количество бюджетополучателей выполняют функции государственных заказчиков, что приводит к существенному снижению эффективности, так как объемы закупок невелики, а затраты на закупочную деятельность неоправданно высоки. Значительная доля контрактов заключается методом котировок и размещения заказов у единственного поставщика, т. е. практически без конкурса. Удалить из Реестра ошибочно представленные государственными заказчиками сведения невозможно; в Реестр включаются договоры, не подлежащие размещению (на сумму до 100 тыс. р.). В то же время отсутствуют контракты, заключенные заказчиками до вступления в силу действующего закона, казначейство при санкционировании расходов не проверяет оплачиваемые бюджетные обязательства на предмет размещения сведений о контракте в Реестре Российской Федерации.

Устранение недостатков в системе обеспечения государственных заказов должно быть направлено на сокращение количества государственных заказчиков, осуществляющих закупки, и экономию бюджетных средств за счет концентрации объема приобретаемых товаров, выполняемых работ, услуг. Обязательно также легитимное участие в этом процессе государственных структур, включающихся в конкуренцию при реализации бюджетных услуг, а также контроль со стороны общественности за бюджетными расходами.

В 2011 г. предусмотрено создание общероссийского официального сайта контрактов бюджетов всех уровней. Участники бюджетного процесса самостоятельно будут размещать сведения о заключенных ими контрактах. Уполномоченным органом, отвечающим за функционирование сайта, определено Федеральное казначейство. В настоящее время территориальные органы казначейства занимаются регистрацией пользователей сайтом. При этом необходимо сформировать сводный перечень заказчиков и выдать более 10,0 млн сертификатов электронно-цифровых подписей.

Повышения качества ведения Реестра контрактов Федеральным казначейством, а также эффективности аналитической работы на базе содержащихся в нем данных, по нашему мнению, можно достичь путем внесения изменений и поправок в действующие нормативно-правовые акты, а именно:

1. Закрепить за государственными заказчиками обязанность предоставления в территориальный орган казначейства при регистрации бюджетных обязательств получателями средств бюджета государственных контрактов, служащих основанием для его принятия. Это исключит необходимость представления контракта на этапе санкционирования при подаче в казначейство заявки на кассовый расход.

2. Наделить территориальные органы казначейства полномочиями по санкционированию оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета только в случае размещения государственного контракта на официальном сайте, за исключением иных гражданско-правовых договоров.

3. Обязать государственных заказчиков размещать на сайте уточненные сведения о контракте в случае изменений реквизитов заказчика, кодов бюджетной классификации, графика оплаты.

4. Закрепить за государственными заказчиками обязанность размещения на сайте сведений о контрактах, заключенных у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) вне зависимости от суммы контракта.

5. Исключить из практики метод запроса котировок, заменив его краткосрочным электронным аукционом.

Резюмируя изложенное, можно констатировать, что вопросы оптимизации бюджетных расходов системы государственных заказов и закупок крайне актуальны. Работа

должна быть построена на взаимной увязке процесса формирования государственных заказов и закупок с бюджетным процессом. При этом приоритетные государственные нужды должны быть отражены в документах, определяющих порядок исполнения бюджета.

Источники

1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : Федер. закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

2. Доклад о результатах работы Федерального казначейства в 2009 г. и основных направлениях деятельности на 2010-2012 гг. Режим доступа : www.roskazna.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.