Научная статья на тему 'Федеральная контрактная система: региональные аспекты внедрения (в условиях Курской области)[1]'

Федеральная контрактная система: региональные аспекты внедрения (в условиях Курской области)[1] Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / ГОСЗАКУПКИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ЗАКОН № 44-ФЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подосинников Е. Ю., Власов А. А., Голощапова Л. В.

В статье затрагиваются актуальные вопросы государственных закупок для муниципальных нужд на современном этапе развития. Государственные закупки производятся на всех уровнях бюджета (федеральном, региональном и муниципальном), при этом количество участников бюджетного процесса на каждом уровне различно. Приводятся региональные данные по Курской области фактологические и статистические, отражающие состояние проблемы. В статье используются ведомственные данные Управления Федерального казначейства по Курской области, подтверждающие тезис о количестве заказчиков муниципального уровня и доле муниципального заказа в системе государственных закупок Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подосинников Е. Ю., Власов А. А., Голощапова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральная контрактная система: региональные аспекты внедрения (в условиях Курской области)[1]»

УДК 338.001.36

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ (В УСЛОВИЯХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)1

12 3

© 2015 Е.Ю. Подосинников , А.А. Власов , Л.В. Голощапова

1канд. полит. наук, доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления e-mail: podosinnikov_e_u@mail.ru

Курский государственный университет

2канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга, организации и технологии коммерции e-mail: vlasov046@,mail.ru

Курский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

3канд. экон. наук, доцент кафедры « Управление персоналом» e-mail: cool.lvg2012@yandex.ru

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

(РАНХиГС)

В статье затрагиваются актуальные вопросы государственных закупок для муниципальных нужд на современном этапе развития. Государственные закупки производятся на всех уровнях бюджета (федеральном, региональном и муниципальном), при этом количество участников бюджетного процесса на каждом уровне различно. Приводятся региональные данные по Курской области - фактологические и статистические, - отражающие состояние проблемы. В статье используются ведомственные данные Управления Федерального казначейства по Курской области, подтверждающие тезис о количестве заказчиков муниципального уровня и доле муниципального заказа в системе государственных закупок Российской Федерации.

Ключевые слова: государственные и муниципальные нужды, госзакупки, Федеральная контрактная система, Закон № 44-ФЗ.

1 января 2014 г. вступила в силу большая часть положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для отдельных норм предусмотрены более поздние сроки вступления в силу. В полном объеме Закон № 44-ФЗ начнет действовать с 1 января 2017 г.

Закон № 44-ФЗ регулирует отношения в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - госзакупки), он заменил Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ)2.

1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ в рамках проекта №14-12-46006

2 Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru

Согласно Закону № 44-ФЗ в сфере госзакупок предусмотрены значительные изменения правил. Поправки коснулись как деятельности государственных и муниципальных заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельности участников госзакупок. В Российской Федерации создана контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система), которая включает участников контрактной системы и осуществляемые ими действия, направленные на удовлетворение государственных и муниципальных нужд. Закон № 44-ФЗ регулирует госзакупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности. При этом значительная часть положений Закона № 94-ФЗ сохранена в новом Законе № 44-ФЗ в той или иной форме.

В дополнение к старым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно Закону № 44-ФЗ введены новые, например конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений [Подосинников, Железняков 2014]. Открытый аукцион проводится только в форме электронного аукциона.

Изменились правила определения начальной цены госконтракта, правила оценки заявок на участие в госзакупках, правила изменения и расторжения госконтракта, правила надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков [Подосинников 2014]. Законом № 44-ФЗ установлены особенности исполнения заключенных контрактов.

Отметим, что многие из новых положений Закона № 44-ФЗ будут применены только после принятия необходимых подзаконных актов. Большую часть из них должно утвердить Правительство РФ. На сегодняшний день, по состоянию на февраль 2015 г., принято около половины таких документов (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 28.12.2013 № З96-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ, от 24.11.2014 № З56-ФЗ, от 01.12.2014 № 416-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ) [1]. Согласно установленному Правительством РФ плану мероприятий по реализации Закона № 44-ФЗ, все необходимые подзаконные акты должны быть приняты до октября 2015 г.

В соответствии со ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2007 г. № 117 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов», с 01 января 2007 г. Федеральное казначейство РФ (ФК) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).

В рамках осуществления функции уполномоченного на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов Управлением Федерального казначейства по Курской области (далее - Управление), как структурным подразделением ФК, осуществляется:

1) прием и контроль комплекта документов для работы на Общероссийском официальном сайте для размещения заказов на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд - www.zakupki.gov.ru (ООС), установленного для каждой из организаций, указанных в Приказе № 4н от 25 марта 2014 г. По каждой организации, работающей на ООС в соответствии с Законом № 44-ФЗ в органах ФК по Курской области сформировано юридическое дело. На 01 января 2015 г. на ООС зарегистрировано 3098 учреждений, из них 581 (18,75 %) -

органы власти; 630 (20,34 %) - бюджетные; 1839 (59,36 %) - казенные; 48 (1,55 %) -автономные3.

2) выдача уполномоченным лицам организаций сертификатов ключей электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Управление с 01 января 2007 г. является удостоверяющим центром по выдаче уполномоченным лицам организаций сертификатов ключей электронно-цифровой подписи ООС по 44-ФЗ, а также с 01 января 2014 г. по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ)4. По состоянию на 01 января 2015 г. зарегистрировано на ООС в реестре организаций Курской области, попадающих под действие 223-ФЗ, 445 организаций;

3) консультация и сопровождение работы пользователей на ООС:

- в Управлении и отделах функционируют рабочие места для оказания помощи в регистрации, размещении информации учреждениями и работы в личном кабинете на Официальном сайте;

- ежедневно осуществляется прием и консультация представителей учреждений в Управлении и территориальных отделах в муниципальных районах Курской области по вопросам предоставления информации, размещения на ООС, получения и использования ключей ЭЦП;

- регулярно в прикладных программных продуктах Управлением направляются сведения об организации (включение, изменение, аннулирование) в Центральный аппарат ФК. За 2014 год направлено сведений об организации - 2072;

- ежедневно проводится мониторинг регистрации и размещения информации учреждениями области.

С 01 июля 2014 г. вступила в силу ст. 35 «Банковское сопровождение контрактов» Закона № 44-ФЗ5. В Управлении зарегистрированы четыре кредитных организации, обратившиеся с целью регистрации на ООС для выдачи банковских гарантий при обеспечении государственных и муниципальных контрактов:

- Курский промышленный банк (открытое акционерное общество);

- Курский региональный филиал Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики (открытое акционерное общество);

- Курский филиал Банка ЗЕНИТ (открытое акционерное общество) в г. Курске;

- Курский региональный филиал Открытого акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк»6.

На основании данных информационно-аналитической системы Федерального казначейства, по Курской области: количество заказов в 2013 г. - 16376, в 2014 г. -42866; количество контрактов в 2013 г. - 13263, в 2014 г. - 35519 (рис. 1, 2).

3 Интернет портал Управления Федерального казначейства по Курской области. URL: http://kursk.roskazna.ru

4 Официальный сайт Федерального казначейства РФ. URL: http://www.roskazna.ru.

5 Сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www1.minfin.ru

'Интернет портал Управления Федерального казначейства по Курской области. URL: http://kursk.roskazna.ru

Кол-во заказов Курской области 2011-2014 гг.

10000

20000

30000

40000

50000

0

Рис. 1. Сравнительный анализ количества заказов Курской области по годам за 2011-2014 гг.

Кол-во контрактов Курской области 2011-2014 гг.

4 3 2 1

0 10000 20000 30000 40000

U35519

U 13263

11377

10549

/ / / /

Рис. 2. Сравнительный анализ количества контрактов Курской области по годам за 2011-2014 гг.

Сравнительный анализ количества заказов и контрактов Курской области по годам позволяет подтвердить тезис о динамическом увеличении количества заказов и контрактов в регионе. Количество заказов в 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличилось в 2,62 раза, или на 262 %, количество контрактов - в 2,68 раза, или на 268 %.

Сравнительный анализ количества заказов и контрактов регионов ЦФО за 2014 г.

№ пп Регион Заказы Сумма размещенных заказов, руб. Контракты Сумма заключенных контрактов, руб.

1 Москва 544 770 7 102 147 323 113,59 460 644 4 744 415 427 767,70

2 Московская обл. 253 354 940 962 651 691,05 209 929 588 538 440 146,78

3 Воронежская обл. 80 042 146 697 287 902,78 99 163 136 837 445 780,31

4 Ярославская обл. 76 585 74 618 505 805,35 65 504 54 608 171 892,92

5 Липецкая обл. 69 788 66 758 668 518,11 81 121 234 192 755 240,78

6 Владимирская обл. 68 529 68 372 315 546,58 64 613 50 647 218 703,01

7 Белгородская обл. 67 191 114 179 489 226,14 57 280 90 924 781 423,94

8 Калужская обл. 61 674 121 970 068 144,65 53 773 86 571 607 371,29

9 Тульская обл. 57 881 76 402 296 819,56 56 605 58 845 409 119,41

10 Рязанская обл. 51 556 73 602 808 610,87 47 533 56 615 506 712,57

11 Тверская обл. 51 183 143 162 602 954,32 46 919 108 497 737 896,95

12 Брянская обл. 48 457 53 232 016 743,30 38 981 37 587 090 824,52

13 Смоленская обл. 45 737 64 535 509 102,95 35 204 42 431 191 719,14

14 Ивановская обл. 45 284 49 206 621 259,05 40 012 38 027 417 496,34

15 Курская обл. 42 866 53 627 242 558,47 35 519 41 250 148 762,78

16 Орловская обл. 41 495 86 639 532 684,56 37 547 72 831 862 296,60

17 Тамбовская обл. 37 557 105 176 897 013,91 32 823 86 834 723 848,37

18 Костромская обл. 29 009 31 823 669 623,82 43 541 23 706 163 305,87

Сравнительный анализ данных о заказах и контрактах для государственных и муниципальных нужд в регионах Центрального федерального округа за 2014 г. позволил определить место Курской области среди 18 регионов ЦФО: по количеству заказов - 15-е, по количеству контрактов - 16-е.

Таким образом, Закон № 44-ФЗ продолжил качественно изменять систему размещения государственных и муниципальных заказов. Однако он породил и некоторые проблемы, которые не могут единовременно разрешиться в законодательно установленных рамках. Но по ряду аспектов документ стал достаточно прогрессивным, и его применение в регионах ЦФО показывает, что те задачи, которые ставились его принятием, постепенно выполняются, а проблемы правоприменения решаются путем внесения изменений в законодательство.

Библиографический список

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, №14, ст. 1652.

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2006 г. № 117 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов» // Российская газета. №48. 10.03.2006.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» // Собрание законодательства РФ, 09.12.2013, №49 (часть VII), ст. 6427.

Подосинников Е.Ю., Власов А.А. Совершенствование процедур и методов государственного управления инструментами организации информационных потоков в сфере управления общественными финансами (учебно-методическое пособие). Курск: Персона - Принт, 2014. 110 с.

Подосинников Е.Ю., Железняков С. С. Внедрение и развитие элементов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Курской области. Курск: Изд-во Юго-Запад. гос. ун-т, 2014. 107 с.

Подосинников Е.Ю. Особенности управления размещением заказов для муниципальных нужд Курской области как важнейшего элемента государственного регулирования расходования бюджетных средств // Среднерусский вестник общественных наук. Орел, 2014. №6 (36). С. 69-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.