Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учащиеся / одаренность / талант / развитие / управление / общеобразовательная гимназия / образование общее / дополнительное / интеграция. / students / giftedness / talent / development / management / secondary school / General education / additional education / integration

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.О. Домур-Оол, Ч.Т. Сагды, С.Х. Хурен-Оол

В настоящей статье рассмотрен опыт управления процессом развития и поддержки одаренных и талантливых детей МБОУ «Гимназия № 9» г. Кызыла Республики Тыва. Практика работы с одаренными детьми в настоящее время выстраивается на основе Концепции одаренности, разработанной на государственном уровне. Представлены результаты интеграции основного и дополнительного образования как факторы, способствующие развитию школьников в соответствии со своими возможностями. Раскрывается сущность содержания части основной образовательной программы, предлагаемой исполнителями образовательного процесса. Участвуя в апробации межгосударственного проекта «Экология и диалектика» с 1992 по 1998 годы, коллектив школы апробировал и адаптировал интегрированный предмет «Театр» в 1 – 4 классах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE DEVELOPMENT AND SUPPORT OF GIFTED AND TALENTED CHILDREN

The article discusses experience of managing the development process and supporting gifted and talented children of a municipal secondary school No. 9 in Kyzyl, the Republic of Tyva. The practice of working with gifted children is currently being built on the basis of the Conception of giftedness, developed at the state level. The results of the integration of basic and additional education are presented as factors contributing to the development of schoolchildren in accordance with their capabilities. The content of the part of the main educational program offered by the performers of the educational process is revealed. Participating in the approbation of the interstate project “Ecology and Dialectics” from 1992 to 1998, the school teachers have tested and adapted the integrated subject “Theater” in grades 1-4.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»

- современная праздничная культура развивается на фоне пресса западной культуры католических праздников;

- негативный «настрой» молодых граждан России к государственным праздникам;

- трансформации трудовых (профессиональных) праздников в корпоративные;

- наличие в современных праздниках советской атрибутики;

- внедрение в праздничную практику игротерапии, мероприятий народной медицины и «исцеления»;

- составной частью современных праздников становится театральная анимация; детализация военных тем;

- наличие в современных праздниках интерактивного пространства;

- использование современных праздников в рекламе и маркетинге.

В последнее время активно набирают популярность деятельность праздничных агентств. Их условно можно разделить на четыре группы:

I. Агентства полного цикла - это универсальные компании, которые оказывают услуги по организации различных мероприятий (организуют корпоративные мероприятия, деловые мероприятия, частные и др.).

II. Узкоспециализированные агентства - это фирмы, которые занимаются организацией тематических мероприятий для определенных групп населения (только организация свадеб или только детских праздников).

III. Event-агентство (от англ. «event» - событие) - это компания, специализирующаяся на организации и проведении различных мероприятий по заказу клиента (корпоративные и профессиональные праздники, различные презентации, юбилеи компании, конференции, дни рождения, свадьбы и др.).

IV. Фрилансеры - это люди и фирмы, организующие мероприятия различной сложности. Они максимально клиентоориентированы на потребителя.

Рассмотрим перечень услуг, которые могут оказывать праздничные агентства:

• организация корпоративных праздников;

• организация детских праздников;

• организация свадеб;

• организация вечеров досуга;

• организация частных праздников;

• организация симпозиумов и форумов.

Расширенный перечень услуг:

• организация дней рождений, свадеб, выпускных вечеров, корпоративных вечеринок, пикников, встреч новорожденного и мамы из роддома;

• услуги повара;

• услуги официанта;

• разработка меню;

Библиографический список

• закупка продуктов, напитков;

• закупка букетов;

• оформление банкетных залов, помещений, столов;

• предоставление музыкального оформления торжеств;

• выездное обслуживание фуршетных вечеринок;

• видео- и фотосъемка;

• доставка букетов;

• оформление свадебных машин;

• организация культурной программы;

• организация фейерверков.

Маркетинговые услуги:

1. Создание образа престижности фирмы, ее продукции и услуг

2. Создание образа уникальности фирмы, ее отличия от всех других.

3. Информирование о характеристиках товара.

4. Обоснование цен, услуг

5. Доведение до потребителей уникальных свойств товара.

6. Информирование потребителей о месте нахождения фирмы.

7. Информирование о распродажах.

8. Создание позитивного имиджа фирмы.

9. Разработка уникального торгового предложения.

Методы, ориентированные на повышение эффективности продаж:

- информирование потребителя в рекламе о содержании и качестве праздничных услуг;

- указание дополнительных льгот, удобств, экономии;

- спонсорство - участие в затратах на проведение массовых мероприятий (концертов, праздников);

- деятельность по разработке торговой марки продукта (брендинг);

- заключение договора с мелкими фирмами на право действовать от имени крупных корпораций (франчайзинг);

- использование телевидения, телефона в процессах продаж (телемаркетинг).

Таким образом, наше исследование показало интенсивную трансформацию праздничной культуры России, сейчас меняется сущность и содержание праздников. В содержание праздничной культуры России проникают социокультурные технологии маркетинга, мероприятия и процедуры организации профессиональных продаж, групповых коммерческих презентаций. Новой тенденцией трансформации праздничной культуры России становится её использование в территориальном маркетинге и менеджменте бизнеса.

Полученные результаты будут полезны специалистам социально-культурной сферы, организаторам театрализованных представлений и праздников.

1. Шемякин Я.Г. Праздник как историко-культурный феномен: мир идеала и реальность власти: учебно-методическое пособие. Москва, 2008.

2. Гагин В.Н. Создание праздничности. Праздник. 2015; № 6: 16 - 17.

3. Пастернак Б.А. Воздушные пути. Москва, 1992.

4. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург, 1997: 355 - 356.

5. Романова ГА. Социально-педагогические условия сохранения и развития празднично-обрядовых форм народной культуры. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1997.

6. Орлов О.Л. Праздничная культура России. Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2001.

References

1. Shemyakin Ya.G. Prazdnik kak istoriko-kul'turnyj fenomen: mir ideala i real'nost' vlasti: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2008.

2. Gagin V.N. Sozdanie prazdnichnosti. Prazdnik. 2015; № 6: 16 - 17.

3. Pasternak B.A. Vozdushnye puti. Moskva, 1992.

4. Kul'turologiya. XX vek. Slovar'. Sankt-Peterburg, 1997: 355 - 356.

5. Romanova G.A. Social'no-pedagogicheskie usloviya sohraneniya i razvitiya prazdnichno-obryadovyh form narodnoj kultury. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.

6. Orlov O.L. Prazdnichnaya kul'tura Rossii. Sankt-Peterburg: SPbGUKI, 2001.

Статья поступила в редакцию 12.11.20

УДК 378

Domur-ool V.O., methodologist of additional education, MBOU Gymnasium No. 9, People's Teacher of Republic of Tyva (Kyzyl, Russia)

Sagdy Ch.T., Doctor of Sciences (Biology), Professor, Kyzyl Pedagogical Institute, Tuva State University(Kyzyl, Russia),

E-mail: chechekmaas@mail.ru

Khuren-ool S.Kh, Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Kyzyl Pedagogical Institute, Tuva State University (Kyzyl, Russia),

E-mail: stella.khuren-ool@yandex.ru

MANAGING THE DEVELOPMENT AND SUPPORT OF GIFTED AND TALENTED CHILDREN. The article discusses experience of managing the development process and supporting gifted and talented children of a municipal secondary school No. 9 in Kyzyl, the Republic of Tyva. The practice of working with gifted children is currently being built on the basis of the Conception of giftedness, developed at the state level. The results of the integration of basic and additional education are presented as factors contributing to the development of schoolchildren in accordance with their capabilities. The content of the part of the main educational program offered by the performers of the educational process is revealed. Participating in the approbation of the interstate project "Ecology and Dialectics" from 1992 to 1998, the school teachers have tested and adapted the integrated subject "Theater" in grades 1-4.

Key words: students, giftedness, talent, development, management, secondary school, General education, additional education, integration.

B.О. Домур-оол, методист дополнительного образования МБОУ «Гимназия № 9» г. Кызыла, г. Кызыл

Ч.Т. Сагды, д-р биол. наук, проф., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Е-швИ: chechekmaas@mail.ru

C.Х. Хурен-оол, канд. ист. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Е^И: stella.khuren-ool@yandex.ru

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ

В настоящей статье рассмотрен опыт управления процессом развития и поддержки одаренных и талантливых детей МБОУ «Гимназия № 9» г Кызыла Республики Тыва. Практика работы с одаренными детьми в настоящее время выстраивается на основе Концепции одаренности, разработанной на государственном уровне. Представлены результаты интеграции основного и дополнительного образования как факторы, способствующие развитию школьников в соответствии со своими возможностями. Раскрывается сущность содержания части основной образовательной программы, предлагаемой исполнителями образовательного процесса. Участвуя в апробации межгосударственного проекта «Экология и диалектика» с 1992 по 1998 годы, коллектив школы апробировал и адаптировал интегрированный предмет «Театр» в 1 - 4 классах.

Ключевые слова: учащиеся, одаренность, талант, развитие, управление, общеобразовательная гимназия, образование общее, дополнительное, интеграция.

Российскому образованию необходимо формировать человека, обладающего нестандартным одаренным мышлением, творческим воображением, лидерскими качествами, способными взять на себя ответственность в решении задач экономического и экологического, политологического и культурологического порядка [1].

Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей человека в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [2; 3].

Практика работы с одаренными детьми в настоящее время выстраивается на основе Концепции одаренности, разработанной на государственном уровне. В Концепции дан анализ всего сложного переплетения семейных, школьных, личностных проблем одаренных детей с целью ориентации психолога и преподавателя на причины, порождающие эти проблемы, а также характер необходимой помощи [3]. Исходя из этого, в практической работе со школьниками вместо понятия «одаренный» чаще используют понятие «признаки одаренности» с учетом двух аспектов поведения одаренных детей: инструментального и мотивационно-го [3; 4]. Выбор методов работы с одаренными детьми и психодиагностических процедур определяется исходной Концепцией одаренности.

Одаренный ребенок с инструментальным аспектом поведения отличается с раннего возраста высоким уровнем способности к самообучению, увлеченностью общими идеями, склонностью отыскивать и формулировать общие закономерности, способностью видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей [3; 5].

Одаренный ребенок с мотивационным аспектом поведения отличается повышенной избирательной чувствительностью и наличием интенсивной склонности к определенному виду деятельности, поразительным упорством и трудолюбием, которые приводят к использованию и изобретению новых способов деятельности, выдвижению новых целей деятельности за счет более глубокого овладения увлеченным предметом [3; 5].

Следует подчеркнуть, что поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны [5].

С учетом вышесказанного отметим, что объектом настоящего исследования является изучение и анализ интеграции основного и дополнительного образования в процессе перехода обыкновенной общеобразовательной школы в новый его тип - гимназию (МБОУ «Гимназия № 9» г Кызыла Республики Тыва) как педагогический процесс для выявления, поддержки и развития одаренных и талантливых детей [6; 7].

Участвуя в апробации межгосударственного проекта «Экология и диалектика» с 1992 по 1998 годы, в школе адаптирован интегрированный предмет «Театр» в 1 - 4 классах. Параллельно построена к школе пристройка - школьный театр на 220 мест. Сцена зрительного зала была оборудована соответствующими осветителями и движущей сценой. Есть костюмерный кабинет, хоровой класс, малые классы-кабинеты для репетиций, место для музыкального управления.

Реализуя социальный проект дополнительного образования «Живительный родник», школа формирует блок дополнительного образования по следующим направлениям:

- познавательно-развивающие кружки для младших школьников: объединения «Чечен-Мерген» и «Уран чугаа» (риторики), «Интеграл» (логика), Ритмика, «Бумажная вселенная»;

- учебно-научно-исследовательские кружки, составляющие основу научного ученического отряда: «Слово», «Юный эколог», «Музееведение», «Историческая этнография»;

- Художественно-эстетические направления по ступеням образования сроком на 3 года обучения. Студия «Мир песен»: «Магия песни», «Радость», «Ложкари» (вокальные ансамбли), вокально-хоровой кружок, Хеемей (горловое пение); Студия «Мир танца»: «Дангыналар» (танцы народов мира), «8зумнер» и «Хулумзуруг» (тувинские национальные), «Первый шаг» (бальные), «Ангелочки» (современные); Театральная студия «Тос-Карак»: «Теремок», «Звездочки», «Уран сеске чалгынналгаш...» и «Дамырак» (художественное чтение и сцениче-

ская речь); «Амырга» (фольклорно-этнографический ансамбль), «Капелька» (музыкально-инструментальный ансамбль); Изостудия: «Юный художник», «Юный оформитель», «Судомоделирование»;

- объединение декоративно-прикладных и народно-художественных промыслов: «Юный камнерез», «Шьем сами», «Юный модельер», «Узелок»», «Бисеринка», «Мастерица» (работа с кожей), «Юный дизайнер», «Столярное дело»;

- соиально-психолого-валеологическое направление: в клубе «Спортивный лидер» работают секции волейбола, баскетбола, каратэ; за пределами школы - «Хоккей с мячом», «Любительская и спортивная лыжи», «Стрельба из лука»; в клубе «Начын» функционируют секции вольной борьбы и борьба «Хуреш», в физзале - лечебной физкультуры «Здоровье»; в кабинете «Шыдыраа» - факультативные уроки по шахматам (1 - 4 кл.) и кружки «Шахматы» и «Хел шыдыраа» (национальный вид шахмат). В кабинете-кухни «Хозяюшка» дети знакомятся с национальными блюдами, учатся консервировать овощи, фрукты, готовить салаты и т.д. В музее «Юрта» создан республиканский центр Народоведения, проходят занятия учебно-научно-исследовательских кружков. В клубе «Эхо Саян» есть объединения «Милосердие» (кружок волонторов), «Светофор» (кружок юристов), «Юный друг милиции» (кружок юристов), «Проба пера» (кружок начинающего поэта и писателя);

- рекламно-информационное направление: радио-, видеоцентр «Свой голос», «Школьные вести» (школьная газета), «Юные корреспонденты».

Изначально вся структура дополнительного образования детей проектирована из содержания предметов основной образовательной программы [7]: предмет школьного компонента «Народная педагогика» перерастает в фольклор-но-этнографические группы с национальными инструментами, национальными танцами. Из учебных уроков «Театр» в 1 - 4 классах продолжает работу в дополнительном образовании детский театр «Дос-Карак» с камерной мастерской, который перерос в самостоятельный школьный музыкально-драматический театр «Планетарий» со всеми удобствами для юных «артистов».

Из содержания уроков «Технология» спроектированы мастерские прикладного народного ремесла, костюмерная для детского театра и художественной самодеятельности (обработка дерева, камня, металла, кости, ткани и т.д.). Из уроков изобразительной деятельности родилась изостудия. Уроки музыки дали начало разработке программ для хоровой и вокальных групп. Из программы «Ритмика» «выросли» соответствующие программы разновозрастных и разножанровых танцевальных кружков по интересам детей с квалифицированными педагогами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом желания и способностей детей по математике сформировали кружки «Логика» и «Шахматы», начиная с начальных классов с профессиональными педагогами при использовании компьютерной техники. Уроки физической культуры продолжаются в различных спортивных секциях. Для выравнивания здоровья детей разработана программа лечебной физкультуры. Создан также разновозрастной спортивный клуб «Начын».

Обобщая успеваемость и достижения детей по языкам, из уроков русского языка и литературы, тувинского языка и литературы, английского и монгольского языков спроектированы с учетом ступеней образования кружки «Художественного чтения», «Литературы». Для углубленного изучения ведущих предметов в начальных классах по 10 часов в 5 - 7 классах работают факультативы, в 8 - 11 классах - элективные курсы и спецкурсы.

В 2003 году была защищена программа гимназии с дополнительным образованием детей [7]. В дополнительном образовании гимназии работает 31 педагог: высококвалифицированные, заслуженные работники культуры, искусства, театра, мастера-дизайнеры по дереву, ткани, кожи, знатоки народного творчества.

Разнообразие направлений дополнительного образования позволяет решать одну из основных задач - выявление, развитие и поддержка одаренных и талантливых детей.

Как видим, в настоящей гимназии к общему образованию интегрирована солидная инфраструктура дополнительного образования, на основе чего появ-

ляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей учащихся и их реального самоутверждения.

В каждом классе налажена связь классного руководителя, родителя и педагога дополнительного образования детей. Основная цель их взаимодействия - помочь ученику раскрыть его способности и таланты. Все направления методической работы осуществлялись в соответствии с общими педагогическими принципами: актуальность, научность, системность, преемственность и непрерывность. Предусмотрены принцип массовости и последовательности в разработке и реализации программы дополнительного образования с трехгодичной продолжительностью. Именно такая продолжительность дает возможность правильно выявлять одаренность и поддерживать таланты обучающихся с отслеживанием уровня их развития и реализацией индивидуальных и групповых программ.

Речевое развитие рассматривается как одно из важнейших средств развития интеллектуальной, эмоциональной и практической деятельности школьников. Надо отметить роль факультатива «Сказки, былины, пословицы, поговорки и загадки» для 1 - 4 классов, где использовалось активное монологическое рассказывание, мотивированное коммуникативными ситуациями, устное и письменное сочинительство. Велика роль театрального творчества, где обязательным условием является овладение детьми основой сценической речи на русском и тувинском языках. В частности, бесценным руководством явилась монографическая книга «Тыва сцена чугаазы» канд. филол. наук Будуп Б.К., где глубоко изучены дикция и орфоэпия в свете многолетней преподавательской деятельности в тувинской национальной студии при Московском театральном училище имени Б.В. Щукина.

Внимательное наблюдение психологов, учителей-предметников, классных руководителей и педагогов дополнительного образования были целенаправле-ны на выявление 9 видов личностных качеств учащихся: любознательность, сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость (целеустремленность), перфекционизм (требовательность к результатам собственной деятельности).

Эти данные использовались в процессе развития и поддержки одаренных и талантливых детей, однако никогда наглядное разделение учащихся по тем или иным качествам одаренности или личностным качествам не проводилось, отношение ко всем детям одинаково. Интеграция основного образования с дополнительным приводит к конструктивному обновлению всех сфер образования в гимназии: духовной, культурной, социальной [8]. Все педагоги работают в тесном контакте. Например, при подготовке спектакля музыканты, танцоры, художники, оформители, вокалисты временно объединяются по одной теме. Такие разновозрастные и разножанровые взаимоотношения имеют свои положительные результаты. Дети могут выявить свои истинные желания и способности.

В центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основной задачей каждого учителя-предметника является выбор методов и форм организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика. Учител-пред-

Библиографический список

метник должен обладать глубокими знаниями, методикой преподавания своего предмета, быть тонким психологом и творческой натурой и, главное, любить детей.

В процессе работы с одаренными детьми особое место занимают действия учителя по организации контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, имеющих свои специфические функции. Учителя успешно применяют рейтинговую систему оценивания знаний. Ученик выбирает те виды отчетности, которые соответствуют его возможностям, с одной стороны, и отвечают его интересам, с другой. Роль учителя - руководить процессом творческого развития детей. По мере того, как ученик выполняет определенные задания, которые соответствуют различным уровням: репродуктивному, эвристическому, креативному, он получает соответствующее количество баллов. Овладение суммой знаний и формирование на их основе умений и навыков является делом сугубо индивидуальным. При данной технологии осознание качественной стороны оценки, выраженной в баллах, ориентирует детей не на результат, а на процесс получения - репродуктивный, или творческий, выходящий за пределы учебной программы и рассчитанный на самостоятельное осмысление и творческую переработку материала. По мнению учителей гимназии, рейтинговая система - одна из активных форм личностно ориентированного обучения [8].

Разработка модели интеграции основного и дополнительного образования в единой основной образовательной программе дает возможность гимназии стать федеральной экспериментальной площадкой (ФЭП) Института образовательной политики «Эврика» и авторской школой ФЭП, а также общеобразовательным учреждением, включенным в энциклопедию «Лучшие школы России».

Такие статусы были завоеваны не только в результате деятельности учителей и педагогов гимназии, но и, главное, благодаря результатам учебы и участию одаренных и талантливых учащихся в различных соревнованиях и конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях.

В музее «Юрта» создан цифровой архив успехов учащихся гимназии с фотоматериалами, анализ которого - выявляет массовость участия детей в конкурсно-соревновательных мероприятиях в сфере образования г. Кызыла и республики.

Учащиеся гимназии занимают призовые места на школьных, городских и республиканских научно-практических конференциях, конкурсах, слетах. Среди них - неоднократные победители и призеры чемпионатов города, республики и России. Особой популярностью среди детей пользуются такие виды спорта, как вольная борьба, волейбол, баскетбол, каратэ, шахматы. В стенах гимназии были подготовлены не только кандидаты в мастера спорта, но и мастера спорта. Члены научного общества «Юные экологи» награждены «Бронзовой Никой» Международной олимпиады школ развивающего обучения в г Москве.

Таким образом, настоящее гимназийное образование нацеливает на развитие творческого потенциала личности, формирование гражданской идентичности, патриотизма всего контингента обучающихся.

Расширение дополнительного образования детей и его позитивная интеграция с основным образованием в условиях общеобразовательного учреждения способствует управлению процессом выявления и поддержки одаренных и талантливых детей.

1. Паутова Л.А. Одаренность в России: феномен сквозь прицел социологических опросов. Психологическая наука и образование. 2009; № 4: 50 - 63.

2. Кондратьев М.Ю., Мешкова Н.В. Социально-психологические аспекты работы с одарёнными учащимися: диагностико-исследовательский методический инструментарий, алгоритм интерпретации эмпирики и принципы коррекционной работы: учебно-методическое пособие. Москва: МГППУ 2012.

3. Рабочая концепция одарённости. Ответственный редактор Д.Б. Богоявленская. Москва: МО РФ, 2003.

4. Савенков А.С. Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития. Школьный психолог. 2004; № 30.

5. Духанина Л.Н. Инфраструктура одаренности. Психологическая наука и образование. 2009; № 4: 31 - 40.

6. Емельянова И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности одарённых детей. Начальная школа. 2012; № 9.

7. Домур-оол В.О., Сагды Ч.Т. Особенности содержания образования в национальной гимназии. Проблемы реализации и развития новых образовательных технологий в условиях модернизации образования в Республике Тыва: материалы конференции. Кызыл, 2007: 123 - 126.

8. Домур-оол В.О., Сагды Ч.Т. Интеграция основного и дополнительного образования - условие модернизации и повышения качества общего образования детей. Образование и учитель в XXI в: проблемы и перспективы развития: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Кызыл: РИО ТывГУ, 2010: 18 - 21.

References

1. Pautova L.A. Odarennost' v Rossii: fenomen skvoz' pricel sociologicheskih oprosov. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2009; № 4: 50 - 63.

2. Kondrat'ev M.Yu., Meshkova N.V. Social'no-psihologicheskie aspekty raboty s odarennymi uchaschimisya: diagnostiko-issledovatel'skij metodicheskj instrumental algoritm interpretacii 'empirikiiprincipy korrekcionnojraboty: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: MGPPU, 2012.

3. Rabochaya koncepciya odarennosti. Otvetstvennyj redaktor D.B. Bogoyavlenskaya. Moskva: MO RF, 2003.

4. Savenkov A.S. Odarennye deti i tvorcheskie lyudi: osobennosti psihicheskogo razvitiya. Shkol'nyj psiholog. 2004; № 30.

5. Duhanina L.N. Infrastruktura odarennosti. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 2009; № 4: 31 - 40.

6. Emel'yanova I.E. Osobennosti organizacii issledovatel'skoj deyatel'nosti odarennyh detej. Nachal'naya shkola. 2012; № 9.

7. Domur-ool V.O., Sagdy Ch.T. Osobennosti soderzhaniya obrazovaniya v nacional'noj gimnazii. Problemy realizacii i razvitiya novyh obrazovatel'nyh tehnologij v usloviyah modernizacii obrazovaniya v Respublike Tyva: materialy konferencii. Kyzyl, 2007: 123 - 126.

8. Domur-ool V.O., Sagdy Ch.T. Integraciya osnovnogo i dopolnitel'nogo obrazovaniya - uslovie modernizacii i povysheniya kachestva obschego obrazovaniya detej. Obrazovanie i uchitel' v XXI v: problemy iperspektivy razvitiya: materialy Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kyzyl: RIO TyvGU, 2010: 18 - 21.

Статья поступила в редакцию 10.11.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.