Научная статья на тему 'Управление процессом обеспечения готовности персонала к инновациям в целях упрощения хода инновационного процесса'

Управление процессом обеспечения готовности персонала к инновациям в целях упрощения хода инновационного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATION PROCESS / ИННОВАЦИОННЫЙ ШУМ / INNOVATION NOISE / ПЕРСОНАЛ / STAFF / ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ / WILLINGNESS TO INNOVATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаховская Анна Александровна

В статье рассмотрен процесс обеспечения готовности персонала к инновационной деятельности как составная часть инновационного процесса, его основной подпроцесс с точки зрения социо-подхода и концепции социально-этического менеджмента. Показаны основные возможности влияния на результаты инновационного процесса через управление процессом обеспечения готовности персонала к инновациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of Ensuring Readiness of the Staff to Innovate to Facilitate the Progress of the Innovation Process

The article considers ensuring readiness of the personnel to innovation as an integral part of the innovation process, its main sub-process in terms of socioapproach and the concept of social and ethical management. It shows the basic abilities to influence the results of the innovation process through the management of ensuring readiness of the staff to innovate.

Текст научной работы на тему «Управление процессом обеспечения готовности персонала к инновациям в целях упрощения хода инновационного процесса»

готовность персонала к инновациям

и производительность труда

управление процессом обеспечения

готовности персонала к инновациям

в целях упрощения хода инновационного процесса

Шаховская Анна Александровна

аспирантка факультета экономики и управления, Брянский государственный технический университет [email protected]

_Аннотация

В статье рассмотрен процесс обеспечения готовности персонала к инновационной деятельности как составная часть инновационного процесса, его основной подпроцесс с точки зрения социо-подхода и концепции социально-этического менеджмента. Показаны основные возможности влияния на результаты инновационного процесса через управление процессом обеспечения готовности персонала к инновациям.

Ключевые слова: инновационный процесс, инновационный шум, персонал, готовность к инновациям

Зачастую инновационная деятельность на предприятиях сталкивается с препятствиями, которые затормаживают инновационный процесс либо делают внедрение инноваций невозможным. Очевидно, в таких случаях инновационная деятельность нуждается в корректировке. При коррекции хода инновационного процесса предлагаем особое внимание уделять персоналу, вовлеченному во внедрение инноваций. Именно социум компании, являясь ее ядром и главной движущей силой, может стать причиной остановки инновационного процесса.

В этой связи необходимо акцентировать внимание на показателе готовности персонала к внедрению инноваций. Предлагаем понимать готовность персонала к инновациям как набор

сийское предпринимательство, № 18 (216)/сентябрь 2012

характеристик каждого сотрудника или подразделения в целом, способствующих или препятствующих внедрению инноваций на предприятии. Таким образом, можно различать высокую и низкую инновационную готовность, размерность которой может колебаться от 0 до 1. Высокая готовность персонала к инновациям говорит о значительном превышении положительных характеристик над отрицательными. Влиять на вышеописанный показатель можно, повышая набор положительных характеристик или снижая воздействие отрицательных. К положительным характеристикам можно отнести необходимый и достаточный уровень образования для каждой конкретной должности, уровень мотивации на предприятии, наличие корпоративной культуры и многое другое.

Под отрицательными характеристиками подразумеваются внутренние инновационные шумы, препятствующие нормальному ходу инновационного процесса: недостатки в системе управления, межличностные конфликты [1].

Готовность персонала к инновационным процессам

С точки зрения универсальной модели инновационного процесса, ранее разработанной авторами [2], готовность персонала к инновациям является определяющим условием достижения первоначальной цели инновационной деятельности. Иными словами, то, насколько конечный результат инновационной деятельности совпадает или же, наоборот, разнится с исходной целью, зависит в высокой степени именно от инновационной готовности персонала. Вернемся к универсальной модели инновационного процесса и абстрагируемся от всех ее компонентов за исключением С (социума), Р (результата) и Ц (цели). Предлагаем выделить в крупном инновационном процессе более мелкий процесс, связанный с обеспечением готовности персонала к инновациям, модель которого представлена на рис. 1 (см. на с. 50).

Таким образом, мы предлагаем следующее определение обеспечения готовности персонала к инновациям:

именно социум компании, являясь ее ядром и главной движущей силой, может стать причиной сдерживания инновационного процесса

инновационный менеджмент

Рис. 1. Модель процесса обеспечения готовности персонала к инновациям

Поясним основные компоненты данной модели: С - социум, персонал организации; «+» - положительные инновационные характеристики;

«—» - отрицательные инновационные характеристики персонала; ИШ - инновационные шумы; Р - результат инновационной деятельности; Ц - первоначальная цель инновационной деятельности.

_готовность

_персонала

_к инновациям - это

набор характеристик _каждого сотрудника,

_способствующих или

_препятствующих

внедрению инноваций _на предприятии

«Обеспечение готовности персонала к инновациям - есть меры по усилению положительных инновационных характеристик персонала и ослаблению инновационных шумов, которые в дальнейшем приводят к достижению первоначальных целей инновационной деятельности». Заштрихованная зона - это область совпадения результатов инновационной деятельности с поставленными целями. Пустая зона - область отклонения. Очевидно, необходимо посредством определенных воздействий увеличивать заштрихованную зону и уменьшить пустую. Это возможно осуществить исключительно через социум, как саморегулирующуюся систему. Осознавая свои положительные и отрицательные характеристики, социум способен усилить первые и ослабить вторые. Из рисунка видно, что это приведет к снижению силы воздействия инновационных шумов, которые, в свою очередь, увеличивают пустую зону несовпадения целей и результатов.

российское предпринимательство, № 18 (216)/сентябрь 2012

Вышеописанный мелкий процесс открывает широкие перспективы в области влияния на ход самого инновационного процесса через изменения в социуме компании. Однако наглядно представленная модель дает лишь внешнее представление о механизме инновационного процесса и требует дальнейшего пояснения.

Производительность труда и инновации

На рис. 2 (см. ниже) представлена развернутая модель процесса обеспечения готовности персонала к инновациям, где на входе и на выходе -социум компании с разной производительностью труда в инновационной деятельности (Б1 - первоначальная производительность труда в инновационной деятельности, Б2 - производительность труда в инновационной деятельности после запуска и окончания ряда процессов). Данная модель описывает прохождение трех крупных последовательных процессов (процесса определения исходной готовности персонала к инновационной деятельности, процесса выделения «узких мест», порожденных наличием внутренних инновационных шумов, процесса повышения готовности персонала к инновациям/ обеспечения запланированной готовности), которые,

Рис. 2. Развернутая модель процесса обеспечения готовности персонала к инновациям

готовность персонала к инновациям является определяющим условием достижения первоначальной цели инновационной деятельности

- - Т г

инновационный менеджмент

требуемой

производительности

_труда можно

достичь, повышая показатель степени _готовности

персонала

_к инновационной

_деятельности

до заданного значения

в свою очередь, состоят из ряда более мелких последовательных и параллельных процессов. Такое сочетание системного и процессного подходов дает нам возможность наглядно представить весь процесс обеспечения готовности персонала к инновациям.

Благодаря обеспечению высокой готовности персонала к инновационной деятельности повышается производительность труда при внедрении инноваций, блокируются инновационные шумы, препятствующие успешному ходу инновационного процесса и, как следствие, достигается результат инновационной деятельности максимально приближенный к заранее поставленной цели инновационного развития.

Теоретическое обоснование процесса обеспечения готовности персонала к инновациям в связи с производительностью труда в инновационной деятельности предполагает возможность математического моделирования данного процесса. В левой части уравнения должен находиться показатель производительности труда, а в правой показатель оценки степени готовности персонала к инновационной деятельности. Зависимость производительности труда от степени готовности персонала к инновационной деятельности можно выразить формулой:

Б = (1),

где

Б - производительность труда в инновационной деятельности;

у11 - степени готовности персонала к инновационной деятельности.

Заключение

Практическое применение данной зависимости позволит повышать производительность труда персонала промышленных предприятий, занятого во внедрении инноваций. Требуемой производительности труда можно достичь, повышая показатель степени готовности персонала к инновационной деятельности до заданного значения. Очевидно, данная функциональная зависимость представляет собой действенный рычаг

№ 18 (216)/сентябрь 2012

корректировки производительности труда в инновационной деятельности посредством изменения степени готовности персонала промышленных предприятий к внедрению инноваций. Из сказанного выше возникает необходимость математического обоснования параметров данной зависимости, которое авторы планируют провести в дальнейшем.

Литература

1. Горбов Н.М., Шаховская А.А. Инновационные шумы-препятствия внедрению инноваций. - М.: Логос, 2011. - С. 159-161.

2. Горбов Н.М., Шаховская АА. Универсальная схема инновационного процесса // Вестн. БГУ. - 2011. -№ 3. - С. 146-149.

Anna A. Shakhovskaya

Postgraduate Student, Faculty of Economics and Management, Bryansk State Technical University

Management of Ensuring Readiness of the Staff to Innovate to Facilitate the Progress of the Innovation Process

Abstract

The article considers ensuring readiness of the personnel to innovation as an integral part of the innovation process, its main sub-process in terms of socio-approach and the concept of social and ethical management. It shows the basic abilities to influence the results of the innovation process through the management of ensuring readiness of the staff to innovate.

Keywords: innovation process, innovation noise, staff, willingness to innovate

инновационный менеджмент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.